Научная статья на тему 'Мавераннахр в контексте арабских лингвистических школ'

Мавераннахр в контексте арабских лингвистических школ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
935
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАВЕРАННАХР / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АРАБСКАЯ ГРАММАТИКА / МЕДРЕСЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕОРИЯ АРАБСКОЙ ГРАММАТИКИ / РУКОПИСНЫЕ КОПИИ / ИСТОЧНИКИ / MAVERANNAHR / LINGUISTIC SCHOOL / ARABIC GRAMMAR / MADRASAH / LITERARY LANGUAGE / QUESTIONS OF MORPHOLOGY AND SYNTAX / LINGUISTIC RESEARCH / THEORY OF ARABIC GRAMMAR / MANUSCRIPT COPIER / SOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насырова Малика Анваровна

Данная статья является частью исследования, впервые затрагивающего деятельность лингвистической школы Мавераннахра в средние века. Повсеместное распространение арабского языка (IX-XI), небывалый в истории подъём науки и культуры в Мавераннахре в немалой степени способствовали развитию арабского языка, арабского языкознания. Об этом свидетельствует появление плеяды знаменитых языковедов, таких как Исхак ал-Бухари, Махмуд аз-Замахшари, Ибн ал-Xаййат, Исхак Саффар ал-Бухари, Наср б. Абу ас-Сайид ал-Мутарризи, Мухаммад ал-Харезми, Умар ал-Жанди, Масъуд ат-Тафтазани и многие другие. Они активно участвовали в деле развития школы арабского языкознания в Мавераннахре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maverannakhr in the Context of Arabic Linguistic Schools

This article is a part of research for the first time describing the activity of linguistic school of Maverannakhr in the Middle Ages. Extensive spreading of Arabic language (IX-XI), unprecedented in the history rise in science and culture in Maverannakhr favoured the development of Arabic language and Arabic linguistics to a considerable extent. The evidence of this is the activity of great number of famous linguists, such as Iskhak al-Bukhari, Makhmud az-Zamashkhari, Ibn al-Khayat, Iskhak Saffar al-Bakhari, Nasr b. Abu as-Saiid al-Mutarrizi, Mukhammad al-Kharezmi, Umar al-Jandi, Masud atTaftazani and many others. They took an active part in development of Arabic linguistics in Maverannakhr.

Текст научной работы на тему «Мавераннахр в контексте арабских лингвистических школ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 122-126.

М. А. Насырова

МАВЕРАННАХР В КОНТЕКСТЕ АРАБСКИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ШКОЛ

Данная статья является частью исследования, впервые затрагивающего деятельность лингвистической школы Мавераннахра в средние века. Повсеместное распространение арабского языка (1Х-Х1), небывалый в истории подъём науки и культуры вМавераннахре в немалой степени способствовали развитию арабского языка, арабского языкознания. Об этом свидетельствует появление плеяды знаменитых языковедов, таких как Исхак ал-Бухари, Махмуд аз-Замахшари, Ибн ал-Хаййат, Исхак Саффар ал-Бухари, Наср б. Абу ас-Сайид ал-Мутарризи, Мухаммад ал-Харезми, Умар ал-Жанди, Масъуд ат-Тафтазани и многие другие. Они активно участвовали в деле развития школы арабского языкознания в Мавераннахре.

Ключевые слова: Мавераннахр, лингвистическая школа, арабская грамматика, медресе, литературный язык, морфология и синтаксис, лингвистические исследования, теория арабской

грамматики, рукописные копии, источники.

История арабского языкознания, уходящая в далекое Средневековье1, и по сей день является объектом пристального изучения2. Когда арабы впервые заинтересовались изучением своего языка, сказать трудно3, судя по источникам и дошедшим до нас сведениям, ясно, что начальный этап арабского языкознания окутан туманом легенд, но точно локализуется в двух иракских городах - Басре и Куфе4. С первых дней появления науки по арабской грамматике в ней сформировалось несколько научных школ - басрийская, куфийская, багдадская, египетская и андалусская школы арабского языкознания.

