КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 78.075 А.М. КОККЕЗОВА
МАТВЕЙ ПРЕСМАН - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
Коккезова Айшат Мамедьяевна, соискатель кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов, пр. Буденновский, 23), аккомпаниатор-концертмейстер, ведущий мастер сцены Ростовского государственного музыкального театра, 87aishat@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена становлению в Ростове-на-Дону профессионального музыкального образования, основоположником которого явился Матвей Пресман. Автор раскрывает неизвестные ранее подробности деятельности Пресмана, в том числе и в качестве директора Ростовского музыкального училища, что позволяет по-новому оценить его вклад в развитие музыкальной культуры Юга России. Ключевые слова: М. Пресман, Ростовское отделение ИРМО, Ростовское музыкальное училище, музыкальное образование, директор.
UDC 78.075 A.M. KOKKEZOVA
MATVEY PRESMAN - A FOUNDER OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN ROSTOV-ON-DON
Kokkezova Ayshat Mamedyaevna, applicant for the degree of Candidat of Art History of Music. Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire (Rostov, Budennovsky av., 23), Rostov State Musical Theatre, accompanist-concertmaster, the leading master of the scene, 87aishat@mail.ru
Abstpact. The article is devoted to the formation of professional musical education in Rostov-on-Don, which was founded by Matvey Presman. In 1896 Rostov Department of IRMO was organized and opened, the initiator and organizer of the opening was Presman. The author reveals previously unknown details Presman activities, including as director of the Rostov Music College, allowing re-evaluatingits contribution to the development of musical culture of the South of Russia.
Keywords. M. Presman, Rostov Department of IRMO, Rostov Musical College, musical education, director.
В истории русской музыкальной культуры конец XIX века можно охарактеризовать как время формирования профессиональных музыкальных школ. В Ростове-на-Дону решающую роль в этом деле сыграла деятельность Матвея Пресмана - директора музыкальных классов, инициатора и организатора открытия Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества (далее ИРМО), являвшегося главной образовательно-просветительской организацией того времени. Учреждение в городе местного отделения ИРМО и появление первого профессионального учебного заведения (1896) имело поворотное значение и ознаменовало начало новой эпохи в музыкальной жизни Ростова.
Матвей Леонтьевич Пресман (1870-1941) - уроженец Ростова, один из крупных музыкантов своего времени. Разносторонне одаренный, Пресман был превосходным педагогом, пианистом, просветителем, редактором сочинений различных композиторов. Это была многогранная и неординарная личность, признанная и высоко оцененная такими выдающимися мастерами, как С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.С. Аренский, А.Н. Скрябин.
Ученик выдающихся Н.С. Зверева и В.И. Сафонова в Московской консерватории, Матвей Леонтьевич, имея возможность стать крупным артистом, предпочел путь педагога и музыкально-общественного деятеля. Он один из немногих провинциальных музыкантов, чья успешная деятельность отмечена в монументальной 10-томной «Истории русской музыки». Его по праву причисляют к крупнейшим организаторам-профессионалам, без которых невозможно было бы развитие музыкального образования [1, с. 631-703].
Имя Пресмана, возможно, знакомо тем, кто изучает музыкальную культуру и педагогику Юга России конца XIX - начала XX века. Однако исследование уникальных документов из личного архива этого музыканта, его бесценного мемуарного наследия, воспоминаний его учеников и современников позволяет по-новому оценить его вклад в развитие отечественной культуры и по праву назвать Пресмана основоположником профессионального музыкального образования в Ростове-на-Дону.
Стремление к профессионализму было главным вектором развития российской музыкальной культуры второй половины XIX века. Преобразовательные процессы в культурной жизни многих городов последовали за изменениями в политической, финансово-промышленной сферах, начавшихся еще в пореформенные годы. Подобные процессы происходили и в Ростове, где в результате к 90-м годам создаются необходимые предпосылки для зарождения профессионального в музыке. Остановимся на них чуть подробнее.
В первую очередь изменилось значение музыки в жизни ростовчан. Если раньше она выполняла в основном прикладную роль, то к этому времени появляются новые формы музыкального быта: не только танцевальные вечера, но и любительские спектакли, концерты оркестров, активизируется театральная жизнь. Все это положительно воздействовало на духовный облик горожан и, как следствие, формировало публику, готовую воспринимать серьезную музыку. В связи с этим Ростов начинают посещать с гастролями видные музыканты, такие как М.П. Мусоргский с певицей Д.М. Леоновой, Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, Л.С. Ауэр.
