Научная статья на тему 'Математика и мезореальность: картезианский вариант анализа'

Математика и мезореальность: картезианский вариант анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / истина / реальность / Декарт / мезореальность / вещь / mathematics / truth / reality / Descartes / mesoreality / existence / thing

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шкарупа В. М.

Намечен путь мезоаналитического исследования проблемы отношения математики и реальности с опорой на разрабатываемую автором концепцию мезореальности. Рассматривается картезианский вариант начала изменения соотношения математики, физики и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematics and mesoreality: Cartesian variant of the analysis

The article outlined the path mesoanalitical studies the relationship of mathematics and reality based on being the author of the concept of mesoreality, the Cartesian variant of having begun to change the proportion of mathematics, physics and nature.

Текст научной работы на тему «Математика и мезореальность: картезианский вариант анализа»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3. С. 102-103.

УДК 111.83+165.43 В.М. Шкарупа

МАТЕМАТИКА И МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ: КАРТЕЗИАНСКИЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА

Намечен путь мезоаналитического исследования проблемы отношения математики и реальности с опорой на разрабатываемую автором концепцию мезореальности. Рассматривается картезианский вариант начала изменения соотношения математики, физики и природы.

Ключевые слова: математика, истина, реальность, Декарт, мезореальность, вещь.

Любое познание, и в первую очередь естественнонаучное, нацелено на достижение истины, т. е. такого положения дел, при котором мы в процессе познания окружающего мира получаем такие знания, которые находятся в соответствии с той реальностью, которую они представляют (описывают и объясняют).

Когда речь идет о естественных науках, тогда проблему их соотнесения с реальностью, которую они описывают, можно решить, хотя бы на интуитивном уровне, достаточно конструктивно - мы можем довольно отчетливо представить себе, о каком предмете исследования идет речь и как он выглядит или может выглядеть.

Однако же в случае с математикой мы легко можем попасть в затруднительное положение, ибо связь математики с реальностью (хотя бы физической) оказывается весьма и весьма неоднозначной, если не сказать неопределенной. Еще со времен Платона вошло в обиход полагать, что математика, в общем-то, создает свой мир1, который принципиально отличается от нашего, «вещного» мира, именно того мира, который, как считается, и является объектом естественных наук. В силу чего до сих пор остается актуальным вопрос, что же описывает математика, как она на самом деле связана с реальностью нашего чувственного мира. Как суметь сохранить чистоту математики, не растворив ее в реальности, с которой имеет дело естествоиспытатель, и в то же время не позволив ей горделиво вознестись в платоновские эмпиреи, в мир чистых идей, надменно возвышающийся над миром «падших» вещей?

В целях преодоления этой разорванности (раздвоенности) обратимся к мезоаналитическому подходу, разрабатываемому нами в работах [1-2]2. Изначально этот подход сводился к констатации наличия мезореальности, представляющей опосредствование тех крайностей как в онтологическом, так и в гносеологическом планах отношения человеческого сознания к бытию, между которыми и пребывает наше Я, выстраивая третью реальность - между реальностью субъективной и реальностью объективной [4]. Безусловно, мезоаналитическая интерпретация математики сталкивается с той трудностью, что концепция мезореальности изначально была нацелена на работу с естественнонаучным познанием; специфика математики же такова, что математическое знание, по сути, отгорожено от опыта, имеющего базовую ценность для естественнонаучного знания, а потому не совсем ясно, как мезореальности выполнить свою главную задачу - функцию опосредствования двух реальностей. Не желая забегать вперед предстоящего длительного исследования этой проблемы, разобьем его на ряд исторических (историко-научных и историко-философских) этапов. В данной статье, минуя античность и средневековье, обратимся к Новому времени, конкретнее к одному из зачинателей науки Нового времени - Рене Декарту.

© В.М. Шкарупа, 2015

Математика и мезореальность: картезианский вариант анализа

103

Обращение к Декарту тем более оправдано, что именно с него началось отдаление математики от метафизики, близость к которой с античных времен была само собой разумеющимся положением вещей. Впрочем, как это и бывает обычно в истории (в нашем случае в истории науки), всегда имеются предшественники некоторого эпохального сдвига в той или иной сфере культуры. Э. Гуссерль, например, указывает на Г. Галилея как инициатора тотальной рационализации естествознания. И конечно же, бескомпромиссным проводником и движущей силой этой рационализации явилась математика: «Ее рационализм сразу же распространяется на естествознание и создает для него полностью новую идею математического естествознания, каковое долгое время по праву называлось галилеевым» [5, с. 39]. И весь следующий объемный девятый параграф этой книги посвящен феномену математизации природы Галилеем (который именно так и называется) [5, с. 40-88].

Однако это отдаление коррелировало с процессом изменения статуса и физики как науки - ведь считалось, что старая физика (со времени Аристотеля) исходила из предпосылки, что «сфера реального, природного бытия принципиально отличается от сферы бытия идеального, каким занимается математика» [6, с. 184].

Словом, математика, оторвавшись от метафизики (философии), с каковой в античности она была связана неразрываемой пуповиной идеального мира, начала движение в сторону физики, а последняя, в свою очередь, стала двигаться навстречу математике, чтобы вступить с ней в нерушимый союз навеки на серединной территории: и если в «математику вводится принцип движения», то «из природы, напротив, изгоняется начало жизни и души, без которых не мыслили природу ни платоники, ни перипатетики». То есть «математика в руках Декарта становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно “считать” любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего интеллекта» [6, с. 184].

Таким образом, мы видим, что «в понятии природы Декарт оставил только те определения, которые составляют предмет математики - протяжение (величину), фигуру и движение» [7]. Сама же физика начинает

уподобляться математике, приобретает

черты априоризма (столь характерные для математики), за что Декарта активно критиковали такие физики, как Х. Гюйгенс и И. Ньютон [6, с. 166]. Неудивительно поэтому, что для Декарта наука есть всего лишь «инструмент для научного конструирования мира» [6, с. 186].

Итак, благодаря деятельности Декарта происходит «встреча на Эльбе» математики и физики, которые отныне заключили между собою дружественный союз в деле научного познания природы, в создании научной картины мира и который, в свою очередь, окончательно разрывает мифологическую пуповину и разрушает те картины мира, которые существовали до этого - мифологическую, религиозную, метафизическую; они все больше и больше заменяются (а порой и подменяются) научной картиной мира, основу которой отныне образует именно декартовский метод научного познания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наподобие идеального мира Платона, который, правда, сами математические сущности помещал между миром идей и миром вещей (а Гегель, например, подчеркивал, что природа чисел является чувственно-нечувственной).

2 Список других статей автора читатель найдет в [3].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шкарупа В. М. Первоначальные элементы ме-зоструктурного анализа сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 29-30.

[2] Шкарупа В. М. Мезореальность, зарождение аналитической философии и проблема достоверности существования внешней реальности // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 36-37.

[3] Шкарупа В. М. Истина и мезореальность: первое приближение // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1.

С. 90-91.

[4] Шкарупа В. М. Мезореальность как онтологическое ядро субъективности // Вестн. Ом. ун-та. 1998. Вып. 1. С. 44-47.

[5] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

[6] Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. М. : Наука, 1987. 448 с.

[7] Гайденко П. П. Декарт // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1989. С. 153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.