Научная статья на тему 'Матвей Яковлевич мудров и военная Медицина'

Матвей Яковлевич мудров и военная Медицина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
994
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайленко А. А., Кузнецов Алексей Николаевич, Загрядский П. В., Ефимов И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Матвей Яковлевич мудров и военная Медицина»

МАТВЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ МУДРОВ И ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА

Михайленко А.А.1, Кузнецов А.Н.2, Загрядский П.В.2, Ефимов И.М.2 УДК: 613.67-057.4

1 Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова

2 Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова

Выдающийся отечественный врач, основоположник отечественной внутренней медицины М.Я. Мудров является питомцем медицинского факультета Московского университета. Однако в становлении врача Мудрова заметную роль сыграли военные медики. Поскольку у студентов Московского университета никакой медицинской практики в период обучения не было, то по договоренности с военным ведомством с 1798 г. студентов

- выпускников стали на несколько месяцев направлять на практику в Лефортовский госпиталь, где была выделена специальная палата на 6 кроватей (А.Г. Гукасян, 1949). Перед окончанием медицинского факультета М.Я. Мудров также совершенствовал медицинские навыки в Московском военном госпитале.

В 1801 г. М.Я. Мудров приехал в Санкт-Петербург, где в течение 1,5 лет работал прикомандированным ординатором в Адмиралтейском госпитале, а в Медикохирургической академии слушал лекции П.А. Загорского, И.Ф. Буша, И.Х. Рингебройга и других профессоров. Эти

1,5 года имели для начинающего врача огромное значение: он впервые «столкнулся лицом к лицу» с практической медициной (В.Н. Смотров, 1947), впервые познакомился «с некоторыми болезнями» (Г.А. Колосов, 1914). За эту науку он воздаст военной медицине сторицей.

Из Санкт-Петербурга М.Я. Мудров выехал за границу для подготовки к профессорской деятельности по хирургии в университетах Берлина, Геттингена, Вены, Парижа и др. Однако в Европе М.Я. Мудров стал усердно изучать не только хирургию, но и внутренние, глазные, кожно-венерические и другие болезни, акушерство и теоретические дисциплины, стремился получить всестороннее образование. Интерес М.Я. Мудрова ко многим медицинским дисциплинам не должен вызывать удивления, потому что в то время не только в России, но даже в крупных европейских университетах все естественные науки обычно преподавались одним лицом. В частности, профессор в Иене и Галле читал лекции по анатомии, физиологии, хирургии, судебной медицине, естественной истории, медицинской антропологии (А.Г. Гукасян, 1949). В 1812 г. доктор Е. Зюзич в прошении о принятии его в число профессоров МХА изъявлял готовность занять место профессора или хирургии, или анатомии и физиологии,

MATVEY YAKOVLEVITCH MUDROV AND MILITARY MEDICINE

Mihaylenko A.A., Kuznecov A.N., Zagryadskiy P.V., Efimov I.M.

или патологии и терапии или повивального искусства. (Ф.С. Текутьев, 1898). Знаменитый П. Франк говорил, что он занимался преподаванием «почти всех отраслей медицины» (Ф.С. Текутьев, 1898). И только позже, уже после смерти М.Я.. Мудрова, в Московском университете по уставу 1835 г. (С. Шевырев, 1855) науки медицинского факультета «представляют несравненно большее против прежнего раздробление» (с. 488), «все профессоры принадлежат предметам, ими избранным и основательно изученным» и теперь уже не встречается «беспрерывного колебания ученых между разными науками», (с. 557)

В Европе М.Я. Мудров не ослепился «блеском высокопарных умствований» и как один из его учителей (Х.В. Гуфеланд, 1811) будет стремиться избрать «средний путь между бесполезной умозрительностью и слепым эмпиризмом» (с. 3), станет на путь объяснения болезней «повреждением строения» (анатомо-морфологическими изменениями). Еще более определенно о формировании научно-практических взглядов М.Я. Мудрова высказался Г.А. Колосов (1914): «твердо держался самостоятельного рационального способа... он принял рациональное направление и шел по этому пути совершенно самостоятельно. Некоторые его взгляды были вполне оригинальными» (с.18)

