Научная статья на тему 'МАСТЕР-ПЛАНЫ ОПОРНЫХ ГОРОДОВ АРКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ'

МАСТЕР-ПЛАНЫ ОПОРНЫХ ГОРОДОВ АРКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегическое развитие Арктики / мастер-планы опорных городов Арктики / Гектар Арктики / земельные правоотношения / Strategic development of the Arctic / Master plans of key cities of the Arctic / Arctic hectare / land legal relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашов Даниил Владимирович

На протяжении 2024 года проводилась активная работа по внедрению института мастер-планирования в градостроительную деятельность. Разработаны и утверждены мастер-планы развития городов Дальневосточного федерального округа, на завершающих стадиях подготовки мастер-планы опорных городов Арктики, понятие мастер-плана предложено закрепить в законодательстве. В статье приводятся ключевые этапы современного мастер-планирования, проводится анализ термина «мастер-план», подчеркивается необходимость учитывать при его разработке аспекты земельных правоотношений. Статья посвящается памяти Е.Г. Багреевой, доктора юридических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Управления планирования и организации научных исследований Государственного университета по землеустройству, члена Редакционного совета журнала «Евразийская адвокатура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балашов Даниил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER PLANS OF THE MAIN CITIES OF THE ARCTIC AS A TOOL FOR REALIZATION OF LAND RELATIONS IN THE ARCTIC TERRITORIES

Throughout 2024, active work was carried out to introduce the institute of master planning into urban planning activities. Master plans for the development of cities in the Far Eastern Federal District have been developed and approved, master plans for the key cities of the Arctic are at the final stages of preparation, and the concept of a master plan is proposed to be enshrined in legislation. The article presents the key stages of modern master planning, analyses the concept of a Master plan, and emphasizes the need to take into account aspects of land legal relations during it developing. The article is dedicated to the memory of E.G. Bagreeva, Doctor of Law, Professor, leading researcher at the Department of Planning and Organization of Scientific Research at the State University of Land Management, member of the Editorial Board of the «Eurasian Advocacy» journal.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-ПЛАНЫ ОПОРНЫХ ГОРОДОВ АРКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 182. Eurasian advocacy. 2024;(6(71)):182.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 349.4

doi 10.52068/2304-9839_2024_71_6_182

МАСТЕР-ПЛАНЫ ОПОРНЫХ ГОРОДОВ АРКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

БАЛАШОВ Даниил Владимирович

Аспирант Государственного университета по землеустройству 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15, Российская Федерация

Аннотация: На протяжении 2024 года проводилась активная работа по внедрению института мастер-планирования в градостроительную деятельность. Разработаны и утверждены мастер-планы развития городов Дальневосточного федерального округа, на завершающих стадиях подготовки мастер-планы опорных городов Арктики, понятие мастер-плана предложено закрепить в законодательстве. В статье приводятся ключевые этапы современного мастер-планирования, проводится анализ термина «мастер-план», подчеркивается необходимость учитывать при его разработке аспекты земельных правоотношений.

Статья посвящается памяти Е.Г. Багреевой, доктора юридических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Управления планирования и организации научных исследований Государственного университета по землеустройству, члена Редакционного совета журнала «Евразийская адвокатура».

Ключевые слова: стратегическое развитие Арктики, мастер-планы опорных городов Арктики, Гектар Арктики, земельные правоотношения

Для цитирования: Балашов Д.В. Мастер-планы опорных городов Арктики как инструмент реализации земельных отношений на арктических территориях // Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 182. https://doi. org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_182

Policy and Economy of Еurasia

Original article

MASTER PLANS OF THE MAIN CITIES OF THE ARCTIC AS A TOOL FOR REALIZATION OF LAND RELATIONS IN THE ARCTIC TERRITORIES

BALASHOV Daniil Vladimirovich

Postgraduate Student of the State University of Land Management 105064, Moscow, Kazakova St., 15, Russian Federation

Abstract: Throughout 2024, active work was carried out to introduce the institute of master planning into urban planning activities. Master plans for the development of cities in the Far Eastern Federal District have been developed and approved, master plans for the key cities of the Arctic are at the final stages of preparation, and the concept of a master plan is proposed to be enshrined in legislation. The article presents the key stages of modern master planning, analyses the concept of a Master plan, and emphasizes the need to take into account aspects of land legal relations during it developing.

The article is dedicated to the memory of E.G. Bagreeva, Doctor of Law, Professor, leading researcher at the Department of Planning and Organization of Scientific Research at the State University of Land Management, member of the Editorial Board of the «Eurasian Advocacy» journal.

Keywords: Strategic development of the Arctic, Master plans of key cities of the Arctic, Arctic hectare, land legal relations

For citation: Balashov D.V. Master Plans of the Main Cities of the Arctic as a Tool for Realization of Land Relations in the Arctic Territories = Eurasian advocacy. 2024;6(71):182. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_182

© Балашов Д.В., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

С 2018 года в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 84 регионах Российской Федерации ведутся работы по благоустройству общественных и дворовых территорий. Вопросы комплексного развития населенных пунктов, жилищного и дорожного строительства, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта повсеместно включаются в повестку работы органов государственной власти.

По итогам пленарного заседания Восточного экономического форума в августе 2024 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение Правительству предусмотреть в ряде национальных проектов мероприятия, направленные на реализацию мастер-планов развития городов Дальневосточного федерального округа и опорных населенных пунктов Арктической зоны, определив объемы и источники финансирования таких мероприятий [1]. Особое внимание данному вопросу уделено на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 5 декабря 2024 года [2].

Несмотря на существовавшую ранее практику мастер-планирования [3], масштабная работа по подготовке и утверждению мастер-планов началась относительно недавно. Необходимость их разработки предусмотрена в долгосрочных планах комплексного социально-экономического развития 25 городов и городских агломераций Дальневосточного федерального округа (утверждены Правительством России [4, 5]). Каждый такой план содержит показатели социально-экономического развития и их прогнозные значения к 2030 году, перечни организационных мероприятий и мероприятий по развитию инфраструктуры с указанием ответственных исполнителей (органов государственной власти), сроки реализации, объемы и источники финансирования.

Таким образом, мастер-планы дальневосточных городов стали определяющими документами долгосрочных комплексных программ социально-экономического развития. Аналогичный порядок использован и для арктических населенных пунктов. Поручение обеспечить разработку мастер-планов развития опорных населенных пунктов Арктической зоны дано Президентом Российской Федерации в июле 2023 года на совещании по развитию закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов в Арктической зоне России [6].

По информации Минвостокразвития России, в настоящее время все мастер-планы и долго-

срочные комплексные программы социально-экономического развития опорных агломераций Арктической зоны разработаны и проходят процедуры согласования в федеральных органах исполнительной власти. Срок начала реализации содержащихся в них мероприятий - 2025 год. На их внедрение планируется направить более 3 трлн рублей, из которых 1 трлн - деньги федерального бюджета и 2 трлн - внебюджетное финансирование [7].

Несмотря на взятую за основу модель мастер-планирования на дальневосточных территориях, подход к Арктической зоне имеет свои особенности. Мастер-планы опорных населенных пунктов Арктики создаются вокруг крупных инвестиционных проектов. Например, мастер-планы опорных городов Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривают развитие Нового Уренгоя как центра технологического газа, Ноябрьска - как центра добычи трудноизвлекаемой нефти. Агломерации Салехард и Лабытнанги планируется сделать крупными международными туристическими кластерами [8]. Мастер-план города Полярные Зори (Мурманская область) разработан с учетом строительства второй очереди Кольской АЭС и освоения месторождения редкоземельных металлов. Мастер-планом города Билибино (Чукотский автономный округ) предусмотрены разработка месторождений золота, серебра и других природных ресурсов, создание кластера науки и техники [9].

Еще одной особенностью мероприятий, предусмотренных мастер-планами арктических территорий, может стать приоритетность их финансирования. По информации СМИ, губернатор Мурманской области обратился с данной просьбой к Президенту Российской Федерации и подчеркнул, что это «поможет арктическим регионам развиваться еще активнее и создавать масштабные социальные проекты и объекты для северян» [10].

Мастер-планирование становится отправной точкой при обсуждении концептуальных вопросов формирования новых городских территорий. Связь мероприятий, предусмотренных мастер-планами развития населённых пунктов, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, с национальными проектами говорит о ключевой роли данного документа в вопросе повышения качества жизни граждан.

Вместе с тем правовой статус мастер-планов в российском законодательстве пока не определен. Термин «мастер-план» приводится в нескольких нормативно-правовых актах, среди которых можно выделить следующие.

1. Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)». Мастер-план определяется как концепция пространственного развития, реализация которой осуществляется через подготовку генерального плана. Мастер-план - единый документ, который устанавливает приоритеты социально-экономического и пространственного развития, ключевые отрасли, территории и проекты для инвестиций, содержит базовые показатели документов территориального планирования, решения по планировочной структуре, основы архитектурно-пространственной композиции городского населенного пункта [11].

2. Закон Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-03 «О генеральном плане развития Московской области» называет мастер-планом документ, подготовленный в результате комплексной градостроительной проработки, содержащий сведения о местоположении, площадях и границах территорий, объектах капитального строительства, подлежащих комплексному развитию, а также перечень предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства [12].

Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что мастер-план является документом, который: 1) содержит основные направления пространственного развития городской агломерации и включает результаты комплексной градостроительной проработки территории; 2) формирует общее представление о развитии территории и 3) предлагает наиболее предпочтительный вариант её развития.

Устраняя пробел отсутствия нормативно закрепленного понятия мастер-плана, законодатель сохраняет перечисленные выше признаки и предлагает интегрировать его в градостроительное законодательство. Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» вносит изменения в статью 28.1, определяя мастер-план единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования, под которым признается генеральный план поселения, муниципального или городского округа (пункт 1 проекта статьи). Такой документ должен содержать: 1) положение о развитии территории; 2) положение о территориальном планировании; 3) карты

зонирования территории; 4) эскизы планируемых к размещению объектов; 5) план реализации развития территории [13].

Указанной формулировкой законопроекта мастер-план рассматривается как генеральный план, адаптированный для широкого круга лиц и содержащий элементы стратегического планирования, территориального планирования и градостроительного зонирования. Важно отметить, что, являясь взаимосвязанными, генеральный план и мастер-план находятся на разных уровнях и выполняют разные функции. Генеральный план -это технический документ, ориентированный на вопросы землепользования, застройки и планировки территорий. Выполняя регулирующую функцию, он служит базой для разработки градостроительной документации. В свою очередь, мастер-план - декларативный документ, который отличается от генерального плана меньшей детализацией и позволяет выбрать направление развития. Он выполняет функцию стратегического планирования, отражает принципы развития территории и содержит план мероприятий, необходимый для такого развития.

Одной из ключевых целей мастер-плана, поименованных законопроектом, является «создание условий для достижения показателей и реализации мероприятий в соответствии с национальными проектами, государственными программами» (пункт 7 проекта статьи), что подчеркивает его значение как стратегического документа. Применительно к арктическим территориям, отличающимся экстремальными природно-климатическими условиями и низким уровнем социально-экономической инфраструктуры, связь мастер-планов с государственными программами особенно важна.

В качестве примера можно привести государственную программу «Гектар Арктики», по условиям которой граждане Российской Федерации, а также лица, относящиеся к категории переселенцев, имеют право на безвозмездное получение в собственность земельного участка, расположенного в Арктике, Сибири и на других территориях Севера [14]. Государство создало гибкий и в целом эффективный правовой механизм предоставления арктических земель [15]. Вместе с тем, несмотря на стратегическое значение и приоритетный характер для государственной политики России, промежуточные итоги программы свидетельствуют о том, что её преобразовательный потенциал реализован пока далеко не в полном объеме.

По данным Минвостокразвития, на декабрь 2024 года участниками программы «Гектар Арктики» стали 9 714 человек, чаще всего они использо-

вали землю для строительства дома (73 %) и развития сельскохозяйственных проектов (10 %) [16]. В привязке к субъектам Российской Федерации тройка лидеров по количеству предоставленных земельных участков выглядит следующим образом: Мурманская область (3290), Республика Карелия (1695), Архангельская область (768), Ямало-Ненецкий автономный округ (604), Красноярский край (117), Ненецкий автономный округ (74), Республика Коми (46) [17]. Данная статистика, а также информация по лидирующей Мурманской области, где порядка 70 % земельных участков по гектарной программе предоставлено в Кольском районе, Апатитах, Оленегорске и Терском районе, Мончегорске [17], позволяют сделать предсказуемый вывод, что определяющим для граждан мотивом выбора местоположения участков становится близость к уже развитым территориям.

Как и мастер-планирование, программа «Гектар Арктики» ставит целью реализацию стратегических задач в сфере социально-экономической, демографической и культурной политики. В этой связи представляется важным при разработке мастер-планов учитывать мероприятия, связанные с земельными правоотношениями, ориентируясь, в том числе, на участки, которые могут заинтересовать потенциальных участников программы «Гектар Арктики» за счет близости к арктическим опорным городам. Соблюдая баланс интересов между промышленным освоением арктических земель, необходимостью сохранения уникальных экосистем и традиционным природопользованием, необходимо предусмотреть мероприятия по мониторингу территорий и проведению на них землеустройства, причем как в фактическом отношении, так и правовом обеспечении [18].

