мешает российским производителям макарон конкурировать с итальянцами? Почему в России существует дефицит муки? Выгодно ли выпускать «социальный продукт»? На эти и другие вопросы ответил гендиректор одного из крупнейших региональных производителей макарон самарской компании «Верола» Евгений Сальников.
— Традиционно считается, что в период кризиса для производителей недорогих продуктов питания наступают хорошие времена. Спрос на доступные продукты растет, в связи с ростом курса доллара и евро конкурировать с иностранцами становится легче...
— Я с вами согласен частично. Хорошие времена для российской макаронной отрасли продолжались примерно с 1998 по 2003 год. В это время и бизнес фабрики «Верола» быстро рос вместе с российским рынком макарон. Именно во время кризиса 1998 года российские производители начали активно вытеснять конкурентов из-за рубежа, которые до этого занимали более 50% отечественного рынка. Стартовые условия для наших производителей тогда были практически равны, и успеха добился тот, кто вложил ресурсы в модернизацию производства.
Наша фабрика и до этого активно переоснащала основные фонды, поэтому, когда в 1998 году зарубежная продукция резко подорожала, мы смогли практически мгновенно увеличить объемы производства и предложить россиянам свой качественный продукт по интересной цене. В результате российские производители быстро вытеснили с рынка иностранцев и заняли их место. Сегодня доля импорта составляет менее 10%, при этом ряд зарубежных продуктов уже производится на мощностях российских фабрик.
Российский рынок макаронных изделий — это уже рынок потребителя. В структуре питания на человека в год приходится, например, 120-140 кг картофеля, около 100 кг хлеба и 5-6 кг макарон, то есть средний россиянин съедает 36 порций макаронных изделий в год. Если даже резко снизить стоимость продукции, ее не будут потреблять намного больше, просто часть производителей разорится, а кто-то увеличит свою долю рынка. Проблема в том, что в период кризиса спрос резко сдвигается в сторону низшего ценового сегмента. То есть примитивного, нефасованного продукта. И у меня сегодня
в структуре продаж весовая продукция составляет уже Ян 90%. А еще недавно занимала 60%. Такая же ситуация НАЛИМОВ и в целом на рынке.
Хотя россияне выпускают отличную продукцию всех ценовых сегментов. Я лично считаю, что мы вплотную приблизились к продукции высшей категории класса «А», которую производят итальянские компании. Разница в очень небольших деталях, хотя иногда говорят, что именно в них все дело. Мы знаем технологические секреты итальянских производителей. Пока у россиян еще есть стереотип: «Ах, итальянские макароны!». Люди не знают, что в Италии сотни фирм и они производят продукты самого разного качества. «Верола» точно выпускает макароны лучше, чем некоторые итальянские компании. Они иногда грешат, производя продукцию из смесей разносортной муки.
Да, мы отстаем в дизайне, но тут всей российской промышленности вообще сложно тягаться с итальянцами. И специфику российского потребителя также нужно учитывать. У меня есть 60 матриц для выпуска изделий самых разных форм, но пользуются устойчивым спросом всего 12-15. Теоретически, мы можем выпускать до 100 наименований. А если делать макароны с наполнителями — и более сотни. Но пока это не выгодно, так как нет массового спроса.
Тем не менее многие российские ценители вкусных макарон сегодня отдают предпочтение именно премиальной продукции от региональных заводов. Например, Алтайского, Барнаульского, «Макфы», Шебейкинских и, конечно, нашей фабрики. Важнейшая проблема, мешающая российским производителям сегодня конкурировать с итальянцами — мы гораздо хуже обеспечены качественным сырьем и не можем прогнозировать его рынок.
— Почему появились проблемы с сырьем? В России громко заявляют об очень хороших урожаях, мы начали активно продавать зерно в другие страны...
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (87) 2009
\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \
ем сельского хозяйства страны. Меня вообще возмущает, когда ищут виновных в одной отрасли — в торговле, в промышленности. Или в погодных условиях. Это позволяет скрывать ошибки чиновников в управлении.
— Разве российские производители продуктов питания не обижаются на торговые компании?
