Научная статья на тему 'Маяки и башни Апшерона'

Маяки и башни Апшерона Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
425
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маяки и башни Апшерона»

МАЯКИ И БАШНИ АПШЕРОНА

Алиев Дж.И (Баку)

В 1908 году Главным Гидрографичеким Управлением Морского Министерства было издано описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Каспийского моря /1. С.12,13/. В этом издании дается подробное описание маяков, включая координаты, местоположение, световые вариации, освещаемое пространство и самое важное время учреждения их.

Примечательным в этом издании является также и графические рисунки описываемых маяков. Данное издание можно назвать первым справочником по маякам Каспийского моря. Значительная часть описываемых в этом издании маяков ныне не сохранилось. История их строительства была обусловлена необходимостью безопасной лоции на Каспии. И уже более столетия эти маяки выполняют свои функции, обеспечивая безопасное плавание судов на Каспии.

В данной статье мы затронем лишь ту часть маяков, которые сохранились до настоящего времени на побережье Апшеронского полуострова, и на близ расположенных островах Каспия. Наиболее значимым среди маяков Каспия являются маяки — Апшерон-ский, Амбуранский, Шоуланский (Шувелянский), острова Жилой и Наргин, последний был разрушен в начале второй мировой войны , чтобы не стать ориентиром для германской авиации. Однако позже в 1958 году на возвышенной части острова был построен новый маяк высотой 18 метров.

Ниже приводится выдержки из «Описания маяков и башен и знаков», опубликованного в 1908 году.

1. Апшеронский маяк. «Широта N40 0 24Л, Долгота 050 0 20Л. Находится на Апшеронском полуострове, на горе Апшерон. Число огня 2, вид огней постоянные (Верхний) белого, (нижний) зелёный, белый и красного цвета. Освещаемое пространство ( верхний) от NW 31о через N О Б и Ш до NW 760. , (нижний) зеленый от NW 50 /0 до NW 32 '/2° , белый от NW 23 /0, красный от NW 23 /0 до NW 5 /0.

Маяк не окрашен. Время учреждение 1860 год. Изменен в освещении 1866 года. Под ведением директора маяков и лоция Каспийского моря.

Башня маяка круглая, каменная. Нижний осветительный аппарат установлен в окне башня. Из нижних огней белый виден за 18 мил, но на этом расстоянии почти сливается с верхним огнем; цветные огни видны — зеленые за 18 / миль, а красные виден и далее.

Верхний огонь служит для подхода к Апшеронскому проливу, а нижний для входа с севера в этот пролив. Придя на видь верхнего огня, надо привести его на ББО / О и идти по этому румбу до тех пор, пока откроется нижний огонь на который и держать, наблюдая, что бы нижний огонь был виден постоянно белым; при этом зеленый го цвет обозначить уклонение судна от фарватера к западу, а красный к востоку.» /1; С.14-15/

Рис. 1. Апшеронский маяк (современный вид)

2. Амбуранский маяк. Широта N40 0 35 Долгота O 50 0 00\ Находится к западу от мыса Амбуран на высокости Калагя. Вид и цвет огней постоянный белый с проблесками красными и белыми попеременно. Промежуток между проблесками продолжительностью 1 сек. через каждый 26-30 сек. Освещаемое пространство от NO 65о через N до SW Цвет маяка не имеет. Не окрашен. Из серого тесаного камня построен. Время учреждение 1884 год. Под ведением директора маяков и лоция Каспийского моря.

Маяк состоит из общего двухэтажного здания, на выдающийся полукруглой платформы которого с северной стороны верхнего этажа, установлен аппарат. В пределах этого огня находится опасные наружные камни "Два брата". При следовании с севера в апше-ронский пролив (по R. SSO У O), огонь Амбуранского маяка закрывается на пеленги SW 65. Далее к S может быть виден лишь весьма слабый свет, сливающийся с береговыми огнями. От места закрытия Амбуранского огня (SW 65о) до параллели мыса Шоулан считается 10 миль, ( по фарватеру по SSO У O), что может служить для поверки счисления. Пресная вода в 1 верст от маяка.(1; С.12-13)

Рис. 2. Фото Амбуранского маяка за 1915 год

3. Огонь Апшеронской спасательной станции. Широта N40 0 30Л, Долгота 050 0 15Л. Находится на спасательной станции на мысе Шоулан. Вид огней постоянный с проблесками белого цвета. Промежуток между проблесками продолжительностью 3 / сек. через каждый 26-33 сек. Освещаемое пространство от N0 25о через N до N0 780. Время учреждение 1907 год. Под ведением директора маяков и лоция Каспийского моря.

Оптический аппарат помещен в здания спасательной станции. Служит для указания мыса Шоулан и лежащих близ него каменных банок. Спасательная станция с 6-ти весельным вельботом Уайта и ракетным аппаратом. Около спасательной станции находится

Рис. 3. Шувелянский маяк

колокол весом в 62 пуда, которым производится звон: 1) днем и ночью, во время тумана, через каждый три минуты и 2) ночью, в ясную погоду, через каждый десять минут./1; С.12-13/.

4. Маяк на острове Жилой. Широта N40 0 20', Долгота 050 0 37. Находится к востоку от Апшеронского полуострова. Число огня 2, вид огней постоянные белого цвета. Промежуток между проблесками через каждый 23 сек. Продолжительностью 6 У20 каждый. Освещаемое пространство от ЫШ 1Ы через N. 0 и Б до БШ У0 Ш

Маяк не окрашен. Из серого тесаного камня и Крыша его зеленого цвета. Время учреждение 1879 год. Под ведением директора маяков и лоция Каспийского моря.

