2. Mazzucato M. The creative state // Project syndicate. - 2015. - 16.04. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/government-investment-inno vation-by-mariana-mazzucato-2015-04?barrier=accessreg
3. Moreno L.A. Getting industrial policy right // Project syndicate. - 2015 . - 23.01. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/latin-america-industrial-policy-failures-by-luis-a--moreno-2015-01?barrier=accessreg
4. Nieto E.P. Facing the fourth industrial revolution // Project syndicate. - 2016. -18.01. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/mexico-fourth-industrial-revolution-response-by-enrique-pena-nieto-2016-01?barrier=acces sreg
5. Phelps E.S. Trump, corporatism, and the dearth of innovation // Project syndicate. -2017. - 17.01. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/ trump-corporatism-innovation-economic-growth-by-edmund-s--phelps-2017-01?bar rier=accessreg
6. Rodrik D. The return of industrial policy // Project syndicate. - 2010. - 12.04. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/the-return-of-industrial-policy?barrier=accessreg
7. Rodrik D. The return of public investment // Project syndicate. - 2016. - 13.01. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/public-infrastructu re-investment-sustained-growth-by-dani-rodrik-2016-01?barrier=accessreg
8. Rodrik D. Trump's defective industrial policy // Project syndicate. - 2017. - 10.01. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/trump-defective-industrial-policy-by-dani-rodrik-2017-01?barrier=accessreg
9. Smart Ch. Industry by design? // Project syndicate. - 2017. - 18.03. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/onpoint/industry-by-design-by-christopher-smart-2017-03
10. Subacchi P. The return of industrial strategy // Project syndicate. - 2017. - 15.03. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/europe-industrial-strategy-more-work-needed-by-paola-subacchi-2017-03?barrier=accessreg
11. Velasco A. Industrial policy reconsidered // Project syndicate. - 2014. - 05.05. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/andres-velasco-ma kes-the-case-for-a-revival-of-government-action-to-promote-promising-economic-se ctors?barrier=accessreg
2018.03.032. ИГ. МИНЕРВИН. МАЙКЛ ПОРТЕР И ДРУГИЕ О ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ. (Обзор).
Ключевые слова: технология дополненной реальности (ДР); цифровая информационная среда; интеграция виртуального и реального мира; перспективы и направления развития и применения ДР.
Профессор Гарвардского университета М. Портер и глава фирмы PTC (ведущий разработчик программных средств для про-
мышленности) Дж. Хеппелманн (1) рассматривают новый информационный продукт, названный «дополненная реальность» (ДР) (augmented reality). ДР представляет собой набор цифровых технологий, с помощью которых создается искусственная информационная среда, состоящая из виртуальных представлений (цифровых данных и образов), накладываемых на представления пользователя о реальном мире (физических объектах и элементах среды).
Авторы видят проблему в том, что физический мир является трехмерным, а информация отображается на двухмерных страницах и экранах, и таким образом возникает разрыв между «богатством» цифровой информации и физическим миром, в котором она находит применение. Разрыв между реальным и цифровым мирами не позволяет в полной мере использовать весь доступный теперь объем информации. ДР, по их мнению, сокращает этот разрыв, помещая информацию непосредственно в контекст, в котором она будет применена, и тем самым усиливая нашу способность воспринимать ее и действовать на ее основе. ДР станет новым интерфейсом между человеком и машиной, окажет влияние на то, как компании обслуживают потребителей, обучают занятых, разрабатывают и производят продукты, управляют своими цепочками создания стоимости, и в конечном счете окажет влияние на стратегию конкуренции. Эта технология трансформирует компании всех отраслей, а также многие организации других типов - от университетов до социальных предприятий, изменит методы обучения, принятия решений, взаимодействия с окружающей средой.
Новаторские организации, в том числе «Amazon», «Facebook», «General Electric», «Mayo Clinic», а также военно-морские силы (ВМС) США, уже применяют ДР при разработке новой продукции, в процессе производства, логистики, предоставления услуг, подготовки персонала и получают существенный рост производительности и качества продукции. Например, «Boeing» использует ДР, чтобы продемонстрировать обучаемым работникам процессы сборки крыла самолета, что дает сокращение времени на выполнение операции на 35%. Компания «Newport News Shipbui-lding», строящая авианосцы для ВМС США, применяет ДР для проведения инспекции корабля вместо сверки его конструкций с двухмерными чертежами, сокращая таким образом затраты времени на 96% - с 36 час. до 90 мин. В среднем по промышленности
экономия времени для выполнения производственных задач благодаря применению ДР составляет 25%. Согласно некоторым оценкам, расходы на технологию ДР достигнут в 2020 г. 60 млрд долл.
