Научная статья на тему 'Мечта и свобода: функции мечты в контексте понятия о свободе человека'

Мечта и свобода: функции мечты в контексте понятия о свободе человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1404
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МЕЧТА / DREAM / СВОБОДА / FREEDOM / ФИЛОСОФИЯ МЕЧТЫ / PHILOSOPHY OF DREAMS / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА / INNER FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киблик Олег Николаевич

Статья посвящена проблеме соотношения понятий мечты и свободы человека. Подчёркивается их тесная взаимосвязь и принадлежность мечты к категориям внутренней свободы человека. Мечта является свободной деятельностью, она выполняется индивидом без принуждения, с радостью, она помогает человеку достичь свободы на внутреннем уровне. В статье отмечается противоречивая сущность мечты. С одной стороны, она даёт человеку возможность стать внутренне свободным и смириться с внешней несвободой, а с другой она антисоциальна, так как отвергает социальное, является глубоко индивидуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dream and freedom: dream functions in the context of the concept of human freedom

The article is devoted to the problem of correlation between the concepts of dreams and freedom of a person. Their close relationship and the belonging of the dream to the categories of the person's inner freedom are underlined. A dream is a free activity, it is performed by an individual without coercion, with joy, it helps a person to achieve freedom at the inner level. The article notes the contradictory nature of dream. On the one hand, it gives a person the opportunity to become internally free and reconcile with external unfreedom, and on the other it is antisocial, since it rejects the social, it is deeply individual.

Текст научной работы на тему «Мечта и свобода: функции мечты в контексте понятия о свободе человека»

свободной творческой личности в ее восхождении к Духу и истине. Для Гессе изречение "Возлюби ближнего твоего, как самого себя!" не противоречит индусскому "tat twam asi" (это ты): любить ближнего следует потому, что это ты сам.

Примечания:

1. Блохина H.A. Персонаж в системе мотивов (на материале произведений Г.Гессе): дисс. канд. фи-лос. наук. - Новосибирск, 2003.

2. Бороденко Н.В. Символика игры в бисер в новых контекстах романа Г. Гессе "Игра в бисер" // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://file:// /Г:/Гессе/Символика/игры/2012_2_998_1001.pdf

3. Бороденко Н.В. Противостояние двух миров в романе Г. Гессе "Игра в бисер" // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13. - № 2(6). - С. 1444-1446.

4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.

- 436 с.

5. Гессе Г. Игра в бисер / Избранное ; пер. с нем. С. Апта, Р. Эйвадиса. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

6. Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе; пер. с нем. - СПб.: Северо-запад, 1994,т. 1, т.2, т.3,т.4.

7. Гессе Г. Душа ребёнка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора : повести / пер. с нем. С. Апта.

- СПб.: Азбука-классика, 2004.

8. Гессе Г. Сиддхардтха / Г. Гессе; пер. с нем. Н Федоровской. - М.: ACT, 2009. - 189 с.

9. Гугнин A.A. Магический реализм в контексте литературных и художественных течений XX века // Проблемы истории литературы : сб. статей. -Вып. 4.-М., 1998.- 113 с.

10. Золотухина О.Б. Эволюция психологизма Германа Гессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/zolotuhina/2-kulturno-filosofskie-nauch nye-i-e steti cheskie-istoki-psikhologizma-g-gesse.htm

11. Лебедева E.A. "Долбление и клевание", или буддизм в романе Германа Гессе "Игра в бисер"/ Актуальные вопросы современной науки : сборник научных трудов. - Вып. 17. - Ч. 2. - С. 174-181.

12. Лотман Ю.М. Механизмы культуры/Избранные статьи // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedy-diary.rU/html/102010/16102010-03c.html

13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв Семиосфера http://litresp.ru/chitat/ru/9B/lotman-yurij-mihajlovich/semiosfera/2

14. Малащенко В. Символическая сфера в произведениях Германа Гессе /// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/download/ elibrary_20653371_33552987.pdf.

15. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. - М. : Дизайн; Астрель; ACT, 2003.-С. 52.

16. Маркович Е. Герман Гессе и его роман "Игра в бисер'УПредисловие к изданию романа. - М. : Художественная литература, 1969. - 543 с.

17. Нагорная H.A. Миф о Майе в романе Г. Гессе "Игра в бисер"// Культура и текст. - 1998. - Вып. 3. - С. 81-92 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cybe rien in ka.ru/arti cle/n/mif-o-maye-v-romane-g-gesse-igra-v-biser/cyberleninka.ru/ article/n/mif-o-maye-v-ane-g-gesse-igra-v-biser

18. Кукин М.Ю. Традиционный текст и его живописная интерпретация. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://magisteria.ru/category/ ancient-text-in-painting/

19. Рожкова Н.В. Творчество Германа Гессе в диа- ' логе Востока и Запада // Культура и искусство. -2017. - № 3. - С. 17-30.

20. Середкина Е.В. Три модели планетарной культуры в контексте романа Г. Гессе "Игра в бисер" // [Эпек-тронный ресурс] Режим доступа: http://anthropology. ru/ru/texts/seredkina/glasperlenspiel.html

21. Суверина Е.В., Масленникова О.Н.. Культура как болезнь двадцать первого века: "Степной волк", играющий в бисер // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - 2008. - Вып. 3. - С. 326330.

22. Фауст и Заратустра / пер. с нем. - СПб. : Азбука, 2001.-320 с.

23. Хильшер Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн. Томас Манн. Герман Гессе. Роберт Му-зиль. Лион Фейхтвангер / пер. с нем. Е Грин. - М. : Художественная литература, 1975. - 191 с.

24. Чебоненко О.С. Преломление архетипа воды в контексте художественной литературы XIX-XX вв. (И. А. Бунин, Л. Н. Толстой, Г. Гессе, В. О. Пелевин) и восточных философско-религиозных представлений // Известия Иркутского государственного университета. Серия "Политология. Религиоведение". - 2010. - № 1 (4). - С. 134 -143.

00 1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

i

193

DREAM AND FREEDOM: DREAM FUNCTIONS IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF HUMAN FREEDOM Kiblik Oleg Nikolaevich, Postgraduate student, Tyumen State University, Tyumen

The article is devoted to the problem of correlation between the concepts of dreams and freedom of a person. Their dose relationship and the belonging of the dream to the categories of the person's inner freedom are underlined. A dream is a free activity, it is performed by an individual without coercion, with joy, it helps a person to achieve freedom at the inner level. The article notes the contradictory nature of dream. On the one hand, it gives a person the opportunity to become internally free and reconcile with external unfreedom, and on the other - it is antisocial, since it rejects the social, it is deeply individual.

Keywords: dream; freedom; philosophy of dreams; individual; inner freedom.

УДК 123.1 ВАК РФ 09.00.01

МЕЧТА И СВОБОДА: ФУНКЦИИ МЕЧТЫ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ О СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА

' Киблик О.Н., 2018

ш

о

е

о о о с

* *

194

КИБЛИК Олег Николаевич,

аспирант, Тюменский государственный университет, Тюмень

Статья посвящена проблеме соотношения понятий мечты и свободы человека. Подчёркивается их тесная взаимосвязь и принадлежность мечты к категориям внутренней свободы человека. Мечта является свободной деятельностью, она выполняется индивидом без принуждения, с радостью, она помогает человеку достичь свободы на внутреннем уровне. В статье отмечается противоречивая сущность мечты. С одной стороны, она даёт человеку возможность стать внутренне свободным и смириться с внешней несвободой, а с другой - она антисоциальна, так как отвергает социальное, является глубоко индивидуальной. Ключевые слова: мечта; свобода; философия мечты; индивид; внутренняя свобода.

I

Мечта представляет собой "создаваемый воображением образ желаемого" [7,181 ]. Как свойство человеческой психики, философское и социальное явление мечта изучается многими современными исследователями. С.И. Грабовский отмечает значимость мечты в процессе социокультурного самоопределения человека. По его мнению, мечта как духовный феномен характеризуется "направленностью на гармонизацию взаимоотношений человека с миром" [2, 7]. А.Л. Андреев пытается выяснить, о чём мечтают современные россияне, и обнаруживает в результате проведённого исследования, что на первом месте в рейтинге мечтаний обычных людей - "их личные надежды и заветные желания" [1, 37]. Т.В. Юрьева отмечает влияние мечты на личностно-профессиональное развитие индивида [11]. Многие учёные связывают само существование мечты как явление со стремлением человека к свободе, заложенным в суть человеческой личности. Свобода понимается в философии как "состояние самоопределения субъекта, выбирающего, опираясь на собственный дух, цели и средства своей деятельности и выступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца" [3, 340].

