Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 33-38. УДК 159.9: 15.21
DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.33-38
Т. В. Пфау, С. В. Небыкова, Е. В. Ганцева
МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАСТО БОЛЕЮЩЕМУ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель исследования: изучение особенностей материнского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста. Методы исследования: Тест-опросник родительского отношения - ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Анализ семейного воспитания» - АСВ (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис). Результаты исследования показали, что материнское отношение имеет свою специфику в семьях с часто болеющими детьми и проявляется в ряде особенностей. Так, матери часто болеющих детей дошкольного возраста не стараются адекватно воспринимать ребенка, вместо этого они проецируют на ребенка те свои качества, которые сами у себя считают неприемлемыми. У матери проявляется по отношению к ребенку гипопротекция, то есть эмоциональное отвержение ребенка, отсутствие теплоты и внимания. На уровне тенденции выявлена склонность матерей к установлению симбиотических отношений с часто болеющими детьми дошкольного возраста. Большое практическое значение представленных результатов исследования заключается в получении новых данных, важных для оказания психологической помощи как ребенку, так и матери часто болеющего ребенка с целью коррекции ее материнского отношения.
Ключевые слова: синдром часто болеющего ребенка; стиль семейного воспитания; материнское отношение; ребенок дошкольного возраста; проекция; симбиоз; эмоциональное отвержение; гипопротекция.
T. V. Pfau, S. V. Nebykova, E. V. Ganceva
MATERNAL ATTITUDE TO A FREQUENTLY ILL CHILD OF PRESCHOOL AGE
Objective: to study the characteristics of the maternal attitude to the often ill child of preschool age. Research methods: Test-questionnaire of parental relationship - ORO (A. Ya. Varga, V. V. Stolin), Analysis of family education - DIA (E. G. Eidemiller and V. V. Yustitskis). The results showed that the maternal attitude has its own specificity in families with often sick children and is manifested in the following features of the maternal attitude to sick children. Mothers who are often ill children often project the same qualities that they themselves consider unacceptable. Mother can manifest hypoprotection in relation to the child, that is, the emotional rejection of the child, the superficial interest in his affairs. At the level of the trend, the tendency of mothers to establish symbiotic relationships with often ill preschool children was revealed. The great practical significance of the study lies in highlighting the direction of the provision of psychological assistance to both the child and, above all, the mother of the often ill child in order to correct her maternal attitude.
Keywords: often sick child's syndrome; family education style; maternal attitude; preschool child; projection; symbiosis; emotional rejection; hypoprotection.
Введение. Исследования, посвященные изучению здоровья населения России, показывают, что число абсолютно здоровых детей, к большому сожалению, имеет тенденцию к снижению [1]. Сложная социально-экономическая и экологическая обстановка на данном этапе развития общества еще больше усугубляют данную проблему [2]. Часто болеющие дети (ЧБД) составляют достаточно большую группу, представители которой ну-
© Пфау Т. В., Небыкова С. В., Ганцева Е. В., 2020
ждаются в постоянной поддержке специалистов помогающих профессий. В то же время уже доказана низкая эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, а исследования функционального состояния организма часто болеющих детей показывают, что выявленные отклонения от нормы в большинстве случаев обусловлены высоким эмоциональным напряжением и психологическими нагрузками детей [3].
Очевидно, что прежде всего требуется психологическая помощь семьям с такими детьми. И чтобы она была эффективна, желательны предварительные исследования в этом направлении. Однако научно-практических исследований проводится явно недостаточно, и корректирующее воздействие, способствующее гармонизации отношений в семьях, имеющих часто болеющих детей, проводится в недостаточном объеме.