— Небольшие региональные торговые компании работают достойно, с ними приятно иметь дело. Мы находим с ними общий язык. А вот крупные федеральные сети ведут себя просто разнузданно. Через скидки, бонусы и навязывание услуг они закладывают возврат себе до 30% стоимости продукта. Руководители этих сетей не знают структуру ценообразования. Их не интересуют эти детали,
им все равно, что продавать — водку или макароны, импортный шоколад или российскую крупу.
Мы, например, расторгли договор с одной
сии стихийный. На нем работает множество федеральной сетью. Нам предлагали воз-
вращать 21% стоимости в виде бонусов, увеличить отсрочку платежа до трех месяцев! По сути, бесплатно их кредитовать! И давали возможность
Современный раритет
В 1882 году в Самаре на улице Садовой появился будущий городской раритет — паровой макаронный завод Отто Карловича Кени-цера, построенный из красного кирпича. В адрес-календаре, издававшемся ежегодно, о нем говорилось так: «Макаронное заведение во 2-й полицейской части Самары с мощностью паровой машины 6 лошадиных сил, числом рабочих 130...» Сегодня о возрасте фабрики напоминает только внешний вид здания: это все тот же красивый дом из красного кирпича. В 2003 году реконструкция завода была полностью завершена. Уровень оснащения стал полностью соответствовать нормам, требованиям и стандартам лучших европейских предприятий. В компании работает 100 человек. Выручка за 2008 год — 250 млн. руб. Предприятие входит в десятку крупнейших компаний отрасли.
— В погоне за развитием внешнеэкономических связей в прошлом году Россия продала много зерна за рубеж. И его цена внутри страны резко пошла вверх. Хотя повышение цен — это не самое страшное. Гораздо хуже, что на российском рынке появился реальный дефицит качественного зерна. В итоге у нас целых три месяца были проблемы с хорошим сырьем. Приходилось искать добротную муку. Качество сырья — основа нашей продукции.
Возможно, такая ситуация повторится и в этом году. Элеваторы сейчас пустые. Да, сейчас цена вновь упала, но в общем объеме урожая доля продовольственного зерна уменьшилась. А вывозить за границу будут именно его. На мой взгляд, причина этих проблем — неумение министерств планировать экономические процессы в стране.
Еще один фактор — рынок зерна в Рос-
«По отношению к производителям федеральные торговые сети ведут себя просто разнузданно».
посредников, которые рассчитываются наличными деньгами, перепродают и т.д. Это тоже не способствует точному прогнозированию. Поэтому я уверен, что настоящую, реальную картину рынка зерна в России никто не видит. Нужно учитывать еще и привычку российских крестьян жаловаться на проблемы и неурожаи в расчете на помощь государства.
Кстати, власти удобно принимать во внимание жалобы. Это позволяет снимать с себя ответственность за просчеты в прогнозировании и управлении развити-
ФОТОБАНК ЛОРИ
\ МАСТЕР-КЛАСС \
пересматривать цены раз в четыре месяца. Но в прошлом году у меня стоимость муки менялась раз в неделю! И еще я должен выставить своего мерчандайзера и расставить за них товар. А что делают они? Просто продают мне полки. При полном распоряжении моим продуктом. Это — не партнерские отношения.
Но так ведут себя только крупные сети. И я никак не могу понять, почему у нас обсуждают два года важный закон о торговле, в котором будут прописаны детали взаимоотношений производителей и продавцов?
— Вы говорили о дефиците сырья. Сколько у вас поставщиков муки?
— 5-6 производителей из Самарской области. Не логично возить муку из других регионов. И технологически нам проще получать продукцию от проверенных поставщиков. К сожалению, в регионе ликвидировалось несколько мукомольных заводов: №3 и №1. Хотя начинают появляться новые, небольшие. Не так давно ко мне приезжал предприниматель: он хочет купить мельницу, интересовался, какую я готов брать у него муку.
— Какую долю занимает мука в структуре себестоимости?
— 66%. Зарплата составляет примерно 60% в структуре добавленной стоимости. В нашей компании работает 100 человек, они производят 1 тыс. т в месяц. Выручка на одного человека в месяц — 150 тыс. руб. В самом производстве занято всего 50 человек. Остальное — охрана и управленческий персонал. В производстве занято так мало людей, потому что наше предприятие полностью автоматизировано. В перевооружение в свое время было вложено более $15 млн. Мы выкинули все «старье».
