Научная статья на тему 'Математическая и процедурная модели формирования многопараметрической оценки учащегося'

Математическая и процедурная модели формирования многопараметрической оценки учащегося Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC-ND
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ / MULTIPLE PARAMETER STUDENT ASSESSMENT / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ПРОЦЕДУРНАЯ МОДЕЛЬ / PROCEDURAL MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Платонова Алла Сергеевна

Статья посвящена разработке математической модели многопараметрической оценки учащегося и процедурной модели ее формирования в рамках проектирования информационной системы многопараметрического контроля образовательной деятельности на примере среднего образования. Предлагаемые модели отличаются от существующих тем, что позволяют автоматизировать контроль достижений учащихся с учетом 12 групп контролируемых параметров и 80 результатов контроля по этим параметрам. Построение моделей является одним из шагов для совершенствования методологии проектирования информационного обеспечения информационных систем контроля образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Платонова Алла Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical and procedural models of multivariable student evaluation formation

Article is devoted to development of multiple parameter student assessment mathematical model and its formation procedural model within information system design of educational activity multiple parameter control on the example of the secondary general education. Offered models differ from existing by what allow to automate student achievements control taking into account 12 controlled parameters groups and 80 control results on these parameters. Models design is one of steps towards design methodology improvement of information support to educational activity information monitoring systems according to modern requirements.

Текст научной работы на тему «Математическая и процедурная модели формирования многопараметрической оценки учащегося»

А.С. Платонова

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ И ПРОЦЕДУРНАЯ

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

Статья посвящена разработке математической модели многопараметрической оценки учащегося и процедурной модели ее формирования в рамках проектирования информационной системы многопараметрического контроля образовательной деятельности на примере среднего образования. Предлагаемые модели отличаются от существующих тем, что позволяют автоматизировать контроль достижений учащихся с учетом 12 групп контролируемых параметров и 80 результатов контроля по этим параметрам. Построение моделей является одним из шагов для совершенствования методологии проектирования информационного обеспечения информационных систем контроля образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Ключевые слова: многопараметрическая оценка учащегося, математическая модель, процедурная модель.

Задача повышения качества функционирования информационных систем контроля образовательной деятельности в рамках субъекта РФ является актуальной на сегодняшний день. Одна сторона этого вопроса, связанная с предметной областью, была актуализирована премьером РФ Д.А. Медведевым, Министерством образования РФ, усилия которых в сфере общего образования были направлены на воплощение в жизнь национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вторая сторона - с необходимостью информационным системам данного класса отвечать одновременно двум современным требованиям.

1. К содержанию контроля. Задается федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии с ними

© Платонова А.С., 2013

контролю подлежат несколько групп результатов образовательной деятельности, а именно: предметные, надпредметные и личностные. В свою очередь, каждая группа параметров - с точки зрения морфологии и иерархической соподчиненности - имеет сложную структуру. Увеличение контролируемых параметров и важность мониторинга в рамках субъекта РФ приводят к необходимости увеличивать количество автоматизируемых функций, то есть повышать функциональную полноту информационной системы1.

2. К качеству функционирования самих систем. Одной из характеристик качества функционирования информационной системы является ее производительность: реактивность, как время между предъявлением системе входных данных и появлением соответствующей выходной информации, либо продуктивность, как объем информации, обрабатываемой системой в единицу времени2. С точки зрения реактивности информационная система контроля образовательной деятельности должна обрабатывать информацию о результатах контроля по всем учащимся области и предоставлять итоговый результат (в данном случае здесь имеется в виду многопараметрическая оценка учащегося) в срок, не больший, чем предоставление результатов единого государственного экзамена по области, а именно не более 8-10 дней. Возрастание числа контролируемых параметров неизбежно приводит к росту количества записей в базе данных и увеличению времени их обработки до неприемлемого значения. Для уменьшения времени формирования оценки была оптимизирована структура хранения результатов контроля. Выявлены и введены в структуру базы данных дополнительные семь таблиц3.

В рамках проектирования информационной системы многопараметрического контроля образовательной деятельности были построены: информационная модель контроля образовательной деятельности по многим параметрам, модели описания информационных процессов в системе многопараметрического контроля образовательной деятельности, концептуальная модель информационного обеспечения информационной системы. На следующем этапе потребовалось математически описать многопараметрическую оценку учащегося и разработать алгоритм ее формирования.

Для формализованного описания многопараметрической оценки учащегося выделены и обозначены входные данные, получаемые по итогам того или иного этапа контроля (от X1 до X12). Определены промежуточные данные, получаемые в результате первичной обработки результатов контроля и хранящиеся в дополнительных таблицах (от Z1 до Z7) (табл. 1). Определены выходные данные,

являющиеся элементами многопараметрической оценки (от У до У80). Между входными, промежуточными и выходными данными выявлены аналитические зависимости.