Одной из важных предпосылок зарождения профессионального музыкального образования являлось любительское музицирование. На протяжении нескольких десятилетий оно подготавливало почву для того, чтобы основательное обучение музыке стало востребованным в обществе, социально привлекательным, т.е. общественной потребностью.
Как следствие, занятия музыкой начали входить в систему общего образования в различных пансионах и гимназиях, появились частные музыкальные школы. Характер обучения в этих музыкальных школах был, скорее всего, дилетантский. Несмотря на недостатки частного обучения, оно выполняло немаловажную роль в деле просвещения. В Ростове были известны классы фортепианной игры О.О. Фриче, музыкальная школа М.А. Вульфмана, музыкальные курсы С.С. Когбетлиева, музыкальная школа Б.М. Штейн-бух и др.
Важной движущей силой развития культурной жизни города являлись разного рода общественные объединения, создаваемые горожанами по их интересам. Истинные любители музыки в свою очередь образовали в 1875 г. Ростовское музыкальное общество. На деле это был скорее кружок любителей музыки, который по своему статусу и финансовым возможностям не соответствовал уровню серьезной организации, способной поставить музыкальное образование на прочную основу и координировать концертную жизнь в городе. Нужны были специальные условия и инфраструктура. На протяжении двадцати лет это общество переживало как периоды более или менее активной деятельности, так и периоды спадов и кризисов. Тем не менее деятельность Ростовского музыкального общества стала еще одним важным звеном на пути к профессиональному искусству. Большим достижением было открытие Музыкальных классов при этом обществе в 1894 году.
Точкой отсчета начала подготовки музыкально-профессиональных кадров в Ростове стал 1896 год, когда эти классы возглавил Пресман. Его общественный темперамент, неукротимая энергия, практичный ум, умение добиваться поставленных целей - все это привело к положительным результатам. Одновременно с этим по инициативе Матвея Леонтьевича в городе наконец появилось Ростовское отделение ИРМО - главного образовательно-просветительского центра в Российской империи (созданного в 1859 г. в Петербурге А.Г. Рубинштейном). Прирожденный стратег и менеджер, Пресман смог создать все условия, необходимые для успешного решения этого вопроса. Он понимал, что открытие в городе юридически узаконенного местного отделения ИРМО станет прочной основой не только для музыкально-образовательной системы, но и всей музыкальной культуры в целом.
Ростовское отделение взяло хороший старт и уже через несколько лет завоевало себе место среди лучших в стране. В адрес Пресмана, чьи старания в этом деле привели к таким
положительным результатам, в связи с десятилетием его музыкальной деятельности в Ростове-на-Дону дирекцией и коллегами Матвея Леонтьевича было сказано: «...создать дело, развить его и довести до той ступени, на которой оно находится в настоящее время - заслуга, и заслуга немалая». Называли его «главным вдохновителем и руководителем всей деятельности Отделения и Училища» [2].
Ко времени открытия классов в Ростове в системе образования РМО определились три ступени учебных заведений - низшая (классы), средняя (училище), высшая (консерватория). Музыкальные классы ждало чаще всего два пути: либо они умирали, так и не сумев вызвать интерес к серьезному музыкальному образованию, либо развивались, расширялись, превращаясь в училища, с большим количеством учеников и более профессиональным преподавательским составом [1, с. 659]. Пресман повел Ростовские классы по второму пути. Увеличивающееся с каждым годом количество учеников, совершенствующийся педагогический состав, крепнущее материальное положение, активная концертная жизнь - все это свидетельствовало о правильной постановке дела в этом учреждении. Уже в 1899 году три ученика Ростовского отделения ИРМО поступают в Московскую консерваторию.
Своей активной и плодотворной музыкально-учебной и концертной деятельностью классы обратили на себя внимание Главной дирекции ИРМО, результатом чего стало их преобразование в 1900 г. в Ростовское музыкальное училище. Музыкальное училище, безусловно, имело отличия от классов. Перемены заключались в добавлении предметов общего образования, получении выпускниками аттестатов (I и II степени), предполагавших различные льготы, и главное - в праве преподавания выпускниками училища в приходских и начальных народных училищах. Также музыкальным училищам полагались правительственные субсидии от 1000 до 5000 рублей в год, в отличие от классов, которые существовали на самоокупаемости.
