© Исаев Владимир Анатольевич
доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, Ивановский государственный университет
ул. Ермака, 39, г. Иваново, 153025 E-mail: [email protected]
(£ Исаева Мария Владимировна
менеджер кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Медиакоммуникации и использование позитивного языка сознания при формировании проектов в высшей школе
Установлены сходства и различия в действии медиа коммуникации и использовании позитивного языка сознания в учебной деятельности на примерах проектов в экологии в высшей школе, которые будут реали-зовываться в ближайшие и отдаленные сроки. Сходства изученных проектов на ближайшее будущее основываются на сходстве задач медиавертикали коммуникаций, использовании позитивного языка сознания для улучшения академических результатов и общей мотивации к процессу обучения в высшей школе. Эти взаимодействия оказывают положительное влияние на коллаборацию и коммуникацию между студентами, определяют создание поддерживающей и вдохновляющей обучающей среды. Комплекс факторов позитивного взаимодействия преподавателей и студентов повышает мотивацию, общее эмоциональное благополучие, способствует совместной работе и успешному завершению поставленных перед студентами ближайших задач формирования стандартных компетенций в учебной, исследовательской и проектной деятельности. При постановке целей и задач проектов, ориентированных на перспективную, отдаленную деятельность у студентов, наряду с вдохновением и мотивацией от позитивного языка сознания в экологии и психологии и ожиданиями ближайших успешных результатов, формируются элементы ноосферной компетенции с комплексом не только естественно-научных, но и психологических характеристик, помогающих осознать ответственность за самостоятельную постановку цели и задачи с учетом неопределенности их в медиавертикали, разных прогнозах сохранения и развития биосферы и человечества, определении трудоустройства и смены будущих профессий.
Ключевые слова: цифровизация, коммуникация, проекты, сознание, позитивный язык, оценка достижений, вовлечение, обучение, эмоциональный интеллект, медиатизация, медиа.
Для цитирования: Исаев В.А., Исаева М.В. Медиакоммуникации и использование позитивного языка сознания при формировании проектов в высшей школе // Вопросы медиабизнеса. 2024. Т. 3. № 3. С. 5-15. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0160
Vladimir A. Isaev G
Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Biology, Ivanovo State University
39, Ermaka street, Ivanovo, 153025 E-mail: [email protected]
Mariya V. Isaeva
Manager of the Chair of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federations
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Media communications and the use of positive language of consciousness in the formation of projects in higher education
Similarities and differences in the action of media communication and the use of a positive language of consciousness in educational activities are established using examples of projects in ecology in higher education, which will be implemented in the near and distant future. Similarities of the studied projects for the near future are based on the similarity of the tasks of the media vertical of communications, the use of a positive language of consciousness to improve academic results and general motivation for the learning process in higher education. These interactions have a positive effect on collaboration and communication between students, determine the creation of a supportive and inspiring learning environment. A set of factors of positive interaction between teachers and students increases motivation, overall emotional well-being, promotes teamwork and successful completion of the immediate tasks set for students to form standard competencies in educational, research and project activities. When setting goals and objectives for projects aimed at long-term, distant activities, students, along with inspiration and motivation from the positive language of consciousness in ecology and psychology and expectations of immediate successful results, form elements of noospheric competence with a complex of not only natural-scientific, but also psychological characteristics that help to realize the responsibility for independently setting goals and objectives, taking into account their uncertainty in the media vertical, various forecasts for the preservation and development of the biosphere and humanity, determining employment and changing future professions.
Keywords: digitalization, communication, projects, consciousness, positive language, achievement assessment, engagement, learning, emotional intelligence, mediatization, media.
JEL Classification: D83, I23
For citation: Isaev V.A., Isaeva M.V. Media communications and the use of positive language of consciousness in the formation of projects in higher education. Issues of Media Business, 2024, vol. 3, no. 3, pp. 5-15. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0160
Введение
Влияние позитивной коммуникации на академическую успеваемость и образовательную среду является предметом многочисленных исследований в педагогике, лингвистике и психологии.
Ряд работ об этой связи с позитивным языком сознания обобщен в монографиях и сводках. Среди таких работ следует обратить внимание на ряд авторов отечественной коллективной монографии под редакцией Г.Е. Зборовского об учащейся молодежи, которые определяют образовательную успешность как высокую степень освоения образовательной программы, норм культуры, ценностей, направленности поведения, целеполагание личности, адекватность самооценки, системы коммуникаций, отношений [Зборовский, 2021].
Анализ научной литературы демонстрирует корреляцию между позитивным взаимодействием педагогов и обучающихся и рядом отличных образовательных результатов. Р.А. Дорми-донтов, исходя из обобщения факторов теоретических и практических подходов к обучению в психологии личностного развития и сопоставлении социально-экономических факторов жизни разных обучающихся, указывает на наиболее важное значение мотивационного компонента в образовательном процессе. Кроме того, он отмечает, что решение вопроса успешности в образовании уменьшает влияние фактора неуспешности, неуверенности и деструктивного поведения обучающихся, как в обучении, так и впоследствии в обществе [Дормидонтов, 2022]. Таким образом, для создания настроя обучающихся, значение имеет манера поведения и подачи материала преподавателем, его собственные личностные качества и пример общения.
Многие преподаватели, сталкиваются с учениками, которым обучение по разным причинам дается с трудом. Позитивная коммуникация также способна оказывать влияние на решение и этой проблемы. При этом отмечается важность формирования у студентов установки на регулярное посещение, желания приходить на занятия или заниматься онлайн [Pishghadam, 2021].
