Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн курсы как инструмент развития человеческого капитала малых предприятий'

Массовые открытые онлайн курсы как инструмент развития человеческого капитала малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN RESOURCES / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / MAINSTREAM OPEN EDUCATION COURSES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриевская Наталия Алексеевна

Для России развитие сектора малого бизнеса как инновационного драйвера экономики является приоритетной задачей. На основе исследования зарубежного опыта использования образовательных инициатив для поддержки МБ проводится анализ различных проектов и делается вывод о необходимости использования массовых открытых образовательных курсов для развития системы инвестиций в человеческий капитал начинающих предпринимателей и устоявшегося малого бизнеса, нуждающегося в дальнейшем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAM ONLINE COURSES TO DEVELOP HUMAN CAPITAL OF SMALL BUSINESSES

It is essential for Russia to develop the sector of small business as an innovational driver for the economy. Based on the study of foreign experience in employing of educational initiatives to support the small business we present the analysis of various projects and conclude that it is necessary to apply mainstream open education courses for development of system of investments in human resources of first-time entrepreneurs as well as the established business which are in need for further development.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн курсы как инструмент развития человеческого капитала малых предприятий»

УДК 377 ВАК 08.00.07 РИНЦ 14.37.00, 06.77.64

Массовые открытые онлайн курсы как инструмент развития человеческого капитала

V *

малых предприятий

Для России развитие сектора малого бизнеса как инновационного драйвера экономики является приоритетной задачей. На основе исследования зарубежного опыта использования образовательных инициатив для поддержки МБ проводится анализ различных проектов и делается вывод о необходимости использования массовых открытых образовательных курсов для развития системы инвестиций в человеческий капитал начинающих предпринимателей и устоявшегося малого бизнеса, нуждающегося в дальнейшем развитии.

Ключевые слова: малый бизнес, зарубежный опыт, государственная поддержка, человеческий капитал, массовые открытые образовательные курсы, компетенции, инновации.

MAINSTREAM ONLINE COURSES TO DEVELOP HUMAN CAPITAL OF SMALL BUSINESSES

It is essential for Russia to develop the sector of small business as an innovational driver for the economy. Based on the study of foreign experience in employing of educational initiatives to support the small business we present the analysis of various projects and conclude that it is necessary to apply mainstream open education courses for development of system of investments in human resources of first-time entrepreneurs as well as the established business which are in need for further development.

Keywords: small business, foreign experience, state support, human resources, mainstream open education courses, competences, innovations.

Н.А. Дмитриевская

Введение

Компании малого и среднего бизнеса, являясь неотъемлемой составляющей современной рыночной системы хозяйствования, важны для обеспечения экономического роста и создания новых рабочих мест. В развитых странах малые предприятия обеспечивают работой от 40 до 80% населения, в России - менее 30%. Малые предприятия наиболее адаптивны к новым вызовам, а в периоды спада конъюнктуры они оказывают стабилизирующее воздействие на экономику.

Исследователи выделяют ряд особенностей, которые оказывают

существенное влияние на малый бизнес в России. В первую очередь это экономические и административные факторы, а также [1]:

1) мотивационные причины создания бизнеса - проблемы трудоустройства, поиск новых бизнес-идей;

2) высокая степень диверсификации путем совмещения в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

3) низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

4) недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

5) стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков;

6) дефицит полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг;

7) стремление к максимальной самостоятельности.