Уже к моменту преобразования классы приобрели себе прочную и хорошую репутацию не только в Ростове, но и за его пределами, откуда с каждым годом замечался все больший наплыв учащихся. Насколько энергично Матвей Леонтьевич руководил музыкальным образованием в городе, свидетельствуют некоторые цифры. До 1900 года училища существовали только в пяти провинциальных городах - Киеве, Харькове, Тифлисе, Саратове и Одессе. Одновременно с ростовским училища открылись еще в пяти городах. К 1909 году из 39 провинциальных отделений РМО около половины имели лишь музыкальные классы, еще «не доросшие» до статуса училища. Еще одним важным показателем является срок, какой понадобился, чтобы пройти путь от классов до училища. Если сравнить с училищами «одногодками», то в Астрахани он равнялся 9, в Николаеве и Тамбове - 8, в Ростове - 4 годам, и только Кишинев «перегнал» Ростов, преодолев дистанцию за один год. Например, в Киеве, Харькове и Одессе между открытием классов и преобразованием их в училища прошло более десяти лет, в Нижнем Новгороде - более тридцати [3].
Уже спустя год после открытия училища о нем с восторгом отзываются такие великие музыканты, как А. Зилоти и А. Вержбилович, приезжавшие в Ростов с гастролями. «Слушали ученический вечер музыкального училища Ростовского отделения. Трудно, если не невозможно получить лучшее впечатление о ведении дела музыкального образования в этом училище. Я должен снять шляпу и поклониться моему большому другу М.Л. Пресману за его работу и за его умение подобрать себе таких блестящих, в полном смысле этого слова, товарищей помощников-сотрудников! При таких условиях желать преуспевания училищу - вещь совсем лишняя!» [4].
С.В. Рахманинов в своем отчете о Ростовском музыкальном училище называет постановку преподавания в нем «образцовой», а Пресмана «честнейшим человеком, любящим свое дело до самозабвения» [5, с. 37]. Интенсивную деятельность Ростовского отделения ИРМО освещают и на страницах Русской музыкальной газеты, отмечая серьезную постановку учебного дела в музыкальном училище, что редко наблюдается в провинции [6, с. 202].
Такая положительная картина развития местного отделения и училища, конечно, являлась результатом серьезного и обдуманного подхода ко всем составляющим музыкальной организации и учебного заведения. Это прежде всего материальный фундамент и
хозяйственные вопросы, подбор профессионального коллектива и педагогических кадров, привлечение учащихся и правильное развитие всех направлений и специальностей училища.
Рассмотрим, как они выстраивались. К моменту приезда Пресмана в Ростов музыкальные классы уже два года официально функционировали (на базе самодеятельного музыкального кружка). Об их деятельности в этот период известно мало. О том, как обстояли дела к 1896 году, становится ясно из воспоминаний Матвея Леонтьевича. Помещения у общества и классов не было, заседания и общие собрания его членов проходили в здании Реального училища, а «были ли у них музыкальные инструменты, я теперь не припоминаю» [7, с. 1(а)].
Матвей Леонтьевич сразу же определил первоочередные задачи и начал, так сказать, с «фундамента», а именно с поисков подходящего помещения. Для этих целей им был снят дом (часть) Риделя, в котором классы, а затем и училище находились в течение многих последующих лет. Уже в 1901 году, вследствие наплыва учащихся и расширения программы по художественным предметам, а также открытия научных классов, помещение училища было существенно расширено: достроили новый концертный зал вместимостью 400 человек.
Конечно, Пресман мечтал о собственном новом здании училища. Старое уже не могло вмещать всех учащихся и преподавателей. В одном классе приходилось размещать несколько преподавателей. Это обстоятельство вынуждало отказывать многим желающим поступить в училище. Не было материальной поддержки ни со стороны главной дирекции города, ни со стороны меценатов. Некоторым регионам везло больше, их местные отделения хорошо поддерживало городское правление. Но не в Ростове. Энергии Пресмана было недостаточно для процветания отделения и училища, когда не было «базовых» финансовых возможностей. Многотрудная работа осложнялась еще и тем, что он не имел действенной профессиональной помощи от дирекции Отделения, во главе которого стояли не музыканты, а в основном чиновники, различные купцы и промышленники.
Таким образом, Пресману пришлось руководить сначала классами в самые трудные годы их становления при отсутствии своего помещения, средств, а затем и прилагать множество усилий для поддержания материального благополучия училища да и Отделения в целом.
