вующих недостатков, но этот опыт оказался не совсем удачным. В частности, об этом свидетельствуют данные губернаторских отчетов начала XX века, в которых указывается на то, что ожидаемой рационализации управления не произошло. Более того, по мере развития губерний, переселенческого движения, увеличения отчетности в условиях революции и военного времени, губернские управления оказались перегружены работой. Начальники губерний при решении этих вопросов были склонны идти по самому простому пути — ходатайствовали об увеличении штатов и окладов содержания, с этим были согласны и центральные власти.
В целом, анализ губернаторских отчетов позволяет не только проследить изменения, происходившие в регионе в различных сферах, но и рассмотреть, в каких условиях работали органы местного управления всех уровней, с какими проблемами сталкивались и как их решали. Кроме того, на страницах всеподданнейших отчетов можно встретить не только пожелания относительно проведения тех или иных преобразований, но и оценить результаты реформ, имевших место ранее. Анализируя резолюции императора на страницах отчета, можно понять, какие вопросы высшая власть считала первостепенными и заслуживающими внимания.
Изучение всеподданнейших отчетов губернаторов Западной Сибири показывает, что положение органов местного управления в начале XX в. было довольно сложным. Существовали серьезные проблемы в деятельности губернских управлений, полицейских учреждений, в организации управления крестьянами. В тоже время по мере сил и возможностей местные органы власти и их служащие стремились выполнять свои обязанности.
Библиографический список
1. Литвак, Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации ХК — начала XX в./ Б. Г. Литвак. — М. : Наука, 1979. — 294 с.
2. Свод законов Российской империи / Под ред. И. Д. Мор-духай-Ботовского. — СПб. : Деятель, 1912. — В 5 кн. Кн. 1. — Т. 2. - 737 с.
3. Российский государственный исторический архив (далее
РГИА). Ф. 1276. Оп. 8. Д. 19. Л. 21.
4. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 98. Л. 6-12.
5. РГИА. Ф. 1291. Оп. 84.Д. 73. Л. 1-113.
6. Минаков, А. С. Всеподданнейшие отчеты губернаторов как источник по изучению взаимоотношений центральной и местной власти в России второй половины XIX — начала XX веков / А. С. Минаков // Отечественная история. — 2005. — № 3. - С. 170-175.
7. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Ф. 3. Оп. 77. Д. 402. Л. 25-27.
8. РГИА. Ф. 1276. Оп. 17. Д. 162. Л. 232-237.
9. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 56. Л. 28-29.
10. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. 152. Оп. 36. Д. 479. Л. 47.
11. РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 70. Л. 2-15.
12. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. 152. Оп. 36. Д. 638. Л. 50-51.
13. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 543. Оп. 1. Д. 772. Л. 8 об.
ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.13 г.
© В. В. Гермизеева
УДК 95(57):332.025.13 Д. р. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СИБИРСКИХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ ИНСПЕКЦИЙ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. ХХ в.____________________________
В статье на основе разнообразных источников анализируется степень материальной обеспеченности сотрудников сибирского областного (с мая 1924 г. краевого) и губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции. Рассмотрен вопрос о своевременности выплаты заработной платы. Произведено сопоставление размера оплаты труда различных категорий сотрудников сибирских отделений рабоче-крестьянской инспекции с соответствующими показателями в других государственных учреждениях и хозяйственных организациях.
Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция, Сибирь, заработная плата, премиальный фонд, квалификация.
В настоящее время в России завершён переход от одного общественно-политического устройства к другому. Государство усиливает контрольные функции на новой основе и в иных формах. Возрастает интерес исследователей к деятельности контрольных органов в различные периоды истории России.
Рабоче-крестьянская инспекция в изучаемый период была основным контрольным органом Советского государства. В её функции входил постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями (предварительная ревизия, последующая ревизия, фактическая ревизия). Проводя ревизии, она должна
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
Оплата труда сотрудников сибирских РКИ в 1923 г. (в рублях 1923 г.)
Назв ание органов РКИ январь февраль март апрель
Вы плачено в среднем на одного сотрудн. Сред. прож. миним. на семью из 3-х чел. Процент сотруд., удо вл. про ж. миним. и выше В ыпла-чено в сред. на одного сотруд. Средн. прож. миним. на семью из 3 -х чел. Процент сотрудников, удо вл. прож. миним. и выше В ыпла-чено в сред, на одного сотрудн. Средн. прож. миним. на семью из 3 -х чел. Процент сотрудн., удовл. про ж. миним. и выше В ыпла-че но в сред. на одного сотрудн. Сред. прож. миним. на семью из 3-х чел. Процент сотруд., удовл. прож. миним. и выше
Областное отделение и губернские инспекции 364 р. 507 15,7 450 800 7,6 804 946 28,3 881 064 33,6
РКИ ЗСВО 338 428 9,3 394 684 7,1 673 743 34,8 665 880 32,7
была не просто пресекать злоупотребления, а добиваться улучшения деятельности всех подконтрольных ей учреждений. Важным направлением в её деятельности был контроль над исполнением законов и распоряжений правительства. Выполнение этих обширных функций было возможно лишь при наличии достаточно многочисленного и имеющего высокую квалификацию персонала. Огромную роль в укомплектовании штата квалифицированными работниками имел уровень заработной платы.
Проблема материальной обеспеченности сотрудников сибирских РКИ в изучаемый период была затронута в отдельных научных работах [1, 2]. Специальные работы по этой теме отсутствуют. Данная статья призвана заполнить этот пробел и ввести в научный оборот материал, не использованный ранее.
С началом деятельности сибирских РКИ (1920 г.) одной из центральных проблем, тормозивших работу всех сибирских рабоче-крестьянских инспекций, была проблема материальной необеспеченности сотрудников. Недостаточность оплаты труда работников инспекции заставляла их искать заработок в другом месте [3, с. 341].
В 1921 — 1922 гг. существенных изменений в материальной обеспеченности сотрудников сибирских РКИ не произошло. Низкая заработная плата была основной причиной ухода квалифицированных специалистов в хозяйственные организации. В сентябре-ноябре 1922 г. в среднем 7,2 % сотрудников сибирских РКИ получали прожиточный минимум и выше на семью из 3-х человек [4, с. 20] В начале 20-х гг. в большинстве семей женщины занимались домашним хозяйством, и заработок главы семьи зачастую был единственным средством к существованию.
В январе 1923 г., согласно данным табл. 1, [5, л. 2об] материальная обеспеченность сотрудников сибирских РКИ улучшилась — 15,75 сотрудников было удовлетворено прожиточным минимумом на семью из 3-х человек, однако в связи с резким ростом цен в феврале этот показатель упал до уровня осени 1922 г. (7,6 %).
Важно отметить, что на материальное положение сотрудников сибирских рабоче-крестьянских инспекций, как и на все население Сибири, повлияли новые хозяйственные условия, вызванные новой экономической политикой. Наиболее трудным был
1921 — 1922 хозяйственный год. В 1921 году в стране разразился страшный голод, от которого пострадало более 20 млн человек, несколько миллионов погибло. В РКП(б) появилось множество фракционных групп, предлагавших свои пути выхода из кризиса, охватившего страну. Падающая валюта привела к ослабле-
нию покупательной способности деревни и города. На сельскохозяйственном рынке господствующее положение занимал частный капитал. Кроме того, вместо единого рынка существовало бесконечное множество местных, оторванных друг от друга рынков, со своей динамикой цен. Все это вместе взятое обусловило в начале нэпа сложную продовольственную обстановку, с преобладающим превышением предложений над спросом на всех рынках — сельскохозяйственных и промышленных [6, с. 28].
Проблемы, которые возникли у местных инспекций в связи с низким уровнем заработной платы, были известны руководству НК РКИ. На совещании коллегии НК РКИ 5 февраля 1923 г. на вопрос, в достаточной ли степени материальное положение органов РКИ гарантирует их честность, неподкупность и продуктивность их работы для осуществления возложенных на них задач, — все члены коллегии отвечали отрицательно. В протокол было занесено — материальное положение органов РКИ неудовлетворительно во всех смыслах, необходимо привлечь к работе в РКИ квалифицированных работников [7, л. 67].
В январе 1923 г. на страницах журнала «Известия рабоче-крестьянской инспекции» проходила дискуссия по вопросам структуры и практической деятельности наркомата. Разногласия отсутствовали только по вопросу о материальном положении сотрудников РКИ. Его уровень всеми оценивался как низкий, отрицательно влияющий на результативность работы [8, с. 12].
Для решения этой задачи НК РКИ было принято решение о создании особого фонда золотого кредита (премиальный фонд) в объеме 35 % от фонда заработной платы. Фонд предлагалось использовать на повышение заработной платы работавшим в РКИ высококвалифицированным сотрудникам и на привлечение к работе в РКИ высококвалифицированных специалистов. В конце февраля в сибирских губерниях дополнительные средства были получены. Это позволило, согласно данным табл. 1, в марте—апреле 1923 г. в четыре раза увеличить численность сотрудников, удовлетворенных прожиточным минимумом на семью из 3-х чел.
К работе в РКИ были привлечены квалифицированные специалисты. Значительно улучшили свой состав Алтайская и Новониколаевская РКИ. Однако благотворное влияние золотого кредита было недолгим. Инспекциям постоянно задерживали выдачу зарплаты, и они были вынуждены использовать премиальный фонд для авансирования всех сотрудников инспекции. К тому же премиальный фонд поступал с задержкой и не в полном объеме. В результате в
Ставки сотрудников губернских организаций на июль 1923 г. (в рублях 1923 г.)
Разряды Организации
ГубРКИ Хлебопро- дукт Госторг Союз кооператоров
17 3 887 16 603 14 700 15 363
16 3 566 9 685 - 13 660
15 3 333 - 7 750 12 321
14 3 101 8 301 - 10 651
12 2 868 7 194 6 308 7 579
10 2 326 6 088 5 407 6 145
Алтайской ГубРКИ из 8 специалистов высокой квалификации, принятых в конце февраля 1923 г., в марте выбыло двое, а к декабрю 1923 г. остался один [9, л. 197].
К тому же, несмотря на некоторое улучшение материального положения в марте-апреле 1923 г., уровень заработной платы сотрудников РКИ был значительно ниже, чем в подотчетных организациях (табл. 2) [10, л. 96; 11, л. 326, 327; 12, л. 34] свидетельствует, что сотрудник 10 разряда в Хлебопродукте, Госторге и Союзе кооператоров получал больше, чем служащий РКИ 17 разряда (заведующий РКИ и его заместитель). Оплата труда руководителей в хозяйственных организациях, согласно данным табл 2, была в 4 раза выше, чем в РКИ.
Местные власти, несмотря на ограниченность имеющихся в их распоряжении ресурсов, учитывая значимость деятельности РКИ, принимали меры по улучшению материального положения сотрудников РКИ. В течение 1923 г. губисполкомы и другие учреждения Сибири помимо бюджетных ассигнований перечислили на счета органов РКИ 17 тыс. 634 руб. золотом. Средний прожиточный минимум на семью из 3-х чел. составлял в этот период в Сибири 33 руб. золотом. Следовательно, помощь была серьезной. Особенно значительная помощь в улучшении материального положения сотрудников РКИ была оказана Енисейской, Алтайской и Иркутской губерниям — 7,1; 4,3 и 3,3 тыс. руб. золотом соответственно. Основная часть данных средств выделялась в первой половине 1923 г. В результате в Енисейской губернии в апреле 1923 г. 40 % сотрудников было удовлетворено прожиточным минимумом на семью из 3-х человек, в то время как в среднем по Сибири данный показатель составлял 33,6 % [13, л. 5; 14, л. 6; 15, л. 8, 18].
Согласно данным табл. 3 [15, л. 9; 16, л. 7], в течение года заработная плата возросла на 272 %, в то время как прожиточный минимум на 3-х человек в месяц за этот период увеличился всего лишь на 28 %. В январе 1923 г. средняя заработная плата была меньше прожиточного минимума более чем в 1,5 раза, в декабре 1923 г. она превышала прожиточный минимум почти в 2 раза. В январе 1923 г. заработную плату, равную и больше прожиточного минимума, получали 13,8 % сотрудников, в декабре — большинство сотрудников (85,9%). Весь инспекторский и административный персонал получил заработную плату выше прожиточного минимума. Прожиточным минимумом не был обеспечен обслуживающий и технический персонал. При сравнении уровня оплаты труда сотрудников РКИ с оплатой труда сотрудников в других государственных и хозяйственных учреждениях можно констатировать, что в конце 1923 г. оплата труда в РКИ, хотя и не достигла уров-
ня ставок хозорганов, была выше, чем в большинстве государственных учреждений. Этому способствовал рост среднемесячного заработка сотрудников в течение 1923 г. в 3,7 раза, в то время как в других учреждениях рост был менее значителен [2, с. 186].
