Математическое моделирование автоматизированного позиционного гидропривода целевых механизмов машин с контуром гидравлического управления повышенной эффективности
М.С.Полешкин, В.С.Сидоренко Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Развитие машиностроительной индустрии, определяется уровнем совершенствования автоматизированного технологического оборудования (АТО) [1]. Повышение требований к быстродействию и точности их функционирования обусловливают необходимость совершенствования действующих и создания новых позиционных систем. Применение позиционных гидроприводов, в силу известных преимуществ [2] позволяет повысить эффективность таких систем.
В позиционных гидросистемах программного регулирования, широкое применение нашли гидромеханические позиционеры - устройства организующие контур гидравлического управления [2]. Они эффективно решают задачи оптимального управления выходного звена привода, используя гидравлические линии связи (ГЛС), позволяющие регулировать потоки жидкости на входе или выходе из гидродвигателя.
В результате схемотехнического поиска разработана модульная
гидромеханическая система, обладающая возможностью эффективного структурнопараметрического управления процессами позиционирования целевых механизмов машин.
Рис.1. Структурная схема позиционного гидропривода с ГЛС:
АЗП - автоматический задатчик перемещений; ЭВМ - электронно-вычислительный модуль; ДПК - датчик положения координаты; УГП - устройство грубого перемещения; УТП - устройство точного перемещения; УУ - устройство управления; ИЛИ - логический элемент «или»; ЭСУ - энергосиловая установка;
ГД - гидродвигатель; ИУ - исполнительное устройство; ТУ - тормозное устройство;
ОУ - объект управления.
Структурная схема, показывающая взаимодействие ее силовой, гидравлической и механической подсистем, приведена на рис. 1.
Гидравлическую подсистему образуют: энергосиловая установка (ЭСУ),
гидродвигатель (ГД) и тормозное устройство. ЭСУ формирует требуемые параметры потока рабочей жидкости р1,р2,01,0г и преобразует его энергию в движение выходного звена ГД с заданными скоростью ю1 и крутящим моментом МГМ.
Отработку требуемого алгоритма позиционного цикла обеспечивает блок контроля координаты (БКК). Его реализуют: датчик положения координаты (ДИК), кинематически связанный с гидродвигателем. Срабатывание ДИК и передача сигнала на устройство грубого перемещения (УГП) формирующего управляющие воздействие ру происходит в точке позиционирования, задаваемой автоматическим задатчиком перемещений АЗП [5].
Гидравлический сигнал на выходе УГП формируется за 0,001...0,003 с [2] давлением для прямого управления гидромеханическим позиционером (ГМП) встроенным в гидравлическую силовую систему и управляющих основными потоком гидродвигателя. Передачу сигналов осуществляют управляющие гидролинии связи (УГЛС). ГМП образуют: устройство управления (УУ) преобразующее и направляющее управляющий сигнал к исполнительному устройству (ИУ) регулирующему противодавление на сливе ГМ.
Рис.2. Расчетная схема динамической системы ПГП
Особенностью гидравлических связей ГМП, являются незначительные расходы управляющих потоков в УГЛС, что позволяет минимизировать объемы жидкости в контуре и повысить его быстродействие управляющего устройства (ГМП). Объединение нескольких исполнительных устройств в одно многофункциональное, так же повышает быстродействие и стабильность работы системы.
Возможности дальнейших исследований функционала предлагаемого схемотехнического решения ПГП, во многом зависят от качественного математического описания его гидромеханической системы.
При этом существенно сокращается время последующих испытаний и улучшается качество рабочих процессов реальных ПГП, сокращая затраты времени и средств. Для этого был выполнен динамический анализ позиционного гидропривода в соответствии с ниже приведенной методикой.
Для этого, на основании структурной и принципиальной гидравлических схем, разработана расчетная гидрокинематическая схема динамической системы ПГП представленная на рис.2.
