МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013
4. Розенблит, Ю. А. Влияние смазочных масел на долговечность и надежность деталей машин / Ю. А. Розенблит. — М. : Машиностроение, 1970. — 314 с.
ШИРЛИН Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).
КОЛУНИН Александр Витальевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» СибАДИ. ГЕЛЬВЕР Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Физика и химия» Омского государственного университета путей сообщения.
ИВАННИКОВ Алексей Алексеевич, начальник кафедры ремонта бронетанковой и автомобильной техники Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения.
НЕЧАЕВ Виталий Викторович, кандидат технических наук, профессор кафедры ремонта бронетанковой и автомобильной техники Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения.
ГЕДЗЬ Андрей Джонович, кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры ремонта бронетанковой и автомобильной техники Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения.
КУЗНЕЦОВ Николай Александрович, старший преподаватель кафедры ремонта бронетанковой и автомобильной техники Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.2013 г.
© И. И. Ширлин, А. В. Колунин, С. А. Гельвер,
А. А. Иванников, В. В. Нечаев, А. Д. Гедзь, Н. А. Кузнецов
уДК 62-567.2 519.8 ю. Ф. ГАЛУЗА
Омский государственный технический университет
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АКТИВНОЙ ВИБРОИЗОЛЯЦИОННОЙ ОПОРЫ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ИНЕРЦИОННЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ
Рассматривается математическая модель активной виброизоляционной опоры, состоящей из параллельно соединенных пневматического амортизатора и гидравлического инерционного преобразователя движения с активным управлением на базе резинокордной оболочки.
Ключевые слова: гидравлический инерционный преобразователь движения, резинокордная оболочка, активное управление, коэффициент передачи усилия.
В настоящее время, в связи с ужесточением требований по виброизоляции, активные гидравлические виброопоры с гидравлическим инерционным трансформатором (ГИТ) являются перспективным направлением в системах виброизоляции [1]. Такие системы позволяют эффективно гасить вибрации в широких диапазонах за счёт того, что они могут автоматически подстраиваться под рабочий режим силовых агрегатов, что позволяет улучшить их эксплуатационные характеристики. Использование в одном конструктиве ГИТ с активным управлением на базе резинокордной оболочки (РКО), заполненной жидкостью, параллельно с упругим элементом (резинометаллическим и пневматическим) может значительно улучшить виброизоляционные свойства гидравлической опоры. В этом случае имеется возможность изменения в широких пределах характеристик инерционных трубок в ГИТ благодаря большому объёму РКО, кроме того, сохраняются достоинства освоенных промышленностью, надёжных и долговечных упругих элементов и РКО.
В качестве примера на рис. 1 приведена принципиальная схема виброизоляционной опоры. Виброи-
золяционная опора состоит из виброизолятора типа АПС и ГИТ на базе РКО рукавного типа с активным электромагнитным силовым приводом, который управляется системой автоматического управления (САУ).
Принцип действия опоры, показанный на рис. 1, заключается в том, при действии на опору периодического усилия резинометаллический элемент (АПС) будет деформироваться и создавать упругую силу, а в ГИТ жидкость в инерционных трубках будет совершать возвратно-поступательное движение. Кроме того, в ГИТ имеется электромагнитный силовой привод [2], который создает дополнительное усилие, зависящее от величины вибраций, возникающих в результате действия внешней нагрузки.
Мембрана 4 (рис. 1) служит для компенсации объёма вытесняемой жидкости при перемещении опорной поверхности 1 по отношению к основанию 6. Жидкость в отверстиях блока инерционных трубок будет иметь скорость большую, чем скорость опорной поверхности, на величину, равную отношению площади условного поршня (в первом приближении эквивалентная площадь сечения РКО) к
Рис. 1. Принципиальная схема опоры:
1 — опорная поверхность; 2 — резинокордная оболочка рукавного типа;
3 — инерционные трубки; 4 — мембрана; 5 — виброизолятор АПС;
6 — основание; F(t) — усилие, действующее на опору со стороны виброактивного элемента; 7 — пружина; 8 — актуатор; 9 — акселерометры; 10 — электромагниты
т[
Рис. 2. Принципиальная схема разделения упругой и инерционной составляющей: C(x) — суммарная нелинейная жесткость резинометаллической опоры и резинокордной составляющей в ГИТ; Cf — коэффициент жесткости пружины в приводе; b — коэффициент вязкого трения в АПС; bf — коэффициент вязкого трения в приводе; m0 — масса вывешиваемого тела; Df и D2 — диаметры условный поршней; d — диаметр инерционной трубки; Du и См — эквивалентные диаметр невесомого поршня и коэффициент жесткости мембраны;
Pf и Р2 — давления в соответствующих полостях опоры;
F(f) — усилие, действующее на опору со стороны виброактивного элемента;
Ff — усилие, создаваемое электромагнитным приводом
площади сечения инерционной трубки. Вследствие этого на вывешиваемый на опоре силовой агрегат и основание будет действовать дополнительная инерционная нагрузка с приведенной массой, на 2 — 3 порядка превышающей массу жидкости в инерционных трубках. Динамический эффект от этой инерционной нагрузки будет заключаться, как это показано в [3], в значительном снижении передачи вибрационного усилия на основание в узкой области частот настройки виброопоры с ГИТ. Электромагнитный привод управляется САУ, которая формирует управляющий сигнал по сигналам, поступающим с акселерометров 9. Управляющий сигнал с САУ вызывает изменение электромагнитного поля, создаваемого электромагнитами 10, вследствие чего актуатор 8 под действием электромагнитного поля перемещается вертикально, тем самым создавая усилие.