Диагноз «Часто болеющие дети» (ЧБД) в нашей стране является широко распространенным, в эту группу обычно попадают дети раннего и дошкольного возраста [4]. Проведенные исследования детско-родительских отношений в семьях с часто болеющими детьми выявили интересные особенности в психологической структуре семьи. Здесь доминирующее положение чаще всего занимает мама, ребенок от нее полностью зависим, а отец занимает отгороженную позицию [5]. Психологические особенности часто болеющих детей в своих работах описывали А. А. Михеева, С. П. Кокорева, Л. М. Коноплина, Л. М. Иду-нина, А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Т. М. Коценко, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и многие другие. Исследователи выявили индивидуальные отличия часто болеющих детей, к которым относятся такие психологические особенности, как выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения других (прежде всего от мнения матери). Это дети, которые очень удобны для своих родителей, они практически ничего для себя не требуют, не настаивают на своих желаниях, не стремятся к удовлетворению своих потребностей и очень сильно привязаны к матери. Плохое самочувствие, длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, депрессивным и регрессивным реакциям. Большое количество исследователей подтверждают, что материнское отношение к ребенку, ее стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывают решающее влияние на развитие часто болеющего ребенка дошкольного возраста [6-8].
Методы исследования и экспериментальный план. Целью исследования стало изучение особенностей материнского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста. Методологической основой послужили положения Э. Эйдмиллера и В. Юстицкиса, которые в структуре детско-
родительских отношений выделяют качественные характеристики, включающие в себя степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку, неустойчивость стиля воспитания [9], а также концепция А. Я. Варги о типах и структуре родительских отношений, в которой под родительским отношением подразумевается целостная система чувств родителя к ребенку, то есть особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческие стереотипы, практикуемые родителем в общении с ребенком [10]. Мы предположили, что «уход в болезнь» у ребенка, скорее всего, будет следствием недостатка любви и внимания, что и проявится в особенностях материнского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста. Основные задачи исследования были поставлены следующие: выявление особенностей материнского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста; выявление особенностей материнского отношения к детям дошкольного возраста с нормой по здоровью; сравнение характеристик материнского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста с отношением к детям с нормой по здоровью.
Исследование проводилось в 2018-2019 гг. в городах Абакан, Черногорск. В исследовании приняли участие 80 матерей в возрасте от 20 до 41 года. Все женщины замужем. Мы использовали стратегию рандомизации или случайного отбора, и таким образом было отобрано 60 женщин, которых мы разделили на 2 группы по 30 человек в каждой - экспериментальная группа - матери, чьи дети имеют синдром ЧБД, то есть болеют ОРЗ 4 и более раз в год, контрольная группа - матери, чьи дети не имеют отклонений по здоровью. Средний возраст матерей в обеих группах составил 28,8 лет. Средний возраст детей в обеих группах составил 4,1 лет.
Мы использовали следующие методы: Тест-опросник родительского отношения -ОРО (Варга А. Я., Столин В. В.) [11], Анализ семейного воспитания - АСВ (Э. Г. Эйдемил-лер и В. В. Юстицкис) [12]. Методы математической статистики: IBM SPSS Statistics 22.0 -¿/-критерий Манна-Уитни [13].
Результаты исследования показали, что появлению синдрома часто болеющего ребенка, скорее всего, способствуют определенные особенности материнского отноше-
ния, а именно несколько меньшее его принятие по сравнению с материнским отношением к здоровому ребенку аналогичного возраста (средние значения 8,8 и 9,3 соответственно), меньшая заинтересованность в его делах (4,4 и 4,8 соответственно) и больший контроль за поведением ребенка (3,6 и 3,4 соответственно). Эти различия не являются статистически значимыми, поэтому мы можем говорить
только о выявленных противоречиях в материнском отношении к часто болеющему ребенку. На уровне тенденции нами была зафиксирована склонность матерей к установлению симбиотических отношений с часто болеющим ребенком дошкольного возраста (и = 338; р < 0,075). Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Профили материнского отношения к дошкольникам с разным состоянием здоровья (средние значения, баллы)
Выявленная тенденция к установлению симбиотических отношений с ребенком доказывает выдвинутую нами гипотезу и показывает, что материнское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста относится к одной из форм искаженного родительского отношения, при котором мать старается предотвратить все формы проявления самостоятельности ребенка. В настоящее время симбиоз рассматривается даже как одна из форм психологического насилия в семье [14]. Психологически привязанный к матери
ребенок, находящийся в пассивной зависимости от нее, скорее всего, может использовать «уход в болезнь» с целью привлечения внимания и поиска поддержки матери.
