КЛАССИКА В ИСКУССТВЕ СКВОЗЬ ВЕКА. СПб., 2015.
Е.Ю. Станюкович-Денисова
МАСТЕР-КЛАССЫ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ПРОФЕССОРА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА БЛИОКА В КИТАЕ*
Экспансия постмодернистского искусства Запада, обострившая в начале нового тысячелетия, не могла не вызвать ответной реакции академической традиции, определявшей российскую художественную школу. Демонстрируемое обоюдное неприятие не привело к открытой конфронтации, однако отчасти стимулировало поиски новых путей развития искусства, позиционируемого как реалистическое. Одним из выходов стало усиления взаимодействия с китайской художественной традицией.
В свое время в конце XIX - начале XX века искусство юго-восточной Азии дало мощный импульс стилю модерн как в Европе, так и в России, который, в свою очередь, как повлиял на технику и образный ряд академической живописи, так и способствовал возникновению модернизма. Символическое мировоззрение, лежащее в основе синкретичности китайской культуры, оказывалось востребованным в периоды преодоления определенного кризиса и исканий, характерных для грани веков.
С китайскими студентами Андрей Николаевич знакомится еще в 1965 году, поступив на первый курс живописного факультета института им. И.Е. Репина, но в 1966 году студенты из КНР были внезапно отозваны домой в связи с ухудшением советско-китайских отношений и началом Великой пролетарской культурной революции. В наши дни А.Н. Блиок пытался найти следы своих однокурсников в Китае, но безуспешно.
С конца 1980-х годов возобновляется практика обучения китайских студентов, постоянно приобретающая все больший масштаб (124 студента в 2014 г.). Таким образом, большинство китайских живописцев проходили обучения у А. Н. Блиока, преподающего в Академии с 1971 года.
Если в последнее десятилетие ХХ века роль петербургской академической школа была в основном наставнической в отношении китайской живописи маслом, то начиная с 2000-х гг. наблюдается большее взаимопроникновение традиций.
С 2005 г. известный петербургский художник, профессор ГАИЖСА имени И .Е. Репина, действительный член Российской Академии художеств, Народный художник РФ ежегодно проводит мастер-классы в Китае. Участие в Пекинской арт-биеннале (2005 г.)
* В основу статьи положены интервью автора с действительным членом Российской Академии художеств, Народным художником РФ, профессором ГАИЖСА имени И .Е. Репина А.Н. Блиоком 29-30 августа 2015 г., Петергоф.
© Е.Ю. Станюкович-Денисова, 2015
209
Е.Ю. Станюкович-Денисова
и последующие персональные приглашения мастера с выставками и мастер-классами в Пекин, Шанхай, Далянь, Ханчжоу и Уси стали продолжением его педагогической работы с китайскими студентами в петербургской Академии художеств и знаком высокого признания китайскими коллегами, ценящими его утонченный стиль и превосходную технику.
Особое место занимает ежегодный международный проект в Ханчжоу «Рисуем озеро Сиху» под эгидой ШОС, включающий конференции, выставки и мастер-классы, система которых в Китае ориентирована на стимуляцию максимальной концентрации творческой энергии и ее выражения. Красивейшее озеро Сиху, с древности вдохновлявшее китайских философов, поэтов и художников, мыслится как неиссякаемый источник творчества и в наше время. «Свой на Сиху, особый мир, Какого нет нигде» - писал Оуян Сю.
Озеро является главным мотивом для мастер-классов и пленеров, что не исключает создания портретов или написание обнаженной натуры, а также посещение живописнейших предместий провинции Чжэцзян. Выбор места естественно определяется организатором - Международной ассоциацией художников Сиху, исполнительным директором которой является товарищ Гу Хонг. Неожиданность творческого задания подразумевает высочайшее мастерство художника, способного найти «кратчайший путь», продемонстрировав стремительную игру мысли и виртуозность кисти. Собственно это умение быть как бы медиумом, силы и вдохновение черпающего из вечного извне, из сокровенных бездн мироздания, куда отверсты врата его духа. Само созерцание работы художника, наравне с созерцанием движущихся вод, волнистой поверхности гор уподобляется действию музыки, танца, ритму повторяющегося слога. Таким образом, значимость приобретает не только законченное произведение, но и процесс его создания.
Спектр жанров и техник, в которых А.Н. Блиок работает в Китае, необычайно разнообразен и включает как классические жанры академической живописи (монументальные многофигурные полотна, групповые портреты современных государственных деятелей России и КНР, камерные портреты в интерьере, на фоне пейзажа), так и традиционные китайские пейзажи-размышления, исполненные тушью на рисовой бумаге. Известный петербургский искусствовед А.Ф. Дмитренко давно отмечал как особенность творчества А.Н. Блиока его «движение, знающее и широкие магистрали монументальных образов, и уютные тропинки лирических откровений»1.
Погружение в китайские реалии творческой практики не может не сказываться на привычной европейской методологии. Картины, созданные на мастер-классах, востребованы и чаще всего остаются в Китае. Однако общение с изумительными природными ландшафтами и проникновение в культуру Китая, более глубокое, философское понимание традиционной техники шуимохуа стимулирует обновление приоритетов и академической живописи.
Творческие заслуги и общественная деятельность А.Н. Блиока нашли отражение в присвоении ему почетных званий важнейшими учреждениями Китая в области искусства. Так Андрей Николаевич является действительным членом Академии искусств Китая, приглашенным профессором в Высшей школе послевузовского образования (Пекин), Почётным директором Далянского музея народного искусства, Почетным президентом и членом Президиума международной конфедерации художников Сиху, членом правления Пекинского союза художников масляной живописи, Почетным председателем Творческих союзов провинции Чжэцзян, почетным председателем Ассоциации масляной живописи
1 Дмитриенко А.Ф. ...И лирические интонации // Блиок Андрей. Живопись. Графика. Монументальное искусство. СПб., 2006. С. 28.