Внедрение и использование современных информационных технологий приобретает огромное значение в деятельности малых предприятий, является важнейшим фактором повышения их эффективности и выступает одним из ключе-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований «Методология мониторинга развития малого предпринимательства с учетом оценки экономического потенциала регионов России», проект №14-02-00563

Наталия Алексеевна Дмитриевская

к.э.н., директор Института экономики и финансов Тел.: 495 442-24-11 Эл. почта: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) www.mesi.ru

Nataliya A. Dmitrievskaya,

Candidate of Economic Sciences, Head of Economics and Finance Institute Tel. 495 442-24-11 E-mail: [email protected] Moscow state university of economics, statistics and informatics (MESI) www.mesi.ru

вых источников роста [2]. Как показывают исследования экономики Европы, индустрия, основанная на интернет-технологиях, генерирует наибольший экономический рост в сравнении с другими областями экономики, однако сотни тысяч вакансий остаются незаполненными в связи с недостатком квалифицированного рабочего персонала [3]. Как отмечает вице-президент Европейской комиссии Нили Кроес: «К 2020 году 90% выполняемых видов работ будут требовать цифровые навыки, и мы не готовы к новым условиям. Бизнес в Европе уже столкнулся с нехваткой работников, владеющих ИКТ» [Там же]. В то время как спрос на работников, обладающих ИКТ-навыками, растет примерно на 3% в год, число выпускников программ, связанных с областями ИКТ, упал на 10% в период между 2006 и 2010 гг. Если эта тенденция сохранится, количество незаполненных вакансий в области ИКТ в ЕС к 2015 г. может достигнуть 900 тысяч [4].

Как отмечают исследователи, компьютерная (цифровая) грамотность является драйвером инновационного процесса. Ликвидация цифрового разрыва между различными группами населения способствует активному распространению и освоению инноваций, формированию активных потребителей инновационной продукции и является приоритетом государственной политики. Во многих странах активно реализуются финансируемые государством программы по повышению уровня ИКТ-компетентнос-ти различных слоев населения, таких как безработные, пенсионеры, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и т.п. [5].

В настоящее время в России отмечается благоприятная ситуация для развития малых предприятий ИТ-направленности, Минкомсвязь России ведет системную работу по поддержке малого ИТ-бизнеса и стимулированию ИТ-отрасли в целом. Большинство технологических инноваций рождается именно в среде малого ИТ-бизнеса. Для поддержки таких компаний был разработан закон, снижающий ранее действующий порог численности

сотрудников с 30 до 7 человек. Получив аккредитацию, небольшие компании смогут рассчитывать на государственную поддержку - их льготы по страховым взносам значительно увеличатся. К середине 2014 г. число аккредитованных при министерстве малых ИТ-компаний составило 4133 [6].

Следует отметить, что ИКТ-навыки являются инновационной формой человеческого капитала, повышают шансы индивида на трудоустройство, карьерные перспективы и рост заработной платы [7]. Для дальнейшего успешного функционирования малых предприятий необходимы сотрудники, владеющие компетенциями в области инноваций, предпринимательства и, как уже было отмечено, ИКТ [8].

1. Человеческий капитал малых предприятий

Ведущую роль для конкурентного позиционирования малых предприятий играет не столько финансовый капитал, сколько человеческий, инвестиции в который через развитие персонала являются ключевым фактором успеха малых предприятий. В России практика развития человеческих ресурсов на малых предприятиях не имеет широкого распространения: по данным Росстата РФ, в среднем в российской экономике инвестиции в обучение персонала составляют не более 0,3% от общей суммы затрат предприятий на рабочую силу, тогда как в развитых странах этот показатель существенно выше. Рекомендуемые в западных странах нормативы расходов на профессиональное обучение составляют 10-15% в предпринимательских организациях [9].

Развитие человеческого капитала помогает предпринимателям культивировать новые идеи для расширения и укрепления бизнеса. Как показывают исследования, в постоянно конкурентном рынке именно эта возможность предоставляется новым поколением он-лайн-курсов - массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК), которые дают возможность обновить имеющиеся знания и приоб-

рести новые, развить ключевые компетенции и адресные навыки, изучить практику лидеров мирового уровня, что позволяет подойти к решению бизнес-задач с новыми перспективами и практическими знаниями, адекватными современному рынку в условиях постоянного обновления технологий [10]. При этом само обучение на МООК бесплатное, оплата требуется только при желании пройти сертификацию и не является обязательной.