Так последовательно мастер-планы опорных городов Арктики могут стать инструментом развития земельного вопроса и создать дополнительные стимулы для участия граждан в программе «Гектар Арктики». Одновременно с разработкой и утверждением мастер-планов властям субъектов Российской Федерации следует подбирать земельные участки, расположенные на территориях опорных городов, сделав их доступными для получения по программе «Гектар Арктики».

Именно такой подход может решить стратегические государственные задачи развития земель Арктической зоны и обеспечить рациональное использование их ресурсного потенциала.

Список источников

1. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/75533.

2. http://kremlin.ru/events/president/news/75762.

3. Соснин Д.П. Мастер-планирование, или Новый инструмент пространственного развития муниципальных образований // Бюджет. 2024. № 10 (262). С. 84-86.

4. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=484647#w8S6mWUqgSFQLDAk1.

5. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?searchFilters=&BASENODE=1-1&bases=&req=doc&ca cheid=EFBEEC5AFB336513E3BBBE8DC69D3CA1&mode =backrefs&base=LAW&n=484594&rnd=XwhVKg#5dYBm WUn4vLN74V5.

6. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_455391/.

7. https://tass.ru/ekonomika/22042121.

8. https://finance.rambler.ru/economics/53883126-artyuhov-schitaet-chto-salehard-i-labytnangi-mogut-stat-tsentrom-turizma-na-yamale/.

9. https://minvr.gov.ru/press-center/news/ pri_uchastii_rosatoma_razrabotany_master_plany_ polyarnykh_zor_bilibino_i_peveka/.

10. https://murmansk.plus.rbc.ru/pressrelease/6752d52 b7a8aa9592a6f2af6.

11. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=475984#h7b7yWUcPbrrgwn5.

12. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=MOB&n=417158&dst=100513#XzTFyWU7blPA YyG6.

13. https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/ PublicView?npaID=152224.

14. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_197427/.

15. Балашов Д.В. Актуальные вопросы передачи гражданам прав собственности на земельные участки на дальневосточных и арктических территориях // Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 89-94.

16. https://tass.ru/obschestvo/22625149.

17. https://gov-murman.ru/info/news/537248/.

18. Липски С.А. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2018. Т. 62. № 2. С. 196-203.

References

1. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/75533.

2. http://kremlin.ru/events/president/news/75762.

3. Sosnin D.P. Master-planirovanie, ili Novy"j instrument prostranstvennogo razvitiya municipal>ny~x obra-zovanij // Byudzhet. 2024. № 10 (262). S. 84-86.

4. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=484647#w8S6mWUqgSFQLDAk1.

5. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?searchFilters=&BASENODE=1-1&bases=&req=doc&ca cheid=EFBEEC5AFB336513E3BBBE8DC69D3CA1&mode =backrefs&base=LAW&n=484594&rnd=XwhVKg#5dYBm WUn4vLN74V5.

6. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_455391/.

7. https://tass.ru/ekonomika/22042121.

8. https://finance.rambler.ru/economics/53883126-artyuhov-schitaet-chto-salehard-i-labytnangi-mogut-stat-tsentrom-turizma-na-yamale/.

9. https://minvr.gov.ru/press-center/news/pri_uchas-tii_rosatoma_razrabotany_master_plany_polyarnykh_ zor_bilibino_i_peveka/.

10. https://murmansk.plus.rbc.ru/pressrelease/6752d52 b7a8aa9592a6f2af6.

11. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=475984#h7b7yWUcPbrrgwn5.

12. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=MOB&n=417158&dst=100513#XzTFyWU7blPA YyG6.

13. https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/ PublicView?npaID=152224.

14. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_197427/.

15. Balashov D.V. Aktual>ny~e voprosy" peredachi grazhdanam prav sobstvennosti na zemel>ny~e uchastki na dal>nevostochny~x i arkticheskix territoriyax // Evrazijs-kaya advokatura. 2024. № 4 (69). S. 89-94.

16. https://tass.ru/obschestvo/22625149.

17. https://gov-murman.ru/info/news/537248/.

18. Lipski S.A. Izvestiya vy"sshix uchebny"x zavedenij. Geodeziya i ae^rofotos^emka. 2018. T. 62. № 2. S. 196-203.

Статья поступила в редакцию 07.12.2024; одобрена после рецензирования 10.12.2024; принята к публикации 10.12.2024.

The article was submitted 07.12.2024; approved after reviewing 10.12.2024; accepted for publication 10.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.