УДК 316
МАССОВЫЙ ГЕРОИЗМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОГО СОЗНАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТСКОГО НАРОДА
© Наталья Анатольевна Ореховская
Московский государственный социально-гуманитарный институт, г. Москва, Россия, кандидат философских наук, доцент, проректор по науке, e-mail: orehovskaya@yandex.ru
В статье поднимается вопрос об актуальной для современной России проблеме межнациональных отношений. На примере фактов Великой Отечественной войны раскрывается героизм многонационального советского народа как феномен его массового сознания, стержнем которого были социально-нравственные ценности. Автор говорит о необходимости сохранение памяти о Великой Победе, гордость за которую должна стать основой для толерантных отношений в многонациональном российском обществе.
Ключевые слова: победа; война; героизм; социальная ценность; мораль; патриотизм; историческая память.
«Мы погибли бы, если бы не погибали»
Фемистокл
Победа в Великой Отечественной войне, -пожалуй, высшее достижение за всю историю нашей государственности. Это мощнейшее наследие Советского Союза, причем победительное и державное. Победа была над самой могучей армией Европы, над абсолютно вселенским злом, которое утягивало человечество в адскую пропасть. Этот исторический период выступает для нашего народа тем конкретным социально-нравственным достоянием, которое не стареет, не утрачивает своего значения, не становится будничным.
Великая Отечественная война вызвала небывалый духовный подъем, огромный эн-
тузиазм масс, личную заинтересованность населения в достижении победы над врагом. Общество и армия нуждались в консолидирующей государственно-патриотической
идее, способной объединить слои населения в общей борьбе с фашизмом. Такой идеей буквально с первых дней войны стала общенациональная, традиционная для России, защитная по своему характеру идея борьбы с агрессором, выраженная еще в XIII в. Александром Невским: «Чужой земли нам не надо, но и своей земли мы ни пяди не отдадим. А кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская». Примененная к конкретно-историческим условиям, эта идея трансформировалась в понятия «Родина-мать», «Священная война», «Отечественная война», воплотилась
в лозунге-призыве «Смерть фашистским оккупантам!». «Наше дело правое. Мы победим!» Все это стало духовным стержнем массового сознания не только армии, но и многонациональной страны в целом.
Тяжелое время вызвало необходимость обращения военно-политического руководства страны к отечественной истории и культуре, восстановлению преемственных связей многовековой борьбы народов Руси и России за свою независимость, воспитанию на боевых традициях русской армии. В качестве примера приведем слова И. Сталина из его речи на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 г. перед войсками, убывающими на фронт: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». В последующем были учреждены полководческие ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Нахимова и Ушакова.
Восстановлению преемственных связей с героическим прошлым России способствовало также введение в 1942 г. новой формы одежды с золотыми погонами и покроем, напоминавшей форму дореволюционной русской армии. Данное решение никакой военной целесообразностью не диктовалось, да и для напряженной экономики было обременительно, но укреплению, возрождению исторической памяти, несомненно, способствовало.
Борьба добра со злом пронизывает всю военную историю нашего Отечества. Через нее и рассмотрим явление массового героизма в Великой Отечественной войне как социально-нравственную ценность в массовом сознании советского народа. Для этого необходимы определенные критерии, установленные на основе социально-нравственных ценностей как отношений, в ходе реализации которых свойство массового сознания социального объекта подвергается оценке в соответствии с тем, как оно удовлетворяет потребности субъекта. Именно значимость тех или иных объективных явлений для жизни общества, людей обозначается в массовом сознании понятием «социальная ценность». В философском значении под социальными ценностями понимается отражение в сознании людей их социально-духовных отноше-
ний с окружающим миром, объединенных общим свойством способностью удовлетворять разнообразные интересы и потребности людей, социальных групп, этносов, конфессий и общества в целом.
Социально-нравственные ценности, к которым относится и Победа, функционируют в системе исторически определенных общественных отношений и выражают эти отношения [1]. Их действие проявляется также в военной действительности, в войнах различных эпох и в Великой Отечественной войне, в частности.
