МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В БАКАЛАВРИАТЕ
РУБИН Юрий Борисович - д-р экон. наук, проф., чл.-корр. РАО, ректор, Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству. E-mail: yrubin@synergy.ru ЛЕДНЕВ Михаил Владимирович - канд. экон. наук, доцент. E-mail: mlednev@bk МОЖЖУХИН Данила Петрович - Исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству. E-mail: dmozhzhukhin@ruaee.ru Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия Адрес: 127299, Москва, Ленинградский просп., 80, корп. «Г»
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости матрицы компетенций для обоснования и формирования образовательной программы по предпринимательству в бакалавриате. Поднимаются проблемы стандартизации в сфере предпринимательского образования в контексте унификации и гармонизации подходов к обучению предпринимательству в высшей школе. В отсутствие отдельных ФГОС в сфере предпринимательского образования вузам приходится создавать соответствующие образовательные программы в рамках таких направлений высшего образования, как «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Инноватика», «Туризм», «Торговое дело», «Гостиничное дело» и даже «Металлургия». В статье рассматривается матрица предпринимательских компетенций, составленная на основе ФГОС по менеджменту. Высказывается ряд критических замечаний по поводу ограничений данного подхода. Приводится классификация конкурентных компетенций, необходимых современным предпринимателям для успешной деятельности.
Ключевые слова: обучение предпринимательству, предпринимательское образование, компетентностно-ориентированный подход в обучении предпринимательству, матрица компетенций, структура компетенций, необходимых для успешного занятия предпринимательством, специальные профессиональные компетенции, дополнительные профессиональные компетенции, предпринимательские компетенции, конкурентные компетенции
Для цитирования.: Рубин Ю.Б, Аеднев М.В, Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 16-28.
Как было показано ранее [1-3], компе-тентностно-ориентированное предпринимательское образование может стать эффективным средством обеспечения конкурентоспособности российского предпринимательства и придать ему соответствующий времени цивилизационный статус. Опыт Московского ф инансово-промышленного университета «Синергия» в разработке образовательной программы по предпринимательству в бакалавриате может представлять интерес для многих вузов, действующих сегодня в обстановке ряда когнитивных и со-
циально-психологических стереотипов и ограничений. Среди них:
- отсутствие консенсуса в теоретическом обосновании содержания предпринимательской деятельности, занятости людей в предпринимательстве на постоянной основе, функций предпринимательства в современной экономике;
- отсутствие Федеральных государственных образовательных стандартов СПО и высшего образования по предпринимательству;
- смешение многими экспертами компетентности людей в сфере предприниматель-
ства и их предпринимательских способностей, задатков и личностных качеств.
Матрицы компетенций, составляемые университетами в процессе создания образовательных программ и планирования результатов обучения, - одно из зримых воплощений компетентностно-ориентиро-ванного подхода в российском образовании. Несмотря на известную трудоёмкость процедур формирования, их польза для конструирования программ в бакалавриате представляется очевидной. На наш взгляд, их применение способствует выходу из упомянутого ментального тупика, обусловленного трудностями восприятия предпринимательства как специального предмета обучения со стороны значительной части академического сообщества.
В тисках стереотипов и ограничений
Отнесение предпринимательства к особому типу профессиональной деятельности людей даёт возможность нашим зарубежным коллегам исследовать проблематику предпринимательства, опираясь на достижения теории предпринимательства, а также формировать университетские программы по предпринимательству для бакалавров или магистров. В бакалавриатах применяется, как правило, формат программ BBA (Bachelor of Business Administration) в предпринимательстве. Наиболее гибкими являются образовательные траектории, предусматривающие модель получения выпускниками двойных квалификаций (major-minor)1.
При этом во многих зарубежных публикациях, на которые так охотно ссылаются российские авторы, профессиональный ха-
1 Например, вузы с доминированием инженерного профиля основных образовательных программ могут присваивать выпускникам двойную квалификацию, где роль major выполняет профессиональная квалификация в области инженерной деятельности, а роль minor - профессиональная квалификация в области технологического или инновационного предпринимательства (или наоборот).
рактер предпринимательства не является объектом специального внимания - просто ввиду его бесспорности, во всяком случае, для сфер мельчайшего, малого и среднего бизнеса. Например, в известных публикациях М. Морриса [4-6] приводятся рамки компетенций в предпринимательстве и примеры самих компетенций, которые не оставляют сомнений в приверженности автора «профессиональной» интерпретации предпринимательской деятельности в случае ведения её на долговременной основе. Дискуссии возникают лишь в связи со сложностями трактовки деятельности владельцев крупных компаний и субъектов акционерного предпринимательства как трудовой, а следовательно - профессиональной.
