МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ МАСС ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА МОТОБЛОКА ПРИ СТАЦИОНАРНОМ КИНЕМАТИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
М.В. ПОДРУБАЛОВ, инж. МГУЛ
При проведении расчетных исследований вибрации мобильной машины основным вопросом (решение которого в значительной мере определяет выбор математического аппарата, эффективность вычислительных алгоритмов и корректность результатов) является разработка расчетной схемы с достаточной для решения поставленных задач степенью детализации и математической модели, описывающей колебания масс машины в заданных режимах нагружения.
Основным фактором, обуславливающим возникновение динамических нагрузок, является кинематическое воздействие на колеса машины, возникающие от неровностей пути.
Для проведения исследований вибро-нагруженности на сидении оператора и руле в транспортном режиме работы мотоблока агрегат с оператором будем интерпретировать в виде системы твердых тел, соединенных упругодиссипа-тивными связями.
При использовании в дальнейшем спектрального метода анализа выходных характеристик вибронагруженности необходимо привести линеаризацию уравнений твердых тел в области положения статического равновесия системы.
В общем случае колебания твердых тел, соединенных упругодиссипативными связями, в поле потенциальных сил описывается системой нелинейных дифференциальных уравнений.
Учитывая это, оценим возможность линеаризации дифференциальных уравнений, описывающих колебания масс мотоблока М-3 с тележкой. Разложим в степенной ряд тригонометрические функции синуса и косинуса для координаты продольного угла колебаний остова транспортного агрегата мотоблока. Тогда при заданной продольной базе агрегата и суммарных прогибах передних (мод. Ф-106) и задних (мод. К-82) шин максимальный наклон остова будет равен 4,2°, и уже вторые члены разложения составят менее 0,5 % от первых. Чуть большие величины получаются и при поперечных колебаниях остова.
Сказанное выше говорит о том, что при теоретических расчетах колебания мотоблока можно считать малыми. В этом случае тригоно-
метрические функции углов колебаний масс динамической системы заменяются первыми членами их разложений в степенные ряды, т.е.
sin q = q tos q = 1
Мобильные машины вообще являются динамическими системами с нелинейными упругими и диссипативными связями. К таким нелинейнос-тям относятся ограничители ходов подвесок, «сухое» трение как в направляющих устройствах, так и в упругих и демпфирующих элементах, которые также имеют нелинейные характеристики и др.
Вместе с тем следует отметить, что:
- упругие характеристики подвески сидения и руля в зоне статического прогиба, где в основном происходят колебания, практически линейны;
- упругие и демпфирующие характеристики пневматических шин в области статических прогибов также имеют характер линейных зависимостей;
- при близком к нормальному закону распределения ординат профилей пути и их кинематических воздействий [1, 2] законы распределения выходных оценочных параметров мобильных машин (ускорения, напряжения, прогибы в подвесках) также близки к нормальному [1, 2], что свидетельствует о практической линейности их динамических систем и малом влиянии нелинейности характеристик упругодиссипативных связей при наличии таких мощных фильтров низких частот, какими являются подрессоренные и не-подрессоренные массы.
Существующие конструкции мобильных машин являются устойчивыми динамическими системами с большой диссипацией. Как показали экспериментальные исследования, нелинейности связей в реальных конструкциях не вызывают изменения собственных частот колебаний масс системы при изменении интенсивности кинематического воздействия [2].
На основании вышесказанного при построении математической модели колебаний масс динамической системы транспортного агрегата с мотоблоком и оператором считаем, что все упругие и демпфирующие связи между массами системы имеют линейные зависимости.
В дополнение к вышесказанному при построении расчетной схемы и математической модели колебаний агрегата при движении в транспортном режиме принимаем следующие общепринятые допущения:
1) агрегат симметричен относительно продольно-вертикальной плоскости, проходящей через центральный шарнир;
2) связи считаются телами с бесконечно малой массой;
3) агрегат движется прямолинейно с постоянной скоростью, а кинематические воздействия являются непрерывными функциями времени;
4) отсутствует влияние продольных и поперечных реакций профиля пути на колебания масс мотоблока;
5) неуравновешенность вращающихся масс и их гироскопические моменты равны нулю.
Составим расчетную схему транспортного агрегата мотоблока с оператором при его движении с постоянной скоростью (рисунок).
На схеме агрегат с оператором интерпретируется в виде системы 4 твердых тел, соединенных упругодиссипативными связями и шарниром, имеющей 4 входа и 7 степеней свободы. Малые колебания масс системы около положения равно-
весия описываются системой обыкновенных линейных уравнений 14 порядка.