По существу ДР трансформирует массивы данных и аналитических материалов в образы или компьютерные анимации, накладываемые на реальность. Сегодня приложения ДР работают в основном на мобильных устройствах, но в дальнейшем будут переходить на носимые девайсы типа головных дисплеев или интеллектуальных очков. Такие приборы, предназначенные для демонстрации операционных инструкций для производственных рабочих и заменяющие традиционные руководства, уже проходят тестирование в тысячах компаний. В более широком плане ДР открывает путь для новой парадигмы представления информации, которая окажет глубокое влияние на структуру, управление и получение информации в Интернете. Наложение цифровой информации непосредственно на реальные объекты или элементы среды позволяет людям обрабатывать физическую и цифровую информацию одновременно, избавляя от необходимости умственной работы по их согласованию, что расширяет способность ее быстрого и точного восприятия и принятия решений. Например, применение ДР в автомобильной GPS-навигации избавит водителя от необходимости переключать внимание между видимым путем и экраном. ДР также значительно расширяет и усиливает возможности и выгоды, предоставляемые информационными технологиями интеллектуальных взаимосвязанных продуктов (smart, connected products, SCP)1, которые, находя применение в производстве и в быту, позволяют дистанционно и в реальном времени, а в ряде случаев и автономно следить, контролировать и оптимизировать процессы и работу техники.
ДР, отмечают авторы, создает стоимость двумя способами: во-первых, становясь элементом самого продукта и, во-вторых, улучшая показатели звеньев цепочки создания стоимости. Как элемент продукта свойства ДР прежде всего улучшают его эргономику и пользовательские интерфейсы, способы, с помощью которых эти продукты передают важную информацию (примеры - новые типы
1 Porter M.E., Heppelmann J.E. How smart, connected products are transforming competition // Harvard business rev. - Boston, 2014. - Vol. 92, N 11. - Mode of access: http://hbr.org/2014/11/how-smart-connected-products-are-transforming-competition/ar/
дисплеев, применяемые в автомобилях, самолетах, военном снаряжении). Программные свойства пользовательского интерфейса ДР создают возможность его персонализации под конкретного пользователя и постоянного совершенствования. Любой производитель должен тщательно изучать последствия внедрения следующего поколения подобных интерфейсов с точки зрения своих конкурентных позиций.
В качестве звеньев цепочки создания стоимости, испытывающих воздействие ДР, авторы указывают на разработку продукта, производство, логистику, маркетинг и сбыт, послепродажное обслуживание, управление человеческими ресурсами, приводя многочисленные примеры эффективного применения этой технологии.
Дальнейшее распространение технологии ДР означает расширение ее воздействия на конкурентную стратегию компаний. Вместе с тем перед компаниями возникают новые задачи и проблемы, ответы на которые связаны с конкретными условиями и потенциалами бизнеса, и это означает постепенное превращение ДР в интегральную составляющую их стратегии. Среди важнейших вопросов, связанных с таким развитием конкурентной стратегии, авторы указывают на следующие: перспективы ДР применительно к конкретной отрасли, ее продукции, потребителям и цепочкам создания стоимости; влияние ДР на дифференциацию продукции компании; перспективные направления снижения издержек производства благодаря внедрению ДР; относительные выгоды самостоятельного внедрения ДР либо обращения к внешним источникам через аутсорсинг или соглашения о партнерстве; возможное влияние ДР на коммуникации со стейкхолдерами.
Каждая компания нуждается во внедрении ДР, намечающем пути создания необходимых компетенций и пути извлечения выгод. Определяя этапы и сроки внедрения компании должны учитывать как технические, так и организационные проблемы, зависящие от конкретных условий. Важнейшими с этой точки зрения являются следующие моменты: необходимые для внедрения компетенции в зависимости от сложности задачи и сферы применения; способы создания цифрового информационного ресурса (контента), необходимого для функционирования ДР; способы распознавания программными средствами ДР физического окружения (например,
привязки информации к конкретным объектам); необходимые для функционирования ДР аппаратные средства (от смартфонов до головных дисплеев); использование собственных программных разработок или публикуемых коммерчески доступных вариантов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Раскрывая практические аспекты функционирования ДР, Портер и Хеппелманн (2) отмечают, что начало было положено загрузкой программного обеспечения ДР в оснащенные камерой девайсы - смартфоны, планшеты и другие интеллектуальные устройства. Когда пользователь смотрит на объект, программа анализирует видеопоток и распознает его, а затем загружает информацию об объекте из облака, действуя так, как при поиске нужного сайта в Интернете. Различие состоит в том, что в данном случае информация представлена в трехмерном виде, наложенном на объект. Например, оператор, используя головной экран, может взаимодействовать с промышленным роботом, видеть данные о его работе и иметь доступ к его средствам управления.