Влияние позитивной коммуникации распространяется и на формирование благоприятной образовательной среды. Создание позитивного климата в классе, характеризующегося безопасностью самораскрытия, взаимоуважением и поддержкой, также положительно сказывается на вовлеченности и успеваемости студентов [Тишков, 2020; Sharifah Khairol Musairah, Hasyeilla Abd Mutalib, Sabiroh Md Sabri, Nursyamilah Annuar, 2023]. Исследования, посвященные связи позитивной коммуникации и академической успеваемости, указывают на то, что использование преподавателями положительного подкрепления и поддерживающих высказываний способствует повышению мотивации студентов и улучшению их учебных результатов [Кладова, 2017].
Такие психологические приемы как создание договоренностей, прозрачность в действиях, ясность коммуникации в отношениях и использование позитивной обратной связи будут создавать уверенность у обучающегося, что его понимают верно, и в ответ он понятно доносит свои мысли, то есть обучается не только получать знания, но и применять их, выражать вербально, понятно окружающим, учится не только излагать, но и отстаивать свою точку зрения, быть убедительным в аргументах. Положительная обратная связь, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на самооценку обучающихся и их стремление к познанию. В доброжелательной среде активнее проявляются и развиваются когнитивные способности, возрождается любопытство, творчество, стремление к созидательной совместной деятельности. Эти данные подтверждают важность конструктивной и поддерживающей коммуникации для формирования позитивной учебной мотивации и достижения высоких академических показателей [Culpeper and Kan, 2020].
Кроме того, важную роль играет эмоциональный интеллект как обучающихся, так и педагогов. Д Г. Васьбиева описывает, как уровень эмоционального интеллекта влияет на качество коммуникации в учебных заведениях и на взаимодействие между студентами и преподавателями. [Васьбиева, 2022]. Другие исследования подчеркивают, что студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта, находящиеся в условиях позитивной коммуникации, демонстрируют более высокие академические достижения и улучшенные социальные навыки. Это свидетельствует о том, что позитивная коммуникация способствует не только когнитивному, но и социально-эмоциональному развитию студентов [Котомина, 2017; Sirotkin, 2022].
Визуально полнота охвата и разнообразие затрагиваемых факторов влияния связи позитивной коммуникации преподаватель-студент с достижением положительных результатов в учебе была представлена исследователями Се Фей и Дерахшаном Али [Xie, Derakhshan, 2021].
То есть, если преподаватель в своем поведении пользуется такими приемами коммуникации как подтверждение, взаимопонимание, ясность, доверие, непосредственно в моменте верного действия студента дает обратную связь, то у студента улучшаются достижения, создается позитивное отношение, вовлеченность, психологическое благополучие, посещаемость занятий, 7 готовность к общению, интерес и в конце концов — его академическая успеваемость.
Эти исследования подчеркивают важность позитивной коммуникации в образовательном процессе и показывают, как она может влиять на результаты обучения, когда межличностные коммуникативные компетенции, отраженные в поведении преподавателя влияют на развитие личности и компетенций студентов.
С учетом возраста студенческой аудитории обратимся к возможностям коммуникации преподаватель-студент через призму медиатизации общества, где «медиа» — это информационно-коммуникационные технологии и массовые коммуникации, которые пронзая все сферы общества, составляют цифровую среду нашей жизни и взаимодействия. Профессор В.В. Кафтан описывает способ восприятия новых цифровых способов общения как ««поворот»... — способ существования в научно-культурном пространстве, где, чтобы быть услышанным, нужно быть заметным, ярким, необычным, успевать включаться в актуальный дискурс той или иной научной или культурной ситуации» [Коммуникации..., 2022. С. 19], что способствует повышению заинтересованности в необычных форматах работы, в том числе совместной проектной работы.
С развитием цифровизации в обществе и в академической среде также наблюдается изменение способов коммуникации участников образовательного процесса. Все меньше, чем в предыдущие периоды, становится доля письменных работ, так как преподаватели ищут способы уменьшить вероятность плагиата и объективно оценивать полученные знания. Таким образом увеличивается доля проектной работы, необходимость вовлечения в нее студентов и интенсификация их контактов как с преподавателями, так и между собой в процессе обучения.
Взаимодействие студентов на платформах для совместной работы над проектами и обмена идеями приводит к расширению круга обучающихся и активизации коммуникаций в учебном коллективе. Приведем ряд фактов, перечисленных далее в пп. 1-4 и проанализированных в разных источниках.
1. Увеличение использования мессенджеров и социальных сетей:
мессенджеры, такие как WhatsApp, Telegram и VK, Facebook Messengers, продолжают набирать популярность как основные средства коммуникации. Это обусловлено их доступностью, скоростью и возможностью групповой коммуникации;
по данным отчета Statista за 2024 г. количество пользователей мессенджеров превысило четрые миллиарда человек по всему миру, и ожидается, что этот тренд продолжится. . Влияние видеозвонков:
пандемия COVID-19 значительно увеличила использование видеозвонков через платформы, такие как Zoom и Microsoft Teams, Яндекс.Телемост. Даже после возвращения к обычной жизни, многие организации продолжают использовать видеоконференции для удаленных встреч [Петров, 2023];
исследование от Gartner показало, что 74% компаний в 2023 г. использовали видеозвонки в качестве основного способа общения. . Рост популярности голосовых помощников:
голосовые помощники, такие как Алиса, Салют, Маруся, Капсула, Siri, Google Assistant, Alexa и т.п. все больше интегрируются в повседневную жизнь. Они меняют способы, которыми люди взаимодействуют с технологиями и друг с другом;
например, по данным отчета Voicebot.ai, более 50% домохозяйств в США имели хотя бы одно устройство с голосовым помощником на 2022 г.;
уже более 10 миллионов пользователей ежемесячно управляют домом и бытовыми устройствами с помощью Алисы по данным официального канала компании «Яндекс» [Нимов, 2024]. . Использование искусственного интеллекта и технологий AI и AR/VR:
AI активно используется для улучшения коммуникации, например, чат-боты и виртуальные помощники, которые помогают в обслуживании клиентов и предоставлении информации [Зве-гинцева, 2023];
исследования показывают, что AI может повысить эффективность коммуникации на 30%, что делает его важным инструментом в бизнесе [Тихонова, 2023; Ань, 2023];
рост вычислительных мощностей и насыщенность использования мобильных устройств способствуют активной интеграции AR и VR технологий уже не только в индустрию развлечений, но и в различные программы и приложения для специалистов всех отраслей, в том числе — в сферу образования, и для создания обучающих приложений и тренажеров [Утегенов, 2022].