На схеме введены следующие обозначения:
Q. - (г = 1,4) - кинематические воздействия
от профиля пути; qk - (к = 1,7) - обобщенные координаты; Р1 - центр инерции мотоблока; Р2 - центр инерции тележки; О - проекция точки Р на ось горизонтального шарнира;
02 - проекция точки Р на ось горизонтально-
го шарнира;
03 - центр инерции оператора и сидения;
04 - центр инерции руля;
А, В - точки регистрации ускорений;
- точки крепления колес; £/ ис2 - точки крепления подвески сидения;
Е Е2 - точки крепления подвески руля; Е Е4 - точки соприкосновения руля с руками
и рук с туловищем ; с ( = 1,8) - жесткости упругих элементов; к (г = 1,8) - коэффициенты диссипации.
Для вывода уравнений движения воспользуемся следующими обозначениями:
Радиус-вектор центра масс тела с массой т. (г = 1,4 ) Скорости полюсов Угловые скорости масс
Г = (0, 0, V = (0,0, 9,) « = (9з, 92,0)
г =(Х, 0 22) V = (0,0,94) « = ( 94 , 92,0)
г =(0, 0, 0) V = (0,0,95) « = ( 94 , 96,0)
г, =(0, 0, 0) V4 = (0,0,97) «4 = (93 , 9,,0)
Тензоры инерции
а)=
J . XX!. 0 - Jxii
0 J . 0 7
УУi
-J 0 J
I = 1,4
Выражение для вычисления кинетической энергии системы имеет вид
1 4 _ _ ^ _ _ Т = — ^(т. • У1. + 2m¡(у. хю.)г + ю.((.) -ю.). (1)
2 ,=1
Кинетическая энергия является квадратичной_формой от обобщенных скоростей
Чк (к = 1,7). Запишем матрицу коэффициентов этой квадратичной формы
М =
т1 + т2 -2 - т2 0 0 0 0 0
-х,2- т2 J . + J 2 + J 3 УУ1 УУ2 УУ3 0 0 0 0 0
0 0 хх 1 + хх 2 0 0 0 0
0 0 0 хх1 + ^^ хх 2 0 0 0
0 0 0 0 т3 0 0
0 0 0 0 0 J 3 УУ 3 0
0 0 0 0 0 0 т4
Введем обозначения: Ч = 1\Ч\, Ч2,... ,Ч7|| - вектор обобщенных координат системы; б = ||б1, б2, б3, б4|| - вектор кинематических воздействий;
= | |чт , Qт| щений;
расширенный вектор переме-
Т - оператор транспонирования.
Выражение для вычисления потенциальной энергии системы представим в виде
1 ^т т ~ ^
П = -2 -Ат-с-А-, (2)
где с = diag {с. }, . = 1,8 - матрица деформаций упругих элементов;
А =
-1 О К -О1А1У 0 0 0 0 1 0 0 0
-1 ОА х ОА у 0 0 0 0 0 1 0 0
-1 -О,А3 1 3х 0 О2 А3 У 0 0 0 0 0 1 0
-1 1 4х 0 О2 А у 0 0 0 0 0 0 1
0 0 1 -1 0 0 0 0 0 0 0
1 О1^ С1х 0 0 -1 -О3и С 2х 0 0 0 0 0
1 ОА* 0 0 0 0 -1 0 0 0 0
0 0 0 0 -1 О3 Е 34 1 0 0 0 0
Выражение для вычисления диссипатив-ной функции Релея представим в виде
Используя соотношения (2) и (3), а также
1 d ^т т ~ d ^
Я =--б -Ат-к-А — б,
2 dt dt
(3)
где
к = diaq{k7}, . = 1,8 Дифференциальное уравнение малых колебаний масс динамической системы агрегата с оператором в матричной форме имеет вид
(В1Ы + + С)Ч = (DB1 + В2)(, (4)
где В = d/dt - оператор дифференцирования; А" - матрица коэффициентов сопротивления; С - матрица коэффициентов жесткости; В1 - матрица коэффициентов сопротивления
при кинематических воздействиях; В2 - матрица коэффициентов жесткости при кинематических воздействиях.
А т-с - А =
Ат-к - А =
С -Б.
- ВТ
Г
- В,
С
-Б £
где С - диагональная матрица жесткости;
^ - диагональная матрица коэффициентов диссипации шин.
Можно вычислить матричные коэффициенты А, С, В В2 векторного дифференциального уравнения (4).
