УДК 378
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООС) В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ! В.
© 2022 Н. В. Плаксина1, Ю. А. Манжосова2
1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: Natalyanegrebetskaya@ yandex. ru
2кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: ula20201978@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассмотрена история возникновения и распространения MOOC (Massive open online courses) как отдельной формы дистанционного образования, а также причины широкой популяризации данного феномена. Проанализированы основные принципы организации, технологии обучения, основные направления и возможные перспективы развития MOOC обучения.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-курсы, MOOC, интернет-коммуникация, информационные технологии.
MASSIVE OPEN ONLINE COURSE (MOOC) IN THE SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION AT THE BEGINNING OF THE ХХI CENTURY
© 2022 N. V. Plaksina1, J. A. Manzhosova2
1Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail: [email protected] 2Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail:ula20041978@ mail. ru
Kursk State University
The article reveals the origin and development of MOOC (Massive open online courses), as one of the forms of distance education and the reasons for its popularization . The basic organizational principles and basic educational technologies, the main trends and possible ways of MOOC development during the above-mentioned period are analyzed.
Keywords: distance education, distance learning, e-learning, online courses, MOOC, internet communication, information technologies
Среди наиболее перспективных и эффективных образовательных моделей в системе дистанционного образовании в начале ХХ! в. следует выделить массовые открытые онлайн курсы (MOOC - Massive Open Online Course).
Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) представляют собой один из широко признанных способов обучения в сфере дистанционного образования и являются одной
из наиболее актуальных тем для обсуждения в образовательном сегменте Интернета в настоящее время. В развитии данной категории курсов принимали и принимают участие ведущие учебные заведения Европы, что, безусловно, способствует развитию исследований и практики в данной области.
MOOC (massive open online courses) означает открытый доступ, а также глобальный, бесплатный обучающий контент на основе лекционного материала в видеоформате, тестовых заданий, обсуждений и проектов на определенной онлайн-платформе для большого числа участников. Благодаря гибкости в организации MOOC собирает и объединяет ученых и единомышленников по всему миру.
MOOC часто создаются сторонними онлайн-платформами и разрабатываются независимыми учеными и предлагают для изучения академический материал, который адаптирован к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования современных цифровых инструментов и программного обеспечения MOOC-платформы расширяют возможности онлайн-обучения. У пользователей появилась возможность просматривать лекции, выполнять тестовые задания, общаться с одногруппниками и преподавателями не выходя из дома. В последние годы число участников MOOC растет и миллионам зарегистрированных пользователей предлагают сотни курсов по всему миру.
Термин «MOOC» впервые был предложен в 2008 г. канадскими учеными Стивеном Даунсом (Stephen Downes) и Джорджем Сименсом (George Siemens), в основу его была взята теория коннективизма, другими словами - теория обучения в цифровую эпоху [1].
Позже, в начале 2012 г., профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нгом (Andrew Ng) и Дафной Коллер (Daphne Koller) была разработана независимая коммерческая технология Coursera. Принстон, Стэнфорд, Мичиганский и Пенсильванский университеты были первыми учреждениями, предложившими образовательный контент на данной платформе. С тех пор предложения в сфере образования активно масштабировались, включив коллекции курсов, предлагающие дополнительные специализации с целью развития навыков по конкретному предмету. В настоящий момент платформа насчитывает порядка 2000 онлайн-курсов, разработанных 149 учебными заведениями [3]. За достижения в сфере дистанционного образования в 2014 г. Coursera получила награды Webby Winner (Websites and Mobile Sites Education 2014) и People's Voice Winner (Websites and Mobile Sites Education) [4].
В 2011 г. учеными Стэнфордского университета было разработано несколько обучающих видеокурсов, которые были представлены на открытых онлайн-платформах, поддерживаемых бесплатными веб-ресурсами. Именно в 2011 г. MOOC получили распространение во всем мире.