— Ваша доля на рынке?
— Мне трудно ее оценивать, потому что наши оптовики ориентируются и на внешние рынки, например Казахстан. Потребность Самарской области в год — 18 тыс. т. Мы в прошлом году произвели 13 тыс. Теоретически, это 70% потребности губернского рынка. В целом в России наша доля 1,5% в 2008 году. Мы обеспечиваем объем в 12-14 тыс. т. В прошлом году наш оборот составил 250 млн. руб. В этом году он упадет, так как резко увеличилась доля дешевого продукта. Еще с декабря мы снижали цены три раза.
— Насколько подешевела мука?
— Мука группы «А» подешевела на 30%, с 29 до 17 тыс. руб. за тонну. Отпускная цена наших макарон была 35 руб. за килограмм, сейчас они продаются по 28. Мука группы «В» доходила до 13,5 тыс. руб. за тонну, мы реализо-вывали макароны по 19 тыс. Сегодня продаем макароны по 15 тыс. за тонну, а мука стала стоить 9,5 тыс. рублей.
— В период кризиса часто говорят о необходимости производить «социальный» продукт. Вы готовы это делать?
— Что такое «социальный» продукт? Это очень дешевый продукт. Такую цену можно обеспечить, только существенно ухудшая рецептуру. Реализуя людям плохой продукт. Другого пути нет. Я не хочу так поступать, потому что дорожу именем компании, мне просто совесть не позволяет продавать плохой продукт питания. Наконец, зачем тогда мы полностью модернизировали производство, установили швейцарское и итальянское оборудование? Чтобы делать сегодня плохие макароны из плохого сырья?
Вниманию организаций
Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.park.ru. Тел: (495) 234-02-22. Подписаться на журнал можно через редакцию.ц
Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату. Факс: (495) 661-01-74 отдел подписки. Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ. Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве - 110 руб., в других регионах России -130 руб.
ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 771001001, р/с 4702810438040105482, Тверское
отд. № 7982 СБ РФ г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.
При офорлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного
периода.
Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: (495) 661-01-74 отдел подписки. Подписка по почте оформляется по каталогам.
Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180. Объединенный каталог «Пресса России» -индекс 44343.
Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: (495) 500-00-60, 580-95-80; агентстве «Вся пресса», тел.: (495) 234-03-08.
Агентство «Коммерсант-курьер» принимает подписку в городах: Казань - (8432) 910-910; Уфа - (3472) 799-924, 743-472; Волгоград - (8442) 385-232, 385-227; Пермь - (3422) 408-970.
ПРЯМЫЕ
инвестиции
Рейтинг торговых сетей
Как «пробиться» фермеру в супермаркет
Это можно было делать и на старом оборудовании.
Ошибка власти состоит в том, что сегодня производители продуктов питания, вложившие большие средства в модернизацию производства, выпускающие только качественный товар, не имеют никаких льгот по сравнению
с фабриками, которые продолжают работать на ветхом оборудовании.
Некоторые предприятия сегодня создают так называемый «социальный продукт». Благо, что потребитель не всегда понимает, в чем разница между недорогим, но хорошим, и дешевым, откровенно плохим продуктом. Чтобы было понятно, приведу пример. Мы планируем раздвинуть границы бизнеса. Ведем переговоры с производителями упаковочного оборудования. Будем фасовать крупы и муку под своим брендом. У нас есть надежные поставщики хорошего сырья. Продукция получится очень высокого качества. Сильная сторона нашего бренда — работа только по ГОСТу. Например, в нашей продукции всегда не менее 11,5% белка. Но нас смущает серьезный ценовой разброс, размывающий рынок фасованной продукции. Так, в Самаре можно купить килограмм муки
ФОТОБАНК ЛОРИ
62
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (87) 2009
\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \
даже за 12 руб. При этом минимальная розничная цена фасованной муки должна начинаться с 20 руб. за килограмм. За 12 руб. продается мука «общего назначения». В ней вообще не лимитировано содержание белка, качество и количество клейковины. Это очень плохая мука, но об этом не сказано на упаковке.