В 1807 г., когда М.Я. Мудров возвращался в Россию, он был задержан на 1 год в Вильно, где размещался главный госпиталь действующей армии, и назначен заведующим одного из отделений госпиталя, развернутого на 1200 чел. (Существует версия (Г.А.Колосов, 1914),что М.Я.Мудров остался в Вильно по собственному желанию волонтером и получил на это разрешение Московского университета). Работа в госпитале позволила приобрести неоценимый опыт в области военной патологии, а также отличиться «удачным лечением кровавого поноса» (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1897) В Вильно М.Я. Мудров написал (на французском языке) первое руководство русского врача по военно-полевой хирургии («Принципы военной патологии, касающиеся огнестрельных ранений и ампутаций конечностей на поле сражения или о последствиях лечения развертываемого у постелей раненых», 1808).

В те годы уже достаточно очевидной становилась возможность нашествия наполеоновских войск и мас-

штабные последствия. М.Я. Мудров был озабочен в предвоенные годы повышением престижа и привлекательности профессии русского (военного) врача и воспитанием патриотов и гуманистов. Поэтому М.Я. Мудров (Г.А. Колосов, 1915), «истинный патриот, разумеющий честь и славу своих соотечественников» (с. 43), становится горячим поборником военной медицины, медико-санитарного обеспечения армии и первым в России вводит преподавание военно-полевой медицины ( Г. А. Колосов, 1914-1915; В. Н. Смотров, 1947; А. Г. Гукасян, 1949; В.В. Кованов, Т.П. Аникина, 1957). Не удивительно, что темой первой актовой речи М.Я. Мудрова (1809 г.) стало «Слово о пользе и предметах военной гигиены или наука сохранять здравие военнослужащих». Инициатива автора высоко оценивалась потомками (С. Шевырев,1855): «Конечно, нельзя было выбрать предмета полезнее, живее, любопытнее, сообразнее событиям времени, которые шли навстречу грозному и славному 12 году. Наука в лице Мудрова подавала свой живой, одушевленный, советова-тельный голос в деле великом приготовления военных сил на защиту Отечества. Слово врача проникнуто самою теплою любовью к родине и к ее воинам» (с. 397).

М.Я. Мудров решительно настаивал на необходимости высококвалифицированного медицинского обеспечения военнослужащих: «сей воинствующий народ заслуживает...чтоб найдены и употреблены были все способы к облегчению жребия его и сохранению его здравия» (с. 122). Далее автор предельно эмоционально аргументировал свою позицию: «Солдат жертвует всем своему Отечеству, свободою, потом, кровью, а иногда и самою жизнию» (с. 121), «...сей многочисленный сонм ратоборцев готов пролить кровь и дать измозжить кости свои для вашего благосостояния, для сохранения алтарей, ваших сел и имения, для славы и чести Отечества вашего и короны его» (с. 122).

М.Я. Мудров четко регламентировал функциональное предназначение военных медиков: «Полковых лекарей и дивизионных докторов...должность есть не столько лечить, сколько предупреждать болезнь, а наипаче учить солдат беречь свое здоровье» (с. 123-124). Автор убежденно заявлял, что «в полках, а наипаче во флоте, гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье» (с. 132). Он считал необходимым предупреждать нерадивых врачей о возможности превращения медицинских учреждений (госпиталей) в рассадники всевозможных заболеваний.

В период боевых действий местопребывание врача М.Я. Мудров однозначно определял на поле боя: «Туда, где ад истощил всю любовь и искусство к убийству и мучению смертных! - Туда идет врач, человеколюбием одушевленный,чтобы облегчить любые мучения, перевязать кровоточащие раны и исхитить из челюстей смерти жертвовавших жизнию за веру и Отечество» (с. 154).

Военную медицину М.Я. Мудров представлял как совокупность военной гигиены, военно-полевой терапии («терапии болезней, в лагерях и госпиталях наиболее бывающих»), военно-полевой хирургии («делоручия

повреждений, на поле бранном наносимых») и полевой фармакологии, а врачебное попечение об армии видел «в предупреждении от болезней, лечении больных и успокаивании изувеченных» (с. 142).

Исключительное значение М.Я. Мудров придавал предупредительной медицине, профилактике: «Первый предмет и самый важный военной медицины есть.. .военная гигиена.. .наука, дающая правила сохранять здоровье и предупреждать болезни военнослужащих» (от рекрута до генерала, на суше и на водах, во время мира и войны), «людей, которым дожди служат банею летом, снега

- шубою зимой, покровом - небо» (с. 132). Тем большее внимание должно уделять вопросам здоровья, питания, жилища, образа жизни военнослужащих, потому что « суть храбры» и победоносны солдаты «сытые только и здоровые» (с. 124).

Среди предметов общей военной гигиены М.Я. Мудров рассматривал, в частности, такие вопросы, как движение и труд, покой и праздность, сон и «душевные движения».

Для сохранения здоровья, считал автор, нет ничего лучше повседневного, но не изнурительного труда, упражнений телесных или движения: «богописанный рецепт для здравия роду человеческому» - «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (с. 213). М.Я. Мудров предупреждал, чтобы «праздность и бездействие» на зимних квартирах и в гарнизонах не отягчали солдат более, нежели труды. Привычка к труду по его убеждению обеспечивает здоровье в лагере и победы в сражениях. «Целомудрие, трезвость с веселостью содержат солдат в победительном духе» (с. 141) Сходные рекомендации содержат европейские литературные источники, которые пользовались большой популярностью в России (X. Людвиг, 1790; Х.В. Гуфеланд, 1839).

После сражения лучший способ «освежить войска» есть купание в реке. Купание «полезно.. .наипаче для укрепления нервов и возвращения органам движения всей силы и гибкости» (с. 157). М.Я. Мудров разделял точку зрения своего предшественника в университете С.Г. Зы-белина (1954): движение «за истинное крепительное тела лекарство почтено быть должно» (с. 139)

Лаконична и небезосновательна характеристика нормального солдатского сна: «хорошо спит тот, кто не чувствует, как он дурно спит» (с. 140)

Для сохранения здоровья автор придавал важное значение не только профилактике негативных последствий гипокинезии, но и созданию условий для возникновения положительных душевных движений. При обучении и воспитании солдат нужно так занять, чтобы «они не думали о своем одиночестве и не скучали по своей родине» (с. 145). В свободное время солдатам необходимо рекомендовать заниматься «играми и веселостями», которые способны рассеять солдатское горе, тоску,чувство одиночества и «освежить тело».

К многочисленным причинам, которые «и не смертельные раны делают смертельными» (холод, дождь,

жара, жажда, голод и др.), М.Я. Мудров относил и факторы психологического характера (уныние, страх, боль, длительное и напряженное ожидание и т.д.). Поэтому ученый настоятельно рекомендовал уже на начальных стадиях болезни не допускать «до страха и печали»: « неприятные чувства предрасполагают тело к приятию заразы... напротив радость,уверенность в безопасности и надежда на бога и врача в опасности способствуют к ее избежанию» (с. 159). М.Я. Мудров вероятно хорошо усвоил уроки одного из своих учителей - Х.В. Гуфеланда (1839), который утверждал, что «боязнь смерти есть сильнейший яд, убивающий жизнь, а надежда - сильное укрепляющее средство... часто превышающее врачебные пособия» (с. 16)

Изучая «действия причин болезненных» автор придавал исключительное значение образу жизни. Он находил возможными болезни как от «телесных причин», так и от «душевных возмущений» у людей, «водимых страстьми и похотьми» («гладом и объядением, пьянством и леностью,...полунощными пиршествами, напряжением ума.. .душевными возмущениями, гневом и злобою, завистью и честолюбием.. .ревностью или отчаянием и всякими печалями житейскими ») (с. 230).

Привлекает внимание утверждение автора о том, что при оказании врачебного пособия иногда «восхищение, радость и уверенность», сопутствующие лечению, могут быть полезнее самого лекарства. Поэтому неправильно «здравие полагать в одних только аптекарских склянках»

Эмоционально харктеризуя условия труда и быта военнослужащих, людей, назначаемых к кровавым трудам, людей, ищущих одинаково славы и ран, людей, «подверженных вредным следствиям многолюдства, недостатка в пище, питье, покое, одежде; людей, изнуряемых ускоренными маршами, продолжительными осадами, кровопролитными сражениями» (с. 132), М.Я. Мудров рекомендовал воздерживаться в лечебной практике от необоснованных врачебных пособий, которые были бы горше болезни: «Кровопускания, рвотные, слабительные и потовые при малых болезненных припадках и при начале болезней могут быть вредны; от них незначащая болезнь может сделаться важною» (с. 141)

Исключительное значение М.Я. Мудров придавал «душевным лекарствам, которые врачуют тело» и удостоился звания одного из основоположников отечественной психотерапии (А.Г.Гукасян, 1949).В 1820 г.М.Я.Мудров о врачевании словом писал: «Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например нервические, иногда покорят воле больного» (с. 244).

