Научная статья на тему 'Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ века'

Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
834
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORICAL SOURCE / SCHOOL CENSUS / STATISTICS / PRIMARY SCHOOLS / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова Алевтина Николаевна

В статье проанализированы итоги Однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 г., включавшей все учебные округа России. По своему масштабу перепись была всеохватывающей. Она отражала положение одноклассных и двухклассных народных училищ, количественный и качественный состав учащихся и обучающих. Школьная перепись 1911 г. раскрывает состояние школьного образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ в. Результаты переписи подтверждают рост сети школ, численности учащихся и профессиональной подготовленности учителей. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что при имеющихся положительных сдвигах большинство «инородческих» детей в рассматриваемый период оставалось вне школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIALS OF SCHOOL CENSUS OF 1911 AS A SOURCE FOR STUDYING EDUCATION status OF NON-RUSSIAN POPULATION OF EASTERN RUSSIA IN THE EARLY ХХ CENTURY

The article analyzes the results of a one-day school census of January 18, 1911, including all the school districts of Russia. By its scale the census was comprehensive. It reflected the position of one-class and two-class public schools, quantitative and qualitative composition of pupils and teachers. The school census of 1911 reveals the status of school education of non-Russian population of Eastern Russia in the early XX century. The results of the census confirmed the growth of school nets, the number of pupils and professional skills of teachers. The analysis of statistical data allows to conclude that despite existing positive shifts the majority of nonRussian children in the examined period remained out of school.

Текст научной работы на тему «Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ века»

УДК 371 (093)(47+57) ББК Ч403(2)53ю11

А.Н. ПАВЛОВА

МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОЙ ПЕРЕПИСИ 1911 ГОДА КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРУССКИХ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: исторический источник, школьная перепись, статистические данные, начальные школы, школьное образование.

В статье проанализированы итоги Однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 г., включавшей все учебные округа России. По своему масштабу перепись была всеохватывающей. Она отражала положение одноклассных и двухклассных народных училищ, количественный и качественный состав учащихся и обучающих. Школьная перепись 1911 г. раскрывает состояние школьного образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ в. Результаты переписи подтверждают рост сети школ, численности учащихся и профессиональной подготовленности учителей. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что при имеющихся положительных сдвигах большинство «инородческих» детей в рассматриваемый период оставалось вне школы.

В начале ХХ в. Россия заметно отставала от других европейских стран по количеству школ на душу населения. Так, в России на 1000 жителей приходилось 39 учеников народных школ, в то время как в Германии - 157, Франции - 152, Великобритании - 147 учеников. На каждую народную школу в России приходилось 1399 жителей и 55 учащихся, в Германии эти показатели составили, соответственно, 1010 и 158, Франции - 451 и 68, Великобритании - 1368 и 201 [1].

По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г., грамотных в России было всего 21%. В 1900 г. численность начальных школ Министерства народного просвещения составляла 36 820 с числом учащихся 2592,6 тыс. За последующие 10 лет наблюдается динамика численности школ и учащихся. В 1910 г. насчитывалось 59 тыс. школ Министерства народного просвещения с 4541,7 тыс. учащихся [6. С. 308, 315, 316, 318]. Если темпы развития школьной сети росли в целом по России, то этот процесс хотя бы слабо затронул регионы, населенные нерусскими народами.

Школьные переписи были проведены в дореволюционной России 20 марта 1880 г., 1 января 1894 г. и 18 января 1911 г. Они представляли собой регистрацию данных о состоянии школьного дела, проводимую периодически по определенной программе в отдельных регионах и масштабах страны в целом. В них отражались вопросы учебно-воспитательной работы, численности и состава учащихся. Переписи проводились под руководством Центрального статистического комитета при Министерстве внутренних дел. В них принимали участие губернские статистические комитеты. Наряду с ними сбор и обработку статистических сведений проводили губернские и уездные земства. По форме организации сбора данных школьная перепись 1911 г. относится к специально организованному статистическому наблюдению, при котором проведено разовое детальное, всестороннее обследование объектов переписи. Требование к достоверности информации о них удовлетворяется методом непосредственного анкетного опроса.

