УДК 316.32:316.7
М. А. Арефьев, А. Г. Давыденкова Массовая культура
как доминантная культура глобализирующегося общества
В статье анализируется феномен массовой культуры как составной части процесса массовизации, который в ХХ столетии затронул все сферы социальной жизни: экономику, политику, управление и общение людей, культуру в целом. Массовая культура на современном этапе становится одной из главных характеристик процесса глобализации. В статье массовая культура трактуется как культура доминантная и в определенном смысле противостоящая традиционной и элитарной культурам.
Ключевые слова: массовая культура, глобализирующееся общество, доминантная культура, функции массовой культуры, комерционализация общественных отношений
Mikhail F. Arefyev, Antonina G. Davydenkova Mass culture as the dominant culture globalizing society
In the article the author analyzes the phenomenon of mass culture as an integral part of the process of massovization, which in the 20th century has affected all spheres of social life -economy, politics, administration, and the fellowship of the people, the culture as a whole. Mass culture on the modern stage is one of the main characteristics of the process of globalization. In the article, the mass culture is treated as the dominant culture, and in a sense opposing traditional and elitist culture.
Keywords: mass culture, globalized society, the dominant culture, the functions of popular culture, comercializarea public relations
Современное состояние культуры общества позволяет сделать вывод о том, что, независимо от страны, национальной и этнической принадлежности, существует доминирование определенных стандартов жизни, поведения, самочувствия людей. Тревожным в этих тенденциях является то, что в глобализирующемся мире побеждают усредненные и заниженные культурные ориентиры. Традиционное общество при всем своем ранжировании культур оставляло возможность роста культурного уровня общества. Глобализирующееся общество с его культурными доминантами исключает такие возможности. Американский социолог Клиффорд Гиртц назвал культуру «системой регулирующих механизмов», которая включает в себя планы, правила, стандарты, служащие для манипулирования поведением человека. Во всем многообразии культурных творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Последняя представляет собой продукты духовного производства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Она понятна и доступна всем возрастам, социальным
190
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
слоям, независимо от уровня образования. В глобализирущемся обществе масс-культура выступает в роли доминантной культуры.
Доминантная культура - ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. В этом контексте массовая культура противостоит народной (традиционной) и элитарной культурам, носителями (субъектами) которых выступают также определенные части общества (жители сел и малых городов, мастера культуры и др.). потребителем массовой культуры в социальном плане выступает население мегаполисов, нацеленное на усредненные, общедоступные стандарты и культурные ценности.
В середине прошлого века английский историк и философ культуры Арнольд Тойнби полагал, что развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Препятствие, - как писал А. Тойнби, - воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания. Отвлекаясь от религиозного содержания концепции А. Тойнби, следует признать точность и глубину самой метафоры, содержащейся в культурологических построениях английского мыслителя. Среди комплекса вызовов и проблем, сопровождающих развитие современного общества, особое место принадлежит массовой культуре.
В XX в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: О. Шпенглер (Закат Европы), П. Сорокин (Человек. Цивилизация. Общество), Х. Ортега-и-Гассет (Восстание масс), М. Бодрийяр (Фантомы современности) и др. Философско-культурологический и социологический анализ массовой культуры содержится и в работах современных отечественных ученых - Б. Ерасова, Г. Кнабе, А. Костиной, Э. Орловой, К. Разлогова, А. Флиера. Попытки раскрыть сущность массовой культуры неизбежно ставили перед исследователями ряд вопросов - о времени появления массовой культуры, ее исторической неизбежности, о ее сущности, основных чертах и функциях, о возможности - или невозможности ее преодоления или вытеснения более глубокими формами культуры.
По мнению ряда исследователей, массовая культура является извечным продуктом культуры, во всяком случае, предпосылки ее формируются с момента рождения человечества или, по крайней мере, на заре христианской цивилизации. В качестве примера приводятся упрощенные варианты Библии («Библия для нищих», например). Другая группа исследователей связывает истоки массовой культуры с появлением в европейской литературе XVII - XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731), автора широко известного романа «Робинзон Крузо», и нашего соотечественника Матвея Кома-
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
191
Раздел I. Социологический анализ культуры
рова (1730-1812), создателя не менее нашумевшего бестселлера XYIII века «Повести о приключениях английского милорда Георга». Следовательно, появление массовой культуры (в данном случае массовой литературы) связано с расширением читательской аудитории, с распространением грамотности.
Несомненно, большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века -роман. В России, несмотря на отсутствие подобного закона, тоже значительно расширилась читательская аудитория, ставшая потребителем подобной литературы. По словам К. Разлогова, известного специалиста по проблемам массовой культуры, «наивные наблюдатели полагали, что, наконец, настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако, едва научившись читать, массы обратились к популярной беллетристике. Вышеизложенное являлось лишь предысторией массовой культуры.