210
Мастер-классы Народного художника Российской Федерации...
Китая, почетным профессором Университета Джимей в городе Ксямен, членом редакционной коллегии и попечительского совета Межгосударственного информационно-аналитического журнала о культуре и искусстве государств-участников СНГ «СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ».
Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день А.Н. Блиок является наиболее востребованным и признанным российским художником в КНР.
Информация о статье
ББК 85.1 УДК 75.03
Автор: Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна - старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e. stanvukovich-denisova@ spbu.ru
Название: Мастер-классы Народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской Академии художеств, профессора Андрея Николаевича Блиока в Китае Аннотация: В статье рассматривается творчество и общественная деятельность Народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской Академии художеств, профессора А.Н. Блиока в КНР за последние десять лет. Регулярно проводимые им мастер-классы в разных частях Китая способствуют взаимопроникновению академических и китайских живописных традиций в творчестве художника и его учеников.
Ключевые слова: А.Н. Блиок, Российская Академия художеств, академическая живопись, русское искусство в Китае, Сиху, международная конфедерация художников Сиху, мастер-класс.
Литература, использованная в статье Андрей Блиок. Санкт-Петербург: б.и., 2009. 58 с.
Блиок Андрей. Живопись. Графика. Монументальное искусство / Авт. статей Ю.Г. Бобров,
С.Н. Левандовский, А.Ф. Дмитренко. (Мастера Русского Искусства). Санкт-Петербург: Петрополь, 2006. 180 с.
Дмитриенко А.Ф. .. .И лирические интонации // Блиок Андрей. Живопись. Графика. Монументальное искусство. Санкт-Петербург: Петрополь, 2006. С. 27-28.
Живопись Народного художника РФ А.Н. Блиока. Ханчжоу: West Lake International Art Association, 2010. 80 с.
Bliok Andrey. Ченгду, провинция Сычуань: Союз художников провинции Сычуань, 2013. 30 с.
Information about the article
Author: Staniukovich-Denisova Ekaterina Iurievna - senoir lecturer, St.Petersburg State University, St.Petersburg, Russian Federation, e.stanyukovich-denisova@spbu.ru
Title: Art Workshops of the People’s Artist of the Russian Federation, Member of the Russian Academy of Arts, Professor Andrei Nikolaevich Bliok in China
Summary: The author examines the creative and public activity of the People’s Artist of the Russian Federation, academician and professor Andrei N. Bliok in China in 2005-2015. She comes to the conclusion of the interaction of Chinese traditional painting ideas and Russian academic school in the artist’s style of portrait and landscape painting.
Keywords: Andrey Bliok, Russian Academy of Arts, academic painting, Russian art in China, West Lake, West Lake International Confederation of artists, master-class, art workshop.
References
Andrei Bliok. St. Petersburg, 2009. 58 p.
Bliok Andrey. Chengdu, Sichuan Province: Sichuan Union of Artists Publ., 2013. 30 p.
Bliok Andrey. Painting. Graphics. Monumental art. Articles by Y Bobrov, S. Lewandowski, A. Dmitrenko. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2006. 180 p.
Dmitrenko, Anatolii Fedorovich. ... And lyrical intonation, in Bliok Andrey. Painting. Graphics. Monumental art. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2006. P. 27-28.
Painting of the People s Artist of Russian Federation A.N. Bliok. Hangzhou: West Lake International Art Association Publ., 2010. 80 p.
211
Е.Ю. Станюкович-Денисова
Илл. 1. А.Н. Блиок. Портрет старого крестьянина. 2005. Сангина, бумага, 33x22. Собрание автора.
Илл. 2. А.Н. Блиок. Портрет старой крестьянки. 2005. Сангина, бумага, 33x22. Собрание автора.
Илл. 3. А.Н. Блиок. Далян. 2011. Рисовая бумага, китайская тушь. Далянский музей народного искусства, КНР
212
Мастер-классы Народного художника Российской Федерации...
Илл. 4. А.Н. Блиок. Хуаншань. 2011. Рисовая бумага, китайская тушь. Далянский музей народного искусства, КНР
Илл. 5. А.Н. Блиок. Роща в Хуаншане. 2011. Рисовая бумага, китайская тушь. Далянский музей народного искусства, КНР
213
Е.Ю. Станюкович-Денисова
Илл. 6. А.Н. Блиок. Портрет старейшей жительницы города Уси. 2007. Холст, масло, 110x130.
Собрание г-на Вей.
214
Мастер-классы Народного художника Российской Федерации...
Илл. 7. А.Н. Блиок. Натурщица. 2014. Холст, масло, 100x80. Собрание автора.
Илл. 8. А.Н. Блиок. Сон. 2014. Холст, масло, 100х150. Собрание автора.
215
Е.Ю. Станюкович-Денисова
Илл. 9. А.Н. Блиок. Гармония стихий. Триптих. Центральная часть. 2012. Холст, масло, 150x100.
Собрание автора.
216
Мастер-классы Народного художника Российской Федерации...
Илл. 10. А.Н. Блиок. Гармония стихий. Триптих. Правая часть. 2012. Холст, масло, 150x100.
Собрание автора.
217
Е.Ю. Станюкович-Денисова
Илл. 11. А.Н. Блиок. Желтые горы (Китай). 2005. Бумага, акварель, 40х50. Собрание автора.
Илл. 12. А.Н. Блиок. Беседка на берегу моря. Далян. 2011. Рисовая бумага, перо. Собрание автора.
218