Мечта тесно связана со свободой, и именно поэтому она изучается философией [8,163]. Исследователи считают, что "потребность человека в мечтании, его способность к этому и соответствующее мечтанию эмоциональное состояние мечтателя затрагивают... самый фундаментальный уровень сущности человека, а именно его родовое качество - свободу" [8,164]. Выделяются внешняя и внутренняя свобода. Если для первой характерна свобода действия, возможность осуществления индивидом его воли, то вторая представляет собой свободу воли и мысли, возможность самостоятельного мышления, самоопределения. Внутренняя свобода определяется психологами как "основополагающая характеристика жизненного мира субъекта, переживаемая субъектом в различных модальностях: как ценность, как знание, как эмоциональное состояние, как экзистенциальная данность" [6,169]. Мечта занимает важное место в структуре внутренней свободы и имеет наиболее близкое отношение к таким модальностям, как ценность и эмоциональное состояние. Во-первых, сама мечта представляет для личности ценность как продукт собственной мысли, собственных фантазий и представлений, причём продукт творческий. Во-вторых, мечты реализуют и представляют те ценности, к которым стремится личность, которые являются неотъемлемыми составляющими её внутреннего мира. Эмоциональный же фактор проявляется в глубокой связи мечты с эмоциями, в возможности для человека посредством мечты созда-

вать приемлемый для него эмоциональный фон.

В своих мечтах человек имеет возможность уйти от внешней несвободы, которая окружает и тяготит его в реальном мире, и обрести внутреннюю свободу, которая неподвластна агрессивному внешнему воздействию, идеальна, полна. Человек немыслим без свободы по самой своей сути и именно поэтому он мечтает. Не имея возможности стать свободным в реальности, "человек мечтает, потому что именно в мечте он обретает свободу, которая так необходима в повседневной жизни, чтобы придать радость существованию" [4,165]. Мечта, являясь компонентом внутренней свободы, помогает личности выстраивать взаимоотношения с миром и с самим собой, а также осознавать направление собственного развития.

Мечта - это свободная деятельность, "человек мечтает без внешнего насилия" [8,164]; это один из немногих видов деятельности, которые человек осуществляет без принуждения, по собственному желанию, более того, с радостью и охотой. А. Охоцимский отмечает: "В мечтах мы свободны и реализуем наше инстинктивное стремление к жизни без рамок" [5]. Поэтому именно посредством мечты можно увидеть, каков человек на самом деле, что волнует эту конкретную личность, к чему стремится данный индивид, если его не сковывают рамки, если он действует без принуждения.

М.Н. Щербинин рассматривает мечты, устремления, надежды и воображение как "сферу "живого" человеческого общения" [10, 37] и заявляет, что их анализ необходим для "объяснения диалектического единства свободы и необходимости" [Там же]. Естественность мечты и стремление человека реализовываться через неё сегодня сигнализируют о "необходимости свободы", которая в условиях современного общества не может быть достигнута, но идея которой может быть недобросовестно использована "государственными и вообще бюрократическими структурами" [Там же]. Мечта в настоящий момент всё чаще воспринимается как инструмент социального регулирования, манипуляция с которым способна усовершенствовать механизм подчинения человека обществу.

Наличие в мечте обязательного компонента свободы делает сложным вопрос о социальности мечты. Так как мечта предполагает освобождение человека от каких бы то ни было ограничений, то она по своей сути антисоциальна, ибо социальность являет собой как раз

совокупность ограничений. Мечта отвергает социальное как нечто, ей мешающее и противостоящее ("Внешний мир, как правило, мешает человеку мечтать" [9,199]), а социум отвергает мечту как нечто ненужное, лишнее и только отвлекающее человека от "полезной" социальной деятельности. Для мечтающего индивида несомненно противоречие между мечтой и реальностью, и элементы устройства жизни, которые не сочетаются с мечтами, становятся особенно явными в контрасте с мечтами. С другой стороны, имея возможность мечтать, человек реализует, пусть и отчасти, свою насущную потребность в свободе, обладать которой в реальной жизни он не может. То есть мечта выполняет психотерапевтические функции и выступает как компенсация несвободы индивида.

Соотношение пассивного и активного в восприятии мечты зависит от культурных и философских традиций, в частности А. Охоцимский отмечает, что западная цивилизация более критично относится к понятию мечты, акцентируется на негативном (пассивном) в ней и практически идентифицирует мечту и грёзу [5]. Для российской культурной и философской традиции характерна фиксация на позитивных сторонах процесса мечтания. В западной цивилизации мечта ассоциируется с грёзами, позиционируется как бесплодное и пассивное времяпрепровождение. Вто же время уровень свободы личности в западном обществе признаётся более высоким, чем в российском. В нашей культуре наоборот - более низкий уровень свободы оказывается связанным с позитивным восприятием мечты как активного начала, развивающего мышление и творчество индивида и способствующего его деятельности, пусть и пассивной, ментальной. В данном случае тоже можно говорить о психотерапевтическом и компенсационном значении мечты в жизни человека.