Математическое описание динамических процессов протекающих в гидравлических системах осложняется особенностями поведением потока рабочей жидкости. Поэтому при формировании математической модели позиционной гидросистемы, были приняты следующие допущения в порядке их значимости:
• Механическую подсистему ГМУП в упрощённых моделях описывает
одномассовая динамическая система, а в полной модели - двухмассовая;
• Утечки малы и могут быть ограничены коэффициентом утечки Ку [3];
• Трубопроводы короткие, гладкие, жесткие, что позволяет не учитывать волновые явления;
• Жесткость гидравлического силового контура Сг ниже жесткости механической подсистемы См;
• Динамические процессы протекают в окрестности точки нагрузочной
характеристики привода: QH=const , рн=рЮ1тах= const;
• Рабочая жидкость сжимаемая, капельная, в каналах присутствует
нерастворённый воздух. Полагаем, что состояние среды описывается
зависимостями, справедливыми для смесей с осреднёнными свойствами. Сосредоточенный объём сжимаемой жидкости Q,^ для удобства расчётов считаем присоединенным к рабочей полости гидродвигателя;
• Принимается, что сила вязкого трения в подвижных сопряжениях пропорциональна скорости, поскольку постоянная времени гидродинамического всплытия элемента больше времени переходного режима, то можно полагать, что сила трения пропорциональна скорости [3];
• Совмещение рабочих окон вращающегося распределителя происходит мгновенно при релейном управлении и по экспоненциальному закону - при квазирелейном управлении;
• Коэффициент расхода управляющего устройства ГУКа представлен аппроксимированной функциональной зависимостью от степени открытия золотника клапана ц=f(x) полученной экспериментально [5].
Используя основные принципы и правила математического описания динамических подсистем с механическими связями, обоснованных работами В.А.
Кудинова, А.С. Проникова, В.Э. Пуша и др. [1], гидравлических силовых и управляющих подсистем, подтвержденных исследованиями О.Н. Трифонова, ДН. Попова и др. [3], составлена математическая модель, представляющая систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих поведение ее подсистем.
1. Уравнения движения двухмассовой механической подсистемы:
т2
¡1 —ГГ - МГМ - МС1 -М1-2 -МТЗ -МВР ; (1)
ш
^2
¡2 -Г = -Мн -Мс2 + М1-2; (2)
ш
1
мгм =Ям (Рі - Рі);
2ж •
5
л, л ^
МСі ~ МТі^1^ . + кВТ ,
аі аі •
(3)
(4)
МС2 — МТ2ЬВТ т ; (5)
ш ш
М1-2 = И ■(—Г - -тт) + С ■ (Г Г2X (6)
ш ш
где ¡х, ¡2 - приведенные моменты инерции ведущих и ведомых масс, кгм2;
Г, Г - координаты их угловых перемещений, рад;
Мгм -момент сил гидромотора, Нм;
МС1, МС2 - моменты сил сопротивления, Нм;
Мх_2 - упругий момент, Нм;
Мн - момент технологической нагрузки, Нм;
И - коэффициент демпфирования механической подсистемы;
С - коэффициент жесткости механической подсистемы;
М ВР - момент вращающегося распределителя, Нм;
Мтз - тормозной момент, Нм;
МТз(тах) - максимальное значение тормозного момента, Нм; г - постоянная времени нарастания тормозного момента;
Цм - рабочий объем гидромотора, м3;
*. - ь-
п - коэффициент полноты использования периметра втулки золотника при размещении в ней окон;
МТ1, МГ2 - моменты сухого трения, Нм;
2. Гидравлическая силовая подсистема с дроссельным управлением описывается уравнениями баланса расходов характеризующими напорную и сливную лини [3]:
QН = QГМ + QП + ^^°У + ОСЖ;
ОГМ + Он О ГУК + ОсЖ ; °ГМ = Чм ■ ®1;
'ЕОу = гу ■ рн ;
6п = гп ■(Рі- Рі);
1 .
Е„. = ■
Е
Е„,
аі
і + «„
Е
Е„
(7)
(8)
(9)
(10) (11) (12)
(13)
где QН - расход гидронасоса, м/с;
ОГМ - расход идущий на вращение вала гидромотора, м3/с;
Оу - расход идущий на компенсацию утечек, м3/с;
ОП - расход идущий на перетечки рабочей жидкости, м3/с;
Осж - расход идущий на компенсацию деформируемого объема жидкости в полостях гидромотора и подводящих каналах, м3/с;
QГУк - расход проходящий через гидроуправляемый клапан, м3/с. гу, гп, - коэффициенты утечки и перетечки;
Ев, Еж - модули объемной упругости жидкости и воздуха;
ав - коэффициент учитывающий содержание воздуха в жидкости;
'ігл - объем і-го участка гидролиний соответственно м3;
аРі
аі
- приращение давления в напорной полости гидромотора.
