Научная статья на тему 'Математическая модель обеспечения станций скорой медицинской помощи санитарным транспортом'

Математическая модель обеспечения станций скорой медицинской помощи санитарным транспортом Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
412
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВРАЧОМ БОЛЬНОГО / КОЛИЧЕСТВО ВЫЗОВОВ С ГОСПИТАЛИЗАЦИЕЙ И БЕЗ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ / PATIENT’S SERVICE TIME / FIRST AID STATION / THE NUMBER OF CALLS TO HOSPITALIZATION AND WITHOUT HOSPITALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Рахмонов З. Х., Муминов Б. Г., Саломова М. Б.

Построена математическая модель обеспечения станций скорой медицинской помощи отдельно взятого региона санитарным транспортом с учётом климатических, географических и демографических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Рахмонов З. Х., Муминов Б. Г., Саломова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical model of providing emergency stations medical transportation

A mathematical model of providing ambulance stations with ambulance vehicles has been developed. The model is subject to climatic, geographic and demographic conditions.

Текст научной работы на тему «Математическая модель обеспечения станций скорой медицинской помощи санитарным транспортом»

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН _____________________________________2012, том 55, №7__________________________________

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

УДК 614.2 +519.688

Член-корреспондент АН Республики Таджикистан З.Х.Рахмонов, Б.Г.Муминов ,

М.Б.Саломова **

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНЦИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ САНИТАРНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Институт математики АН Республики Таджикистан,

Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г Душанбе, Таджикский национальный университет

Построена математическая модель обеспечения станций скорой медицинской помощи отдельно взятого региона санитарным транспортом с учётом климатических, географических и демографических условий.

Ключевые слова: станция скорой медицинской помощи - время обслуживания врачом больного -количество вызовов с госпитализацией и без госпитализации.

Законодательная и нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации скорой медицинской помощи (СМП), сложилась в период 70-80 годов прошлого века и не отражала современные особенности оказания скорой медицинской помощи населению. В этих директивных документах не учитывались климатогеографические условия и плотность населения в регионах бывшего СССР, в том числе Таджикистане.

В своих работах А.А.Иванова [1] отмечает влияние климатогеографических условий Крайнего Севера на показатели деятельности станций СМП (ССМП) г. Якутска, однако данные об изменении нормативно-правовой базы касательно обеспечения транспортом не приводятся.

О.В.Осокина [2] считает, что для районов с низкой плотностью населения и неравномерным расселением жителей по территории, в частности в районах Крайнего Севера, где расстояние до ближайшей амбулатории или фельдшерско-акушерского пункта может измеряться сотнями километров, в качестве приоритетных задач должна развиваться выездная медицинская помощь.

Особое внимание уделено пространственно-временным характеристикам обращений к скорой медицинской помощи в исследованиях Э.В.Бухтияровой [3] и А.А.Бойкова [4]. Исследование

Э.В.Бухтияровой показали, что с 8 до 18 ч обслуживается 49.3%, с 19 до 24 ч - 33.6%, а с 0 до 7 ч -17.1% от общего количества обслуженных вызовов. Автором установлено, что наибольшая нагрузка на бригады СМП в городе приходится на 11 ч дня и 21 ч (часы пик); в сельских местностях наибольшее число обслуженных вызовов приходится на период с 9 до 11 ч, а в вечернее время с 20 ч.

Адрес для корреспонденции: Рахмонов Зарулло Хусенович. 734063, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Айни, 299/1, Институт математики АН РТ. E-mail: [email protected]; Муминов Бобокул Гаффорович. 734063, г. Душанбе, ул. Айни, 46, 2-пр. Городская клиническая больница скорой медицинской помощи. E-mail: [email protected]; Саломова Мохира Бободжоновна. 734013, Душанбе, пр. Рудаки, 17. Таджикский национальный университет. E-mail: [email protected]

До настоящего времени при расчёте норматива обеспечения СМП санитарным транспортом не учитываются пространственно-временные характеристики.

По данным Э.В.Бухтияровой, среднее время обслуживания вызова составляет 49.8 мин. Среднее время обслуживания вызова бригадой составило 41.5 мин, при этом из этого времени в среднем 20.1 мин затрачивается на обслуживание больного. Дольше всего (от 46.1 до 47.6 мин) обслуживают вызов психиатрические бригады, хотя время пребывания у больного - от 14.4 до 15.0 мин - наименьшее среди других бригад. Наиболее длительный период пребывания у больного показывают кардиологические бригады - от 25.3 до 25.9 мин, что связано со спецификой лечения кардиологических больных. В городе среднее время ожидания обслуживания вызова с момента поступления вызова в диспетчерскую до прибытия бригады к больному составило в среднем 15.4 мин. Из них в среднем: ожидание вызова в диспетчерской составило 4.0 мин, на сборы и посадку в санитарный автомобиль затрачивалось 1.4 мин, поездка до места происшествия или по адресату занимала 10.7 мин.