Для понимания предпринимательства как направления профессиональной деятельности требуется соединение академического дискурса с точкой зрения предпринимателей. Между тем в разнообразных социальных сегментах, а также в общественных и государственных институтах об этом задумываются редко, поскольку представленные в них интересы непосредственно связаны не с содержанием самой предпринимательской деятельности, а с её результатами. Так, потребителей интересуют качество и цена товаров, услуг, работ, государство - степень добросовестности предпринимателей в исполнении обязанностей перед обществом и государством (уплата налогов и иных обязательных платежей), нанятых работников -качество рабочих мест, условия труда по найму и уровень заработной платы. Только самих предпринимателей интересует прежде всего содержание их повседневной деятельности по вовлечению материальных, финансовых, трудовых, иных ресурсов в свой бизнес, поддержанию и развитию бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций, обеспечению собственной занятости.
К сожалению, в современной российской практике широко распространены стереотипы критической трактовки предпринимательства, укоренившиеся в предшествующие
периоды развития страны. Со второй половины 20-х гг. до начала 90-х гг. прошлого века предпринимательство в СССР было не только запрещено законом, но и не смело претендовать на легитимность даже в теории. В настоящее время в законности предпринимательства в российской экономике сомневаться не приходится, однако сфера образования, всегда отличавшаяся консерватизмом, до сих пор не согласилась с признанием предпринимательства областью образования, достойной отдельных ФГОС. В свою очередь, их отсутствие затрудняет университетам создание собственных основных образовательных программ для обучения будущих бакалавров или магистров предпринимательства, а также порождает противоречия и конфликты интересов [7].
В обстановке давления концептуальных анахронизмов и ментальных ловушек российские университеты, проявляющие интерес к обучению молодёжи предпринимательству, нередко впадают в состояние ощутимого когнитивного диссонанса, сознавая непреодолимость препятствий, обусловленных несовершенной нормативно-методической базой высшего образования.
Обратим также внимание на часто встречающееся в общественном мнении смешение профессиональных компетенций в предпринимательстве с индивидуальными особенностями людей. Нередко можно столкнуться с представлениями о якобы особых личностных качествах, присущих «настоящим предпринимателям» в противоположность «обыкновенным» людям. Предпринимательство как тип деятельности смешивается здесь с предприимчивостью, которая действительно является личностным свойством людей [2]. Апелляция к неким врождённым свойствам ставит под сомнение саму возможность обучения предпринимательству, ввергая многих в беспричинный фатализм. Ведь если предпринимателем человеку надлежит родиться, то в противном случае ему никогда не быть таковым - невзирая на успеваемость и качество образовательных
программ. Люди, занимающиеся предпринимательством, несомненно, вправе воспользоваться своими личными особенностями при выполнении или обеспечении выполнения конкурентных действий. Однако они никак не могут заменить наличия в их арсенале соответствующих профессиональных компетенций.
Матрица как инструмент стандартизации в образовании
Перечисленные выше стереотипы могут быть преодолены российскими вузами благодаря, помимо прочего, составлению матриц компетенций, которые являются примером удачного применения концепции стандартизации образовательного процесса на внутривузовском уровне2.
Иногда идея стандартизации в предпринимательстве или в обучении предпринимательству воспринимается как неприемлемая или нереализуемая - столь нестандартной на первый взгляд выглядит деятельность в этой сфере. Однако её «нестандартность» обусловлена всего лишь необычным способом обеспечения профессиональной занятости. В противоположность деятельности наёмных работников, занятие предпринимательством осуществляется на началах самозанятости и готовности принять на себя комплексные риски собственного бизнеса в условиях непрозрачности деловых отношений и неопределенности рыночных тенденций. Сама эта необычность не содержит достаточных свидетельств, которые позволяли бы отказывать предпринимательству в наличии стандартных признаков. Другое дело, что намерения, решения и действия субъектов предпринимательства всегда вариативны.
2 В противоположность научной терминологии, в понятийном аппарате современных ФГОС и других нормативно-методических документов термин «компетенция» применяется в значении компетентности выпускников образовательных программ (перечни компетенций, пучки компетенций, структуры компетенций, паспорта компетенций, матрицы компетенций и др.).
Ведь наличие конфликтов интересов сторон и отсутствие стопроцентной прозрачности в деловых отношениях между ними побуждает их к обеспечению предельной конфиденциальности в формулировании и реализации своих целей, задач, намерений и действий.
