Массовые беспорядки по новому Уголовному кодексу Кыргызской Республики
Данилов Семен Алексеевич,
соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Кыргызско-Российский Славянский университет. sw_limit86@mail.ru;
Цель: Определить особенности правового регулирования массовых беспорядков в контексте реформы уголовного и уголовно-процессуального права Кыргызской Республики Методология: Использовались формально юридический метод и метод анализа
Результаты: В статье выделены основные характеристики массовых беспорядков по ранее действовавшему Уголовному кодексу Кыргызской Республики и проанализированы основные уголовно-правовые характеристики массовых беспорядков в разрезе нового Уголовного кодекса. Сделан вывод об изменении видового объекта массовых беспорядков с общественной безопасности на общественный порядок, что отражается на понимании и трактовке правовой природы данного преступления в целом. Рассмотрены признаки объективной стороны массовых беспорядков и внесены некоторые предложения по совершенствованию формулировки состава данного преступления с целью обеспечить наиболее точную квалификацию со стороны правоприменителей.
Новизна: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является первой в правовой науке Кыргызской Республики попыткой рассмотреть массовые беспорядки через призму новелл уголовного законодательства.
Ключевые слова: уголовный закон; преступление; наказание; массовые беспорядки; диспозиция; санкция
X 2 о
о сч сч
О!
Новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики был принят 2 февраля 2017 года и вступает в силу 1 января 2019 года. В новом уголовном законе была пересмотрена действующая система уголовных преступлений, часть преступлений была выведена в Кодекс Кыргызской Республики о проступках, совершенно по-новому выглядит система наказаний. В целом, можно говорить о том, что новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики был разработан в рамках гуманизации уголовного законодательства страны. Рассмотрим, каким образом урегулирован в нем состав преступления - массовые беспорядки.
Прежде всего, отметим, что в ранее действовавшем Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года массовые беспорядки были расположены в Разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в главе 24 «Преступления против общественной безопасности».
В новом Уголовном кодексе Кыргызской Республики массовые беспорядки помещены в Разделе VIII «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в главе 37 «Преступления против общественного порядка».
Нужно отметить, что таким образом общественная опасность массовых беспорядков была несколько снижена в сравнении с ранее действовавшей редакцией уголовного закона. Бесспорно, преступления против общественной безопасности являются более общественно опасными, чем преступления против общественного порядка.
Ст. 264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики предусматривает по сути два состава преступления - организация массовых беспорядков и участие в массовых беспорядках (часть 1 и 2 соответственно). Отдельно сформулирована часть 3 статьи 264, которая устанавливает ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.
Как такового определения самих массовых беспорядков новый Уголовный кодекс не содержит, закрепляя лишь квалификационные признаки данного преступного деяния. Так, в соответствии с частью 1 статьи 264 организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ
или взрывных устройств либо оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, -наказывается лишением свободы IV категории.
Как видно из указанной диспозиции, закон не раскрывает, что понимается под массовыми беспорядками и называет только сопутствующие им противоправные действия.
Часть 2 статьи 264 предусматривает, что участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, - наказывается лишением свободы III категории. Часть 3 статьи 264 устанавливает, что призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами, - наказываются лишением свободы III категории.
Нужно отметить, что диспозиция, описывающая преступления массовых беспорядков в новом и ранее действовавшем уголовном законе абсолютно идентична. В этом случае тем более странным выглядит изменение видового объекта данного преступления. Если при абсолютно схожих преступных деяниях массовые беспорядки ранее предполагались посягающими на видовой объект - общественную безопасность, то в настоящее время их видовым объектом является общественный порядок. Логика законодателя, возможна, была бы более очевидной, если бы в состав преступления было введено собственно деяние - массовые беспорядки. В этом случае норма могла бы выглядеть следующим образом: часть первая устанавливала бы ответственность за массовые беспорядки как таковые, организацию или участие в них, при условии, что они не сопровождаются всеми перечисленными в законе иными противоправными действиями; часть вторая могла бы содержать квалифицирующие признаки массовых беспорядков, относя к их последствиям или сопутствующим явлениям такие действия, как поджог, погром, уничтожение имущества, применение оружия, насилие. Однако, законодатель пошел по иному пути, и в этом случае не совсем очевидны мотивы разработчиков, которые отнесли массовые беспорядки к преступлениям против общественного порядка.
