УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10089
ББК 67 © Н .А. Кабанов, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Николай Анатольевич Кабанов, адъюнкт кафедры криминологии
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена обоснованию необходимости научного исследования такого вида массовых беспорядков, в организации и совершении которых используются информационно-коммуникационные технологии. Автор обращается к действующему законодательству, теоретическим исследованиям, правоприменительной практике в области противодействия массовым беспорядкам, а также формулирует актуальные проблемы, касающиеся предупреждения таких беспорядков, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, требующих доктринального осмысления.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, криминологическое исследование, криминологическая характеристика, массовые беспорядки, предупреждение преступлений.
THE MASS RIOTS MADE WITH USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN OBJECT OF A CRIMINOLOGICAL RESEARCH
Nikolay A. Kabanov, associate professor of criminology
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The present article is devoted to justification of need of scientific research of a new type of mass riots, in the organization and which commission information and communication technologies are used. The author addresses the current legislation, theoretical researches, law-enforcement practice in the field of counteraction to mass riots and formulates the current problems concerning prevention of such disorders made with use of the information and communication technologies demanding doctrinal judgment.
Keywords: information and communication technologies, criminological research, criminological characteristic, mass riots, prevention of crimes.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кабанов Н.А. Массовые беспорядки, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, как объект криминологического исследования. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):136-139.
Массовые беспорядки представляют собой комплексное явление, включающее сочетание различных общественно опасных действий, осуществляемых большими группами людей, прежде всего, насильственного характера, в совокупности угрожающих основам общественной безопасности и способных дестабилизировать деятельность органов власти, учреждений и других организаций, а также нарушить общественный порядок на значительных территориях [2; 4].
Внешне массовые беспорядки кажутся возникающими спонтанно, тем более, что они проявляются во множественности, казалось бы, никак не связанных
и не управляемых никем деяний (насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных веществ, опасных для окружающих, оказание вооруженного сопротивления сотрудникам полиции или иным представителям власти). Однако, изучение судебной практики и результатов опроса 115 представителей подразделений полиции по охране общественного порядка говорит об обратном. По мнению 97 (84,34%) опрошенных респондентов, в подавляющем большинстве случаев массовые беспорядки носят заранее спланированный, организованный характер.
Повышенный уровень общественной опасности и масштабность массовых беспорядков обусловливают необходимость выработки и постоянного совершенствования эффективных мер противодействия таковым, в первую очередь упреждающего, превентивного характера, учитывающих отмеченный выше очевидный или скрытый организованный характер данных преступлений, в том числе основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий, являющихся атрибутом эпохи информационного общества1.
Об угрозах, исходящих от использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, говорится в Стратегии национальной безопасности2. в том числе необходимо учитывать, что такие технологии могут применяться при приготовлении к массовым беспорядкам, для обучения их участников, организации массовых беспорядков, призывов к ним и управления таковыми. При этом научный и практический интерес вызывает выделение и раскрытие криминологических и уголовно-правовых особенностей массовых беспорядков, совершаемых с использованием сети Интернет и иных информационно-коммуникационных технологий.
С течением времени наметилась устойчивая тенденция активного использования широких возможностей информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия участников массовых беспорядков, вовлечения в их ряды новых членов, поиска и накопления сведений о местах и объектах планируемых посягательств, подготовки и распространения текстовых, графических, аудиовизуальных материалов экстремистского толка, в том числе содержащих призывы к таким беспорядкам.
Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий подготовительные и организационные действия могут осуществляться на любом удалении от места массовых беспорядков, не исключая управление криминальной деятельностью с территории других государств, имеют преимущественно латентный характер и нередко обнаруживаются только после завершения беспорядков. Данное обстоятельство существенно осложняет предупреждение таких преступлений; обусловливает необходимость его совершенствования с учетом специфики их причин и условий, а равно личности субъектов, подготавливающих и совершающих уголовно наказуемые деяния в рамках массовых беспорядков,
с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Развитие имеющихся правовых, организационных и специальных криминологических мер предупреждения массовых беспорядков необходимо выстраивать на основе научных исследований их эффективности в условиях использования виновными лицами новых способов подготовки и непосредственного осуществления соответствующих преступлений. В частности, востребованным является научное исследование изменений ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) «Массовые беспорядки», внесенных в нее в 20113, 20144 и 20165 гг., включая ее дополнение ч.ч. 11 и 4 об ответственности за склонение, вербовку и иное вовлечение в организацию массовых беспорядков, а также прохождения обучения для последующих организаций таких беспорядков или иного участия в них. Несмотря на обновление данной нормы в неразрывной связи с усилением мер борьбы с терроризмом и экстремизмом, она не предусматривает дифференциацию уголовной ответственности с учетом повышенной общественной опасности указанных в ней действий при их совершении с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе призывов к массовым беспорядкам, в отличие от ст.ст. 2052, 280 и 2801 УК РФ об ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической и экстремисткой деятельности.
По мнению ряда ученых, закрепление в указанных нормах об ответственности за публичные призывы к террористической или экстремистской дея-
1 Пункты 22, 43 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
3 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
4 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2335.
5 Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СЗ РФ. 2016. № 28. Ст. 4559.
тельности, в том числе к действиям, нарушающим территориальную целостность России, а равно публичное оправдание и пропаганду терроризма, квалифицирующего признака в виде совершения таких деяний с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, явилось оправданной законодательной мерой, вызванной повышенной общественной опасностью соответствующих посягательств, провоцирующих большие группы людей к общественно опасным действиям, способным существенно нарушить общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасность нашего государства [1, с. 256-263; 5, с. 21-25]. Полагаем, что в настоящее время назрела потребность в научном исследовании вопроса о необходимости закрепления такого признака и в ст. 212 УК РФ, поскольку она устанавливает ответственность за сходные деяния, в том числе за призывы к массовым беспорядкам.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»6, не учитывает специфику превентивной деятельности применительно к массовыми беспорядкам, в том числе особенности осуществления последних с использованием информационно-коммуникационных технологий, что не способствует формированию эффективной системы мер противодействия соответствующим уголовно наказуемым деяниям.