После завоевания арабами Средней Азии арабский язык как язык господствующей власти, религии, культуры и науки был распространен повсеместно. Обязательное знание арабского языка являлось центробежной силой для развития арабского языкознания в Средней Азии. Появилась целая плеяда учёных-языко-ведов. Многие из них учились в арабских странах, совершали путешествия в поисках знаний в Сирию, Ирак, Хиджаз и другие культурные центры исламского мира. В числе этих отважных ученых были Ибн Хаййат, Юсуф ал-Барки, Ахмад ал-Баркони и другие. Они усовершенствовали свои знания в Куфе, Басре, Багдаде. где уже были сформированы школы арабского языкознания. После возвращения на Родину они занимались просветительской и научной деятельностью.

Мухаммад ал-Харезми ал-Барки - (имам Абу Абдуллах) Мухаммад б. Ахмад б. Юсуф б. Исмоил б. Шах ал-Харезми ал-Барки (X век) - изучал морфологию и синтаксис арабского

языка, был одним из известных ораторов, понимающих тонкости и красоту литературного языка.

Абу Бакр Ахмад б. Мухаммад б. Мансур б. ал-Хаййат5 ан-Нахви (ум. в 320 / 932) - филолог, грамматик, историк, поэт, мухаддис. Знаток арабской грамматики, за что он был прозван «ан-Нахвий», т. е. «грамматик». Ибн Кифти писал о нём: «Учился у Мубаррада, рассказывает со слов Саълаби, имеет собственно прекрасные произведения». Некоторые его произведения по грамматике: «Китабу ан-нахв ал-кабир», «Китабу ал-мукниъ», «Китабу ал-муъжаз», «Маъонийи ал-Куръан» и др. Ибн ал-Хаййат умер в г. Басра6. Учёные, занимающиеся историей арабской грамматики, в своих трудах относят Ибн ал-Хаййата к числу грамматиков багдадской школы7.

Ахмад ал-Баркони родился в одном из сел Кята - Барконе, расположенном на восточном берегу Джайхуна. Его полное имя - Абу Бакр ал-Хафиз ал-имам Ахмад б. Мухаммад б. Ахмад б. Галиб ал-Харезми, Баркони, Шофеъи. Жил в 336-425 / 948-1034 годах. Прославился как факих, поэт, мухаддис, знаток Корана и грамматики арабского языка, составил «Мус-над».

Постепенно на протяжении Х-Х11 веков шло формирование лингвистической школы Мавераннахра. Создавались фундаментальные труды по арабской лингвистике, такие как «ал-Муфассал фи санъати ал-иъраб», «Мукад-дамату ал-адаб», «Асасу ал-балага» Махмуда аз-Замахшари; «ал-Иклид» Умара ал-Жанди; «ал-Мисбах фи ан-нахв» Ал-Мутарризи; «ал-Мутаввал» Масъуда ат-Тафтазани; «ан-Нахву

ал-кабир» Ибн ал-Хаййата; «ат-Тахмир», «Китабу сихри ал-иъраб», «ал-Иъжаб фи илми ал-иъраб» Мухаммада ал-Харезми и т. д.

Учёные Мавераннахра комментировали научные труды представителей басрийской, ку-фийской, багдадской лингвистических школ. К примеру, Саффар ал-Бухари написал комментарий к знаменитому труду Сибавайхи, представителя басрийской школы, «Ал-Китаб» и назвал его «ал-Мадхал ила Сибавайх»; Махмуд аз-Замахшари также комментировал труд Си-бавайхи. Его комментарий называется «Шарх абйат китаб Сибавайх». Замахшари комментировал и известнейший труд представителя ку-фийской школы ас-Саълаби. Он известен как «Шарху ал-фасих». Такие учёные-языковеды, как Исмоил ал-Фукоъи («Умдату ал-макийд ва иддату ал-мажийд фи маърифати лафзати ат-тажвид»), Масъуд ат-Тафтазани («Шарху мухтасари ал-Занжоний» и «Халлу ал-макоид фи шархи ал-кавоид»), Солих б. Мухаммад ат-Тумуртоши («Шарху ал-алфия фи ан-нахв»), имели свои комментарии на определённые труды известных грамматиков.

Кроме этого, языковеды Мавераннахра писали специальные учебники для медресе по арабской грамматике для неарабов. Среди данных пособий можно выделить такие, как «Ал-Унмузаж фи ан-нахв» и «Харакат»8 Махмуда аз-Замахшари, «Ал-Мисбах фи ан-нахв» Насра ал-Мутарризи, «Тасрифу ал-афъал» Мухаммада ал-Муъиззи, «Мукаддимату ад-даририй» Хамидуддина ад-Дарири, «Шархи мулло» Абдурахмана ал-Джами и т. д. Эти пособия-учебники отличаются своей краткостью, лаконичностью, последовательностью, методом изложения и подачи материала. Они были составлены с учетом быстрого овладения как лексикой, так и грамматикой арабского языка. Впоследствии они приобрели такую популярность, что на протяжении нескольких веков использовались как основные учебники в медресе.