Рамки квалификаций давно признаются во всем мире как подходящий инструмент упорядочения деятельности, в том числе в сфере предпринимательства [8]. Проблема состоит в том, что стандарты часто воспринимаются как средство унификации образовательного контента, отражающего живое пространство предпринимательской деятельности, между тем как их предназначение заключается в его гармонизации для приобретения выпускниками системы необходимых знаний и умений. Поэтому образовательные программы по предпринимательству в бакалавриате давно стали объектами «стандартизации как гармонизации» в большинстве зарубежных университетов. Это, в свою очередь, позволяет подвергать их процедурам независимой оценки качества и аккредитации, чем на постоянной основе с успехом занимаются ак-кредитационные агентства и экспертные организации [9].
Особенность России состоит не в применении стандартов в образовании, а в огосударствлении стандартизации, которая осуществляется не изнутри самой образовательной среды, а сверху, что влечет за собой искушение монополизации этой сферы со стороны «держателей УМО» и иных интересантов и, как следствие, порой действительно допускает превалирование унификации над гармонизацией [10]. Однако это не исключает возможности использования стандартов не для унификации подходов к подготовке предпринимателей, а для гармонизации составных частей образовательных программ. В этом плане именно матрицы компетенций могут стать при составлении образовательных программ по предпринимательству инструментом внутривузовской стандартизации.
Пример матрицы компетенций в бакалавриате
В процессе обучения студентам-бакалаврам необходимо освоить компетенции, которые позволят им успешно выполнять специальные профессиональные (предпринимательские) функции, общие профессиональные функции и универсальные профессиональные функции.
Предпринимательскими являются функции, обеспечивающие ядро идентичности предпринимательской профессии. Обобщенно - это функции по вхождению в бизнес (созданию нового бизнеса или вхождению в состав участников действующего бизнеса), по ведению бизнеса, его развитию, по прекращению участия в предпринимательской деятельности и выходу из бизнеса, а также по обеспечению конкурентной устойчивости бизнеса и законопослушного, добросовестного и безопасного участия в предпринимательской деятельности. Совокупность указанных функций наполняет уникальным содержанием область профессиональной деятельности выпускников программ обучения по предпринимательству в бакалавриате [2]. Поэтому мы считаем целесообразным определять их как специальные профессиональные функции.
Значение общих профессиональных имеют функции по выявлению факторов макроэкономической среды и закономерностей функционирования современной экономики на микро-, макро- и глобальном уровнях, по ведению учёта, анализа, уплате налогов и других платежей, по управлению бизнес-проектами и бизнес-единицами, по обеспечению непрерывности информационных потоков в бизнес-единицах, а также по обеспечению деятельности, необходимой для выполнения бизнес-процессов (проектная активность, работа в команде, профессиональное лидерство, целеполагание, управление временем, развитие креативности, убеждение людей, позитивное восприятие своего и чужого опыта, конструктивная критика, стрессоустой-чивость и др.). Названные функции определяются как общие, поскольку их выполняют
представители различных профессий, в том числе предпринимательской.
Значение универсальных имеют функции по обеспечению общечеловеческих и общекультурных аспектов профессиональной деятельности: реализма в позитивном восприятии общемировых ценностей культуры, движущих сил и закономерностей социально-экономического процесса, среды деятельности и определения своего места в ней, соблюдения норм права, общественной морали, толерантности, социальных обязательств, выполнения правил социального поведения и обычаев делового оборота, поддержания социальных, межличностных, кросс-культурных коммуникаций на русском и иностранных языках, поддержания на приемлемом уровне физической формы и здоровья, необходимых для полноценной социализации и профессиональной деятельности, самозащиты и защиты окружающих в случае катастроф. Названные функции определяются как универсальные, поскольку их выполняют представители всех профессий.
В соответствии с приведенной структуризацией профессиональная компетентность людей, вовлеченных в предпринимательство как каждодневную деятельность и обязанных проявлять в этой деятельности приемлемый уровень профессионализма, могла бы включать такие блоки, как:
- специальные профессиональные (предпринимательские) компетенции,
- общепрофессиональные компетенции,
- общие (универсальные) компетенции.
Несмотря на несомненную значимость
всех перечисленных выше групп компетенций для успешного занятия предпринимательством, лишь приобретаемые выпускниками в ходе обучения предпринимательские компетенции оказывают решающее влияние на ядро образовательных программ по предпринимательству. Тем самым они становятся определяющим звеном идентичности данных программ и приобретают приоритетное место в системе компетенций выпускников программ по предпринимательству в бакалавриате. К их
числу следует отнести: учредительские компетенции, компетенции в области создания/ обновления и ведения бизнеса, компетенции в области поддержания собственной занятости и управления собственным трудовым ресурсом, компетенции в области развития бизнеса, прекращения участия в предпринимательстве / выхода из бизнеса, компетенции в области проектной деятельности, компетенции в области инновационной деятельности, компетенции в сфере бизнес-коммуникаций с окружением, конкурентные компетенции (компетенции в сфере конкуренции), компетенции в области обеспечения безопасности своего бизнеса, маркетинговые компетенции, компетенции в сфере предпринимательского права и смежных отраслей права. Отдельно следует выделить дополнительные профессиональные компетенции, например, компетенции в сфере социального предпринимательства или в сфере инновационного предпринимательства. Таковыми могут стать также и иные компетенции, отражающие направления предпринимательства, отраслевые предпринимательские компетенции, компетенции в региональной, этнической или иной локальной специфике занятия предпринимательством.
