М. Б. Лебедева
(Санкт-Петербург)
Массовые открытые онлайн-курсы
как тенденция развития образования
В статье рассматриваются проблемы создания и использования в современном образовании и в системе повышения квалификации педагогов массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Особое внимание уделяется представлению курсов на российской платформе МООК Универсариум.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, логика изменений которого во многом определяется развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для него характерно наличие существенного противоречия между поколением педагогов и поколением обучающихся. Поколение современных школьников и студентов можно назвать «цифровым поколением», «аборигенами цифрового мира». Молодежь стремительно вырывается вперед, быстро усваивая огромные потоки информации, осваивая многочисленные устройства, которые обеспечивают работу с информационными и коммуникационными технологиями. Старшему поколению приходится постоянно переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни в целом. Тенденции развития общества говорят о том, что в нынешнем мире успешный человек - это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять её для решения разных задач.
Одно из качественно новых явлений в мире образования, продиктованное особенностями информационного общества, - широкое распространение массовых открытых он-лайн-курсов (МООК в российской транскрипции, МООС в англоязычной). Специалисты в области образования назвали МООК среди 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 года [2, 3].
Массовый открытый онлайн-курс - это интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом, одна из наиболее эффективных форм реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1]. Уточним характеристики МООК через расшифровку аббревиатуры.
Массовость - большое количество участников курса (до 100 000 обучающихся и бо-
лее). Открытость - полностью или частично бесплатное обучение. Возможность получить доступ к ресурсам ведущих университетов мира. Онлайн-курс реализуется онлайн способом, с использованием как асинхронных (разнесенных по времени], так и синхронных (ве-бинары, видеовстречи] моделей обучения. Курс - автор создает определенную структуру курса, которая зависит от его целей и задач. Структура может подстраиваться под потребности конкретных участников.
Один из первых массовых онлайн-курсов «Оценка практики, принципы и стратегии» прошел осенью 2008 года. Его автор Даниэль Хики - профессор Индианского университета, разработку и обучение 500 студентов финансировала компания Google. В целом результаты курса были положительными, хотя был отмечен очень существенный отсев обучающихся.
В России активная реализация МООК началась в конце 2013 года, особенный прорыв произошел в 2014-2015 учебном году. Сейчас уже активно функционируют десятки разных курсов на русском языке, которые размещены на отечественных и зарубежных платформах, предназначенных для реализации МООК. Стоит, однако, отметить, что сегодня во многом это не реальные курсы, предназначенные для обучения школьников и студентов, а экспериментальные курсы, которые проводятся разработчиками-энтузиастами для проверки и отработки правил организации и проведения МООК, оценки проблем и рисков.
В настоящее время потребители массовых онлайн-курсов на западе - это
- высшие и средние профессиональные учебные заведения (университеты и колледжи] при реализации новых образовательных программ, за счет реализации курсов они обеспечивают продвижение своих брендов,
привлекают способную молодежь к обучению, получают дополнительные финансы;
- система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которая использует МООК для оперативного формирования у работающего населения требуемых новых компетенций и получения сертификата в разных направлениях профессиональной деятельности в удобное время (преимущественно без отрыва от основной работы] в удобном для слушателей темпе.
Обычно образовательная модель открытых онлайн-курсов строится по следующей схеме:
1. Обучающиеся прослушивают на сайте МООК лекции, которые дополняются демонстрацией слайдов с инфографикой и разнообразными методическими материалами для закрепления пройденного.
2. Самостоятельно выполняют в любое удобное время задания, полученные от преподавателя. Это может быть чтение дополнительных книг, работа с интернет-ресурсами, написание эссе, небольшое исследование или тестирование. Сдача промежуточных и финальных проверочных заданий происходит с соблюдением четких сроков.
3. Для консультирования обучающихся и обсуждения пройденного учебного материала используются интерактивные форумы.
4. Важной педагогической идеей таких курсов является взаимная проверка выполненных заданий. Обычно участник курса проверяет 5 работ своих сокурсников, высказывает свои замечания, пишет отзывы и тем самым продолжает работу над учебным материалом, но уже не через репродуктивное его освоение, а через продуктивную оценочную деятельность.
5. По итогам освоения МООК происходит сдача итогового экзамена (это может быть тестирование или выполнение проектного задания] и получение сертификата от учебного заведения - организатора курса.
