Научная статья на тему 'МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космодемьянская Светлана Сергеевна, Глаголева Анна Анатольевна

Инновации в образовании способствуют модернизации существующей образовательной системы, развитию активности и инициативы всех субьектов. Акцент в статье делается на преимуществах использования мастер-класса как инновационной формы, его возможностях создавать интерактивную среду обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN CHEMICAL EDUCATION

Innovations in education contribute to the modernization of the existing educational system, the development of activity and initiative of all subjects. The article focuses on the advantages of using the master class as an innovative form, its ability to create an interactive learning environment.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 371.263

DOI: 10.54158/27132838 2021 3 49

МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Космодемьянская С.С.,

кандидат педагогических наук, доцент, Химический институт им. А.М. Бутлерова, КФУ, г. Казань, Россия

Глаголева А.А.,

студент,

Химический институт им. А.М. Бутлерова, КФУ, г. Казань, Россия

Аннотация:

Инновации в образовании способствуют модернизации существующей

образовательной системы, развитию активности и инициативы всех субьектов. Акцент в статье делается на преимуществах использования мастер-класса как инновационной формы, его возможностях создавать интерактивную среду обучения.

Ключевые слова: химическое образование, инновация, инновационная технология, мастер-класс.

MASTER CLASS AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL

TECHNOLOGIES IN CHEMICAL EDUCATION

Kosmodemianskaia S.S.,

PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor,

Alexander Butlerov Institute of Chemistry, Kazan Federal University, Kazan, Russia

Glagoleva A.A.,

student,

Alexander Butlerov Institute of Chemistry, Kazan Federal University, Kazan, Russia

Summary: Innovations in education contribute to the modernization of the existing educational system, the development of activity and initiative of all subjects. The article focuses on the advantages of using the master class as an innovative form, its ability to create an interactive learning environment.

Keywords: chemical education,

innovation,innovative technology,master class

Образовательный процесс в настоящий период характеризуется наличием вариативных инновационных педагогических технологий. Современная система образования реагирует на изменения в области педагогических инноваций, активно развивается и корректируется. В статье 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определена необходимость использования учителями комплекса современных

педагогических технологий при осуществлении различных образовательных программ. В современной образовательной деятельности постоянно используются понятия «технология» и «педагогическая технология».

На данный момент отмечается достаточное количество исследований в области педагогических инноваций. Сам термин «инновация» впервые был использован в XIX веке в трудах зарубежных ученых -культурологов. В 30-х годах прошлого века за рубежом (США) утвердился термин «инновационный процесс». Более внимательному и тщательному исследованию инновационные педагогические технологии подверглись в конце 50 -х годов XX века за рубежом, и только в последние десятилетия в отечественной педагогике. Инновационная деятельность [1] берет свое начало с исследований таких педагогов и ученых таких как, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов и получила свое дальнейшее развитие в трудах М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанова, Я.С. Турбовского и др. Интерес к педагогическим инновациям [2; 3] проявляли зарубежные (К. Пэвитт, У. Уолкер, Э. Роджеср, В. Браун) и отечественные ученые (П.И. Пидкасистый, М.В. Кларин, В.И. Андреев, В.И. Гусев и др.).

А.В. Хуторской [4] отмечает одним из самых ранних определений термина «инновации» в формулировке Э.М. Рождерса как новейшие идеи, предназначающиеся в качестве новинки для определенного лица. По мнению П.И. Пидкасистого в основе всех процессов образования лежат две педагогические проблемы: проблема анализа и исследования передового педагогического опыта, а также проблема достижения результатов психолого -педагогической науки до практических действий. Проведя анализ зарубежных и отечественных исследований ученых и педагогов, мы пришли к выводу, что педагогические инновации - это конкретное изменение и модернизация существующей образовательной системы, которые направление на ее дальнейшее развитие и совершенствование. При этом исследователи [5]

отмечают, что организационные ситуации непосредственного обсуждения проблем инноваций могут представлять собой «круглые столы» и другие формы дискуссий.

Исследование инновационных методов активизации обучения мы начали в 2017/2018 уч. году, был проведены анализ научно-методической литературы и дефиниция основных понятий по теме исследования. Анализ передового педагогического опыта показал, что реализация активных методов обучения химии невозможны без практического эксперимента [6, с. 126-129].