Зависимость дросселирования расхода рабочей жидкости Qз через окна золотников гидрораспределителей [4], от изменения их проходного сечения и
перемещения золотника Xр при перепаде давлений Ар определяется с помощью выражения:
Оз, - кр, ■ хр, ■ л1\Ар ■ й&(Ар); (14)
гДе кр, =^3 -К-йз -кп.г
V
1 - удельные (отнесенные К единице перемещения
Р
золотника) проводимости окон, открытых при смещении золотника от среднего положения;
Преобразуя уравнения (7), (8) и выполнив подстановку значений расходов, получим уравнения характеризующие изменения давлений для напорной и сливной гидролиний:
Лр1 _ кКП ' Есм
Ш дн + + Wл 1
Ян ' 0н Есм
' ХКП ' Vр1 - рЛ • Р1 - Рсл) -Чм 01 х
1п (Ян + Ям +
+
(ян + Ям + УЛ1)^а ЯН + ЯМ +
н
к ' Е [\-------------\
Р2 см - ХР2 ' 4\Р1 - Ргут\ ■ «М Р1 - РгУТ );
Л1
(15)
Щр2
Ж
кДР ' Есм
Ям + УЛ
- - X
к 'Е
кГУК Есм
др
' л/|Р2 - Рз| ' ИЯП(Р2 - Рз ) - : 1Ж, ХГУК
Ям + УЛ 2
"Хг
Р2 - РсЛ
X 57£И(Р2 - Рсл) +
Е
Ям 01________________________
1п (Ям + у 2)Ла
(16)
ЛРз _ к др ' Ес.
Ш
W¡
•х,
' л/|Рз - р4 ' я^Рз - Р4 ) -
к ' Е
кР 4 Ес.
Л 3
Ям +
Л 3
X X
р4
' л/|Рз- р4 ' ы^Рз- Р4);
(17)
Ф4
к ' Е
Р4 Есм
х 'Я +
и.1 хГУК SГУК + уу л4
Р4
--------г Я ' V 'Е
Рз - Р,\ '««»( Рз - Р4) - S ГУК К Есм
х 'Я + у
х ГУК Я ГУК + ул 4
(18)
+
X
X
З.Управляющая подсистема реализуется контуром гидравлического управления КГУ, описываемым подмоделями ВР, движением золотника ГУКа и управляющими гидролиниями.
3.1Уравнение движения золотника распределителя Р4, управляющего ГУК:
Ш2хол „ , ^ , чч , ШхЕ
~ - Спр.р4 (Х0р ± ХР4) - ГУ -
(19)
Ш Г ° Ш
тпр. р 4' ^ = Яр 4 (Р у - Спр (Хор ± X Р 4)) - квт-^4 - Спр, р 4( Хо р ± Хр 4) - Гу -
77 • ШХР 4 ■ Шх
- ГСт • ±ГГД • Я1ЯП —;
^ д Ш
где тпр - приведенная масса золотника распределителя, н^с2/м~4;
Гст - сила сухого трения, н;
рУР - давление управления распределителя, Па; квт - коэффициент вязкого трения;
С 4- жесткость пружины распределителя, Н/м;
Еу - реакция силы упоров, Н;
хор - предварительная деформация пружины распределителя, м; хР4 - перемещение золотника распределителя, м.
3.2 Уравнение движения золотника гидроуправляемого клапана:
Л™ = р „ , „ . Л,
дх
т . - у _ р $ _ £ ---ГУК - с „(Х0Л- ± X ) - ¥СТ^Ї£П-----------
пР. ГУК ^У ВТ ^ пР■ КЧ 0К гук СТ * ^
_ РУ ± Ргд •
&
где тир - приведенная масса золотника клапана, Н^с2/м4;
рУК - давление управления клапана, Па;
СпрК - жесткость пружины клапана, Н/м; х^. - перемещение золотника клапана, м; х0Л. - предварительная деформация пружины клапана, м;
Sгyк - эффективная площадь золотника ГУКа, м2;
3.3 Уравнение управляющего давления распределителя Р4:
&РУ _ кР3 'Есм „ ^ ~А „1 „,.1\ , ^ГУК ‘$Р4 ' Ес.
(20)
■X рз • >1 _ ру1 •яцп(р1 _ру1) + "К„ п\’м ; (21)
д ХР4 ' ^Р4 + ^У1Л ХР4 ' ^Р4 + ^У1Л
где Щл и V. - объем гидролиний и гидроаппарата соответственно, м3;
х1 - перемещение запорно-регулирующего элемента соответствующего гидроаппарата, м;
$Р1 - эффективная площадь золотника распределительного элемента соответствующего гидроаппарата, м2;
рI - давление на соответствующем участке гидропривода, Па;
Еш - модуль объемной упругости смеси жидкости и воздуха, Па;
Математическая модель системы ПГП исследовалась с использованием программного пакета МаШЬ 2011а и её подсистемы модульного моделирования динамических процессов БтиНпк. При решении, применяли прямой численный метод Рунге-Кутта и Эйлера с постоянным шагом интегрирования равным 0,00001. При этом принятые начальные условия, параметры контура гидравлического управления (Табл.1) и управляющие воздействия (хг), имели функциональную зависимость от координаты выходного звена ( р ).