• Сознательное использование цифровых средств для общения способствует не только получению новых знаний, но и формированию профессиональных личностных качеств.
Примером позитивного языка коммуникаций между преподавателями и студентами может послужить переход к онлайн-формату консультаций и лекций, где обсуждаются не только академические вопросы, но и текущие темы, позволяющие студентам лучше понимать свое обучение.
Виртуальные площадки для обсуждения курсов и заданий привычны современным обучающимся. Они снижают напряженность, создают атмосферу открытости и взаимопонимания, способствуя более свободному обмену мнениями и идеями между студентами и обучающими.
Регулярная обратная связь и больше похвалы со стороны преподавателей по результатам работы студентов могут стимулировать их на новые свершения, способствуя развитию позитивного и продуктивного обучающего процесса.
Issues of Media Business 2024, vol. 3, no. 3
Успех студентов во многом определяется их вовлеченностью в учебный процесс, уверенностью в себе и чувством принадлежности к академическому сообществу. Эффективная система оценивания должна учитывать эти факторы, делая обучение и оценку актуальными и значимыми для студентов. Оценивание должно фокусироваться на развитии практических навыков, востребованных на рынке труда, позволяя студентам отслеживать свой прогресс, выявлять слабые стороны и совершенствовать свои компетенции для успешной профессиональной деятельности. Активное участие студентов в обучении, аналогичное тому, которое требуется на рабочем месте, является неотъемлемой частью подготовки к будущей профессии. Задача педагога — помочь студентам применять теоретические знания на практике, обеспечивая готовность к успешной реализации профессиональных задач.
Современный язык коммуникаций в образовательной среде, в большей степени строится на интерактивности, взаимодействии и поощрении, когда студенты находятся в центре процесса, а преподаватели выступают в роли наставников и кураторов, содействуя формированию у студентов критического мышления и творческого потенциала. Среди современных трендов в обучении и воспитании важное место занял проектный метод работы, роль которого в формировании будущих выпускников в условиях современной разобщенности мирового информационного пространства, нарушения потоков веществ и энергии в биосфере, приводящим к экологическим кризисам и проблемам сохранения биосферы и человечества, оценена еще недостаточно.
В связи с этим нами в настоящей работе была поставлена цель: оценить возможности комплексного подхода к созданию проектов ближайшего и отдаленного будущего с использованием позитивного языка сознания в процессе биологического и психологического восприятия информации, учета личных достижений и способностей, обучающихся при формировании будущей деятельности. В задачи работы входило: 1) изучить влияние позитивного языка коммуникации на вовлеченность в выполнение творческих задач и академическую успеваемость студентов бакалавриата и магистратуры; 2) исследовать коллаборации, медиа коммуникации преподавателей и студентов при выполнении ими экологических проектов ближайшего и отдаленного будущего; 3) определить комплекс факторов, способствующих совместной работе и успешному завершению студентами задач учебной, исследовательской и проектной деятельности.
Материалы исследований проходили апробацию на ряде конференций и симпозиумов, в том числе, по направлению данной работы в 2024 г. на Международном симпозиуме «Современная филологическая достижения и инновации. 23-25 мая 2024 г. Иваново. Россия».
Материал и методы
На подготовительном этапе с 1995 г. исследования проводились с учетом биологических и психологических аспектов восприятия информации в коллективах [Исаева, 2005, 2010] на специа-литете, а затем в бакалавриате и магистратуре в вузах Москвы в Московской бизнес-школы, МТИ, университете «Синергия», в г. Иваново в ИвГУ, где работали авторы настоящей статьи. При этом происходила смена технологий взаимодействия при чтении лекций и проведения практических занятий в форме мультимедийных курсов и рейтингово-балльной системы оценки знаний [Исаев, Исаева, 2005], развития цифровизации, вебинаров и вебинарной компетенции [Исаева, 2016], ролевых игр с переходом от оффлайн к онлайн форматам, систем дистанционного обучения (Moodle, ЭИОС) и проектной деятельности [Исаев, Исаева, 2020, 2021, 2023].
Описания методов создания экологических проектов и возможностей их реализации в реальном и виртуальном вариантах, предлагавшихся ранее авторами исследования, были опубликованы [Исаев, Исаева, 2019]. Они способствовали оптимизации процессов обучения в вузах, послужили в дальнейшем, наряду с биологическими, социальными драйверами цифровизации [Исаев, Исаева, 2020]. Настоящая работа продолжает эти разработки и включает методы и проекты последнего десятилетия, полученные авторами при коллективном взаимодействии участников обучения с использованием позитивных отношений внутри этих групп и между ними.
Результаты
Взятые нами выборки для наблюдения у студентов бакалавриата внутри групп практически однородны по возрасту (у студентов бакалавриата в 2024 г. около 20 лет, у студентов магистратуры в каждый год, из трех лет, 2022, 2023 и 2024 гг,, около 23 лет, за исключением 1 студента в 2023 г., который был много старше) и по предшествующему образованию (школьное для бакалавриата, бакалавриат в ИвГУ для студентов магистратуры). У студентов бакалавриата для оценки достижений использовался закрепленный в университете рейтингово-балльный подход, в магистратуре рейтинга не было и использовались для сравнительного анализа оценки промежуточной атте- 9 стации (экзамена по предмету) (таблица 1 и 2).
