Научная статья на тему 'Математическое моделирование теплового аккумулятора для системы тепловой подготовки специальной техники'

Математическое моделирование теплового аккумулятора для системы тепловой подготовки специальной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
426
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИЯ / OPERATION / ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР / HEAT STORAGE / ТЕПЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / THERMAL PREPARATION / ТЕПЛОПЕРЕДАЧА / HEAT TRANSFER / СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛА / HEAT RECOVERY SYSTEM / НИЗКИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / LOW NEGATIVE TEMPERATURE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Конев В. В., Бородин Д. М., Созонов С. В., Половников Е. В., Плохов А. А.

В условиях автономного функционирования специальной техники возникает необходимость использования ее внутренних источников. Это можно осуществить использованием системы утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания. Для этого предлагается тепловой аккумулятор. Проведено математическое моделирование теплового состояния теплового аккумулятора в стадии охлаждения. Определено, что основными факторами, влияющими на тепловое состояние теплового аккумулятора являются: толщина теплоизоляционного слоя, масса и температура теплоаккумулирующего материала, характеристики окружающей среды (температура, скорость ветра). В ходе исследования разработана методика расчета теплового состояния при охлаждениитеплового аккумулятора. Методика представлена в общем виде в графической форме. Это позволяет упростить определение времени охлаждения теплового аккумулятора при его проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Конев В. В., Бородин Д. М., Созонов С. В., Половников Е. В., Плохов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical modeling of the heat accumulator system for thermal preparation of special equipment

In the context of the autonomous functioning of special equipment in the Far North and the Arctic is necessary to use its internal resources to maintain optimal thermal state units and units. This can be accomplished using a heat recovery system of the internal combustion engine. For this purpose the heat accumulator. The mathematical modeling of the thermal state of the heat accumulator in the cooling stage. The main factors affecting the cooling time of the thermal battery: TA insulation thickness, weight coolant, coolant temperature, air temperature, wind speed. Also developed a mathematical model of the process of cooling the heat accumulator in general terms. It is presented in graphical form, which simplifies the determination of the time of cooling the heat accumulator in its design. For the definition of Q and Bi developed a program «Time».

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование теплового аккумулятора для системы тепловой подготовки специальной техники»

Математическое моделирование теплового аккумулятора для системы тепловой подготовки специальной техники

В.В. Конев, Д.М. Бородин, С.В.Созонов, Е.В. Половников, А.А. Плохов Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Аннотация: В условиях автономного функционирования специальной техники возникает необходимость использования ее внутренних источников. Это можно осуществить использованием системы утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания. Для этого предлагается тепловой аккумулятор. Проведено математическое моделирование теплового состояния теплового аккумулятора в стадии охлаждения. Определено, что основными факторами, влияющими на тепловое состояние теплового аккумулятора являются: толщина теплоизоляционного слоя, масса и температура теплоаккумулирующего материала, характеристики окружающей среды (температура, скорость ветра). В ходе исследования разработана методика расчета теплового состояния при охлаждениитеплового аккумулятора. Методика представлена в общем виде в графической форме. Это позволяет упростить определение времени охлаждения теплового аккумулятора при его проектировании.

Ключевые слова: эксплуатация, тепловой аккумулятор, тепловая подготовка, теплопередача, система утилизации тепла, низкие отрицательные температуры.

При эксплуатации специальной техники в условиях Крайнего Севера и Арктики при низких отрицательных температурах возникают трудности с запуском агрегатов этих машин(ДВС, гидропривод, салон) в начале рабочей смены, после межсменной стоянки на открытой площадке [1 - 4].С целью обеспечения работоспособности машин используются различные средства тепловой подготовки [5 - 7]. Одним из вариантов тепловой подготовки является система утилизации тепла, в которой используются тепловые аккумуляторы. Тепло, накопленное и сохраненное в тепловом аккумуляторе, используется для тепловой подготовки агрегатов машины после их межсменной стоянки [3, 4, 8].

Качество работы систем утилизации тепла зависит в первую очередь от качества теплового аккумулятора его теплового потенциала [8]. Поэтому рассмотрим процесс охлаждения теплового аккумулятора после его

заполнения охлаждающей жидкостью (теплоносителем) из подрубашечного пространства ДВС.

На скорость охлаждения оказывают влияние следующие факторы: теплотехнические характеристики теплоаккумулирующего и теплоизоляционного материала, площадь поверхности охлаждения и толщина теплоизоляционного слоя теплового аккумулятора, температура окружающего воздуха. Существует методика, позволяющая осуществлять перевод скорости ветра в температуру с учетом внешней температуры окружающего воздуха [3, 7, 9]. Поэтому, отдельно фактор - скорость ветра в исследовании не рассматривался. Очевидно, большое количество факторов усложняет процесс проведения любого исследования. Так, если рассматривать планирование полного факторного эксперимента, то количество опытов увеличивается в степени в зависимости от количества факторов, учитываемых в исследовании. При этом нет необходимости учитывать все факторы, т.к. возможны незначимые факторы, влияние которых на процесс может находится в пределах погрешности исследуемого процесса.

При охлаждении теплового аккумулятора с увеличением времени йт„ градиент температур стремится к нулю - достигается тепловое равновесие с внешней средой. Для исследования процесс охлаждения теплового аккумулятора выделяют три режима охлаждения: нерегулярный, регулярный и стационарный [3, 10]. При нерегулярном режиме в начальный отрезок времени т=0 перепад температур не одинаковый и не имеет общего математического описания процесса охлаждения в отношении к регулярному режиму. Это связано с тем, что теплофизические свойства материаловтеплового аккумулятора разные.

На процесс охлаждения нерегулярный режим (учитывая его длительность) оказывает незначительное влияние по протяженности и

перепаду температур. Поэтому этим режимом в нашем исследовании мы пренебрегаем. Это было проверено предварительными экспериментальными исследованиями.

В соответствие с изложенным следует, что охлаждение всех элементов теплового аккумулятора в среде с температурой ^в начнется после того как

эти элементы примут начальную температуру ^н . В итоге начнется регулярный режим, который характеризуется равными перепадом избыточной температуры 3 = t - 1в, где t - текущая температура теплового аккумулятора. В период начала процесса охлаждения избыточная температура будет определяться по формуле: 30 = tн - tв.

Аналогично первому режиму (нерегулярному) исключаем из исследования стационарный режим, т.к. в этот период температура теплового аккумулятора во всех его точках сравняется с температурой окружающего воздуха. Учитывая, что тепловой аккумулятор работоспособен при положительных температурах (его эффективность этим определяется) и процесс исследуется при отрицательных температурах окружающего воздуха, равенство температуры окружающего воздуха и теплового аккумулятора также исключается.

Рассматривая процесс охлаждения теплового аккумулятора определим его форму. Из ранее проведенных исследований определено, что скорость охлаждения будет зависеть от соотношения площади поверхности теплового аккумулятора к его объему. Очевидно, что чем больше отношение площади поверхности теплового аккумулятора к его объему, тем быстрее будет охлаждение [10].

Из этого положения следует, что наибольшее время охлаждение имеет шар, а наименьшее, соответственно куб и далее цилиндр. Учитывая трудоёмкость изготовления и эксплуатации, принята для теплового

аккумулятора форма в виде цилиндра, у которого диаметр и высота одинаковы.

Размеры теплового аккумулятора также определяют его эффективность. Относительные потери теплоты снижаются с увеличением размеров теплового аккумулятора. При этом размеры теплового аккумулятора определяются длительностью процесса охлаждения (требуемого теплового потенциала).

При оценке теплового потенциала теплового аккумулятора, определении его размеров, определяется толщина теплоизоляционного слоя. Как выше было рассмотрено, площадь поверхности теплоизоляции определяет время остывания теплового аккумулятора. Тогда возможно, что при большей толщине теплоизоляции тепловой аккумулятор имеет скорость охлаждения выше в сравнении с меньшей толщиной теплоизоляционного слоя. Это необходимо учитывать при проектировании теплового аккумулятора.

Теплопроводность определяется по формуле:

< / йт = а(<2* / <х2 + <2* / <у2 + <2* / <22) (2)

Входные характеристики (условия однозначности) определены в виде:

- физических параметров теплоизоляционного материала (с, р, Я);

- формы и размеров теплового аккумулятора (8,1);

- начальной температуры теплового аккумулятора, Т = 0, * = *0 = / (х, у, 2) .

В проводимых исследованиях граничные условия задаются в виде условий третьего рода, тогда:

а

(< / <п) п=0 = а —--- (3)

=0 - * ж )

Уравнение (2) и условия однозначности позволяет представить обобщённую функцию в виде:

t = f(x ^ z,т,a, Л ^ ^, гж, ln). (4)

Для моделирования процесса охлаждения теплового аккумулятора примем следующие упрощения:

- теплоизоляцию рассматриваем в виде пластины с толщиной 8;

- процесс охлаждения протекает при постоянной температуре окружающего воздуха teo3 = const;

- отвод тепла осуществляется при постоянном коэффициенте теплоотдачи ( а = const) в процессе охлаждения;

Отсчет температуры пластины в любой момент времени определяется от температуры окружающей среды(t-teo3 = u) .Сделаем преобразование уравнения(2) и граничных условий(З) путем подстановки значения ранее

указанной температурыи.Так как, температура по осям Y и Z не имеет

dD = 0 dv = 0

изменений с течением времени, то ~~г = 0 и , - 0. В соответствие с этим

dy dz

уравнение (2) будет представлено в следующем виде:

du = a( d2u )

dr dx2 ' (5)

Приняты следующие начальные условия:

при т = 0,u = u = u0 = t0 - teo3, (6) Графическая форма представляется в виде системы, где начало координат находится на поверхности пластины. В соответствие с этим граничные условия для поверхности пластины будут следующие:

( du~\

при x = 0, — = о, (7)

\ип J n=0

при x = 8.

г -а

<п

Ли„

(8)

\(лп/х=0 /1их=8

Уравнение (5) и условия, указанные в уравнениях (6 - 8) позволяют сформировать поставленную задачу. Решение уравнения (5) с использованием начальных и граничных условий определяет зависимость температуры в пластине. При известном значении критерия Bi безразмерная температура имеет линейную зависимость от времени. Тогда, задачу можно решить графическим способом.

Значение безразмерной температуры 0 определяется по формуле:

г - г

тек воз

0 = тек_во3 (9)

* 0 — * воз

Где, гвод- температура теплоносителя (°С) (текущая) от времени (т);г0-температура теплоносителя в начале процесса охлаждения, 0С ;гвоз-температура окружающего воздуха, С .

Пластина в процессе охлаждения с течением времени будет иметь разные кривые. Эта кривая убывает к поверхностям пластины монотонно. В графическом виде для любого момента времени касательные к кривым в точке с координатой Х=1 будут проходить через направляющую точку (А), которая расположена от поверхности пластины на расстоянии Х0. В

соответствие с изложенным получим:

= ¿- (>0)

Как видно из выражения(10), расстояние точки А от поверхности пластины определяется условиями однозначности, которые можно использовать для любого момента времени при охлаждении теплового

аккумулятора. Следовательно, при неизменных граничных условиях, касательные ко всем температурным кривым поверхности пластины будут проходить через точку А. Это позволяет определить изменения температуры в тепловом аккумуляторе при заданном значении критерия Bi.

В исследуемой задаче критерий Bi имеет

значения 0,1 < Bi < 100 .Процесс охлаждения теплового аккумулятора определяется термическими сопротивлениями, происходящими внутри теплового аккумулятора и снаружи. При этом выравнивание температуры (внутренние процессы) происходит быстрее, чем отвод тепла (внешние процессы) с поверхности теплового аккумулятора. Процесс охлаждения определяется интенсивностью теплоотдачи на поверхности теплоизоляции. Тогда логично утверждать, что результатом тепловых процессов в тепловом аккумуляторе является, температура на поверхности теплоизоляции. Это упрощает проводимые исследования при допустимой погрешности.

В соответствие с изложенным, при известной температуре на поверхности теплового аккумулятора можно получить графики с прямыми Bi.Алгоритм построения графика 0 = f (Bi, F0) следующий:

1. Определение значения Gr (температурный напор определяется из экспериментальных данных).

2. Определениез начения ^в том числе с учетомветра.

3. Определение значения а .

4. Проверка на условие d > dкр.

5. Определение Bi.

6. Определение значения Р0 и значение температуропроводности^.

7. Определение значения 0.

Значения критерия Р0 и 0, при охлаждении теплового аккумулятора, соответствуют определённому значению времени. Также для теплового

аккумулятора определены точки с одинаковым значением а . Эти значения позволяют определить значения критерия Bi. Результаты полученных значений представляются графически по оси Х значения критерия , а по

оси У значения 0.

С использованием построенного графика зависимости 0 = / (В/, ^0) упрощается проектирование теплового аккумулятора,

упрощается методика определения температуры в последующий момент времени при известной температуре окружающего воздуха, начальной температуры на поверхности теплового аккумулятора и температура его теплоносителя. Решение задачи достигается графическим методом -определения нужного В/ при пересечении полученных и 0.

Соответствующее значение В/ является характеристикой для проектируемого теплового аккумулятора.

Использование полученной методики, при начальных условиях: тепловой аккумулятор - цилиндр с объемом 0,03 м ; теплоизоляция -пенопласт с толщиной 8 = 0,1м; температура окружающего воздуха минус 40

0С; начальная температура теплового аккумулятора плюс 85 0С ; понижение температуры теплоносителя в тепловом аккумуляторе на (10 -150С) - В/ = 16,39. Это соответствует времени хранения тепла в тепловом аккумуляторе 17,3 ч.

Для практического применения полученной методики по определению времени охлаждения теплового аккумулятора при различном теплоизоляционном материале и его толщины разработана специальная компьютерная программа. Алгоритм разработанной программы в следующем:

1. Вводятся значения характеристики теплового аккумулятора: высота I, (м): 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; теплопроводность теплоизолирующего материала X,

{Вт кДж

(—): 0,116; 0,066; 0,037; 0,047; теплоемкость материала с, (—-0—):

м С кг С

кг

соответственно 0,82; 0,92; 0,67; 0,75; плотность теплоизоляции р, (—3):

м

соответственно 770; 250; 200; 150; диаметр теплового аккумулятора^ (м): 0,4 м; 0,5 м; 0,6 м; 0,7; толщина теплоизоляции 8 (м): 0,025; 0,05; 0,1;

температура на поверхности теплоизоляции 0С : +3, +6, +9; И - коэффициент

11 1 1

температурного расширения теплоносителя -:-; -; -; 10 - начальная

t 263 243 233

температура теплового аккумулятора, (0С): 85; 90; 95; tвод - первая текущая температура теплоносителя (0С): 70; 75; 80; время охлаждения до текущей температуры теплоносителя г (час): 0,2; 0,6; 0,1; 1,3.

2. Вводятся значения характеристики окружающей среды (температуры

окружающего воздуха t(0С): -10; -30; -40; скорости ветра - Vм: 10, 15; V,

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м __6 (м

— - коэффициент кинематической вязкости воздуха 13 • 10 ; g, (—) -

с с

ускорение свободного падения 9,8; Рг = 0,7 . Если v=0, то:

3. Определяется Gr по формуле Gr = gPl3ЛТ / V2; определяем GrPr.

4. Определяется ^:

при условии 103 < Ог Рг < 109, соответствующем ламинарному режиму

N4 = 0,76(Ог Рг)0 25 (Ргс/Ргс)0,25;

при условии Ог Рг > 109, соответствующем турбулентному режиму N4 = 0 ,15(ОгРг)0,33(Ргс/Ргс)0,25. При условии V», = VI / V :

- в случае < 2000, критерий Нуссельта определяется Ыы = 0,15 Яв0,33 Рг0,43 (Ргс/Ргс)0,25;

при > 2000, соответственно Ыы = 0,15Яв0,33 Рг0,43 Ог0,1 (Ргс/Ргс)0,25; при > 10000 ,Ыы = 0,021 Яв0,80 Рг0,43(Ргс/Ргс)0,25.

5. Определяется значение а из выражения при рассчитанном значении критерия Нуссельта по формуле Ыы = а1 / X.

6. По формуле ¿Кр = а проверяется условие ^ > dкр, если условие не

выполняется, то необходимо пересмотреть вводные данные (характеристики теплоизоляции).

7. Определяется значение критерия В/ по формуле В/ = а8 / X .

8. Определяется значение 0по формуле 0 = (1 водтек -1 воз)/(1:0нач -1 воз).

9. Определяется температуропроводность - а по формуле а = Х/(срр).

10. Согласно построенному графику 0 = /(В/,Я0)на пересечении

рассчитанных значений 0 и В/ определяется критерий Р0. По формуле Р = аТ т

г0 ~ ^ находится время охлаждения теплового аккумулятора (т).

В результате проведенных исследований определено, что основными факторами влияния на время охлаждения теплового аккумулятора являются: толщина теплоизоляционного материала, характеристики теплоносителя (масса и температура), характеристики окружающей среды (температура и скорость ветра). На основе математического моделирования процесса охлаждения теплового аккумулятора получена в общем виде графическая форма определения времени охлаждения теплового аккумулятора, разработан алгоритм и компьютерная программа на его основе.

Литература

1. Конев В.В., Созонов С.В., Бородин Д.М., Половников Е.В. Датчики для исследования теплового состояния машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики //Инженерный вестник Дона, 2015, № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2791.

2. Конев В.В., Серебренников А.А., Бородин Д.М., Половников Е.В., Саудаханов Р.И. Модернизация гидропривода строительно-дорожных машин для северных условий эксплуатации // Современные проблемы науки и образования. 2015, № 1 URL: science-education.ru/121-17422.

3. Совершенствование системы предпусковой тепловой подготовки двигателя землеройной машины (на примере двигателя экскаватора ЭО-4121 А) Конев В.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Тюмень, 2002. 137 с.

4. Карнаухов Н.Н., Конев В.В., Разуваев А.А., Юринов Ю.В. Система предпусковой тепловой подготовки ДВС и гидропривода Пат. 2258153 Рос. Федерация, МПК7 F02N 17/06; заявитель и патентообладатель ТюмГНГУ. -№ 2004104477/06; заявл. 16.02.2004; опубл. 10.08.2005, Бюл. № 22.

5. Thermal preparation of the trailbuilder fluid drive Konev V., Merdanov S., Karnaukhov M., Borodin D. WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. Т. 190 volume 1. pp. 697-706.

6. Sh. Merdanov, V. Konev, S. Sozonov, Experimental research planning heat training hydraulic motors: Scientific enquiry in the contemporary, world: theoretical bas^s and innovative approach, Vol. 5. - Technical Sciences. Research articles, B&M Publishing (San Francisco, California, USA) 2014. - pp.113-117.

7. Математическое моделирование теплового состояния строительно-дорожных машин Конев В.В., Закирзаков Г.Г., Райшев Д.В., Мерданов М.Ш., Саудаханов Р.И. Современные проблемы науки и образования, 2014, № 6 С. 320.

8. Конев В.В., Райшев Д.В., Закирзаков Г.Г., Созонов С.В. Моделирование системы утилизации тепла ДВС специальной и автотранспортной техники //Инженерный вестник Дона, 2015, № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2830.

9. Захаров, Н.С. Взаимосвязь между климатическими факторами / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов, А.Н. Ракитин // Научно-технический вестник Поволжья, 2014, № 1 - С. 26-29.

10. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Теплопередача: учебник 4-е изд. - М.: Энергоиздат, 1981. - 416 с.

References

1. Konev V.V., Sozonov S.V., Borodin D.M., Polovnikov E.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 1; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2791.

2. Konev V.V., Serebrennikov A.A., Borodin D.M., Polovnikov E.V., Saudahanov R.I. Sovremennye problem nauki I obrazovanija. 2015. № 1; URL: science-education.ru/121-17422.

3. Sovershenstvovanie sistemy predpuskovoj teplovoj podgotovki dvigatelja zemlerojnoj mashiny (na primere dvigatelja jekskavatora JeO-4121A) [Improving the system of pre-launch preparation of the thermal engine earth moving machines (for example, the engine of the excavatorEO-4121A)] Konev V.V. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tehnicheskih naukTjumen', 2002. 137 p.

4. Karnauhov N.N., Konev V.V., Razuvaev A.A., JurinovJu.V. Pat. 2258153 Ros. Federacija, MPK7 F02N 17.06; zajavitel' ipatentoobladatel' TjumGNGU. № 2004104477.06; zajavl. 16.02.2004; opubl. 10.08.2005, Bjul. № 22.

5. Konev V., Merdanov S., Karnaukhov M., Borodin D. WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. T. 190 volume 1. pp. 697-706.

6. Sh. Merdanov, V. Konev, S. Sozonov. Scientific enquiry in the contemporary, world: theoretical basiss and innovative approach, Vol. 5. Technical Sciences. Research articles, B&M Publishing (San Francisco, California, USA) 2014. pp.113-117.

7. Konev V.V., Zakirzakov G.G., Rajshev D.V., MerdanovM.Sh., Saudahanov R.I. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovanija. 2014. № 6. p. 320.

8. Konev V.V., Rajshev D.V., Zakirzakov G.G., Sozonov S.V.Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 1; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2830.

9. Zaharov, N.S. Nauchno-tehnicheskij vestnik Povolzh'ja. 2014. № 1. p.

26-29.

10. Isachenko V.P., Osipova V.A., Sukomel A.S. Teploperedacha [Heat transfer]: uchebnik 4-e izd. M.: Jenergoizdat, 1981. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.