Следует отметить и другие независимые некоммерческие инициативы, такие как Udacity (частная образовательная организация, основанная Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky),) и Udemy (одна из ведущих платформ для онлайн-обучения и преподавания, основанная в мае 2010 г. Эреном Бали (Eren Bali.)) [13; 14].
Вслед за ними Массачусетский технологический институт и Гарвард включили свою платформу MITx в EdX, которая представляет собой самую сложную и академичную платформу бесплатного дистанционного образования и является американским провайдером массовых открытых онлайн-курсов. На базе данных учебных заведений организуются и проводятся онлайн-курсы университетского уровня [10; 5].
Среди не менее известных европейских платформ, предлагающих массовые онлайн-курсы (MOOC), следует выделить Futurelearn и Iversity.
FutureLearn принадлежит Открытому университету Великобритании, одному из самых известных вузов в сфере дистанционного образования с большим педагогическим опытом и традициями. FutureLearn предлагает бесплатные онлайн-курсы практически по всем дисциплинам, с последующей выдачей сертификатов и даже присуждением степеней, предоставляя студентам возможность выбрать подходящий курс и траекторию обучения.
Одним из преимуществ FutureLearn является тесное сотрудничество со школами Европы, а также с лучшими британскими и мировыми колледжами и университетами, такими как Университетский колледж Лондона (UCL), Кейптаунский университет, Университет Осло и Ханьянский университет и др. [6].
Iversity является берлинской платформой онлайн-образования. С октября 2013 г. Iversity специализируется на предоставлении онлайн-курсов и лекций в высших учебных заведениях, в частности в системе MOOC. Курсы бесплатны и открыты для всех желающих. Многие из них проводятся на английском или немецком языках. Iversity сотрудничает как с отдельными профессорами, так и с различными европейскими университетами. Следует отметить, что официально на платформе Iversity MOOC были запущены в октябре 2013 г., и по состоянию на февраль 2015 г. база пользователей насчитывала 600 000 онлайн-учащихся, обучающихся на 63 курсах, предлагаемых 41 университетом-партнером. Iversity - единственная платформа MOOC, предлагающая курсы с ECTS-интеграцией («Европейская система перевода зачетных единиц»), которая является универсальной системой измерения учебной нагрузки студента при освоении образовательной программы или отдельного курса [7].
Предметные области для изучения, предлагаемые МООС, многовариативны и разнообразны. Если первые курсы на платформе были в основном связаны с информатикой, то сейчас предлагаются семинары практически по всем направлениям. Цель курсов - всесторонне и квалифицированно передать свое содержание. Некоторые (например, большая часть тех, что предлагает Udacity) предназначены для подготовки студентов к началу профессиональной деятельности и имеют более практическую направленность.
Следует отметить, что структура массовых открытых онлайн-курсов неоднородна.
Стивен Даунс констатировал, что абсолютное большинство курсов на сегодняшний день можно условно разделить на два вида: xMOOC и cMOOC.
Концепция xMOOC больше подходит под описание классического открытого онлайн-курса. В структуру курса входят лекции, интерактивные тесты к лекциям и раздел, где можно напрямую задать вопрос преподавателю или обсудить что-либо с сокурсниками. Кроме того, студенты, как правило, должны соблюдать сроки выполнения заданий, которые им предлагают администраторы. То есть если студент не прослушал лекцию в течение определенного времени или не прошел вовремя интерактивный тест, его, скорее всего, отчислят с курса.
xMOOC обычно поддерживаются университетами и скорее ориентируются на более традиционный, академический подход к освоению материала. Именно поэтому такие курсы считаются более авторитетными и «правильными» в образовательной среде дистанционного образования.
В отличие от xMOOC, cMOOC основаны на общении участников и обсуждении тех или иных тем. И это самое «с» представляет собой не что иное, как первую букву английского слова «connectivism». Концепция использует теорию связанных знаний (connective knowledge), теорию о том, что обучение происходит в связанной сетью группе людей, которые активно используют блоги, социальные сети для поиска знаний,
обучающих сообществ и людей со сходными интересами для создания и актуализации различных сфер знаний.