Бакалавриат
В бакалавриате в Ивановском госуниверситете по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» переход от учебного проекта «Среды жизни и их обитатели» к практико-о-риентированным проектам, таким, как «Стать человеком. 5-й уровень», «Экодом» и другие, осуществлялся среди студентов в разные годы с разной скоростью, степенью охвата и интенсивностью. Все проекты при этом предполагали раскрытие творческих способностей обучающихся.
Как правило, в течение обучения по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» в период, предшествующий 2024 г., выполнялось всего два проекта. В 2024 г. таких проектов было реализовано больше. Проекты «Среды жизни и их обитатели», а также «Стать человеком. 5-й уровень» в 2024 г., как и в предыдущий период, выполнялись небольшими группами студентов, а проект «Экодом» индивидуально (табл. 1). В первых двух проектах, кроме учебных задач, соответствующих освоению экологических компетенций при изучении общих экологических закономерностей, ставились также и задачи освоения межпредметных связей и соответствующих компетенций. Вовлеченность студентов в выполнение этих проектов была сходной, высокой и составила 96,2%.
Проект «Экодом» отражал желания студентов построить в будущем «дом своей мечты». В этом проекте, наряду с общими, задаваемыми всем обучающимся, экологическими требованиями к строительству, благоустройству и эксплуатации таких домов, легко находимыми в интернет-источниках, для студентов преподавателем ставились личностно-ориентированная задачи (размещение в нем растений, животных, комнаты рекреационной разгрузки, а вокруг дома оформление придомовой территории), что благоприятствовало, несмотря на индивидуальное решение задачи по созданию проекта, обмену информацией студентов разных специализаций. Заинтересованность проектом определила 100% вовлеченность в его выполнение (табл. 1).
Благодаря успешному сотрудничеству между преподавателями и студентами в проектной работе и использованию новых технологий изменялась скорость подготовки проектов, ориентированных на практическое применение. Число проектов в бакалавриате увеличилось, стали возрождаться практико-ориентированные проекты прежних лет, известные с конца прошлого века, а также появляться новые. Наряду с накоплением теоретических знаний по рациональному природопользованию появилась возможность широкого освещения вопросов сохранения чистоты малых городов, озер, рек и ручьев, участков лесов на территориях нашей области, благодаря информационной поддержке медиа средств, инициативе преподавателей и обратным связям студентов с местами, где они родились и выросли, т.е. с «малой родиной». Наиболее ярким примером такого сотрудничества стал проект под общим названием «Сохраним...», где студенты добавляли в текст названия конкретные, каждый свои, объекты сохранения.
Таблица 1 — Итоговый рейтинг в семестре (сентябрь — декабрь 2024 г., до экзамена конце января 2025 г.) в баллах и число студентов бакалавриата, граждан России, выполнявших различные экологические проекты в 2024 г. (и — индивидуально, к — в составе временного коллектива, н — не выполняли)
Проект / Итоговый рейтинг в семестре (в баллах) «Среды жизни и их обитатели» «Стать человеком. 5-й уровень» «Экодом» «Сохраним...»
55-60 20 - к 20 -к 20 - и 19 - к, 1 - и
50-54 4 - к 3 - к, 1 - н 4 - и 3 - к, 1 - н
46-49 1 - н 1 - к 1 - и 1 - н
<46 1 - к 1 - к 1 - и 1 - к
Источник: составлено авторами
Из 26 обучавшихся, граждан России, позитивно восприняли и с большим энтузиазмом его выполняли 24 человека (92, 3%, табл. 1), среди которых были практически все высокорейтинговые студенты, которые в дальнейшем получили возможность по результатам выполнения программы дисциплины освободиться от экзамена с отличными (55-60 баллов) или хорошими (50-54 балла) оценками. Из этих 24 человек 23 вошли в состав временных трудовых коллективов (из 2-5 человек), а 1 человек выполнял индивидуальный проект (табл. 1). Следует отметить, что среди 24 человек, выполнявших проект «Сохраним.», большинство (19 человек, 76,2% от общего числа) под влиянием медиа коммуникаций и преподавателя нашли разные актуальные ближайшие цели и задачи по решению экологических проблем с конкретными территориями нашего региона, а остальные 5 человек (23,8%) с территориями других регионов, где они проходили практику.
Issues of Media Business 2024, 3, 3
Магистратура
В магистратуре опыт выполнения одного обязательного учебного проекта по биосферной тематике потенциально мог подкрепляться на добровольной основе еще одним проектом, раскрывавшим вклад конкретного студента или конкретной пары студентов (семьи) в решение в будущем, в ближайшие 20-25 лет задач по сохранению и изменению биосферы и человечества. Вовлеченность в решение этого проекта с отдаленными целями составляла от 88, 9% (8 из 9 человек) в 2023 г. до 100,0% в 2022 г. и 2024 г. (табл. 2).
Для определения анализировалась межпредметная ноосферная компетенция — готовность к ноосферному развитию [Исаев, Исаева, 2021]. Суть ее выражается в способности к формированию будущего в условиях ноосферной реальности с учетом собственных способностей и достижений. При этом оценивались знания, умения и навыки (текущие достижения и потенциальные возможности взаимодействия с людьми и с природой).