В число общепрофессиональных компетенций целесообразно включить экономические, финансовые и бухгалтерские компетенции, управленческие компетенции, коммерческие компетенции, компетенции в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, общие коммуникационные компетенции, гибкие профессиональные компетенции («soft skills»).
Если бы современная нормативно-методическая база российского образования позволяла создавать для подготовки бакалавров программы по предпринимательству как отдельному направлению высшего образования, составление матрицы компетенций позволило бы обеспечить гармоничное распределение учебного контента между дисциплинами образовательной программы и формированием системы компетенций,
необходимых выпускникам для успешного занятия предпринимательством. Такая матрица компетенций позволила бы создавать оптимальные программы обучения. Однако сегодня приходится принимать во внимание то обстоятельство, что ФГОС по предпринимательству в бакалавриате отсутствуют. И это не даёт российским вузам возможности конструирования и реализации идеальных программ в бакалавриате ни по формуле major, ни по формуле minor3. Между тем практическая важность создания образовательных программ, которые могли бы стать основой обучения предпринимательству в бакалавриате, диктует российским вузам необходимость поиска непрямых путей решения проблемы с использованием возможностей, предоставляемых нынешней структурой ФГОС.
Как показывают недавние исследования Национальной ассоциации обучения предпринимательству, образовательные программы по предпринимательству в бакалавриате и магистратуре создаются российскими вузами в рамках таких направлений высшего образования, как «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Инноватика», «Туризм», Торговое дело», «Гостиничное дело» и даже «Металлургия».
Наилучшие шансы на успех имеет матрица компетенций, составленная на основе ФГОС по менеджменту4. В данном ФГОС предпринимательская деятельность определяется как один из видов деятельности менеджера наряду с организационно-управленческой и информационно-аналитической. Перечень профессиональных компетенций менеджера включает компетенции, которые его авторы считают подходящими для занятия предпри-
3 Предложения по проектам таких стандартов были опубликованы [11; 12].
4 Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении феде-
рального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41028).
нимательством и относят к сфере предпринимательской деятельности.
Выскажем ряд критических замечаний по поводу данного подхода. Прежде всего, надо сказать, предпринимательские компетенции нельзя считать тождественными компетенциям, образующим ядро идентичности других профессий5. Нет и подтверждений обоснованности отнесения предпринимательства к разновидности менеджмента - по существу, другого типа профессиональной деятельности. Поэтому, объединив предпринимательство с менеджментом в рамках одного ФГОС, его разработчики ввергли себя в трудности формулирования компетенций, необходимых для занятия предпринимательством. Так, предпринимательство справедливо трактуется в тексте ФГОС как деятельность, в которой «выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело». Однако при этом постулируется необходимость подготовки бакалавров к выполнению лишь двух профессиональных функций - разработки и реализации бизнес-планов создания нового бизнеса, а также организации и ведения предпринимательской деятельности, содержание которых в стандарте не раскрывается.
Поскольку непросто применять формулировку компетенций, требуемых для работы в одной профессии, для формулировки компетенций, присущих другой профессии, характеристика профессиональных компетенций, призванных обеспечивать выполнение выпускниками предпринимательских функций, отличается в тексте ФГОС неопределённостью и часто содержит признаки механического объединения разнородных объектов и процессов, что мешает вузам непротиворечиво описывать результаты обучения студентов.
Некоторые профессиональные компетенции, в действительности необходимые для
5 За рубежом разграничение предпринимательских и менеджерских компетенций давно стало общим местом [13; 14].
занятия предпринимательством на профессиональном уровне, например владение «навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности» (ПК-3), трактуется здесь как инструмент обеспечения не предпринимательской, а организационно-управленческой деятельности.
Такие компетенции, как владение «навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов» (ПК-7), способность «оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли» (ПК-9); умение «организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами» (ПК-12), умение «моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций» (ПК-13), умение «проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании» (ПК-15), соотносятся составителями ФГОС не с предпринимательством, а либо с организационно-управленческой деятельностью, либо с информационно-аналитической. В действительности же, например, инвестирование в развитие бизнеса, отладка и тем более моделирование бизнес-процессов являются прерогативами исключительно владельцев бизнеса, а не нанятых менеджеров, которые могут выполнять отдельные аспекты этой работы лишь в рамках делегированных полномочий.