Ценностные отношения по-своему определяют жизнь общества, задают определенную программу образа жизни людей. Социально-нравственные ценности реализуются, утверждаются и воспроизводятся в обществе благодаря активной деятельности людей.
Функционирующие в обществе социально-нравственные ценности выступают в трех видах: а) ценности-нормы; б) ценности-цели; в) ценности-качества.
Моральные ценности-нормы представляют собой сложившиеся в массовом сознании правила и рекомендации поведения, общения и деятельности. Известно, что моральная норма является защитительным или разрушительным требованием общества к социальному субъекту, индивиду. Она возникает вследствие объективной потребности общества. Это то, что, по мнению общества или его части, должно быть. Норма является и формой превращения должного в сущее.
Итак, социально-нравственные нормы, во-первых, выражают знания и оценки о должном, которыми обязан располагать носитель Победы. Во-вторых, они предопределяют и способы (формы) превращения должного в реальное. Например, победа СССР над фашистской Германией позволила восстановить права и порядки в Европе. А Пакт о безоговорочной капитуляции Германии, документы, подписанные в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции, в июле того же года в Потсдаме представителями Англии, СССР, США, призваны были обеспечить возвращение Европы к исходным границам и обеспечить мирное сосуществование государств, а также принять меры по недопущению возникновения источника агрессии, каким в двух мировых войнах стала Германия.
Моральные ценности цели - это общественные нравственные идеалы. Объект Победы (государство и его население, международная общественность) смотрит на деятельность субъекта Победы через призму своего нравственного или общественного идеала, коренящегося в определенном образе свободы, выдвинутом действительностью. Если обнаруживается адекватность носителя и идеала, то происходит усиление авторитета победителя, если же возникает антиномия, расхождение между ними, происходит переоценка победителя. В Великой Отечественной войне русские, украинцы, белорусы и другие народы Советского Союза, веря своей армии, активно помогали ей. При приближении фашистов крестьяне в селах угоняли скот, население городов и поселков выводили из строя предприятия, мосты и т. д., уходили в леса, формировали партизанские отряды, создавали народное ополчение.
Моральные ценности качества - это элементы массового сознания и активности носителя Победы, представляющие его образ. Субъект (носитель) Победы (люди входящие в его состав) призван обладать нравственными и социальными достоинствами, высокими гуманными качествами, а воины воинской честью, повышенной ответственностью за выполнение своей освободительной миссии по защите Отечества.
Особое значение имеет такое социальноморальное качество победителей, как патриотизм многонационального советского народа. Патриотизм - сознательная и предметная деятельная любовь к Отечеству в интересах его улучшения и защиты; готовность к любым жертвам и подвигам во имя Родины.
История Великой Отечественной войны полна примеров массового героизма советских воинов - сынов и дочерей разных народов, плечом к плечу сражавшихся с фашизмом, заслонивших собой Отчизну. Такое самопожертвование до сих пор остается неразгаданным феноменом для многих историков и политиков Старого и Нового Света. Массовый героизм многонационального народа был ответной мерой воздействия на вероломного врага, который имел чудовищные намерения. В памятке гитлеровского командования солдатам указывалось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание -
убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик - убивай». Над страной нависла смертельная опасность.
Символом воинской доблести и патриотизма стали подвиги героев-панфиловцев, молодогвардейцев Краснодона, защитников легендарного Бреста и городов-героев Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Одессы, Севастополя, Киева, Керчи, Новороссийска.
Брестская крепость стала символом несгибаемого духа советского народа, памятником не только мужеству, но и дружбе, единству и сплоченности советских людей в защите своей социалистической многонациональной Родины.
По подсчетам работников музея крепости-героя, сыны и дочери более 30 национальностей приняли на себя те бои. Около 3,5 тысячи бойцов держали более месяца в крепости оборону. Волю и чувства гарнизона хорошо передают прощальные, выцарапанные холодеющими руками бойца слова: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.7.41 г.» [2]. Гаврилов Петр Михайлович, майор, татарин, Герой Советского Союза, один из немногих оставшихся в живых защитников крепости, начальник героического гарнизона, вспоминает: «Когда я говорю о своих боевых друзьях, когда я вижу широко распахнутые детские глаза, мне хочется рассказать всю правду подвига армянина рядового Ашота Бабаларяна, грузина рядового Вано Зедгенидзе, русского капитана Ивана Зубачева, дагестанца рядового Хасана Сале-реева, еврея полкового комиссара Ефима Фомина, азербайджанца Абдулла Оглы. Они, обыкновенные, сумели стать великими духом богатырями. Родина как мать и как солнце была для них одна» [2, с. 215].