Успеваемость студентов, выполнявших этот проект, повышалась. Число студентов, получивших наиболее высокие, отличные, оценки по предмете «Современные биосферные процессы» составила от 66,7% в 2023 г. до 100,0% в 2022 г. (табл. 2). Все студенты при этом, независимо от будущей оценки («хорошо» или «отлично»), выполняли его индивидуально, с большим интересом и эмоциональным подъемом, т.к. он предопределял их будущее и носил личностно-ориентирован-ный характер. В то же время, в ходе такой работы расширялось взаимодействие преподавателя и студентов, заложенное ранее в экологических курсах, использовались разные каналы восприятия информации у студентов, формировалась способность к реальной деятельности по сохранению биосферы и осуществлению перехода к ноосфере.
Таблица 2 — Активность обучающихся магистратуры, граждан России, выполнявших проект «Я и биосфера» в разные годы, и их успеваемость по дисциплине «Современные
биосферные процессы»
Оценка/год Число обучающихся (и — индивидульно выполнявших проект, н — не выполнявших проект)
2022 г. 2023 г. 2024 г.
отлично 5 - и 6 - и 8 - и
хорошо 0 2 - и 2 - и
удовлетворительно 0 1 - н 0
Источник: составлено авторами
Обсуждение результатов
Представленные нами результаты проектной деятельности бакалавров в 2024 г. и магистров в 2022-2024 гг., на первый взгляд, носят характер теоретических разработок. Тем не менее они способствуют ясности и четкости в изложении материала, создают мотивацию у студентов бакалавриата и магистратуры для выполнения большего числа разных проектов и улучшения их академических результатов, успешного достижения поставленных целей и задач на практике. При этом позитивный язык коммуникации также оказывает положительное влияние на коллабора-цию и коммуникацию между студентами. Он формирует поддерживающую и вдохновляющую обучающую среду, способствуя успешному завершению проектной деятельности и повышению общего эмоционального благополучия студентов.
Дальнейшие вопросы продвижения таких проектов в жизнь связаны с финансовыми затратами и требуют поддержки из различных источников. В бакалавриате в 2024 г. все создаваемые проекты, например, по теме «Экодом», представлялись большинству обучающихся, не как ближайшая реальность, а как возможность создать в будущем такой дом, где будет жить семья, где будет тепло и уют для всех его обитателей: людей, растений и животных. Однако в ходе предшествующего временного периода разработки этого проекта, например, в 2017 г. мы заслушивали проект одной студентки, которая сказала нам, начиная свое выступление: «Такой дом построен. Это наш дом». Таким образом, проект, как оказалось, при наличии семейных и личных сбережений, можно быстро воплотить в жизнь.
Ретроспективный анализ проектов части студентов, обучавшихся сначала в специалитете в 2000 гг., а затем в магистратуре, например, в 2018 г. (1 студент) или в 2023 г. (1 студент) и представлявших проект «Я и биосфера», также указывали на реализацию тех идей, которые закладывались в ходе воспитания, обучения и формирования целей в жизни под позитивным влиянием преподавателей университета (успешное трудоустройство по специальности, внимательное отношение к семейным ценностям и воспитанию детей, бережное отношение к природе и т.д.). Эти студенты рассказывали о своем вкладе в решение проблем сохранения биосферы и уверен-
но строили планы на будущее. К ним прислушивались более молодые обучающиеся, которые, в свою очередь, как оказалось, за те же годы с большей скоростью смогли освоить различные технические средства, работу в мессенджерах, современные методы и приемы подготовки проектов.
Представление ряда проектов магистрантами по теме «Я и биосфера», например, в предшествующие анализу периоды (2019-2021 гг.) происходило сначала в университетской ЭИОС и Zoom, использовались онлайн форматы, а затем происходила защита офлайн, если ситуация по распространению пандемии это позволяла. В 2022-2024 гг. проекты для предварительного анализа посылались преподавателю по электронной почте, а затем после консультаций и редактирования преподавателем защищались офлайн с использованием ноутбука или проектора в аудитории либо посылались всем участникам онлайн конференции в свою группу в мессенджеры.
Из современных тенденций обучения в магистратуре следует отметить более раннюю потребность в трудоустройстве на рынке труда. В результате студенты магистратуры, которые участвовали в проектах в 2022-2024 гг., в подавляющем большинстве не только учились, но и работали, в том числе и по проектам, связанным с учебной и научной деятельностью разных преподавателей и специалистов. Это способствовало как координации работы образовательных и научно-исследовательских структур, освещению и представлению их работы в медиа среде, так и позитивному психологическому восприятию текущего учебного материала по дисциплине «Современные биосферные процессы». С другой стороны, студенты получали частичную или полную финансовую самостоятельность, что благоприятствовало пониманию целей и задач проектов по теме «Я и биосфера», осознанию реальной возможности их выполнения.
Приведенные примеры указывают, что ближайшие и отдаленные цели могут быть реализованы в процессе воспитания и обучения в университете и дальнейшей жизни с разной скоростью, при этом многое может зависеть от медиакоммуникативной составляющей и позитивного языка коммуникации, направляющих к поиску финансовых возможностей для гармоничного взаимодействия с людьми и природой, а также для реализации будущей ноосферной личности.
Заключение
Работа, проведенная со студентами бакалавриата по дисциплине «Экология и рациональное природопользование», отражает результат содружества в действиях медиа и коммуникаций, государственных и общественных структур, образовательных учреждений региона, конкретного вуза и его преподавателей, поддержавших с помощью воздействия позитивного подхода, позитивного языка сознания инициативы региона по сохранению и благоустройству территорий малых городов. Такой опыт комплексного подхода к проблеме может помочь сохранению городской среды и природы в разных регионах России. Он широко освещался в медиавертикали, начиная с официальных печатных изданий, радио, телевидения и интернет-источников и заканчивая мес-сенджерами. Координация их идет и в высшей школе, обсуждается при реализации направлений по созданию кампуса международного уровня в городе Иваново в 2024-2030 гг., работе консорциума вузов «Иваново», на внутривузовском уровне в ИвГУ и других университетах Ивановской области.