Наиболее эффективной и популярной инновационной формой повышения квалификации педагогов, учителей и молодых специалистов на сегодняшний день считают мастер -класс, т.к. он не только позволяет позаимствовать элементы передового практического опыта, но и способствует значительному росту познавательной и творческой активности у его участников. Нами был разработан и проведен 14 апреля 2021 года мастер -класс для студентов 4 курса по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль: Химия Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ на тему «Инновационные педагогические технологии в химическом образовании». Его целью было повышение у будущих учителей химии уровня профессионального мастер ства в области инновационной среды образования через процессы интерактивного взаимодействия его участников.

Мини-группам студентов предлагалось выполнить задания, уровень сложности в которых варьировался: найти отличительные признаки инновационных педагогических технологий; разработать ситуационную задачу для учителя химии с использованием конкретной современной педагогической технологии с последующим ее решением; определить причины и мотивы перехода к инновационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС, аргументировать их и т.п. По окончанию занятия была

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

использована разработанная нами анкета в Ооо§1е-форме, результаты ее мы проанализировали.

Студенты отметили, что наиболее эффектным и запоминающимся в памяти участников мастер -класса заданием оказались дебаты между группами. Их суть состояла в следующем - сформулировать аргументы «за» и «против» по вопросу корректирования цели образовательной деятельности в области химического образования в связи с введением цифровых образовательных ресурсов и / или дистанционного обучения. Студентов очень заинтересовало данное задание, дух здоровой конкуренции мотивировал их на поиск значимых аргументов для позиционирования своего выбора. В результате участники дебатов показали высокий уровень познавательной и творческой активности.

В качестве рефлексии мастер -класса стал опрос «Использование инновационных педагогических технологий в химическом образовании». Результаты анкетирования (рис. 1) показали, что у большинства из опрошенных (98%) проявляют интерес к педагогическим инновациям.

Рисунок 1 - Результаты анкетирования студентов 4 курса, ХИ КФУ, 2021 г.

На рисунке 2 видно, что большинство (85%) респондентов отмечают привлекательность современных педагогические технологии в способности повышения мотивации, творческой и познавательной активности. Некоторые

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

(61%) будут использовать педагогические инновации, т.к. они способствуют повышению качества знаний и развитию критического мышления у обучающихся.

Рисунок 2 - Анализ анкетирования студентов 4 курса, ХИ КФУ, 2021 г.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, преподавателям и учителям необходимо находиться в непрерывном поиске педагогических инноваций (на примере мастер -класса), так как это способствуют эффективному достижению планируемых результатов обучения, развитию и совершенствованию педагогических компетенций, а интегрирование инновационных педагогических технологий создают целостность самого процесса химического образования.

Список литературы

1. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. 224 с.

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

3. Спицына Л.Г. Инновационно-педагогические технологии в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы пр актического применения: сб. мат. XLVIII Межд. научн.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2012. 347 с.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

5. Баратова Н.М. Подготовка и осмысление внедрения инноваций в образовательной организации // Наука и практика в образовании: электр онный научный журнал. 2021. № 2 (4). С. 9-17. URL: https://izdanie-nauka.ru/view-acticles-4/4 (дата обращения: 13.05.2021).

6. Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных методов обучения на уроках химии // Образовательная система: новации в сфере современного научного знания: сб. научных трудов. Мат. Межд. научн. - практ. мероприятий Общества Науки и Творчества за февраль 2019 г. / под ред. С.В. Кузьмина. Казань: СитИвент, 2019. С. 126-129.

Сведения об авторах:

Космодемьянская Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Химический институт им. А.М. Бутлерова, КФУ, г. Казань, Россия, еmail: [email protected]

Kosmodemianskaia S.S., PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Alexander Butlerov Institute of Chemistry, Kazan Federal University, Russia, еmail: [email protected]

Глаголева Анна Анатольевна, студент, Химический институт им. А.М. Бутлерова, КФУ, г. Казань, Россия, еmail: [email protected]

Glagoleva A.A., student, Alexander Butlerov Institute of Chemistry, Kazan Federal University, Kazan, Russia, еmail: anna [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.