Появление массовой культуры, по мнению большинства исследователей, связано с появлением средств массовой коммуникации (рубеж XIX-ХХ вв.). В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, независимо от пола, возраста, вероисповедания, не требующий для своего восприятия даже элементарной грамотности.
К тому же времени относится и широкое распространение фотографии, занявшей важное место в массовых средствах информации. Изобретение и внедрение граммофонной записи породило еще один раздел массовой культуры - легкую музыку, которая захватила радиовещание, а затем и все формы звукозаписи. Именно в этот период всеобъемлющая «массовизация» стала характерной чертой, стилем жизни. Массовизация затронула все сферы - экономику, политику, управление и общение людей.
Процесс развития массовой культуры в России имеет ряд этапов, которые в основном отражают и повторяют процессы общеевропейского становления массовой культуры, но с учетом тех реалий, которые существовали в советском обществе. Согласно этой периодизации, конец XIX века рассматривается как этап, заложивший основы массовой культуры. 20-30-е двадцатого столетия годы связываются с появлением собственно российской массовой культуры советского периода. 70-годы ознаменовали поворот от идеологической советской массовой культуры к массовой культуре западного потребительского общества. И, наконец, с конца 80-х и особенно в 90-е годы начинается расцвет массовой культуры в пространстве постсоветской России, одновременно сопровождающийся резким падением общего культурного уровня населения страны. В качестве примера можно привести всеобщий интерес большинства россиян к оккультизму, магии, литературному направлению фэнтази, комиксам и др.
192 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Коммерческая установка в сфере духовного производства означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит в других областях индустриального производства. Тесная связь многих творческих организаций с банковским капиталом изначально предопределяет выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. А средства массовой коммуникации и информации, опираясь на новые технологии, транслируют и «переводят» на общедоступный уровень все многообразие культурных форм и фактов. Культурные артефакты - книги, фильмы, музыка - являются товаром, свободно распространяемым на рынке, и этот товар должен быть максимально привлекателен для покупателя, ибо существование массовой культуры возможно лишь в условиях широкого ажиотажного спроса. Установка на продажу и ажиотажный спрос - вот главные характеристики современной массовой культуры.
В качестве теоретической основы современной массовой культуры можно назвать философию позитивизма, которая нашла отражение в эстетике и оказала влияние на становление натурализма. Натурализм как метод художественного творчества оформился в Европе во второй половине XIX века. Сведение социального к биологическому, откровенное изображение физиологической стороны человеческой жизни в ущерб глубине идейно-художественного содержания, утверждение всесилия грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека, столь характерное для натурализма, несомненно, подготовило идеологию сексуальной вседозволенности, культа тела в массовой культуре современности.
Философии прагматизма оказала также влияние на развитие массовой культуры. Наиболее полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой культуры американский философ Д. Дьюи,в частности в его программном произведении «Искусство как опыт» (1932). Один из основополагающих принципов прагматизма - признание истинности того, что имеет практическую пользу. Любая идея - научная, религиозная, политическая - оправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Оправдание установки на успех - вот главный смысл прагматизма. Практическим и наиболее ярким выражением прагматизма в массовой культуре, по мнению отечественного социолога культуры Б. Ерасова, является реклама.
Как самостоятельное явление массовая культура оценивалась и оценивается противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Р. Барт, Д. Деррида, А. Адорно, М. Фуко, У. Эко и др.) оценивают этот феномен негативно. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности, под ее влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности, развлекательности, игре становится доминирующим. К негативным моментам, связанным
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
193
Раздел I. Социологический анализ культуры
с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Некоторые теоретики полагают, что массовая культура по своей сути является псевдокультурой, так как в отличие от «высокой» культуры в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека.
Исследователи, придерживающиеся позиции «футурологического оптимизма» (Д. Белл, Ю. Хабермас, Э. Тоффлер) рассматривали массовую культуру как вполне удовлетворительную, исторически неизбежную форму культуры, характерную для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким качеством жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.
Согласно Д. Беллу, массовая культура - это своего рода «организация обыденного сознания в информационном обществе», особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания, это знаковая система, которая доступна всем. В условиях все возрастающей специализации знаний и усложнения его знаковых кодов многое из областей высокой, элитарной культуры (художественной, научной, философской) остаются недоступными для большинства людей. Их основы в упрощенном виде формулируются массовой культурой, которая обладает особой системой средств смысловой адаптации.
