П
Матери с шизофренией: взаимосвязь родительской психопатологии и детско-родительских отношений
Карницкая Л.А.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск Республиканский научно-практический центр психического здоровья, Минск, Беларусь
Karnitskaya L.
Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk Republican Scientific and Practical Center of Mental Health, Minsk, Belarus
Mothers with schizophrenia: the relationship between parental
psychopathology and parenting style
Резюме. Целью работы явилось изучить взаимосвязь между уровнем социального познания и нейрокогнитивных функций и характером детско-родительских отношений у матерей с шизофренией. В исследовании приняли участие матери с шизофренией (n=85) и психически здоровые матери (n=5l), имеющие здоровых детей в возрасте от 3 до 14 лет и проживающие совместно с ними. Оценка детско-родитель-ских отношений проводилась с помощью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» с последующим выделением в исследуемой выборке типологических групп со схожими стилями детско-родительских отношений. Проводилась оценка и сравнение параметров нейрокогнитивных функций и социального познания у участниц исследования. Для оценки межгрупповых различий использовались t-критерий Стьюдента и непараметрический критерий Манна - Уитни. Для анализа связи между качественным признаком, выступающим в роли зависимого, результирующего показателя, и подмножеством количественных использовалась модель логистической регрессии. У матерей с шизофренией с различными стилями детско-родительских отношений были обнаружены дефициты разной степени выраженности в сфере когнитивных функций и социального познания. Установлены связи между показателями когнитивных функций и социального познания и характером детско-родительских отношений у матерей с шизофренией. Ключевые слова: матери с шизофренией, детско-родительские отношения.
Медицинские новости. — 2021. — №5. — С. 76-80. Summary. The aim of the study was to evaluation the relationship between social cognition and neurocognitive functions and the nature of parent-child relationships in mothers with schizophrenia. The study involved mothers with schizophrenia (n=85) and mentally healthy mothers (n=51) who have healthy children aged 3 to 14 years and iive with them. The assessment of parent-child relationships was carried out using a questionnaire for parents «Analysis of family relationships» with the subsequent selection of typological groups in the studied sample with similar styles of parent-child relationships. An assessment and comparison of the parameters of neurocognitive functions and social cognition in the study participants was carried out. To assess intergroup differences, the Student's t-test and the nonparametric Mann - Whitney test were used. To analyze the relationship between a qualitative trait acting as a dependent, resulting indicator, and a subset of quantitative ones, a logistic regression model was used. Mothers with schizophrenia with different styles of parent-child relationships were found to have deficits of varying severity in cognitive function and social cognttion. Connections have been established between indicators of cognitive functions and social cognttion and the nature of parent-child relationships in mothers with schizophrenia. Keywords: mothers wtth schizophrenia, parent-child relationship. Meditsinskie novosti. - 2021. - N5. - P. 76-80.
редставления общества об иде- тами взаимодействия с ребенком [5, 6, 12]. альном материнстве и стигма, Также исследователями установлена связь
I связанная с психическим заболеванием, обусловливают убеждения, что матери с психическими расстройствами не в состоянии заботиться о своих детях. В настоящее время вопросы семейного функционирования матерей с шизофренией, хотя и привлекают внимание исследователей, однако тема шизофрении у матери освещается исключительно в литературе зарубежных авторов, а количество работ весьма невелико. В ходе исследований обнаружено, что диагноз имеет небольшое, но значительное негативное влияние на детско-родительские отношения (ДРО) у матерей с шизофренией, которое частично опосредуется актуальной симптоматикой и уровнем общего функционирования матери [11]. По мнению ряда исследователей, наличие самого психиатрического диагноза у матери не гарантирует неблагоприятные последствия для детей, тогда как выраженность симптомов, хронификация болезни более тесно связаны с результа-
нарушения социального познания, эмоционального процессинга, нейрокогнитивного дефицита и негативной симптоматики с дисфункцией родительских ролей [10, 13].
Цель исследования - изучить взаимосвязь между уровнем социального познания и нейрокогнитивных функций и характером ДРО у матерей с шизофренией.
Материалы и методы
Дизайн исследования: поперечное, сравнительное, «случай - контроль». В исследовании приняли участие женщины, имеющие здоровых детей в возрасте от 3 до 14 лет и проживающие совместно с ними. Основную группу составили матери, страдающие параноидной шизофренией. Участницы обследовались на этапе становления ремиссии за 2-3 дня до планируемой выписки из психиатрического стационара. Контрольную группу составили психически здоровые матери. В исследовании приняли участие 85 лиц с параноидной шизофрени-
ей, сформировав 100 исследовательских диад. Группу контроля составила 51 здоровая женщина, сформировав 60 исследовательских диад. Объектом статистического наблюдения явились женщины, единицей статистического наблюдения - диада мать - ребенок. Средний возраст участниц составил 36,3 (5,2) года в основной группе и 37,1 (5,8) года - в группе контроля и не имел статистически значимых межгрупповых различий (1=0,83, р>0,05). Все женщины, принявшие участие в исследовании, одинаково часто проживали в городе и сельской местности (р>0,05). Группы не имели статистически значимых различий по возрасту детей, включенных в исследование (и=2930,5, р>0,05).
Выявление особенностей ДРО осуществлялось с помощью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (далее - АСВ), разработанного Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом [4], с последующим выделением в исследуемой выборке типологических групп со
схожими стилями ДРО. Было сформировано пять групп: диады (п=48), в ДРО которых преобладала гиперпротекция на фоне воспитательной неуверенности (далее - стиль «ВН»), во второй группе (п=32) дисфункциональные паттерны в ДРО не были установлены (далее -стиль «Гарм»), третья группа (п=22) объединила диады с гипопротекцией на фоне вынесения конфликта с партнером в область ДРО (далее - стиль «ВК»), четвертую группу (п=35) составили диады с доминирующей гиперпротекцией на фоне фобии утраты ребенка (далее - стиль «ФУ»), пятая группа (п=23) объединила диады с гипопротекцией на фоне неразвитости родительских чувств (далее - стиль «НРЧ»). Эмпирические данные показателей социального познания были получены с использованием психодиагностической методики иссле-
дования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливана (русскоязычная адаптация выполнена Е.С. Михайловой (Алешиной) [2]) и компьютеризированного теста распознавания эмоций «Penn emotion recognition task» [8]. Для оценки параметров нейрокогнитивных функций использовалась батарея тестов: тест «шифровка» (WAIS, субтест VII) [3], тест «повторение цифр» (WAIS, субтест V) [3], методика «10 слов» [1], «беглость речевых ответов» [9], Висконсинский тест сортировки карточек (далее - ВТСК) [7].
Для оценки межгрупповых различий количественных переменных использовался t-критерий Стьюдента и непараметрический критерий Манна - Уитни. Для анализа связи между одним качественным признаком, выступающим в роли зависимого, результирующего показателя, и подмножеством количественных и
качественных признаков, использовалась модель логистической регрессии. Нулевая гипотеза проверялась на уровне значимости 5%. Результаты исследования обрабатывались с помощью статистической программы SPSS Statistics, версия 17.0 для Windows, STATISTICA 10.0. Результаты и обсуждение Особенности нейрокогнитивных функций у матерей с шизофренией с разными стилями ДРО
Анализ нейрокогнитивных способностей у матерей исследуемых групп установил более низкие результаты выполнения батареи тестов оценки нейрокогнитивных функций в диадах матерей основной группы со стилями «ВН», «ВК», «НРЧ» и гармоничным стилем ДРО (р<0,05) (табл. 1).
Так, женщины основной группы, практикующие стиль «ВН», демонстрировали
|Ш1И Значения результатов батареи тестов для оценки нейрокогнитивных функций у матерей с разными стилями ДРО, М (СО)
Тест Стиль «ВН» Стиль «Гарм» Стиль «ВК» Стиль «ФУ» Стиль «НРЧ»
ОГn=32 КГ n=16 ОГ n=13 КГ n=19 ОГ n=9 КГ n=13 ОГn=32 КГ n=3 ОГ n=14 КГ n=9
Скорость обработки информации 34,8** (7,7) 53,2** (10,2) 36,2** (9,6) 52,9** (7,0) 44,0 (16,3) 53,9 (9,9) 34,2* (7,5) 47,0* (4,0) 35,5* (10,6) 49,4* (11,9)
«10 слов Лурия» 35,8* (7,3) 39,1* (3,5) 34,6* (7,9) 41,3* (6,3) 40,1 (5,6) 41,2 (3,9) 34,9 (7,0) 41,7 (3,5) 36,6 (7,2) 40,8 (4,5)
«Повторение цифр» 10,8 (2,2) 11,7 (1,6) 10,9 (1,7) 12,0 (1,9) 12,2 (1,2) 12,1 (1,1) 10,6 (1,6) 11,0 (1,7) 11,0 (1,7) 11,4 (1,8)
«Беглость речи» 29,8** (8,4) 35,9** (5,4) 30,2** (8,3) 41,1** (10,1) 31,0 (6,9) 38,6 (10,7) 28,1 (8,5) 37,3 (9,1) 31,3** (7,3) 41,3** (5,2)
Буквенная часть 12,1* (5,2) 16,1* (5,1) 12,7* (5,2) 17,2* (5,8) 14,0 (4,8) 14,2 (4,0) 11,4 (4,4) 14,0 (3,0) 13,0* (3,6) 17,0* (3,1)
Категориальная часть 17,6 (4,6) 20,1 (4,8) 17,5** (4,9) 25,0** (5,9) 17,0* (2,9) 24,0* (7,3) 16,7 (5,7) 22,0 (5,6) 18,3* (5,9) 24,3* (3,9)
Примечание: * - различия между группами статистически значимые с использованием ^критерия Стьюдента, р<0,05; ** - различия между группами статистически значимые с использованием ^критерия Стьюдента, р<0,01.
¡иЩИ Значения результатов выполнения Висконсинского теста сортировки карточек у матерей с разными стилями ДРО, Ме (25%-75%)
Тест Стиль «ВН» Стиль «Гарм» Стиль «ВК» Стиль «ФУ» Стиль «НРЧ»
ОГ (n=32) КГ (n=16) ОГ (n=13) КГ (n=19) ОГ (n=9) КГ (n=13) ОГ (n=32) КГ (n=3) ОГ (n=14) КГ (n=9)
Всего предъявлено карт 121 (81-128) 96,5 (78-125,0) 128* (95-128) 85* (76-114) 93 (71-128) 128 (77,5-128) 128 (103,8-128) 113 (79-128) 127,5 (84-128) 88 (78,5-117,5)
Правильных ответов 70,5 (64,3-86,8) 68,5 (61,0-84,8) 70 (66-85,5) 67 (62-77) 66 (62-83,5) 72 (62-83,5) 74 (65,3-89,0) 87 (67-90) 69 (62,8-78,8) 68 (63,5-73,5)
Всего ошибок 31,5 (13,5-49,5) 23,5 (12,3-39,3) 31* (24,5-48,5) 16* (12-27) 17 (9-47) 27 (9-53) 34 (27-53) 26 (12-38) 30,5 (15-59,3) 21 (13,5-36,5)
Персеверативные ошибки 17,0* (9,25-25) 10,0* (5,0-20,6) 20* (10,5-25,5) 7* (6-16) 11 (7-3,5) 14 (5-26,5) 16,5 (8,3-25,5) 17 (7-21) 19 (11-26,3) 11 (7-17,5)
Пройдено категорий 6 (4-6) 6 (5,3-6) 6 (3-6) 6 (6-6) 6 (3-6) 5 (3,5-6) 5,5 (2,3-6) 6 (5-6) 6 (2,8-6) 6 (6-6)
Примечание: * - различия между группами статистически значимые с использованием критерия Манна - Уитни, р<0,05; ** - различия между группами статистически значимые с использованием критерия Манна - Уитни, р<0,01.
