ББК 63/3(2)633-2
Я.А. Олейник
Материально-техническое оснащение театров Западной Сибири середины 1960-1970-х гг.
Ya.A. Oleinik
Logistical Support of Western Siberian Theatres in the Middle 1960-1970s
Материально-техническая база театров Западной Сибири середины 1960-1970-х гг. активно развивалась: велось строительство новых зданий, реконструировались старые помещения, обновлялись, по мере возможности региональных и центральных властей, дорогостоящее техническое оборудование и автопарк. Key words: Западная Сибирь, культурное строительство материально-техническая база, театры, театральное искусство.
Material and technical base of Western Siberian theatres in the middle 1960-1970s years was actively developed. New buildings were built, old premises were reconstructed, expensive technical equipment and motor-vehicle pool were updated by regional and central authorities as far as possible.
Key words: Western Siberia, cultural structure, logistical support, theatres, dramatic art.
Формирование системы экономического обеспечения деятельности театров является одной из наиболее актуальных проблем современного менеджмента в сфере культуры. Выбор стратегии управления должен основываться как на системном анализе современного состояния театрального искусства в провинции, так и с учетом опыта практической деятельности театров, накопленного в прошлом. Современный взгляд на проблему материально-технического обеспечения театрального искусства середины 60-70-х гг. XX в. позволяет выявить комплекс проблем, характерных в том числе и для настоящего времени.
Проблема развития материально-технической базы театров рассматриваемого периода изучена недостаточно. Отдельные моменты фактического состояния театрального хозяйства Западной Сибири исследовались в обобщенном виде. Сборники статей «Театр и наука» [1], «Театр и молодежь» [2], изданные в конце 70-х гг. XX в., детально раскрывают теорию деятельности театров, указывая в качестве основополагающей причины бедственного положения провинциальных театров отсутствие специализированных управленческих навыков театрального руководства. Отмечая справедливость некоторых выводов авторов, мы можем утверждать, что проблема имеет более глубокие корни.
Для советской системы финансирования театрального искусства единственным источником обеспечения являлся государственный бюджет. По предложению Министерства культуры СССР в августе 1969 г.
было утверждено «Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии», где были прописаны основные вопросы экономического и правового регулирования [3, с. 114].
Для покрытия эксплуатационных расходов театрально-зрелищным предприятиям выделялась определенная субсидия или государственная дотация, которая стала основой всей экономики театрального дела советского периода. Недостаток собственных финансов театров покрывался из областных и краевых бюджетов, а также за счет средств Министерства культуры РСФСР на основании производственно -финансового плана. Выполнение плановых заданий контролировалось вышестоящими инстанциями.
Критерием распределения государственных дотаций 1960-1970-х гг. выступала категория, присвоенная театру за определенные заслуги в развитии театрального искусства. Доходы и расходы театра планировались в соответствии с категорией, присвоенной ему в Министерстве культуры РСФСР. Размер государственной дотации по каждому театру устанавливался в пределах общей суммы, выделяемой Советом Министров РСФСР для каждого края или области [4, л. 55].
Фактически, в истории развития советского театрального искусства размер дотации не соответствовал реальным потребностям театров. Ведущие коллективы регионов были вынуждены длительное время вести переписку с вышестоящими организациями о присвоении им более высокой категории,
ИСТОРИЯ
а, следовательно, признании творческих успехов и улучшении финансирования. Управление культуры Томской области неоднократно ходатайствовало о присвоении облдрамтеатру первой группы, мотивируя тем, что из всех сибирских областных театров Томский оказался единственным, отнесенным ко второй группе, тогда как его творческие возможности соответствовали требованиям, предъявляемым к первой группе [5, л. 17, 46].
Обеспечение, выделяемое из бюджета, предназначалось только для покрытия текущих расходов. Реконструкция помещений, капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования осуществлялось также из государственного бюджета, но по другим статьям финансирования.
