1 (91) - 2012
Эффективность экономической политики
УДК: 338.22.01
матричный подход к формированию экономической политики предприятия
В. А. КУЗНЕЦОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: kuznetsova_vera@mail. ru
С. С. СЕМЕНОВ,
аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: sergey19862@ya. ru Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
В связи с непредсказуемостью внешней среды каждому предприятию необходимо максимально эффективно проводить свою деятельность. Этому может способствовать формирование научно обоснованной экономической политики. В работе предложено формировать экономическую политику предприятия, используя матричный подход. Апробация проведена на примере филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком». Из-за большого объема расчетов в статье нашли отражение только результирующие рекомендации.
Ключевые слова: экономический, политика, направление, финансовый, модель.
Экономическая политика является важнейшим инструментом управления предприятием. К сожалению, на сегодня сложно ознакомиться с опытом формирования экономической политики. Некоторые предприятия разрабатывают ее отдельные элементы. Чаще всего это касается учетной (ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром» и др.) и дивидендной политики (ОАО «Газпром», ОАО «ГМК «Норильский никель» и др.). Однако большинство предприятий не озабочено формированием эконо-
мической политики в целом с учетом взаимосвязи ее элементов и их взаимного влияния.
Более того, и в теории этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Так, изучение научной литературы (около 30 источников) показало, что даже в понятийном аппарате до сих пор не сложилось единого мнения. Одни авторы [3, 9, 13] под экономической политикой понимают комплекс мер, предназначаемых для решения поставленных задач, другие - разработку и исполнение внутренних правил [4], третьи - совокупность установленных приемов, целей, технологий, способов [11].
В целом терминологический анализ позволил выделить наиболее характерные признаки экономической политики, на которые указывают авторы:
- наличие четко сформулированных целей;
- направленность на управление ресурсами хозяйствующего субъекта;
- вовлечение различных сфер управления хозяйством (экономики) предприятия.
На взгляд авторов, этих признаков недостаточно, чтобы углубиться в предмет исследования -формирование экономической политики. Поэтому
предлагается ввести еще один признак - наличие альтернативных методов управления, научно обоснованный выбор которых обеспечит наиболее рациональное достижение целей [8].
В соответствии с изложенным авторы под экономической политикой понимают обоснованно выбранную линию поведения, обеспечивающую реализацию целей развития предприятия в условиях нестабильной экономики. В данном определении внимание акцентируется на наличии альтернатив в поведении предприятия, научно обоснованный выбор которых необходимо делать по целевым критериям. Если выбор отсутствует, то о политике не может идти речи в принципе.
Следует также обратить внимание на то, что в научной литературе зачастую экономическая политика предприятий отождествляется с экономической стратегией. Авторы придерживаются иной точки зрения, согласно которой «политика определяет направления и методы деятельности предприятия, его стиль и поведение, в то время как стратегия - это искусство руководства предприятием, общий план поведения фирмы» [5]. Как пишет И. А. Бланк [1], экономическая стратегия фирмы реализуется с помощью экономической политики. Таким образом, представляется целесообразным экономическую политику считать инструментом реализации стратегии.
Сложность выбора экономической политики во многом обусловлена ее неоднородным составом и влиянием на различные сферы деятельности предприятия. В предложенной классификации (табл. 1) показаны элементы, объединенные в направления экономической политики, которые, в свою очередь, могут быть неоднородными и однородными.
Таблица 1 Состав экономической политики
По некоторым элементам экономической политики, в частности дивидендной, политики финансирования и управления оборотным капиталом принято выде -лять три типа политики: консервативную, умеренную и агрессивную. Авторы предлагают распространить такую типизацию и на другие элементы, а также ввести смешанный тип, где это уместно. В результате разные типы политик по каждому элементу создают многомерную структуру экономической политики в целом, состоящую из множества сочетаний.
Выбор наиболее приемлемого сочетания, учитывающего не только внутренние особенности предприятия, но и влияния внешней среды, является сложной задачей. Для ее решения предлагается использовать целевой либо системный подходы, а также сетевую модель. На взгляд авторов, эти подходы не в полной мере учитывают все особенности экономической политики.
Авторы предлагают использовать матричную модель, так как, на их взгляд, только она в полной мере позволяет реализовать альтернативный характер экономической политики.