Таблица 1

Промежуточные результаты многопараметрического контроля (суммарные баллы)

Обозначение Расшифровка Расчетная формула

1 2 3

Тестовые задания П. г, — X х., 1 *— 1 1 где Хи - балл за *-й вопрос тестового задания; п -количество вопросов в тестовых заданиях

¿2 Задачи п - к X Х2, 2 ** — 1 2* где Х2* - балл за *-й этап задачи; к - поправочный коэффициент, учитывающий сложность задачи, к е [0,5; 1; 2]; п - количество этапов в задачах

¿з Контрольные работы п д, — X д ■, 3 *—1 2* где ¿2*- балл за *-ю задачу в контрольной работе; п - количество задач в контрольных работах

Лабораторные работы п — X X.., 4 *— 1 4*' где Х4* - балл за *-й этап лабораторной работы; п - количество этапов в лабораторных работах

¿5 Критерии лабораторных работ п,т д — X х4,., 5 у— 1 4*. где Х^ - балл за *-й этап лабораторной работы по .-му критерию; п, т - количество этапов и критериев в лабораторных работах соответственно

Окончание табл. 1

1 2 3

26 Компоненты структурных единиц п,т 2 - £ X.., 6 у- 1 и-> где Х^ - балл за г-й вопрос в тестовых заданиях по )-й структурной единице; п - количество вопросов и структурных единиц в тестовых заданиях соответственно

27 Этапы решения контрольных работ п,т 27 - £ X,., 7 у- 1 2.' где - балл за г-й этап задачи ]-го типа этапа; п - количество этапов и типов этапов в задачах соответственно

Многопараметрическая оценка учащегося представляет собой множество, включающее в себя следующие элементы - группы результатов многопараметрического контроля:

МРМ ={У У У •У У У •У У

У • У У

131) 1 41> 42:

Здесь 1, 2, 3, 4 - номера групп результатов контроля; р, 5,1, V -количество результатов контроля в группе: р = 47, 5 = 6, I = 18, V = 9. У11 - коэффициент усвоения теоретического материала: У = 2 / В , где 21 - суммарный балл, набранный учащимся за выполнение тестовых заданий; В1 - максимально возможный балл, который учащийся мог набрать за выполнение тестовых заданий; У е [0; 1]; У12 - уровень усвоения теоретического материала, зависящий от соответствующего коэффициента:

низкий, 0,00 < У11 < 0,20, ниже среднего, 0,21 < У11 < 0,40, У12 = средний, 0,41 < У11 < 0,60,

выше среднего, 0,61 < У11 < 0,80, высокий, 0,81 < У11 < 1,00;

У13 - коэффициент усвоения физических понятий:

У

£ X,- + £ X,

\г- 1

г- 1

I /(В!

+ В)

где Х , Х12* - баллы за *-е ответы на вопросы по определению физических понятий и по обоснованию необходимости введения физического понятия соответственно; В1 и В2 - максимально возможные баллы, которые мог набрать учащийся за ответы на вопросы по компонентам первой и второй структурных единиц соответственно; п, т - количество вопросов по первой и второй структурным единицам.

У14, У15 - результаты ответа на вопросы по определению физических понятий и по обоснованию необходимости введения физического понятия соответственно, например,

У — {У У У }

14 I 141> -1 142> •">

Элементы вектора могут принимать значения 0 или 1 в зависимости от того, ответил ученик на вопрос или нет:

У — I 0 Х11* — 0

14* 11, Х1и > 0.

В завершение процесса математического моделирования был выделен последний элемент многопараметрической оценки, а именно У49 - уровень воспитанности, зависящий от общего балла

по воспитанности У :

48

У49 —

низкий, 0,00 < У48 < 1,00, ниже среднего, 1,01 < У48 < 2,00, средний, 2,01 < У48 < 3,00, выше среднего, 3,01 < У48 < 4,00, высокий, 4,01 < У48 < 5,00.

Выделенные результаты многопараметрического контроля сведены в иерархическом шаблоне, являющемся формой представления МПОУ (рис. 1).

Многопараметрическая оценка состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена подробному описанию результатов контроля по учебным предметам, общеучебным умениям и навыкам, развития и воспитания соответственно. Часть 1 включает в себя несколько разделов, например раздел 1 - «Физика»: в каждом из параграфов описываются результаты усвоения учебного материала по предмету на ученическом, алгоритмическом и творческом уровнях.

Многопараметрическая оценка учащегося

Ф.И.О.: <_>

Класс: <_>

Школа: <_>

Часть 1 Знания и умения по предметам Раздел 1 Знания и умения по <ФИЗИКА> Обученность О учащегося равна <У46> - уровень - <У47> Параграф 1 Усвоение основных компонентов структуры физических знаний

Коэффициент усвоения теоретического материала Кум равен <УИ> - уровень усвоения теоретического материала Уум - <У12>. Коэффициент усвоения физических понятий Кп равен <У13>

Вопрос Результат

Определение модели объекта или понятия

<Вопрос М> у 141

<Вопрос М> у им

Обоснование необходимости введения модели или понятия

<Вопрос К> у151

<Вопрос Ь> у 15М

Коэффициент усвоения физических величин Кв равен <У5>

Вопрос Результат

Словесная формулировка

<Вопрос М> у 1 1211

<Вопрос М> у 121М

Определительная формула

<Вопрос К> у 1221

<Вопрос Ь> у 122М

Рис. 1. Фрагмент иерархического шаблона многопараметрической оценки учащегося

Формализация многопараметрической оценки учащегося была продолжена разработкой процедурной модели ее формирования. Полученный алгоритм представлен на рис. 2 и состоит из набора процедур, которые вызываются по мере необходимости и содержат запросы к базе данных на языке SQL. Все обозначения элементов многопараметрической оценки здесь даны в русской транскрипции для лучшего понимания и восприятия схемы. Полученные в результате выполнения запросов данные обрабатываются и используются при построении МПОУ. Формирование оценки начинается с интерпретации результатов контроля усвоения теоретического материала. Начиная с параграфа 1 части 1, вычисляются коэффициенты усвоения основных структурных единиц структуры физических знаний: физических понятий, величин, явлений и законов. Для каждой структурной единицы создается таблица, которая содержит номера тестовых заданий на проверку знания каждого из компонентов структурной единицы, а также результат выполнения заданий в виде знака «+» или «-» («+» - с заданием справился, «-» - с заданием не справился). Затем рассчитывается обученность учащегося по предмету по соответствующей формуле.

В ходе дальнейшего формирования многопараметрической оценки учащегося интерпретируются результаты контроля общеучебных умений и навыков (переход к части 2). Для этого вычисляется средний балл по шкале каждого из общеучебных умений и навыков (ОУН): «Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы» и, исходя из этого, определяется группа, к которой относится учащийся, его статус и выдаются индивидуальные рекомендации.

Далее интерпретируются результаты психологического тестирования и диагностики воспитанности (переход к части 3), начиная с таблицы, в которую заносятся уровни развития основных психических процессов. Результаты психологического тестирования, диагностики воспитанности, а также индивидуальные рекомендации добавляются в оценку простым извлечением информации из базы данных, где они хранятся в явном виде. Заканчивается оценка интерпретацией результатов контроля воспитания4.

Фрагмент процедурной модели формирования МПОУ учащегося представлен на рис. 3.

Рис. 2. Процедурная модель формирования многопараметрической оценки

з с N з а

он | о с

■г-1 3 И -г-1 И '

-О« В. — 3

Рис. 3. Фрагмент процедурной модели формирования МПО

Время выполнения представленного на рисунке БЦЬ-запроса напрямую зависит от количества строк в таблице журнала решения задач и справочнике задач. Если бы выборка происходила по таблице с журналом этапов решения задач, то время выполнения запроса было бы в несколько раз больше, так как количество строк в ней выше, а запрос включал бы в себя дополнительные обращения к справочнику этапов.

Разработанная математическая модель представляет собой вектор, элементы которого рассчитываются с использованием выведенных аналитических зависимостей и формируются по запросу пользователя в соответствии с шаблоном. Это позволяет формализованно описать результаты образовательной деятельности с позиции достижений учащегося. Разработанная процедурная модель представляет собой совокупность взаимосвязанных подпрограмм последовательного извлечения информации о результатах контроля из базы данных, описывает процесс заполнения иерархического шаблона многопараметрической оценки и отличается модульной структурой и использованием более простых запросов к таблицам с предварительно рассчитанными результатами контроля в информационном массиве. С помощью созданного алгоритма разработана программа генерирования итоговой информации о многопараметрическом контроле образовательной деятельности. Ближайшей перспективой является обеспечение адаптации предложенного алгоритма под тип пользователя: уровень школы - директор, учитель, психолог, ученик или родитель, уровень города и области - органы управления образованием.

Примечания

См.: Платонова А.С., Самохин А.В. Проектирование информационной системы контроля и оценки результатов образовательной деятельности учащихся: архитектура, модель и структура базы данных // Информационные системы и технологии. 2011. № 3. С. 13-21.

См.: Анализ производительности программного обеспечения при помощи математического планирования эксперимента [Электронный ресурс] // Сайт «Хабрахабр». URL: http://habrahabr.ru/post/129346/ (дата обращения: 01.03.2013).

См.: Платонова А.С. Проектирование базы данных для информационной системы контроля и оценивания результатов образования // Вестник РГГУ. Серия «Информатика. Защита информации. Математика». 2012. № 14. С. 39-48. См.: Платонова А.С. Алгоритмы и программное обеспечение для информационной системы комплексного оценивания образовательных результатов школьников [Электронный ресурс] // Наука и образование: электрон. на-уч.-техн. журнал. 2011. № 11. URL: http://technomag.edu.ru/archive.html. (дата обращения: 01.03.2013).

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.