Западным фронтом, прикрывшим Москву, командовал сын крестьянской семьи из деревни Стрелковки Калужской области генерал армии Г.К. Жуков. За столицу сражались батальоны, полки, дивизии, корпуса, армии, которыми командовали русский Говоров, поляк Рокоссовский, украинец Лелю-щенко, белорус Доватор, осетин Плиев, азербайджанец Асланов, латыш Паэгле, армянин Мартиросян, туркмен Гельдыев и многие другие замечательные сыны разных народов.
16 ноября ежегодно в стране вспоминают подвиг 28 героев-панфиловцев у разъезда
Дубосеково, что на Волоколамском шоссе. Они выиграли схватку с 50 танками, уничтожив большую их часть и заставив остальных повернуть вспять. Среди 28 героев были не только представители разных народов, но и различных социальных групп и множества профессий: тракторист, сапожник, счетовод, продавец, грузчик, артист цирка, кузнец; люди с высшим образованием и малограмотные, отцы семейств и молодежь, не успевшая выбрать невест. Суровое и славное прошлое было у каждого, и было что защищать всем. Подвиг 28 героев во главе с храбрым сыном русского народа политруком Василием Клочковым воистину бессмертен. Когда враг бросил на горстку панфиловцев очередную армаду танков, Клочков, взглянув на своих красноармейцев, спокойно и решительно сказал: «Друзья, придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».
Подвиг панфиловцев неподвластен времени. От сердца к сердцу обошел он миллионы людей. Герои навеки с нами, они -наша общая слава. Хранитель ее - народ.
В марте 1942 г. Муса Джалиль, народный поэт Татарии, на фронте, с болью и горечью пишет об оккупированной Украине, залитой кровью. Он говорит о своей лютой ненависти к фашизму, который дерзнул осквернить священную могилу великого Тараса Шевченко, и о том чувстве братства и солидарности, которое не позволит оставить Украину в беде:
Ничем наших сил не измерить,
Коль в дружбе народы живут.
Волнующие примеры верности Родине, героизма, дружбы народов СССР хранит история Сталинградской битвы. 18 августа 1942 г. белорус Покальчук и украинец Гут-ченко закрыли своими телами амбразуру вражеского дота... Якут Протодьяконов расстрелял три немецких танка... 38-я стрелковая дивизия Героя Советского Союза Сафи-уллина, сформированная из казахов, взяла в плен 8 тысяч немецких солдат, уничтожила 38 танков, 18 самоходных орудий. Их тысячи, таких подвигов...
Вечна память о подвиге украинского комсомольца Михаила Паникахи. Его, вспоминает генерал В. И. Чуйков, называли сталинградским Данко. На рубеж, который за-
щищал он со своими товарищами, устремились фашистские танки. Один из них прорвался к нашим окопам. Паникаха замахнулся на него бутылкой с зажигательной смесью. Но в это мгновение пуля разбила бутылку, и пламя охватило красноармейца. Словно пылающий факел, бросился он на вражескую машину, разбил о ее люк вторую бутылку, и пламя поглотило танк вместе с отважным воином [2, с. 66].
Воззвание Сталинградского городского комитета обороны гласило: «Встанем все, как один, на защиту любимого города, родного дома, родной семьи. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью».
Так и поступили сталинградцы. Доказательство тому один из обычных сталинградских домов на площади В.И. Ленина, ставший известным всему миру как символ бесстрашия, интернационализма, нерушимости военного братства - Дом Павлова. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не знал бы о нем. В небольшой группе бойцов, державших здесь оборону в течение 58 дней, были представители многих республик. Сержант Яков Павлов говорил:
- Разве взять наш дом фашистам? Ведь его защищает весь Советский Союз [3].