В промышленной среде пользователи, выполняющие различные функции, например, машинные операторы или техники по ремонту и обслуживанию, могут видеть один и тот же объект, но получать различную ДР-информацию о нем. Трехмерная цифровая модель, помещенная в облако, создается как результат автоматизированного проектирования продукта либо благодаря технологии цифровизации физических объектов, и служит в качестве моста между объектом и ДР. Эта модель затем накапливает информацию о продукте, бизнес-системах и из внешних источников, с целью получить отражение реального текущего состояния продукта и дать его точное представление.
Портер и Хеппелманн (3) обращают внимание и на такую проблему, тормозящую внедрение ДР, как отсутствие доступных и высокоэффективных устройств, таких как интеллектуальные очки. Большинство новаторов используют головные дисплеи - видеошлемы, которые, как правило, дороги и громоздки. В связи с этим разгорается гонка между разработчиками популярной версии нового цифрового интерфейса, привлекающая как технических гигантов, так и инновационные стартапы. Авторы полагают, что со временем экраны, лежащие в карманах пользователей, будут заменены надеваемыми на себя устройствами подобно солнцезащитным оч-
кам. Команды будут подаваться с помощью жестов или голосом. Интеллектуальные очки будут служить гидами для людей во всем мире, давать им советы, снабжать транспортной, туристической информацией, переводом и т.д.
«Google» уже вышла на рынок с продуктом Google Glass. И хотя он не пользуется успехом (очевидно, из-за высокой стоимости), продолжает его разработку. «Microsoft» запустила HoloLens, потенциально перспективный в некоторых областях, но пока непригодный для потребительского рынка. В этом же направлении работает «Apple» и многие другие компании. Стартап «Magic Leap» мобилизовал 1,4 млрд долл. на разработку головного дисплея. Ставки высоки, и победитель будет контролировать технологию, преобразующую мир в значительно большей степени, чем iPhone десятилетие назад.
Г. Журе (G. Jouret), главный специалист по цифровым технологиям швейцарской компании АВВ, имеющей опыт внедрения передовых технологий, в том числе ДР, в более чем ста странах, в интервью, данном редактору «Harvard Business Revue» Г. Морзе, рассматривает преобразовательный потенциал ДР, а также причины, по которым многие бизнесы недооценивают связанные с ним грядущие изменения (4).
Журе полагает, что с помощью ДР могут быть решены три макроэкономические проблемы, волнующие производителей и потребителей цифровых технологий: во-первых, старение квалифицированной рабочей силы; во-вторых, значительный рост числа устройств с удаленным доступом и одновременная потребность в их мониторинге, контроле и регулировании с меньшим числом сотрудников в месте их расположения; в-третьих, растущая сложность новых технологий, требующая новых технических квалификаций.
Наиболее существенными областями применения ДР являются, по его мнению, во-первых, опасные работы, например горнодобывающие отрасли, нефтеперегонные, химические предприятия, строительство; во-вторых, работы в удаленных регионах, например обслуживание нефтяных скважин или ветровых электростанций, требующее также высококвалифицированного труда; в-третьих, обслуживание чрезвычайно сложных продуктов и технологий, например работа с промышленными трехмерными принтерами или в
лабораториях электроники. С помощью ДР производитель сможет обеспечивать строгое соблюдение технологических процессов, в том числе лучших в своем классе. Эти три параметра - безопасность, удаленность и сложность - должны служить ориентирами при анализе потенциальной выгодности внедрения технологии ДР. Наконец, важный вопрос состоит в перспективах взаимодействия ДР и искусственного интеллекта (ИИ). Как считает Журе, можно предположить, что при слиянии ИИ и ДР ИИ будет обеспечивать набор рекомендаций, например, о последовательности ремонтных операций, а ДР - полезные руководства по их применению.
Компания АВВ, специализирующаяся в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий, рассчитывает на основе применения ДР обслуживать оборудование удаленных из центра потребителей. Компания разрабатывает головное устройство, которое позволит специалисту из центра, видя реальную картину, инструктировать потребителя. Совместно с рядом других компаний АВВ работает над пилотными проектами создания самоуправляемых морских судов, не требующих многочисленных экипажей. Капитан корабля, находящийся на берегу, будет получать вид с капитанского мостика или, например, машинного отделения, а также всю телеметрическую информацию, и это будет примером интеграции виртуальной и дополненной реальности.
