Научная статья на тему 'Медиа-пространство Дальнего Востока России как ресурс интеграции в АТР в условиях глобализации'

Медиа-пространство Дальнего Востока России как ресурс интеграции в АТР в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
706
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / МЕДИАРЕСУРСЫ / ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ / АЗИАТСКОТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / MASS-MEDIA / MEDIA-RESOURCES / PROCESSES OF INTEGRATION AND GLOBALIZATION / ASIA-PACIFIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самойленко П¸тр Юрьевич

В статье проанализированы проблемы средств массовой информации Дальнего Востока России, их роль в процессах интеграции и глобализации в АТР. Автором рассмотрены основные черты дальневосточных газет, журналов, телеканалов, радиостанций и других современных форм распространения массовой информации, их влияние на интеграционные процессы в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Самойленко П¸тр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media-space of the Russian Far East as the Asia-Pasific integration resource in Globalization Era

This article deals with the problems of Far-Eastern mass-media, their role in processes of integration and globalization in the Asia-Pacific Region. The author analyses main features of Russian Far-Eastern newspapers, magazines, TV-channels, broadcasting stations and other forms of modern media-resources, their influence on integration to the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Медиа-пространство Дальнего Востока России как ресурс интеграции в АТР в условиях глобализации»

МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК РЕСУРС ИНТЕГРАЦИИ В АТР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Пётр Юрьевич САМОЙЛЕНКО,

кандидат политических наук, руководитель Приморского управления Росохранкультуры, г. Владивосток.

E-mail: [email protected]

В статье проанализированы проблемы средств массовой информации Дальнего Востока России, их роль в процессах интеграции и глобализации в АТР. Автором рассмотрены основные черты дальневосточных газет, журналов, телеканалов, радиостанций и других современных форм распространения массовой информации, их влияние на интеграционные процессы в АТР Ключевые слова: масс-медиа, медиа-ресурсы, процессы интеграции и глобализации, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Media-space of the Russian Far East as the Asia-Pasific integration resource in Globalization Era

P.Yu. Samoylenko, Candidate of Political Sciences, Head of Primorye Administration of Rosokhrancultura, Vladivostok.

This article deals with the problems of Far-Eastern mass-media, their role in processes of integration and globalization in the Asia-Pacific Region. The author analyses main features of Russian Far-Eastern newspapers, magazines, TV-channels, broadcasting stations and other forms of modern media-resources, their influence on integration to the Asia-Pacific region.

Key words: mass-media, media-resources, processes of integration and globalization, Asia-Pacific.

Дальневосточный федеральный округ — самый крупный и в то же время малонаселённый мегарегион России. Важное геостратегическое положение российского Дальнего Востока, прямой выход в Азиатско-Тихоокеанский регион и на его рынки, большой ресурсный, внешнеэкономический и научный потенциал, наличие иностранных консульств и национальных диаспор, местных коренных и малочисленных народов должны привести в начале XXI в. к реформированию существующего информационного пространства, расширению и усилению роли региональных и местных средств массовой информации как основной составляющей информационных потоков в регионе.

СМИ на региональном уровне являются важнейшим инструментом коммуникации, так как позволяют давать населению информацию о разных сторонах общественной жизни. Только в Приморском крае зарегистрировано свыше 700 средств массовой информации, что является самым большим показателем среди регионов Дальнего Востока. Всё большую значимость приобретает сеть Интернет как информационный ресурс, зачастую предоставляющий оппозиционную или альтернативную информацию. В условиях территориальной удалённости Дальнего Востока, высокой плотности населения в крупных городах Интернет-ресурсы приобретают всевозрастающее значение. Речь идёт как об информационных порталах, имеющих официальный статус средств массовой информации и прошедших государственную регистрацию, так и об электронных ресурсах, не являющихся де-юре СМИ, но работающих в этом же социальном сегменте. Наиболее распространёнными являются форумы, особенно тематические, посвящённые аспектам общественной жизни либо политическим событиям. Всё большую популярность и посещаемость приобретают и Интернет-версии действующих СМИ, прежде всего газет, которые по степени охвата целевой аудитории существенно превышают печатные тиражи.

Разбивка электронных ресурсов по степени популярности на примере Владивостока приводится в табл. 1.

Таблица 1

Данные Приморского управления Росохранкультуры

Интернет-форумы 60

Блоги 30

Чаты 50

Информационные агентства 45

Интернет-версии СМИ 40

Всего в Дальневосточном федеральном округе насчитывается свыше 1900 СМИ, из которых 70% составляют печатные издания (газеты, журналы, бюллетени, альманахи и т.д.), 30% — электронные СМИ (теле- и радиопрограммы, Интернет-издания). Региональные СМИ как хозяйствующие субъекты в полной мере отражают общеэкономическую ситуацию — доля государственных и муниципальных средств массовой информации в Дальневосточном федеральном округе в среднем составляет 25%, остальные — негосударственные [1] (см. табл. 2).