Значения результатов выполнения теста СИ у матерей с разными стилями ДРО, М (СО)
Субтест Стиль «ВН» Стиль «Гарм» Стиль «ВК» Стиль «ФУ» Стиль «НРЧ»
ОГ (П=32) КГ (П=16) ОГ (П=13) КГ (П=19) ОГ (П=9) КГ (П=13) ОГ (П=32) КГ (П=3) ОГ (П=14) КГ (П=9)
«Истории с завершением» 7,7 (2,6) 8,6 (1,6) 7,1** (2,5) 10,2** (2,3) 6,9* (2,2) 10,1* (2,5) 6,8 (2,5) 9,7 (1,5) 6,4* (2,4) 8,1* (1,3)
«Группы экспрессии» 5,8** (1,9) 7,7** (1,7) 6,3 (2,9) 7,6 (2,3) 9,0 (3,5) 8,8 (1,7) 5,7* (1,8) 9,0* (1,7) 4,8** (2,2) 8,2** (1,2)
«Вербальная экспрессия» 7,4 (2,0) 7,2 (2,3) 7,1 (2,5) 7,8 (2,6) 8,1 (1,7) 8,2 (1,9) 6,2 (2,2) 7,7 (1,1) 6,4 (2,3) 6,9 (2,5)
«Истории с дополнением» 3,9 (2,1) 3,9 (2,3) 5,1 (2,5) 6,2 (2,9) 3,9* (1,5) 6,0* (2,9) 4,2 (2,8) 5,3 (2,3) 2,9* (2,1) 4,9* (2,2)
Композитная оценка 24,8 (6,4) 27,4 (5,0) 25,7* (8,9) 31,8* (6,6) 27,9* (1,8) 33,4* (6,7) 22,9* (5,5) 31,7* (2,3) 20,5** (6,0) 28,1** (3,7)
Примечание: * - различия между группами статистически значимые с использованием ^критерия Стьюдента, р<0,05; ** - различия между группами статистически значимые с использованием ^критерия Стьюдента, р<0,01.
Значения результатов теста распознавания эмоций PennCNP у матерей с разными стилями ДРО, Ме (25%-75%)
Показатель Стиль «ВН» Стиль «Гарм» Стиль «ВК» Стиль «ФУ» Стиль «НРЧ»
ОГ (П=32) КГ (П=16) ОГ (П=13) КГ (П=19) ОГ (П=9) КГ (П=13) ОГ (П=32) КГ (П=3) ОГ (П=14) КГ (П=9)
Общее количество правильных ответов 33 (28,25-34) 33 (32-34,75) 30* (28-30,5) 33* (31-35) 34 (30-34) 34 (32,5-35) 28 (26,5-32) 32 (30-37) 30,5* (25-32) 34* (32-35)
Правильная идентификация эмоций
На женских лицах 16,5 (15-17) 16,5 (15,25-18) 15* (14-16) 17* (15-18) 16 (16-18) 17 (15-18) 14,5 (13-17) 17 (16-19) 15 (12,5-17,25) 17 (17-18)
На мужских лицах 16 (13,5-17) 16 (15,25-17) 15* (14-15) 16* (15-18) 16 (14,5-18) 17 (16-17) 14 (12,5-15) 15 (14-18) 14** (12-15,25) 17** (15,5-17,5)
Гнева 4,5 (3-5) 4 (4-5) 5 (3,5-5) 4 (3-5) 4 (3-6) 5 (3-5,5) 3,5 (3-4) 3 (3-6) 3,5 (3-4,25) 4 (3,5-5)
Страха 6* (6-7) 8* (7-8) 6 (4-7) 6 (5-8) 7 (5,5-8) 7 (6-8) 5,5 (4-7) 7 (5-8) 5 (4-5,5) 7 (7-8)
Счастья 8 (7,25-8) 8 (8-8) 8 (8-8) 8 (8-8) 8 (7,5-8) 8 (7,5-8) 8 (7,25-8) 8 (8-8) 8 (8-8) 8 (7-8)
Нейтрального выражения 7 (5,25-8) 7 (6-8) 6** (3,5-6,5) 8** (7-8) 5 (5-7,5) 8 (6,5-8) 7 (5,25-7) 8 (5-8) 7,5 (5,5-8) 7 (6,5-8)
Грусти 7 (6-7,75) 7 (5,25-7,75) 7 (7-8) 7 (7-8) 7 (7-8) 8 (7-8) 6 (5-7) 7 (7-8) 6 (4,75-7) 7 (6-8)
Примечание: * - различия между группами статистически значимые с использованием критерия Манна - Уитни, р<0,05; ** - различия между группами статистически значимые с использованием критерия Манна - Уитни, р<0,01.
низкую скорость обработки информации ^=-6,9, р=0,001), сниженный объем кратковременной памяти по тесту «10 слов Лурия» (1=-1,7, р=0,041), меньшее количество слов в тесте вербальной беглости 0—2,6, р=0,004) и его буквенной части 0=-2,5, р=0,015). У матерей с гармоничными ДРО межгрупповые различия выявлены по всем тестам оценки ней-рокогнитивных функций, кроме теста «повторение цифр». Женщины основной группы, практикующие стиль «1арм», по сравнению с психически здоровыми
матерями, демонстрировали низкую психомоторную скорость обработки информации («шифровка» 1—5,67, р=0,001), сниженный объем кратковременной памяти по тесту «10 слов Лурия» (1=-2,64, р=0,013), дефицит управляющих функций - меньшее количество слов в тесте вербальной беглости (1=-3,2, р=0,003), его буквенной части (1=-2,22, р=0,034) и категориальной части (1=-3,7, р=0,001). Матери основной группы в диадах со стилем «НРЧ» достоверно хуже справлялись с субтестами «шифровка»
(1=-2,1, р=0,049) и «беглость речи» (1=-3,6, р=0,002), в том числе буквенной и категориальной частями ((1=-2,8, р=0,012 и 1=-2,7, р=0,014 соответственно). Психомоторная скорость обработки информации была достоверно ниже у женщин основной группы со стилем «ФУ» (1=-2,9, р=0,007), а категориальная часть теста «беглость речи» имела достоверно худшие результаты у лиц основной группы со стилем «ВК» (1=-2,7, р=0,014).
Анализ нарушений исполнительского функционирования (по результатам теста
Результаты однофакторного регрессионного анализа для значимых предикторов стилей ДРО
Предикторы B Стандартная ошибка Тест Вальда Р ОШ (95% ДИ)
Стиль «Гарм»
«Шифровка» 0,032 0,16 3,817 0,051 1,03 (1,00-1,06)
Вербальная беглость 0,050 0,21 5,381 0,020 1,05 (1,01-1,10)
Буквенная часть 0,079 0,039 4,135 0,042 1,08 (1,00-1,17)
Категориальная часть 0,080 0,033 6,013 0,014 1,08 (1,02-1,16)
«Истории с завершением» 0,183 0,079 5,377 0,020 1,2 (1,03-1,4)
Стиль «ФУ»
«Шифровка» 0,071 0,019 13,544 0,0001 0,93 (0,9-0,97)
«Группы экспрессии» 0,170 0,084 4,093 0,043 0,84 (0,71-0,99)
Композитная оценка СИ 0,077 0,030 6,567 0,010 0,93 (0,87-0,98)
Стиль «ВК»
Композитная оценка СИ 0,120 0,037 10,844 0,001 1,13 (1,05-1,21)
Стиль «НРЧ»
Композитная оценка СИ 0,073 0,035 4,443 0,035 0,93 (0,89-0,99)
ВТСК) установил выраженность нарушений исполнительского функционирования среди женщин основной группы в подгруппе с гармоничным стилем ДРО: больным матерям потребовалось предъявление большего числа карточек для выполнения теста (и=165,5, р=0,018), было допущено большее количество общего числа ошибок (и=165,5, р=0,018) и персеверативных ошибок (и=165,5, р=0,008) (табл. 2).
Достоверно большее количество персеверативных ошибок при выполнении теста установлено у матерей с шизофренией в подгруппе со стилем «ВН» (и=165,5, р=0,047).
Особенности показателей социального познания у матерей с шизофренией с разными стилями ДРО
Статистический анализ результатов выполнения методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливана (далее - тест СИ) позволил установить, что в сравнении с контролем женщины основной группы со стилем «ВН» демонстрировали достоверно худшие результаты по субтесту «группы экспрессии» ^=-3,5, р=0,001) (табл. 3).
Матери основной группы среди диад с гармоничным стилем ДРО хуже справлялись с субтестом «истории с завершением» ^=-3,5, р=0,001) и имели достоверно более низкую композитную оценку по тесту 0=-2,2, р=0,048). Женщины со стилем «ВК» хуже справлялись с субтестами «истории с завершением» 0=-3,2, р=0,005) и «истории с дополнением» ^=-2,1, р=0,043) и также демон-
стрировали достоверно более низкую композитную оценку (t=-2,8, р=0,014). У матерей основной группы со стилем «ФУ» установлены худшие результаты по субтесту «группы экспрессии» (t=-3,0, р=0,005) и композитной оценке теста (t=-2,7, р=0,01), чем у матерей контрольной группы. Женщины основной группы в диадах со стилем «НРЧ» по сравнению с контролем демонстрировали дефицит социального познания, который выразился в достоверно худших результатах выполнения субтестов «истории с завершением» (t=-2,2, р=0,041), «группы экспрессии» (t=-4,8, р=0,000), «истории с дополнением» (t=-2,1, р=0,046) и в целом по композитной оценке теста (t=-3,4, р=0,003).
Анализ результатов выполнения компьютеризированного теста распознавания эмоций «Penn emotion recognition task» (далее - PennCNP) установил статистически значимые межгрупповые различия в способности правильно распознавать эмоции на лицах в исследуемых группах в подгруппе с гармоничным стилем ДРО (табл. 4).
Так, матери с шизофренией имели худшие результаты по общему числу правильных ответов (U=53,0, p=0,006), числу правильно распознанных эмоций на мужских (U=69,5, p=0,0035) и женских лицах (U=57,0, p=0,009), а также числу правильно идентифицированных нейтральных выражений (U=29,0, p=0,001). Статистически значимый дефицит эмоционального процессинга у матерей основной группы в подгруппе со стилем «НРЧ» подтверж-
дался худшими результатами по общему числу правильных ответов в тесте (U=18,5, Р=0,0005) и распознаванию эмоций на мужских лицах (U=14,0, p=0,002).
Для оценки связи между стилем ДРО и установленными различиями параметров нейрокогнитивных функций и социального познания у матерей с шизофренией использовалась модель логистической регрессии. Значимые статистические связи представлены в таблице 5.
Анализ показателей социального познания и нейрокогнитивных функций у женщин с различными стилями ДРО обнаружил наличие дефицитов, представленных в различной степени выраженности, у матерей с шизофренией. Вместе с тем нами установлено, что лишь немногие показатели, по которым выявлены различия, связаны с ДРО. Так, характер ДРО был связан с нейрокогнитивными функциями в области психомоторной скорости обработки информации, управляющих функций, семантической памяти; социальным познанием в способности предвосхищать дальнейшие поступки людей, правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам.