Что касается наказаний, предусмотренных за данное преступление, то, как видно из процитированной нормы, новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики ввел новую систему наказаний, определив категории соответствующих мер наказаний.
Так, за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 лет 6 месяцев до 10 лет. Для сравнения в ранее действовавшем уголовном законе наказание за аналогичное деяние было предусмотрено от 8 до 10 лет лишения свободы.
Что касается уголовной ответственности за участие в массовых беспорядках и призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, то по новому Уголовному кодексу Кыргызской Республики наказание за их совершение может составить от 5 лет до 7 лет 6
месяцев. Ранее аналогичное наказание составляло от 3 до 8 лет лишения свободы.
Таким образом, видно, что нижняя граница наказания за организацию массовых беспорядков была понижена на 6 месяцев, а вот за участие и призывы - наоборот, повышена на 2 года при одновременном понижении верхней границы на 6 месяцев.
К сожалению, в настоящее время не представляется возможным узнать, чем именно руководствовались законодатели, когда таким образом видоизменяли меру наказания на массовые беспорядки. Логично было бы предположить, что массовые беспорядки при условии отнесения их к преступлениям против общественного порядка, должны были предусматривать менее суровое наказание, чем которое было предусмотрено за совершение данного преступления в разрезе преступлений против общественной безопасности.
Мы полагаем, что для целей повышения эффективности уголовно-правового воздействия за совершение такого преступления, как массовые беспорядки, можно было бы предусмотреть вид наказания - штраф, по крайней мере за участие в массовых беспорядках, если при этом лицо не совершило каких-либо других правонарушений. В целом, вопрос о квалификации преступных деяний лица - организатора и участника массовых беспорядков, к сожалению, в новом уголовном законе не нашел своего разрешения. Множественность непосредственного объекта преступного посягательства в рамках массовых беспорядков предполагает, что в некоторых случаях лицо подлежит уголовной ответственности по совокупности преступлений. Данный вопрос в любом случае остается на разрешение правоприменительных органов. Каким образом сложится правоприменительная практика в целях применения нового уголовного закона, покажет время, но в любом случае уже сейчас можно говорить о некоторых несовершенствах законодательства. Литература
1. Багмет А.М. Уголовно-правовое противодействие массовым беспорядкам за рубежом // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - №7.
2. Якунин А.И. Объект посягательства при массовых беспорядках // Вестник Воронежского института МВД России. - 2011. - №2
3. Арипов Э.А. Уголовная ответственность за массовые беспорядки (По материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
Mass riots on the new Criminal Code of the Kyrgyz Republic Danilov S.A.
Kyrgyz-Russian Slavic University
Purpose: To identify the features of the legal regulation of mass disorders in the context of the reform of criminal and criminal procedure law of the Kyrgyz Republic Methodology: Formally used legal method and method of analysis Results: The article highlights the main characteristics of mass riots under the previously existing Criminal Code of the Kyrgyz Republic and analyzes the main criminal and legal characteristics of mass riots in the context of the new Criminal Code. The
5
-C
m С К А a
Н А У
conclusion is made about the change of the specific object of mass riots from public security to public order, which affects the understanding and interpretation of the legal nature of the crime as a whole. The signs of the objective side of the mass riots are considered and some suggestions are made to improve the wording of the composition of this crime in order to ensure the most accurate qualification of the law enforcers.
Novelty: The article has a high scientific value, since it is the first attempt in the legal science of the Kyrgyz Republic to consider mass riots through the prism of novels of criminal legislation.
Keywords: criminal law; the crime; punishment; mass riots; disposition; sanction
References
1. Bagmet A.M. Criminal law countering the riots abroad // Science
and education: economy and economics; entrepreneurship; right and management. - 2012. - №7.
2. Yakunin A.I. The object of encroachment during mass riots //
Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2011. - №2
3. Aripov E.A. Criminal liability for riots (Based on materials from the
Kyrgyz Republic and the Russian Federation): dis. ... Cand. legal sciences. - M., 2008.
X
Q <j>
0 es es
01