Государственное участие в учредительстве СМИ обычно представлено муниципальными (городскими и районными) газетами, теле- и радиоканалами, а также изданиями ведомственного характера, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления. Остальные СМИ негосударственные, они стремятся развиваться по рыночным законам на региональном информационном рынке.

Таблица 2

Распределение СМИ по категориям учредителей и регионам (согласно реестру СМИ округа)

Наименование региона Всего СМИ печатные/ электронные Государственные и муниципальные (округлённо) Коммерческие организации, физические лица (округлённо) Общественные объединения, партии и т.д. (округлённо)

Республика Саха (Якутия) 345 / 162 181 / 53% 156 / 46% 8 / 1%

Приморский край 721 / 204 163 / 23% 543 / 76% 15 / 2%

Хабаровский край 298 / 68 41 / 13% 247 / 83% 10 / 4%

Амурская область 189 / 62 46 / 24% 127 / 68% 16 / 8%

Камчатский край 130 / 30 26 / 19% 96 / 78% 8 / 6%

Магаданская область 49 / 22 24 / 49% 24 / 49% 1 / 2%

Сахалинская область 171 / 50 41 / 24% 114 / 67% 16 / 9%

Еврейская АО 19 / 7 11 / 58% 6 / 32% 2 / 10%

Чукотский АО 12 / 4 8 / 67% 4 / 33% 0 / 0%

Всего 1934 / 609 541 / 28% 1317 / 68% 76 / 4%

Диаграмма 1

Распределение СМИ по учредителям в ДФО

70% — Коммерчиские и физ. лицами

4% — Некоммерческие и обществ. организациями 26% — Государственные и муниципальные

Проблемой многих региональных изданий является финансовая несамостоятельность, зависимость от так называемой сезонности медийных рекламных рынков. Как показывает практика, для СМИ Дальнего Востока России характерны общие проблемы национальной сферы масс-медиа, прежде всего финансовая несамоокупаемость многих изданий. В условиях отсутствия государственной цензуры СМИ зачастую становятся зависимыми от региональных и местных властей либо своеобразным «буфером» в политических противоречиях.

По данным Фонда защиты гласности, субъекты Дальневосточного федерального округа можно разделить на три категории по степени свободы СМИ [1]: Хабаровский край, Магаданская и Амурская области —несвободные СМИ; Приморский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия) — относительно свободные СМИ; Камчатский край — относительно свободные СМИ.

Такие оценки, бесспорно, субъективны, основаны на ряде показателей: наличие судебных исков к СМИ, административного давления на журналистов со стороны органов власти и т.д. Нельзя не признать, что экономический фактор имеет наибольшее влияние на СМИ, что особенно показательно на региональном уровне. Многие СМИ не имеют достаточной финансовой «подушки», т.е. финансовых средств, которые можно использовать для их развития как отрасли бизнеса, поэтому им приходится всё в большей степени попадать в зависимость от местных органов власти и разных финансово-промышленных групп, выступающих спонсорами. К сожалению, бывают случаи нападения на журналистов (степень несвободы СМИ, которую Фонд защиты гласности оценивает как среднюю). Так в Приморском крае в 2007 г. было возбуждено уголовное дело по достаточно редкой с точки зрения практического применения уголовного законодательства статье Уголовного кодекса (ст. 144) «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» по факту нападения на журналиста газеты «Вести». Стоит признать, что по сравнению с периодом 90-х гг. количество фактов явного давления на масс-медиа в ДФО сократилось.

С точки зрения обеспечения национальных и государственных интересов СМИ — основной инструмент информирования населения о происходящих событиях политического, экономического, социального характера как в пределах регионов, ДВФО, так и по стране и в мире. Степень независимости СМИ и содержащейся в них информации на сегодняшний день — показатель уровня развития региона для иностранцев, инвесторов из стран АТР и СВА. Кроме того, они дают информацию не только о происходящем, но и о событиях, которые только планируются (речь идёт о потенциальных возможностях, что важно для развития сотрудничества как внутри региона, так и со странами АТР). Важна их роль как источника «обратной связи» со стороны населения, прежде всего в виде писем читателей, а также динамика роста/падения подписных тиражей и розничного спроса и др. СМИ не просто являются источником информации, но и во всё большей степени активизируют участие населения в общественных процессах, являются каналом двустороннего информационного обмена между населением и органами власти.

Трудно переоценить роль дальневосточных СМИ в процессах международной и межнациональной интеграции. На Дальнем Востоке зарегистрировано несколько десятков СМИ с иностранной долей учредительства. Представительства и корреспондентские пункты ряда зарубежных изданий, ведущие региональные издания и электронные СМИ регулярно освещают международную проблематику, являясь информационным источником для иностранных граждан, консульств и представительств зарубежных компаний [2].