Выводы:
1. Вне зависимости от характера ДРО у матерей с шизофренией в сравнении с психически здоровыми женщинами с аналогичными стилями ДРО обнаружены в различной степени выраженности дефицит нейрокогнитивных функций и социального познания.
Так, матери с шизофренией:
- с гармоничными ДРО чаще, чем здоровые женщины с аналогичным стилем ДРО, имели дефицит способности предвосхищать дальнейшие поступки людей (субтест «истории с завершением») и более низкие оценки по композитной оценке выполнения теста социального познания, также испытывали трудности в распознавании эмоций как в целом, так и на мужских и женских лицах; обнаруживали равномерный дефицит нейрокогнитивных функций, выражающийся в более низких результатах выполнения батареи тестов оценки нейрокогнитивных функций и более высоких значениях числа персеверативных ошибок теста ВТСК;
- практикующие стиль «ВН» чаще, чем психически здоровые, обнаруживали равномерный дефицит нейрокогнитивных функций, выражающийся в более низких результатах выполнения батареи тестов оценки нейрокогнитивных функций и более высоких значениях числа персеверативных ошибок теста ВТСК;
- практикующие стиль «ВК» чаще, чем здоровые матери, имели более низкие способности к правильной оценке состояния, чувств, намерений людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам (субтест «группы экспрессии»);
- практикующие стиль «НРЧ» чаще, чем психически здоровые матери, демонстрировали нейрокогнитивный дефицит, выразившийся в более низких оценках тестов «скорость обработки информации», «беглость речи», имели более низкие оценки результативности выполнения субтестов оценки социального интеллекта («истории с завершением», «группы экспрессии», «истории с дополнением») и по композитной оценке теста, испытывали трудности в распознавании эмоций вне зависимости от пола лица, изображенного на фотографии, и на мужских лицах;
- со стилем «ВК» демонстрировали более низкие способности в сравнении с контролем предвосхищать дальнейшие поступки людей (субтест «истории с завершением») и понимать логику развития ситуаций взаимодействия (субтест «истории с дополнением»), а также имели более низкие результаты по композитной оценке выполнения теста социального познания;
- со стилем «ФУ» демонстрировали дефицит способности правильно оценивать намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам,
жестам (субтест «группы экспрессии») и также имели более низкие результаты по композитной оценке выполнения теста социального познания; обнаруживали трудности в выполнении теста «скорость обработки информации».
2. Выявленные межгрупповые различия дефицита социального познания и когнитивных функций у матерей с шизофренией в сравнении с психически здоровыми женщинами в большинстве своем не оказывали статистически значимого влияния на ДРО. Предикторами стилевых особенностей ДРО установлены:
- для стиля «1арм» - более развитые психомоторная скорость обработки информации (тест «шифровка»), вербальная беглость, буквенная и категориальная части, способность предвосхищать дальнейшие поступки людей (субтест «истории с завершением»);
- для стиля «ФУ» - дефицит психомоторной скорости обработки информации (тест «шифровка»), способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам (субтест «группы экспрессии»), более низкие результаты композитной оценки теста социального интеллекта, протективным фактором оказался высокий материальный доход;
- для стилей «ВК» и «НРЧ» - композитная оценка теста социального интел-
лекта, при этом дефицит социального познания был связан со стилем «НРЧ».
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 1962. - 432 с.
2. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Рук-во по использованию. - СПб, 1996. - 56 с.
3. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Век-слера. Диагностика структуры интеллекта: Методическое рук-во. - СПб, 2004. - 112 с.
4. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: Монография. - М., 2000. - 656 с.
5. Amritha S.B., Srinivasan K. // J. Indian Assoc. Child Adolesc. Ment. Health. - 2006. - Vol.2, N4. - P.100-107.
6. Biederman J. // Am. J. Psychiatry. - 2001. -Vol.158. - P.49-57.
7. Heaton R.K. Wisconsin card sorting test manual: revised and expanded / R.K. Heaton, G.J. Chelune, J.L. Talley, G.G. Kay, G.Curtiss. - PAR. Inc., 1993. - 230 p.