Несмотря на обилие дефиниций массовой культуры, практически все сходятся на том, что это понятие используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, философы, культурологи, социологи выделяют следующие ее характеристики: ориентация на среднего человека, опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное; эскейпизм; быстродоступность; быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; космополитизм, оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность, гибкость, способность трансляции артефактов, созданных другими культурами и превращение их в предметы массового потребления1. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: кич-культура (низкопробная, даже вульгарная культура), мид-культура (так сказать, культура «средней руки»), арт-культура (массовая культура определенного уровням художественного содержания и эстетического выражения).
В исследовательской литературе нет единого мнения о функциях и аксиологических аспектах массовой культуры. «Оптимисты» (преимущественно политологи и социологи) детально анализируют адаптационную и коммуникативную функции массовой культуры, подчеркивая ее значение в социализации и выживаемости человека в условиях сложной, изменчивой среды большого города, в создании
194 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
особой знаковой системы или особого языка, доступного всем членам информационного общества. Массовая культура, по их мнению, дает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях достижения успеха, приучает к новым ценностям.
Коммерческая функция массовой культуры связана с превращением культуры в товар, включение ее в массовое, серийное производство. Товаром становятся практически все артефакты культуры. Коммерческий характер ее функционирования, включает в себя такие этапы, как собственно творческая работа, производство авторского экземпляра, его тиражирование (промышленное производство) реклама, оптовая и розничная торговля, импорт и экспорт, архивное хранение. Причем творческая часть этого процесса, как утверждают специалисты, составляет 10 %, а остальная подчиняется обычным товарным законам.
Потребительская функция занимает особое место. Смыслом массовой культуры является не столько удовлетворение, сколько формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта. Массовая культура - это потребление в самом широком смысле. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование - все поступает к человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Часто духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становится предметом массового спроса. Вакханалия потребления ведет не только к ослаблению социальных связей, но и к экологическому опустошению - истощается не только экологическая среда, истощаются человеческие таланты. Отсюда бесконечное прокручивание навязчивых клипов, присутствие на всех каналах стандартных «звезд», обсуждение потакающих низменным вкусам массового потребителя бесконечных ток-шоу и т. п. Как утверждает статистика, каждая 8-я купленная в России книга - женский роман. Неудивительно, что рынок наполнен произведениями Д. Донцовой, Н. Поляковой, П. Дашковой и другими представителями этого жанра.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия стрессов (основное содержание рекреационной функции), сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый тип восприятия этой культуры человеком - некритический, пассивный. В итоге воздействия массовой культуры - создание типа личности, которой легко манипулировать, эксплуатируя инстинкты и эмоции подсознательной сферы чувств человека. Массовая культура, развиваясь и трансформируясь, приобретает новые черты и формы проявления. В качестве выводов отметим, что среди новейших тенденций в развитии массовой культуры исследователи выделяют следующие. Во-первых, широкую экспансию визуальных форм и жанров, которые повсеместно теснят книжную культуру. Телевидение и компьютеры не только снижают интерес к книге, но и создают новый режим восприятия: визуальный образ.
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
195
Раздел I. Социологический анализ культуры
Во-вторых, развитие массовой культуры ведет к кризису социально-культурной идентичности (национальной, религиозной, социально-групповой, личностной). В-третьих, массовая культура мифологизирует сознание человека, причем все возрастающий мифологизм характеризуется эпичностью, зрелищностью, натуралистичностью. Современные мифы, в отличие от архаичных, сознательно конструируются и сознательно распространяются, тиражируются с помощью средств массовой коммуникации. Наконец, в четвертых, некоторые исследователи2 уже говорят о появлении нового антропологического типа - «человека потребляющего». Его отличают прежде всего особенности мышления (некритическое, несамостоятельное, упрощенное, с ориентацией на подсказку). Массовый человек не просто утверждает свое право на заурядность, но безбоязненно провозглашает себя посредственностью. «Человек потребляющий» обладает зачастую обедененными социальными связями, которые носят прагматический (преимущественно обменный) характер. Для человека потребляющего характерен инфальтильный склад личности с ослабленным волевым началом, с ослабленной способностью к самоограничению и самоконтролю, ориентация на развлечения, удовольствия, на свои личные интересы. К сожалению этот тип личности постепенно становится ведущим и общераспространенным в студенческой среде, традиционно склонной к активному образу жизни, нацеленному на достижения.
Примечания
1 Аблеев С. Р. Кузьминская С. И., Массовая культура современного общества: теорет. анализ и практ. выводы // Ассоциация исследователей психической энергии. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 03. 03. 2015).
2 См.: Хагуров Т. А. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры: проблемы девиантол. анализа: автореф. .. .д-ра социол. наук. М., 2007. С. 37.
196
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •