вы, просветительские объединения по пропаганде народных традиций, краеведческие объединения, поисковые клубы, занимающиеся изучением истории города, края и т.д. Информационная среда общества также предоставляет большие возможности для эффективного использования поли-культурного компонента в контексте меж-культурного взаимодействия.
Освоение содержания этнохудоже-ственного образования в высшей школе в целом осуществляется на основе следующих основных принципов:
а) воспитательная и развивающая направленность этнохудожественного образования;
б) вариативность содержания этноху-дожественного образования, гибкое сочетание в нем монокультурного и поликуль-турного компонентов;
в) приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнохудожественного образования;
г) непрерывность и преемственность различных уровней этнохудожественного образования;
д) взаимодействие высших образовательных заведений с учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Таким образом, методология этнохудо-жественного образования многообразна. Она содействует решению таких задач, как
формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучение их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной художественной культуры; формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре, на основе практического освоения различных видов этнохудожественной деятельности. Совершенствование методологии этноху-дожественного образования в образовательных учреждениях различного типа -один из факторов сохранения и развития культурно-исторических и национальнокультурных традиций народов России, приобщения к ним подрастающего поколения.
Литература
1. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова
Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Шуя, 2005.
2. См.: Руденко В.Н. Образование в контек-
сте культуры // Славянская педагогическая культура. 2002. № 1.
3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпо-
хи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. №1.
4. Дьяконов В.П., Кибяков А.В. Хрестома-
тия по хоровому дирижированию. Казань, 1999. Вып.1-5.
Мастерство будущего а.п. черватюк, доцент музыканта:
Московский городской роль исследовательской
педагогический университет деятельности
Научно-исследовательская деятельность будущего музыканта на протяжении всех лет обучения в вузе рассматривается как основа постоянного совершенствования его личности, формирования высокого теоретико-методологического, методического и практического потенциала, необходимого для осуществления в дальнейшем многогранной профессиональной деятельности.
Ключевые слагаемые мастерства совре- лению профессиональной исполнительской, менного музыканта - способности, знания, просветительской, воспитывающей, духов-умения, навыки - способствуют осуществ- но и нравственно развивающей миссии, ко-
52
Высшее образование в России • № 2, 2009
торую несет в себе данная профессия. Содержание многих из них, как показывают историко-аналитические исследования, практически неизменно, как неизменны истинные человеческие ценности, которые передаются от поколения к поколению, от учителя - ученику, от исполнителя - его слушателям [1]. Вместе с тем такие компоненты, как знания, умения, навыки и профессиональные функции, динамично развиваются и совершенствуются - сообразно происходящим в социуме изменениям. Для того чтобы они соответствовали потребностям и требованиям современного общества, музыканту, на наш взгляд, необходимо вести постоянную научно-исследовательскую деятельность.
Решение проблемы включения студен-та-музыканта в научно-исследовательскую деятельность вуза целесообразно осуществлять комплексно: во-первых, необходимо разработать учебный курс, содержанием которого станет аналитическое изучение педагогических и социокультурных инноваций в области музыкального искусства и в смежных областях; во-вторых, требуется проводить апробацию новых педагогических и социокультурных систем, методик, технологий в рамках учебной и педагогической практики. Такой комплекс теоретической и практической профессиональной исполнительской, просветительской и педагогической деятельности позволит обогатить студентов современными научнометодическими знаниями, а также сформировать мотивацию к осуществлению собственной научно-исследовательской и экспериментальной профессионально-исполнительской, просветительской и педагогической деятельности,что, в свою очередь, будет залогом понимания будущими музыкантами необходимости внедрения инновационных начинаний в социокультурную и образовательную сферы.
Ознакомление студентов с научно-методическими достижениями в области музыкально-эстетического просвещения и воспитания может происходить в форме лекций, а также в процессе самостоятель-
ной исследовательско-аналитической работы (например, изучения диссертационных исследований) с последующим разбором на семинарах новых экспериментальных систем, методик,технологий и программ их практической реализации в рамках вузовской практики.
В настоящее время в музыкальной педагогике активно разрабатываются следующие научно-методические направления:
• интегрированные курсы: комплексные учебные курсы на основе интеграции различных видов искусств (музыки, литературы, живописи, театра) и гуманитарных наук;
• сольное пение: системы и методики музыкально-певческого развития детей, подростков и молодежи в общеобразовательных, специальных учреждениях различных уровней, а также в учреждениях дополнительного образования;
• хор: теоретические и методические основы работы с детскими, юношескими и взрослыми профессиональными и любительскими хоровыми коллективами;
• ансамбли и оркестры: методики организации детских, юношеских, взрослых профессиональных и любительских ансамблей и оркестров народных, струнных, духовых инструментов, а также вокально-инструментальных ансамблей;
• театр: системы и методики организации музыкально-театральной деятельности, постановки музыкально-литературных и музыкально-хореографических спектаклей на основе фольклорных, классических и современных произведений.