Сбор статистических данных проводился специально подготовленными работниками - переписчиками, которые в ходе переписи заполняли заранее разработанные переписные формы на основании опроса респондентов, круг

которых был определен задачами данной конкретной переписи. Перепись 1911 г. коснулась только одноклассных и двухклассных начальных школ и не учитывала многоклассные народные училища.

Однодневная перепись начальных школ, проведенная 18 января 1911 г., охватила территории всех учебных округов. «Инородческие» школы, работавшие по системе Н.И. Ильминского с преподаванием на родном языке, были расположены на территории Казанского, Оренбургского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского учебных округов. Данные переписи, относящиеся к Казанскому учебному округу, включавшему Вятскую, Казанскую, Симбирскую, Самарскую, Саратовскую и Астраханскую губернии, были изданы в Санкт-Петербурге в 1913 г. [2]. Сведения по Оренбургскому учебному округу, в состав которого входили Пермская, Уфимская, Оренбургская губернии, Уральская и Тургайская области, были опубликованы в 1914 г. [3]. В 1916 г. вышли в свет выпуски, посвященные Западно-Сибирскому учебному округу, включавшему Тобольскую и Томскую губернии, Акмолинскую, Семипалатинскую и Семире-ченскую области, и Восточной Сибири [4]. В 1916 г. также опубликованы сводные итоги переписи [5].

По полученным в ходе переписи данным, в 1911 г. в Казанском учебном округе насчитывалось 222 двухклассные и 261 одноклассная школа Министерства народного просвещения; 89 двухклассных и 3959 одноклассных земских школ, всего 4 531 школа. Из общего числа министерских и земских школ выделялись 250 «инородческих» школ, действовавших по «Правилам о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., официально утвердившим систему просвещения, разработанную Н.И. Ильминским. Согласно данным переписи, в пределах округа действовала 141 «инородческая» школа, при этом значительная часть «инородческих» школ была включена в число министерских, земских, церковноприходских, миссионерских школ и школ грамоты, так как программа обучения в них не отличалась от русских школ, за исключением преподавания родного языка. Одноклассные церковноприходские школы уступали по численности только земским. Согласно переписи, в 1911 г. в Казанском учебном округе насчитывалось 3 581 одноклассная и 58 двухклассных церковноприходских школ, 474 школы грамоты, 166 «миссионерских» школ [2. С. 34].

В Оренбургском учебном округе действовало 635 «инородческих» школ, в том числе 611 сельских. Из них: 176 русско-казахских (166 школ, действовавших по особым положениям, девять двухклассных и одна одноклассная школа Министерства народного просвещения); 170 русско-башкирских (123 школы, действовавшие по особым положениям, 40 земских и шесть министерских одноклассных, одна двухклассная школа Министерства народного просвещения); 80 русско-марийских (71 школа работала по «Правилам о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. и «Правилам о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России» от 31 марта 1906 г., семь земских одноклассных и две двухклассные школы Министерства народного просвещения); 48 русско-чувашских (47 школ - по положению 1906 г. и одна одноклассная земская школа); 35 русско-татарских (34 школы, действовавшие по положениям 1870 г. и «Правилам о начальных народных училищах для инородцев» от 1 ноября 1907 г., две земские одноклассные); 28 русско-удмуртских (20 школ, работавших на основе правил 1870 г. и 1906 г., семь земских одноклассных и одна министерская двухклассная); 10 русско-мордовских (8 - по положению 1906 г., две земские одноклассные школы) [3. С. 24]. В Западно-Сибирском учебном округе и Восточной Сибири школы были представлены в незначительном количестве.

Перепись представляет данные о численности учащихся в сельских начальных школах по учебным округам и по национальностям в 1911 г. В Казанском учебном округе в школах Министерства народного просвещения обучалось: 16 383 чуваша, 13 712 удмуртов, 11 046 мордвинов, 7062 марийца, 3797 татар, 625 казахов и 112 башкир; в церковных школах: 18 050 чувашей, 7971 мордвин, 4937 удмуртов, 3040 марийцев, 2784 татарина, 31 казах [2. С. 94].

В Оренбургском учебном округе в 1911 г. начальные сельские школы Министерства народного просвещения посещали 9833 ученика татарской, 4153 - казахской, 2783 - марийской, 2195 - мордовской, 2003 - чувашской, 1415 - башкирской, 832 - удмуртской национальностей. В сельских начальных школах Ведомства православного исповедания обучалось 2299 чувашей, 1895 мордвинов, 1859 татар, 333 марийца, 66 удмуртов, 36 казахов, 12 башкир [3. С. 64-65].

По материалам переписи 1911 г., в сельских школах Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел Западно-Сибирского учебного округа состояло 1 064 учащихся из казахов, 301 - мордвы, 256 - татар, 53 - чувашей. В школах Ведомства православного исповедания в пределах данного округа числилось 265 учеников мордовской, 145 - татарской, 118 - чувашской, 110 - алтайской, 18 - казахской, пять - марийской национальностей. На территории Восточной Сибири в школах Министерства народного просвещения обучалось 317 татар, 81 мордвин, 29 чувашей; в школах Ведомства православного исповедания насчитывался 61 ученик татарской и 40 - мордовской национальностей [4. С. 46-47].

Всего обучающихся в 1911 г. в одноклассных и двухклассных школах указанных учебных округов, по национальностям: 38 935 чувашей, 23 794 мордвина, 19 547 удмурта, 19 052 татарина (обучающихся в светских школах), 13 223 марийца, 1927 казахов, 1539 башкир, 110 алтайцев.

По Казанскому учебному округу перепись 1911 г. показала, что процент «православных» учащихся значительно превосходил долю русских учеников. Это являлось показателем «духовного обрусения инородцев» и усвоения ими православия. Процент учащихся финно-угорской группы в целом превышал долю учеников, представленных тюркоязычными народами, из которых наибольшее количество учащихся приходилось на чувашей. Из общего количества учеников в школах Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел и Ведомства православного исповедания в Казанском учебном округе чуваши составляли 5,52%, мордва - 3,04%, удмурты - 2,98%, марийцы - 1,61%, татары - 1,37%, казахи - 0,11%, башкиры - 0,02% [2. С. 24].

В одноклассных и двухклассных школах Оренбургского учебного округа учащиеся-«инородцы» в 1911 г. составляли 37,69%. Наибольшая доля учащихся приходилась на татар (3,86%), затем шли казахи (1,38%), за ними -чуваши (1,29%), мордва (1,24%), башкиры (0,44%), удмурты (0,27%) [3. С. 19].

Анализ данных переписи позволяет сделать вывод о сословном составе учащихся школ в начале ХХ в. Обучающиеся в школах, в большинстве своем, были представлены выходцами из крестьянского сословия. В Казанском учебном округе доля учащихся-крестьян составляла в школах Министерства народного просвещения 90,15%, в школах Ведомства православного исповедания -94,49% [2. С. 21]. В Оренбургском учебном округе в данных типах школ выходцы из крестьянских семей составляли, соответственно, 89,15% и 85,99% [3. С. 26]. Среди учащихся школ Западно-Сибирского учебного округа численно преобладали представители крестьянского сословия. В школах Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел они составляли 73,23%, в школах Ведомства православного исповедания - 89,67% [4. С. 6].

По данным переписи 1911 г., доля учащихся, окончивших курс начальной школы в 1910 г., была равна в Казанском учебном округе 10% (к общему числу учащихся), причем самый высокий процент окончивших был в Симбирской губернии (14,7%), а самый низкий - в Саратовской (9,0%). Выбывшие до окончания курса составляли в «инородческих» школах - 20,1%; в среднем по округу - 20,2% [2. С. 10-11].