Реализация и решение системы дифференциальных уравнений описывающих динамическую систему позиционного гидропривода, в программе МаШЬ, выполнялось по следующему алгоритму:
1. Составление вычислительного блока для решения одномассовой матмодели позиционного гидропривода.
2. Введение в модель, подмодели гидравлического силового контура в составе которого участвуют гидрораспределители ВР, Р2 и Р3 с релейной схемой включения (учитывая реальное время срабатывания 1^=0,002.. ,0,003 с) [2].
3. Введение в модель, подмодели гидравлического контура управления с гидролининиями связи - распределителя Р4, с квази-релейной схемой переключения.
4. Интеграцию в КГУ, модели гидравлического устройства управления - ГУКа, с аппроксимацией зависимости ¡л=^) соответствующей реальным гидродинамическим процессам [5], полученную с учетом динамических характеристик измерительных устройств [6].
5. Выбор метода решения системы дифференциальных уравнений математической модели и соответствующего размера шага.
При решении дифференциальной системы уравнений, для исполнительного элемента КГУ - гидроуправляемого клапана, вначале использовались релейный (рис.За), квази-релейный (рис.Зб) и на завершающей стадии - реальный законы (рис.Зв) перемещения управляющего элемента (золотника).
Таблица 1 - Параметры устройств КГУ
№ п/п Параметры Обозначе ние Размер- ность Диапазоны изменения
1 Площадь проходного сечения распределителя 8р 2 м 0-0,0000785
2 Коэффициент расхода распределителя 0,8
3 Проводимость управляющего распределителя Кур 1,1310-4
4 Жесткость пружины ГУКа Спр Н/м 24220
5 Предварительное натяжение пружины ГУКа Хо м 0,0095
6 Давление контура гидравлического управления Ру Па 1,6-6,3-106
7 Расход через ВР О в р м3/с 0,0015-0,0138
Исходные данные, принятые для моделирования позиционного гидропривода приведены в табл. 2. Исследования проводились при различных диапазонах функционирования гидромеханической системы привода. Был определен базовый режим работы, характерный для большинства поворотно-делительных механизмов АТО.
а)
1 1 1 i i lili
— д—1 • б)
lili i
Г** X=Tfîl * НвЛ1 **—г— .
1 1 Í 1 « у 1 в)
О 002 0 04 0 06 0 08 0 1 0 12 0 14 016 0 18 0 2
Time (sec)
Рис. 3. Законы изменения управляющего воздействия золотника ГУКа: а - релейный; б - квазирелейный; в - реальный (получен экспериментальным путем)
В результате выполненной отладки и апробации вычислительных блоков программы, реализованной в подсистеме БтиНпк, получены осциллограммы зависимостей выходных параметров: ф, ю - механической подсистемы, а так же задающих воздействий- хгук и хР2, хР4 - перемещения управляющих элементов КГУ.
Табл. 2. Исходные данные для моделирования ПГП
№№ п/п Параметры Обозна чение Размер- ность Диапазоны изменения Базовый режим
1 Скорость Ш i Рад./с 5-20 10
2 Обобщенная сила сухого трения гидродвигателя Мт01 Нм 1-8 4,5
3 Обобщенная сила гидромеханического тормоза Mra(t) Нм 10-100 32
4 Основной конструктивный параметр гидродвигателя V q м 2л м3/рад 3*10-6-25*10-6 5,57*10-6
5 Коэффициент вязкого трения гидродвигателя Ктм Н • мс/рад 0,05-0,35 0,11
6 Приведенный коэффициент жесткости Сф Нм/рад 0-15000
7 Перемещаемые ведущие массы J1 2 кг м 39*10-4-0,024 0,0034
8 Приведенный момент инерции Jn Нмс2 0,01-0,1 0,033
9 Давление насоса Рн Па 1,5*106-6,3*106 5,5*106
10 Давление в сливой гидролинии Рсл Па 0,5*106-1,5*106 0,5*106
Конфигурация интерфейса составленной программы позволила работать в диалоговом режиме, варьируя исходные данные (приведенные в Табл.2), осуществлять выбор структуры задачи и мониторинг выходных характеристик. В ходе математического эксперимента, проводилась оценка погрешностей и статистическая обработка полученных численных данных по известной методике [7].