Студенты самостоятельно выбирают методическое направление для более глубокого его изучения, определив для себя, какие конкретные методики они хотели бы апробировать в процессе прохождения педагогической практики на уроках музыки в общеобразовательной школе, ведения факультативов, внешкольной музыкально-эстетической работы.
По окончании практики проводится итоговый семинар - содержательная профессиональная дискуссия, обсуждение
достигнутых исполнительских и педагогических успехов, а также методических сложностей, с которыми студенты столкнулись на практике.
В настоящее время администрации общеобразовательных школ предоставляют учителю музыки практически полную свободу в выборе музыкально-педагогических систем, методик, технологий обучения, которыми он руководствуется для осуществления своей профессиональной деятельности. Такая методическая свобода предполагает, в свою очередь, осведомленность учителя не только о существующих классических, традиционных методиках, но также об инновационных современных системах и технологиях обучения музыке. Подобное теоретико-методическое знание формируется на протяжении многих лет, и начинать знакомиться с достижениями музыкальной педагогики следует с первых лет обучения в вузе.
В ходе изучения научно-теоретических трудов, культурологических и искусствоведческих работ, историко-биографических материалов, педагогических мемуаров, учебно-методической и нотной литературы, диссертационных исследований формируется мировоззрение будущего специалиста, создается фундамент для дальнейшего оформления индивидуального педагогического стиля, накопления интеллектуального, исполнительского и творческого потенциала, достижения вершин профессионального педагогического мастерства.
В последние десятилетия ведущей тенденцией в области музыкального образования является активная инновационная деятельность ученых, методистов, педаго-гов-практиков, в результате которой в системе общего, профессионального и дополнительного образования сформировался целый пласт альтернативных моделей обучения музыке и музыкально-эстетического воспитания - методических систем, практических разработок, интегрированных курсов. Целями педагогических инноваций независимо от выбранного исследователем
теоретико-методологического, дидактического и методического инструментария являются повышение качества образования, усвоение учениками фундаментальных знаний, универсальных умений и навыков, создание условий для достижения специалистами акмеологического уровня профессионального мастерства.
Как показывает анализ научно-теоретических исследований, методических разработок, альтернативных учебных программ и планов, наибольшее количество инновационных предложений в средней общеобразовательной школе поступает в отношении совершенствования музыкально-эстетического компонента учебно-воспитательного процесса [2]. По данной проблеме отечественными методистами и педагогами-практиками подготовлено более сотни диссертационных исследований. В практической части большинства трудов излагаются экспериментальные методики интегрированного обучения музыке и другим видам искусства на основе объединения предметов эстетического и гуманитарного циклов (литературы, изобразительного искусства, хореографии, драматического искусства) в различных комбинациях.
Тщательное сравнительно-аналитическое изучение этих работ позволило нам обобщить и систематизировать традиционные признаки инновационности применительно к преподаванию дисциплин музыкально-эстетического цикла и выделить следующие теоретико-методологические и дидактические подходы:
1) системный (создание новых образовательных моделей, отвечающих принципам системности, целостности, функциональности);
2) междисциплинарный (интеграция наук в учебном процессе);
3) межпредметный (учет тематической общности учебных предметов);
4) психофизиологический (методическая и дидактическая организация учебного процесса с опорой на возрастную физиологию и нейропсихологию);
5) информационно-технологический
54
Высшее образование в России • № 2, 2009
(интенсификация результатов обучения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий).
Возникновение такого широкого спектра теоретико-методологических альтернатив для создания методических, дидактических и практических инновационных проектов детерминировано в основном внешними факторами - потребностями музыкальнопедагогической практики, общественным требованием повышения общего и профессионального образовательного ценза выпускников школ, формирования высокой эстетической культуры музыканта-педагога.
Современный специалист, пришедший в среднюю общеобразовательную школу с таким багажом знаний, всегда найдет возможность творческой самореализации в любой сфере многогранного музыкального искусства. Он проведет интересные уроки музыки, возглавит руководство творческими коллективами, организует коллективное обучение игре на оркестровых музыкальных инструментах, а также индивидуальное обучение игре на фортепиано, синтезаторе, баяне, аккордеоне, классической шестиструнной гитаре - инструментах, доступных большинству общеобразовательных школ и востребованных современными школьниками.