В Оренбургском учебном округе в 1910 г. до окончания курса выбыло 18,8% из общего числа учащихся, в то время как окончило курс 10,4%. Среди учащихся женского пола доля выбывших была равна 22,6, окончивших - 9,4%. Наиболее высокие показатели окончания школ были характерны для учащихся Уральской и Уфимской областей, а самые низкие - для Тургайской. Наименьший процент выбывших до окончания курса был в Оренбургской губернии, наибольший - в Уральской. Из основных типов школ самый высокий процент оканчивающих давали приходские и земские школы. Доля учащихся, прошедших курс в одноклассных школах, была выше, чем в двухклассных [3. С. 8].

В Западно-Сибирском учебном округе в 1910 г. доля выбывших из начальных школ до завершения курса составляла 18,5%, в то время как оканчивало курс только 8% учащихся [4. С. 6].

Из приведенных данных следует, что количество учащихся начальных школ, окончивших курс обучения, почти в два раза было ниже доли выбывших. Однако такие показатели вполне устраивали учебное начальство.

К 1911 г. значительно изменился сословный состав учителей. В пределах Казанского учебного округа это привело почти к двукратному увеличению доли учителей-крестьян и мещан. В 1911 г. процент учителей-крестьян вырос в 2,8 раза, учительниц-крестьянок - в 2,7 (по сравнению с 1880 г.). Перепись 1911 г. показала качественный рост профессиональной подготовленности учителей в Казанском учебном округе. Среди учителей министерских двухклассных школ 63,7% мужчин и 15,8% женщин имели среднее специальное педагогическое образование; соответственно, 29,8% и 19,5% - низшее и домашнее; 4,9% и 21,0% - среднее духовное; 1,6% и 43,7% - среднее светское образование. В одноклассных школах Министерства народного просвещения работало 39,3% учителей и 15,2% учительниц со средним специальным педагогическим образованием; соответственно, 56,6% и 29,6% - с низшим и домашним образованием; 3,6% и 27,6% - со средним духовным; 0,5% и 27,6% -со средним светским. В земских двухклассных школах работали 36,4% учителей и 9,1% учительниц со средним специальным педагогическим образованием; соответственно, 55,2% и 20,4% - с низшим и домашним; 4,7% и 15,6% -со средним духовным; 3,7% и 54,9% - со средним светским. Большинство учителей одноклассных приходских школ имело низшее и домашнее образование (33,3% мужчин и 50% женщин), 50% учителей получили среднее специальное педагогическое образование, 50% учительниц - среднее светское, 16,7% учителей - среднее духовное [2. С. 18, 24].

В пределах Оренбургского учебного округа в 1911 г. 69% учителей окончили низшее учебное заведение или получили домашнее образование. Более высокий образовательный ценз имели учительницы, из которых 51,5% окончили средние учебные заведения (в том числе: 29,6% - средние светские, 19,5% - средние духовные, 2,4% - средние педагогические учебные заведения). Наиболее высокий процент учителей со средним светским образованием был характерен для Тургайской области. В подготовке учителей Оренбургского учебного округа отмечалась тенденция увеличения среди них выходцев из крестьянского сословия. В 1911 г. они составляли 38,3% от общего числа, в то время как в 1880 г. эта цифра была равна 16,7% [3. С. 14].

В Западно-Сибирском учебном округе наибольший процент учителей со средним специальным образованием был представлен в школах Акмолинской и Семипалатинской областей. Учителя со средним специальным педагогическим образованием работали в основном в министерских, миссионерских и приходских школах [4. С. 82].

В целом, итоги школьной переписи 1911 г. показали, что в России только 23,8% детей в возрасте от 7 до 14 лет обучались в сельских начальных школах. Доля учащихся ко всему сельскому населению Европейской России с 1880 г. по 1911 г. увеличилась с 1,5% до 4,5%. [6. С. 316, 318]. Положительной чертой в школьном образовании нерусских народов восточной части России в начале ХХ в. являлось расширение сети начальных национальных школ. Несмотря на рост их численности в начале ХХ в., они не могли полностью удовлетворить потребностей «инородцев» в образовании. Численность школ в регионах, населенных нерусскими народами, как в целом по России, была крайне недостаточной. Качественные сдвиги наблюдались в профессиональной подготовленности учителей. Несмотря на некоторый рост численности учащихся начальных школ, все же в 1911 г. процент учащихся ко всему населению продолжал оставаться на весьма низком уровне.

Литература

1. Географический и статистический карманный атлас России / сост. А.Ф. Маркс. СПб.: Издание Т-ва А.Ф. Маркса, 1907.

2. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. СПб., 1913. Вып. VI. Казанский учебный округ. 84 с.

3. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. СПб., 1914. Вып. VII. Оренбургский учебный округ.

4. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Пг., 1916. Вып. ХII - ХМ. Азиатская Россия.

5. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Пг., 1916. Вып. ХVI. Итоги по империи.

6. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913). М.: Госстатиздат, 1956. 352 с.

ПАВЛОВА АЛЕВТИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

A. PAVLOVA

MATERIALS OF SCHOOL CENSUS OF 1911 AS A SOURCE FOR STUDYING EDUCATION STATUS OF NON-RUSSIAN POPULATION OF EASTERN RUSSIA IN THE EARLY ХХ CENTURY

Key words: historical source, school census, statistics, primary schools, school education.

The article analyzes the results of a one-day school census of January 18, 1911, including all the school districts of Russia. By its scale the census was comprehensive. It reflected the position of one-class and two-class public schools, quantitative and qualitative composition of pupils and teachers. The school census of 1911 reveals the status of school education of non-Russian population of Eastern Russia in the early XX century. The results of the census confirmed the growth of school nets, the number of pupils and professional skills of teachers. The analysis of statistical data allows to conclude that despite existing positive shifts the majority of non- Russian children in the examined period remained out of school.

References

1. Geograficheskii I statisticheskii karmannyi atlas Rossii [Geographical and statistical pickpocket atlas of Russian]. St. Petersburg, 1907.

2. Odnodnevnaya perepis' nachal'nykh shkol v imperii, proizvedennaya 18 yanvarya 1911 goda [One-day census of primary schools in empire taken on 18 January 1911]. Vyp. VI. Kazanskii uchebnyi okrug [Kazan educational district, issue 6]. St.Petersburg, 1913, 84 p.

3. Odnodnevnaya perepis' nachal'nykh shkol v imperii, proizvedennaya 18 yanvarya 1911 goda [One-day census of primary schools in empire taken on 18 January 1911]. Vyp. VII. Orenburgskii uchebnyi okrug [Orenburg educational district, issue 7]. St.Petersburg, 1914.

4. Odnodnevnaya perepis' nachal'nykh shkol v imperii, proizvedennaya 18 yanvarya 1911 goda [One-day census of primary schools in empire taken on 18 January 1911]. Vyp. XII - XIV. Aziatskaya Rossiya [Asian Russia, issue 12-14]. Petrograd, 1916.

5. Odnodnevnaya perepis' nachal'nykh shkol v imperii, proizvedennaya 18 yanvarya 1911 goda [One-day census of primary schools in empire taken on 18 January 1911]. Vyp. XVI. Itogi po imperii [Results of empire, issue 16]. Petrograd,1916.

6. Rashin A.G. Naselenie Rossii za 100 let (1813-1913) [The population of Russia for 100 years (1813-1913)]. Moscow, State standard Publ., 1956, 352 p.

PAVLOVA ALEVTINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected])._

Ссылка на статью: Павлова А.Н. Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ века // Вестник Чувашского университета. -2017. - № 1. - С. 115-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.