Проведенные исследования позволяют расширить возможности создания новых смазочных композиций с применением неорганических полимерных соединений и внедрения их в различные отрасли промышленности.
Литература
1. Савенкова М.А., Булавина Е.А. Изменение физико-химических параметров смазок ЖРО-М и Буксол в процессе эксплуатации // Тр. Всерос. науч.-практич. конф. «Транспорт-2005». Ч. 2. Ростов н/Д, 2005.
2. СавенковаМ.А., Мардиросова И.В., Очерет Н.П. Электрофизические свойства фосфоромолибдатных комплексов // Совр. проблемы энергетики: Межвуз. сб. науч. тр.Ростов н/Д, 1998. С. 77-81.
3. ГОСТ «Смазки пластичные». Ч. 2. М., 1982.
4. ИщукЮ.Л. Состав, структура и свойства пластичных смазок. Киев, 1996.
5. Жданов И.П., Подольский Ю.А., Цуркан И.Г. Об эффективности действия противозадирных присадок в пластичных смазках для буксовых узлов железнодорожных вагонов // Нефтепереработка и нефтехимия. 1977. № 4. С. 34-39.
6. Комарова Т.Г., Мельникова В.Г., Бельцова Е.А. Процессы в дисперсных средах // Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1997. С. 179-183.
7. Булавина Е.А., Савенкова М.А., Челохьян А.В. Механизм смазочного действия пластичных смазок с участием ге-терополифосфатов // Тез. докл. III междунар. семинара по контактному взаимодействию и сухому трению. М., 2005. С. 649.
15 декабря 2005 г.
Ростовский государственный университет путей сообщения
УДК621.89+06
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРАТИФИЦИРОВАННОГО ТЕЧЕНИЯ ВЯЗКО-УПРУГО-ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ В ЗАЗОРЕ УПОРНОГО МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ
© 2006 г. К.С. Ахвердиев, В.М. Приходько, М.В. Яковлев
Свойства минеральных смазочных масел удается улучшить за счет добавок высокомолекулярных полимеров, благодаря которым вязкость становится сравнительно слабо зависящей от температуры, а также происходит уменьшение вязкости с ростом скорости сдвига. Все это характеризует «неньютоновское» поведение смазки. Кроме того, высокомолекулярные добавки к минеральным маслам делают их более вязко-упруго-пластичными с большим временем релаксации, чем у обычных масел. Исследования [1-3] показали, что свойство релаксации напряжений, оказывает положительное влияние на характеристики гидродинамических подшипников. В классической гидродинамике изотропной жидкости Навье - Стокса не делаются различия между внутренним (адгезионным) трением слоев жидкости между собой и внешним трением жидкости. Мерой трения служит сдвиговая вязкость. Между тем в настоящее время установлено, что взаимодействие жидкости с твердой поверхностью не является универсальным, как в гидродинамике Навье-Стокса, а зависит от ряда факторов. Наиболее общим выступает уровень активности молекулярных сил твердой подложки, которая обнаруживается в известных явлениях смачивания жидкостью поверхности твердого тела. Стало очевидным, что при наличии в смазочной жидкости твердых частиц присадок или продуктов износа или окисления, а также благодаря пристенчатой ориентации ее молекул происходит разделение смазки на слои с разной вязко -стью, с разными модулями упругости и с разными
предельными напряжениями сдвига. Представляет значительный интерес разработка математической модели прогнозирования возможной роли вязко-упруго-пластичных свойств двухслойной вязко-упруго-пластичной смазочной композиции в рамках гидродинамической смазки.
Задача о раздельном стационарном движении между ползуном и направляющей двухслойной смазки, в качестве уравнения состояния которой используется линейная модель Максвелла, решена в работе [4]. Ниже нами решение этой задачи приводится для двухслойной смазочной композиции с применением нелинейной модели Максвелла с предельным напряжением сдвига т0 (т.е. для смазочной композиции, одновременно обладающей вязко-упруго-пластичными свойствами).
ди' т 0: т' и * дт'
—= + ——-, (I =1, 2). (1)
дУ М - т 0г °г дх Здесь и * - скорость движения направляющей, О . -модуль упругости, м - динамический коэффициент вязкости, т' - начальное напряжение, т ш - предельное напряжение сдвига.
