УДК 378.147 : 519.22 Н. В. ЩУКИНА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА_________________________________
В статье приведен краткий обзор составляющих модульного обучения. Рассматривается применение модульного подхода при обучении математике на примере предложенного математического модуля при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения для подготовки бакалавров.
Ключевые слова: модульное обучение, модуль, компетенции, рейтинговая система оценки знаний.
В настоящее время разработка основных образовательных программ (ООП) осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3), в основу которых положен компетентностный подход к образованию. Профессиональная компетентность является показателем уровня квалификации современного выпускника вуза. Составным элементом компетентности является критическое мышление. При формировании компетенций (общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных, предметно-социальных, профессиональных) особое внимание уделяется модульному обучению, которое способствует развитию умения действовать в нестандартных ситуациях, принимать решения в условиях неопределенности.
«Модульное обучение (в педагогике) — способ организации обучения с использованием законченных блоков учебного материала» [1, с. 1]. Модуль является блоком информации, который состоит из логически завершенной единицы учебного материала, целевой программы действий и методического руководства, позволяющего достичь поставленных дидактических целей [2]. Модуль представляет собой средство модульного обучения.
Модули могут быть последовательны во времени, а могут изучаться относительно независимо друг от друга. Различают модули трех типов: 1) познавательные — используют при изучении основ наук; 2) операционные — используют для формирования и развития способов деятельности; 3) смешанные — представляют собой объединение первых двух типов
[3].
Таблица 1
Общие сведения
Название подмодуля Математический подмодуль «нулевого» уровня , или корректирующий подмодуль
Цель освоения подмодуля Подготовить уровень входных знаний, необходимых для работы с подмодулем базового уровня
Формируемые компетенции Предметные математические компетенции (из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
Результаты обучения (знания, умения, навыки) Студент, освоивший данный подмодуль, должен знать: основные математические понятия и формулы обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного школьного образования; должен уметь: производить арифметически действия; проводить тождественные преобразования выражений; строить графики основных элементарных функций; решать уравнения и неравенства и их системы; решать задачи на составление уравнений и систем уравнений; изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости; использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии — при решении геометрических задач
Контингент студентов, на который рассчитан подмодуль Может быть рассчитан на весь контингент студентов (основа — студенты, показавшие низкие знания на входном контроле)
ООП ВПО, в учебные планы которых предлагается включать данный подмодуль Рассчитан на реализацию через вариативную (по выбору) часть основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)
Общая трудоемкость подмодуля 2-3 зачетные единицы
Форма итогового контроля зачет
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Дисциплины в действующих рабочих учебных планах
Название дисциплины Статус дисциплины Курс и семестр Направление
Вычислительный практикум по математике Вариативная часть 1 курс 1 семестр 100800.62 Т овароведение
Вопросы элементарной математики Вариативная часть Дисциплины по выбору 2 курс 3 семестр 250100.62 Лесное дело
Математика и физика Факультативы 1 курс 1 семестр 190600.62 Эксплуатация транспортных средств
110800.62 Агроинженерия
Избранные вопросы математики Вариативная часть Дисциплины по выбору 1 курс 1 семестр 280100.62 Природообустройство и водопользование
Предлагаемый вариант названия дисциплины «Элементарная математика» в корректирующем математическом подмодуле Вариативная часть (по выбору) 1 курс 1 семестр Все направления
Таблица 3
Модульные единицы базового подмодуля
М 2.1. Линейная алгебра. М 2.12. Теория уравнений математической физики.
М 2.2. Абстрактная алгебра. М 2.13. Ряды.
М 2.3 Векторная алгебра. М 2.14. Комплексный анализ.
М 2.4 Аналитическая геометрия. М 2.15. Гармонический анализ.
М 2.5. Основы математического анализа. М 2.16. Векторный анализ.
М 2.6. Дифференциальное исчисление функции одной переменной. М 2.17. Дискретная математика.
М 2.7. Интегральное исчисление функции одной переменной. М 2.18. Численные методы.
М 2.8. Дифференциальная геометрия и топология. М 2.19. Теория вероятностей.
М 2.9. Функции нескольких переменных. М 2.20. Математическая статистика.
