Олзоева Я.В. Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке
технологии, ВОС - внешняя образовательная среда, 8УД - субъект учебной деятельности, ЦО
- ценностные ориентации. Интеграция таких составляющих, как принципы и подходы личностно-ориентированного образования, содержание образования, личностно-ориентированные педагогические технологии, внешняя образовательная среда, обусловливает проявление студентами субъектности в учебно-познавательной деятельности, что стимулирующим образом воздействует на формирование ценностных ориентаций студентов.
Выводы
Факторная модель формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала
вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающих профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив, связанных субъект-
субъектными взаимоотношениями; содержание гуманистического образования; принципы гуманизма, креативности, диалогичности, открытости, обеспечивающие результативность процесса формирования ценностных ориентаций студентов; методологические подходы: личностноориентированный, системный, деятельностный; современные образовательные технологии;
внешнюю образовательную среду, включающую головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.
Литература
1. Степанов О.В. Молодежь России: стигмация бедности культурой богатства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-166121.html
2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. №4.
3. Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / ред. Н.Б.Крылова. - М.: Инноватор, 1996. - С. 99.
4. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. - М.: Мысль, 1984. - 207 с.
5. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.-практ. конф. (16-17 сентября 2004 г.) / гл. ред. А.К. Колесников; отв. ред. И.П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. - 298 с.
6. Козырева О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Образовательные технологии и общество, 2008. - Т. 11 (№1). - С. 375-377.
7. Кузьминов В.И. О методологии педагогического моделирования развития информационно-компьютерной готовности иностранных студентов // Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2010/2010_1/15.pdf
8. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология, 2010. - Т. 1. - №2.
9. Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. - M., 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scholar.ru/speciality.php? page=34&spec_id=102
10. Затонский А.В., Варламова С.А. Формализация влияния внешних связей на качество образования в филиале вуза // Успехи современного естествознания. -2008.-№4-С.22-31. [Электронный ресурс] - URL: www.rae.ru/use/?section =content&op=show_article&article_id=7782832
Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель, Боханский филиал БГУ, e-mail: anmush2006@ yandex.ru
Mushkirova Anna Nikolaevna, senior lecturer, Bokhan Branch, Buryat State University, e-mail: anmush2006@ yandex.ru
УДК 81.367
Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке
© Я.В. Олзоева
Статья посвящена рассмотрению семантики действия и его характеристик. Ключевые слова: действие, слова акциональной сферы, оценка.
Ya.V. Olzoeva
Materials to teaching semantic syntax: action and methods of its presentation in Russian language
The article is devoted to consideration of action semantics and its characteristics.
Keywords: action, words of actional area, assessment.
В лингвистике понятие действия связано прежде всего с глаголом. Семантическое пространство глагольной лексики формируется прежде всего по признаку «акциональность» -«неакциональность», который признается одним из главных критериев классификации глаголов (Т. Б. Алисова, Л. М. Васильев, Г. А. Золотова, У. Чейф и др.). Акциональность понимается как целенаправленное, т.е. зависимое от воли и намерения усилие лица, что открывает факультативную синтаксическую позицию для компонента с семантикой цели [Алисова, 1971, с. 37]. Наличие или отсутствие сем акциональности и цели лежит в основе выделения семантических полей (семантических групп) «Действие», «Состояние» и «Отношение», образуемых глаголами. Ядерное положение в системе глагольных лексем принадлежит акциональным глаголам с прямопереходным и косвенно переходным значением [Степанов, 1981, с. 158]. Задаваемая ими актантная рамка предложения облигаторно включает агент (агенс) и объект (пациенс, пати-ент). У. Чейф подчеркивает, что действие сопровождается агентом (агенсом), а состояние и процесс - патиентами [Чейф, 1975, с. 119].
Изменения, вызываемые действием, осознаются в качестве его сущностной характеристики. Т. А. ван Дейк определяет действие как оператор «физического изменения (выделено нами.
- Я.О.) возможных миров посредством намеренного и контролируемого изменения физического состояния индивидуума» [Дейк ван, 1978, с.283]. Сложность определения действия состоит, в частности, в том, что некоторые действия не направлены на изменение, на результат, они не вырабатывают нового состояния [Вригт фон, 1986, с. 255].
В кругу универсальных первичных смыслов действие занимает центральное место и активно формирует вокруг себя целую область понятийного пространства: событие, процесс, поступок, поведение, акция, акт, дело, предприятие, занятие, подвиг, проказа, преступление, ошибка, нарушение, проступок, выходка, благодеяние, злодеяние, беспорядки, проделка, шалость, дерзость и т.п.: Этой выходкой (как вы называете мое предложение во вторник) я слишком себя связывал (Ф. Достоевский); Двое солдат одновременно захотели выпить. Ночью, ворочаясь с боку на бок, они сказали об этом друг другу. Предприятие было опасное (Ю. Тынянов). Имена, формирующие сферу акциональности, обладают общим аспектом семантики - указание на отрезок объективной действительности, т. е.
