МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ТРЕНДА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ СО ЗДОРОВЬЕМ
Гурьянов М.С., Максимова С.В., Кириллова Т.А.
Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра общественного здоровья и здравоохранения
При подборе многомерных статистических методов, оценивающих зависимость оценок состояния здоровья или интегральных оценок качества жизни медицинских работников от отдельных факторов для возможности прогнозирования указанных оценок на индивидуальном уровне, в качестве наиболее адекватных по используемым зависимым и независимым переменным и простоте интерпретации мы использовали множественный линейный регрессионный анализ и бинарную логистическую регрессию.
В случае бинарной логистической регрессии вероятность для рассматриваемой единицы наблюдения оказаться в одной из анализируемых групп классификации рассчитывается по формуле:
1
р =-------,
1 + е-2
где е = 2,71828182845904,
2 = Ь1ПХ: + Ь2ПХ2 +... + ЬпПХп + а,
Ь1 .... Ьп - коэффициенты регрессии для независимых переменных Х1 ... Хп, а - константа уравнения регрессии.
В качестве независимых переменных использовались оценки параметров образа жизни - интенсивности занятий физической культурой Х1 (градации: отсутствие или очень малая интенсивность - 1; средней интенсивности - 2; высокой интенсивности - 3), употребления алкогольных напитков Х2 (градации: каждый день - 1; более 2 раз в неделю - 2; 1-2 раза в неделю - 3; 1-3 раза в месяц - 4; несколько раз в год - 5; отсутствие употребления алкоголя
- 6), курения Х3 (градации: более пачки сигарет в день - 1; около пачки - 2; 5-10 сигарет - 3; до 5 сигарет - 4; отсутствие курения - 5), режима питания Х4 (градации: произвольно в отношении времени - 1; строго по времени
- 2), качества жизни - физической Х5, психической Х6, социальной Х7, духовной сферы Х8 и общего восприятия состояния здоровья и благополучия Х9 (градации: от 1 - крайне неудовлетворительная, до 5 - высшая положительная оценка).
Уравнение для определения вероятности иметь первую группу здоровья в зависимости от выраженности отдельных параметров качества жизни (корректность прогнозирования модели - 90,1%):
2 = 1,265ПХз + 0,853 ПХб + 0,772ПХ7 - 12,278
Таким образом, для медицинского работника с благоприятной физической, психической и социальной составляющими качества жизни, 2 = 2,172 и р = 0,898 (то есть вероятность быть здоровым оценивается как 89,8%). Для указанного медицинского работника вероятность быть хронически больным составляет 8,6% (2 = - 2,36 и р = 0,086) и определяется по уравнению модели попадания в третью группу здоровья (корректность прогнозирования - 64%):
2 = - 0,604ПХз - 0,147ПХ6 - 0,286ПХ7 - 0,174ПХ8 + 3,695
При учете наблюдаемых в исследовании выборочных средних значений указанных переменных (Х5 = 3,62; Х6 = 3,4; Х7 = 3,02; Х8 = 3,62) получаем для медицинского работника вероятности иметь первую или третью группу здоровья - 7,8% и 38,1%, соответственно; при повышении качества жизни на 1 пункт (Х5 = 4,62; Х6 = 4,4; Х7 = 4,02; Х8 = 4,62) вероятность быть здоровым возрастет в 7,7 раза (до 60,4%), больным с хронической патологией
- уменьшится в 2,5 раза (до 15,5%).
Для прогнозирования интегральных оценок качества жизни медицинских работников получили уравнение: у = 0,246 ПХ1 + 0,084 ПХэ + 2,65
Коэффициент детерминации (доля дисперсии, которая описывается данным уравнением) составил 14,5%, что указывает на косвенный характер влияния указанных предикторов на зависимую переменную. Однако, при подстановке в данное уравнение полученных в исследовании выборочных средних значений (медиан) указанных переменных (Х1 = 1; Хз = 5;), спрогнозированная и измеренная оценки качества жизни практически не отличались
- 3,316 и 3,399 балла, соответственно.
В частности, для медицинского работника, занимающегося физической культурой с высокой интенсивностью и некурящего, усредненная оценка качества жизни составит 3,81 балла (по пятибалльной шкале). В случае отсутствия или малой интенсивности физической культуры и выкуривания более пачки сигарет в день, усредненная оценка качества жизни составит 2,98 балла - почти на 1 балл меньше.
Уравнение для определения вероятности максимальной оценки качества жизни (корректность прогнозирования модели - 80,3%):
2 = 1,241 ПХ1 + 0,604ПХ3 - 6,317
Так, для медицинского работника, занимающегося физической культурой с высокой интенсивностью и некурящего, 2 = 0,426 и р = 0,605 (то есть вероятность высокого качества жизни оценивается как 60,5%). Для указанного медицинского работника вероятность иметь наиболее низкую оценку качества жизни составляет 8,3%
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
(2 = - 2,398 и р = 0,083) и определяется по уравнению модели попадания в третью группу здоровья (корректность прогнозирования - 80,5%):
2 = - 0,553 ПХ1 - 0,231 ПХ3 + 0,416
При учете наблюдаемых в исследовании выборочных средних значений (медиан) указанных переменных (Х1 = 1; Х3 = 5) получаем для медицинского работника вероятности иметь наиболее высокую или низкую оценку качества жизни - 11,3% и 21,6%, соответственно; при повышении медицинской активности на 1 пункт (Х1 = 2; Х3 = 5) вероятность иметь наиболее высокую оценку возрастет в 2,7 раза (до 30,7%), наиболее низкую -уменьшится в 1,6 раза (до 13,7%).
Таким образом, процедура факторного анализа позволила количественно определить суммарное влияние компонентов качества жизни, связанных со здоровьем медицинских работников, с помощью последующей кластеризации из всего множества единиц наблюдения были сформированы однородные группы, что должно учитываться при планировании управляющего воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010