Развитие проектной деятельности в последние годы (2022-2024 гг.) в проектах студентов магистратуры показало возможности планирования долгосрочных целей, расширение возможности для научной и практической работы в разных регионах страны, т.к. исследования ряда студентов приобрели фундаментальный характер благодаря практикам в НИИ РАН. Также стала заметной тенденция к представлению части работ, связанных с волонтерской деятельностью среди населения в городах (развитие одаренных детей, забота о детях с нарушениями здоровья), усилились тенденции к формированию навыков природолюбия и выполнения волонтерской работы в национальных парках и заповедниках по охране редких видов на территориях, как в центральном регионе России, так и далеко за его пределами.
Чаще у студентов биологов нашего вуза в проектах стали встречаться примеры бережного, рачительного ведения хозяйственной деятельности дома, на дачах, однако число таких студентов пока остается среди обучающихся небольшим. Часть студентов активно участвует в общественной работе, в том числе, посещает приюты для животных, берет их домой. Ряд студентов уже сейчас активно работают в школах с обычными классами и в учреждениях образования с детьми, например, по развитию навыков робототехники и т. д. В ходе онлайн-конференций студенты рассказывали и показывали, как они экономят воду, электричество, утилизируют отходы, пользуются экологически чистым транспортом. Реализация проектов анализируемого типа, связанных с будущими целями ноосферного развития, входит в фундаментальные исследования философских 12 и естественно-научных направлений вузов и НИИ РАН и ряда общественных академий (РАЕН, МАНПО и др.). Приобщение к этой работе студентов нашего вуза в текущее сложное время, как
Issues of Media Business 2024, vol. 3, no. 3
и в предыдущее десятилетие, «способствовало распространению ноосферных идей, поскольку на этапе обучения возрастной задачей является самоопределение взрослеющего человека: создание семьи, укрепление дружеских связей, построение успешной карьеры и реализация целей» [Исаев, Исаева, 2021].
В целом, результаты работы, проведенной нами совместно со студентами ИвГУ, отражают современные общероссийские и общемировые тренды эволюционирования обучения и воспитания студентов. Влияние технологий на способы коммуникации продолжает расти, и эта тенденция, вероятно, сохранится и в будущем. Адаптация к новым инструментам и платформам, а также внимание к вопросам безопасности и конфиденциальности будут играть ключевую роль в будущем взаимодействия людей.
Однако полученные нами данные указывают на важность психолого-педагогического обеспечения проектной деятельности, а также необходимость использования индивидуальных траекторий обучения как для предметных, так и межпредметных компетенций в проектах, где ставятся практические задачи и требуется осмысление идей естественно-научного, психолого-педагогического и философского характера.
30 лет назад, в 1995 г. академик Н.Н. Моисеев писал:
«Совершенствуя образование, важно отчетливо представлять сегодняшние потребности общества, видеть перспективу их развития, представлять себе того человека, которому предстоит преодолеть те беды, которые нас подстерегают» [Моисеев, 1995].
Каковы будут пути выхода из сегодняшней сложной ситуации, каковы будут пути развития региональной науки и образования? Анализ текущих проблем показывает, что одни вопросы нужно решать «здесь и сейчас», в регионах, в региональных вузах, другие «дальние», «отдаленные» задачи требуют глубоких фундаментальных разработок в ведущих вузах страны. Это определяет для ряда регионов, в том числе и Ивановской области «стратегию вузов, которые отныне должны быть максимально ориентированы на нужды своего региона, на «близкие», локальные и конкретные, а не «дальние», глобальные и абстрактные задачи» [Балацкий, Екимова, 2021, Исаев, Исаева, 2021]. Разрабатывать такие проблемы предстоит вузам вместе с региональными системами управления образованием [Безрукова и др., 2023]. При этом нужно будет учитывать и скорость внедрения в жизнь, учебный процесс и бизнес искусственного интеллекта. Этот продукт активно внедряется в преподавание и обучение [Ахтямова, 2021; Алейникова, 2023; и др.]. Как будут представлены эти вопросы в медиа и коммуникациях, каким при этом будет обучение в вузах и нужны ли будут учителя, пока задумываются преподаватели и студенты других, небиологических специальностей в вузах. А нам, вместе со студентами в ИвГУ, среди которых проводились опросы, на данный момент прогноз представляется достаточно оптимистическим.
Выводы
Использование позитивного языка коммуникации в учебной деятельности через медиа коммуникации и преподавание в высшей школе существенно влияет на формулировку целей и задач обучения, выполнение творческих задач и увеличение числа выполняемых проектов в бакалавриате и магистратуре, создает мотивацию у студентов для их успешного хода решения задач и достижения поставленных целей.
Вовлеченность студентов бакалавриата в реализацию всех проектов по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» в 2024 г. сохранялась стабильно высокой (более 90%) в течение всего периода обучения при выполнении работы, как в составе коллективов, так и индивидуально.
Под влиянием медиа коммуникаций и роли преподавателя по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» в 2024 г. при выполнении проекта «Сохраним...» большая часть студентов (76,2%) связала свои ближайшие экологические задачи с сохранением территорий региона, где проходит обучение (Ивановская область), а меньшая (24,8%) с территориями других регионов.
Подход к образованию, основанный на позитивном языке сознания, способствует повышению самосознания и уверенности студентов, что ведет к улучшению академических результатов по экологическим дисциплинам в бакалавриате и магистратуре и общей мотивации к процессу перехода к индивидуальным траекториям обучения в высшей школе.