Массовые открытые онлайн-курсы, безусловно, имеют много важных положительных свойств. Они ориентированы на формирование умения учиться, на непрерывное образование, реализуют современную модель «обучение в течение всей жизни». Гибкая организация обучения во времени выполнения занятий (возможность выбора самого курса, темы самостоятельной работы, способа выполнения заданий], с соблюдением определен-
ных временных рамок, позволяет каждому обучающемуся двигаться по своему образовательному маршруту.
Использование современных образовательные технологий при построении курсов (широкое применение ИКТ, использование приемов технологии развития критического мышления, ориентация на проектную технологию и др.] делает процесс обучения лично-стно и деятельностно ориентированным, обучающийся реально становится активным субъектом образовательного процесса.
У обучающихся появляется шанс получить доступ к передовому образованию, возможность поучиться у лучших преподавателей из ведущих университетов мира. Курсы на иностранных языках, безусловно, способствуют их неформальному освоению. Формируются портфолио обучающихся (хранятся сами выполненные задания, рецензии и отзывы к ним], в перспективе появляется возможность становления дальнейшей научной и образовательной траектории и трудоустройства.
Однако нужно говорить и о проблемах и рисках внедрения МООК:
- необходима достаточная цифровая и информационная компетентность обучающихся, иначе будут возникать проблемы в выполнении заданий курса;
- необходимо иметь сформированные на высоком уровне умения учиться, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, рефлексировать по результатам обучения, составлять собственный образовательный маршрут, нужен высокий уровень самоорганизации;
- различный уровень подготовки обучающихся (профессиональной, педагогической, культурной] в одной группе, существенно разный возрастной состав, а потому и разный менталитет могут создавать проблемы с отношениями внутри виртуальной группы;
- возможна неадекватность при взаимооценивании, в особенности в случае отсутствия четких и ясных критериев оценивания выполненных работ;
невозможно установить, что задание выполнено именно участником курса, а не кем-то еще (верификация - проверка подлинности];
- есть элементы хаотичности в организации процесса обучения, поскольку участники создают свое собственное содержание обучения и формируют свои образовательные маршруты;
Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования
- существенно затруднено обучение немотивированных обучающихся.
Одна из самых популярных зарубежных платформ для реализации МООК Coursera (coursera.org] предлагает бесплатные он-лайн-курсы для каждого. Курсы на платформе создают и развивают ведущие университеты и образовательные организации мира. Обучающийся просматривает короткие видеолекции (4-5 мин.], выполняет интерактивные контрольные задания, оценивает работы своих сокурсников и общается с сокурсниками и преподавателями в форуме.
Педагогические возможности обучения на этой платформе.
Поэтапное овладение выбранным учебным предметом (учебной дисциплиной). Построение курсов основано на подходе, разработанном педагогом-психологом Бенджамином Блумом (запоминание, понимание, выполнение, анализ, синтез, оценка], поэтапное овладение предметом призвано помочь обучающимся полностью понять материал, прежде чем перейти к освоению нового материала. На Coursera, как правило, сразу даются комментарии к выполненным тестам. Во многих случаях предоставляются случайно отобранные версии одного и того же задания, чтобы у обучающегося была возможность ещё раз изучить материал и выполнить тестовое задание.
Взаимооценка выполненных заданий. Многие курсы предлагают задания, которые с трудом поддаются автоматической оценке компьютером. Именно поэтому используется взаимооценка выполненных работ, которая позволяет обучающимся оценить и дать свой отзыв о работах других людей. Многочисленные исследования показали, что в результате использования этого метода участник курса получает точную оценку своей работы и ценный опыт по оцениванию работ других обучающихся.
В составе МООК на платформе Coursera обычно присутствует пять блоков: информационный, тренингово-практический, контролирующий, организационный, коммуникативный. Разработчики курсов большое внимание уделяют разработке организационного блока, в котором описывается логика построения курса, правила работы с ним, планируемый результат и способы достижения этого результата.
Накоплен первый опыт создания МООК и в России. В 2014-2015 учебном году я стала
участником нескольких курсов на российской платформе ип^егеагшт (Ы£р://ип^е^а-rium.org) - это курсы «Воспитание креативности в семье»; «Умные вещи», «Готовим по-русски», «Цифровая журналистика». Такой спектр курсов был выбран мною не случайно. Хотелось увидеть, как строятся курсы в разных предметных областях, как организуется самостоятельная деятельность обучающихся.