Большинство театров Западной Сибири работало в старых, приспособленных помещениях и остро нуждалось в обеспечении их новыми, современными зданиями с необходимым техническим оборудованием. Томский драматический театр располагался в здании, построенном в 1912 г. и приспособленном под театр. На сцене глубиной 8 метров и высотой 13 метров не было элементарных механических приспособлений, сценического круга. Отсутствовали подсобные помещения. Подземные воды разрушали фундамент [6, л. 45-46].
В похожей ситуации находились Омский театр музыкальной комедии, Бийский драмтеатр, Алтайский театр музкомедии, Алтайский театр юного зрителя, Новосибирский театр «Красный факел» [7, л. 83; 8, л. 38-39; 9, л. 39]. Многие театры, которые имели пригодные к эксплуатации здания, испытывали недостаток производственных помещений и сценического оборудования [10, л. 86; 11, л. 39]. Для улучшения условий работы творческих коллективов в рассматриваемый период было построено несколько новых современных зданий театров. В ноябре 1967 г. работу в новом собственном здании со зрительным залом вместимостью 714 мест начал Омский театр юного зрителя [12, л. 18]. В 1973 г. барнаульцы получили новое здание крайдрамтеатра [13, л. 6].
Здания, освободившиеся в результате перехода творческих коллективов в новые помещения, передавались наиболее нуждающимся в улучшении условий работы театрам. В 1972 г. Алтайскому театру юного зрителя было передано старое здание Алтайского драматического театра [14, л. 25-29]. Много усилий со стороны властей было приложено для укрепления материальной базы театров, имеющих пригодные для эксплуатации помещения. Ежегодно проводились текущие ремонты, выделялись средства для реконструкции технических помещений и строительства пристроек. В 1967 г. в «Красном факеле» был проведен капитальный ремонт [15, л. 6]. В 1971 г. Алтайский драматический театр за счет бюджета края капитально отремонтировал котельную, отопительную систему,
канализацию и технические помещения [16, л. 30]. В 1971 г. Новосибирскому областному драматическому театру на капитальный ремонт помещения было выделено 33 тыс. руб., 27 тыс. руб. - на сооружение пристройки к зданию для хранения декораций [17, л. 3]. В 1975 г. Новосибирскому театру музыкальной комедии были выделены средства на пристройку гаража [18, л. 19]. В 1979 г. в театре «Красный факел» были проведены значительные ремонтные работы -замена вентиляции в зрительном зале, оформление фойе, монтаж светового занавеса. Кроме того, театр получил возможность расширить производственные помещения [19, л. 40].
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что многие проблемы в обеспечении оптимальных условий развития театрального искусства региона оставались нерешенными. Новосибирский и Кемеровский театры кукол на протяжении рассматриваемого периода арендовали здания. Работа велась на различных площадках города [20, л. 43; 21, л. 222]. В финансовом отчете Алтайского театра кукол (1968 г.) основной причиной неисполнения финансового плана было указано отсутствие обещанного театру здания на 300 мест. Алтайские кукловоды были вынуждены продолжать работу в арендованном помещении с залом на 120 мест [22, л. 119].
Проблемы в обеспечении производственного процесса необходимыми материалами театры Западной Сибири испытывали на протяжении всего исследуемого периода. Сказывалось и отсутствие достаточного финансирования, и проблемы в приобретении необходимых материалов (тюль, бархат и т.д.). В 1968 г. «Красный факел» по техническим причинам (отсутствие в типографии бумаги) не смог изготовить буклеты к спектаклям, хотя эскизы были подготовлены своевременно [23, л. 16]. Омскому драматическому театру остро не хватало тканей, реквизита, строительного материала для декораций [24, л. 85].