Позитивный язык коммуникации оказывает положительное влияние на коллаборации и взаимодействие студентов, определяет создание поддерживающей и вдохновляющей обучающей среды, а также позволяет коллективно решать экологические задачи ближайшего будущего в бакалавриате и поиска перспектив отдаленного будущего места человека в биосфере и прогнозиро- 13 вания его деятельности в отдаленный период при обучении в магистратуре.
Комплекс факторов в образовании: позитивного взаимодействия с преподавателем, медиа коммуникаций, психолого-педагогического сопровождения и выработки подходов к индивидуальным траекториям развития каждого студента — повышает общее эмоциональное благополучие, способствует совместной работе и успешному завершению поставленных перед студентами задач учебной, исследовательской и проектной деятельности.
Литература
Алейникова Д.В. Искусственный интеллект в преподавании и учении: к вопросу о качестве образовательного продукта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2G23. № 4 (849). С. 16-2G.
Ань В.Н., Кошель В.А. Технологии искусственного интеллекта и их роль в повышении эффективности рекламных коммуникаций // Практический маркетинг. 2G24. № 2 (32G). С. 1G-15.
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инерционность модели функционирования региональных вузов России в условиях постиндустриальной экономики // Проблемы развития территории. 2G21. Т. 25. № б. С. 32-5G.
Безрукова Н.А., Макеева А.В., Соколов В.А., Синева Н.Л., Челнокова Е.А., Жулькова Ю.Н. Управление регионализацией образования: педагогический аспект // Вестник педагогических наук. 2G23. № б. С. 215-22G.
Васьбиева Д.Г. К вопросу о современных концепциях эмоционального интеллекта и факторах его формирования и развития у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2G22. № 4 (95). С. 5-7.
Дормидонтов Р.А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем // Мир науки. Педагогика и психология. 2G22. Т. 1G. № 5.
Звегинцева Е.А., Иванов А.В. Трансформация модели медиакоммуникаций посредством алгоритмов искусственного интеллекта // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2G23. № 5. С. 65-7G.
Исаев В.А., Исаева М.В. Взаимосвязь восприятия образовательного контента с когнитивным стилем и направлением обучения // Ноосферные исследования. 2G23. № 2. С. 8G—88.
Исаев В.А., Исаева М.В. Глобализация и регионализация образования в условиях информатизации в вузах // Ноосферные исследования. 2G21. № 1. С. 58-б4.
Исаев В.А., Исаева М.В. Драйверы цифровизации и изменение рейтинга студентов при онлайн-обучении // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации. Иваново, 2G2G. С. 257-26G.
Исаев В.А., Исаева М.В. Опыт чтения мультимедийных курсов лекций и их роль в повышении качества подготовки специалистов // Научно-методическое обеспечение управления качеством в Ивановском государственном университете: материалы XXIX научно-методической конференции. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2GG5. С. 1б5—1б9.
Исаев В.А., Исаева М.В. Ролевая экологическая игра: off-line и on-line // Материалы национальной научно-практической конференции «Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы». Иваново: Иван. гос. ун-т, 2Gl9. C. 88-93.
Исаева М.В. Биологические и психологические аспекты восприятия информационного потока // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2GG5. С. 5G.
Исаева М. В. Введение в организационное поведение. М.: Моск. техн. ин-т, 2G15. 12G с.
Исаева М.В. Формы использования вебинаров в образовательном процессе и формирование «вебинарных» компетенций ППС в вузе // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы XI Международной практической конференции. М.: Моск. техн. ин-т, 2G16. С. 43-45.
Кладова И.С. Развитие саморегулируемого обучения в процессе обучения письменному высказыванию на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. 2G17. № 7. С. 89-95.
Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного Российского общества. М.: Русайнс, 2G22. 398 с.
Котомина О.В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2G17. Т. 19. № 1G. С. 9б-1Ю.
Нимов А. «Яндекс» представил данные об использовании Алисы и её сервисов за декабрь 2G24 года. URL: https://habr. com/ru/news/871604/ (дата обращения: G4.G1.2G25).
Петров К. Разговорный ИИ в 2G22 году: взросление голосовых ассистентов, тренд мобильных секретарей и рост спроса на умные устройства. URL: https://ict.moscow/news/2G22-conversational-ai/ (дата обращения: g1.1G.2g24).
Тихонова Ю. ИИ сэкономит деньги компаниям. URL: https://www.comnews.ru/content/227397/2G23-G7-l3/2023-w28/ii-sekonomit-dengi-kompaniyam (дата обращения: 01.10.2024).
Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.
Утегенов Н.Б. Искусственный интеллект на сегодняшний день // Universum: технические науки. 2022. № 7-1 (100). С. 27-30.
Culpeper J., Kan Q. Communicative styles, rapport, and student engagement: An online peer mentoring scheme. Applied Linguistics, 2020, vol. 41, no. 5, pp. 75б-78б.
Musairah S.K., Abd Mutalib H., Sabri S.M., Annuar N., Rahman N.L.A. Musairah S.K. et al. The Impact of Student Achievement-Based Assessment Report (SABAR) on Student Learning and Engagement. Atlantis Press, 2023, pp. 360-375.
Pishghadam R., Derakhshan A., Zhaleh K., Al-Obaydi L.H. Students' willingness to attend EFL classes with respect to teachers' 14 credibility, stroke, and success: a cross-cultural study of Iranian and Iraqi students' perceptions. Current Psychology, 2023,
vol. 42, no. 5, pp. 4065-4079.
Issues of Media Business 2024, vol. 3, no. 3
Sirotkin M.S. Emotional intelligence and the effectiveness of the educational process in higher education. Scientific notes of young researchers, 2022, vol. 10, no. 2, pp. 48-53.
Xie F., Derakhshan A. A conceptual review of positive teacher interpersonal communication behaviors in the instructional context. Frontiers in psychology, 2021, vol. 12, pp. 708490.
