Научная статья на тему 'МЕДИА ДИАСПОРАЛЬНЫХ ГРУПП КАЗАХСТАНА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРМАТ И НАРРАТИВЫ'

МЕДИА ДИАСПОРАЛЬНЫХ ГРУПП КАЗАХСТАНА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРМАТ И НАРРАТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / медиаконтент / нарратив / этноиздание / диаспоральная группа / иден-тичность / diaspora / identity / media / media content / narrative / ethnic publication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гиздатов Газинур Габдуллавич

Статья посвящена анализу медиального проявления современных диаспоральных групп в Ка-захстане. Целью настоящей статьи является выявление реального статуса медиа этнических групп и их контента в данном постсоветском пространстве. Диаспоры Казахстана представлены в статье в двух актуальных аспектах рассмотрения: в институциональном формате медиадеятельности диаспоры в стране и в используемых ими нарративах в этих источниках. Отдельно рассмотрена специфика освещения проблем диаспор в собственно казахстанских медиа. В качестве эмпириче-ского материала выступают как функционирующие на данный момент этнические медиа, так и со-временные казахстанские медиаресурсы. В статье выявляется, что тематические перечни и, соот-ветственно, нарративы от казахстанских СМИ и собственно национальных медиа регламентиро-ванно созвучны: упрощенный вариант исторических данных, перечень этнографических особен-ностей и традиционный нарратив о братстве народов. Основные результаты исследования опреде-лены теорией и практикой медиалогического подхода, коррелируют с этнологическим подходом. Особое внимание уделено разнопропорциональному использованию собственно традиционных и новых форм медиа для выражения интересов национальных диаспор и их нарративов. В статье выявляется, что этномедиа выполняют особую функцию, в первую очередь архивацию социаль-ных и коммуникативных практик, текстовых традиций этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA OF THE KAZAKHSTAN DIASPORA: INSTITUTIONAL FORMAT AND NARRATIVES

This article analyses the media of the Kazakhstan diaspora. It identifies the status of the media of ethnic groups and their content in the post-Soviet space. The diasporas of Kazakhstan are pre-sented in the article in the institutional format of the diaspora’s media activity in the country and in the narratives used in these sources. The specifics of covering diaspora issues in the Kazakh me-dia itself are examined separately. The empirical material consists of ethnic media operating at a given time and modern Kazakh media resources. The article reveals that the thematic lists and narratives from the Kazakh media are consonant with the national media: a simplified version of historical data, a list of ethnographic features and a traditional narrative about the brotherhood of peoples. The main results of the study are determined by the medialogical approach and correlate with the ethnological approach. Particular attention is paid to the diversified use of traditional and new forms of media to express the interests of national diasporas and their narratives.

Текст научной работы на тему «МЕДИА ДИАСПОРАЛЬНЫХ ГРУПП КАЗАХСТАНА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРМАТ И НАРРАТИВЫ»

УДК 070 йО!: 10.14529/взИ240210

МЕДИА ДИАСПОРАЛЬНЫХ ГРУПП КАЗАХСТАНА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРМАТ И НАРРАТИВЫ

Г. Г. Гиздатов

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, г. Алматы, Республика Казахстан

Статья посвящена анализу медиального проявления современных диаспоральных групп в Казахстане. Целью настоящей статьи является выявление реального статуса медиа этнических групп и их контента в данном постсоветском пространстве. Диаспоры Казахстана представлены в статье в двух актуальных аспектах рассмотрения: в институциональном формате медиадеятельности диаспоры в стране и в используемых ими нарративах в этих источниках. Отдельно рассмотрена специфика освещения проблем диаспор в собственно казахстанских медиа. В качестве эмпирического материала выступают как функционирующие на данный момент этнические медиа, так и современные казахстанские медиаресурсы. В статье выявляется, что тематические перечни и, соответственно, нарративы от казахстанских СМИ и собственно национальных медиа регламентиро-ванно созвучны: упрощенный вариант исторических данных, перечень этнографических особенностей и традиционный нарратив о братстве народов. Основные результаты исследования определены теорией и практикой медиалогического подхода, коррелируют с этнологическим подходом. Особое внимание уделено разнопропорциональному использованию собственно традиционных и новых форм медиа для выражения интересов национальных диаспор и их нарративов. В статье выявляется, что этномедиа выполняют особую функцию, в первую очередь архивацию социальных и коммуникативных практик, текстовых традиций этноса.

Ключевые слова: медиа, медиаконтент, нарратив, этноиздание, диаспоральная группа, идентичность.

Введение

Этнические группы, проживающие на сегодняшний день в Казахстане, насчитывают в своем составе от нескольких сотен тысяч до ограниченного десятком представителей сообщества [1]. Время и причины появления многочисленных национальных групп на этой территории определены историей Российской империи, Советского Союза и современными миграционными процессами. Сложным и спорным остается вопрос о том, как обозначать эти группы: диаспоры или этнические меньшинства. С этнологического ракурса рассмотрения объединяющим термином является понятие «диаспоральная группа (сообщество)», которое позволяет нам включить в один ряд ме-диалогического исследования «классические» диаспоры и депортированные в сталинские годы на территорию нынешнего Казахстана народы, однако в статье также используется термин «диаспора». Заметим, что и в институциональном формате эти этнические группы объединены как диаспоры в Ассамблею народа Казахстана [2]. Заметим, что многие этнические группы, проживающие вне своей страны, в научной литературе зачастую без всякого внятного объяснения обозначаются во всей своей совокупности как диаспоры, что представляется спорным с этнологической точки зрения. В фундаментальных социологических и близких этнологических работах Р. Брубей-кера [3], Г. Шеффера [4], Н. Космарской [5] разработаны точные критерии по отношению к этническим группам, позволяющие относить или не от-

носить их к диаспорам. В Казахстане многие из этнических групп, как правило, имеют или должны иметь официально закрепленный статус республиканского этнообъединения. Данный статус до недавнего времени благоприятствовал, в первую очередь финансово, выходу при объединении одного или нескольких продолжающихся изданий (газеты, журналы, альманахи, разного формата ТВ-продукты и так далее). Однако в последние три - четыре года в силу разных причин ситуация кардинально изменилась.

В идеале медиалогическое проявление диаспоры не должно сводиться только к культурной или медийной зафиксированности интересов этноса: оно по сути создает образ диаспоры и формирует ее идентичность. Данная статья посвящена рассмотрению и аналитическому мониторингу складывающейся на наших глазах ситуации с медиа диаспор и теми нарративами, которые в них представлены.

Обзор литературы

Несмотря на наличие историко-архивных разысканий по диаспорам [6-8], в том числе по отношению к истории депортированных народов [9], степень научной изученности многих аспектов существования диаспор в Казахстане незначительна. По сути, была только одна работа, в которой были представлены в историческом аспекте многие диаспоры с объяснением причин их появления на территории Казахстана [10]. Однако все эти работы больше характеризуются описательным характером по истории появления этнических групп

в стране, а аспекты культурной сферы в них практически не рассматриваются. Исключением стали работы Г. Н. Кима по корейской диаспоре, которые могут быть с полным основанием отнесены к фундаментальным диаспорологическим текстам. Некоторые полученные им обобщения в равной мере относимы и к некоторым другим группам: «У коре сарам за прошедшие полтора столетия сформировался определенный синтетический культурный генофонд, вобравший в себя элементы корейской, русской, среднеазиатской и европейской культур. Для корейцев в Казахстане характерны: сильная степень трансформации этнокультурного генетического фонда; протекание этого процесса в полиэтническом окружении; адаптация к культурам, существенно отличным от традиционной корейской культуры; выход за рамки мононационального сознания; высокий уровень аккультурации, граничащий с ассимиляцией; динамизм и интенсивность этих процессов» [11, с. 228-229]. Описанные этим автором в этом случае процессы, происходящие в когнитивном и коммуникативном пространстве одной диаспоры, в определенной мере объясняют ту кризисную ситуацию, в которой оказались многие национальные медиа в Казахстане. Но во многих иных случаях отсутствует информация по данным о социальной и языковой картине мира казахстанских диаспоральных групп, в том числе по происходящим в них процессам идентификации. Отсутствуют хоть какие-то обзоры и статистические данные по тем процессам, которые происходят в культуре современных диаспор в Казахстане.

Методы исследования

Основные результаты исследования определены в первую очередь теорией и практикой ме-диалогического подхода [12], согласно которому уже сами используемые формы медиа характеризуют источник сообщения [13, с. 5]. Рассмотрение культурных нарративов в этом случае возможно только на междисциплинарном стыке: социологии, этнологии и филологии, в том числе и критического дискурса-анализа (КДА) [14, с. 89]. Рациональным научным способом рассмотрения медиалоги-ческих реалий диаспор в данном случае является выявление того, каким образом та или иная диаспора предстает в казахстанской социокультурной сфере («внешняя» оценка) и анализ медиа диаспор с отраженными в них личными историями («внутренняя» оценка). Речь идет о том, что «...идентичность как самоосознание и самоопределение диаспоральной группы формируется, развивается, предъявляется и транслируется только в процессах коммуникации, в дискурсивных и нарративных практиках» [3, с. 5].

Результаты и дискуссия

Необходимо определить сложившиеся условия существования диаспоральных групп в Казахстане. Политико-культурный статус диаспор и рамки их

существования в Республике Казахстан закреплены деятельностью Ассамблеи народа Казахстана. Оценка Ассоциации колеблется от признания ее как действенной формы поддержки диаспор до обозначения ее как контролирующей организации в государственном устройстве. В дан-ный момент она сложилась как типично «зонтичковая» организация с централизованным управлением: над всеми - Ассамблея, ниже - республиканские объединения от каждой диаспоры (на сегодняшний день - 14), которые в свою очередь курируют этнообъединения (более 1 000). Следует заметить, что такая форма организации диаспор навязывает им регламент деятельности, отраженный в программных документах самих общественных объединений. Однако попытка собрать и оци-фровать историко-культурную информацию при сайте Ассамблеи народа Казахстана пока не удалась, представленные материалы отличаются небрежностью, неполнотой подачи и исключительной публицистичностью. На сайте Ассамблеи есть рубрики «Медиаконтент» и «Мультимедиа» с формальным и вторичным наполнением. Сайт оформлен несколько неряшливо: рубрика журналов заканчивается их PDF-версиями за 2016 год, при этом на портале Ассамблеи отсутствует перечень самих сайтов этнообъединений. Контент раздела «Видео» ограничен новостными сюжетами других информационных порталов, материалов самих этнообъединений, и в скромной пропорции присутствует своя видеопродукция. Информация по диаспорам Казахстана, представленная на сайте Ассамблеи, в значительной степени стандартна, однако влияет на информационную подачу материалов на сайтах республиканских этнообъединений: немного истории, формальное перечисление того, что делается самой диаспорой, новости культуры и биографические данные об известных представителях и / или функционерах диаспоры, то есть в установке уже от официального дискурса -от Ассамблеи формируются допустимые уровни подачи информации о диаспоре. При этом многие данные, выложенные на сайте Ассамблеи, требуют верификации. В частности, на нем как существующие указаны издания на национальных языках [2]. Но многие из них уже прекратили деятельность, другие приостановили работу [8]. Нередко вызывает вопросы даже объективность предлагаемых статистических данных по количественному составу диаспор. На сайте Ассамблеи приводятся устаревшие цифры, они часто разнятся с тем, какие данные озвучивает статистическое агентство и сама диаспора. В частности, многие источники говорят о 2,8 тысячи проживающих в стране туркмен [15]. По озвученным на сайте Ассамблеи самими представителями этой диаспоры данным неофициальная цифра представителей достигает десяти тысяч [2]. Или же данные по грузинской диаспоре на сайте Ассамблеи народов Казахстана приводятся только за 2013 год - 5300 представителей [2]. Но можно обнару-

Гиздатов Г. Г.

Медиа диаспоральных групп Казахстана: институциональный формат и нарративы

жить источники, в которых диаспора в данное время обозначена 60 000 представителей, а по данным Бюро национальной статистики - 5 561 [1].

На сегодняшний день только сайт республиканского объединения во многих случаях является единственным информационным источником по деятельности диаспоры. Во всех иных случаях исходная информация показательна и отражает как усилия самой диаспоры, так и ту поддержку, которую ей оказывает историческая родина, международные организации и фонды.

Каналы коммуникации диаспор в Казахстане усечены, стандартны и включают в себя в основном издания, находящиеся под руководством республиканского этнообъединения, и очень редко независимые новые медиа. По этой причине этно-издания предлагают свой ограниченный тематически, обходящий все сложные и противоречивые аспекты жизни диаспоры медиапродукт. Многие этноСМИ в стране имеют архаично выраженную информационную общность, вытекающую из программных документов самих общественных объединений, что выводит этномедиа из разряда реальных средств массовой информации исключительно в статус презентационных источников. Одновременно с этим в Казахстане представлены диаспоры, которые не только смогли создать профессиональный медиапродукт, но и сохраняют, в том числе в цифровом формате, историю и современные реалии диаспоры (немецкая, польская, уйгурская, корейская этнические группы).

В другом случае нарратив о диаспоре создается силами самой диаспоры. На сегодняшний день из 124 этнических групп имеют институциональную форму республиканского этнообъединения только 14 диаспоральных групп. Поясним, что наличие этой формы автоматически подразумевает существование отдельного сайта при этой организации, который сам по себе является основным средством информирования диаспоры о диаспоре для казахстанского социокультурного пространства. Вынуждены заметить, что из этих диаспо-ральных групп в последние пять лет только при 12 этнообъединениях выходили традиционные СМИ (газеты, журналы), которые с 2018-2020 года за исключением 4 изданий (уйгурская, немецкая, польская и корейская диаспоры) полностью прекратили свое существование. Единственным исключением стал медиаконтент немецкой диаспоры. У неё есть информационный портал Wiedergeburt, есть YouTube-канал «Немцы Казахстана», есть республиканская газета Deutsche Allgemeine Zeitung («Немецкая газета для всех»), есть аккаунт Союза немецкой молодёжи Казахстана в Instagram. Подход более чем оправданный: эти СМИ позволяют охватить все целевые группы диаспоры — от более возрастной аудитории, привыкшей к бумажной газете, до молодёжи, воспринимающей как главный источник информации социальные сети.

Заметим, что в свое время, с конца 90-х годов прошлого столетия, многие СМИ выходили на трех языках: русском, казахском и языке этноса. Так, большинство газет, полностью или частично выходящих на узбекском языке, перечисленных в современных казахстанских энциклопедических изданиях и отчётах, не имеют своих сайтов, версий бумажных изданий или хотя бы какого-то зримого выхода в любые социальные сети. Развитие онлайн-медиа в официально зарегистрированном перечне этнонациональных СМИ в Казахстане в этом случае стало очередным симулякром. Именно по этой причине трудно проверить данные, выложенные на сайте Ассамблеи народа Казахстана. В качестве существующих там указаны 10 изданий на узбекском языке. Некоторые из них уже прекратили или приостановили работу, другие продолжают свою традиционно бумажную жизнь. Наконец только пять казахстанских диаспор представлены новыми медиа, в том числе оформленными и постоянно обновляющимися в информационном плане группами в социальных сетях.

В свою очередь то, что отнесено Ассамблеей народа Казахстана к этноСМИ, таковым по сути не является. Из этого ряда - газета «Жаркент ещрЬ» которая выходит в Панфиловском районе - месте компактного проживания уйгурской диаспоры. Как заявлено в выходных данных, она издаётся на трёх языках тиражом чуть более трёх тысяч экземпляров. Издание впервые вышло в 1921 году, но на сегодня это традиционная «районка», печатающаяся раз в неделю на казахском языке с обязательной добавкой лишь двух - трёх материалов (репортажа, юбилейной заметки) на уйгурском языке.

Типичный набор советской «районки» 70-х годов реинкарнирован в бумажный и PDF-формат акиматовского «боевого листка» со всей сопутствующей информацией от государственных структур. Вопрос «что из этого относится к этно-журналистике?» остаётся открытым, но видимость наличия ещё одного этноиздания сохранена.

Сами диаспоры и казахстанские СМИ разучились точно представлять этническую проблематику или хотя бы информировать обо всём происходящем в их жизни в Казахстане. К требуемым изменениям в медиасуществовании диаспор следует отнести возможность преодолеть узкие национальные рамки и быть информационно полезными не только отдельной диаспоре, не только узкому экспертному сообществу, но и широкой аудитории.

Разберем пример с ассирийской диаспорой. Газеты и журналы на родном языке ассирийская диаспора получает только из России, где проживает большая часть диаспоры: по официальным данным, около 15 000, по свидетельству самой общины - около 70 000. На собственно ассирийском международном сайте, явно созданном «народными» силами, существует страница «Ассирийцы Казахстана» с весьма слабой попыткой информи-

ровать о жизни этноса и в нашей республике. Робкие попытки создать свои СМИ тоже в разные годы возникали. Так, есть Instagram-аккаунт с последними постами за 2020 год. В нём немного истории, немного культуры, немного песен. Но проявления самих казахстанских ассирийцев в медиа уже нет. Важна та самая конкретная историческая память, которая уходит вместе с живыми, с теми, кто ещё может вспомнить о трагических страницах этноса в сталинские годы. Из относительно недавних собственно казахстанских материалов показателен сюжет на телеканале Jibek Jolu: «В чём особенность ассирийской национальной кухни?». Простой, добрый материал, пусть и скудноватый, в котором всего, как в лубке, намешали понемногу: что-то из истории, включили монологи представителей старшего и молодого поколения диаспоры, попутно рассказали о кухне и успели сделать немало пафосных замечаний о дружбе народов. На этом достоинства сюжета, как и многих других о диаспоре, заканчиваются.