Предполагается, что скорость и' в направлении оси оу достаточно мала по сравнению со скоростью и'- вдоль оси ох. Кроме того, изменение скорости и' в направлении х достаточно незначительно по сравнению с изменением в направлении у (рис. 1).
Рис. 1. Схематическое изображение стратифицированного движения вязко-упруго-пластичной смазки в упорном подшипнике (Г - граница раздела слоев)
Также предполагается, что давление постоянно по толщине пленки, заданной уравнением
к' = к0 + х^а .
При наличии вышеуказанных допущений рассмотрение равновесия элемента жидкости между поверхностями подшипника приводит к уравнению
Этdp' , dp. , (
—7 = —7' ^ т . =—-y + e. (x ).
dy dx dx
Здесь p' - гидродинамическое давление.
(2)
Используем разложение в степенной ряд sh ——.
fT А3
sh-
1
— + 3!
На основании (1) и (2) получим:
д2 и
V2 д
и ФЛ+
ц i I dx I Gj
f d^ '
dx
1
6t 0j2 Ц .1 dx
¥7У + 4 (x)| +
- условия прилипания смазки к поверхности направляющей и ползуна и = 0, и = 0 при у = к 0 + х
и = 0, и = 0 при у = 0;
- равенство гидродинамического давления атмосферному в сечениях р = рА при х = 0, х = I, где
Р *
I - длина ползуна;
- равенство скоростей, касательных и нормальных напряжений на границе раздела слоев;
- условия ненапряженного состояния вязкоупру-гой смазки при значении х = 0 .
Перейдем к безразмерным переменным по формулам:
к0
и i = и иi; и i = е и иi;
y' = h о y; p'i = p. * Pi;
е = —; x = xl; l
Pг =■
цiluя
(5)
Подставляя (5) в (3) и (4), с точностью до членов О (А2) будем иметь:
д Ч dp. а d2p_
+ ßi
ду2 dx д— i du
dx2 дУ
A f dp .
6 ^ dx
Ц ги
У+ег (x)
+ 0(Ai2),
+ —- = 0, ß i = дx ду G2e
A.г . (6)
T 2 h 5
Граничные условия в безразмерном виде запишутся следующим образом:
и1 = 0, и1 =-1, при у = 0;
и 2 = 0 при у = 1 + кх;
и 2 = а
p А
p2 = —А- при x = 0; x = 1; p *
i и i Ц 2 Ц 2 ак =—; pi = p2—; — 1 = —2; их = и2; е = ^е2;
— 2 Ц1 Ц1
5!ц гT
1 f dp2 '+ ' ( л I +
4Id7y + е (x )| + ...
(2 =1, 2). (3)
д— 2 ди'
—7 + —7 = 0, (2 =1, 2),
/ 'Ч / ? V ? /?
дx ду
(4)
ц1
G,
tga ' = —7-, — = G- = -
— i Ц 2 G 2 T
01
02
де^ д— 2 Ц 2 ß де2 ц 2 ß 2 ~
д—1 -ß^ = ду дx ду Ц j
дx ц 1
При анализе рассматриваемой системы уравнений (3) необходимо добавить уравнения неразрывности
при у = а(1 + kx), 0 < а < 1. dp
dx
= 0, ei = 0 при x = 0 .
(7)
а также условия существования стратифицированного (раздельного) течения двухслойной вязко-упруго-пластичной смазочной композиции в зазоре между ползуном и направляющей
Осредним нелинейные члены в правой части уравнения (6) по методу Слезкина - Тарга. Введем обозначение
= Тк,к+Н2Ьу, <' =12>■ <8>
Точное автомодельное решение задачи (6), (7) с учетом (8) будем искать в виде:
— i =■
Здесь а' - угол наклона границы раздела к оси Ох.