М.Я. Мудров утверждал, что «хорошо воспитанный врач» к больному должен входить «с веселым и утеши-

тельным лицом», обладать умением с любовью утешать и успокаивать больных, страху и отчаянию пациентов противопоставлять «ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного» (с. 204). В понимании значения и роли воздействия словом в медицинской практике М.Я. Мудров значительно опередил современников (В.Н. Смотров,1947).

Современники и потомки высоко ценили вклад М.Я. Мудрова в становление и плодотворное развитие отечественной медицины - вклад талантливого и проницательного ученого, блестящего организатора, в высокой степени полезного общественного деятеля, профессора - воспитателя и искреннего друга молодежи, авторитетного практического врача, врача-гуманиста, человека в высоком смысле этого слова (Г.А. Колосов,1915). О выдающемся враче и патриоте можно сказать его же словами, обращенными к своим учителям: «они жили для пользы больных и для назидания врачей» (с. 253).

Литература

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Мудров Матвей Яковлевич. - Энциклопедический словарь. - СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона,1897. - Т. 20. - С. 109.

2. Гукасян А.Г. Мудров - основоположник отечественной внутренней медицины. /М.Я. Мудров. Избранные произведения.-М.: Издательство АМН СССР, 1949 -С. 5-116.

3. Зыбелин С.Г. Избранные произведения. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. - 218 с.

4. Кованов В.В. и Аникина Т.И. История кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Московского университета и 1 Московского ордена Ленина медицинского института имени И.М. Сеченова. М.: Медгиз, 1957. - 331 с.

5. Колосов Г.А. - Профессор Матвей Яковлевич Мудров. Его личность, научнообщественная деятельность и значение для русской медицины // Русский врач. -1914 - №35 - С.1207-1210. - №36. - С. 1220-1222. - №37 С. 1240-1242.

- №39 - С.1289-1290. - №40 - С. 1314-1315. - №41 - С. 1336-1338. - №42 -С.1359-1361. - №44 - С.1408-1409. - №46 - С.1458-1459. - №47 - С.

1483. - №49 - С. 1531-1532. - №50 - С.1555-1556. -1915. - №1 - С. 18.

- №2 - С. 42-43. - №3 - С. 65-66. - №4 - С. 91-92. - №6 - С. 138-139. - №7

- С. 163. - №10 - С. 236-237. - №12 - С. 283-285. - №13 - С. 300-302.

6. Мудров М.Я. Избранные произведения. М.: Издательство АМН СССР, 1949.

- 295 с.

7. Смотров В.Н. Мудров. - М.: Государственное изд-во медицинской литературы, 1947.-88 с.

8. Текутьев Ф.С. Исторический очерк кафедры и клиники душевных и нервных болезней - Спб.: Военная типография, 1898.-303 с.

9. Шевырев С. История императорского Московского университета (1755-1855).

- М.: Университетская типография, 1855. - 584 с.

10. Гуфеланд Х.В. Система практической врачебной науки: переводе немецкого Д. Левитского.-М.: Типография Н.С. Всеволожского, 1811,-4.1.-587 с.

- 1812,- 4.2. -786 с.

11. Гуфеланд Х.В. Enchiridion medicum или руководство к практической медицине: перевод с немецкого Г. Сокольского. - М.: Университетская типография, 1839. -650 с.

12. Людвиг X. Пафология или полезные наставления о существе, причинах, припадках и знаках болезней, в человеческом теле случающихся: перевод с латинского Ф. Ершева. - М.: Университетская типография В. Окорова, 1790. - 328 с.

Контактная информация

Кузнецов А.Н.

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.