Необходимо отметить, что для малых предприятий в большей степени, чем для средних и крупных, важно использование аутсорсинга для организации обучения персонала с условием минимизации финансовых расходов на инвестиции в человеческий капитал. Опыт западных стран показывает, что использование МООК для развития человеческого капитала малых предприятий позволяет насытить системы развития компетенций с максимальной экономической эффективностью, а также осуществлять поиск новых сотрудников среди учащихся подобных курсов, расширять бизнес-коммуникации, получать новые рынки сбыта.

2. Массовые открытые образовательные ресурсы

Бесплатные образовательные курсы в интернете существуют более 10 лет, однако новый вариант бесплатного онлайн-обучения -МООК - существенно отличается от своих предшественников [11]. Феномен МООК ведет к переосмыслению системы образования, как высшего, так и дополнительного, традиционного и электронного, происходит изменение философии образования в направлении его максимальной демократизации, делая образование доступным каждому желающему. Международное университетское сообщество анализирует вероятное влияние МООК на систему образования, возможности использования МООК в различных целях, в том числе маркетинговых, поиске и отборе наиболее сильных абитуриентов, возможности монетизации через сертификацию и дополнительные услуги (например,

консультационную поддержку, рекламу, издательскую деятельность).

Целевая аудитория МООК это, прежде всего, учащиеся, обладающие навыками самостоятельного обучения, понимающие, какие компетенции необходимы и какими образовательными программами (курсами) их можно сформировать, заинтересованные в результатах обучения, владеющие навыками командной онлайн-работы. В основе педагогики МООК лежит коннективизм, позволяющий реализовать концепцию педагогики сотрудничества, когда учащиеся не только получают новые знания, но и активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем, стремясь к сотрудничеству.

Термин МООК появился в 2008 г. в рамках проводимого Университетом Манитобы эксперимента, когда к занятиям регулярных студентов были бесплатно подключены в режиме онлайн более двух тысяч слушателей. Доставка контента происходила через RSS-каналы, учащиеся могли участвовать в образовательных мероприятиях через обсуждения в Moodle, сообщения в блоге, SecondLife, и посредством синхронных онлайн-встреч [12].

Расцвет практической реализации концепции МООС приходится на 2012 год, когда на образовательные просторы в полном объеме вышли такие проекты МООС, как Coursera, Udacity, и EDX. Несомненным лидером является образовательная Coursera, созданная профессорами Стэнфорского университета Эндрю Нг и Дафной Кел-лери, по версии рейтинга сайтов журнала "Times" в 2012 г. признанная лучшим образовательным сайтом года. Этот проект объединил ведущие университеты мира, в том числе Принстонский и Стэнфорд-ский университеты, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и др. Именно Coursera привлекла огромное количество обучающихся на свои более чем 200 курсов в самых разных областях науки, в системе зарегистриро-

вано около 2 млн студентов из почти 200 стран. Среди топ-20 такие государства, как США, Бразилия, Китай, Индия, Россия, Германия, Испания, Великобритания, Канада. Интерес со стороны российских участников подтверждается не только количественными показателями, но и инициативой русскоязычного сообщества по переводу курсов на русский язык и созданием субтитров для англоязычных курсов. Ведущими провайдерами поставщиков МООК являются Coursera.org, edX.org и Udacity.com, в настоящее время в совокупности у них более 4 млн зарегистрированных пользователей.

МООК оказывают влияние как на высшее образование, так и на непрерывное обучение и подготовку предпринимателей по всему миру. МООК могут повлиять на позиции университетов в рейтингах. Некоторые из топовых университетов вовлечены в высокой степени в процесс создания и функционирования, в том числе как инициаторы разработки платформ для реализации (как, например, Стэнфордский университет, Гарвард, Массачусет-ский технологический институт), или присоединились к партнерству, что позволит усилить визабилити и престиж МООК через привлечение учащихся со всего мира, соответственно, повышается узнаваемость вуза, предлагающего такой курс. МООК, по прогнозам, должны сыграть существенную роль в профи-лизации студентов высших учебных заведений.