Использование матричной модели требует определить степень и характер влияния различных факторов на формирование экономической политики, а также математически описать взаимосвязи между различными экономическими процессами. Другими словами, прежде чем использовать матричную модель, необходимо разработать четкую последовательность действий, соблюсти относительное постоянство в использовании приемов и методов поэтапного формирования экономической политики (рис. 1).
Первый этап является определяющим, потому что необходимо иметь четкое представление о входящих в нее элементах, их свойствах и особенностях.
На втором этапе выявляются факторы, влияющие на выбор экономической политики предприятия, учитываются характер, а также степень их влияния. На этом же этапе необходимо учесть отраслевые особенности предприятия и определить, какой тип (агрессивный, консервативный, умеренный или смешанный) экономической политики ему доступен.
На третьем этапе создается математическая модель, отражающая экономические процессы, протекающие на предприятии. С ее помощью прогнозируются значения показателей (прибыль, рентабельность, ликвидность и др.), которые достигаются при различных сочетаниях элементов и направлений, составляющих экономическую политику в целом.
Направления Элементы
Неоднородные Финансовая политика Дивидендная политика. Инвестиционная политика. Налоговая политика. Учетная политика. Амортизационная политика. Политика финансирования. Политика управления оборотным капиталом
Маркетинговая политика Товарная политика. Ценовая политика. Политика сбыта. Коммуникативная политика
Однородные Кадровая политика
1. Определение контуров экономической политики предприятия на основе принятой стратегии
2. Анализ факторов, влияющих на формирование экономической политики
Рис. 1. Этапы
формирования
экономической
политики
предприятия
3. Разработка математической модели экономических процессов
4. Разработка матричной модели экономической политики
5. Обоснование выбора экономической политики
6. Документальное оформление экономической политики
На четвертом этапе разрабатывается матрица экономической политики, в которой в графическом виде представлено соотношение двух массивов: множество возможных сочетаний типов политики каждого элемента и соответствующие каждому из них значения показателей.
На пятом этапе проводятся выбор экономической политики и, как результат, подготовка и создание документа, в котором зафиксированы типы политики каждого элемента, а также экономической политики предприятия в целом.
Рассмотрим содержание каждого этапа более подробно.
Первый этап включает решение трех последовательных задач (рис. 2).
Решение первой задачи направлено на определение состава экономической политики. Рассматривая ее как
единую систему, необходимо учитывать сложный и неоднородный состав. Это выражается в выделении отдельных направлений, входящих в экономическую политику, а также элементов, образующих эти направления. Подробное исследование структуры экономической политики позволяет учитывать свойства входящих в нее направлений и их элементов, а также особенности их влияния на функционирование предприятия.
В ходе решения второй задачи определяются возможные типы политики каждого элемента, входящего в соответствующие направления экономической политики. Они различаются значениями показателей. Другими словами, каждый элемент экономической политики характеризуется определенным показателем, который может иметь различную величину в разные временные периоды. Изменение показателя может свидетельствовать, что фирма меняет тип
1. Определение контуров экономической политики предприятия
1.1. Идентификация состава экономической политики
Рис. 2. Последовательность первого этапа формирования экономической политики предприятия
политики. Например, если предприятие существенно уменьшило долю заемных средств в структуре капитала, значит оно стало проводить более консервативную политику финансирования.
Выбор состава показателей, различные значения которых соответствуют различным типам
элементы эконом
политик отдельных элементов и направлений экономической политики, осуществляется при решении третьей задачи.
В качестве примера в табл. 2 представлены возможные типы политик некоторых элементов и соответствующие им варьирующиеся показатели.