Имя и труды Махмуда аз-Замахшари (467 / 1075-538 / 1144) были известны во всем мусульманском мире, списки его произведений приводятся почти во всех авторитетнейших биобиблиографических словарях средневековья - у Ибн ал-Кифти (XIII век), Якута ал-Хамави (XIII век), Ибн Халликана (XIII век), Хаджи Халифы (XVII век) и др.

Научные интересы Махмуда аз-Замахшари охватывали всю систему современных ему гуманитарных дисциплин. Общепризнанной в

научном мире заслугой учёного является то, что в условиях господства догм ортодоксального ислама он не только сумел разработать, но и успешно применил научный рационалистический метод познания, основанный на когнитивных способностях человека и логическом мышлении. В настоящее время историками науки выявлено около 70 работ, принадлежащих перу аз-Замахшари. Большая часть его научного наследия до нас дошла в многочисленных рукописных копиях и изданиях.

Аз-Замахшари приобрёл мировую славу главным образом как выдающийся грамматик, автор «ал-Муфассал фи санъати ал-иъраб». Именно глубоко научный взгляд на природные особенности арабского языка позволил ему добиться поразительных результатов в лингвистических исследованиях. Он внёс большой вклад в теорию арабской грамматики, разработав новый метод её изложения. По этому поводу В. Гиргас пишет: «Большая часть грамматиков, как Абу Али ал-Фариси в «Идахе», следуют Сибавейхи в распределении грамматических вопросов; другие, как Абубекр Абду-л-Кахир ал-Джурджани в трактате «Сто управляющих», распределяют все явления языка по управляющим словам; и, наконец, третьи, как Джарулла аз-Замахшари в «Муфассал», излагают все грамматические вопросы в 3-х отделах: имя, глагол и частица». Далее он пишет: «Упомянутое нами сочинение считалось в течение XI, XII и XIII столетий классическим руководством для изучения арабского языка, доказательством чего служат многочисленные комментарии их, написанные грамматиками этого периода»9.

Труды Махмуда аз-Замахшари, особенно грамматические, оказали огромное влияние на последующее развитие грамматики арабского языка. Они стали отправным пунктом многочисленных исследований; их комментировали; их части вошли в другие книги; по ним учились и учатся десятки поколений.

Знаменитых грамматиков среди учёных Мавераннахра было очень много, среди них: Наср б. Абу ас-Сайид б. Али Абу ал-Фатх ал-Мутарризи (538 / 1143-610 / 1213) -«преемник Махмуда аз-Замахшари». После аз-Замахшари он достиг почётного прозвища «Имаму илми ан-нахв». Среди трудов по грамматике можно выделить следующие: «ал-Мисбах фи ан-нахв», «ал-Мукаддима ал-Мутарризиййа фи ан-нахв», «ал-Икнаъ фи ал-луга», «Мухта-сару ал-икнаъ фи ал-лугати», «ал-Мугриб»,

«ал-Муъриб фи шархи ал-мугриб». Труд «ал-Мугриб» посвящается анализу редко употребляемых слов в речи факихов10. Его книги дошли до наших дней. Учёние, занимающиеся историей арабского языка, изучают деятельность Абу Насра ал-Мутарризи и его учителя Махмуда аз-Замахшари как представителей багдадской школы11.

Ал-Касым ал-Харезми (555-617 / 11601220) - (Абу Мухаммад) ал-Касым б. ал-Хусайн б. Мухаммад ал-Харезми. Родился в Хорезме и был убит монголо-татарами. Известный грамматик, знаток морфологии и синтаксиса арабского языка. За это его прозвали «Садру ал-афадил». Он написал больше десяти трудов по грамматике, некоторые из которых дошли до нас: «Китабу ажаиби ан-нахв», «Китабу ар-ривая фи ан-нахв», «Китабу сихри ал-иъраб», «Китабу шархи ал-абнийа», «аз-Завая ва ал-хабая фи ан-нахв», «ал-Мухассал ли ал-маслахати фи ал-байан», «ал-Мухтасар», «Китабу ал-мижмара фи шархи ал-муфассал», «Китабу ат-тахмир фи шархи ал-муфассал», «Китабу шархи ал-унмузаж», «Китабу шархи ал-ахажий ли ал-Жаруллах»12. Комментировал шесть трудов Махмуда аз-Замахшари. Наибольшую известность из них получил «ат-Тахмир» - комментарий к «ал-Муфассал». Кроме этого, к «ал-Муфассал» им было написано ещё два комментария - «ал-Мухтасар» и «Китабу ал-мижмара», а также комментарий к «ал-Унмузаж фи ан-нахв» ва «ал-Ахажий фи ан-нахв» Махмуда аз-Замахшари.