Основное внимание здесь уделяется стимулированию активности студента. Лекторы предоставляют материалы (включая снятые ими видеоклипы) и мотивируют студентов добавлять свой собственный материал, свои идеи и размышления. Это могут быть записи в блоге, видео или даже подкасты.
Как лаконично выразился Джордж Сименс, «cMOOCs сосредоточены на создании и генерации знаний, в то время как xMOOCs акцентируют внимание на дублировании знаний». Несмотря на общую цель - предоставление открытого и бесплатного (или относительно дешевого) образования для населения, xMOOCs и cMOOCs имеют совершенно разные структуры и качества. Каждая форма МООК создает свой тип учебной среды и подходит для разных задач обучения [2].
Следует отметить, что нет установленных правил, как структурировать МООС. В зависимости от типа МООС и рассматриваемой темы, материалы, используемые в курсе, вариативны. Контекст курса и цель обучения также играют важную роль в его структуре. Почти всегда в курс включены видеозаписи лекций и сопроводительные текстовые материалы.
Наиболее распространенным элементом, который можно найти во всех формах МООС, является видеоматериал. Поскольку лекции нельзя слушать вживую, преподаватели записывают видеоролики, в которых представлен материал. Как и при автономном обучении, слушателям курсов предоставляются технические тексты и другие учебные материалы. Они могут сопровождать содержание видеороликов или способствовать самостоятельному изучению. Во многих МООС тесты являются обязательной частью учебной программы. Они могут проводиться один или два раза в течение курса обучения или еженедельно. Цель промежуточного тестирования - дать каждому слушателю возможность оценить свой индивидуальный прогресс в обучении. Многие МООС также требуют выполнения домашних заданий.
Для создания образовательного контента организаторами курса обычно используются такие инструменты, как YouTube или Vimeo.
Иногда преподаватели организуют онлайн-занятия в режиме реального времени, используя такие цифровые инструменты, как Hangouts или Ustream. Это уникальная возможность для студентов напрямую связаться с преподавателем, задать ему вопросы. Также MOOC предлагает участникам курса встречи офлайн. Подобные встречи дают возможность студентам поработать над групповыми проектами.
Во многих случаях организатор курса в начале обучения предлагает студентам подходящий форум для общения между собой. Участники общаются через социальные сети и создают независимые учебные группы. Для общения внутри групп часто преподавателями рекомендуется Google hangouts (сервис групповых чатов для общения) или аналогичные инструменты. Часто участники курса создают собственные блоги по теме и обсуждают их содержание с другими студентами.
Следует отметить, что в процессе обучения можно пройти как один, так и несколько курсов одновременно, так как для зарегистрированных пользователей открыт весь контент. Студенты могут осваивать выбранный курс в своем собственном темпе, занимаясь столько времени, сколько им необходимо. Однако большинство MOOC доступны в течение ограниченного периода времени (как правило, не более одного года).
Большинством MOOC предусмотрена возможность получения сертификатов с логотипом университета и подписью преподавателя, которые могут быть предъявлены работодателю. А он, в свою очередь, может обратиться к базе данных соответствующего провайдера MOOC, чтобы получить информацию о кандидате.
Одним из ключевых аспектов при организации учебной работы MOOC является элемент сотрудничества. Во время обучения MOOC делается все возможное, чтобы воссоздать опыт групповой работы с использованием определенных инструментов. Во время обучения создаются учебные сообщества, группы в различных социальных сетях, организуются социальные форумы в формате вопрос-ответ, а также форумы с функциями голосования. Учащиеся массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) могут выбирать не только учебные материалы, но и учебные мероприятия [15].
Открытые курсы адресованы широкой аудитории. В этой связи, по мнению европейских ученых, необходимо пересмотреть принципы, на которых они должны основывать свое педагогическое планирование, чтобы соответствовать критериям качественного образования [8]. Для превращения MOOC в интегрированную и эффективную среду обучения необходимы время, исследования и ресурсы.