Также были изучены особенности материнского воспитания, и результаты исследования показали, что синдром часто болеющего ребенка достаточно отчетливо проявляется в особом материнском отношении, что подтвердил проведенный анализ и статистическая обработка результатов исследования (см. таблицу 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика среднегрупповых показателей материнского воспитания детей дошкольного возраста
№ Показатели Матери часто болеющих детей Матери детей с нормой по здоровью Значение U Уровень стат. значимости
1 Гиперпротекция 5,4 4,8 382,5 0,313
2 Гипопротекция 2,8 1,8 246,0 0,002
3 Потворствование 4,2 3,9 399,0 0,442
4 Игнорирование потребностей 1,0 0,8 447,0 0,962
5 Чрезмерность требований-обязанностей 1,8 1,5 421,0 0,650
6 Недостаточность требований-обязанностей 2,4 2,1 383,0 0,312
7 Чрезмерность требований-запретов 1,9 1,9 434,5 0,813
8 Недостаточность требований-запретов 2,3 2,4 418,5 0,628
9 Чрезмерность санкций 1,6 1,4 415,5 0,598
10 Минимальность санкций 3,1 3,3 424,0 0,692
11 Неустойчивость стиля воспитания 2,1 2,0 432,5 0,790
12 Расширение сферы родительских чувств 2,8 2,7 446,0 0,952
13 Предпочтение детских качеств 1,7 1,5 411,5 0,553
14 Воспитательная неуверенность 2,6 2,5 448,5 0,982
15 Фобия утраты ребенка 1,6 1,4 397,5 0,402
16 Неразвитость родительских чувств 1,7 1,8 374,5 0,250
17 Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 2,4 1,3 245,5 0,002
18 Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 0,4 0,6 411,0 0,499
19 Предпочтение мужских качеств 1,0 1,0 424,5 0,690
20 Предпочтение женских качеств 2,0 2,6 371,0 0,234
Матери часто болеющих детей часто проецируют на ребенка те свои качества, которые они сами считают неприемлемыми, но не осознают этого и стараются исправить своего сына или дочь (р = 0,002). Можно предположить, что такое отношение к ребенку показывает наличие внутренних проблем у матерей часто болеющих детей дошкольного возраста.
И еще один очень важный показатель материнского отношения к часто болеющему ребенку попал в зону статистически значимых различий. Это гипопротекция, проявляющаяся в невнимательном, формальном, отношении к ребенку и даже эмоциональном его отвержении (р = 0,002). Это поведение не так просто обнаружить, оно является скрытым и часто при посторонних людях может демонстрироваться прямо противоположное отношение. Соответственно, можно предположить, что у подрастающего человека появляется много нереализованных эмоциональных потребностей: в защите, в заботе, во внимании и эмпа-тии, в похвале и, самое главное, в безоценочном принятии и поддержке. То есть по сути результаты исследования показывают, что часто болеющий ребенок просто не получает в полной мере материнской любви.
Обсуждение результатов исследования. Наше исследование продолжило серию ис-
следований материнского отношения к часто болеющему ребенку и позволило получить новые данные, которые имеют большое практическое значение и показывают, в каком направлении следует развивать оказание психологической помощи семьям, имеющим часто болеющих детей дошкольного возраста. Эта помощь должна предполагать прежде всего корректирующее воздействие на отношение матери к своему ребенку. Тенденция к установлению симбиотических отношений приводит к развитию пассивной зависимости ребенка от матери. При этом мать часто болеющего ребенка не старается адекватно воспринимать ребенка и понять его истинный характер, а проецирует на ребенка свои собственные негативные качества и именно их стремится в ребенке исправлять. И, наконец, гипопротекция как еще одна выявленная нами особенность материнского отношения показывает наличие эмоционального отвержения матерью своего часто болеющего ребенка. Все это матерями, возможно, не очень хорошо осознается. Тем более, перед незнакомыми людьми демонстрируется прямо противоположное поведение.