3. Опыт и перспективы использования МООК для малого бизнеса

В настоящее время в международную практику вошли проекты, направленные на ликвидацию недостатка компетенций именно представителей малого бизнеса или начинающих предпринимателей, только планирующих создать малое предприятие. Проекты носят различный характер, можно выделить:

- целостные программы подготовки предпринимателей, ориентированные на студентов универ-

ситетов, обладающих серьезным инновационным потенциалом, но не имеющих компетенций в области создания и поддержания функционирования малых предприятий; на предпринимателей, желающих вывести их компании на новый уровень за счет новых компетенций сотрудников в профессиональных областях, а также стремящихся улучшить командные навыки персонала и других «мягких» навыков;

- отдельные МООК, предлагаемые на площадках крупных провайдеров, которые малые предприятия могут органично интегрировать в свои системы развития человеческого капитала. Это курсы как в области непосредственно предпринимательства и стартапов, так и курсы, предлагающие необходимые компетенции для поддержания работоспособности компаний, например в области финансов, маркетинга, законодательства и т. д.

Среди проектов первой категории можно выделить проект компании «Хьюлет Паккард» - HP LIFE e-Learningprogram, он нацелен на представителей развивающегося малого бизнеса, особенно в то время, когда необходимо провести обновление бизнеса и не доступны традиционные образовательные ресурсы. В таких ситуациях онлайн-курсы, а тем более бесплатные массовые открытые онлайн-курсы, являются наиболее эффективным инструментом развития компетенций. HP LIFE e-Learning program, созданная совместно EDC и HP, представляет собой бесплатный МООК по развитию бизнес-навыков, это инновационная и интерактивная образовательная программа, призванная помочь предпринимателям решить бизнес-задачи, используя технологические решения. Программа содержит 4 основных раздела: маркетинг, финансы, функционирование организации и ИКТ. С тех пор как программа была запущена в 2007 г., обучение прошли более 1,2 млн предпринимателей. В результате было создано более 43 тысяч новых рабочих мест, создано около 20 тысяч новых бизнесов [8].

Второй проект, который также можно отнести к первой категории,

это проект StartupEurope, финансируемый Европейской комиссией и нацеленный на ликвидацию разрыва в ИКТ-компетенциях среди представителей веб-предпринимателей. Ожидаемый результат реализации проекта - поддержка и развитие интернет-предпринимательства, укрепление бизнес-среды для веб-предпринимательства, рост инноваций и создание новых рабочих мест. Проект предлагает интегрированное пространство для организации сообщества предпринимателей - представителей, прежде всего, малого бизнеса, в котором будут представлены МООК, сфокусированные на развитии ИКТ-навыков, организовано пространство для обменена опытом и лучшими практиками. Проект стартует во второй половине 2014 г. [3].

Вторая категория - курсы ведущих университетов мира, представленные на площадках провайдеров МООК. Это курсы, развивающие компетенции непосредственно в области предпринимательства, в том числе рассматривающие вопросы генерации идей, бизнес-моделей, инновации, управления бизнесом, конкурентные стратегии. В области обучения предпринимательству доминирует Coursera.org и предлагает 29 соответствующих курсов, edX.org - 2 курса и Udacity.com -1 курс, 12 курсов предлагает Udemy. Для предпринимателей очень важно знание продуктов и услуг, вокруг которых строится их бизнес (т.е. информационные и коммуникационные технологии, инжиниринг, здоровье, дизайн, искусство). Возможность их изучить дают сотни МООК, доступных на таких платформах, как Coursera, Udemy, Udacity, Class2Go, Codecademy и другие [9].

Анализируя список существующих курсов формата МООК в области предпринимательства, можно сделать вывод о достаточной широте охвата проблем функционирования малых предприятий, но тем не менее непроработанности таких областей, как семейный бизнес, прямые продажи, франчайзинг, социальное предпринимательство. Растущее количество

высококачественных МООС может дополнить множество разнообразных курсов. МООК могут стать комплементарным решением или альтернативой предпринимательского образования для компаний малого бизнеса в самых разнообразных областях [13].