Стремительное развитие MOOC привело к появлению инновационных образовательных практик в области электронного обучения и дистанционного образования. MOOC предоставляют преподавателям возможность внедрять, расширять обучение в соответствии с различными потребностями учащихся. С быстрым развитием цифровых технологий и их интеграцией в образовательный процесс многие программные приложения, такие как онлайн-игры, симуляторы, виртуальная учебная среда, а также приложения для совместного написания текстов (текстовые редакторы), позволяют учащимся развивать успешное сотрудничество как членам команды [11].
В этом случае преподаватель координирует и поддерживает учащихся в выполнении конкретных учебных действий, в то время как инициатива по разработке и выполнению работы принадлежит самой команде. Возможности синхронной и асинхронной коммуникации способствуют развитию когнитивных сообществ, где учащиеся обмениваются информацией и идеями, демонстрируя как уровень накопленных ими знаний, так и развитые ими когнитивные процессы [12].
По мнению европейских ученых, учащиеся могут использовать технологию в качестве интеллектуального партнера в своих попытках сформулировать свои предыдущие знания, сравнить свой предыдущий опыт обучения и семантически уточнить концепции, которые они изучили и разработали в процессе непрерывного критического мышления. Среди наиболее эффективных цифровых инструментов для достижения данных целей преподаватели МООС выделяют Kahoot.
Платформа Kahoot! (getkahoot.com) - бесплатный цифровой инструмент для создания интерактивных заданий, созданный в Норвегии в 2013 г. Йоханом Брандом, Джейми Брукером и Мортеном Версвиком в рамках совместного проекта с Норвежским университетом науки и технологий. Данный сервис можно использовать для нестандартного тестирования и опроса обучающихся в офлайн- и онлайн-формате. У платформы есть два режима. Один предназначен для преподавателей - для создания тестовых материалов и управления ими (kahoot.com), другой - для работы студентов (kahoot.it). Версия для учеников также доступна в виде приложения в App Store или Google Play.
При организации процесса обучения на платформах массовых открытых курсов преподавателями часто используются бесплатные цифровые инструменты для обмена текстовыми сообщениями. Например, с помощью Google Docs группа учащихся может одновременно писать текст, который можно сохранить в облаке и получить к нему доступ в любое время и в любом месте.
Еще одним современным инструментом для совместной работы с текстовыми документами является TitanPad (http://titanpad.com/), который был разработан исследовательской группой в Австрии и находится в свободном доступе в Интернете.
Каждый учащийся может использовать свой цвет в процессе редактирования документа.
Огромной популярностью среди организаторов учебного процесса для совместной работы обучающихся пользуется Etherpad (https://etherpad.org/) -редактор, в котором можно создавать собственные документы (pad в терминологии проекта) и приглашать других пользователей к редактированию в режиме реального времени. Документ для работы можно загрузить в формате обычного текста, HTML, Open Document, Microsoft Word или PDF. Редактор был разработан в ноябре 2008 г., а в декабре 2009 г. EtherPad был приобретен компанией Google и выпущен как программное обеспечение с открытым исходным кодом. Дальнейшая разработка этого программного обеспечения координируется Фондом Etherpad.
Следует отметить, что на платформах массовых открытых курсов MOOC активно используется методика, известная как «Перевернутый класс» («Flipped classroom»), в которой традиционная структура обучения приобретения знаний была заменена новой, основанной на обучении вне класса [9].
Итак, главными преимуществами массовых открытых онлайн-курсов по праву считаются бесплатность и открытость для всех, независимо от уровня дохода, культуры или образования. MOOC дает возможность учиться в университетах мирового класса и у известных преподавателей, находясь в любой точке мира.
Благодаря постоянно растущей оцифровке ресурсов, массовым открытым онлайн-курсам не приходится иметь дело с физическими ограничениями учебных заведений. Это означает, что количество участников курса не ограничено. МООС могут принимать от 100 до нескольких тысяч студентов, и их действительно можно назвать «массовыми».