После каждого математического эксперимента, его результаты автоматически образовывали массив данных, со следующими параметрами:
• Юо- Юі в режиме разгона на участке 1;раз;
• Ю1- ю2; при установившемся режиме на участке 1уст;
• Дф1 -А ф2 при режиме замедления на участке 1зам;
• Дф - в момент позиционирования на участке 1поз;
Движение одномассовой механической подсистемы, характеризует фазовый портрет координаты перемещения выходного звена (рис.3). Движение приведенных масс I, в момент завершения процесса позиционирования, сопряжено с колебаниями (0,37 с), которые благодаря включению гидромеханического тормозного устройства -гасятся, в области Дф.
рлд/с
.«I-----------------1-------------г-
0
1 — 111* Ф —V — =1 и
-1
1 1 -—1 1 1 1 1 і 1 11
П*
* • • *ч §2 •'Л • і #» «4 |4г •!
і- 1 1 Р, і 1 і « І ь 1 ' ! «
Г-
р-*' ■
"" ^11 1 V ' ■ ™ ■■■ 'і \ 1 1
1 1 _| , , ^,0 , 1 II 1 , ,1
*
Хр|
1 1,с
Рис. 3. Результаты моделирования динамической системы ПГП: ф - радиальное перемещение; ю - радиальная скорость; Ру - давление управления; Р2 - давление противодавления (в сливной магистрале ГМ); хГУК - перемещение золотника ГУКа; хР2 - перемещение золотника Р2; хР4 - перемещение золотника Р4
За точность позиционирования принимаем путь торможения вала гидромотора и планшайбы стола поворотно-делительного механизма с момента начала совмещения рабочих окон вращающегося распределителя ВР. При дальнейшем перемещении втулки образуется проходное сечение и управляющий сигнал ру2 на Р4. Последний,
переключаясь, соединяет заклапанную полость ГУК со сливом, который закрывается, перекрывая слив гидромотора, что приводит к его останову. Точность
позиционирования рпз определяли выражением рпз = рв ± Лр, где (рв -
положительный выбег гидромотора, Лр - его рассеяние, обусловленное влиянием случайных факторов.
Табл.3. Результаты сравнения ПГП с различной структурой КГУ
Устройство позиционер Ру, МПа Пгм, об/мин По^ об/мин М^ Нм & а Aфгм, рад Aфоу, рад tp, с Вт, с
Гидрозамок - 0,345 0,052 0,004 0,055 0,07
МФУУ 1,7 140 11,6 10 0,215 0,01 0,003 0,42 0,54
(регулятор потока) 3 0,108 0,029 0,002 0,46 0,41
ГУКП 3 150 12,5 10 0,102 0,023 0,0017 0,39 0,37
(клапан) 6,3 0,103 0,02 0,0015 0,042 0,27
По результатам моделирования, при заданных режимах ip, iy, nra, Мга очевидна эффективность процесса позиционирования с применением ГУКП. В среднем, точность позиционирования повышается ~ на 40 %, а быстродействие на 33%, по сравнению с конкурирующими решениями на основе МФУУ (Табл.3), что подтверждает эффективность предлагаемого схемотехнического решения.
Литература
1. Кудинов В.А. Динамика станков. - М.: Машиностроение, 1967. - 359с.
2. Сидоренко В.С. Синтез быстродействующих позиционирующих гидромеханических устройств / СТИН - 2003, - №8 с.16-20.
3. Попов Д.Н. Механика гидро- и пневмоприводов: учеб. для вузов. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э.Баумана,2001.-320с.,ил.
4. Цуханова Е.А. Динамический синтез дроссельных управляющих устройств гидроприводов. М., «Наука», 1978.
5. Сидоренко В.С., Полешкин М.С. Многофункциональное гидромеханическое устройство позиционирования целевых механизмов станочных систем повышенного быстродействия и точности / Вестник ДГТУ. - 2009. -Т.9. - Спец. вып.
6. Иосифов В.П. Имитационный подход к проблеме определения динамических характеристик средств измерений / Инженерный Вестник Дона [Электронный ресурс]. - Ростов-на-Дону: Ростовское региональное отделение Российской Инженерной Академии - №4, 2010. - Шифр Информрегистра: 0421100096. -URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/308/ - 5 с.
7. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. - М.: Мир, 1980. - 602 с.