Исследования А.А.Ивановой показали, что нагрузка по выполнению вызовов на одну бригаду составляет в среднем 14-15 выездов, а при высокой нагрузке может достичь 16 выездов в смену. В этих случаях экстренные выезды могут составить от 9.7 до 10.2 мин.

Основные проблемы современного этапа развития скорой медицинской помощи были озвучены на II Всероссийском съезде врачей скорой помощи в 2007 г. Была отмечена противоречивая нормативно-правовая база, не отражающая современные организационные и технологические особенности оказания скорой медицинской помощи. Однако в перечень проблем нормативноправовой базы не были включены нормы оснащения в зависимости от климатогеографических условий регионов.

В настоящее время станции и отделения скорой медицинской помощи Республики Таджикистан в своей работе руководствуются Приказом МЗ РТ №33 от 28.01.2010 г. «О совершенствовании организации скорой и неотложной медицинской помощи в Республике Таджикистан». Этот приказ базируется на действовавшем до недавного времени Приказе МЗ СССР №404 от 20.07.88 г. «О мерах по дальнейшему развитию усовершенствования скорой и неотложной медицинской помощи населению».

Существующий норматив из расчёта одна санитарная машина на 10 тыс. населения не отвечает современным требованиям, так как не учитывается географическая особенность рельефа и плотность проживания населения. Республика Таджикистан имеет особые климатогеографические условия, где 97% площади составляют горные массивы, и поэтому часть населения проживает в местах, труднодоступных для оказания экстренной медицинской помощи населению.

В соответствии с Приказом МЗ РТ №33 от 28.01.2010 г., станции скорой медицинской помощи создаются как самостоятельные ЛПУ в городах с населением свыше 50 тыс. человек и функционируют в режиме круглосуточной работы. В городах же с населением более 100 тыс., с учётом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как структурные подразделения ЛПУ, с таким расчётом, чтобы прибытие бригады к пациенту осуществлялось в течение 20 мин. В населенных пунктах с численностью до 50

тыс. могут организовываться отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц как структурные подразделения указанного ЛПУ. Аналогичное регулирование работы СМП в Российской Федерации содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ за №179 от 01.11.2004 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи».

Основываясь на вышеуказанных информационных данных и учитывая, что обеспечение машинами скорой медицинской помощи занимает одно из главенствующих мест, сформулируем общую задачу обеспечения ССМП транспортом.

Общая постановка задачи. Пусть в некотором регионе с численностью населения N осуществляется V вызовов в течение одного года. Требуется определить число M машин скорой медицинской помощи с учётом нижеследующих факторов:

- плотность проживания населения в городе, а также в сельской местности;

- расстояние населенного пункта до СМП (физическая доступность);

- временно-пространственный фактор.

Прежде всего эту задачу будем решать в следующем, более простом, идеализированном варианте, то есть когда три условия общей задачи не учитываются:

Постановка задачи. Пусть в регионе с численностью населения N человек, состоящем из

p населенных пунктов, в течение года было V вызовов. Требуется определить M - число

автомашин СМП, необходимых региону.

Рассмотрим регион со следующими характеристиками:

— численность населения - N ;

- количество вызовов в СМП в течение года - V ;

— количество населенных пунктов - p ;

— число станций медицинский помощи (СМП ) - k ;

— i -я СМП обслуживает р , 1 < / < & населенных пунктов, следовательно,

— численность населения j -го населенного пункта, 1 < ] < р , который обслуживается i -ой СМП -П, следовательно,

— количество вызовов от j -го населенного пункта, 1 < j < р , который обслуживается i -ой СМП -, следовательно, V - количество всех вызовов, которые обслуживаются i -ой СМП, - равно

р + р 2+•••+р& = р;

& р,

¡=1 j=l

j=l

- количество вызовов с госпитализацией от j -го населенного пункта, 1 < ] < р, который обслуживается I -ой СМП - у* ;

- количество вызовов без госпитализации от j -го населенного пункта, 1 < j < р, который обслуживается I -ой СМП - у^;

- ^ - время (в мин) обслуживания больного из j -го населенного пункта, 1 < j < р , который

обслуживается I -ой СМП.

Поэтому

N + + ...+ык = ж, V + к2 +...+V, = V.

Таким образом, указанные выше населенные пункты образуют к групп, распределённых по подстанциям.