Кроме того, содержание компетенции по бизнес-моделированию искусственно разорвано между ПК-13 и ПК-17, содержание компетенции по анализу рисков - между
ПК-9 и ПК-15, содержание компетенции по бизнес-планированию - между ПК-7, ПК-18 и ПК-19, деятельность по координации (ПК-19) оторвана от поддержания деловых отношений (ПК-12), а создание новых предпринимательских структур (ПК-20) - от стратегии (ПК-9).
Как же в описанных условиях добиться гармонии и подойти к составлению матрицы компетенций, необходимых выпускникам для успешного занятия предпринимательством, учитывая ограничения ФГОС, компенсируя утраты и избегая чрезмерной зиг-загообразности в построении матрицы?
Частично этого можно добиться, на наш взгляд, благодаря включению в матрицу профессиональных специальных компетенций (ПСК), а именно:
- умения осуществлять ведение и управление собственным бизнесом (ПСК-1);
- владения навыками поддержания собственной занятости и управления собственным трудовым ресурсом (ПСК-2);
- умения осуществлять развитие собственного бизнеса в части управления его ростом и обновлением (ПСК-3);
- умения осуществлять действия по прекращению участия в предпринимательской деятельности (ПСК-4);
- владения навыками выполнения системы конкурентных действий, обеспечения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости собственного бизнеса (ПСК-5);
- знания основ анализа основных этапов и закономерностей исторического развития предпринимательской деятельности, философии и социологии предпринимательства (ПСК-6).
Несмотря на предпринимаемые усилия, добиться в полной мере фокусирования итоговой системы компетенций выпускников на задачах выполнения ими предпринимательских функций всё же не удается. Полученная конфигурация, к сожалению, оставляет мало места также для отражения и последовательного формирования дополнительных профессиональных компетенций, напри-
мер, в сферах социального, технологического, инновационного или государственного предпринимательства, или на отдельных региональных рынках.
Исходя из обозначенных выше представлений о гармонии, сравнительно реалистичная и допустимая сообразно требованиям ФГОС матрица компетенций могла бы иметь следующий вид (коды ОК, ОПК и ПК соответствуют ФГОС) (Табл. 1). В силу необходимости насыщения этой матрицы учебными дисциплинами, призванными идентифицировать ядро направления «Менеджмент», образовательная организация вынуждена отказываться от профилизации в обучении предпринимательству, например, от введения профилей «Социальное предпринимательство» или «Технологическое предпринимательство» - ведь профилем является само «Предпринимательство» в направлении «Менеджмент». Число коротких тренингов и непродолжительных «предпринимательских» курсов существенно сокращается при сохранении необходимого количества зачетных единиц, предусмотренного ФГОС.
По строкам матрицы представлены учебные курсы, которые необходимо изучить студентам для формирования системы компетенций, необходимых им для успешного занятия предпринимательством по окончании обучения. Начиная с третьего семестра обучения студенты вправе выбрать одну из двух элективных дисциплин (например, 47а или 47б). По столбцам представлены сами компетенции, которые должны быть сформированы в процессе освоения студентами образовательной программы по предпринимательству.
Конкурентные компетенции
Примером компетенций, которые мы относим к профессиональному специальному блоку, являются навыки выполнения системы конкурентных действий, обеспечения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости собственного бизнеса (ПСК-5).
В соответствии с хорошо известными концепциями конкуренции [15] в этой сфере
следует выделять профессиональные компетенции, которые помогают выбирать подходящие конкурентные действия, стратегии и тактические модели конкуренции, оценивать собственные конкурентные позиции, принимать решения о применении конкурентных маневров и хитростей. Эти компетенции относятся к основным аспектам конкуренции на протяжении всего жизненного цикла компании. Например, это компетенции в конкурентном позиционировании; менеджменте конкурентных действий на местных, национальных, международных и глобальных рынках товаров, услуг, работ; в проведении конкурентного анализа; в соблюдении антимонопольного законодательства; в выборе и управлении конкурентным статусом.