Башня маяка каменная. NW-й предел освещения предостерегает от гряды, тянущейся от о-ва Жилого. В предел освещения входит сомнительный подводный камень, находящийся от Апшеронского маяка на О-ть в 11 % мили, а также Нефтяные камни, находящиеся к Б0-у от острова Жилого. /1; С 18-19/ Рис■ 4- Маяк острова Жилой

5. Маяк Наргинский. Широта N40 0 18', Долгота 049 0 55'. На Ш-й низменной оконечности острова Наргина. Вид огней постоянный и проблесками белого цвета. Каждая 6 У секунд один проблеск продолжительностью 1 У. Освещаемое пространство от Б0 750 через Б, Ш и N до N0 700. Маяк не окрашен. Из серого тесаного камня. Время учреждение 1884 год. Под ведением директора маяков и лоция Каспийского моря.

Маячная башня в связи с одноэтажным зданием для маячной прислуги. Маяк служит для входа в Бакинский залив и выход из него, по Ш—ю сторону острова./1; С. 22-23/

Алиев Дж.И

Акватория Апшеронско-го полуострова и в частности его северное побережье всегда были опасными участками, здесь большое количество подводных банок, скальных гряд, островов. В связи с этим на этих участках и были построены три маяка; Апшеронский, Амбуранский и Шувелянский. Самым первым из них является Апшеронский, который был построен в 1860 году. Маяк стоит на высокой скальной возвышенности, в прошлом здесь находился пограничный таможенный пункт, контролирующий продвижение всех судов, проходящих Апшеронский пролив между островом Пираалахи (в российских источниках — о. Святой, в советское время о. Артем) и побережьем. В 1912 году маяк освещался керосиновокапельной установкой, а с 1935 году электрической. Дальность видимости его огня достигала 41 км.

Рис. 5. Наргинский маяк, построен в 1884 году (взорван в 1941 году)

Рис. 6. Наргинский маяк построенный в 1958 году

Шувелянский маяк построен на прибрежных скалах. В этом месте во время шторма в 1857 году потерпела крушение паровая шхуна «Куба», погибли члены команды и капитан. В 1888 году на пожертвования каспийских моряков у мыса Шувелян им был поставлен памятник. Амбуранский маяк был построен в 1882 году, с 1884 года на нем был установлен осветительный аппарат, дальность видимости огня составляла 38 км. Строительство этих маяков на отмеченных участках обеспечивало безопасность для судоходства на Каспии. Начиная со второй половины 19 века процесс промышленного развития, в частности нефтяной, способствовало росту увеличения состава флотилии и развитию судоходства на Каспии. В целях обеспечения безопасности судоходству строились маяки, устанавливались сигнальные башни. Археологические исследования на участках и территориях вблизи указанных маяков свидетельствуют о преемственности возведения современных маяков, на месте древних наблюдательных пунктов, средневековых башен и замков.

Рис. 7. Башня 12 века (ныне не сохранившаяся) в 2 км севернее Апшеронского маяка. Фото 1926 года

Восточная часть Апшеронского полуострова исторически являлось основным морским путем, через которую проходили военные и торговые корабли в средневековье позже. Русские источники, Татищев, Саймонов, Гмелин и другие этот участок Каспия называли Апшеронским проливом. Почти все они указывали на башни, построенные на скальном возвышении, назначение которых было осуществлять контроль за передвижением судов. Неоднократные каспийские рейды русов в 9-11 веках проходили по морю, огибая Апшеронский полуостров они выходили на прибрежные территории. /2; С.54-58/. Аналогичные продвижения по Каспию осуществлялась и позже, источники сообщают о наиболее значимых. Почти все без исключения маршруты проходили через архипелаг Апшеронского полуострова. Вражеское вторжение с моря явилось нежданной угрозой для ряда прикаспийских областей и государств Закавказья. В связи с этим, для обеспечения безопасности с моря, на Апшероне начинается строительство оборонительных , наблюдательных башен. Правители Ширвана повсеместно начинают строить башни на наиболее стратегически важных участках Апшеронского полуострова. Основная часть историков придерживается

Рис. 8. Сигнальный маяк на мысу Гюрган (на месте затопленного одноименного городища Гюрган)

версии о том, что Апшеронские башни и замки изначально являются оборонительными сооружениями, предупреждающие нападения с моря. Не исключая эту версии следует отметить, что эти башни, если даже они и оборонного назначения, имеют характерную особенность распространения на участках в радиусе расположения которых есть опасные для судоходства подводные скальные гряды, банки. Поэтому мы не исключаем и такой версии, что на этих участках башни являлись маяками, которые обеспечивали безопасное судоходство на Каспии в средние века.

Археологические исследования прошлых лет выявили на востоке полуострова значительное число древних и средневековых поселений и городищ, одно из которых в результате трансгрессии Каспия в начале 14 века до сих пор остается под водой. /3; С. 191/. Городище это расположено рядом с мысом Гюрган, датируется 1013 веками. Средневековые авторы сообщают об удобном для стоянке кораблей порта. /4; С.62/.

Рис. 9. Сигнальный маяк (остров Терешкина — восточнее мыса Гюрган)

Литература

1. Описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Каспийского моря. С.Петербург. 1908.

2. Велиханлы Н. Арабские географы и путешественники 10-12 века об Азербайджане. Баку. 1974.

3. Асланов Г.М., Голубкина Т.И. Археологичесие находки у мыса Гюрган. Материальная культура Азербайджана. Т. 7. Баку.1973.

4. Хамдуллах Казвини (материалы по Азербайджану). Баку.1983. Вахо-неев В.В. (Симферополь)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.