УДК 658
UDC 658
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УБОРОЧНОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ В АПК, ЧАСТЬ 2-Я
Бакурадзе Леонид Амбросиевич соискатель
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Анализируются методологические и производственно-экономические аспекты сложившейся системы организации и ведения уборки-заготовки урожая зерновых и сахарной свеклы, а также проблема межведомственного взаимодействия. Предлагается инновационный подход к повышению эффективности уборки-заготовки в растениеводстве в современных условиях
Ключевые слова: СВЕКЛА, УБОРКА, ЗАГОТОВКА, АПК
MATHEMATICAL MODELS, INSTRUMENTS AND TECHNIQUES OF PERFECTION OF REALTIME ADMINISTRATION OF THE HARVEST-PROCURING COMPANIES IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX, PART 2
Bakuradze Leonid Ambrosievich competitor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Methodological and productive and economic aspects of the developed system of the organization and management of harvest-procuring of a grain yield and sugar beet, and a problem of interdepartmental interaction are analyzed. The innovative approach to increase of efficiency of harvest-procuring in plant growing in modern conditions is offered
Keywords: BEET-ROOT, HARVEST-PROCURING, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Кратко рассмотрим основные соотношения предлагаемой математической модели.
Балансовая модель (обеспечивает согласование объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, в том числе и при несовпадении этих объемов). В общем случае математическую модель уборочно-транспортно-заготовительного процесса на фиксированной транспортной сети объекта управления можно представить соотношениями (1) - (3):
F (t) = І^F (a, t) (тонн) (1)
а=1
где: F(t) - аналитически обоснованные имеющиеся совокупные технологические возможности Заготовительного предприятия по регламентированной за время t приемке и обработке всех входящих товарных потоков всех видов принимаемой продукции своей товарной зоны, определяемые суммарными возможностями всех постов разгрузки по максимальному объему приемки
Научный журнал КубГАУ, №55(01), 2010 года F (t) = ХЖи (t) (тонн)
и =1
F(a,t) - аналитически обоснованные необходимые технологические возможности Заготовительного предприятия по регламентированной во времени t приемке и обработке входящих товарных потоков по видам продукции а своей товарной зоны.
~№с]х(а^) - аналитически обоснованные наличествующие технологические возможности Сельхозпроизводителей у по регламентированной во времени уборке-отгрузке товарной продукции вида а в разрезе пунктов погрузки в сочетании с аналитически обоснованными технологическими возможностями Автотранспортных организаций х по регламентированной во времени £ транспортировке товарной продукции с пунктов погрузки Сельхозпроизводителей на пункты разгрузки Заготовителя по элементарным транспортным каналам с транспортной сети товарной зоны.
Модель декларирует обязательность установления соответствия технологических возможностей приемки Заготовительного предприятия с технологическими возможностями отгрузки Сельхозпроизводителей и технологическими возможностями транспортировки Автотранспортных организаций в едином временном формате.
Уборочно-транспортно-заготовительные работы, осуществляемые уборочно-транспортно-заготовительным комплексом в течение регламентированного времени £ по товарной зоне «-го Заготовительного предприятия, в общем виде опишем следующими основными балансными уравнениями:
1. По объемам поставки-приемки (отправляемым Сельхозпроизводителями и принимаемым Заготовителем объёмам товарной продукции по видам) (4);
2. По объёмам грузоперевозок (работ), выполняемых по транспортной сети Автотранспортными организациями (5).
