научно-методический электронный журнал
Козаченко И. А. Массовое медиаобразование в СССР в 1930-1960 годы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 05. - ART 13541. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13541.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13541
УДК 371.39
Козаченко Инна Александровна,
аспирант кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог 1пп-о4ка@уапЬех. ги
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы становления медиаобразования в СССР в довоенные и послевоенные годы. Описывается активизация внедрения медиаобразования в средних общеобразовательных школах, а также популяризация его в средствах массовой информации и издании специализированных журналов для различных возрастов.
Ключевые слова: отечественное медиаобразование, медиакультура, профессиональные медиапедагоги, «практическое» медиаобразование, медиатексты для школьников.
Последние десятилетия наблюдается все повышающийся интерес школьников и молодежи к медиа, которые, как известно, несут все виды социальной информации: экономическую, научную, политическую, эстетическую и т. д. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, школьники часто не задумываются над смыслом медиатекстов, испытывают затруднения при их самостоятельной оценки и анализе. Такая ситуация приводит к тому, что постепенно притупляется потребность в приобретении знаний, общения с прекрасным, в духовно-эстетическом обогащении. Для молодежи, относящейся к так называемому «всеядному» типу зрителей и слушателей, медийные искусства выполняют, увы, лишь развлекательную или релаксационную функцию.
Отечественное медиаобразование довольно активно развивается: организовываются новые проекты, конкурсы, фестивали, смотры, научные конференции (в том числе и международные), выходят в свет программные курсы, научные труды и учебные пособия по медиаобразованию. В последнее время усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их истории возникновения и развития. Взгляд в прошлое позволяет, как известно, увидеть истоки того или иного явления и дальнейшие перспективы, лучше понять настоящее, выявить суть, которая лежит в его основе. В России существуют богатые традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего XX столетия и первых лет столетия XXI.
Каждый исторический этап связан с феноменом культуры, имеет специфические особенности, свой неповторимый колорит. Развитие медиаобразования неотделимо от исторического развития страны, как и само медиаобразование от медиакультуры в целом. Вместе с тем, изучение научной литературы по проблемам медиаобразования показало, что вопросы истории медиаобразования в России еще не стали предметом полномасштабного обобщающего анализа.
Для периода до 1930-1934 годов характерна массовая медиаобразовательная деятельность (кинолюбительские объединения, движения юнкоров и т. д.), в том числе в рамках ОДСКФ (общество друзей советского кино и фотографии), ставшее к началу 1930-х самой многочисленно организацией в стране в области культуры. Основные направления медиаобразования стали базироваться на материале кинематографа и прессы. Началась подготовка профессиональных медиапедагогов. К началу 1930-х годов проявилась тенденция доминирования практического ме-
Массовое медиаобразование в СССР в 1930-1960 годы
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13541.htm
научно-методический электронный журнал
Козаченко И. А. Массовое медиаобразование в СССР в 1930-1960 годы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 05. - ART 13541. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13541.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13541
УДК 371.39
диаобразования, овладение техническими умениями при киносъемке, изготовление «световых» газет, «шумовые эффекты» и т. д. [1, с. 70].
В период так называемого «практического» медиаобразования (1935-1955) основными доминантами выступало освоение технических навыков использования кино-, радио- и фотоаппаратуры под гнетом жесткого идеологического контроля. Как следствие - резкое сокращение числа кинокружков, любительских объединений, ликвидация ОДСКФ. Несколько сотен кино, фотокружков, оставшихся во второй половине 1930-х, были разрознены и лишены методической и материальной поддержки, которую прежде им оказывало ОДСК. Несмотря на это, многие педагоги продолжали говорить о больших воспитательных возможностях киноискусства, выдвигая, однако на первый план его идеологическую функцию. Медиатексты для школьников были политизированы, ориентированы на массовый характер пионерского и комсомольского движения, на учебные цели и формирование соответствующего государственному строю мировоззрения, работа медиапедагогов строго регламентирована, роль экранных искусств в образовании и воспитании существенно снижена [1, с. 71].