Таблица 2
ческой политики
элемент экономической политики Варьирующий показатель Возможные типы политики предельные границы показателей*
Финансовая политика
Дивидендная политика Доля дивидендных выплат в объеме чистой прибыли Консервативный Менее 25 %
Умеренный От 25 до 50 %
Агрессивный 50 %о и более
Инвестиционная политика Доля чистой прибыли, направляемая на реинвестирование Консервативный Менее 35 %
Умеренный От 35 до 65 %
Агрессивный 65 % и более
Политика финансирования Доля собственного капитала в структуре пассива бухгалтерского баланса Консервативный 65 % и более
Умеренный От 35 % до 65 %
Агрессивный 35 % и более
Политика управления оборотным капиталом Соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств Консервативный 1,5 и более
Умеренный От 1,0 до 1,5
Агрессивный 1,0 и менее
Амортизационная политика Соотношение амортизационных отчислений и первоначальной стоимости амортизируемого имущества кш Умеренный Аам = 1 / срок эксплуатации = Нам (норма)
Агрессивный к > Н ам ам
Консервативный к < Н ам ам
Смешанный Различные значения к для разных объектов амортизации
Учетная политика Коэффициент денежного потока (отношение денежного потока от операционной деятельности к текущим обязательствам) Консервативный 2,0 и более
Умеренный От 1,0 до 2,0
Агрессивный 1,0 и менее
Налоговая политика Доля налоговых изъятий в величине прибыли до налогообложения Консервативный 20 % и более
Агрессивный Менее 20 %
Кадровая политика
Удельный вес затрат на оплату труда, повышение квалификации сотрудников, а также социальных выплат в себестоимости продукции Консервативный Менее 10 %
Умеренный От 10 до 20 %
Агрессивный 20 % и более
Маркетинговая политика
Товарная политика Количество ассортиментных групп Консервативный Ограниченный ряд
Агрессивный Полный параметрический ряд ассортимента продукции
Ценовая политика Цены на товары Консервативный Цены выше, чем у конкурентов
Умеренный Цены на уровне конкурентов
Агрессивный Цены ниже, чем у конкурентов
Смешанный Цены на товар дифференцируются
Политика сбыта Количество каналов сбыта Консервативный Одноканальная система сбыта
Агрессивный Многоканальная система сбыта
Смешанный Сочетает элементы одноканальной и многоканальной систем сбыта
Коммуникативная политика Доля чистой прибыли, которую предприятие может направить на мероприятия по продвижению товара Консервативный Менее 10 %
Умеренный От 10 до 20 %
Агрессивный 20 % и более
' Определены в соответствии с нормативными документами и на основе рекомендаций исследователей [6, 7, 10, 12].
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения ^ 31
Второй этап посвящен анализу влияния внешних и внутренних факторов на формирование экономической политики (рис. 3).
Сначала необходимо выявить эти факторы, сделав акцент на отраслевых особенностях исследуемого предприятия. Многогранность экономической политики, разнообразие ее элементов, а также влияние множества факторов требуют некоторых ограничений. В частности, можно не учитывать влияние тех аспектов, которые оказывают незначительное воздействие на объект исследования -эффективную экономическую политику. Поэтому факторы требуют ранжирования по степени их значимости. Инструментом тут может выступать метод экспертной оценки.
Факторы со значительной степенью воздействия на разработку экономической политики имеет смысл объединить в три группы:
1) определяющие возможность выбирать альтернативные варианты поведения (требования законодательства, состояние рынков сбыта и др.);
2) влияющие на экономические показатели деятельности предприятия (денежно-кредитная политика государства и др.);
3) оказывающие прямое влияние на формирование экономической политики предприятия (цели бизнеса, расположенность менеджмента к риску и др.).
На основании оценки выявленных факторов определяются альтернативные линии поведения в области экономики, которые может проводить предприятие. При этом учитываются возможности использования различных методов учета, режимов налогообложения, методов амортизации, возможности привлечения заемных средств, выхода на новые рынки сбыта, отраслевые особенности предприятия и пр. В результате устанавливается, какие
2. Анализ и оценка влияния факторов на формирование экономической политики
ф
Г------------------
2.1 Идентификация факторов
2.2 Оценка факторов
2.3 Определение возможности выбора различныхтипов политики отдельных элементов, формирующих направления экономической политики
2.4 Определение степени влияния факторов на показатели математической модели экономических процессов
2.5 Формирование совокупности целей
-i-
2.6 Формирование состава показателей
*
2.1 Определение целевых критериев для выбора экономической политики
_______________________________J
Рис. 3. Последовательность второго этапа формирования экономической политики предприятия
типы политики каждого элемента предприятие может проводить, что непосредственно влияет на алгоритм расчетов математической модели экономических процессов предприятия (т. е. на третий этап формирования экономической политики).