М 2.10. Кратные и криволинейные интегралы. М 2.21. Теория надежности.
М 2.11. Дифференциальные уравнения. М 2.22. Методы оптимизации.
К принципам построения модульного обучения относят: 1) модульность; 2) динамичность; 3) гибкость; 4) паритетность; 5) выделение из содержания обособленных элементов; 6) действенность и оперативность знаний; 7) разносторонность методического консультирования; 8) осознанная перспектива [3].
Модульное обучение представляет собой альтернативу традиционного обучения, позволяя варьировать составление различных по содержанию образовательных программ и учебных планов, что способствует выстраиванию студентом индивидуальной образовательной траектории, являясь важным аспектом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Б.А. Сазонов [4] выделяет следующие требования к построению модульных учебных планов: 1) в модульный учебный план не могут входить дисциплины, изучаемые в течение нескольких последовательных семестров, таким образом, дисциплина «Математика», изучаемая на протяжении определенного количества семестров должна быть поделена на отдельные подмодули; 2) состав модулей по всем видам подготовки должен быть сквозным для всех уровней; 3) в состав основных комплектов модулей должны
войти модули «нулевого уровня», предусматривающие подготовку к уровню входных знаний, требуемых от абитуриента при поступлении в вуз.
Рассмотрим возможность формирования математического модуля на примере направлений подготовки бакалавров, реализуемых в ОмГАУ им. П.А.Сто-лыпина.
Математический модуль состоит из трех опорных подмодулей:
1. Первый опорный подмодуль. Математический подмодуль «нулевого уровня» или корректирующий подмодуль, предусматривающий подготовку к уровню входных знаний, необходимых для работы с подмодулем базового уровня (основан на математике за курс полной средней школы). Данный подмодуль является операционным, содержит 2 — 3 зачетных единицы — особенностью является наличие практических упражнений и заданий. Структурные компоненты «нулевого уровня» раскроем в табл. 1.
В табл. 2 приведены дисциплины по выбору, факультативные дисциплины, которые можно объединить в математический подмодуль «нулевого уровня», что позволит при организации образовательного процесса учесть индивидуальные особенности
Общие сведения
Название подмодуля Математический подмодуль базового уровня
Цель освоения подмодуля Интегрировать полученные математические знания в другие дисциплины
Результаты обучения (знания, умения, навыки) Студент должен знать базовые положения, фундаментальные понятия и методы математических дисциплин в объеме, необходимом для обработки информации и анализа данных в своей профессиональной деятельности; уметь интегрировать математические знания в другие дисциплины, использовать математические методы и модели, методы теоретического и экспериментального исследования для решения профессиональных задач; владеть методами построения математических моделей типовых задач применительно к своей профессии
Контингент студентов, на который рассчитан подмодуль Рассчитан на весь контингент студентов
ООП ВПО, в учебные планы которых предлагается включать данный подмодуль Рассчитан на реализацию через базовую часть ООП ВПО
Требования к предшествующей подготовке Знание курса математики за курс основного школьного образования
Общая трудоемкость подмодуля В зависимости от количества подмодулей
Форма итогового контроля Экзамен, зачет (в зависимости от количества зачетных единиц — ЗЕ)
Таблица 5
Рекомендуемые дисциплины (модульные единицы)
Модульные единицы базового уровня 022000.62 Экология и природ-ние 100800.62 Товароведение 110100.62 Агрохимия 110400.62 Агрономия 110500.62 Садоводство 110800.62 Агроинженерия 111100.62 Зоотехния 111900.62 Ветеринарносанитарная экспертиза 120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование 120700.62 Землеустройство § м & н Ї и 2 < 5 а в X А ® 2 ро .60 оп § я £ * 0р 221700.62 Стандартизация и метрология 250100.62 Лесное дело 260100.62 Продукты питания раст. пр. 260200.62 Продукты питания жив. пр. 280100.62 Природооб-ство и водопользование 280700.62 Техносферная безопасность
М 2.1. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.2. +
М 2.3. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.4. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.5. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.6. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.7. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.8. +
М 2.9. + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.10. + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.11. + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.12. +
М 2.13. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.14. + + +
М 2.15. + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.16. + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.17. + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.18. + + + + + + + + + + + + + +
М 2.19. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.20. + + + + + + + + + + + + + + + + +
М 2.21. +
М 2.22. + +
Кол-во рек-мых зач.ед. 16 3 1 8 1 8 1 8 1 8 1 8 18 18 18 18 35 18 18 18 18 18
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
нынешних студентов, обучавшихся ранее по разным методикам, у разных учителей, в разных образовательных учреждениях.