Между тем мониторинг процесса преподавания музыки в общеобразовательных школах Москвы и Подмосковья выявил, что большинство музыкально-педагогических новаций, как правило, не получают широкого внедрения в образовательную практику. Многие из опрошенных педагогов ответили, что считают полученные в вузе знания и приобретенные на практике умения достаточными, чтобы вести педагогическую деятельность без каких-либо научно-методических усовершенствований. Такое мнение многих преподавателей приводит к мысли о необходимости включения студентов музыкально-педагогических факультетов в научно-исследовательскую деятельность на раннем этапе обучения, с тем чтобы такой вид деятельности в дальнейшем стал для специалистов неотъемлемой
частью их профессиональной педагогической работы и личностной потребностью.
В свете современных тенденций вхождения России в единое европейское образовательное пространство, в частности благодаря разработке усовершенствованного содержания российского бакалавриата, отвечающего общеевропейским стандартам, можно отметить еще одну обязательную характе-ристикумодели учителя музыки. Специалист должен обладать таким набором качеств, способностей, знаний, умений, навыков, которые позволят ему быть востребованным в иностранных образовательных и культурно-досуговых учреждениях, легко адаптироваться к инокультурной среде. В свою очередь, подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов должна открывать будущим специалистам возможность продолжить профессиональное обучение, стажировку в иностранных профильных учебных заведениях.
Престиж вуза зависит от множества факторов, и не последнее место в этом перечне занимает признание вуза международным педагогическим сообществом, заинтересованность в его студентах, аспирантах, специалистах, научных достижениях, а также встречное желание иностранных студентов и аспирантов обучаться в данном вузе. Поэтому для каждого высшего учебного заведения установление международных связей является делом чести.
Все сказанное обязывает музыкальнопедагогические факультеты вузов, где ведется подготовка специалистов широкого музыкального профиля, постоянно совершенствовать системы и методики изучения студентами иностранных языков. Так, например, изучение песенных произведений на языке оригинала - это, помимо прочего, еще и возможность более глубокого овладения иностранным языком. Подобная лингвистическая практика позволит специалисту в ходе научно-исследовательской, учебной, организационно-методической деятельности пользоваться нотными, биографическими, методическими первоисточниками.
Глубокое знание иностранных языков
является также главным условием развития международного обмена в сфере музыкального образования, средством социально-культурной адаптации, позволяющим получать и передавать музыкальнотеоретические знания и практический педагогический и исполнительский опыт в полной мере.
Другим важным фактором эффективного включения российских студентов и специалистов в международное музыкальное сообщество на всех уровнях - социальнокоммуникативном, образовательном, профессиональном педагогическом и исполнительском - является наличие обширного репертуарного багажа, в содержании которого будут представлены произведения различных жанров, стилей, форм, а также образцы музыкальной культуры той страны, того народа, где музыкант планирует осуществлять свою образовательную, исполнительскую, педагогическую, просветительскую, культурно-досуговую деятельность. Приобретение подобного музыкально-исполнительского опыта возможно на основе реализации регионально-этнического социокультурного принципа формирования активного концертно-исполнительского и педагогического репертуара. Реализация данного принципа, в свою очередь, диктует необходимость освоения - в рамках методики обучения музыкальному искусству и игре на музыкальном инструменте - регионально-этнического социокультурного компонента.
Целесообразность дополнения содержания традиционных методик, использующихся при обучении музыкантов в детских, средних и высших специальных и пе-
дагогических учебных заведениях, регионально-этническим социокультурным компонентом обусловлена, в частности, социальными потребностями их выпускников, чья профессиональная и дальнейшая образовательная деятельность тесно связана с регионально-этническим фактором. Успешность концертно-исполнительской, педаго-гической,социально-культурной,учебной деятельности музыкантов за рубежом во многом определяется наличием у выпускников глубоких знаний по истории, традиционной, классической и современной культуре той страны, где выпускник планирует продолжить обучение, начать профессиональную исполнительскую или педагогическую деятельность. Выбор нотного материала, формирующего содержание регионально-этнического социокультурного компонента, зависит от условий его дальнейшего применения выпускниками, имея в виду потенциальные зарубежные музыкально-образовательные центры, то есть те регионы, в которых функционируют специальные начальные, средние и высшие учебные заведения, а также культурно-досуговые организации, привлекательные для российских студентов и специалистов в образовательном и профессиональном исполнительском и педагогическом аспектах.
Литература
1. Гершунский Б.С. Философия образования
для XXI века (в поисках практико-ориен-тированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
2. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики
музыкального образования: Учебник. М.: Академия, 2006. 264 с.