- производство газотурбинных энергоустановок может быть организовано на базе промышленных предприятий г. Омска;
- следует продолжить работу по созданию в г. Омске опытно-промышленной энергоустановки для комплексного производства теплоты, электроэнергии и твердого диоксида углерода;
- вышеуказанные предложения целесообразно обсудить при разработке новой "Схемы теплоснабжения г. Омска на период 2000 года и с перспективой развития до 2010 года".
ЛИТЕРАТУРА
1 Лебедев В.М., Калиновский И.Ю. Теплоэнергетика региона. Как ей развиваться ?// Коммерческие вести.-1997-№40-42.
2.Буренин Н.С., Горошко Б.Б., Николаев В.Д. Атмосферные выбросы, угроза в цифрах // Энергия: Экономика, технология, экология.-1990.-№3.-С. 38-41.
3. Impact of energy production// Energy Dig. -1989-Vol. 18, №5.-P36.
4. Использование ГТУ в системах централизованного теплоснабжения/ B.C. Варварский, В.И. Длуго-сельский, В.Б. Грибов и др. //Теплоэнергетика -1990 -№1,-С. 63-67.
б.ГриценкоВ.И. Основы теории и расчеттеплохла-доэнергетических агрегатов. - Омск: Изд.ОмПИ,1994,-100с.
6. Пименова ТФ. Производство и применение сухого
льда, жидкого и газообразного диоксида углерода.-М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982.-208с.
7.Гриценко В.И. Опыт создания первого теплохладоэнергетического агрегата с газовой турбиной авиационного типа// Наземное применение авиадвигателей в народном хозяйстве. -М.,1982,- С.88-96.
8. F. Sisto. The Reversed Cycle Heat Pump - A. Natural Open Cuele for Application// Trans of the ASME, Journal of Engl., for Power.-1979 - №1.- P. 175-181.
9.Экологические и энергетические аспекты внедрения в энергетику ПГУ и ВЦГ третьего поколения/ E.H. Прутовский, B.C. Варварский, В.И. Гриценко и др. // Теплоэнергетика.-1992,- №11.- С. 18-22.
9 января 1998 г.
Гриценко Виталий Иванович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой холодильных машин и установок Омского государственного технического университета.
УДК 621.004.18
МАТЕРИАЛОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА В МАШИНОСТРОЕНИИ
Ю Н. Вивденко Омский государственный технический университет
С учетом наметившегося роста производства в машиностроении приведены основные направления экономии материалов и повышения конкурентоспособности изделий этой отрасли, показаны возможности научного обеспечения решаемых при этом проблем в регионе.
Официальные сообщения по итогам 1997 г о первых признаках роста производства в целом по стране побуждают с учетом сложившейся ситуации оценить отдельные стороны перспектив развития одной из ведущих в недавнем прошлом отраслей в регионе -машиностроения. Видимо, не во многом потеряла актуальность и утратила содержание стратегия развития отечественных отраслей экономики, определенная в годы ее наибольшего подъема Академией наук СССР, в соответствии с которой именно средствами машиностроения и
электронизации можно достичь коренной модернизации отраслей народного хозяйства, осуществить глубокие структурные перемены в интересах народа, повернуть экономику к человеку [1] -
Проблема мэгериалосбережения при производстве машин является одной из основных составляющих общей проблемы ресурсосбережения в машиностроении. Материалоемкость - одно из качеств, определяющих эксплуатационные характеристики, себестоимость и конкурентоспособность изделий.
В связи с этим вопросы, касающиеся материалоемкости, рассматривают в двух направлениях:
-материалоемкость деталей и узлов машин, формирующаяся на этапах проектирования изделий;
-расход конструкционных материалов, выявляющийся на этапах изготовления деталей и узлов машин.
Массу или материалоемкость создаваемой машины более показательно оценивают величиной удельной массы, под которой понимают отношение массы к наиболее характерному эксплуатационному параметру машины, например к мощности двигателя внутреннего сгорания, грузоподъемности транспортной техники, тяге газотурбинного двигателя. Снижение материалоемкости машины на этапе ее проектирования, осуществляемое за счет применения более совершенных конструкторских решений, включая применение новейших конструкционных материалов, обычно происходит от поколения к поколению изделий и занимает длительное время. Так, по отечественным и зарубежным данным, совершенствование конструкций авиационных турбовинтовых двигателей, когда их удельная масса была снижена в 2 раза, заняло 15-20 лет. Это направление снижения материалоемкости изделий заслуживает отдельного рассмотрения.
Широкий диапазон средств и методов снижения расхода конструкционных материалов потенциально заложен на стадии освоения производства деталей и узлов машин.
Одним из критериев прогрессивности применяемых технологий является величина технологических отходов. По ГОСТ 14.322-83 для безотходных технологических процессов технологические отходы должны составлять не более 1,5%, для малоотходных технологий - 1,5-10%.
Рассматривая перспективы развития машиностроения в Омском регионе, необходимо определить точку отсчета в этом развитии.Ею должен быть выбран уровень развития машиностроения конца 80-х и самого начала 90-х годов, когда кризисные явления переходного периода еще не коснулись темпов освоения и производства новых изделий, сохранился уровень фундаментальных научно-исследовательских работ и уровень прикладных НИОКР, выполняемых по заказам предприятий. В регионе функционировала система НИИ технологического профиля или их филиалов, проводившая научно-техническую политику по созданию и освоению перспективных технологий производства машин, включая решение проблем ресурсосбережения.
Анализ обстановки того времени показывает, что расход металла и энергии на изготовление одной машины, особенно в сельхозмашиностроении, станкостроении и других отраслях, превышал
аналогичные лучшие показатели при производстве машин зарубежными фирмами до 2 раз [2 ].
Экономическая ситуация последних 5-7 лет оказала далеко не благоприятное влияние на уровень развития машиностроения, использование наиболее прогрессивных технологий и решение проблем ресурсосбережения. Поданным Российского комитета по машиностроению, при рассмотрении положения российских предприятий на конкурентных рынках была установлена обвальная потеря отечественными производителями внутреннего рынка продукции потребительского назначения. Для машиностроения Сибири неблагоприятным фактором оказалось и то, что по данным того же Роскоммаша, несмотря на попытки Минэкономики РФ координировать формирование региональных комплексов машиностроения, допущены значительные диспропорции в территориальном развитии машиностроения. Так, доля азиатской части России в общем объеме производства продукции машиностроения и металлообработки за последние годы составляет лишь около 10%. Кроме того, в восточных районах отмечен низкий уровень развития централизованного производства продукции общемашиностроительного применения [3 ]. Логично предположить, что преобладающей доле производства соответствует и большая доля научного обеспечения, объемов НИОКР, включая академические и отраслевые НИИ и ОКБ.
Изложенное критическое состояние ресурсосбережения, использования современных технологий и конструкционных материалов не может быть отнесено в полной мере к предприятиям ВПК региона. Профиль, назначение продукции и жесткие требования к ней этих предприятий не допускают снижения условий производства ниже определенного уровня. Об этом свидетельствуют результаты международных выставок вооружений, военной техники, технологий и конверсионной продукции, проведенных в Омске в последние два года. В то же время и при производстве этих изделий на предприятиях нетрудно найти технологии, когда при обработке деталей из высоколегированных дорогостоящих сталей и сплавов коэффициент использования материала составляет 20-30 %. Отсюда повышенная энергоемкость, трудоемкость удаления припуска и другие показатели.
С целью создания научно-технической базы и задела на 15-20 лет для широкомасштабной реализации прогрессивных разработок, в том числе по проблемам ресурсосбережения в машиностроении, сформирована и действует государственная научно-техническая программа " Технология, машины и производства будущего."
Проекты программы в области технологии формообразования направлены на получение изделий высокого качества, когда размеры и форма заготовок
деталей таких изделий максимально приближены к продукции в ее окончательном виде. Как правило, новые технологии формообразования основаны на перспективном использовании энергий высокой плотности, сверхвысоких давлений и скоростей, сверхпластичности, послойного синтеза , струйного формообразования, газодинамических методов получения ультрадисперсных порошков, обоснованной замены традиционно применяемых конструкционных материалов изделий на материалы с более высокими эксплуатационными свойствами. Такие технологии предусматривают многократное снижение расхода материалов, а иногда их
безотходное использование и соответствующее увеличение производительности труда.
Полученные первые результаты выполнения проектов, а также разработок институтов РАН, ведущих НИИ и ОКБ промышленности программы свидетельствуют об эффективной работе национального потенциала по решению проблем ресурсосбережения в машиностроении [4,5 ].
Результаты разработок (см. табл.1) обеспечивают значительное повышение коэффициента использования материала, снижение трудоемкости и энергоемкости изготовления деталей.
Таблица 1
Результаты разработки новых материалосберегающих технологий [4,5 ]
Новые ресурсосберегающие технологии Изделия, материалы Техническая эффективность применения Организации-разработчики
Новая в мировой практике технология сверхпластической формовки, совмещенной со сваркой давлением. Шаробаллоны, емкости, корпусные детали из титановых сплавов КИМ = 90-95% Институт проблем сверхпластич ности металлов РАН, г. Уфа
Высокоэкономичная технология приготовления и применения алюминиевых литейных сплавов с использованием до 90% шихтовых материалов в жидком состоянии Корпусные детали из алюминиевых сплавов Снижение себестоимости отливок в 1,5-2 раза ВЦК СО РАН г. Красноярск
Новая , не имеющая аналогов конструкция литейно-ковочного модуля для кристаллизации разливаемого металла с его последующей деформацией в непрерывный профиль Профильные заготовки заданного сечения из цветных и черных металлов КИМ = 90-95% Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН г. Владивосток
Уникальная технология деформирования и термообработки изделий для авиационных ГТД Крупногабаритные диски и вентиляторные лопатки из новых титановых сплавов КИМ = 60-80% ВИАМ г. Москва
Алгоритмы системы сверхточного алмазного точения и шлифования, освоено производство алмазных материалов со свойствами, превосходящими зарубежные аналоги Новая технология пластического формообразования накатыванием Детали ответственного назначения из материалов с низкой обрабатываемостью Профили зубчатых колес,шлицов, резьб из легированных сталей Обработка заготовок с малыми припусками. Повышение производительности обработки КИМ = 80-90% ЦНИ Технологический институт г. Москва АО НИИТАВГОПРОМ ЭНИМС, г. Москва
В результате реализации проектов программы и их широкомасштабного внедрения намечено снизить расход черных металлов на 1,7 млн.т, цветных металлов- на 0,017 млн.т, твердых сплавов и вольфрама
- на 1550 т, алмазов - на 5,8 млн. карат, электроэнергии
- на 246 млн. кВт-ч., нефтепродуктов - на 2540 тыс.т. Кроме того, предусмотрено достижение следующих показателей машиностроения:
-увеличение доли применения в базовых технологиях высоких и сверхвысоких давлений и температур в 8-9 раз;
-повышение коэффициента использования материалов до 0,87 - 0,90 ;
-снижение в 3 и более раза показателей металло- и энергоемкости продукции машиностроения;
- при производстве литых заготовок доведение выхода годных отливок до 90%, при этом удельного веса точных отливок - до 50-60%,
- увеличение использования отходов в 2 раза;
- сокращение длительности цикла спекание керамических материалов в 10-100 раз и снижение трудоемкости и себестоимости получения заготовок по этой технологии.
Результаты разработок программы в большинстве получены в опытных условиях и потребуют отработки и освоения технологий в производственных условиях.
Одним из направлений снижения материало- и ресурсосбережения в машиностроении является оптимальное применение конструкционных материалов, соответствующее нынешней
экономической ситуации. Исторически так сложилось, что одни из самых лучших достижений при разработке отечественных материалов были предназначены для оборонных отраслей машиностроения. Фирмами ВИАМ, ВИЛС и другими разработана широкая номенклатура коррозионно-стойких, жаропрочных, титановых, специальных и других сталей, сплавов и неметаллических конструкционных материалов для авиационной, ракетно-космической, бронетанковой и другой техники.
В то же время для продукции гражданского назначения традиционно использовали материалы, не обеспечивающие в последнее время возрастающие эксплуатационные требования к изделиям. Так, в нефтяном машиностроении используют цементируемые стали 20ХНЗА, 17НЗМ, 12ХНЗ и др., цементируемые стали 40Х, 40ХНМ, созданные 50 и более лет назад и не отвечающие современным требованиям, а потому требующие замены [6].
Предложения по такой замене материалов и распространение опыта использования материалов двойного применения в продукции оборонного и гражданского назначения исходят от Миноборонпрома России [7 ].
В табл.2 приведены отдельные результаты использования материалов двойного применения взамен традиционных материалов для изготовления широкого спектра деталей транспортной, энергетической, нефтегазодобывающей и другой техники.
Материалы двойного применения [7]
Таблица 2
Материалы
Применение для авиационной и ракетно-космической техники
Применение для других отраслей промы шленности
Легкие и жаропрочные сплавы и стали
Высокопрочные чугуны с шаровым графитом
Титановые сплавы, высокопрочные хладостойкие стали
Углерод-углеродные и углерод-керамические ком позиционные материалы
Аморфные сплавы Синтетические алмазы
Детали силовых установок летательных аппаратов
Детали вспомогательных установок, стендов и технологической оснастки
Детали летательных аппаратов и их двигателей из литейных и деформированных материалов
Детали летательных аппаратов
Изделия ракетно-космической техники
Режущие инструменты для чистовой обработки деталей летательных аппаратов и их двигателей
Детали автомобильных двигателей и агрегатов, энергетических и газоперекачивающих установок Литые зубчатые колеса, коленчатые валы для ДВС с турбонаддувом
Широкий спектр деталей транспортной, энергетической, нефтегазодобывающей и другой техники, в т.ч. для работы в Арктике
Тормозные диски для высокоскоростного железнодорожного транспорта
Микропровод для защиты ценных бумаг
Режущие инструменты для обработки деталей разных отраслей машиностроения
Обоснование указанной замены традиционных материалов с учетом более высокой цены вновь предполагаемых материалов выполняют с учетом последующего многократного повышения долговечности изделий, снижения затрат на их ремонт и обслуживание и, в конечном счете, с учетом достигаемого материало- и ресурсосбережения.
Если приведенные в табл.1 новые мётериалосберегающие технологии требуют промышленного освоения, то ряд направлений материалосбережения освоен в регионе и может быть широко использован. Такие направления материалосбережения приведены в табл.3.
Направления материалосбережения в технологии изготовления деталей
Таблица 3
Направления Изделия. Техническая Уровень
материалосбережения материалы эффективность освоения
Применение заготовок. Лопатки турбины ГТД с КИМ = 80-90% Разработаны технологии,
полученных точным припуском только по 'замку. созданы производственные
литьем без припуска по Жаропрочные сплавы на участки
отдельным элементам никелевой основе Разработаны технологии.
Использование заготовок. Лопатки компрессора ГТД КИМ =65-82% есть необходимое
полученных методами с уменьшенным припуском технологическое
точной штамповки с по перу. Титановые сплавы оборудование
припуском 0,2-0,7 мм
Применение заготовок, Втулки, кронштейны с припус- КИМ = 90-95%, Разработаны технологии.
полученных методами ком 0,2-0,3 мм. есть необходимое
порошковой металлургии Композиция ЖГр) ДЗ технологическое оборудование
Замена традиционных Детали нефтегазового Повышение Наработаны основы
материалов деталей на оборудования. долговечности методологии замены
материалы с более Коррозионно- деталей в 2-3 раза материалов
высокими стойкие сплавы взамен
эксплуатационными углеродистых сталей
свойствами
Восстановление изношен- Детали транспортного. Снижение Разработаны технологии.
ных деталей методами энергетического. себестоимости созданы производственные
наплавки, напыления, нефтегазодобываю- восстанов- участки с необходимым
нанесения гальванических щего оборудования. ленных деталей технологическим
покрытий Углеродистые, коррозионно-стойкие, высокопрочные стали и сплавы взамен вновь изготовленных в 2 раза оборудованием
Основные технологии получения заготовок точным литьем без припуска по отдельным элементам и точной штамповки с припуском 0,2-0,7 мм были использованы для изготовления заслонок запорно-регулирующих систем нефтепереработки, фрагментов корпусов редукторов строительной техники, втулок и заглушек винтовых насосов; кронштейнов крепления датчиков стационарной газотурбинной установки. Материалами деталей выбраны высокопрочные стали КВК-26Л, 27ХГСНМЛ, 30Х2ГСНМЛ, 30Х2ГСНВМ, 42Х2НВМБР и титановые сплавы ОТ-1, ВТ5.
Изготовление заготовок деталей типа втулок для транспортной техники методом порошковой
металлургии без припуска по большинству поверхностей, когда за основу принят директивный технологический процесс Московского завода порошковой металлургии, было выполнено с применением порошковой композиции ЖГр1 ДЗ.