В настоящее время следует учитывать усложненный механизм осуществления таких деяний, в том числе длительную поэтапную приготовительную деятельность, включающую обучение и иную подготовку организаторов и участников массовых беспорядков, осуществляемую не только на территории Российской Федерации, где планируется реализация преступных планов, но и в других странах [3, с. 2425], что находит свое первоначальное отображение в социальных сетях, на различных сайтах и других ресурсах сети Интернет.
Существующие организационные и специальные криминологические меры по предупреждению массовых беспорядков преимущественно ориентированы на предотвращение и пресечение таковых в процессе проведения различных спортивных, культурных и иных массовых мероприятий и публичных акций, а равно в условиях учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и не учитывают возможность и особенности подготовки и
непосредственного осуществления беспорядков с использованием информационно-коммуникационных технологий вне таких мест и (или) времени указанных мероприятий.
О недостаточной эффективности имеющихся средств предупреждения массовых беспорядков свидетельствуют и статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, указывающие на рост числа осужденных за массовые беспорядки в последние три года: в
2015 г. по ст. 212 УК РФ было осуждено 19 лиц, в
2016 г. — 54 и в 2017 г. — 55 лиц7.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в настоящее время приобрело значение типичного способа подготовки и непосредственного совершения преступлений самой различной направленности, повышающих уровень общественной опасности последних, особенно при осуществлении воздействия на большие группы людей в социальных сетях с целью побуждения их к той или иной противоправной деятельности, включая организацию массовых беспорядков и участие в таковых [6, с. 13-21].
Информационно-коммуникационные технологии активно используются для подготовки и обучения будущих участников массовых беспорядков, пополнения их рядов новыми членами, установления и поддержания взаимодействия между ними, разжигания ненависти и вражды, а также иных низменных побуждений, подталкивающих к насилию и иным общественно опасным деяниям, которые могут приобретать массовый характер.
Приведенные обстоятельства подтверждают необходимость формирования комплекса научнообо-снованных рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства об ответственности за массовые беспорядки и практики его применения, где приоритетным направлением должно выступать предупреждение таких беспорядков, в подготовке, организации и непосредственном осуществлении которых используются информационно-коммуникационные технологии.
6 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
7 Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ, разд. «Данные судебной статистики» // URL://-http://www.cdep.ru/index.php?id=79
Литература
1. Иванцов С.В. Средства массового информационного ресурса и противодействие преступности: Сб. мат. V Междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы уголовной политики» / Под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар, 2014.
2. Борисов С.В., Дмитренко П.А., Осипов В.А., Русскевич Е.А. Квалификация массовых беспорядков, хулиганства и преступлений экстремистской направленности: теория и практика: Учеб. пособие. М.: ИД «Юриспруденция», 2012.
3. Горемычкин И.Е. Соотношение уголовно-правовых норм о групповых преступлениях Общей и Особенной частей УК РФ (на примере статьи о массовых беспорядках) // Российский следователь. 2017. № 13. С. 23-26.
4. Иванцов С.В., Узембаева Г.И. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Моногр. / Под ред. проф. С.В. Иванцова. М.: Юрлитинформ, 2018.
5. Иванцов С.В. К вопросу о противоречиях законодательной регламентации уголовной ответственности за организованную, террористическую и экстремистскую деятельность // Закон и право. 2016. № 4. С. 21-25.
6. Суходолов А.П., Иванцов С.В., Борисов С.В., Спасенников Б.А. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 13-21.
References
1. Ivantsov S.V. Sredstva massovogo informat-sionnogo resursa i protivodeystviye prestupnosti: Sb. mat. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sovremennyye prob-lemy ugolovnoy politiki» / Pod red. A.N. Il'yashenko. Krasnodar, 2014.
2. Borisov S.V., Dmitrenko P.A., Osipov V.A., Russkevich E.A. Kvalifikatsiya massovykh besporyad-kov, khuliganstva i prestupleniy ekstremistskoy naprav-lennosti: teoriya i praktika: Ucheb. posobiye. M.: ID «Yurisprudentsiya», 2012.
3. Goremychkin I.E. Sootnosheniye ugolovno-pra-vovykh norm o gruppovykh prestupleniyakh Obshchey i Osobennoy chastey UK RF (na primere stat'i o massovykh besporyadkakh) // Rossiyskiy sledovatel'. 2017. № 13. S. 23-26.
4. IvantsovS.V., Uzembayeva G.I. Protivodeystviye prestupleniyam ekstremistskoy napravlennosti, sover-shayemym s ispol'zovaniyem sredstv massovoy informat-sii libo informatsionno-telekommunikatsionnykh setey: ugolovno-pravovyye i kriminologicheskiye aspekty: Mo-nogr. / Pod red. prof. S.V. Ivantsova. M.: Yurlitinform, 2018.
5. Ivantsov S.V. K voprosu o protivorechiyakh zakonodatel'noy reglamentatsii ugolovnoy otvetstven-nosti za organizovannuyu, terroristicheskuyu i ekstrem-istskuyu deyatel'nost' // Zakon i pravo. 2016. № 4. S. 21-25.
6. Sukhodolov A.P., Ivantsov S.V., Borisov S.V., Spasennikov B.A. Aktual'nyye problemy preduprezh-deniya prestupleniy v sfere ekonomiki, sovershayemykh s ispol'zovaniyem informatsionno-telekommunikatsion-nykh setey // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 2017. T. 11. № 1. S. 13-21.