Следующая задача второго этапа - определить степень влияния выявленных факторов на экономические показатели. Например, определяется стоимость заемных средств (с учетом денежно-кредитной политики государства, кредитной политики предприятий-партнеров, состояния банковской системы), рассчитываются затраты, связанные с расширением рынка сбыта (на основе влияния факторов состояния рыночной инфраструктуры, уровня конкуренции) и др. Полученные данные используются при обосновании типа политики.
Выявленные факторы позволяют уточнить цели, на достижение которых направлена деятельность предприятия. Конечно, они должны быть верифицируемыми. А самый легкий путь для достижения верификации - представить цели в количественном выражении. Для этого руководство предприятия должно определить состав показателей, которые будут использоваться в качестве критериев при формировании экономической политики.
Завершается второй этап определением желаемых для предприятия значений выбранных критериев, являющихся целевыми показателями. Тот или иной вариант сочетания типов политики принимается при условии, что прогнозные значения критериев будут соответствовать целевым.
На третьем этапе создается математическая модель экономических процессов предприятия. В процессе моделирования решаются четыре задачи (рис. 4).
Первая задача заключается в расчете прогнозной величины валюты бухгалтерского баланса. На нее оказывают влияние типы дивидендной политики и политики финансирования предприятия.
Для определения прогнозной величины собственного капитала к текущей величине собственного капитала прибавляется прогнозный объем реинвестируемой прибыли (чистая прибыль за минусом дивидендных выплат). На основе прогнозной величины собственного капитала и доли собственного капитала в структуре пассива (которая зависит от выбранного типа политики финансирования) определяется величина заемного капитала. Прогнозная величина валюты баланса получается после сложения прогнозных значений собственного и заемного капиталов.
Затем прогнозируются основные статьи актива и пассива баланса с учетом различных типов инвестиционной политики и политики управления оборотным капиталом. Для этого активы баланса дифференцируются на две составляющие - оборотные и внеоборотные активы, а заемные средства -на долгосрочные и краткосрочные. Разница между величиной валюты баланса в базовом периоде и прогнозной величиной распределяется между текущими и фиксированными активами в зависимости от выбранного типа инвестиционной политики.
3. Разработка математической модели экономических процессов на предприятии
I
4
3.3 Модель промежуточного прогноза экономических показателей
г
3.4 Модель итогового прогноза экономических показателей
Рис. 4. Последовательность третьего этапа формирования экономической политики предприятия
Величина краткосрочного заемного капитала определяется на основе коэффициента отношения текущих пассивов к текущим активам (зависит от выбранного типа политики управления оборотным капиталом). Долгосрочный заемный капитал получаем вычитанием краткосрочных заемных средств из суммарной величины заемного капитала.
В ходе решения третьей задачи составляется предварительный прогноз финансовых результатов. При этом определяется влияние выбора маркетинговой и кадровой политик на результативные экономические показатели.
Для решения этой задачи прогнозируются показатели выручки, себестоимости, коммерческих расходов, прочих доходов и расходов на основе их значений в базовом периоде и прогнозных изменений с учетом выбранных типов при выбранных же типах маркетинговой и кадровой политик. Таким образом находим прогнозную величину прибыли до налогообложения. Далее вычитаем прогнозную величину налога на прибыль. Результатом расчетов данного этапа является промежуточная величина чистой прибыли предприятия, используемая при решении четвертой задачи.
Завершается третий этап расчетом окончательных прогнозных экономических показателей, на величину которых оказывают влияние выбранные типы амортизационной, учетной и налоговой политик.
Следует отметить, что математическая модель учитывает результаты решения задач второго этапа (влияние факторов на состав экономической политики, степень их влияния на различные экономические показатели, а также итоговый состав критериальных показателей).
На рис. 5 показана последовательность разработки матричной модели формирования экономической политики.
Сначала необходимо рассчитать прогнозные значения показателей на основе математической модели, созданной на третьем этапе.
Затем для выбора сочетания типов политики разных элементов и направлений формируется матричная модель, которая позволяет наглядно показать множество возможных вариантов экономической политики. Каждый вариант представляет собой сочетание типов политики разных элементов, объединенных в соответствующие направления. Каждое такое сочетание характеризуется числовыми значениями варьирующих показателей, сформированных на первом этапе. Подставляя эти значения в математическую модель, можно рассчитать показатели, выбранные в качестве целевых критериев на втором этапе. Таким образом, каждый вариант экономической политики характеризуется рассчитанными варьирующими показателями и соответствующими целевыми критериями.