Тожиддин Ахмад б. Махмуд б. Умар ал-Жанди (ум. в 700 / 1301). Его труд «Укуду ал-жавахир фи илми ат-тасриф» посвящен морфологии арабского языка. Им был написан «Ал-Иклид» - комментарий к «ал-Муфассал» Махмуда аз-Замахшари, и «ал-Макалид» к «ал-Мисбах фи ан-нахв» Абу ал-Фатха Наср б. Абду ас-Сайида ал-Мутарризи. Он известен также как комментатор «ал-Кафийату фи ан-нахв» Ибн Хаджиба.

Языковедами данного периода были разработаны вопросы флексии имен, вопросы синтаксиса (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения) и морфологии (неправильные глаголы, четырёхбуквенные глаголы и др.), а также звукоучения.

Махмуд аз-Замахшари уделяет большое внимание вопросам флексии, так как он считает, что «прежде всего, следует знать и’раб, ибо посредством его можно излагать сущность и других явлений»13. Термин «и’раб» (и’раб -

флексия) выбран в виду того, что он является основным понятием арабской грамматики.

Из истории развития арабской лингвистической науки хорошо известно, что каждый последующий этап в развитии лингвистической мысли возникал как форма преодоления противоречий, характерных для предшествующего периода развития науки о языке, новые достижения являлись непосредственным продолжением уже открытых закономерностей и теорий, но на новом, более высоком уровне развития науки. Также каждая из лингвистических школ, имеющих место в истории арабского языкознания, вносила свою лепту в общие достижения этой науки.

В последующем учёные-языковеды других лингвистических школ арабского языка писали комментарии на труды учёных Маверан-нахра. К примеру, представитель египетской школы Абу ал-Хасан ас-Сахави (557-643 / 1167-1245) комментировал грамматический труд Махмуда аз-Замахшари «ал-Муфассал» и назвал свою книгу «ал-Муфаддал». Другой представитель этой школы, Ибн Хаджиб (571-646 / 1175-1248), тоже комментировал «ал-Муфассал» и назвал его «Ал-Ийдах фи шархи муфассали аз-Замахшари». Абу Али Бадриддин ал-Хасан ал-Муради (690-749 / 1291-1348) написал супрокомментарий «Шар-ху ал-муфаддал фи шархи ал-муфассалли ас-Сахави»14. Другой представитель египетской школы, Абу Мухаммад Жамолиддин б. Хишам ал-Ансари (708-761 / 1308-1359), комментировал «ал-Кашшаф» Махмуда аз-Замахшари, который называется «Тахлису ал-инсаф фи тафсири ал-кашшаф».

Традиции школы Мавераннахра и её основателя Махмуда аз-Замахшари были подхвачены и развиты и в последующие века следующими учеными.

Мухаммад ал-Бухари (895 / 1490) - (Шам-суддин, Абдулмажид) Мухаммад б. Мухаммад ал-Бухари ар-Рамитани - факих и грамматик. Был имамом ханафийского толка в Мекке. Из его трудов: «Шарху ал-мукаддимати ал-ажрумия», «Шарху танхики ал-лубоб». Оба эти комментария посвящены грамматике15.

Иноятуллах Ахунд (1176 / 1762) - Ино-ятуллах б. Абдуллах ал-Вобканди, ал-Бухари, ал-Ханафи. Научные интересы «Ахунда» охватывали гуманитарные дисциплины. Из его трудов по грамматике: «Хашия ала шархи ал-кафия», «Хашия ала шархи хикмати ал-айн», «Хашия ала тафсири сурати ал-бакара», «Ха-

шия ала шархи аздия», «Хашия ала шархи ис-боти ал-важиб»16. Иноятуллах Ахунд написал супрокомментарий к комментарию Абдурахмана ал-Джами «Шархи Мулла» - «Хашия ала шархи ал-кафия».