Несомненным плюсом МООС является и разнообразие тематики курсов. Занятия проводятся онлайн - поэтому МООС имеют много общего с университетами дистанционного обучения. Учебные материалы доступны обучающимся независимо от их местонахождения. Это сочетается с многочисленными возможностями электронного обучения. Публикация материалов через Интернет дает преподавателям возможность активно использовать вариативные цифровые ресурсы.
Следует отметить, что в первые десятилетия ХХ1 в. МООС оказались своеобразным авангардом либерализации образования. Многие курсы используют геймификацию и современные цифровые инструменты, что делает их привлекательными для студентов и расширяет представление о традиционных педагогических инструментах.
Массовые открытые курсы создают возможность для обмена идеями и знаниями, а также помогают актуализировать навыки обучения на протяжении всей жизни, предоставляя доступ к глобальным ресурсам. Курсы имеют соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии могут трансформироваться для каждого участника.
МООС - платформа для образовательной межнациональной коммуникации, которая способствует развитию и стабилизации межкультурных отношений, что, несомненно, приводит к сотрудничеству между преподавателями и учащимися на национальном и международном уровнях.
Библиографический список
1. Гуреева Л. В. Коннективистская теория обучения / Л. В. Гуреева // Молодой ученый. - 2004. - № 6 (65). - С. 695-697.
2. Comparing xMOOCs and cMOOCs: philosophy and practice. - URL: https://www.tonybates.ca/2014/10/13/comparing-xmoocs-and-cmoocs-philosophy-and-practice/ (дата обращения: 12.04.22).
3. Coursera: обзор и отзывы. - URL: https://progress4u.ru/obrazovanie/coursera-obzor-i-otzyvy/] (дата обращения: 15.03.22).
4. Coursera. The Webby Awards. - URL: https://winners.webbyawards.com/2014/websites-and-mobile-sites/general-websites-and-mobile-sites/education/144773/coursera (дата обращения: 15.03.22).
5. MITx.Free online courses from Massachusetts Institute of Technology. - URL: https://www.edx.org/school/mitx (дата обращения: 12.04.22).
6. Future Learn Free Courses With Free Digital Certificates. - URL: https://opportunitydesk.info/futurelearn-free-courses-2020-from-europe/ (дата обращения: 14.04.22).
7. Free Online Iversity Courses. - URL: https://www.classcentral.com/provider/iversity (дата обращения: 14.04.22).
8. Garron Hillaire, Francisco Iniesto , Bart Rienties Humanising Text-to-Speech Through Emotional Expression in Online Courses. - URL: https://iime.open.ac.uk/article/10.5334/jime.519/ (дата обращения: 12.04.22).
9. Seamless flipped_learning. A mobile technologyenhanced flipped classroom with effective learning strategies. - URL: https://www.researchgate.net/publication/281608666 (дата обращения: 15.04.22).
10. Open Learning. - URL: https://openlearning.mit.edu/courses-programs/mitx-courses?f%5B0%5D=course availability%3A62 (дата обращения: 12.04.22).
11. The Kirkpatrick Model of Training Evaluation (with Examples). - URL: https://www.devlinpeck.com/posts/kirkpatrick-model-evaluation (дата обращения: 12.04.22).
12. Thinking critically about critical thinking: validating the Russian HEIghten® critical thinking assessment. - URL: https://www.researchgate.net/publication/336232309 Thinking critically about critical thin king validating the Russian HEIghtenR critical thinking assessment (дата обращения: 12.04.22).
13. Udacity. Trust an IDC leader to overcome digital talent gaps. - URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 06.04.22).
14. Udemy. Focus on your Future. - URL: https://www.udemy.com.cach3.com/(дата обращения: 06.04.22).
15. Why Study on a MOOC? The Motives of Students and Professionals. - URL: https://oro.open.ac.uk/49124/1/Why%20study%20on%20a%2QMOOC-Milligan%20and%20Littleiohn%202017.pdf] (дата обращения: 12.04.22).