Безвозвратно утеряна, даже для специалистов, первичная информация о диаспоре в Казахстане: сколько и куда ссылали, как жили ассирийцы в первые годы после депортации. Фрагментарны свидетельства потомков тех, кто пережил депортацию.

В противовес этому можно привести другой пример. Сайты польских общественных объединений в Казахстане возвращают этому медийному продукту его первоначальное предназначение. Это не оцифрованная форма бумажного справочника об этносе или хаотичная коллекция всего, что как-то относится к народу (всё это можно наблюдать во многих медиа других диаспор). На сайтах польской диаспоры - конкретная информация с постоянно обновляющимся содержанием. Самый объёмный информационный портал - «Союз поляков Казахстана», охватывающий деятельность 11 польских этноорганизаций Казахстана. Рубрики и вмещают в себя формальную информацию («Поляки Казахстана», «Польские организации», «Новости»), и дают реальный «срез» польской культуры в Казахстане. При этом значимые и, соответственно, затратные мероприятия, будь то фестивали песен, работа кабинета польского языка и так далее, на сайте обозначены весьма скупо. То есть поддержка исторической родины ощутима, но она «в тени». Ведущий польский портал дополняется сайтами региональных объединений, которые в равной мере рациональны и современны. Таковым является сайт общественного объединения Ро^ка Jednosc, находящегося в столице. Все возможные сферы работы конкретного этнообъединения (языковое обучение и историко-культурная работа) компактно уместились в рубрики: «О нас», «Новости», «Сотрудничество», «Афиша». Из этого же ряда - сайт Центра польской культуры «Вензь», охватывающий диаспору, проживающую в Алма-

ты, с той же исчерпывающей краткостью: новости, польские медиа и информационная справка о самом центре. Польская диаспора уже около 20 лет выпускает два журнала. «Алматинский курьер Полоний» существовал в бумажной и оцифрованной версиях до середины 2021 года на польском и русском языках, выходил под редакцией писателя Юрия Серебрянского. Конечно, бросается в глаза некоторая профессиональная простота, от дизайна до манеры давать заголовки, объяснимая во всех этноизданиях тем, что в них редко работают профессиональные журналисты и дизайнеры. При этом в польском журнале - редкий случай для медиа диаспор - то, что требуется от подобных СМИ: история, культура, хроника и очень много документалистики, а потому не случайна отдельная рубрика «Семейные истории». Разумное сочетание репортажей-отчётов с историческими очерками, подкрепляемыми архивными фотографиями; двуязычность журнала делает это издание интересным не только для самой диаспоры. При Центре польской культуры «Вензь» выходит редкий и уже подзабытый вариант медиа - готовящегося детьми и для детей, также выходящего на двух языках, - Л1та1ог. Подобные издания важны не конечным результатом, а самим процессом подготовки материалов и целого номера журнала. Здесь информация о событиях в жизни диаспоры, дополняемая образчиками литературного творчества. Для молодых авторов и непрофессиональных редакторов А1тайг -это явно первый опыт работы, который стимулирует, а сам процесс запоминается.

Выводы

Возможно, что ещё через несколько лет следов от некоторых диаспор в казахстанском информационном и культурном пространстве мы уже не обнаружим. Нельзя отрицать неизбежные тенденции современной культуры к гетерогенности в казахстанском обществе. Однако в этом историческом процессе медиа выполняют особую функцию, в том числе архивации социальных и коммуникативных практик, текстовых традиций. Наиболее удачные формы существования медиа диаспор в Казахстане демонстрируют, что не так уж много надо, в том числе и финансовых вложений, чтобы СМИ работали на формирование идентичности. К таковым относятся: курс на информирование о деятельности этнообъединений, сохранение в цифровой форме исторических и современных свидетельств жизни диаспоры и создание посредством медиа условий для развития культуры этноса в другой стране.

Исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № АР23485752 Медиа диаспор Казахстана: проблемы культурной идентичности в медиалогическом трансфере).

Гиздатов Г. Г.

Медиа диаспоральных групп Казахстана: институциональный формат и нарративы

Литература

1. Бюро национальной статистики Агентства по социальному планированию и реформам. -URL: https ://new.stat. gov.kz/ru/industries/social-statis tics/demography/publications/6373/ (дата обращения: 22.01.2024).

2. Ассамблея народа Казахстана. - URL: https://assembly.kz/ru/ (дата обращения: 22.06.2023).

3. Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.

4. Шеффер, Г. Диаспоры в мировой политике / Г. Шеффер // Диаспоры. - 2003. - № 1. -С. 162-185.

5. Космарская, Н. Об этничности как факторе социального размежевания в постсоветских обществах / Н. Космарская // Неприкосновенный запас. - 2009. - № 4. - С. 245-256.

6. Исова, Л. Особенности и идеологические проблемы формирования европейской диаспоры Казахстана (в период Второй мировой войны и после) / Л. Исова, П. Килыбаева // Вестник КазНУ. Серия: Международные отношения и международное право. - 2019. - №. 2. - C. 64-72.

7. Калыбекова, М. Ч. Казахстан как объект переселения депортированных народов (1937-1956 гг. Исторический аспект): дис. ... канд. ист. наук / М. Ч. Калыбекова. - Алматы, 2005. - 156 с.

8. Гиздатов, Г. Медиа диаспор / Г. Гизда-тов. - URL: https://newreporter.org/tag/media-dias por/ (дата обращения: 22.01.2024).

9. Ермекбаев, Ж. А. Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы / Ж. А. Ермекбаев. -Алматы, 2009. - 506 с.

10. Алексеенко, Н. В. История Казахстана: народы и культура / Н. В. Алексеенко и др. - Ал-маты, 2000. - 680 с.

11. Ким, Г. Н. Эволюция национальной идентичности и этнического самосознания постсоветской корейской диаспоры / Г. Н. Ким // Международные исследования. Общество. Политика. Экономика. - Алматы, 2010. - С. 22-29.

12. Гиздатов, Г. Г. Культура как текст и проект в постсоветском дискурсе (на примере Казахстана) / Г. Г. Гиздатов, О. Д. Буренина-Петрова, Б. А. Сопиева // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2023. - № 1 (35). - С. 30-47.

13. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. - М., 2017. - 464 с.

14. Gizdatov, G. Discourses on National Identity in the Sociocultural Space of Kazakhstan / G. Gizdatov // Kulturelle Kontakt- und Konfliktzonen im östlichen Europa: Abschlusskonferenz des gleichna -migen thematischen Netzwerks in Gieße n. -Wiesba-den : Harrassowitz Verlag, 2020. Band № 8. - S. 89-105.

15. Дабисов, Т. Что общего между казахами и туркменами? / Т. Дабисов. - URL: https://asse mbly.kz/ru/media-centr/intervyu/chto-obshchego-mezhdu-kazakhami-i-turkmenami (дата обращения: 22.01.2024).

Гиздатов Газинур Габдуллавич - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры международных коммуникаций, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана (Алматы), e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 10 марта 2024 г.

DOI: 10.14529/ssh240210

MEDIA OF THE KAZAKHSTAN DIASPORA: INSTITUTIONAL FORMAT AND NARRATIVES

G. G. Gizdatov

Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages, Almaty, Kazakhstan

This article analyses the media of the Kazakhstan diaspora. It identifies the status of the media of ethnic groups and their content in the post-Soviet space. The diasporas of Kazakhstan are presented in the article in the institutional format of the diaspora's media activity in the country and in the narratives used in these sources. The specifics of covering diaspora issues in the Kazakh media itself are examined separately. The empirical material consists of ethnic media operating at a given time and modern Kazakh media resources. The article reveals that the thematic lists and narratives from the Kazakh media are consonant with the national media: a simplified version of historical data, a list of ethnographic features and a traditional narrative about the brotherhood of peoples. The main results of the study are determined by the medialogical approach and correlate with the ethnological approach. Particular attention is paid to the diversified use of traditional and new forms of media to express the interests of national diasporas and their narratives.

Keywords: diaspora, identity, media, media content, narrative, ethnic publication.