X 3 С , ,
F (а, о=т Жс]'х (а, t) (тонн)
(3)
Еп (а) = (а) (тонн)
(4)
1=1
Ап = ^Жп(х)*г (тонн*км)
(5)
х=1
Маршрутная модель (позволяет сформировать сеть конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов при равных условиях всем пунктам отгрузки независимо от расстояния до пунктов разгрузки). Процесс погрузки-транспортировки-разгрузки по товарной зоне Заготовителя запишем уравнением балансов выходящих (отправляемых) и входящих (принимаемых) потоков товарной продукции в следующем виде (потоковое соотношение):
где: Рг(у,1) - входящие товарные потоки (принимаемые Заготовителем);
Рупг(т,1) - выходящие товарные потоки (отправляемые Поставщиками);
Для выполнения потокового соотношения (5) декларируем следующие производственно-технологические условия:
- на пунктах погрузки Ь Сельхозпроизводителей у в регламентированные сроки 7 подготовленная к сдаче товарная продукция а (с соблюдением установленной сортности) должна отгружаться на подаваемый в установленное время подвижной состав автотранспортных предприятий в формате спроектированного ежесуточного плана работ;
- транспортные средства автотранспортных организаций в предписанные для них сроки должны осуществить своевременную подачу под погрузку распределенного в формате спроектированного ежесуточного плана работ подвижного состава, произвести транспортировку и доставку товарной продукции от мест погрузки к месту разгрузки;
- на приемном пункте Заготовительного предприятия товарная продукция должна быть принята (проверено соответствие качества, осуществлено
У L М L
М L
XX Рг(у,1) = ХХ Рцпг (т,I) (тонн/час)
(6)
т=1 I=1
взвешивание и разгрузка) в полном объеме и в регламентированные сроки в формате показателей ежесуточного плана работ.
Ресурсная часть обеспечивает описание декларированных участниками кампании на сутки планирования видов, объемов и режимов работ и выставляемых ресурсов. Проводит определение по каждому участнику фактических возможностей осуществления предполагаемых работ назначаемыми ресурсами.
В формате Поставщиков: подготовленных к сдаче объемов товарной продукции по видам и сортности; выставляемых для производства погрузочных работ погрузочных средств (технические ресурсы); регламентов работ.
В формате Заготовителя: принимаемых объемов товарной продукции по видам и сортности; выставляемого для производства разгрузочных работ разгрузочного оборудования/техники (технических ресурсов); регламентов работ.
В формате Транспортировщиков: выставляемого для производства перевозок подвижного состава автотранспортной техники (ресурсов); регламентов работ.
При этом фактические заявленные ресурсы и регламенты работы всех Участников процесса не фиксированы и не сбалансированы.
Балансная часть модели обеспечивает согласование ресурсов всех участников и увязку их фактических возможностей: определение возможностей Заготовителя по приёму декларированных Поставщиками его товарной зоны объемов подготовленной к сдаче товарной продукции по видам и сортности; определение фактических объемов поставки товарной продукции по видам и сортности для каждого Производителя; определение регламента приемо-сдаточных работ на сутки.
Определим количественные соотношения модели.
Выявление ресурсных возможностей по Сельхозпроизводителям.
Соотношение между заявленным объемом сельхозпродукции и возможностью отгрузки на пункте погрузки:
Pij (a) Ф Pijn (a, d) (тонн) (7)
Соотношение между объемом сельхозпродукции, который может быть предъявлен к вывозу с пункта погрузки и заявленным объемом:
Pijn (a) = Pij (a) - если Pij(a) £ Pijn(a,d)
Pijn (a) = Pijn (a, d) .................... (8)
- если Pij(a) > Pijn(a,d) (тонн)
Общий объём каждого вида сельхозпродукции, который может отгрузить и сдать на Заготовительное предприятие Сельхозпроизводитель:
Mjn (a) = Pijn (a) (тонн) (9)
u=1
Общий объём каждого вида сельхозпродукции, который могут отгрузить и сдать все закрепленные за Заготовительным предприятием Производители сельхозпродукции:
Mn(a) = '^iMjn(a) (тонн) (10)
j=i
Выявление ресурсных возможностей по Заготовителю.
Объем сельхозпродукции одного вида, который примет группа выделенных для этого вида сельхозпродукции постов разгрузки за время работы пункта приемки:
Pen (a) = UWen (u) * Tn (тонн) (11)
u=1
Общий объем сельхозпродукции одного вида, который может быть принят Заготовителем за время работы приемного пункта (ресурс) :
Pn (a) = ^Pen (a) (тонн) (12)
e=1
Баланс сдачи - приемки по каждому виду сельхозпродукции определяется выражением, устанавливающим соотношение между объемом товарной продукции, который может быть принят Заготовительным предпри-
ятием и определенным по Сельхозпроизводителям к сдаче общим объемом сельхозпродукции:
Транспортная модель (обеспечивает назначение конкретных автотранспортных средств на товарные потоки и маршруты с учетом транспорта различной ведомственной принадлежности: т.е. как
централизованных автотранспортных предприятий, так и транспорта хозяйств). Включает количественные приемы, способы и методы ведения погрузочных, транспортных и разгрузочных работ, обеспечивающие: формирование единого, параметрически увязанного, уборочно-транспортнозаготовительного конвейера; определение непрерывных, нормированных по времени объёмов грузовых потоков товарной продукции по элементарным транспортным каналам от мест погрузки к местам разгрузки; определение необходимых транспортных ресурсов в разрезе Поставщиков.
Уравнение для определения объема работы по транспортировке сельхозпродукции в формате пунктов погрузки Сельхозпроизводителей имеет вид:
Ауп (а) = Муп (а) * Буп (тонн *км) (14)
Уравнение для определения необходимой мощности элементарного транспортного канала по транспортировке сельхозпродукции в формате пунктов погрузки Сельхозпроизводителей имеет вид (основное соотношение модели процесса):
Соотношение, определяющее необходимую мощность совокупного транспортного канала по Сельхозпроизводителю в целом:
Еп (а) = Рп (а) Еп (а) = Мп (а)
- если Рп(а) £ Мп(а)
- если Рп(а) > Мп(а) (тонн)
(13)
Жуп (а) = Ащ (а) (тонн *км/час)
Ту
(15)
Жуп =хх Жуп (а) (тонн *км/час)
а=1 I=1
Соотношение, определяющее необходимые для Сельхозпроизводителя транспортные ресурсы в целом:
Ж = X ЖЩп (тонн *км/час) (17)
п=1
Соотношение, определяющее необходимые по зоне транспортные ресурсы в целом:
Жп = X Жп (X) (тонн *км/час) (18)
х=1
Обеспечивает оперативное конфигурирование топологии транспортной сети для осуществления процесса и технологическое определение общей мощности необходимых по каждой Автотранспортной организации транспортных ресурсов и качественно(марки)-количественный состав выставляемого автоотряда.
Временная (поминутная) модель (обеспечивает распределение автотранспортных средств по времени выполнения операций на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств).
Дорожная часть модели обеспечивает моделирование уборочно-транспортно-заготовительного процесса по каждой стадии и на каждом этапе (в контексте необходимых к выполнению работ и действий по обеспечению товарных потоков по элементарным транспортным каналам от мест погрузки к местам разгрузки).
Транспортная часть модели обеспечивает структурированное (качественное и количественное) определение достаточных транспортных ресурсов в разрезе Автотранспортных предприятий и Автопарков Производителей, временных и технологических параметров работы отрядов Автотранспортных организаций и каждого транспортного средства.
Формализуем процесс определения ресурсов Автотранспортных организаций. Определение качества и количества необходимых транспортных ресурсов Автопарков Сельхозпроизводителей и централизованных Авто-
транспортных организаций осуществляется с применением следующих уравнений и соотношений.
Уравнение, определяющее перекрытие всех товарных потоков по всем каналам транспортной сети товарной зоны Заготовительного предприятия ресурсами автоотрядов всех Автотранспортных организаций имеет вид:
У Wijn (с) = У У У Wx Ф, I) (тонн*км/час) (19)
с=1 х=1 Ь=1 I=1
где Wx(Ь,l) - транспортный ресурс автоотряда Автопарка Сельхозпроизводителя или централизованного автотранспортного предприятия (АТП). Уравнение для определения кода марки транспортного средства из списка автоотряда имеет вид:
Ь = \Я * Q(х) +1| (20)
Соотношение, определяющее транспортный ресурс Сельхозпроизводителя:
В Ь
Wjj =УУ Wj (Ь, I) (тонн*км/час) (21)
Ь=1 1=1
Соотношение, определяющее общий транспортный ресурс автоотряда централизованного автотранспортного предприятия:
Wk = УУ Wk (Ь, I) (тонн*км/час) (22)
Ь=1 1=1
Соотношение, определяющее совокупный транспортный ресурс автоотрядов всех автотранспортных организаций:
Wn = Wjj + Wk (тонн*км/час) (23)
Транзитная часть модели обеспечивает назначение автотранспортных средств на конкретные маршруты и их расстановку в пространстве товарных потоков на актуализированной транспортной сети сформированного
единого информационного поля технологического взаимодействия.
2
С = У G (г) (тонн*км/час) (24)
где О(г) - многопараметрический вектор сосредоточенной транспортной единицы маршрута “г”, инсталлированного в формате единого информационного поля товарных потоков на территориально-временном пространстве актуализированной на текущий день транспортной сети.