Система уравнений (3), (4) решается при следующих граничных условиях:
ду 1 ду
+ V, (x;у),
u2 = - — + U, (x; у), i дx У)
Vx (x;у) = — i Ui (x;у) = иi (^)k, £ =
у
1 + kx
0
T
V- = у- (5)
йР' о й2Р' тл ^ С2•
йх йх2 (1 + кх) (1 + кх)
Подставляя (8) в (6) и (7), получаем: // / у' = С2. и' = ¿1, и' -5 и' = 0; /
и - = 0, яЗ1 =-1, у1 = 0 при 5 = 0; /
ии 2 = 0, V 2 = 0, при 5 = 1;
/ / // //
V1 (а) = 0, у2 (а) = 0, м 1 V 1 (а) = м2 V2 (а),
/
М1 и 1 (а) = м2 и2 (а). (9)
p
Рг = Нт при я = 0, X = 1; Pi = p2
2 .
ei = e n
dP о dx
= 0, ег = 0 при x = 0.
2
(14)
Решение задачи (13), (14) будем искать в виде
Рг = Р + Р, = Е- + Е, О,- = Ф2- + (' = 1,2).
Здесь Р', Ei, Ф 2' - решение задачи для двухслойной смазочной композиции, обладающей вязкоупру-гими свойствами (т.е. когда Ог = 0 ). Рг-, Ег, Ф2 -добавочное решение линеаризованной задачи), обусловленное наличием вязко-пластичных свойств смазки.
Для Р1 и Р2 из системы уравнений (13) получаем следующие выражения:
Р А
рг =—— при x = 0, x = 1;
Рг *
Р1 = Р 2-
Ц 2
Ц 2
;1 - с2 ■
(10)
= e ß
М1 М1
а 1
/и1 (5)Л 5 = 0, /и 2 (5)Л 5 = 0. (11)
0 а
Граничные условия (11) обусловлены несжимаемостью слоистой смазки. В случае а = 1 мы имеем единую смазку. При значениях х Ф 0, а Ф 1 имеет место слоистое течение смазки при выполнении следующих условий:
М1 = _О1 = т 0!
М 2 О 2 т 02 Интегрируя систему уравнений (9), получим:
P1 = e
P2 = e ß
1 (
\ X
C „I
2 (x) + C2113(x) + "
Р1
e ßdx ++
*
Р1
11
Л
C 121 2 (x) + C 2213( x) + "
Р1
e ßdx ++ 1
Р 2
(15)
Постоянные интегрирования, входящие в выражения (12) и (15) определяются из граничных условий (10) и (11). Явный вид выражений этих коэффициентов найден в работе [4].
В результате получены аналитические выражения для несущей способности и силы трения
w =
2 * 1( e ц 1u 1
-I
'0 0
P1 -
Рлк
ц 1eu1
2 Л
dx.
(16)
\ 2 \ 2
V 1 (5) = c 21 + c1^ + c 2> U1 (S) = c11 Y + С 3^+ c 4'
Ц 1u * e
I E1dx,
'0 0
5 ' 5 2
и 1 =/5и 1 (5)й5 , у 2 (5) = С 22— + С 55 + С 6, 02
52 5
и2 (5) = Сп — + С75 + С8, и2 = /5и'2 (5)Л5+ и2 (а). (12) 20
Гидродинамическое давление в слоях смазочной композиции определяется из системы уравнений
в^ + — + О (х) = % + %,
' йх2 йх Н2 А2
г 2h 01 dx г ( )| dx
х 1 — 1 1
E1 = e ß 11
1 ß0
C1 + (1 + kx)2 1 + kx
e ßdx. (17)
Для определения Рг, Ег и Ф 2 мы имеем следующую линеаризованную систему уравнений:
ß;
d2 P.г dP:
г +—г- + D г (x) = ■
dx2 dx
Ф 2
(г = 1,2); (18)
. dE г - Л/ ^^ ог,2
' ' Ег ) = 0 ' ('
2 Л
ßlk + Eг + 6( + 3EfEг ) = 0 , (г = 1,2), (19)
Лг dPг
где DD г (x) = -L-JL 2 dx
dP, dP, h2
((dP, | +
I dx ) dx dx
dei ei 3 Л c1 c
ß + eг +
dx
6 h2 h
h=1 + kx, (г =1, 2). (13)
+2 dP(e: + Eг)) + Et 2 +2EtEг + 2 <dPP-E, h
1 \ г г / г. г г г г
Система уравнений (13) решается при следующих граничных условиях:
dx 2 dx
dx
dPг Л 2 h2
dx
dP, h 2 — + 2—^- E — + Eг 2 2 dx 2
Система уравнений (18) - (20) решается при следующих граничных условиях:
Р = 0 при х = 0, х = 1,
dd-L = 0, Eг = 0 при х = 0 .
dx
(21)
Задача (18) - (21) допускает точное решение.