Для составления математической модели гидравлической виброопоры целесообразно, как это сделано в [3], разделить упругую составляющую и
инерционную, связанную с гидравлическим преобразователем движения.
Принципиальная схема раздельного представления упругой и инерционной составляющей показана на рис. 2.
Будем полагать, что диаметр d достаточно большой (41—10 мм), а специальных дросселирующих отверстий ГИТ не имеет. В этом случае демпфирование в опоре будет определяться коэффициентом Ь, а систему уравнений, описывающих поведение опоры, можно представить в виде [3]:
mQx + bx + С(х) = F(tj - ЦА,
Pi-Р2-
А В А
m1y + biy + C1y = Ft+piB,
SlPi=CMSgp(i-y)
(1)
где А =
п Д2
В =
tiD,
S =
nDl
Sm =
л d
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013
Кп(г) 0,2
0,15
0,1
0.05
1 1
\ г2
\ /
V 1 ' “ -...
Кв^)
0,010
0,008
0,006
0.004
0,002
\ \ \
\ \
\ \ / у' У
\ \ .V \ \ У
1 ч N 2 У
10
12
14
16
18
20
Рис. 3. Зависимость Кп№ для значений а=1; у=0,01 и п=1/16: 1 — при k=108; 2 — при k=0
Рис. 4. Зависимость Кп№ для значений а=0,8; у=0,01 и п=1/16: 1 — при k=0,3; 2 — при k=0,5; 3 — при k=0,8
Ь^вяц/-^-; ^вярД-;
тпр п2
mж=SрI — масса жидкости в инерционной трубке; р — плотность жидкости; т — масса жидкости в РКО; |1 — динамическая вязкость жидкости; I — длина инерционной трубки.
Исследуем влияние на динамику гидроопоры силы, создаваемой упругим элементом с жесткостью С1, без управления, т.е. F1 = 0 и с допущением что сила, создаваемая упругим элементом с жесткостью С, линейно зависит от перемещения х, а жесткость мембраны См=0 ввиду См<<С. Также для оценочных расчетов пренебрежем приведённым демпфированием: Ь =0 и Ь// =0.
11 пр пр
С учётом приведённых выше условий и допущений применим к системе уравнений (1) преобразование Лапласа и решим преобразованную систему относительно возбуждающей силы:
т--
щр +Ьр + С +
С„/ _2
1 тпрР
<Р2+С,
*(Р),
(2)
где а = В/А; i — мнимая единица; ю — частота воздействия силы.
Для примера можно принять параметры инерционной трубки в РКО И-09, для которой dшр=12 мм, 1=50 мм, при этом 0=100 мм. В этом случае отношение А2Л5Шр2 = 4,8-103, что при массе жидкости (вода) в одной трубке 5,65-10-3 кг даёт величину приведённой массы т/ =24,5 кг.
пр
Принимая во внимание, что т/ /т// =А2/В2 а
пр пр
значит, т//пр = а2т/пр, из выражения (5) получим модуль коэффициента передачи:
К„ =
д/[ос2(1 - а)псо4 - [(1 + сОсОо! + а2ш„]ш2
д/[а2т4-[т,2
+ + а со;
ю>2со„ £ + 4Л2 (со^со - а2со3 ]Р
(6)
где п = т/вр/т0; ш01 =л/С,/яг0; (о0=у[сТщ; Л = Ь/(2т0).
Переходя к безразмерному виду с помощью пре-
размер
образований: ю01/и, = ып ,
после преобразования выражения (6) получим:
z = ю/ю„, V = ^ю„, к = ю01/ю1
где р — переменная преобразования Лапласа.
Реактивная сила R, передающаяся на основание, будет определяться по следующей формуле:
Щ1) = Сх + С,у + Ьх + Ь,х + ш/прх-т"у + См(х-у). (3)
С учётом выражений (1) и (3) и пользуясь допущениями, получим изображение силы реакции опоры:
ВД =
КРр2+ьр+с+
тл ^// _2
В .. // . з\ ПрР
+ А-(с, <Р2)ш//р2+С1
х(р).