В основу алгоритма положено определение затрат общего времени машин I -го пункта СМП для обслуживания j -го населенного пункта, прикреплённого к этой станции (1 < I < к , 1 < j < р), в течение года. Вводим следующие обозначения:

- г™ - время маршрута до пункта вызова, находящегося в j -ом населённом пункте, 1 < j < р , который обслуживается I -ой СМП (в мин);

- 1° - время обслуживания врачом больного (в мин);

- Щ - время, затраченное на госпитализацию больного из j -го населенного пункта, 1 < j < р , который обслуживается I -ой СМП (в мин).

Тогда время обслуживания одного больного из j -го населённого пункта, 1 < j < р , который обслуживается I -ой СМП, будет равно:

в случае отсутствия госпитализации, либо

ц = 2т + + Ц

при наличии госпитализации больного. Поэтому суммарная затрата времени машин I -ой СМП на обслуживание j -го населённого пункта в течение года будет равна:

(21" I+1°)+у* (21;,+1° + >1).

Суммируя по всем р -населенным пунктам, которые обслуживаются I -ой СМП, найдем суммарную затрату времени машин I -ой СМП

т, = (р;і+<0)+ (2<7<+<о + Ч )■

j=1 j=1

Суммируя последнее выражение по всем к (СМП региона), получим общие затраты времени всех машин скорой помощи региона

к P. к Pi

т=Yt=yyvbf (2t;i+to)+yyvg (2tmi+to+tg )(1).

i=1 i =1 j=1 i=1 j =1

Допустим, что в данном регионе, в среднем, одна машина СМП максимально может выполнить 5 выездов, что эквивалентно т часам полезной работы, то есть годовая работа каждой машины не должна превосходить числа 365т. По данным А.А.Ивановой [1], в Российской Федерации в среднем 5 = 16, т = 6 и 365т = 2190 .

Отсюда следует, что Н - количество машин СМП региона, должно быть больше отношения годовой общей затраты времени всех машин СМП на годовую максимальную полезную работу одной машины, то есть

Т

Н >

365г-60

Таким образом, Н - количество машин СМП региона - должно быть на единицу больше целой части отношения годовой общей затраты времени всех машин СМП на годовую максимальную полезную работу одной машины:

H =

T

365 г-60

+1. (1)

В формуле (1) не учтены условия общей задачи, а также такие факторы, как: периодические выходы из строя машин, природные катаклизмы и транспортные происшествия; рост числа населения и многое другое. Для учёта указанных факторов необходимо ввести соответствующие коэффициенты. Произведение этих коэффициентов на найденную величину H позволит определить число машин для более общего случая.

Поступило 15.06.2012 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова А.А. Роль организационных технологий в совершенствовании скорой медицинской помощи городскому населению крайнего севера: Автореф. дисс... к.м.н. - Хабаровск, 2008, 36 с.

2. Осокина О.В. Организационно-экономическое обоснование направлений совершенствования деятельности выездных бригад для оказания медицинской помощи сельскому населению: Автореф. дис... к.м.н. - М., 2006, 24 с.

3. Бухтиярова Э.В. Комплексное социально-гигиеническое исследование обраща-емости и пути оптимизации оказания скорой медицинской помощи населению крупного промышленного центра: Автореф. дисс. к.м.н. - Новокузнецк, 2005, 21 с.

4. Бойков А.А. Научное обоснование совершенствования работы службы скорой медицинской помощи в крупном городе на догостпитальном этапе: Автореф. дисс. д.м.н., 2006, 44 с.

к

ЗД.Рах,монов, Б.Р.Муминов*, М.Б.Саломова**

ТАРХИ МАТЕМАТИКИИ ТАЪМИНИ СТАНСИЯИ ЁРИИ ТАЪЦИЛЙ БО МОШИНХОИ САНИТАРЙ

Институти математикаи Академияи илмх;ои Цум^урии Тоцикистон,

*Беморхонаи клиникии ёрии таъцилии тиббии ш. Душанбе,

**Донишго%и миллии Тоцикистон

Барои таъмини стансиях,ои ёрии таъ^илии тиббии нохдяи алохдда бо назардошти шартх,ои иклимй, чугрофй ва демографй модели математикй сохта шудааст.

Калима^ои калиди: стансияи ёрии таъцилии тиббй - вацти ба бемор хизматрасонии духтур -мщдори даъватХ/О бо бистари намудан ва бе бистари намудан

Z.Kh.Rakhmonov, B.G.Muminov*, M.B.Salomova**

MATHEMATICAL MODEL OF PROVIDING EMERGENCY STATIONS MEDICAL TRANSPORTATION

Institute of Mathematics, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan,

Clinical Emergency Hospital in Dushanbe,

**Tajik National University A mathematical model of providing ambulance stations with ambulance vehicles has been developed. The model is subject to climatic, geographic and demographic conditions.

Key words: first aid station - patient’s service time - the number of calls to hospitalization and without hospitalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.