Вложить в свой новый проект мы хотим от 300 тыс. евро. По нашим оценкам, нам нужно будет производить от 5 т в сутки. Планируемый срок окупаемости — два года.
Хотя, если честно, мне сегодня уже смешно, когда в современном российском бизнесе люди строят очень уж долгосрочные планы. Слишком непредсказуема у нас ситуация в экономике. Сегодня наша рентабельность уменьшается, фактически мы уже работаем «в ноль». Но я отлично понимаю, что стоять еще хуже. Во время простоя потеряю рынок.
— Эксперты говорят, что для того, чтобы повысить эффективность бизнеса, нужно создавать альянсы производителей зерна муки и макарон...
Проблемы реструктуризации долгов предприятий
«Важнейшая проблема — мы гораздо хуже итальянцев обеспечены качественным сырьем и не можем прогнозировать его рынок».
1. Название организации
2. Адрес для доставки Индекс
Область/республика
Город,поселок
Улица
Дом | квартира | офис
Доп. информация
3. Ответственный за подписку Ф.И.О.
Тел.
4. Количество экз.
5. Начало подписки (отметьте месяц) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяц 2009 г.
6. КПП
7. ИНН плательщика
8. Юридический адрес
9. БИК банка плательщика
10. Банк плательщика
11. К/с банка плательщика
12. Р/с банка плательщика
— Проблема рынка макарон в том, что он не сформирован, на нем постоянно появляются и исчезают игроки. Они размывают рынок, не дают возможность планировать бизнес. Мы рассматриваем возможность такого альянса. Я давно обдумываю создание холдинга, в состав которого войдут различные региональные предприятия. Компании сохраняют независимость, но объединенными усилиями разрабатывают и продвигают общую марку. На местах они сами изготавливают продукцию, что существенно уменьшает логистические издержки. Но я считаю, все участники альянса должны сохранить самостоятельность. В том числе с производителем зерна и муки нужно работать по договору. Если я буду в составе холдинга, а захочу делать продукт с добавлением муки, которая не производится на его предприятиях, я должен просить на это разрешение? А еще для производства мне требуются упаковка, полиграфия. Получается, что это тоже будет наш бизнес? Нет, каждый должен заниматься своим делом.
— Какова главная проблема предприятия?
— Недозагрузка мощностей. Мы легко можем увеличить объемы производства в два раза. В 2003 году производили более 20 тыс. т макаронных изделий в год. Собственно, в том числе для этого и проводилась полная модернизация нашей фабрики. Чтобы увеличить объемы производства, производить больше дорогой продукции мы начали использовать Private label, распространенную практику на Западе. Ее суть в сотрудничестве двух организаций: производителя, который выпускает товар с заданными характеристиками, и продавца, который его распространяет под своим брендом. Производитель получает постоянный канал сбыта продукции, продавец — товар, с незаложенными в цену маркетинговыми расходами. До 30% оборота нам дает производство макарон класса «А» под торговой маркой «Аладушкин» для «Петербургского Мельничного комбината». Так же «Верола» выпускает продукцию для компании из города Одинцово. Она закупает наши макароны класса «А» «бабочки», отваривает, замораживает и выпускает готовые
продуктовые смеси. Сотрудничает «Верола» с компанией «Инфолинк». В 2005 году работала с 1-й Московской макаронной компанией. Выпускалась продукция под маркой «Ты и я».
— Значит, вам можно было не вкладывать столько средств в модернизацию, раз сегодня у вас есть недозагруженные мощности?
— Я уверен, что мы не зря полностью обновили производство. Это дало запас прочности, ресурсов. Постепенное перевооружение мы проводили с 1994 по 2003 год. Есть еще много хороших предприятий в Москве, Владимире, Орске, Екатеринбурге. Колоссальными мощностями обладают компании «Макфа» и «СоюзПищеПром». Но есть и немало компаний, давно не обновлявших оборудование. Так что вскоре мы можем стать одним из лидеров — наш запас прочности позволяет спокойно работать 10-15 лет. Конкуренты в это время будут вынуждены менять оборудование. Затем я рассчитываю провести плавное обновление основных фондов. Причем без заимствования средств. Сегодня опасно и дорого брать кредиты. Я уже сейчас формирую специальный резервный фонд, цель которого — обновить оборудование.