8. Kohler C.G., Bilker W., Hagendoorn M., Gur R.E., Gur R.C. // Biol. Psychiatry - 2000. - Vol.48. - P.127-136.
9. Lezak M.D., Howieson D.B., Loring D.W., Hannay H.J., Fischer J.S. Neuropsychological assessment. - NY 2004. - 1016 p.
10. Mehta U.M., Bhagyavathi H.D., Kumar C.N., Thirthalli J., Gangadhar B.N. // Australian & New Zealand J. Psychiatry. - 2013. - Vol.48. - P.249-258.
11. Mowbray C., Oyserman D., Bybee D., MacFarlane P. // Social Work J. - 2002. - Vol.26, N4. - P.225-241.
12. NomuraY, Wickramaratne P., Warner U. // J. Am. Academy Child Adolescent Psychiatry. - 2002. -Vol.41. - P.402-409.
13. Shenoy S., Desai G., Venkatasubramanian G., Chandra P.S. // Asian J. Psychiat. - 2019. - Vol.40. - P.55-59.
Поступила 19.02.2021 г.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
«Медицинские новости» № 5 (320) 2021 г.
Рецензируемый научно-практический информационно-аналитический журнал. Свидетельство о регистрации № 965 выдано Министерством информации Республики Беларусь 9 июля 2010 года. Периодичность - 1 раз в месяц
Учредитель
Частное издательское
унитарное предприятие
«ЮпокомИнфоМед».
Юридический адрес
220018, г. Минск, ул. Якубовского, 70-5.
УНП 191350993
Редакция
Шарабчиев Юрий Талетович (главный редактор, директор) Ясевич Татьяна Владимировна (редактор, зам. директора) Капля Марина Николаевна (ответственный секретарь, руководитель направления) Колоницкая О.М. (дизайн, верстка)
Цена свободная.
Тираж распространения, включая электронную подписку, 1005 экз.
Адрес для переписки: 220004, Минск,
ул. Короля, 51, офис 22 (7 этаж)
Тел.: (+375-17) 350-06-41 (гл. редактор),
373-07-01, факс: 374-07-02
Velcom (+375-29) 695-94-19
Е-mail: [email protected]
(для рекламодателей);
(для авторов)
www.mednovosti.by
Ответственность за достоверность и интерпретацию предоставленной информации несут авторы. Редакция оставляет за собой право по своему усмотрению размещать полные тексты публикуемых статей на сайте редакции www.mednovosti.by и в электронных базах данных (на сайтах) своих партнеров
По данным Google Analytics
(апрель 2021 г.): посещаемость сайта www.mednovosti.by - 199500; читаемость журнала «Медицинские новости» - 14500.
Журнал «Медицинские новости» включен в электронные базы данных «КиберЛенинка» и РИНЦ eLIBRARY.ru Цитируемость - 10 011. Impact factor - 0,237. индекс Хирша - 14.
Подписка: по каталогам РУП «Белпочта» и РУП «Белсоюзпечать» индексы: 74954 (инд.), 749542 (вед.); Украина (ГП «Пресса»), Литва (АО «Летувос паштас»), Латвия (ООО
«Подписное агентство PKS»), Болгария (Фирма INDEX), РФ (ООО «Информнаука»), РФ (ЗАО «МК-Периодика»), Молдова (ГП «Пошта Молдовей»)
Подписано в печать 24.05.2021 г. Формат 60х84 1/8. Гарнитура Helvetica Narrow. Уч.-изд. 12,0 л.
Типография: Государственное предприятие «СтройМедиаПроект» ЛП № 02330/71 от 23.01.2014 ул. В. Хоружей, 13/61, 220123, г. Минск