Так, компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства позволяют предпринимателям соблюдать требования нормативной базы и предугадывать различные возможные прецеденты недобросовестной конкуренции, монополизации рынков и злоупотребления доминирующим положением со стороны соперников. Компетенции в конкурентном позиционировании позволяют оценивать и управлять конкурентными позициями компании по отношению к другим участникам рынка. Компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом позволяют предпринимателям определять их статус в конкурентной среде (лидер, претендент на лидерство, аутсайдер, дебютант и т.п.) и предпринимать соответствующие конкурентные действия [16]. Компетенции в менеджменте конкурентных действий помогают предпринимателю успешно планировать различные конкурентные действия, применяя известные и освоенные ими практически типы, виды, методы, стили конкурентных действий, а также контролировать этот процесс, обеспечивая уместность, актуальность и своевременность поведения в конкурентной среде. Компетенции в проведении конкурентного анализа позволяют оценивать как собственный конкурентный потенциал, так и потенциал конкурентов и других пред-
Таблица 1
Пример матрицы компетенций по предпринимательству для бакалаврских образовательных программ, реализуемых на основе ФГОС по менеджменту
№ Наименование Семестр | Компетенции | ОК-1-8 | ОПК-1 1 ОПК-2 | ОПК-3 I ОПК-4 | ОПК-5 | ОПК-6 1 ОПК-7 | ПК-1 | ПК-2 | ПК-3 | ПК-4 | К-5 С 6 Кс К-7 с ПК-8 | ПК-9 | ПК-10 1 ПК11 | ПК-12 | ПК-13 1 ПК-14 | ПК-15 | ПК-16 1 ПК-17 | ПК-18 | ПК-19 | ПК-20 | ПСК-1 1 ПСК-2 | ПСК-3 1 ПСК-4 | ПСК-5 | ПСК-6 1
Дисциплины (модули) 15 7 8 10 5 6 7 4 12 8 5 9 3 4 4 5 8 2 4 9 4 4 9 7 9 11 5 6 7 6 7 8 8 6
Базовая часть
1 История 3 2 + +
2 Философия 4 2 + +
3 Иностранный язык 4 1 +
4 Правоведение 3 1 +
5 Психология 1 3 + + + +
6 Русский язык и культура речи 1 1 +
7 Документооборот в управлении 5 4 + + + +
8 Математика 5 4 + + + +
9 Информационные технологии 2 6 + + + + + +
10 Теория менеджмента 2 3 + + +
11 Маркетинг 4 3 + + +
12 Учет и анализ 3 3 + + +
13 Финансовый менеджмент 5 5 + + + + +
14 Управление человеческими ресурсами 3 3 + + +
15 Стратегический менеджмент 7 3 + + +
16 Безопасность жизнедеятельности 2 1 +
17 Лидерство 3 3 + + +
18 Управление проектами 5 5 + + + + +
19 Экономика и финансы предприятия 1 2 + +
20 Управление изменениями 4 5 + + + + +
21 Управление операциями 3 5 + + + + +
22 Физическая культура и спорт 1 1 +
Вариативная часть
23 Микро-экономика 1 1 +
24 Макро-экономика 2 2 + +
25 Конфликтология 5 3 + + +
26 Рынок ценных бумаг 3 3 + + +
27 Налоги и налогообложение 4 2 + +
28 Логистика 5 1 +
№ Наименование Семестр | Компетенции | ОК-1-8 | ОПК-1 | ОПК-2 | ОПК-3 | ОПК-4 | ОПК-5 | ОПК-6 1 ОПК-7 | ПК-1 ПК-2 | ПК-3 | ПК-4 | К-5 С 6 Кс К-7 с ПК-8 | ПК-9 | ПК-10 | ПК11 | ПК-12 | ПК-13 1 ПК-14 | ПК-15 | ПК-16 1 ПК-17 | ПК-18 | ПК-19 | ПК-20 | ПСК-1 1 ПСК-2 | ПСК-3 1 ПСК-4 | ПСК-5 | ПСК-6 |
Дисциплины (модули) 15 7 8 10 5 6 7 4 12 8 5 9 3 4 4 5 8 2 4 9 4 4 9 7 9 11 5 6 7 6 7 8 8 6
29 Управление качеством 5 3 + + +
30 Управление знаниями 6 4 + + + +
31 Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5 2 + +
32 Оценочная деятельность 5 2 + + +
33 Управление продажами 6 2 + +
34 Тренинг презентации 6 2 + +
35 Антикризисное управление 6 4 + + + +
36 Основы корпоративного управления 7 3 + + +
37 Тренинг продаж 7 1 +
38 Тренинг по управлению стрессами 7 3 + + +
Профиль предпринимательство
39 Основы предпринимательства 1 4 + + + +
40 Управление собственным бизнесом 2 18 + + + + + + + + + + + + + + + + + +
41 Предпринимательское право 6 4 + + + +
42 Конкуренция в предпринимательстве 3 9 + + + + + + + +
43 Технологии проведения стартапов 4 14 + + + + + + + + + + + + + +
44 Генерирование бизнес-идей: тренинг 5 3 + + +
Дисциплины по выбору
45а Тайм-менеджмент 3 2 +
45б Тренинг предприимчивости 3 3 + +
46а Деловой имидж 4 4 + + +
46б Поведение потребителей 4 4 +
47а Финансовая отчетность организации 5 5 + + +
47б Физическая культура и спорт (элективная дисциплина) 5 5
48а Управленческая психология 6 5 + + + +
48б Управление некоммерческими организациями 6 7 + + + + + + +
49а Мировая экономика 7 1
49б Управленческие навыки 7 6 + + + + + +
ставителей окружения с использованием различных аналитических инструментов.