Тяжелое положение испытывали театры с транспортными средствами. У каждого западносибирского театра существовал собственный автопарк, однако к середине 1960-х гг. только отдельные машины могли быть использованы. Автопарк большинства театров был предельно изношен. Рубцовский драматический театр в 1968 г. не имел пригодного к эксплуатации транспорта, притом, что плановые показатели предусматривали 287 выездных спектаклей. Проблемы с транспортом привели к частичному срыву гастролей, фактически было проведено только 228 спектаклей. Руководству Алтайского театра кукол (1968 г.) приходилось нарушать финансовую дисциплину и ремонтировать автобусы у частных лиц, поскольку специализированные предприятия отказывались принимать устаревшую технику в ремонт [25, л. 7]. Артисты Томского театра кукол неоднократно возвращались с гастролей с обмороженными пальцами, поскольку
в старом автобусе не предусматривалась система отопления салона. Кроме того, имеющийся в распоряжении театра автомобиль «Кубань» часто ломался, угрожая нарушить гастрольный график театра [26, л. 65]. В 1979 г. Омский драматический театр оказался в тяжелой транспортной ситуации. Из 5 имеющихся в наличии машин не оказалось ни одной, пригодной к эксплуатации [27, л. 149].
Важный для основной деятельности театров вопрос решался по мере возможностей региональных властей. Кемеровским театрам руководство области выделяло автотранспорт достаточно регулярно. Театры Новосибирской и Омской областей получали автобусы в основном за счет Министерства культуры РСФСР [28, л. 36; 29, л. 2; 30, л. 18]. Региональные власти, понимая значимость автотранспорта в работе театров, поддерживали творческие коллективы.
В 1973 г. для приобретения автотеатра Новосибирский облисполком выделил Новосибирскому областному драматическому театру 14 тыс. руб. [31, л. 20]. Обновлялся автопарк и у других театров, однако материальных ресурсов властей было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в технике.
В целом для 1960-1970-х гг. характерно удорожание театрального производства. Возросли расходы на содержание и ремонт зданий, так как были введены новые, более дорогие театральные здания, а также существенно переоборудованы старые помещения. Развитие материально-технической базы театров Западной Сибири имело положительную динамику. Велось культурное строительство, обновлялись, по мере возможности региональных и центральных властей, дорогостоящее техническое оборудование и автопарк.
Библиографический список
1. Театр и молодежь (опыт социологического исследования). - М., 1979.
2. Театр и наука (современные направления в исследовании театра). - М., 1976.
3. Безгин И., Орлов Ю. Театральное искусство: организация и творчество. - Киев, 1986.
4. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). - Ф. Р.260. - Оп. 2. - Д. 136.
5. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). - Ф. 607. - Оп. 1. - Д. 3685.
6. ЦДНИ ТО. - Ф. 607. - Оп. 1. - Д. 3380.
7. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). - Ф. 5. - Оп. 66. - Д. 229.
8. ЦХАФ АК. - Ф. Р. 1041. - Оп. 1. - Д. 658.
9. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. П. 1327. - Оп. 1. - Д. 5.
10. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 509.
11. ГАНО. - Ф. П. 1327. - Оп. 1. - Д. 5.
12. Государственный архив Омской области (ГАОО). -Ф. Р. 2111. - Оп. 1. - Д. 406.
13. ЦХАФ АК. - Ф. Р. 1041. - Оп. 1. - Д. 735.
14. ЦХАФ АК. - Ф. П. 9593. - Оп. 1. - Д. 11.
15. ГАНО. - Ф. П. 583. - Оп. 1. - Д. 39.
16. ЦХАФ АК. - Ф. Р. 1041. - Оп. 1. - Д. 738.
17. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 744.
18. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 1181.
19. ГАНО. - Ф. П. 9962. - Оп. 1. - Д. 15.
20. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 510.
21. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). - Ф. Р.-786. - Оп. 1. - Д. 317.
22. ЦХАФ АК. - Ф. Р. 1041. - Оп. 1. - Д. 657.
23. ГАНО. - Ф. П. 583. - Оп. 1. - Д. 40.
24. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИ ОО). - Ф. П. 2738. - Оп. 1. - Д. 36.
25. ЦХАФ АК. - Ф. Р. 1041. - Оп. 1. - Д. 627.
26. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). - Ф. 2329. - Оп. 36. - Д. 544.
27. ЦДНИ ОО. - Ф. П. 2738. - Оп. 1. - Д. 40.
28. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 1409.
29. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 1545.
30. ГАОО. - Ф. Р. 2111. - Оп. 1. - Д. 639.
31. ГАНО. - Ф. Р. 1375. - Оп. 1. - Д. 951.