Задача обеспечения эффективности движения транспорта (автотранзита) состоит в том, чтобы каждая из участвующих в перевозках транспортных единиц не мешала всем остальным назначенным транспортным средствам. Такие условия обеспечиваются применением ортонормирования. Суть такого подхода состоит в следующем. Назначенная на маршрут транспортная единица представляется в виде многопараметрического вектора в пространстве единого информационного поля товарных потоков на актуализированной, на текущий день, транспортной сети. Расстановка транспортных единиц осуществляется применением ортонормирования векторов транзита каждого транспортного средства в пространстве единого информационного поля товарных потоков путем минимизации корреляции векторов транспортных средств за счет сдвига их по временной оси (фазе).
Disp \0 (г)] ^ шт (25)
При этом достигается практически почти взаимно-ортогональное расположение многопараметрических векторов транзита для каждой из назначенных транспортных единиц по отношению друг к другу, за счёт чего достигается фактическое, пространственно-временное рассредоточение подвижного состава по товарно-сырьевой зоне на день планирования с параметрической увязкой процессов технологического взаимодействия в течение рабочего дня (рисунок 2).
Временная шкапа поступлений автотранспорта на Пункт Приемки
Режим работы Премного пункта / Общее кол-во прігоьгпгії автомаїшін за час-№
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
№ N9 N10 N11 N12 N13 N14 N15 N16 N17 N18 N19 N20 N21 N22 N23
1
N1
1-ый вариант прибытий 2-ГО ТС
1 Временная линейка прибытий машины на Пункт приемки
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 0 0 1 0 0 1 0 0 1
сканирование
1 Хі т'Ь|й вариант прибытий 1-ГО ТС
ГП Временная линейка прибытий машины на Пункт приемки
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
1 0 0 1 0 0 1 0 0 1
Хі
Рисунок 1. Минимизации взаимовлияния автотранспорта по месту и времени
осуществления операций методом ортонормирования в АСОУ "Урожай"
Не смотря на то, что минимизация транспортных затрат не является критерием оптимизации в предлагаемой созданной системе, предлагаемая модель обеспечивает существенное сокращение и этих затрат по сравнению с существующей системой за счет минимизации порожних пробегов, исключения пробок на дорогах и очередей на пунктах погрузки и особенно разгрузки. С другой стороны, т.к. в транспортной задаче взаимовлияние автотранспортных средств не минимизируется, то велики потери за счет этого. В результате эффективность использования автотранспорта в предлагаемой модели может быть даже выше, чем в транспортной задаче.
В третьей главе: «Программный инструментарий оперативного управления уборочно-заготовительными кампаниями» разработаны алгоритмы и структуры данных, пользовательский интерфейс и программное (инструментальное) обеспечение Автоматизированной системы оперативного управления уборочно-заготовительными кампаниями - АСОУ "Урожай", реализующей математическую модель, приведен численный пример. Создано несколько версий системы с использованием разных языков программирования и на компьютерах различных платформ: Wang-
2200C, Videoton-2000 и PC IBM. Текущая версия системы создана под ОС MS Windows с применением технологии визуального объектноориентированного программирования (Visual Basic 6.0) и постоянно совершенствуется. Все версии АСОУ «Урожай» прошли экспериментальную и промышленную эксплуатацию.
АСОУ является типовой для отраслевых объектов Элеватор и Сахарный завод и представляет разумный компромисс универсальности и проблемного подхода к управлению уборкой-заготовкой. Конструктивно АСОУ выполнена как АРМ менеджера с интеллектуальным стандартным GUI-интерфейсом, модельными инструментами, функциями управление по результатам. Построена система в идеологии открытых систем, как модульная, обеспечивает поддержку функций лица принимающего решения (ЛПР).
АСОУ предоставляет менеджерам возможность панорамного обзора совокупности уборочно-заготовительных мероприятий по принципу "одного окна" и достаточную полноту видения картины хода в следующем периоде под разными углами.
Разработана методика оценки качества управления эффективностью уборки-заготовки урожая и определены количественные меры качества.
Оказание на объект управления информационных управляющих воздействий, т.е. по сути, сообщение информации объекту управления, приводит к повышению уровня его системности и возрастанию степени его организованности, соответствующему уменьшению энтропии, «охлаждению» и выделению энергии, которое происходит в форме экономии ГСМ на уборку-заготовку за счет их более рационального использования. Таким образом, количество информации, сообщенной объекту управления, и количество энергии, выделившейся из него в результате повышения уровня его системности и степени организованности, взаимосвязаны.