Человек не может быть свободен в реальной жизни, здесь он существует "в мире необходимости, которая часто принимает форму несвободы" [9, 199]. Мечта становится способом получить свободу, без которой немыслимо бытие индивида, невозможно обретение им внутреннего баланса, необходимого для позитивного существования. Свобода может заключаться в смене человеком своей сущности, в переходе от одной концепции собственной жизни к другой. В мечтах человек не скован строгими ограничениями и правилами, не ощущает необходимости утверждённых его социальными ролями действий. Мечты явля-

ются типом экзистенциального бунта, который предпринимает индивид, чтобы компенсировать отсутствие свободы в реальной действительности, избавиться от давления. Свобода, обретаемая в мечтах, во многом иллюзорна, нереальна, но она касается внутренней сущности человека, а значит, для него она так же реальна, как и внешняя свобода.

Активное начало, которым обладает мечта, предполагает её возможность в стимулировании внешних и внутренних ресурсов личности для достижения желаемого, по крайней мере, для выстраивания стратегии по приближению к тому, в чём состоит мечта. Эта стратегия также символизирует свободу человека. Как отмечает А.Л. Андреев, "такие мечты являются необходимым источником социальных мотиваций и в этом плане существенно влияют на ход социально-исторических процессов" [1, 37]. Именно эта составляющая делает способность мечтать ценным элементом человеческой психики, важнейшим компонентом и двигателем развития личности и общества.

Итак, феномен мечты неразделимо связан с понятием свободы человека. Мечта является принадлежностью внутренней свободы - свободы волеизъявления, переживаемой как ценность и как эмоциональное состояние. Мечта даёт индивиду возможность уйти от внешней несвободы; это свободная деятельность, выполняемая человеком самостоятельно, без принуждения, с положительными эмоциями. Так как свобода является потребностью личности, необходима ей, то возможность мечтать помогает человеку реализовать себя, пусть на внутреннем уровне.

Как компонент внутренней свободы мечта антисоциальна: она отвергает социальное и одновременно отвергается обществом. При этом мечта имеет для общества важное значение: благодаря возможности мечтать, человек

смиряется с внешней несвободой и довольствуется свободой внутренней.

Литература:

1. Андреев А.Л. О чем мечтают в России? // Философские науки. - 2014. - № б. - С. 37-48.

2. Грабовский С.И. Феномен мечты в социокультурном самоопределении человека : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Киев, 1995. - 24 с.

3. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. - М.: Велби ; Проспект, 2008. - 496 с.

4. Мулюкова Л.Ф. "Мечта" и её взаимоотражение с родственными философскими понятиями // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 7 (156). - С. 161 -167.

5. Охоцимский А. Философия мечты / А. Охоцим-ский. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/philosopohy-of-dream.-15.03.2018.

6. Скуратовский С.М., Егорова Т.Е., Никольская A.A. К вопросу определения понятия "внутренняя свобода человека" в рамках категориального аппарата психологии // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 6. - №3. - С. 167-170.

7. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор Г.В. Осипов. - М.: Норма-Инфра, 2000. - 488 с.

8. Стерледева Т.Д. К вопросу о сущности и структуре мечты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011,- № 6-2,- С. 163-165.

9. Стерледева Т.Д. Функции мечты в аспекте свободы человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 2-2. - С. 198-201.

10. Щербинин М.Н. Свобода и необходимость в рациональности гуманитарного познания как выражение ее возможностей и пределов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. -2013.-№10.-С. 37-45.

11. Юрьева T.B. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента : дис.... к. психол. н. - Тамбов, 2007. - 196 с.

FEA TURES OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZA TION OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE INFORMA TION SOCIETY Merzlyakova Irina Leonidovna, PhD of Philosophical science, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

This article highlights the main directions of the Russian Federation's information policy and the state's initiatives to establish an information society in the context of actual modernization. The analysis of the source base of Russian information policy is in the main center of the article. The authors consider the features Russian modernization whithin introduction of information and communication technologies of government activity.

Keywords: modernization; information society; information policy; computerization; information and communication technology; information infrastructure; digital divide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.