Заключение. Мы видим, что синдром часто болеющего ребенка связан с непоследовательным и противоречивым стилем воспи-
тания. И материнское отношение, скорее всего, служит причиной возникновения данного синдрома у детей дошкольного возраста, для которых мама является центром вселенной и они готовы даже часто болеть, лишь бы она была рядом, что полностью доказывает выдвинутую нами гипотезу исследования. Исследования в этом направлении будут нами продолжены, в частности предполагается исследование личностных особенностей матери, имеющей часто болеющего ребенка дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Часто болеющие дети / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев и др. Н. Новгород : НГМА, 2003. - 180 с.
2. Волкова О. В. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Медицинская психология в России : электронный научный журнал. - 2010. - № 2. - URL: http// medpsy.ru (дата обращения: 02.02.2020).
3. Фархутдинова Л. В. Психолого-педагогическая коррекция функционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста, относящихся к группе часто болеющих // Вестник ВЭГУ. - 2010. -№ 1 (45). - С. 81-86.
4. Самсыгина Г. А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии // Журнал им. Г. Н. Сперанского «Педиатрия». - 2010 - Т. 89. - № 2. - С. 137-145.
5. Забабурина О. С., Степина Н. В. К вопросу о психолого-педагогической коррекции тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации : материалы научно-практической конференции. - 2018. Изд-во Орловского гос. ун-та. - С. 64-68.
6. Михеева А. А. Психические особенности часто болеющих детей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 19.
Информация о статье Дата поступления 3 марта 2020 Дата принятия в печать 30 июня 2020
Сведения об авторах
Пфау Татьяна Вильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социальной работы Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия). E-mail: mpsi.khsu@gmail.com.
7. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. - 2010. - № 2.
8. Савельев Б. А. Особенности психического развития у часто болеющих детей // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности / под ред. Л. В. Кашицыной. - Саратов, 2017. -С.110-113.
9. Эйдмиллер Э., Юстицкис В. Пихология и психотерапия семьи. 4-е изд. - Изд-во Питер, 2009. -672 с.
10. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. - Изд-во Когито-Центр, 2017. - 270 с.
11. Эйдемиллер Э. Г. Методы диагностики и психотерапии: метод. пособие. - М. : Фоли-ум, 1996. - С. 48.
12. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002. -С. 349.
13. Сорокин В. М., Диденко Е. Я. Общая характеристика стилей семейного воспитания детей с дефицитарным типом развития в зависимости от пола родителей // Вестник СПбГУ. - 2012. - Сер. 12, Вып 1. - С. 50-62.
14. Гинотт Х. Родитель - ребенок: мир отношений. - Изд-во : Эксмо-Пресс, 2012.
15. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь. - Минск, 2006. - 362 с.
16. Малкина-Пых И. Г. Виктимология // Психология поведения жертвы. - М. : Эксмо, 2010. -864 с. - URL: https://psychosearch.ru/ teoriya/vospitanie/351-dvulikaya-mat-ot-bezu slovnoj-lyubvi-do-simbioza-s-rebenkom (дата обращения: 02.02.2020).
17. Небыкова С. В., Пфау Т. В., Ганцева Е. В. Особенности материнского воспитания часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 57 (9). - С. 22-25.
Article info
Received March 3, 2020 Accepted June 30, 2020
About the authors
Pfau Tatyana Vilyevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Social Work, Khakass state University named after N. F. Katanov (Abakan, Russia). E-mail: mpsi.khsu@gmail.com.
Небыкова Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социальной работы Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия). E-mail: mpsi.khsu@gmail.com.
Ганцева Екатерина Владимировна - студент Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, (Абакан, Россия). E-mail: katerinaganceva@mail.ru.
Для цитирования
Пфау Т. В., Небыкова С.В., Ганцева Е. В. Материнское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 33-38. DOI: 10.24147/24106364.2020.3.33-38.
Nebykova Svetlana Vladimirovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Social Work, Khakass state University named after N. F. Katanov (Abakan, Russia). E-mail: mpsi.khsu@gmail.com.
Ganceva Ekaterina Vladimirovna - Student of the Medical Psychological and Social Institute, Khakass state University named after N. F. Katanov (Abakan, Russia). E-mail: katerinaganceva@mail .ru.
For citations
Pfau T. V., Nebykova S. V., Ganceva E. V. Maternal Attitude to a Frequently Ill Child of Preschool Age. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 3, pp. 33-38. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.33-38. (in Russian).