References
Aleynikova D.V. Artificial intelligence in teaching and learning: revisiting the problem educational product quality. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2023, no. 4 (849), pp. 16-20. (In Russian)
An V.N., Koshel V.A. Artificial Intelligence Technologies and their Role in Improving Advertising Communications Effectiveness. Practical Marketing, 2024, no. 2 (320), pp. 10-15. (In Russian)
Balatsky E.V., Ekimova N.A. Inertia of the model of functioning of Russia's regional universities in the post-industrial economy. Problems of Territory's Development, 2021, vol. 25, no. 6, pp. 32-50. (In Russian)
Bezrukova N.A., Makeeva A.V., Sokolov V.A., Sineva N.L., Chelnokova E.A., Zhulkova Yu.N. Management of regionalization of education: pedagogical aspects. Bulletin of Pedagogical Sciences, 2023, no. 6, pp. 215-220. (In Russian)
Communications in the context of digital transformation of modern Russian society. Moscow: Rusains, 2022, 398 p. (In Russian)
Culpeper J., Kan Q. Communicative styles, rapport, and student engagement: An online peer mentoring schemero Applied Linguistics, 2020, vol. 41, no. 5, pp. 756-786.
Dormidontov R.A. The Issue of Academic Achievements under Modern Educational Conditions. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2022, vol. 10, no. 5. (In Russian)
Isaev V.A., Isaeva M.V. Drivers of Digitalization and Changing the Rating of Students in Elearning. Research activities at a classical university: traditions and innovations. Ivanovo: Ivan. state University, 2020, pp. 257-260. (In Russian)
Isaev V.A., Isaeva M.V. Experience of reading multimedia lecture courses and their role in improving the quality of training specialists. Scientific and methodological support for quality management at Ivanovo State University. Ivanovo: Ivan. state University, 2005, pp. 165-169. (In Russian)
Isaev V.A., Isaeva M.V. Globalization and Regionalization of Education in the Conditions of Informatization in Higher Education. Noospheric studies, 2021, no. 1, pp. 58-64. (In Russian)
Isaev V.A., Isaeva M.V. Interrelation of Perception of Educational Content with Cognitive Style and Direction of Learning. Noospheric studies, 2023, no. 2, pp. 80-88. (In Russian)
Isaev V.A., Isaeva M.V. Role-playing environmental game: off-line and on-line. Proceedings of the national scientific and practical conference "Russian University in an Unstable World: Global Challenges and National Responses". Ivanovo: Ivan. state University, 2019, pp. 88-93. (In Russian)
Isaeva M.V. Biological and psychological aspects of perception of information flow. Research activity in a classical university. Ivanovo: Ivan. state University, 2005, pp. 50. (In Russian)
Isaeva M.V. Introduction to organizational behavior. Moscow: Moscow Technical Institute, 2015, 120 p. (In Russian)
Isaeva M.V. Forms of using webinars in the educational process and the formation of "webinar" competencies of teaching staff at a university. Educational environment today and tomorrow: materials of the XI International practical conference. Moscow: Moscow Tech. Inst., 2016, pp. 43-45. (In Russian)
Kladova I.S. Development of Self-Regulated Learning Through Teaching Writing in Class. Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 7, pp. 89-95. (In Russian)
Kotomina, O.V. Investigation on the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Achievement of University Students. Education and Science, 2017, vol. 19, no. 10, pp. 96-110. (In Russian)
Musairah S.K., Abd Mutalib H., Sabri S.M., Annuar N., Rahman N.L.A. Musairah S.K. et al. The Impact of Student Achievement-Based Assessment Report (SABAR) on Student Learning and Engagement. Atlantis Press, 2023, pp. 360-375.
Nimov A. Yandex presented data on the use of Alice and its services for December 2024. URL: https://habr.com/ru/news/871604/ (date of access: 04.01.2025). (In Russian)
Petrov K. Conversational AI in 2022: the maturation of voice assistants, the trend of mobile secretaries and the growth of demand for smart devices. URL: https://ict.moscow/news/2022-conversational-ai/ (date of access: 01.10.2024). (In Russian)
Pishghadam R., Derakhshan A., Zhaleh K., Al-Obaydi L.H. Students' willingness to attend EFL classes with respect to teachers' credibility, stroke, and success: a cross-cultural study of Iranian and Iraqi students' perceptions. Current Psychology, 2023, vol. 42, no. 5, pp. 4065-4079.
Sirotkin M.S. Emotional intelligence and the effectiveness of the educational process in higher education. Scientific notes of young researchers, 2022, vol. 10, no. 2, pp. 48-53.
Tikhonova Yu. AI will save companies money. URL: https://www.comnews.ru/content/227397/2023-07-13/2023-w28/ii-sekonomit-dengi-kompaniyam (date of access: 01.10.2024). (In Russian)
Tishkov D.S. Impact of Teacher-Student and Student-Student Relationships on Student Social Engagement. Karelian Scientific Journal, 2020, vol. 9, no. 1 (30), pp. 37-39. (In Russian)
Utegenov N.B. Artificial intelligence today. Universum: technical sciences, 2022, no. 7-1 (100), pp. 27-30. (In Russian)
Vasbieva D.G. On the Modern Concepts of Emotional Intelligence and Factors of its Formation and Development in University Students. The world of science, culture and education, 2022, no. 4 (95), pp. 5-7. (In Russian)
Xie F., Derakhshan A. A conceptual review of positive teacher interpersonal communication behaviors in the instructional context. Frontiers in psychology, 2021, vol. 12, pp. 708490.
Zvegintseva E.A., Ivanov A.V. Transformation of the media communications model through artificial intelligence algorithms. 15 Intellectual Property. Copyright and Related Rights, 2023, no. 5, pp. 65-70. (In Russian)