Со всеми этими обязанностями директора и руководителя он успешно совмещал педагогическую деятельность: вел класс фортепиано, теоретические предметы, руководил хором, дирижировал организованным им из педагогов и учащихся симфоническим оркестром, ставил оперные спектакли.
Педагогов Пресман подбирал особенно тщательно, понимая важность этой задачи. В различных отзывах об училище всегда особо отмечался профессионализм преподавателей как важная составляющая его блестящей репутации. В первые годы открытия классов из-за отсутствия каких-либо материальных средств были приглашены местные учителя, пользовавшиеся популярностью. Безусловно, с ростом классов, а затем и училища педагогический состав менялся. На смену местным специалистам приходили другие, более высокого уровня.
В числе преподавателей Ростовского музыкального училища были выпускники Московской, Санкт-Петербургской, Венской, Болонской, Пражской, Брюссельской консерваторий. Такая довольно обширная география городов обучения подразумевала и множественность традиций, разность школ. Однако в этом многообразии выделялись линии русской музыкально-педагогической школы. Так, на отделении фортепиано преподавали воспитанники таких великих мастеров, как В.И. Сафонов, П.Л. Пабст, К.Н. Игумнов, А.И. Зилоти, А.С. Скрябин, А.Н. Есипова, В.П. Толстов и др. Отделение скрипки составляли выпускники выдающихся И.В. Гржимали, Л.С. Ауэра, основателя русской скрипичной школы. Класс виолончели «уходил корнями» к К.Ю. Давыдову, его ученику А.В. Вержбиловичу, а отделение пения - к самому К. Эверарди, преподававшему в Петербургской консерватории.
В дополнение ко всему многие из преподавателей музыкального училища имели опыт стажировки за рубежом у известных профессоров. Некоторые уже имели за плечами и артистический, и педагогический опыт, зарекомендовали себя как видные деятели провинции, проработав в различных отделениях ИРМО, в его учебных заведениях.
Свою артистическую деятельность они продолжали и в Ростове, успешно совмещая ее с преподаванием. Среди таких педагогов музыкального училища следует особо выделить М.С. Высотскую, В.П. Михайлову, В.П. Малевинскую-Чабан, Э.К. Гартмута (фортепиано), О.И. Чабана, И.А. Зелихмана, А.Г. Меца (скрипка), И.К. Горского, П.П. Федорова (виолончель), А.М. Додонова, Е.К. Ряднова, Л.М. Образцова (пение).
Работать в училище становилось престижно. Пресману часто рекомендовали различных специалистов, желавших занять место педагога в его училище. Рекомендации чаще всего приходили от авторитетных лиц и крупных музыкантов. А.К. Глазунов не раз просил ростовского директора присмотреться к тем или иным желающим, о чем свидетельствует сохранившаяся их переписка.
Со временем в педагогический состав училища входят и его выпускники. Ученица Пресмана, выпускница Московской консерватории, Нина Бабасинова с 1907 года начинает свою преподавательскую деятельность в своем родном городе. Пресман с гордостью вспоминал о «совершенно исключительном» составе своего коллектива, равного которому «вряд ли нашлось бы в каком-либо другом из существовавших тогда музыкальных учебных заведений ИРМО» [7, с. 2].
Неудивительно, что при такой профессионально ориентированной постановке дела желающих обучаться становилось все больше и больше. С момента открытия классов при Ростовском отделении до 1912 года (отъезда Пресмана) количество учащихся увеличилось почти в три раза. Уже в первый год оно достигло цифры 132, которая в сравнении с другими отделениями относится к числу лучших показателей. Газеты не раз сообщали об «оживленном» и успешном приеме учащихся, «беспрерывный прирост» числа которых наблюдался почти каждый год [8].
Самым многочисленным во все годы являлось отделение фортепиано. С 1896 по 1912 год количество обучающихся в нем увеличилось с 72 до 228 человек. Классы преподавателей фортепиано состояли из 20, 30 и даже 40 учеников. По нынешним меркам, где в классе одного педагога обучается в среднем человек 15, их классы были очень большими. Второй по популярности специальностью являлась скрипка, третьей - пение. С первого года открытия всегда были учащиеся по классу виолончели, контрабаса. Вместе с увеличением количества учащихся росли и материальные возможности классов, что позволяло приобретать больше музыкальных инструментов. Внимание было уделено главным образом духовым. Привлечением учащихся к игре на духовых стало бесплатное обучение на этих инструментах. Учащимся предоставлялись также стипендии от имени директоров отделения.