В начале 1930-х годов происходило дальнейшее развитие массового радиовещания. Передачи подразделились по тематике, формам, при их подготовке учитывались возрастные особенности аудитории и т. д. Готовились радиопередачи для дошкольников, младшего и среднего школьного возраста, а программы для старшеклассников появились позже - в конце 1950-х. Временные рамки радиовещания для детей значительно расширились: вместо 30 минут ежедневного эфира, к началу 1930-х детские радиопередачи стали занимать 1,5 часа эфирного времени. С 1932 года на детском радио применялись элементы игры. Впоследствии радиожурналы в силу редкой периодичности, а так же в связи с появлением ежедневных радиопрограмм стали постепенно терять популярность детской аудитории. Значительным событием в радиоискусстве стало появление радиоклуба «КЛЮР» (клуба любопытных ребят), выходившего в эфир с 1933 года [3, с. 60].
В 1920-1930-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в мировой практике, - формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. В 1931-1932 годы публицистические и документальные жанры настолько разрослись и укоренились в детской периодике, что практически вытеснили другие, более близкие ребенку жанры. Причем, качество подобного рода публикаций оставляло желать лучшего - написанные сухим, скучным языком, они представляли собой чаще всего нагромождение множества малодоступных пониманию ребенка событий и фактов.
В январе 1930 года вышел первый номер детского журнала «Чиж», адресованный читателям младшего возраста. Первоначально он выходил как приложение к журналу «Ёж» (1928-1935), но затем приобрел статус самостоятельного издания. «Чрезвычайно интересный журнал» - так раскрывалась аббревиатура нового журнала.
Желание авторов «Ежа» обратиться к аудитории младшего детского возраста было оправданным и закономерным. Оно совпадало с их педагогическими взглядами, учитывающими возрастные особенности читателей - их постоянный рост, развитие и взросление. Создание же нового журнала позволяло осуществить преемственность между разными возрастными группами читателей. В 1933-1934 годах «Чижу» и «Ежу» удалось возродить традиции «веселых» журналов, от которых они вынуждены были отступить в начале 1930-х годов, и вновь, захозяйничало на их страницах
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13541.htm
научно-методический электронный журнал
Козаченко И. А. Массовое медиаобразование в СССР в 1930-1960 годы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 05. - ART 13541. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13541.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13541
УДК 371.39
веселое содружество писателей и художников. Редакция и авторский коллектив журналов находились в постоянном поиске литературных и художественных новаций, нешаблонных форм подачи материала. «Материал подавался не просто, а всегда с каким-нибудь «подходом», благодаря чему запоминался лучше. Так уж устроена наша память, что быстрее и прочнее мы запоминаем боковое, не прямо относящееся к делу. Сотрудники «Ежа» и «Чижа» отлично знали это свойство и умели им пользоваться. С этой точки зрения, их работа представляла собой педагогику в самом высоком смысле этого искусства» [3, с. 62].
На этапе «практического» медиаобразования (1935-1955) воспитательные возможности киноискусства продолжали обсуждаться в педагогике. В 1937 году А. С. Макаренко, выступая с лекциями по воспитанию, отмечал, что « кино является самым могучим фактором не только по отношению к детям, но и по отношению к взрослым... В подавляющем числе наши кинофильмы являются прекрасным и высокохудожественным средством» [2, с. 423]. В то же время он обращал внимание на опасность, которую таит в себе пассивное «проглатывание» школьниками легкодоступного кинематографического зрелища, и в связи с этим предлагал ограничить количество посещений кинотеатров детьми двумя просмотрами в месяц. Причем просмотренный фильм, по мнению Макаренко, обязательно должен быть обсужден в семье [3, с. 63].
В годы Великой Отечественной войны кино продолжало жить: снимались любительское кино, кинохроника.
В учительской среде киноискусство считалось самым доступным и легким из искусств, восприятие которого не требует особой подготовки, что, несомненно, оказало большое влияние на всю систему кинообразования в 1930-1950-е годы и выдвинуло на первый план практические компоненты использования кино [3, с. 65].