Али ал-Кунужи (1248-1307 / 1832-1890) -Али б. Хасан б. Али б. Лутфуллах ал-Хусайни, ал-Кунужи, ал-Бухари. К нему обращались «Садик Хасан». Из его трудов по грамматике были очень известны следующие два: «ал-Хутта фи зикри ас-сихохи ас-ситта», «Тахрижу ал-васая мин хабая аз-завая» и др.17

Мухаммад б. Солих б. Мухаммад б. Абдуллах б. Ахмад ал-Газзи, ат-Тумуртоши (1035 / 1626). Занимался грамматикой арабского языка и «илми фараиз», т. е. наукой о наследии. Был адибом и поэтом. Получил образование в Газзе и Каире. Умер в Газзе. Его труды: «На-зму алфия фи ан-нахв», «Шарху ар-рахбия фи ал-фароиз», «Рисала фи тафзили ал-инсан», а также многочисленные стихи.

Салих б. Мухаммад б. Абдуллах б. Ахмад б. Мухаммад ал-Хатиб, ал-Газзи, ат-Тумуртоши, Ханафи (980-1055 / 1572-1645) -факих, адиб и учёный, занимавшийся арабским языкознанием. Из его произведений по грамматике: «Шарху ал-алфия фи ан-нахв», «ал-Иная фи шархи ан-никая», «Завахиру ал-жавахир», «Абкару ал-афкар ва факихату ал-ахёр»18.

Перечень имен ученых Средней Азии, деятельность которых оставила глубокий след в истории естествознания и гуманитарных наук, весьма велик. Размах деятельности этих ученых выходит за пределы Средней Азии. Перечень же имен среднеазиатских ученых, чьи индивидуальные заслуги перед наукой, может быть, более скромны, но в сумме составили огромную силу, двигавшую науку по пути прогресса, занял бы несколько страниц19.

Мы постарались дать как можно больше сведений о школе арабского языкознания в Мавераннахре, которая была сформирована уже в XI веке. Но, как нам всем хорошо известно, в рамках одной статьи невозможно осветить весь период - от возникновения и становления до полного развития одной научной школы. В нашем исследовании мы предприняли попытку проанализировать такие направления, как басрийская, куфийская, багдадская, египетская и андалусская школы арабского языкознания, и в то же время попытались показать особенности развития лингвистики в Мавераннахре.

Примечания

1 См.: Гиргас, В. В. Очеркъ грамматической системы арабовъ. СПб., 1873. С. 2; Звеген-цев, В. А. История арабского языкознания. М. : Изд-во МГУ, 1958. С. 13-14; История лингвистических учений. Средневековый восток. Л. : Наука, 1981. С. 54; Березин, Ф. М. История лингвистических учений. М. : Высш. шк., 1975; Мэмэдэлиев, В. М. Бэсрэ грамматика мэктэби. Баку : АДУ, 1983. 118 б (на азербайдж. языке); Усмонов, С. Умумий тилшунослик. Тошент, 1972 (на узб. языке); Шейх Мухаммед ат-Тантави. Нашъату ан-нахв ва тариху ашхури ан-нуххат. Каир : Даар ал-маариф, 2005. С. 16 (на араб. языке); Салах Раввайи. Ан-нахву ал-арабий. Нашаъатуху, татаввуруху, мадарисуху, рижалуху. Каир : Даар гариб, 2003. С. 7-8 (на араб. языке); Мазин ал-Мубарак. Ан-нахву ал-арабий. Ал-иллату ан-нахвиййа : нашаатуха ва татаввуруха. Бейрут : Даар ал-фикр, 1971. С. 9-10 (на араб. языке).

2 См.: Абдуллаев, И. Поэзия на арабском язы-

ке в Средней Азии и Хорасана Х-нач. XII в. Тошкент : Фан, 1984. 296 с.; Вахабова, Б. А. Памятники арабоязычной библиографической литературы ХП-ХІП веков как источники для истории культуры Средней Азии : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1970. 26 с.; Камалиддинов, Ш. С. Китаб ал-ансаб. Тошкент : Фан, 1993. 221 б.; Исламов, З. М. Махмуд Замахшарийнинг «Мукаддамату-л-адаб» асаридаги туркий феълларнинг тахлили : филол. фанлар номзоди илм.