на некоторую ситуацию (событие, «положение дел»). Общими свойствами слов акциональной сферы являются: а) принадлежность к заместительно-указательным знакам и, как следствие этого, выполнение анафорической либо катафо-рической функций; б) пропозитивность семантики, что предопределяет их способность замещать целые высказывания: Полиция разогнала демонстрантов. Это событие возмутило общественность; Мать шьет для дочери платье. Это занятие доставляет ей радость. Предельно широкая понятийная основа этих имен предопределяет их способность к обозначению «бесконечного» числа денотатов, «положений дел», в том числе и тех, которые не творятся человеком: Диалектический характер проблем и вопросов, исследуемых в гуманитарных дисциплинах, в подавляющем большинстве случаев не позволяет давать на них абсолютно истинные ответы (за исключением наиболее примитивных вопросов типа «В каком году произошло событие X?» или «Кто был автором произведения У?; В воскресенье жители Приморья наблюдали редчайшее небесное событие - полное затмение звезды первой величины Поллукс из созвездия Близнецов [Национальный корпус русского языка].
Статус общего имени детерминирует функцию классификаторов, для которых типично употребление с оценочными прилагательными, раскрывающими аспекты оценки: Вызов на дуэль с моей стороны будет поступок нечестный (Л. Толстой); Всем было известно, что весь Даргинский поход под началом Воронцова, в котором русские потеряли много убитых и раненых и несколько пушек, был постыдным событием (Л. Толстой); Разбор полетов - длительный процесс, долгое дело, скучное занятие и т.п.
Ряд имен акциональной сферы может быть определен как оценочно-интерпретационный, то есть выражающий ценностное отношение субъекта оценки к действию и не имеющее в силу этого сигнификат. Сложность описания таких слов состоит в отсутствии семантических компонентов, позволяющих различать, например, физические действия (ср.: «писать» и «читать»); в результате под одно и то же наименование типа ошибка, нарушение, проступок, преступление, шалость, выходка, благодеяние, злодеяние и т. п. подводятся различные действия. Н. Д. Арутюнова отмечает, что подобные имена «обладают рыхлым и весьма растяжимым объемом» [Арутюнова, 1988, с. 160]: Учителя стонали от ее проделок то она смешила одноклассниц
комментариями во время урока, то принималась передразнивать, копируя голос и интонации преподавателя (Газ.); Сына одной вдовы в какую-то канцелярию пристроили и много еще благодеяний разных оказали (Ф. Достоевский); По мнению их, этих новых революционеров, все то, что делал Меженецкий и его друзья, все попытки возмущения крестьян и, главное, террор и все убийства: губернатора Кропоткина, Меденцова и самого Александра Второго - все это был ряд ошибок (Л. Толстой); Старушка вскоре была уличена в проступках: жевала тайно сладости, утаенные за столом, во время гулянья заблудилась и потом все свалила на детей, будто бы ее бросивших (Ю. Тынянов); Вечные проказы - А все не виноват (А. Пушкин); Мне показалось, что князь именно ожидает какой-нибудь странной и юношеской выходки с моей стороны (Ф. Достоевский); Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого, а в отношениях к начальству никогда не переступал некоторой последней и заветной черты, за которую проступок не может быть терпим, обращаясь в беспорядок, бунти беззаконие (Ф. Достоевский). Предельная отвлеченность семантики подобных слов детерминирует колебания в выборе наименования, отражающие «не только различное восприятие и оценку... разными лицами, но и субъективные затруднения в правильном определении» тех или иных
действий [Шмелев, 1973, с.117]: - Вы играете на деньги... с учеником?! Ну, знаете... - Директор задыхался... - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение (В. Распутин); - Нет, это не шалость, это злостное хулиганство, - вздохнул Гетманов. И сейчас Гетманов, пытливо глядя на Мащука, повторил: - Нет, не шалость это. -Да ну уж, - проговорил Мащук, - парню пятый год, возраст все же учитывать надо (В. Гроссман); Словом же "выручка" прямо указывалось на то, что это был не блестящий подвиг, а ошибка, погубившая много людей (Л. Толстой); Грань между преступлением и "ненаказуемым деянием" в "служебных" статьях - да в большинстве бытовых тоже - очень тонкое, подчас неуловимое дело (В. Шаламов), ср. также: Один называет нравственностью сниманье ему шляпы на улице; другой называет нравственностью смотренье сквозь пальцы на то, что как он ворует (Н. Гоголь).
Как показывает языковой материал, способы представления действия в русском языке, а именно слова акциональной сферы (существительные), суть либо фиксирование в сознании «положения дел», что характеризует слово событие с его предельно широкой понятийной основой, либо аксиологическое оценивание.
Литература
Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка: монография. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 230 с. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт: монография. - М.: Наука, 1988. - 339 с.
Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избранные труды: монография. - М.: Прогресс, 1986. - 594 с. Дейк ван Т.А. Вопросы прагматики текста // НЗЛ. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. 8. - С. 259-336.
Национальный корпус русского языка. - ИКЬ: http://www.ruscorpora.ru Степанов Ю. С. Имена. Предикаты. Предложения: монография - М., 1981. - 360 с.
Чейф У. Значение и структура языка: монография. - М.: Прогресс, 1975. - 232 с.
Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка): монография. - М.: Наука,
1973. - 280 с.
Олзоева Янина Васильевна, доктор филологических наук, доцент кафедры филологии и методики преподавания Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Olzoeva Yanina Vasilevna, doctor of philological sciences, associate professor, department of philology and methodology of teaching, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina, str., 24 a.
УДК 371.64/69:81
© Л.М. Орбодоева
Профессиональный интеллект в структуре вузовского учебника иностранного языка
Статья посвящена проблеме современной теории вузовского учебника иностранного языка. Учебник рассматривается как модель системы обучения, отражающая современное состояние теории и практики обучения.
Ключевые слова: лингвообразование, теория учебника иностранного языка, интеллект, профессиональный интеллект.