При рассмотрении вопроса о заработной плате немаловажное значение имеет своевременность ее выплаты. Получение кредитов из центра областным отделением РКИ в подавляющем большинстве случаев приходились на 2-ю половину или конец месяца, подлежащего оплате. Перевод кредитов в ГубРКИ производился Сибинспекцией на второй — третий день по получении извещения от Губфинотдела. В связи с отдаленностью губернских инспекций от Новониколаевска и почтовой волокиты инспекции часто получали деньги в следующем месяце. Они были вынуждены прибегать к системе авансов сотрудникам за счет премиального фонда, а окончательные расчеты откладывать до начала следующего месяца. Исчисление зарплаты в золотых рублях в некоторой степени сглаживало ее запоздалое получение, но в обстановке роста цен на предметы первой необходимости задержка зарплаты отражалась на бюджете сотрудников и вызывала законное недовольство. В январе 1923 г. уполномоченный РКИ по Тарскому уезду направил в Омское ГубРКИ послание. Он сообщил, что состоял с февраля 1920 г. на службе в различных ведомствах г. Тары. В РКИ работал с октября
1922 г. «За время моей работы в рабоче-крестьянской инспекции, названное ведомство было самым неаккуратным в отношении оплаты труда своих сотрудников» [17, л. 1].
Задержка с получением из НК РКИ расходного расписания, которое приходило в Сибири с запозданием иногда более чем на месяц, вынуждала Сибинс-пекцию направлять средства в ГубРКИ до получения расходного расписания из НК РКИ. В результате происходили ошибки, поскольку расходное расписание НК РКИ не было стабильным. В январе — сентябре 1923 г. заработная плата сотрудников РКИ состояла из основного оклада и премиальных. Величина премиальных была в несколько раз больше основного оклада. С октября 1923 г. выплачивался только оклад. Выплата премиальных прекратилась [15, л. 8 — 10; 1, л. 7 — 9].
В 1924 — 1925 гг. рост заработной платы у сотрудников рабоче-крестьянских инспекций был незначительным 5— 10 %. С отменой осенью 1923 г. премиальных в отделах РКИ возникла угроза срыва выполнения многих работ. Получая премиальные, сотрудники часто на длительное время задерживались на работе. После отмены выплаты премиальных у них исчез стимул работать после окончания рабочего дня. Для решения этой проблемы в декабре 1923 г. ввели надбавку за поддержание нужного темпа работы — (нагрузка). Для получавших нагрузку сотруд-
Таблица 3
Заработная плата сотрудников Сибирских инспекций в 1923 г. (в золотых рублях)
Период Средняя месячная зарплата на сотруд- ника Средний прожиточный минимум на 3-х человек в месяц Во сколько раз зарплата больше или меньше прожит. минимума % сотрудников, получаю щих прожиточный минимум и выше
Январь 1923г. 18 28 — 1,55 13,8
Декабрь 1923г. 67 36 + 1,86 85,9
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
Заработная плата сотрудников Алтайской ГубРКИ в октябре 1924 г. и мае 1925 г.
Н аиме нова ни е должности Число сотрудников Основной оклад* Нагрузка Итого на одного сотрудника Всего
окт. 1924 г. май 1925 г. окт. 1924г. май 1925 г. окт. 1924 г. май 1925 г. окт. 1924 г. май 1925 г. окт. 1924 г. май 1925 г.