Для исследования вынужденных колебаний масс мотоблока и оператора в транспортном режиме работы воспользуемся методами теории автоматического управления, в терминах которой
рассматриваемая система интерпретируется как многомерная, непрерывная, линейная стационарная система управления с разомкнутым контуром управления [3].Динамическая система такого типа описывается дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами. Вектор обобщенных координат 9 является вектором выхода динамической системы, вектор кинематических воздействий Q - вектором входа, а элементы матриц М, К, С, В В2 - параметрами системы.
Определение реакции динамической системы на показательное воздействие может быть выполнено с помощью матрицы передаточных функций динамической системы, которая находится с помощью интегрального преобразования Лапласа дифференциального уравнения движения (4) при нулевых начальных условиях
9()
й -
= 0 и —9(0
= 0.
(5)
В результате преобразования получим алгебраическое уравнение
р • м+р • к+с) • 9(р)=(р • в1 + в2) • е (Р) (6)
или
а( р) • 9( р)=в( р) • е( р),
где Р - параметр преобразования Лапласа, А(Р) = РМ + РГ + С, В(Р) = РВ1 + В2 В рассматриваемом многомерном случае выражение для вычисления матрицы передаточных функций имеет вид Ж(Р) = ЛЛ(Р)В(Р).
Для физически осуществимых устойчивых многомерных систем матрицу передаточных функций можно заменить без потери информации матрицей частотных характеристик, которая является исчерпывающей характеристикой многомерной динамической системы [3].
При исследовании установившегося процесса колебаний при I ^ да получаем чисто мнимое значение для комплексной переменной Р = у'*ш, где у = V-! . Матрица частотных характеристик обобщенных координат системы может выть получена с помощью соотношения
Ж (Р)| ^ =у« = Ж (у«). (7)
Элементы матрицы частотных характеристик характеризуют в мнимой и действительной областях реакцию динамической системы на каждом выходе системы по каждому входу при гармоническом возмущении на входе системы. Для рассмотренной динамической системы агрегата с оператором размерность матрицы частотных характеристик - 7 х 4.
Матрицу спектральных плотностей п-й производной компонент вектора выхода линейной динамической системы 9 легко вычислить, используя предварительно рассчитанные матрицу спектральных плотностей компонент вектора кинематических воздействий SQ и матрицу частотных характеристик системы Ж(/ю), если воспользоваться известным соотношением (у«) = (-у«)п • Ж(у«) х 9 , (8) х5з (у«)(«•Ж т (у«)
где Ж (у«) и Жт (у«) - сопряженная и транспонированная матрицы частотных характеристик;
5го-ш) - матрица спектральных плотностей компонент вектора кинематических воздействий.
Матрицу спектральных плотностей п-х производных деформаций упругих элементов вычислим, используя соотношение
5 ,(у«) = (у«)п • А^• Ат • (у«)п, (9)
~ А 9
где 9 = 1191,92 ... 97, Ц, £>2,63,641|т - расширенный вектор кинематических перемещений;
(у«) =
(у«)
Б--(у«)
(у'ю) (у«
- расширенная матрица спектральных плотностей расширенного вектора кинематических перемещений.
Элементы матрицы вычисляются по формулам
(у«) = Ж (у«) • ^ (у«), (10)
(у«) = ^ (у«) •Жт (у«). (11)
Зная матрицу (8) , можно вычислить матрицу спектральных плотностей сил в упругодиссипативных связях динамической системы и матрицу спектральных плотностей дисси-пативных сил в упругодемпфирующих связях.
Соответственно
Sí («) = с • SА(o) (у«) • с, 5- («) = к • 5 (у«) • к .
(12) (13)
Таким образом, разработанная математическая модель стационарных пространственных колебаний масс многомерной динамической системы транспортного агрегата мотоблока М-3 и оператора, представленной в виде системы четырех твердых тел, соединенных восемью упру-годиссипативными связями, имеющей четыре
г=0
I=0
входа и семь степеней свободы, позволяет определить частотные и выходные спектральные характеристики по любой обобщенной координате и проводить оценку уровня вибрации.
Библиографический список
1. Динамика системы дорога-шина-автомобиль-водитель / А.А. Хачатуров, В.Л. Афанасьев, В.С. Васильев и др.
Под редакцией А.А. Хачатурова. - М.: Машиностроение, 1976. - С. 110-114.
2. Никитенко, А.Н. Теоретические и экспериментальные исследования эксплуатационной нагруженности несущих металлоконструкций, полуприцепных сеноуборочных агрегатов в транспортном режиме: дисс. ... канд. техн. наук /
A.Н. Никитенко. - Ростов-на-Дону: РИСХМ, 1981. - 175 с.
3. Пугачев, В.С. Основы автоматического управления /
B.С. Пугачев. - М.: Наука, 1971. - 395 с.