Особенно интересным для меня оказался курс «Цифровая журналистика». Как и все курсы на Универсариуме, этот курс имеет модульную структуру. Модули курса: Структура новости в информационном агентстве; Репортаж и очерк в печатной и интернет-прессе; Интервью; Видео в интернете и в информационных сообщениях; Введение в фотожурналистику; Спортивная журналистика.
Этот курс оказался важным, так как способы представления информации средствами ИКТ в журналистике и в образовании во многом общие. Особую роль в представлении информации в журналистике в настоящее время играет инфографика, которая обеспечивает систематизацию и структурирование материала, использование эффективных графических методов для ее представления. Применение инфографики в обучении работает на достижение метапредметных образовательных результатов. В курсе обучающийся просматривает лекции, выполняет тесты, готовит домашние задания и проверяет работы коллег по курсу. В процессе освоения данного курса у слушателей формируется умение правильно и логично написать статью, заметку, взять интервью.
По результатам обучения с использованием МООК Универсариума можно сделать выводы:
- учиться очень интересно, но необходимо организовать, выделять в своем плотном графике время на обучение и постоянно двигаться к поставленной цели;
- очень важно, чтобы в курсе было качественное видео (в большинстве случаев это должна быть профессиональная студийная запись);
- нужно, чтобы видеоролики были непродолжительными (не более 10-15 минут), потом внимание отключается и, соответственно, пропускается важная информация;
- существуют большие проблемы с тестами (в большинстве случаев они построены неправильно, без учета существующих требо-
ваний к тестам, а главное, не совсем соответствуют заявленным целям обучения]. Тесты можно без труда выполнить, если пользоваться интернет-ресурсами (для поиска информации], но при этом можно констатировать, что факт выполнения теста никак не свидетельствует об усвоении материала массового курса;
- в курсах слабо представлена информация о целях обучения и планируемых результатах. В начале каждого раздела практически не озвучиваются цели этого раздела или модуля, его роль в целом курсе;
- проверка домашних заданий друг у друга подчас носит несколько формальный характер. Может оказаться так, что мои домашние задания вообще останутся непроверенными, если кто-либо из участников закончит освоение курса досрочно;
- совсем нет контактов с преподавателем (работу форумов поддерживает ассистент преподавателя], а в ряде случаев нужно узнать ответы на свои вопросы, оценку выполненных домашних заданий именно от лица преподавателя, ведущего курс;
- критериальный аппарат для домашних заданий прописан формально и предъявляется не одновременно с заданием, а лишь на этапе его проверки. Критерии не всегда понятны участнику курса.
Массовые открытые онлайн-курсы сегодня широко востребованы в системе повышения квалификации педагогов. Их применение позволит «погрузить» педагога в современную информационную образовательную сре-
ду, заставит посмотреть на образовательный процесс с иных позиций и, в самом оптимальном случае, пересмотреть организацию своей профессиональной деятельности. Реальных массовых онлайн-курсов для повышения квалификации педагогов пока практически не существует, хотя в марте 2015 года на платформе Универсариум появились первые курсы для педагогов-управленцев.
Подведем общие итоги:
1. Эксперты «Сколково» предупреждают, что для России существует реальный риск пропустить очередную технологическую революцию в образовании в виде массовых он-лайн-курсов [1]. Поэтому нужно интенсивно заниматься разработкой таких курсов, особенно для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов всех уровней.
2. Для успешного обучения в МООК требуется высокий уровень самоорганизации и хороший уровень ИКТ-компетентности. Нужно специально учить участников курса работе в нем, а также анализу результативности своего обучения, анализу результатов выполнения домашних заданий и тестов и др.
3. В проектировании материалов для МООК и их создании должны участвовать разные специалисты. Особое внимание следует обращать на проектирование тестов и других материалов, ориентированных на оценку результативности обучения.
4. Очень важно записывать качественное видео и специально обучать современных педагогов работе перед камерой.
Литература
1. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 148-155.
2. Как продать образование в Интернете: интервью Елены Масоловой (Eduson) с Дафной Коллер (Coursera) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduson.tv/blog/coursera (дата обращения 24.11.2014).
3. Центр образовательных разработок СКОЛКОВО выпустил новое исследование «Эпоха „гринфилда" в образовании» // Скол-ково : Московская школа управления. 10 октября 2013 : [сайт]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/ru/research/news-research/ item/3891-2013-10-10-15/ (дата обращения 20.02.2015)