Для добавочной несущей способности и добавочной силы трения получены аналитические выражения, аналогичные (16) и (17).
Результаты численного анализа при значениях параметров
в-
а -0, 0,1; 0,2; 0,5; ^ - 0,1; 0,2; 0,5;
показывают:
- 0,1; 0,2; 0,5;
G,
0 2
-01
- 0,1; 0,2; 0,5,
- с увеличением вязкостного отношения —— не-
ц!
сущая способность возрастает как для истинно вязкой, так и для вязкоупругой и вязко-упруго-пластичной жидкости;
- чем меньше значение структурного параметра а , тем больше несущая способность подшипника;
- в случае, когда в качестве уравнения состояния используется линейная модель Максвелла, несущая способность ниже по сравнению с этим показателем
для истинно вязкой жидкости. При этом, с увеличением значения параметра в {-1, несущая способность подшипника стремится к значению этого показателя для истинно вязкой жидкости, оставаясь меньше этого значения;
- в случае, когда в качестве уравнения состояния используется нелинейная модель Максвелла при малых значениях параметра А -1, несущая способность стремится к значению этого показателя для истинно вязкой жидкости, оставаясь больше этого значения.
Литература
1. Харноу. Анализ релаксации напряжений в упруговязкой
жидкой смазке радиальных подшипников // Проблемы трения и смазки. 1978. № 2. С. 159-168.
2. Коул Д.А. Экспериментальное исследование влияния температуры на работу опорных подшипников скольжения // Междунар. конф. по смазке и износу машин (Лондон, 1957) М., 1962. С. 108-113.
3. Гурин Д. де, Холл Л.Ф. Экспериментальное исследование трех типов упорных подшипников скольжения, предназначенных для тяжелых условий работы // Междунар. конф. по смазке и износу машин (Лондон, 1957) М., 1962. С. 124-131.
4. Демидова Н.Н., Яковлев М.В. Математическая модель
стратифицированного течения вязкоупругой смазки в зазоре упорного металлополимерного подшипника скольжения. // Вестн. Рост. гос. ун-та путей сообщения. Ростов н/Д, 2004. № 4. С. 100-104.
Ростовский государственный университет путей сообщения
28 октября 2005 г.
и
УДК 621.762.002
ОСОБЕННОСТИ ФЛОКУЛЯЦИИ ПОЛИДИСПЕРСНЫХ ПОРОШКОВ МАГНИТОТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ
© 2006 г. Ю.М. Вернигоров, И.Н. Егоров, С.И. Егорова
При работе с порошками магнитотвердых материалов необходимо учитывать на каждом этапе технологического процесса их склонность к флокулиро-ванию. Большие силы магнитостатического взаимодействия приводят к формированию устойчивых агрегатов (флокул) даже в случае, если когезионные силы оказываются малыми. Образующиеся флокулы могут содержать от двух до нескольких сотен частиц, что неизбежно приводит к изменению как физических так и технологических свойств порошков. Например, необходимость разрушения флокул существенно усложняет технологию прессования анизотропных высокоэнергетических порошковых магнитов, тонкодисперсные порошки магнитотвердых материалов имеют практически нулевую текучесть, что исключает возможность автоматического дозирования этих порошков и т.д.
Механическое измельчение хрупких магнитных материалов объединяет два одновременно действующих процесса: разрушения частиц внешней силой и флокуляции частиц как самопроизвольной, так и вызванной внешними воздействиями [1]. При измельчении необходимо регулировать технологические режимы для достижения требуемой дисперсности, что напрямую связано с активностью порошка. В шаровых мельницах роль процессов флокуляции не оказывает заметного влияния на процесс измельчения, так как прочность флокул мала по сравнению с прочностью составляющих ее частиц. При измельчении порошков в мельницах с электромагнитным воздействием на дисперсный материал роль флокуляции возрастает.
Для повышения управляемости процесса измельчения применяют вращающееся магнитное поле [2],