2. Второй опорный подмодуль. Математический подмодуль базового уровня — смешанный подмодуль — предназначен для изучения базовых положений фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для решения профессиональных задач — содержит 22 модульные единицы (табл. 3).
Структурные компоненты второго опорного подмодуля раскроем в табл. 4.
В табл. 5 представлены направления, реализуемые в ФГОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина, перечень дисциплин (дидактических единиц дисциплин) или модульных единиц математического модуля, предлагаемых примерной программой по математическим дисциплинам и требования, предъявляемые Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения при формировании компетенций с помощью математических дисциплин [5, 6].
3. Третий опорный подмодуль. Математический подмодуль прикладного уровня — смешанный модуль — содержит 8 модульных единиц (дисциплин) для бакалавриата и 3 модульные единицы (дисциплины) для магистратуры.
М 3.1. (бакалавриат) Эконометрика* (направление 080100.62 Экономика).
М 3.2. (бакалавриат) Методы оптимальных решений (направление 080100.62 Экономика).
М 3.3. (бакалавриат) Математическая статистика в научных исследованиях (направления: 110100.62 Агрохимия, 022000.62 Экология и природопользование).
М 3.4. (бакалавриат) Статистика и анализ данных — (направление 111900.62 Ветеринарно-санитарная экспертиза).
М 3.5. (бакалавриат) Методы оптимизации— (направление 190600.62 Эксплуатация транспортных средств).
М 3.6. (бакалавриат) Математические методы обработки геопространственных данных на ЭВМ (направление 120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование).
М 3.7. (бакалавриат) Математическая обработка геодезических сетей на ЭВМ (направление 120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование).
М 3.8. (бакалавриат) Теория математической обработки измерений (направление 120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование).
Следует отметить, что не все дисциплины данного подмодуля будут вести преподаватели кафедры высшей математики, так из 8 модульных единиц для бакалавриата всего 3 (*), остальные-выпускающие кафедры.
М 3.9. (магистратура) Эконометрика (продвинутый уровень) — Базовая часть (направление 080100.68 Экономика).
М 3.10. (магистратура) Математическое моделирование (направление 111900.68 Ветеринарно-санитарная экспертиза).
М 3.11. (магистратура) Прикладная математика (направление 120700.68 Землеустройство).
При реализации модуля необходимо обратить внимание не только на его содержательную часть, но и на формируемые компетенции с помощью данного модуля. Так, для вышеуказанных направлений, различны и сами формируемые компетенции и их количество. Для общекультурных компетенций вариация составляет от одной (направление 110100.62 Агрохимия — ОК-1), до пяти (направление 190600.62 Эксплуатация транспортных средств — ОК-1,2,3,6,
10). Для профессиональных компетенций от одной (направление 120700.62 Землеустройство — ПК-10) до семи (направление 120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование — ПК-4,5,10,13,25,26,28). Например, ОК-1 для направления 190600.62 Эксплуатация транспортных средств — способность совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень. ОК-1 для направления 110100.62 Агрохимия — владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения [6].
Важно отметить, что применение модульного построения образовательного процесса предполагает отказ от традиционных оценок знаний студентов. Новая система образования рассматривает одной из основных своих составляющих рейтинговый уровень усвоения знаний студентов. При модульной системе происходит значительное увеличение удельного веса самостоятельной работы и уменьшения часов на лекционные и практические занятия. В связи с этим происходит перераспределение акцента с информационной функции преподавателя на консультационнокоординационную [7].
Большинство исследователей отмечают важность рейтинговой системы оценки знаний как элемента модульного обучения с формой контроля — тест. Рейтинг увеличивает число контрольных точек в семестре и позволяет оперативно осуществлять обратную связь, что, в свою очередь, снижает влияние случайных факторов на итоговый результат.