Матрица компетенций в образовательной программе по предпринимательству должна обеспечивать студентам возможность приобретения знаний и умений проведения эшелонированного наступления, наступления на отдельных участках фронта, встречного наступления, конкурентного продвижения, конкурентного преследования, конкурентного прессинга, конкурентного штурма, превентивной обороны, обороны отдельных рубежей, обороны флангов, эшелонированной обороны, сплошной обороны, контрнаступления и глухой обороны.
Заключение
Составление вузами матрицы компетенций могло бы стать ключом к конструированию и реализации образовательных программ по предпринимательству в современном бакалавриате. Рассмотренная матрица компетенций может использоваться вузами как подспорье в составлении бакалаврских программ по предпринимательству в рамках направления «Менеджмент», а также обеспечивать определённую логику образовательной программы, последовательность в преподавании учебных дисциплин, идентификацию учебников и иных учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса, проектирование новых курсов, учебных и производственных практик в сфере предпринимательства, создание инфраструктуры обучения, которая отвечала бы задачам освоения учащимися образовательной программы.
Сегодня становится очевидным, что для полноценного обучения студентов по такой программе недопустимо ограничение образовательного пространства бакалавриата лишь отдельными курсами по «предпринимательским» дисциплинам («Основы предпринимательства», «Основы бизнеса», т.п.). Необходим комплекс учебных дисциплин из минимум 20 учебных курсов и спецкурсов в обязательном и элективном сегментах, а
также соответствующее число учебников и учебно-методических материалов.
В данной статье специально не рассматривались различные подходы и классификации компетенций в области предпринимательства. Однако очевидно, что университеты могут проектировать собственные матрицы компетенций, опираясь на приверженность к тем или иным подходам, и выстраивать собственные модели обучения предпринимательству в бакалавриате. Свободный обмен мнениями был бы полезен для сопоставления таких моделей и формирования критериев успешности действий вузов в сфере развития предпринимательского образования.
Литература
1. Клюев А.К., Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 22-33.
2. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21.
3. Рубин Ю.Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации. // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 15-27.
4. Morris M.H, Webb J.W, Fu J., and Singhal S. A Competency-Based Perspective on Entrepre-neurship Education: Conceptual and Empirical Insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 51. Issue 3.
5. Morris M.H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy / Ed. M.H. Morris. Edward Elgar Publishing, 2014.
6. Morris M.H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy / Ed. M. Morris and E. Liguori. Edward Elgar Publishing, 2016.
7. Алавердов А.Р, Громова Н.В. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5-16.
8. Лукашенко М.А. Между школой и бизнесом: что может взять на вооружение высшее образование? // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 33-41.
9. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 50-64; Рубин Ю.Б. Становление аудита качества российского образования // Педагогика. 2016. № 3; Соболева Э.Ю. Проекты в сфере образовательного аудита: требования к экспертам // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 57-61.
10. Рубин Ю.Б, Емельянов А.А. Стандартизация образовательной деятельности как фактор конкурентоспособности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 28-41.
11. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / Под ред. Ю.Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.
12. Рубин Ю.Б. Оценка качества образования в контексте развития российской образователь-
ной среды. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016.
13. Mitchelmore S, Rowley J. Entrepreneurial Competencies: A Literature Review and Development Agenda // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 2010. Vol. 16. Issue 2.
14. Morris M.H, Kaplan J.B. Entrepreneurial (versus managerial) Competencies as Drivers of En-trepreneurship Education // Annals ofEntrepre-neurship Education and Pedagogy. Edward Elgar Publishing, 2014.
15. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. C. 38-67.
16. Рубин Ю.Б. Конкурентный статус участников рынка // Современная конкуренция 2016. № 1. С. 110-142.
Статья поступила в редакцию 28.02.17.
С доработки 21.04.17.
Принята к публикации 27.04.17.