Итоги Сталинградской битвы, которая продолжалась 200 дней и ночей, имели для Германии и ее союзников катастрофические последствия. Это был коренной перелом в войне. Президент США Ф. Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической. Позднее он прислал грамоту следующего содержания: «От имени народа США я вручаю эту грамоту Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность, которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». Король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». Слово «Сталинград» передавалось из уст в уста как пароль сопротивления, пароль победы.
Великая Победа, несомненно, была достигнута единством армии и народа. И в этом контексте, как представляется, необходимо обратиться к роли Коммунистической партии, комсомола, а также пионерской организации, внесших посильный вклад в разгром фашизма. Традиционно утверждалось, что победа в Великой Отечественной явилась триумфом коммунистической идеологии, выражением неодолимости марксистско-ленинских положений и установок, что именно этими факторами определялся исключительно высокий уровень политико-морального состояния населения и Вооруженных сил страны.
Партия и ее представители в войсках действительно много сделали для победы (отрицать это, значило бы покривить исторической правдой), им действительно удалось обеспечить единство организационной и идеологической работы. Но это единство достигнуто было не только за счет классовой (марксистско-ленинской) пропаганды, а во многом благодаря внедрению в сознание всех граждан простых и ясных государственных патриотических установок, за счет обращения к традиционному патриотизму русского народа, его общинному характеру, врожденному чувству справедливости, самопожертвования и т. п. Но все же необходимо подчеркнуть, что ВКП(б) все годы военного лихолетья находилась в авангарде воюющего народа, 80 % ее членов состояли в рядах действующей армии, партизанских отрядах или вели подпольную борьбу в тылу врага. Только на Украине было создано 9, а в Белоруссии 10 обкомов партии для ведения подрывной работы на оккупированных фашистами территориях. Свое пребывание в рядах партии каждый коммунист рассматривал как право и обязанность первым идти в бой за Родину. Это были честные, искренне верящие в победу люди, и более 3 млн из них (50 %) пали в боях или погибли в гестаповских застенках и концлагерях фашистской Германии [4].
Война принесла суровые испытания для комсомольских организаций. С первых дней боевых действий была организована мобилизация молодежи на борьбу с врагом. Были сформированы мобильные комсомольско-молодежные группы по борьбе с фашистки-ми парашютистами и диверсантами, курсы подготовки медсестер для армии, созданы краткосрочные курсы по подготовке кадров
для диверсионной работы в тылу врага. Комсомольцы показали примеры героизма. Имена молодогвардейцев Краснодона О. Кошевого, С. Тюленина, Л. Шевцовой, а также подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Машук Маметовой, Марии Мельникай-те и многих других будут вечно служить примером беззаветной преданности родному народу. Подвиг Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру дзота, стал героической легендой. Этот подвиг за годы войны был совершен 263 раза; среди героев русские, украинцы, казахи, узбеки, киргизы, башкиры и многие другие сыны нашей многонациональной Родины. Комсомольский билет был символом храбрости, как священные реликвии хранятся сейчас обагренные кровью защитников Сталинграда комсомольские билеты, найденные на поле боя. Большой вклад в достижение победы внесли комсомольцы на трудовом фронте. В тылу на многих заводах и фабриках молодежь составляла 60-70 % рабочих. К 1944 г. на производстве было занято 2,5 млн юношей и девушек «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», с такой инициативой выступил 3 июля 1941 г. горьковский комсомолец Ф. Букин [5].
Беспримерный героизм, мужество и стойкость проявили тысячи пионеров, сражаясь в отрядах народных мстителей и подпольных комсомольских организаций. Многие из них не пощадили ради победы своей жизни. Четверым пионерам - юным партизанам присвоено звание Героя Советского Союза: Зине Партновой, Лене Голикову, Марату Казею, Вале Котику. Пионеры оказывали огромную помощь в тылу - пропалывали посевы, убирали урожай, собирали удобрение, косили сено, пасли колхозный скот, заготавливали дрова, собирали металлолом, очищали от снега железнодорожные пути, оказывали помощь в госпиталях, а также заготавливали полезные дикорастущие растения. Так, за годы войны пионеры заготовили 180 тыс. тонн лекарственных трав [5, с. 310].