Степень популярности конкретных СМИ зависит от множества факторов. Вместе с тем наибольший рейтинг имеют центральные (федеральные) электронные СМИ, прежде всего телеканалы, а также местные (районные), которые являются носителями наиболее актуальной информации для населения (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Материалы Приморского управления Росохранкультуры

1 1

Центральные газеты 125

Региональные газеты и журналы 40

-

Региональные радиостанции 145

Федеральные радиостанции 50

-

Местные газеты 30

Центральные телеканалы

1 1 1 1 1

0 10 20 30 40 50 60

Отдельные СМИ прямо ориентированы на целевую аудиторию — иностранных граждан либо национальные группы. Например, в Приморском крае действуют издания «Восточный мост» и «Корейская газета», ориентированные непосредственно на китайскую и корейскую диаспоры. Такие издания, как правило, играют немаловажную роль и служат средством социальной и культурной коммуникации. Также на Дальнем Востоке активно работают собственные корреспонденты и бюро иностранных средств массовой информации, аккредитованные Министерством иностранных дел России. Примером может служить японская газета «Хоккайдо Синбун», имеющая бюро на Сахалине и активно освещающая проблемы других регионов Дальнего Востока, а также бюро японской телекомпании МНК во Владивостоке.

Степень освещения проблематики международного сотрудничества напрямую зависит от положения и ориентации экономики региона. На Дальнем Востоке часто такие материалы публикуются в приморских, хабаровских и амурских СМИ. Например, в Приморском крае аспектам международного сотрудничества свои публикации посвящают газеты «Золотой Рог» и «Конкурент», журнал «Дальневосточный капитал», среднестатистически доля таких материалов составляет до 5%.

Трансляции принимаемых через спутник зарубежных программ для находящихся на территории Дальнего Востока иностранцев и заинтересованных россиян практически достигнута в большинстве краевых и областных центров Дальнего Востока. В Приморье такая услуга доступна пользователям провайдеров кабельного телевидения, а в Южно-Сахалинске приём ряда иностранных телепрограмм (прежде всего японских) доступен даже в режиме обычного эфирного телевидения на территории города.

Нельзя не отметить существенную на сегодняшний день тенденцию — электронные СМИ, прежде всего телевидение и Интернет, вытесняют

печатные издания и отчасти радио. Вместе с тем регионам сложно создавать телевизионный информационный продукт, способный конкурировать с продукцией центральных телеканалов, так как центральное телевидение является самым массовым и рейтинговым.

В условиях существующего информационного пространства СМИ активно работают в основном на уровне субъекта федерации, частично местную тематику освещают и общефедеральные СМИ, особенно через региональные выпуски. Таким образом, «средний» окружной уровень как бы выпадает из общего информационного поля. Попытки создания СМИ окружного масштаба уже предпринимались, например журнал «Дальневосточный федеральный округ», газета «Дальневосточное собрание», журнал «Дальневосточный капитал». Думается, что влияние СМИ, охватывающих широкий проблемный спектр, заложит основу для развития единой информационной составляющей Дальневосточного федерального округа XXI в., станет перспективным направлением в общерегиональном информационном пространстве, существенно повысит открытость регионов Дальнего Востока и их инвестиционную привлекательность. Общий тематический «срез» публикуемых в СМИ материалов показывает направленность информационных потоков.

Неравномерная плотность населения на территории округа может привести не только к сохранению медийных «анклавов» и концентрации СМИ вокруг крупных населённых пунктов, но и созданию своеобразной региональной экстерриториальности, т.е. распространению их влияния на сопредельные территории и появлению полномасштабных общеокружных СМИ.

Такие средства массовой информации (как электронные, так и печатные) могут стать основой целостности регионального информационного пространства, коммуникативным звеном в международном сотрудничестве со странами АТР. На территории всего федерального округа будет фактически создана система регулярного прохождения массовой информации в пределах огромной территории, население которой в настоящее время является в достаточной мере разобщённым. Таким образом, «единое информационное окно» в масштабах всех регионов федерального округа однозначно будет способствовать процессам международной и межнациональной интеграции в регионе. Другой путь — создание сильных медийных ресурсов на местах с участием как традиционных видов СМИ, так и Интернет-ресурсов. Какой путь получит большее развитие, покажет время. Сегодня понятно, что без развитой системы независимых демократических СМИ процессы полноценной интеграции в АТР на Дальнем Востоке вряд ли возможны.

ИСТОЧНИКИ

1. Архив Управления МПТР РФ по ДВФО.

2. Текущий архив Приморского управления Росохранкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.