References

1. Byuro natsional'noi statistiki Agentstva po sotsial'nomu planirovaniyu i reformam [Bureau of National Statistics of the Agency for Social Planning and Reform]. URL: https://new.stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/demography/publications/6373/ (data obrashcheniya: 22.06.2023).

2. Assambleya naroda Kazakhstana [Assembly of the People of Kazakhstan]. URL: https://assembly.kz/ ru/ (data obrashcheniya: 22.06.2023).

3. Brubeyker R. Etnichnost' bez grupp [Ethnicity without Groups]. M.: Izd. dom Vysshey shkoly eko nomiki, 2012. 408 s.

2. Sheffer G. Diaspory v mirovoy politike [Diasporas in World Politics] // Diasporas. 2003. № 1. S. 62-185.

3. Kosmarskaya N. Ob etnichnosti kak faktore sotsial'nogo razmezhevaniya v postsovetskikh obshchest-vakh [On Ethnicity as a Factor of Social Division in Post-Soviet Societies] // Neprikosnovennyy zapas. 2009. № 4. S. 245-256.

4. Isova. L., Kilybaeva P. Osobennosti i ideologicheskie problemy formirovaniya evropeiskoi diaspory Kazakhstana (v period Vtoroi mirovoi voiny i posle) [Features and Ideological Problems of the Formation of the European Diaspora in Kazakhstan (during the Second World War and after] // Vestnik KazNU. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya i mezhdunarodnoepravo. 2019. № 2. S. 64-72.

5. Kalybekova M.C. Kazakhstan kak ob"ekt pereseleniya deportirovannykh arodov (1937-1956 gg. Is-toricheskii aspekt) [Kazakhstan as an Object of Resettlement of Deported Peoples (1937-1956. Historical Aspect)]: dis. ... kand. ist. nauk. Almaty, 2005. 156 s.

6. Gizdatov G. Media diaspor [Media diasporas]. URL: https://newreporter.org/tag/media-diaspor/ (data obrashcheniya: 22.01.2024).

7. Ermekbaev Z. A. Chechentsy i ingushi v Kazakhstane. Istoriya i sud'by [Chechens and Ingush in Kazakhstan. History and destiny]. Almaty: Daik-Press. 2009. 506 s.

8. Alekseenko N. V., Alekseenko A.N., Erofeeva I.V., Masanov N.E. Istoriya Kazakhstana: narody i kul'tura [History of Kazakhstan: Peoples and Culture]. Almaty: Daik-Press, 2000. 680 s.

9. Kim G.N. Evolyutsiya natsional'noy identichnosti i etnicheskogo samosoznaniya postsovetskoy ko-reyskoy diaspory [The evolution of national identity and ethnic self-awareness of the post-Soviet Korean diaspora]. Mezhdunarodnye issledovaniya. Obshchestvo. Politika. Ekonomika. 2010. № 2. S. 22-29.

10. Gizdatov G.G., Burenina-Petrova O.D., Sopieva B.A. Culture as a Text and a Project in the PostSoviet Discourse (by the Example of Kazakhstan) // nPASHMA. Journal of Visual Semiotics. 2023. № 1 (35). P. 30-47.

11. Maklyuen G.M. Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: Human External Extensions] / per. V. Nikolaeva. M.: Kuchkovo pole, 2017. 464 s.

12. Gizdatov G. Discourses on National Identity in the Sociocultural Space of Kazakhstan // Kulturelle Kontakt- und Konfliktzonen im östlichen Europa: Abschlusskonferenz des gleichnamigen thematischen Netzwerks in Gießen. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2020. Band № 8. P. 89-105.

13. Dabisov T. Chto obshchego mezhdu kazakhami i turkmenkami [What do Kazakhs and Turkmens have in Common?]. URL: https://assembly.kz/ru/media-centr/intervyu/chto-obshchego-mezhdu-kazakhami-i-turkmenami (data obrashcheniya: 22.01.2024).

Gazinur G. Gizdatov - D. Sc. (Philology), Professor, Professor of the Department of International Communications, Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages (Almaty), e-mail: [email protected]

Received March 10, 2024

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гиздатов, Г. Г. Медиа диаспоральных групп Казахстана: институциональный формат и нарративы / Г. Г . Гиздатов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2024. - Т. 24, № 2. - С. 81-86. DOI: 10.14529^К240210

FOR CITATION

Gizdatov G. G. Media of the Kazakhstan diaspora: institutional format and narratives. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2024, vol. 24, no. 2, pp. 81-86. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh240210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.