Путем обобщения данных девяти промышленных внедрений АСОУ «Урожай» определены количественные меры этой взаимосвязи:
- коэффициент информационно-энергетической трансформации - Ки-эт (Ккал/Кб):
Е = Ктс * Ргсм (Ккал) (26)
Киэт = Е / Уси (Ккал/Кб) (27)
где: Е-кол-во энергии выделившейся из объекта управления (Ккал). Ктс
- коэффициент теплотворной способности ГСМ (Ккал/т); Ргсм - количество сэкономленных ГСМ (т); Уси - количество информации, сообщенной АСУ ОУ (Кб).
- коэффициент информационно-финансовой трансформации - Кифт, (Руб/Кб):
Э = Ргсм * Сгсм (Руб) (28)
Кифт = Э / Уси (Руб/Кб) (29)
где: Э-стоимость сэкономленных ГСМ (руб); Сгсм-стоимость 1т ГСМ (руб/т);
Качественная мера - Кген, коэффициент генерации информации:
Кген = Уси / Упи (30)
где: Кген - коэффициент Генерации; Уси- кол-во информации сооб-
щаемое объекту управления (выходная), Кб; Упи- кол-во информации, получаемое АСОУ «Урожай» от объекта управления (входная), Кб.
Для АСОУ «Урожай»: Киэт (Ккал/Кб) =2674,3; Кифт, (Руб/Кб)
=200; Кген =104.
В четвертой главе: «Методики внедрения, применения и оценки эффективности автоматизированной системы оперативного управления уборкой-заготовкой”, разработаны соответствующие методики.
Методика внедрения АСОУ «Урожай» оформлена в виде раздела «Руководящих материалов» и предусматривает: создание Центра оперативного управления (ЦОУ), который является подразделением по внедрению
эксплуатации АСОУ «Урожай»; проведение организационного совещания руководителей всех предприятий - участников уборки-заготовки, а также менеджеров среднего звена; проведение занятия с менеджерами среднего звена с выдачей им должностных инструкций.
Методика применения (промышленной эксплуатации) АСОУ «Урожай» является разделом «Руководящих материалов» и предусматривает единый и обязательный для всех участников порядок оперативного управления уборкой-заготовкой урожая. В ней определяются функциональные обязанности всех исполнителей по сбору информации о состоянии подсистем объекта управления и порядку передачи ее в Центр оперативного управления, а также по получению выходных форм АСОУ «Урожай» и передаче их для исполнения и контроля за исполнением.
Методика оценки экономической эффективности, рассматривает различные источники экономической эффективности от применения АСОУ «Урожай» (таблица 2):
Таблица 1 - ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АСОУ «УРОЖАЙ»
№ Наименование показателя Значение
1 Сокращение расхода ГСМ за сезон заготовок в 2-4 раза
2 Сокращение количества автотранспорта в 1.5-3 раза
3 Увеличение выработки на одну автомашину в 2-4 раза
4 Общее снижение затрат (достижимое) на 1 тонну на 50-150 руб. (2-5 дол. /т)
5 Сокращение сроков уборки (дней): зерновые сахарная свекла на 5 на 20
6 Повышение качества продукции от 15%
7 Сокращения хищений на 95%
8 Сокращение затрат Заготовителя по приему на 25%
9 Сокращение затрат Сельхозпроизводителям на 20%
10 Дополнительные доходы каждому Участнику от 10%
11 Сокращения хранения на Пунктах погрузки: сах. свекла -зерно до 0 - 6 часов
12 Снижение себестоимости продукции не менее 5%
В методике обосновано, что годовая экономия определяется выражени-
ем:
] 1 ^
Эг = £ £ Эу , руб
у=1 '=1 (31)
Э = Э у = Этр + Эзп + Эсхп , руб (32)
где: I - вид продукции; у - тип Заготовителя; Эг - годовая экономия от внедрения; Э1] - годовая экономия по продукции; Этр - экономия от улучшения использования транспорта, руб; Эзп - экономия от рационализации приемки-заготовки руб.; Эсхп - экономия за счет рационализации погрузки-заготовки руб.