Адми нистрация 2 3 91 91 46 46 137 137 274 411
Секретарь 1 1 67 64 30 31 97 95 97 95
Ст. инспектор 5 5 67 64 21 26 88 90 440 445
Инспектор 2 1 55 59 11 20 66 79 132 79
Де лопрои зв од ите ль-бухгалтер 1 1 50 52 7 7 57 59 57 59
Регистратор 1 1 28 26 - - 28 26 28 26
Машинистка 2 1 31 24 - - 31 24 62 24
Расс ыльный 1 1 18 17 - - 18 17 18 17
Сторож 1 1 15 14 - - 15 14 15 14
Итого: 16 15 422 411 114 130 537 541 1123 1170
*в золотых рублях
ников рабочий день был ненормирован. Они должны были находиться на работе столько, сколько было необходимо для выполнения полученного задания. Технические работники и обслуживающий персонал надбавку не получали. Величина нагрузки составляла от 1/5 до 1/2 должностного оклада [18, л. 147; 19, л. 80; 20, л. 5 — 7].
Величина нагрузки зависела от численности сотрудников. Так, например, согласно данным табл. 4 [18, л. 147, 147 об], оклад сотрудника Алтайской РКИ с октября 1924 по май 1925 г. не претерпел существенных изменений (у одних категорий работников уменьшение на несколько рублей, у других — увеличение). Общая сумма заработной платы увеличилась с 1123 до 1170 рублей — на 4 %. Средняя заработная плата сотрудников с октября 1924 по май 1925 г., в связи с сокращением численности сотрудников с 16 до 15 чел., возросла с 70 до 78 руб. Наиболее значительным был рост заработной платы у инспекторского персонала.
В мае 1925 г. инспекторская группа СибРКИ проводила проверку деятельности отделений РКИ в Енисейской, Томской, Алтайской и Иркутской губерниях. В ходе проверки выяснилось, что в Красноярске (Енисейская губерния) оплата осуществлялась согласно коллективному договору и директивам НК РКИ. Все получали в пределах тарифной сетки. Минимальная ставка инспектора — 72 руб. в месяц. В Иркутске была выделена группа наиболее квалифицированных работников получавших хорошие надбавки по системе, приближающейся по типу к системе с нагрузкой, их зарплата составляла 109 руб. в месяц. Остальные работники получали по тарифной сетке. В Томске месячный фонд заработной платы распределялся между наличным числом сотрудников. Оклады сотрудников менялись в зависимости от общего числа работников. Максимальный оклад инспектора 100 руб. в месяц. Подобная система существовала в Алтайской ГубРКИ, где максимальный оклад инспектора составлял 97 руб. [18, л. 9, 10 об; 21, л. 90; 22, л. 3; 23, л. 9; 24, л. 3].
Степень материальной обеспеченности сотрудников сибирских рабоче-крестьянских инспекций с 1 октября 1924 г. по 10 октября 1925 г. можно проследить по табл. 5. [25, л. 190].
Согласно данным табл. 5, сотрудникам сибирских инспекций в 1924 — 1925 хозяйственных годах было выдано 145 524 руб. Средняя численность работни-
ков в сибирских инспекциях в 1924 г. — 174 чел., в 1925 г. она снизилась до 140 чел. Если учесть, что обслуживающий персонал составлял 25 — 30 % от общей численности инспекций, а его заработная плата была от 13 до 35 руб. в месяц, то очевидно, что заработная плата руководства и инспекторского персонала в среднем приближалась к 100 руб. в месяц. Это в изучаемый период более чем приличный уровень.
Жалуясь на трудности привлечения высококвалифицированных специалистов из хозяйственных органов, где ставки были выше, руководители инспекции не сравнивают величину в РКИ с уровнем оплаты в других государственных учреждениях. Примеры величины оплаты труда в учреждениях в июле — августе 1924 г. Преподаватель в престижном учебном заведении, совпартшколе получал со всеми надбавками 72 руб. в месяц. Директор омского завода «Красный пахарь» — 130 руб., т.е. меньше, чем заместитель заведующего омской ГубРКИ. Ректор Омского ветеринарного института получал со всеми надбавками 120 руб. Инструктор Новониколаевского губисполкома имел 60 руб., а старший инспектор 52 руб., т.е. меньше, чем инспектор губернского отделения РКИ. Председатель Омского губернского суда получал 92 руб., судья — 78 руб., ответственный секретарь — 55 руб., председатель районного исполнительного комитета в Омске получал 107 руб. [26, л. 20, 21, 50, 52, 53; 27, л. 86, 117, 151; 28, л. 111].