Руководители компаний малого бизнеса могут использовать МООК для развития собственных компетенции в области предпринимательства, а также инкорпорировать МООК в систему развития человеческого капитала компании. Такой путь дает возможность существенно снизить тренинговые бюджеты, но требует определенной методической подготовки для успешной интеграции массовых открытых онлайн-курсов, ориентированных на высокий уровень готовности к самостоятельному обучению и навыков обучения в системах электронного обучения. В настоящее время выбор курсов позволяет успешно дополнить образовательные инициативы любой организации [10].

Заключение

Малые предприятия являются важнейшим элементов экономики любой страны, именно эти предприятия нуждаются в наибольшей государственной поддержке, в том числе с точки зрения развития человеческого капитала. Существующие в настоящее время образовательные проекты в формате МООК позволяют с наименьшим расходованием финансовых средств удовлетворить потребности представителей малого бизнеса в приобретении новых компетенций. Интеграция МООК в систему развития человеческого капитала малых предприятий позволяет максимально покрыть потребность в предпринимательских и профильных компетенциях за счет широчайшего спектра МООК, доступных в настоящее время. Помимо приобретения необходимых компетенций, предприниматели имеют возможность установить новые бизнес-связи за счет огромного количества обучающихся на курсах формата МООК.

Литература

1. Филатова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал на предприятиях малого бизнеса: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2010.

2. Майкл Д., Агарвал Н., Кеннеди Д., Рюсман М., Борно Р. На гребне волны. Уроки применения технологий и роста от лидеров малого бизнеса. The Boston Consulting Group, 2013.

3. European Commission launches network to foster web talent through Massive Open Online Courses (MOOCs) / European Commission. Press release. Brussels, 27 March 2014: http://europa.eu/

4. Digital agenda for Europe: https://ec.europa.eu

5. Шулаева О.В. Человеческий капитал: компетенции для инновационного развития // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 8. - С. 122-127.

6. Свыше четырех тысяч малых ИТ-компаний аккредитовано при Минкомсвязи России [Электронный ресурс] / Пресс-релиз, 14.08.2014. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/

7. Дуброва Т.А., Дмитриевская Н.А., Шулаева О.В. Совершенствование навыков владения икт в процессе повышения квалификации безработных граждан: опыт, проблемы, влияние на трудоустройство // Открытое образование. - 2012. - № 6. - С. 64-71.

8. MOOCs: Massive Open Online Course Offers Free IT and Business Skills for Users Globall. [Electronic resource]. -URL: http://www.studentadvisor.com/pages/moocs-massive-open-online-course-offers-free-it-and-business-skills-for-users-globally

9. Dragusin M., Welsh D.H.B. The New Generation of Massive Open Online Course (MOOCS) and Entrepreneurship Education Small Business Institute // Journal Small Business Institute. - 2013. - Vol. 9, No. 1. - P. 51-65.

10. Sharpen skills and advance your career with MOOCS. March 2014 [Electronic resource]. - URL: http://h30458. www3.hp.com/us/us/smb/Sharpen-skills-and-advance-your-career-with-MOOCS_1366169.html

11. Эпоха стремительного трансформирования высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studymooc.org/about-mooc/transformaciya-obrazovaniya/

12. История возникновения и развития Мassiv Open Online Cours [Electronic resource]. - URL: http://studymooc. org/about-mooc/istoriya-mooc/

13. Welsh, D.H.B. The entrepreneurship cross-disciplinary program at UNC Greensboro. careers. Plenary session Conference of Southern Graduate Schools, Greenville, SC. 2013, February.

14. Марыганова Е.А., Дмитриевская Н.А. Человеческим капитал как фактор устойчивого развития. Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. - 2013. - № 6. - С. 73-78.

15. Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации: доклад по итогам реализации НИР МЭРТ за 2007 гг. / ГУ - ВШЭ, Центр фундаментальных исследований, Лаборатория социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.