Опыт изготовления деталей из таких заготовок выявил возможности достижения КИМ до 90-95%. Вместе с тем в условиях значительного удорожания порошковых материалов установлена необходимость проведения работ по частичной замене порошков стружковыми отходами, подготовленными по специальной технологии [8,9].
При решении проблемы материалосбережения за счет применения заготовокдеталей с уменьшенными лри-пусками неизбежно усложняются технологические задачи обеспечения качества изделий. Это связано со следующими причинами:
-при уменьшении припусков на заготовках их величина соизмерима с погрешностями обработки деталей на станках;
-материал деталей поверхностного слоя в процессе обработки, связанной с удалением припуска, претерпевает изменения, и величина неблагоприятных изменений поверхностного слоя может достигать значений, соизмеримых с величиной припуска, при этом наиболее чувствительными к изменениям в поверхностном слое в процессе обработки являются высокопрочные, коррозионно-стойкие, титановые, жаропрочные стали и сплавы;
-уменьшение припусков на заготовках деталей с тонкостенными элементами неизбежно усложняет обеспечение точности обработки в связи с неизбежной упругой деформацией этих тонкостенных элементов под действием сил резания и сил закрепления, а также в связи с формированием в поверхностном слое технологических остаточных напряжений или при перераспределении наследственных напряжений, сформированных в заготовке.
Указанные отклонения формы типичны при обработке тонкостенных элементов деталей типа лопаток, крыльчаток, шнеков, крупногабаритных дисков, панелей и других, прежде всего тех, материалом которых являются перечисленные материалы.
Указанные особенности изготовления деталей с использованием заготовок с уменьшенными припусками должны быть учтены на стадии технологической подготовки производства. При этом могут применяться следующие направления совершенствования технологии изготовления деталей: -использование средств и приемов распределения припуска при двухсторонней обработке изделий или при обработке поверхностей вращения, включая автоматизированные системы;
-обоснование применяемого технологического оборудования, оснастки, методов обработки, проведенных при условии гарантированного непревышения суммарной погрешности, связанной с обработкой общей величины припуска;
-при обработке деталей стонкостенными элементами - использование средств и методов снижения и (или) предотвращения обратимых и остаточных изменений формы деталей под действием сил и остаточных напряжений в технологических системах [10].
Особое место в выборе направления материало- и ресурсосбережения занимает восстановление изношенныхдеталей. Многолетний опыт разработки и освоения технологии восстановления деталей авиационной, автотракторной техники, оборудования для энергетики и нефтегазодобычи показывает, что при
оптимизации условий восстановления удается снизить себестоимость восстановленной детали по сравнению с вновь изготовленной не менее чем в 2 раза. Диапазон восстанавливаемых изделий - от рабочих почвообрабаты-вающих узлов сельскохозяйственных машин до прецизионных деталей автоматического регулирования нефтепереработки, поставляемых по импорту [ 11], и лопаток авиационных ГТД [12 ].
Восстановление деталей как направление ресурсосбережения в машиностроении имеет следующие достоинства:
-размеры наносимого восстановительного слоя можно регулировать от несколькихдо сотыхдолей мм;
-размерную обработку детали до и после нанесения восстановительного слоя выполняют, как правило, на обычном металлообрабатывающем оборудовании;
-обеспечена широкая возможность управления физико-механическими свойствами нанесенного восстановительного слоя путем регулирования состава наносимого материала, его последующего легирования, модифицирующей обработки, упрочнения методами поверхностного пластического деформирования и другими методами технологического воздействия;
-обеспечена возможность сочетания необходимых эксплуатационных свойств разных частей детали; например, несущая основа с заданными требованиями прочности и поверхностный слой с необходимыми триботехническими свойствами и другие сочетания;
-созданы условия не восстанавливать первоначальные свойства материала изготовленной десятилетия назад детали, не отвечающие современным возросшим требованиям эксплуатации, а формировать поверхностный слой с необходимыми повышенными свойствами.
В условиях рыночных отношений ресурсосбережение является одной из составляющих изготовления машины, определяющих ее конкурентоспособность. При освоении производства изделий в машиностроении неизбежно решение проблем снижения расхода материалов, трудоемкости, энергоемкости и других компонентов ресурсосбережения.