Пресман двигался к своей следующей цели - созданию собственного симфонического оркестра, а наличие струнных и духовых давало ему эту возможность. Уже через полгода после открытия, в марте 1897 года, Матвей Леонтьевич организовал первый симфонический концерт, на котором выступил в роли дирижера. Публика оценила и организацию, и сам концерт, газеты отзывались восторженно. В дальнейшем всеми симфоническими концертами и спектаклями Ростовского отделения ИРМО дирижировал Пресман.
Далеко не все училища ИРМО располагали симфоническим оркестром. Умение сформировать из педагогов, учащихся училища собственный коллектив, отвечавший высоким профессиональным требованиям, было большим достижением Матвея Леонтьевича.
С 1901 года в программу музыкального училища как постоянные предметы были введены оркестровый и хоровой классы. Существование этих классов было важно не только для учебного процесса, но и в первую очередь для концертной жизни как внутри училища, так и в городе в целом. Данные о размахе концертной деятельности училища весьма впечатляющи: регулярные квартетные собрания с участием преподавателей училища и приглашенных артистов, ученические вечера, симфонические концерты с большой программой. Ежегодно силами учеников ставились такие оперные спектакли, как «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Виндзорские кумушки» Николаи, «Искатели жемчуга» Бизе, «Рафаэль» Аренского, «Алеко» Рахманинова и «Демон» А. Г. Рубинштейна. Страницы «Русской музыкальной газеты», а также местной периодической печати того времени хранят многочисленные заметки обо всех этих концертах. Анализируя деятельность училища во времена директорства
Пресмана, можно с уверенностью сказать, что это были годы бурной и насыщенной «жизни» этого учебного заведения.
Пресман сыграл исключительную роль в становлении и развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону рубежа XIX - начала XX вв., в воспитании высокопрофессиональных музыкантов, широкой пропаганде русской и зарубежной музыки среди ростовчан; он стал основоположником профессионального музыкального образования в родном городе. Во всех областях своей разносторонней деятельности Матвей Леонтьевич неизменно проявлял себя отличным, серьезным, знающим музыкантом, преданным своему делу, внесшим огромный вклад в развитие музыкальной культуры Ростова-на-Дону.
Литература и источники
1. Миронова Н.А. Музыкальное образование в провинции // История русской музыки в 10 т. Т. 10 Б: 1890-1917. М.: Музыка, 2005.
2. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Глинки. Ф. 11. № 145.
3. Селицкий А.Я. Рахманинов в Ростове. URL: http://www.rostcons.ru/rach.html
4. ВМОМК им. Глинки. Ф. 11. № 122. Ед. хр. № 4-а.
5. Рахманинов С.В. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма: в 3 т. Т. 2. / сост.-ред. З.А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. 583 с.
6. Русская музыкальная газета. 1911. № 7.
7. Пресман М.Л. Воспоминания. Тетрадь 1, 2 / Личный архив С.Г. Медведева.
8. Приазовский край. 1898. № 223. 23 августа.
References
1. Mironova N.A. Muzykal'noe obrazovanie v provintsii [Musical education in the province] // Istoriya russkoy muzyki v 10-ti t. T. 10 B: 1890-1917. M.: Muzyka, 2005.
2. The Glinka National Museum Consortium of Musical Culture. F. 11. № 145.
3. Selitskiy A.Ya. Rakhmaninov v Rostove [Rachmaninov in Rostov]. URL: http:// www. rostcons. ru/rach. html
4. The Glinka National Museum Consortium of Musical Culture F. 11. № 122. The storage unit № 4-a.
5. Rakhmaninov S.V. Literaturnoe nasledie. Vospominaniya. Stat'i. Interv'yu. Pis'ma. V 3 tomakh. T. 2. [Literary heritage. Memories. Article. Interview. In 3 Vol. T.2] / sost.-red. Z.A. Apetyan. M.: Sovetskiy kompozitor, 1980. 583 p.
6. Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian Musical Gazette]. 1911. № 7.
7. Presman M.L. Vospominaniya. Tetrad' 1, 2 [Memoires. Notebook 1, 2] / Lichnyy arkhiv S.G. Medvedeva.
8. Priazovskiy kray [Azov region]. 1898. № 223. 23 aug.