Таким образом, вышеприведенные данные свидетельствуют, что заработная плата в отделах рабочекрестьянской инспекции в сравнении с другими учреждениями была достаточно высокой. Почему же РКИ не могли привлечь высококвалифицированных специалистов из других организаций? Во-первых, переход члена партии с одной работы на другую осуществлялся в этот период только с согласия партийного руководства. Во-вторых, высококвалифицированных специалистов в Сибири было очень мало и многие из них работали в хозяйственных организациях, где зарплата была значительно выше, чем в государственных. Жесткая дисциплина, большая ответственность и контроль со стороны губернских контрольных комиссий РКП(б) за деятельностью сотрудников РКИ не способствовали переходу в рабоче-крестьянскую инспекцию беспартийных специалистов с высшим и средним специальным образованием из тех государственных организаций, где зарплата была ниже, чем в РКИ. Определенный
Таблица 5
Заработная плата сибирского краевого отдела и губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции с 1 октября 1924 г. по 1 октября 1925 г. (в золотых рублях)
Название учреждения Количество по штату сотрудников Всего выдано в год зарплаты Из них
основного оклада спецфонд и нагрузка %% спецфонд и нагрузки
Сибрки 50 46860 35613 11247 24
Омский 25 17256 13805 3451 20
Банаульский 20 13464 10771 2693 20
Николаевский 20 15660 12528 3132 20
Красноярский 20 15360 12288 3072 20
Иркутский 25 17940 14352 3588 20
Бийский - - - - -
Ойротский 10 1728 1382 346 20
Хакас ский - - - - -
Итого 195 45524 114544 30980 27,7
интерес в этой связи представляет просьба старшего инспектора Омской ГубРКИ члена РКП(б) А. В. Троицкого о переводе его, в связи с плохим состоянием здоровья, на более легкую работу в губплан. Президиум Омской ГубКК РКП(б) учитывая состояние здоровья А.В.Троицкого, перевод разрешил [29, л. 1].
Библиографический список
1. Анашкин, П. А. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920—1929 гг.) / П. А. Анашкин, С. К. Кузнецов. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1982. — 195 с.
2.. Шустов, В. А Осуществление в Сибири идей В. И. Ленина о совершенствовании государственного аппарата (1923—1930 гг.)/
B. А. Шустов // В. И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти: тез. докл. — Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 1967. — С. 184—194.
3. Дианов, А. Г. Возникновение советских контрольных органов в Сибири / А. Г. Дианов // Европейский журнал социальных наук. — 2013. — № 4. — С. 333 — 341.
4. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2009. — № 2 (76). — С. 18 — 22.
5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. — 88. Оп. 1. Д. 55.
6. Дроздков, А. В. Сибирский рынок в условиях нэпа (1924—1925 гг.): проблемы государственного вмешательства / А В. Дроздков // Омский научный вестник.— 2001. — Июнь (15). —
C. 28 — 32.
7. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 35.
8. Дианов, А. Г. Создание объединенных органов партийногосударственного контроля. Часть 1 / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2013. — № 3 (119). — С. 11 — 13.
9. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 113.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. — 374. Оп. 4. Д. 35.
11. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 109.
12. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 82.
13. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 91.
14. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р. — 241. Оп. 1. Д. 604.
15. ГАРФ. Ф. Р. — 374. Оп. 4. Д. 39.
16. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 90.
17. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 37.
18. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1 Д. 308.
19. ГИ АОО. Ф. Р. — 460. Оп. 2. Д. 674.
20. Центр документации архивного фонда Алтайского края Ф. Р. — 103. Оп. 1. Д. 15.
21. ГАНО. Ф. П. — 6. Оп. 1. Д. 4.
22. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 128.
23. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. П. — 2. Оп. 1. Д. 101.
24. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. — 320. Оп. 1. Д. 160.
25. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 225.
26. ГИАОО. Ф. Р. —460. Оп. 1. Д. 171.
27. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 172.
28. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 173.
29. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 125.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторический наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.10.2013 г.
© А. Г. Дианов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