На основе предложенной авторами методики формирования экономической политики была разработана трехмерная матричная модель и даны рекомендации по определению одного из направлений экономической политики, а именно финансовой политики. В качестве объекта исследования было выбрано ОАО «Сибирьтелеком», которое с 1 апреля 2011 г. вошло в ОАО «Ростелеком» в качестве мак-рорегионального филиала «Сибирь» [14].
В результате анализа деятельности общества и проведенных расчетов (всего 324 варианта сочетания типов политики по каждому элементу, формирующему финансовую политику) сделан вывод о том, что акционерному обществу «Сибирьтелеком» следует выбрать смешанный тип финансовой политики, и в частности:
- умеренный тип управления оборотным капиталом вместо агрессивного. Это позволит снизить риск потери платежеспособности;
-
4. Разработка матричной модели экономической политики
4.1 Расчет значений экономических показателей | _ ^
4.2 Формирование матричной модели ■ I___________________________________I
Рис. 5. Последовательность четвертого этапа формирования экономической политики предприятия
- агрессивный тип политики финансирования, изменив структуру заемного капитала и увеличив долю долгосрочных обязательств;
- агрессивный тип вместо консервативного в амортизационной политике и умеренный тип вместо консервативного в учетной. Это позволит обществу увеличить приток денежных средств и легально снизить сумму налога на прибыль;
- умеренный тип дивидендной политики, поскольку на протяжении последних пяти лет компания стабильно выплачивала дивиденды;
- выбор типа инвестиционной политики будет зависеть от доходности инвестиционных проектов и связанных с ними рисков. Так, приняв решение о реализации высокодоходных программ, общество проводит агрессивную политику, и наоборот.
Последний этап формирования экономической политики заключается в ее документальном оформлении, сопровождаемом изданием соответствующего приказа и инструкций, регламентирующих деятельность заинтересованных служб.
В случае изменения условий функционирования предприятия (законодательных, рыночных, внутрипроизводственных и др.) может возникнуть необходимость скорректировать экономическую политику. Тогда исходной точкой ее формирования будет второй этап методики.
Предложенный способ формирования экономической политики позволит, на взгляд авторов, учитывать все возможные варианты поведения в области экономики, что необходимо для функционирования любого предприятия в современных рыночных условиях.
Список литературы
1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. Серия «Библиотека финансового менеджера». Вып. 9. К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. 720 с.
2. Герчиков И. Н. Менеджмент: учебник для
вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 511 с.
3. Глушков И. Е. Управленческий учет на современном предприятии. Настольное компактное пособие по управленческому учету. М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. 160 с.
4. Зайцев Л. Н. Краткий словарь экономиста. 4-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 224 с.
5. Золотарев В. Г. Экономика: энциклопедический словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2003. 720 с.
6. КибановА. Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 447 с.
7. Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. 768 с.
8. Кузнецова В. А., Семенов С. С. Сущность и направления экономической политики предприятий // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. Выпуск 3 (29). Красноярск: РИО Сиб. гос. аэрокосм. ун-та. 2010. 224 с.
9. Макаров А. С. Финансовая политика организации, ее виды, инструменты формирования и реализация // Финансы и кредит. 2008. № 10.
10. Ноздрева Р. Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И., Гречков В. Ю. Менеджмент: учебник. М.: Юристъ, 2000. 568 с.
11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: пер. с нем. / Общ. ред. Л. И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. М.: Прогресс, 1995. 496 с.
12. Слепов В. А., Громова Е. И., Кери И. Т. Финансовая политика компании: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2008. 283 с.
13. Шапиро Д. В. и др. Управление проектами: учебник для вузов. СПб: «Два ТрИ», 1996.
14. Электронный каталог бухгалтерской отчетности по российским стандартам ОАО «Сибирьте-леком» URL: http://www2.sibirtelecom. ru/sbt_rsbu.
6-9 января 2012 г. в гостиничном комплексе «Измайлово» (г. Москва) состоится
международная олимпиада для студентов и школьников Эрудиты"" России и зарубежных стран
«Эрудиты Планеты - 2012»
Планеты
Дополнительная информация по телефонам: (495) 979-96-19, 979-93-90, 8-901-524-03-50 (53), а также e-mail: [email protected] либо [email protected]. www.erudites.ru