В таблице 3 приведены обобщающие технико-экономические показатели АСОУ «Урожай» по результатам девяти промышленных эксплуатаций.
Таблица 2 - ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АСОУ
«УРОЖАЙ»
№ Край (Область), район Сельхозпродукция. Объем - тыс.тонн. Год. сокр. срока Экон. Тыс. руб. Кол-во Автомашин Расход ГСМ (тонн) Израсходов. тыс. руб.
До После До После До После
1 Краснодар кр ст. Каневская Зерновые(пшеница) - 140 1983 3 дн 376 204 105 1437 593 647 271
2 Краснодар кр ст. Каневская Зерновые(пшеница) - 150 1984 4 дн 461 204 92 1437 392 647 186
3 Краснодар кр ст. Каневская Зерновые(пшеница) - 120 1985 5 дн 475 204 85 1437 362 647 172
4 Краснодар кр ст. Каневская Зерновые(пшеница) - 150 1986 5 дн 487 204 75 1437 329 647 160
5 Курская обл. пгт. Тим Сахарная свекла - 100 1986 10 дн 276 300 154 1106 431 471 195
6 Крас. Кр ст. Щербиновская Зерновые(пшеница) - 90 1987 5 дн 240 280 55 590 134 308 68
7 Респ. Адыгея ст. Гиагинская Зерновые(пшеница) - 50 1987 4 дн 174 210 90 472 162 294 120
8 Курская обл. пгт. Тим Сахарная свекла - 120 1987 21дн 378 300 97 1106 205 471 93
9 Краснод.кр. г.Славянск Зерновые (Рис) - 120 1988 5 дн 361 227 109 1583 641 719 358
Всего: 1040 3228 2133 862 10605 3249 4851 1623
Прямой экономический эффект по факту составил 3-5 руб/т (цены 1984г.), или 4,5-7,5 доллара США / т, или по текущему курсу 2010г. - 135225руб/т
Таким образом, АСОУ «Урожай» практически обеспечивает участникам наиболее полную реализацию их экономических намерений и производственных возможностей, а так же общее повышение эффективности уборки-заготовки урожая за счет рационального использования ресурсов и снижения непроизводительных затрат.
В заключении отражены основные результаты, приводится их критический анализ и рассматриваются недостатки и перспективы предложенных математических моделей, программной реализации и методического обеспечения внедрения, эксплуатации АСОУ «Урожай» и оценки экономической эффективности. В качестве недостатка отмечается, что математическая модель АСОУ «Урожай» не является оптимизационной. Как перспективы развития метода рассматривается расширение математического аппарата для решения задач на сложных транспортных сетях с промежуточными точками приемки-разгрузки и поставки-погрузки (склады, базы, порты). Направление развития метода: создание Комплексной системы повышения эффективности уборочно-заготовитель-ных кампаний, а также внедрение в другие отрасли АПК с включением функции инструментальной навигации (Глонас) автотранзита.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Результатом выполненной работы является решение поставленных задач:
1. Исследованы экономические, организационные и производственные аспекты уборки-заготовки урожая на региональном уровне АПК, выявлено проблемное поле и сформирована методическая база исследования.
2. Разработана математическая модель оперативного управления уборочно-заготовительной компанией на региональном уровне, обеспечиваю-
щая гарантированное проведение и завершение уборки и заготовки всего объема и номенклатуры произведенной продукции в оптимальные сроки, с минимальными затратами ГСМ, без потерь и с высоким качеством продукции и включающая: балансовую модель, обеспечивающую
согласование объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, в том числе и при несовпадении этих объемов; маршрутную модель, позволяющую сформировать сеть конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов при равных условиях всем пунктам отгрузки независимо от расстояния до пунктов разгрузки; транспортную модель, обеспечивающую назначение конкретных автотранспортных средств на товарные потоки и маршруты с учетом транспорта различной ведомственной принадлежности: т.е. как централизованных
автотранспортных предприятий, так и транспорта хозяйств; временную (поминутную) модель, обеспечивающую распределение автотранспортных средств по времени выполнения операций на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств.
3. Разработана методика численных расчетов (алгоритмы и структуры данных), обеспечивающая численные расчеты с ее применением математической модели.
4. Создан программный инструментарий системы, реализующий предложенную математическую модель и методику численных расчетов.