Партия и правительство, несмотря на огромные расходы на нужды фронта, уделяли большое внимание образованию и воспитанию подрастающего поколения. За 19411945 гг. в стране было построено и введено 8412 школ на 1177 тыс. ученических мест. Уже в 1943 г. в стране работало 700 интерна-
тов для детей, оставшихся без родителей, а также эвакуированных. Всемерно развивалось патриотическое движение за усыновление осиротевших детей. В системе ФЗУ, трудовых резервов было подготовлено 2475 тыс. квалифицированных рабочих. В разгар Великой Отечественной войны, осенью 1943 г., была создана Академия педагогических наук. Первым президентом академии был избран нарком просвещения РСФСР академик
В.П. Потемкин.
Благородные цели освободительной войны позволили наладить отношения государства с Русской православной церковью, которая в годы войны заняла последовательную патриотическую позицию. В обращении Митрополита Московского и Коломенского Сергия к русскому народу отмечалось: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями» [6]. Русская православная церковь (РПЦ) с первых дней войны всеми способами пыталась облегчить участь советских воинов, добиться победы над врагом. Например, сотрудничество армии и церкви в период битвы за Москву выражалось в сборе денег на нужды армии - было собрано более 3,5 млн руб., создана на церковные средства танковая колонна из 40 танков «Дмитрий Донской». РПЦ благословляла советских воинов на выполнение своего священного долга. В рядах Красной армии и партизанских отрядах сражались многие представители духовенства.
Победа далась нам неимоверно дорогой ценой: 27 млн своих граждан потеряла наша страна в годы Великой Отечественной. Такой безмерной цены за свою свободу и независимость не платил ни один народ в истории. Это смог вынести только советский народ благодаря огромному потенциалу социальнополитической, военной, демографической, генетической и духовной прочности.
Актуализация Великой Победы как социально-нравственной ценности, несомненно, будет способствовать укреплению духовных основ армии и флота, развитию духовности молодых россиян. Ценности Победы, будучи объективными, изменяются в соответствии с происходящими в обществе процессами. Представления о них могут подвергаться изменениям как позитивного, так и негативного характера под воздействием различных факторов. Ценности освобождения оказывают большое влияние на осознание массами целей и характера войны, влияют на моральный дух народа и армии. Если мы сумеем сохранить в обществе понимание святости Великой Победы, значит, еще не все потеряно. Значит, мы способны противостоять тем, кто жаждет лишить нас духовного стержня. И сможем наверняка преодолеть все имеющиеся современные трудности, если твердо станем на ясные патриотические позиции, на которых стояли солдаты Великой Отечественной войны, на которых всегда стояла и стоит российская армия, многонациональный российский народ.
1. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект / Институт социально-политических исследований РАН; Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005.
С. 278.
2. Смирнов А.Ф. Несокрушимое единство: Советский народ в годы Великой Отечественной войны. М., 1982. С. 213.
3. Степанов А. С. Безумство храбрых: о молодежи 1917-1991 годов. М., 2008. С. 285.
4. Смысл Великой Победы / под общ. ред. В.Н. Кузнецова. М., 2010. С. 117.
5. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина / под ред. В.А. Сулемова. М., 1978. С. 219.
6. Итоги Второй мировой. Покушение на Великую Победу. М., 2005. С. 6.
Поступила в редакцию 28.01.2011 г.
UDC 316
MASS HEROISM IN GREAT PATRIOTIC WAR AS MASS CONSCIOUSNESS PHENOMENON OF MULTINATIONAL SOVIET SOCIETY
Natalya Anatolyevna Orekhovskaya, Moscow State Social Humanitarian Institute, Moscow, Russia, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Pro-rector for science, e-mail: orehovskaya@yandex.ru
The article deals with the actual problem of ethnic relations for present Russia. The Great Patriotic war facts show the heroism of the multinational Soviet society as the mass consciousness phenomenon, the backbone of which was social moral values. The author says about the necessity to keep remembering the Great Victory, the pride of which must be the basis of tolerant relations in Russian multinational society.
Key words: victory; war; heroism; social values; morality; patriotism; historical memory.