1930-1940-е годы принято считать «золотым веком» радиовещания тоталитарного образца. В годы войны радиовещание выполняло агитационную, пропагандистскую, образовательную, воспитательную, просветительскую, в меньшей степени художественно-эстетическую функции. В послевоенное время продолжало увеличиваться количество эфирного времени, отведенного для детского радиовещания [3, с. 65].
1957-1959-й годы принято считать периодом организационного становления кинолюбительства в стране. Причиной этого стало изменение политического режима после 20-го съезда компартии. Идеологический контроль не был таким строгим, хотя тогдашний руководитель СССР Н. С. Хрущев не разрешил создать подобие ОДСКФ. Либеральность хрущевской «оттепели» проявилась в том, что власти не препятствовали возрождению массового кино, медиаобразования. Работа кинокружков, киноклубов, отдельных кинолюбителей регулярно освещалась в ежегодниках кино, газетах и журналах. В 1959 году прошел первый Всесоюзный смотр любительских фильмов в Москве, на который было представлено более 500 лент из разных уголков страны [3, с. 72]
Итак, наш краткий анализ периода развития медиаобразования в 1930-1960-х годах показал, что его можно разделить на три этапа:
- этап 1930-1934-х годов: интенсивное развитие массового медиаобразования на материале прессы, кино, фотографии (при поддержке ОДСКФ);
- этап 1935-1956-х годов: преобладание в медиаобразовании ярко выраженной практической направленности. Жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей.
http://e-koncept.ru/2013/13541.htm
научно-методический электронный журнал
Козаченко И. А. Массовое медиаобразование в СССР в 1930-1960 годы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 05. - ART 13541. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13541.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13541
УДК 371.39
- этап 1956-1960-х годов: начало активного ренессанса кино, медиаобразования. Кинолюбительство приобрело большую популярность. Многие кинолюбитель-ские объединения стали центрами методической, исследовательской и организационной работы, выпускали свою периодику. Киноклубы удовлетворяли потребности учащихся и студентов в общении, в совместном творчестве, в развитии эстетического вкуса и восприятия кинопроизведений [6, с. 35].
Таким образом, за сравнительно небольшой исторический срок уровень медиаобразования в стране стал достаточно высоким, появились специализированные журналы, движение кинолюбов стало популярным, массовое кино заняло достаточно твёрдые позиции в общественной жизни страны. Все усилия, предпринятые инициаторами медиаобразования приобрело довольно значимые результаты и заняли достойное место в образовательной системе СССР.
Ссылки на источники
1. Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. Проблемы медиаобразования (научная школа А. В. Федорова). - Таганрог: ТГПИ, 2007. - 212 с.
2. Макаренко А. С. Сочинения. Т.4. - М., 1957.
3. Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. - Таганрог: Кучма, 2006. - 206 с.
4. Федоров А. В., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Новикова А. А., Федорцова С. С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю. Н. Усова. - Таганрог: Кучма, 2007. - 198 с.
5. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах запада. - Таганрог: Кучма,
6. Челышева И. В., Шаповалова В. С. Медиаобразование и менеджмент: история развития. - Таганрог: ТГПИ, 2GG7. - 216 с.
Kozachenko Inna,
post-graduate student of the faculty of psychology and social pedagogy, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, laboratory assistant of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog [email protected]
Mass media education in the USSR in 193G and 196G
Abstract. The article considers the basic stages of development of media education in the USSR in the pre-war and post-war years. Describes the intensification of the implementation of media education in secondary schools, as well as popularization it in mass media and publishing specialized magazines for different ages.
Keywords: domestic media education, mediaculture, professional people, «practical» media education, media texts for schoolchildren.
Рекомендовано к публикации:
Ефремовой О. И., кандидатом психологических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
2GG5. - 270 с.
гм yj nj
977230412013517
http://e-koncept.ru/2013/13541.htm