В приложении к публикации, составленном сотрудниками журнала «Harvard Business Review» (5), представлены результаты опросов фирм-разработчиков ДР относительно планируемых инвестиций в соответствующие разработки и решаемых с их помощью задач. Доля респондентов, отметивших существенные инвестиции в ДР, запланированные на период до 2020 г., по различным отраслям составила: в отраслях высоких технологий, автомобильной, телекоммуникационной отраслях и розничной торговле - более 30%, в производстве промышленной продукции - около 28, медицинского оборудования - 23, в сфере финансового обслуживания -около 18, в электроснабжении и отраслях общественного пользования - 15%. Согласно прогнозам, рост выпуска головных носимых устройств для ДР к 2021 г. составит 27%.
Среди направлений использования технологий ДР чаще всего фигурируют справочники, инспекции, инструктаж, дистанционное консультирование, далее следуют промышленное использование
(контроль качества, управление сборкой, приборные комплексы), сферы конструирования, сбыта и маркетинга, обучения и подготовки персонала. В качестве стратегических целей освоения технологии ДР респондентами отмечены прежде всего повышение качества продукции (около 23%), затем следуют увеличение доходов и сокращение цикла разработок нововведений (по 15%), а также улучшение практики потребительского использования продукции, совершенствование методов обучения, дифференциация продукции, улучшение обслуживания и т.д.
В заключение Портер и Хеппелманн отмечают, что ДР обещает стать эффективным решением основного препятствия к развертыванию цифровой революции и ее влияния на экономику -человеческой возможности воспринимать и использовать информацию (1). Урок истории состоит в том, что технологический прогресс значительно повышает производительность и уровень жизни, приводит к появлению новых товаров и услуг, удовлетворяющих новые потребности. Современная цифровая революция порождает новые волны инноваций и потребности в новых видах труда. В связи с этим имеет место недопонимание роли человека в будущем. Человеческие способности гибкости, воображения, интуиции, творчества в обозримом будущем недоступны никакой технике. ДР, по мнению авторов, следует рассматривать как историческую инновацию, обеспечивающую мощный интерфейс, устраняющий пропасть между цифровым миром и реальной действительностью, позволяет расширить человеческие возможности, в полной мере используя преимущества нового цифрового знания и машинного потенциала.
Список литературы
1. Porter M.E., Heppelmann J.E. Why every organization needs an augmented reality // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr. org/2017/11 /a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organiza tion-needs-an-augmented-reality-strategy
2. Porter M.E., Heppelmann J.E. How does augmented reality work? // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr. org/2017/11 /a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organiza tion-needs-an-augmented-reality-strategy
3. Porter M.E., Heppelmann J.E. The battle of the smart glasses // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr.org/2017/11/
a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organization-needs-an-augmen ted-reality-strategy
4. Morse G. One company's experience with AR // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr.org/2017/11/a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organization-needs-an-augmented-reality-st rategy
5. Augmented reality in the real word // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. -Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr.org/2017/11/a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organization-needs-an-augmented-reality-strategy
2018.03.033. БЕЙКЕР Д., ДЖАЯДЕВ А., СТИГЛИЦ Дж. ИННОВАЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ: ЛУЧШИЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ XXI в.
BAKER D., JAYADEV A., STIGLITZ J. Innovation, intellectual property, and development: A better set of approaches for the 21 st century / Accessibsa; Shuttleworth foundation. - 2017. - July. - 90 p. - Mode of access: http://cepr.net/images/stories/reports/baker-jayadev-stiglitz-innovation-ip-development-2017-07.pdf
Ключевые слова: промышленно развитые страны; развивающиеся страны; право интеллектуальной собственности; инновации; экономическое развитие; благосостояние.
В работе рассматривается роль прав интеллектуальной собственности (ПИС) в процессе экономического развития. Д. Бейкер, содиректор Центра экономических и политических исследований (Вашингтон, США), А. Джаядев, профессор Университета А. Пре-мджи (Azim Premji University) (Бангалор, Индия) и Дж. Стиглиц, нобелевский лауреат, профессор Колумбийского университета (США) подчеркивают, что создателями действующей в настоящее время системы ПИС (патентная монополия, монополии авторского права и других форм интеллектуальной собственности) являются промышленно развитые страны (ПРС). Они навязали ее всему миру через Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights, TRIPS)1, установив единые для всех членов ВТО стандарты признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности.
1 ТРИПС вошло в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (ВТО). - Прим. реф.