5. Разработаны методики решения организационно-юридических, технических, кадровых и других вопросов, связанных с внедрением и применением на практике системы оперативного управления уборкой-заготовкой урожая на региональном уровне.
6. Разработана и применена методика оценки эффективности предлагаемых моделей и технологий.
Основным результатом работы являются разработанные математическая модель и программный инструментарий АСОУ «Урожай», а также экономический эффект, полученный за счет их промышленной эксплуатации в ходе девяти уборочно-заготовительных компаниях АПК Краснодарского края, Республики Адыгея и Курской области.
Подтвержденный актами внедрений только прямой экономический эффект от этих внедрений составил более 5 млн. долл., в ценах 2008г. - более 150 млн.руб.
Предложение
Оснастить Элеваторы и Сахарные заводы Кубани АСОУ "Урожай". Совместным совещанием департаментов экономики и сельского хозяйства администрации Краснодарского края (Протокол от 19.07.2007) инструментарий и методическое обеспечение АСОУ «Урожай» приняты к внедрению в АПК Краснодарского края для оснащения элеваторов и сахарных заводов Кубани с целью значительного снижения материальных и финансовых затрат Краевого бюджета и агроформирований на уборку и заготовку урожая, в первую очередь зерновых колосовых и сахарной свеклы. Литература
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ
1.Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Математическая модель рациональной организации уборочно-заготовительных кампаний в АПК.Труды КубГАУ, №2 (11), 2008. С. 58-62. 0,28/0,31 п.л.
Научные монографии и методические рекомендации
2.Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Теория, технология и практика автоматизации оперативного управления уборочно-заготовительными кампаниями в АПК: Под науч. ред. д.т.н., проф. В.И.Лойко. Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2008.
- 550 с. 28,42/34,38 п.л.
3.Бакурадзе Л. А., Луценко Е.В., Самсонов Г. А.. Руководящие материалы по эксплуатации 1 очереди АПК (АИУС-АПК) с применением ПЭКВМ "Искра-226" - Курск: Тип. Курского облисполкома, 1986. - 109с. (ДСП). 5,00/6,81 п.л.
Свидетельства РосПатента РФ
4. Пат. № 2008610399. РФ. Автоматизированная система оперативного управления уборочно-транспортно-заготовительными процессами в АПК в период уборки-заготовки урожая сахарной свеклы (АСОУ "Урожай-сахсвекла"). /Л.А.Бакурадзе (Россия); Заяв. № 2007614665. Опубл. 21.01.2008. - 50с. 3,13 п.л.
5. Пат. № 2008610400.РФ. Автоматизированная система оперативного управления уборочно-транспортно-заготовительными процессами в АПК в период уборки-заготовки
урожая зерновых (АСОУ "Урожай-зерно". /Л.А.Бакурадзе (Россия); Заяв. № 2007614666. Опубл. 21.01.2008. - 50с. 3,13 п.л.
6.ИЛ о Научно-техническом достижении №87-11 - Краснодар: ЦНТИ. 1987. - 4 с. Ба-курадзе Л.А. ППОС Дельта на базе микро-ЭВМ Искра-226. 0,25 п.л.
Научные статьи и материалы научных конференций
7. Бакурадзе Л.А., Самсонов Г.А. Автоматизация оперативного планирования работы предприятий РАПО в период уборки и вывоза урожая сельскохозяйственных культур: Статья (научное издание). -Москва: Э.И.ЦНИИТЭИ приборостроения,
вып.14.1-16, Серия: "Приборное обеспечение АПК" 1985. -5 с. 0,28/0,32 п.л.
8. Бакурадзе Л.А. Автоматизация оперативного планирования и управления работой
предприятий РАПО (постановка задачи): №2648-85 Деп., Деп.науч.работы - Москва: Ест.и точ.науки,техника.Ежем. библ.указ.ВИНИТИ №8(166),1985,№699.-13
с.0,81 п.л.
9. Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Математическая модель и алгоритм решения задачи
оперативного планирования и управления в условиях РАПО: №2650-85 Деп.: Деп. науч.работы-Москва: Естест. и точные науки, техника.
Ежем. библ. указ. ВИНИТИ №8(166), 1985, №699. - 15 с. 0,82/0,94 п.л.
10. Бакурадзе Л.А. Программно-информационное обеспечение задачи оперативного
планирования и управления в условиях РАПО (Система "План": №2649-85 Деп.: Деп. науч.работы-Москва: Естест. и точные науки, техника.