THE MATRIX OF COMPETENCIES AS A TOOL OF ENTREPRENEURSHIP BACHELOR EDUCATION
Yuriy B. RUBIN - Dr. Sci. (Economy), Prof., Rector, President of the Russian Association for Entrepreneurship Education, e-mail: yrubin@synergy.ru
Mikhail V. LEDNEV - Cand. Sci. (Economy), Assoc. Prof., Theory and Practice of Competition Department, e-mail: mlednev@bk.ru
Danila P. MOZHZHUKHIN - Deputy Director, Centre for Quality Assurance, e-mail: dmozhzhuhin@synergy.ru
Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Moscow, Russia Address: 80, Leningradsky prosp., Moscow, 127299, Russian Federation
Abstract. The article reviews the matrix of competencies use for studying and formation of educational programs in entrepreneurship at bachelor's degree. The authors examine the problem of standardization in the field of entrepreneurship education in the context of unification and harmonization of approaches to teaching entrepreneurship at universities. Since there are no special state educational standards in the sphere of entrepreneurship education, the universities have to work out their own educational programs within such fields ofstudy as 'Management', 'Economics', 'Business Informatics', 'Innovation Studies', 'Tourism', 'Trade Business', 'Hotel Industry', and even 'Metallurgy'. The paper critically views the matrix ofentrepreneurial competencies worked out on the basis ofFederal State Educational Standard for Bachelors in Management and analyzes the limitations and shortcomings of this approach. Special attention is paid to the competitive competencies which the authors attribute to the professional module.
Keywords: entrepreneurship education, competency-based approach, matrix of competencies, structure ofcompetencies, special professional competencies, additional professional competencies, entrepreneurial competencies, competitive competencies
Cite as: Rubin, Yu.B., Lednev, M.V., Mozhzhukhin, D.P. (2017). [The Matrix of Competencies as
a Tool of Entrepreneurship Bachelor Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 16-28. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Klyuev, A.K., Yashin, A.A. (2016). [Entrepreneurship Educational Programs in the Modern University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 22-33. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Rubin, Yu.B. (2016). [Formation of Competencies in the Field of Entrepreneurship in the Educational Space of the Bachelor's Degree]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 7-21. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Rubin, Yu.B. (2016). [Educational Program on Entrepreneurship for Bachelor's Degree and Conditions for its Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp.15-27. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Morris, M.H., Webb, J.W., Fu, J. and Singhal, S. (2013). A Competency-Based Perspective on Entrepreneur-ship Education: Conceptual and Empirical Insights. Journal ofSmall Business Management. Vol. 51. Issue 3.
5. Morris, M.H. (2014). Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. M.H. Morris Edward El-gar Publishing.
6. Morris, M.H. (2016). Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. M. Morris and E. Liguori. Edward Elgar Publishing.
7. Alaverdov, A.R., Gromova, N.V. (2017). [Scientific and Pedagogical Workers and Administrative Staff: Conflict of Interest, or Constructive Interaction?]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 5-16. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Lukashenko, M.A. (2016). [Between School and Business: What Can Higher Education Add to Its Arsenal?]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5. pp. 33-41. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Rubin, Yu.B. (2011). [The Market of Educational Services: From Quality to Competitive Business Models]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 50-64. (In Russ., abstract in Eng.); Rubin, Yu.B. (2016). [The Formation of the Audit Quality ofRussian Education]. Pedagogika [Pedagogy] No. 3. (In Russ., abstract in Eng.); Soboleva, E.Yu. (2012). [Projects in the Field ofEducational Audit: Requirements to Experts]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad]. No. 6. C. 57-61. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Rubin, Yu. B., Emel'yanov, A.A. (2005). [Standardization ofEducational Activity as a Factor of Competitiveness ofRussian Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 28-41. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Rubin, Yu.B. (Ed.) (2015). Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Entrepreneurship Education in Russia and Abroad: the History, Content, Standards, Quality]. Synergy-press, pp. 65-140. (In Russ.)
12. Rubin, Yu.B. (Ed.) (2016). Otsenka kachestva obrazovaniya v kontekste razvitiya rossiyskoy obrazova-tel'noy sredy [Evaluation ofthe Quality ofEducation in the Context ofDevelopment ofthe Russian Educational Environment: Handbook]. Moscow: Moscow University ofIndustry and Finance "Synergy" Publ..
13. Mitchelmore, S., Rowley, J. (2010). [Entrepreneurial Competencies: A Literature Review and Development Agenda]. International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. Vol. 16, no. 2.
14. Morris, M.H., Kaplan, J.B. (2014). Entrepreneurial (versus managerial) Competencies as Drivers of Entrepreneurship Education. In: Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Edward Elgar Publishing.
15. Rubin, Yu. B. (2010). [Controversial Issues of the Modern Theory of Competition]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern Competition]. No. 3, pp. 38-67 (In Russ., abstract in Eng.)
16. Rubin, Yu. B. (2016). [Competitive Status ofMarket Participants]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern Competition]. No. 1. pp. 110-142. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 28.02.17.
Received after reworking 21.04.17.
Accepted for publication 27.04.17.