дар. ол. уч. дисс. ... автореф. Тошкент, 1993. 28 б.; Хакимджанов, М. Ю. Махмуд Замахшарийнинг «Мукаддамату-л-адаб»

асаридаги арабча-туркийча сузликнинг лексикографик тахлили (Исмлар) : филол. фанлар номзоди илм. дар. ол. уч. дисс. ... автореф. Тошкент, 1994. 19 б.; Исломов, З. М. Махмуд Замахшарийнинг “Мукаддамату-л-адаб» асарининг кулёзма манбалари ва арабча - туркий феъллар сузлигининг йигма илмий-танкидий матни (Тошкент кулёзмалари асосида) : филол. фанлари д-ра. дисс. ... автореф. Тошкент, 1998. 45 б.; Элмуродов, И. К. Ёкут Хамавийнинг “Муъжам ал-удабо” асари XXII асрлар Хоразм илм-фани ва адабиёти тарихини урганишда мухим манба : тарих фанлари номзоди илм. дар. ол. уч. дис. ... автореф. Тошкент, 2002. 26 б.; Носирова, М. А. Махмуд Замахшарийнинг «Ал-унмузаж фи-н-нахв» рисоласи - араб тили грамматикасига

оид асар : филол. фанлар номзоди илм. дар. ол. уч. дис. ... автореф. Тошкент, 2003. 28 б.; Яминов, А. А. Ибн Халликоннинг “Вафайат ал -айан” асарида Мовароуннахрлик ва Хуросонлик олимлар : тарих фанлари номзоди дис. ... автореф. Тошкент, 2008. 34 б.

3 См.: Ахвледиани, В. Г. Арабское языкознание в средние века. Л. : Наука, 1981. С. 29.

4 См.: Мухаммад Тантави. Нашъату ан-нахв ва тариху ашхури ан-нуххат. Каир , 2005; Салах Раввойи. Ан-нахву ал-арабий : нашъатуху, та-таввуруху масадируху, рижалуху. Каир, 2003; Мозин Муборак. Ан-нахву ал-арабий. Ал-иллату ан-нахвиййа : нашаатуха ва татаввуру-ха. Бейрут, 1971.

5 “Хаййатун” - «портной». Указывает на ремесло ученого.

6 См.: Салох Раввойи. Ан-нахву ал-арабий : на-шаатуху, татаввуруху, маларисуху, рижалуху. Каир, 2003. С. 456.

7 См.: Мухаммад Тантави. Нашъату ан-нахв ва тариху ашхури ан-нуххат. Каир, 2005; Салах Раввойи. Ан-нахву ал-арабий...; Мозин Муборак. Ан-нахву ал-арабий.

8 Харакат - первое слово в 4 главе «Мукадди-мат ал-адаб» Махмуда аз-Замахшари. Она посвящается склонению имен в арабском языке.

Эта глава переписывалась как самостоятельное пособие по изучению грамматики арабского языка.

9 Гиргас, В. Очерк грамматической системы арабов. СПб., 1873. С. 16, 22.

10 См.: Салох Раввойи. Ан-нахву ал-арабий : нашъатуху,татаввуруху. Египет, 2003. 558 с.

11 См.: Мухаммад Тантави. Нашъату-н-нахв ва тариху ашхури-н-нуххат. Египет : Дару ал-маориф, 2005; Салох Раввойи. Ан-нахву ал-арабий: нашъатуху, татаввуруху масадируху, рижалуху. Египет, 2003; Мозин Муборак. Ан-нахву ал-арабий...

12 Якут Хамави. Муъжаму ал-удабо. Египет, 1924. Т. 2. 640 с.

13 Махмуд Замахшари. Ал-муфассал фи санъати-л-ираб. Каир, 1987. С. 30.

14 Салах Раввайи. Ан-нахву ал-арабий... С. 625.

15 См.: Ходжа Халифа. Кашфу аз-зунун. Бейрут, 1981. Т. 6. С. 216.

16 См.: Умар Кахолла. Муъжаму ал-муаллифийн. Дамаск, 1957. Т. 2. С. 587.

17 Там же. Т. 1. С. 571.

18 См.: Умар Кахолла. Муъжаму ал-муаллифийн. Дамаск, 1957. Т. 1. С. 833.

19 См.: Булгаков, П. Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент : Фан, 1972. С. 10, 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.