Ежем.библ.указ.ВИНИТИ №8(166), 1985, №699. - 15 с. 0,94 п.л.
11. Бакурадзе Л. А., Самсонов Г.А. Автоматизированный оперативного планирования работы предприятий РАПО в период уборки и вывоза урожая сельхозкультур: Статья (научное издание).- Москва:Э.И.ЦНИИТЭИ приборостроения, вып.14. 1-16, Серия: "Приборное обеспечение АПК", 1985. -5 с. 0,28/0,31 п.л.
12. Бакурадзе Л.А. Математическая модель и алгоритм проектирования уборочно-транспортно-заготовительных процессов в АПК. Математические методы и информационно-технические средства: Труды III Всероссийской научно-практической конференции, 22.06.2007г. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007, -138с. С. 12-18. 0,44 п.л.
13. Бакурадзе Л.А. Проблемы организации управления уборочно-транспортнозаготовительными кампаниями / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №02(26). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0025. - Режим доступа: Ьйр://е1киЬааго.ш/2007/02/рё1У25.рё1:>. 0,50 п.л.
14. Бакурадзе Л.А. Автоматизация оперативного управления уборочно-транспортнозаготовительным конвейером / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №02(26). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0041. - Режим доступа: Ьйр://е1киЬааго.ш/2007/02/рё1У19.рё1:>. 1,19 п.л.
15. Бакурадзе Л.А. Интенсивная ресурсосберегающая технология уборорочно-
транспортно-заготовительных процессов в АПК / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №03(27). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0057. - Режим доступа:
Шр://е1киЬааго.щ/2007/03/рё1У29.рё1:, 1,44 п.л.
16. Бакурадзе Л.А. Комплексная система деловой навигации компании / Л.А. Бакурадзе
// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. -№04(28). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0077. - Режим доступа:
Шр://е1киЬааго.щ/2007/04/рё1У08.рё1:, 1,31 п.л.
17. Бакурадзе Л.А. Математическая модель и алгоритм навигации уборочнозаготовительных кампаний в АПК / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №06(30). - Шифр Информре-
гистра: 0420700012\0110. - Реж. дост: http://ei.kubagro.ru/2007/06/pdf/05.pdf. 1,69
п.л.
18. Бакурадзе Л. А. Композитная математическая модель навигации уборки - заготовки урожая в АПК / Л. А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс].
- Краснодар: КубГАУ, 2007. - №09(33). - Шифр Информрегистра:
0420700012\0165. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2007/09/pdf/01.pdf. 1,38 п.л.
19. Бакурадзе Л.А. Уборочно-заготовительные кампании в АПК РФ. Вопросы организации и ведения. Пути повышения эффективности / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №10(34). -Шифр Информрегистра: 0420700012\0183. - Режим доступа:
http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/02.pdf, 1,31 п.л.
20. Бакурадзе Л.А. Планово-экономические вопросы навигации уборочно-
заготовительных кампаний / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(36). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0022. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2008/02/pdf/07.pdf. 1,88 п.л.
21. Бакурадзе Л.А. Механизм организационно-экономического взаимодействия агро-
формирований в период уборки - заготовки урожая / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(36). -Шифр Информрегистра: 0420800012\0023. - Реж.дост:
http://ei.kubagro.ru/2008/02/pdf/06.pdf 2,88 п.л.
22. Бакурадзе Л.А. Навигация уборки - заготовки урожая. Пути повышения эффективности / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0060. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2008/05/pdf/09.pdf, 2.38 п.л.
23. Бакурадзе Л.А. Механизм межведомственного взаимодействия при уборке - заготовке урожая / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0061.
- Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2008/05/pdf/08.pdf. 2,06 п.л.
24. Бакурадзе Л.А. Вопросы навигации уборочно-заготовительных кампаний в АПК (планово-экономический аспект) / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информре-гистра: 0420800012\0062. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2008/05/pdf/07.pdf, 1,38 п.л.
25. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть III / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0042. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2009/04/pdf/06.pdf, 1,63 п.л.
26. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть II / Л. А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0043. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2009/04/pdf/05.pdf, 0,75 п.л.
27. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть I / Л. А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0044. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2009/04/pdf/04.pdf, 1,94 п.л.