(4)
Комплексный коэффициент передачи усилия КП(т) будет иметь вид:
Кп (!Ш) =-------------------// 4 \г.-^ Г
Щт"со -[С1т0+Г,"'/
1+С1<Р+Сгп"]ш2
+ СС, + 1-Ь(С1в>-т/1^а>3)
+ СС, + г • 5(0,0) -„р" ш3),
(5)
К„ =
а2 (1 - а) лг4 - [£(1 + а) + а2 ]г2 +
а2г4 - [к{1 + п) + а2л]
г2 к
— + — п п
+ 4у2Г—г-а2г3
+ 4у | г-п7'
(7)
Представляет интерес исследовать поведение опоры в зависимости от величины жесткости, т.е. от к = ю01/ю1, который зависит только от соотношения жёсткостей следующим образом: к - ^/С, /С . На рис. 3 приведены графики коэффициента передачи для значений а=1, v = 0,01 и л=1/16, т.е. при равенстве площадей А=В, при малом демпфировании и при условии, что приведённая масса т/пр меньше вывешиваемой массы т0 в 16 раз.
На рис. 4 приведены результаты вычислений для разных значений С1.
Анализ выражения (7) показал, что при большой жёсткости С1>>С коэффициент передачи имеет вид, характерный для обычной гидроопоры [3], а при отсутствии жёсткости С1 = 0 эффект действия ГИТ исчезает и поршень с площадью В в этом случае действует как компенсирующая камера. Увеличение жёсткости С1 приводит к уменьшению величины коэффициента передачи усилия КП, но увеличивается частота настройки, т.е. улучшается виброизоляция. На практике при выборе жесткости дополнительной пружины в приводе должен учитываться режим вибрационного режима работы силового агрегата и требование по виброизоляции.
Предложенный в работе подход к оценке влияния жесткости упругого элемента в приводе ви-броизоляционной опоры с ГИТ в зависимости от отношения к = ю01/ю1 позволит осуществлять проектирование такого типа опор с учетом требований как по частоте настройки, так и по характеристикам упругих элементов и гидравлического инерционного трансформатора.
Библиографический список
1. Фомичев, П. А. Виброизоляция судовых энергетических установок электропневмогидравлическими опорами : авто-
реф. ... дис. д-ра техн. наук / П. А. Фомичев. — Новосибирск : НГАФТ, 2010. - 40 с.
2. United States Patent № 0017420. Jan. 27, 2005. Actuator drive control device for active vibration isolation support system, and method of using same // Hirotomi Nemoto et al. Cl. F 16 F 5/00.
3. Системы виброзащиты с использованием инерционности и диссипации реологических сред / Б. А. Гордеев [и др.]. — М. : ФизМатЛит, 2004. — 176 с.
4. Расчетно-экспериментальные методы проектирования сложных резинокордных конструкций / И. А. Трибельский [и др.]. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. — 240 с.
ГАЛУЗА Юрий Фёдорович, аспирант кафедры «Основы теории механики и автоматического управления».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2013 г.
© Ю. Ф. Галуза
УДК б216 05 624 139 М. В. КУЧЕРЕНКО
М. А. ГУДУН
Омский государственный технический университет
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ТЕРМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Произведен расчет термической устойчивости искусственных сооружений. В расчетах изменяются высота насыпи, коэффициент температуропроводности и исходные значения температуры. Исходные данные представлены двумя сериями: для периодов промерзания и для оттаивания. Показано, что большим значением коэффициента тепловой устойчивости, а значит, и большей термической устойчивостью обладают невысокие земляные насыпи.
Ключевые слова: массив мерзлого грунта, термическая устойчивость, искусственные сооружения.
Прогноз возможного состояния, деформаций и показателей водно-теплового режима дорожных конструкций требует выполнения теплотехнических расчетов промерзания и оттаивания грунта. Направленное регулирование водно-теплового режима дорожных конструкций позволяет добиться сезонной стабильность деформационных и прочностных характеристик грунтов в зависимости от температуры и влажности и является одним из наиболее эффективных путей обеспечения прочности и долговечности искусственных сооружений [1].
Математическое описание теплового режима при промерзании — оттаивании строится на основе задачи Стефана и ее обобщений [2]. Характерной особенностью таких задач является наличие неизвестных подвижных границ, разделяющих различ-
ные фазы вещества. Трудность нахождения аналитического решения температурной задачи состоит в том, что условие Стефана на границе сопряжения мерзлой и талой области относит ее к классу нелинейных краевых задач для параболических уравнений с разрывными коэффициентами на неизвестных подвижных границах. Аналитическое решение данной задачи может быть получено лишь для одномерных задач в полупространстве с постоянными граничными и начальными условиями.
В задачах, исследующих процессы теплообмена, как правило, известными предполагаются следующие параметры [3]:
— температура воздуха, скорость ветра, мощность и плотность снежного покрова (климатические параметры);
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