При рассмотрении проблем материалосбережения в машиностроении региона логично возникают вопросы о координации решения этих проблем и научном обеспечении этих решений. Кризисные явления переходного периода оказали негативное влияние на состояние фундаментальной и отраслевой науки в регионе, на состояние технологических служб, структур новой техники и технологии на предприятиях. В сложившейся ситуации предприятиям, связанным с освоением новых изделий, будет сложно не только решать приведенные выше проблемы, но и прогнозировать их появление. Проще решать подобные проблемы московским моторостроительным предприятиям в окружении десятков отраслевых и академических НИИ, чем нашим местным предприятиям этого профиля.
Время показало, что сохранение научного потенциала машиностроения в регионе в большей мере характерно для высшей школы. Полагаю, что на базе Омского государственного технического университета необходимо создание постоянно действующей проблемно ориентированной структуры, которая возьмет на себя научное обеспечение изложенной проблемы. С учетом прежде всего решения проблем научного обеспечения проектов программы "СибВПКнефгегаз-2000" и других проблем машиностроения региона подготовлены предложения по организации такой структуры.
ЛИТЕРАТУРА
1.Фролов К.В. Проблемы развития научной базы машиностроения // Вестн. машиностроения. -1989,-№9,-С. 3-8.
2. Семенов Е.И. Приоритеты в развитии машиностроения // Вестн. машиностроения. - 1989.-№9-С.55-56.
3.Синько И В. Оценка состояния машиностроения России и направления его развития//Вестн. машиностроения. -1997.-№6,- С.51-55.
4. Петриченко В.Н., НейландА.Б. Государственная научно-техническая программа // Вестн. машиностроения.-1996.-№1.- С.3-8.
5.Фролов К.В., Дубровский В.А. Проблемы машиностроения// Вестн. машиностроения,-1996.-№9-С.3-9.
6. Сорокин Г.М. Переоснащение ведущих отраслей машиностроения - необходимый этап технического прогресса// Вестн. машиностроения. -1996,- №1,- С.9-13.
7. Братухин А.Г. Развитие производства перспек-
тивных для оборонных отраслей промышленности материалов на базе металлургического комплекса России// Вестн. машиностроения. -1997,- №3.- С.36-39.
8. Зухер М.С., ЗанинаТ.А. Переработка стружковых отходов методами порошковой металлургии. -М.:ЦНИИТЭИТракторсельмаш: Сер. ТА. -Вып.2 -1985-80с.
9. Файншмидт Е.М. Создание безотходных технологических процессов производства спеченных деталей в машиностроении// Вестн. машиностроения. -1997 -№9,- С.28-32.
10. Вивденко Ю Н. Обеспечение геометрической точности механической обработки тонкостенных элементов деталей ГТД// Вопр. авиационной науки и техники: Науч.-техн. сб.- Сер. "Технология авиационногодвигателестроения". - М.:НИИД,-1997 -С.65-73.
11. Вивденко Ю.Н., Жильцов В.В., Котляров А.Я. Проблемы долговечности и ремонта нефтегазового оборудования// Рынок нефтегазового оборудования СНГ-1997,-№8,- С.59-61.
12. Логунов A.B. Восстановление деталей ГТД из титановых и никелевых сплавов методом лазерной модификации газотермических покрытий// Вестн. машиностроения. -1992,- №6-7,- С.56-59.
8 января 1998 г.
Вивденко Юрий Николаевич - доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроения Омского государственного технического университета.
УДК 621.745.5.042:669
НОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕДЕЛА ОТХОДОВ БЫСТРОРЕЖУЩИХ СТАЛЕЙ
С.Н. Агашков, А.К.Машков, В.П.Сабуров Омский государственный технический университет
Рассмотрены процессы кристаллизации слитков из быстрорежущих сталей при ЭШП литых электродов. Показано, что угол наклона кристаллитов слитка определяет усилия деформации и степень карбидной неоднородности деформированных заготовок. Установлено, что при оптимальном угле наклона кристаллитов к оси слитка и изотермическом прессовании в температурном интервале, предшествующем а « д- превращению, проявляется эффект сверхпластичности, позволяющий снижать усилия деформации и максимально измельчать структуру заготовок, что обеспечивает повышение стойкости режущего инструмента в 1,2 -1,5 раза.
Основное влияние на физико-механические и технологические свойства быстрорежущих сталей оказывает неоднородность карбидной фазы по форме
и распределению. Равномерное распределение карбидов достигается обработкой давлением с высокими степенями деформации. Для литых