Реализация модульного обучения предшествует большая подготовительная работа по перестройке самого образовательного процесса в вузе, по разработке учебно-методического обеспечения каждого элемента модуля и, безусловно, по формированию иного, более ответственного отношения студентов к обучению, а также «внедрение любой педагогической инновации в учебный процесс невозможно без предварительной переподготовки преподавателей по конкретным элементам внедряемой инновации» [8, с. 56].
В заключение следует отметить, что модульное обучение позволяет применять активные формы обучения, готовить студента к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательную деятельность, развивать творческие способности с учетом индивидуальных особенностей.
Библиографический список
1. Сайт свободной интернет-энциклопедии Википедия [Электронный ресурс]. — иИЬ : http://www.ru.vikipedia.orq/ wiki/Mодуль (дата обращения: 26.12.2011).
2. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. — 1990. — № 1. — С. 55-60.
3. Принципы модульного обучения : метод. разработка для преподавателей / Сост. О. Г. Проворова ; Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2006. — 32 с.
4. Сазонов, Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. — 2011. — № 4. — С. 10 — 24.
5. Сборник примерных программ математических дисциплин цикла МиЕН Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения [Электронный ресурс]. — иИЬ : http:// www.fgosvpo.ru (дата обращения: 26.12.2011).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поко-
ления [Электронный ресурс]. — иИЬ : http://www.fgosvpo.ru (дата обращения: 26.12.2011).
7. Щеднова, Т. Н. Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза : дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 : защищена 25.12.2003 / Т. Н. Щеднова. — Омск, 2003. — 184 с.
8. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. - 160 с.
ЩУКИНА Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой высшей математики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.
© Н. В. Щукина
удк 371.1. л. А. ИВАХНОВА
Омский государственный педагогический университет
ЕДИНСТВО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В статье раскрываются особенности содержательного и технологического аспектов профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования. Показаны функции специалиста по художественному образованию, цели и задачи художественного образования. Рассмотрена интеграция восприятия произведений искусства и практической художественной деятельности в процессе овладения языком искусства.
Ключевые слова: художественное образование, профессиональная подготовка, художественная деятельность.
Признание идеи образования как приобщение школьников к культуре, как идеи диалога, сотрудничества, общения в творческом процессе, понимание ведущей роли обучения в реализации этих идей вызвало широкое обсуждение в педагогической печати вопросов совершенствования процесса обучения и подготовки учителя.
Решению проблем профессиональной подготовки специалистов по художественному образованию посвящены труды известных ученыгх-методистов А. Д. Алехина, Г. В. Беды, С.П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А. С. Пучкова, А. Е. Терентьева, Е. В. Шорохова, А. С. Хворостова и др. Однако современные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки студентов ориентируют на применение компетент-ностного подхода, в котором акцент ставится на результатах образования, оценивается не сумма усвоенной информации, а способности специалиста решать новые профессиональные задачи. Развитие педагогических способностей связано с овладением проектной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, дидактической, просветительской областями деятельности учителя. Каждая область профессиональной деятельности в основной образовательной программе высшего профессионального об-
разования специалиста по художественному образованию представлена определенными учебными дисциплинами, целями и задачами которых является формирование компетенций. Базовые компетенции определены стандартом ВПО. Задача преподавателя учебной дисциплины состоит в том, чтобы определить перечень компетенций, которые необходимо сформировать у студентов в рамках этой дисциплины. При этом компетенция должна пониматься как способность применять знания, умения, профессиональные качества для решения задач в определенной области педагогической деятельности по художественному образованию учащихся.
Существенный вклад в подготовку студентов к выполнению функций, связанных с обучением и развитием творчества учащихся, с организацией восприятия искусства могут внести специальные дисциплины. Однако такие дисциплины, как живопись, рисунок, композиция, не ориентированы на будущую деятельность специалистов в области художественного образования, на них культивируются художественные способности. Художественные умения важны для педагога, однако способности объяснить и практически показать способ изобразительной деятельности является ценной методической составляющей педагогической деятельности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