Тихонова Валентина Львовна
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ РЕЦИПИЕНТОВ
В статье рассматривается проблема влияния китч-, мидл- и арт-уровней массовой культуры на сознание ее реципиентов. Как правило, массовая культура подвергается критике за ее низкоуровневое и адаптивное под массовое сознание содержание. Автор приходит к выводу, что привитие реципиентам навыков критического мышления позволит глубже проникать в сюжетно-смысловое содержание мидл- и арт-уровней массовой культуры и видеть за внешней простотой повествования смысл, отражающий определенный аспект действительности. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/1 1/46.1~Дт!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 171-173. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 316.37 Философские науки
В статье рассматривается проблема влияния китч-, мидл- и арт-уровней массовой культуры на сознание ее реципиентов. Как правило, массовая культура подвергается критике за ее низкоуровневое и адаптивное под массовое сознание содержание. Автор приходит к выводу, что привитие реципиентам навыков критического мышления позволит глубже проникать в сюжетно-смысловое содержание мидл- и арт-уровней массовой культуры и видеть за внешней простотой повествования смысл, отражающий определенный аспект действительности.
Ключевые слова и фразы: массовая культура; критическое мышление; массовое сознание; реципиент; содержательно-смысловой аспект; уровни массовой культуры.
Тихонова Валентина Львовна, к. филос. н.
Астраханский государственный университет opera- 15@mail. ru
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ РЕЦИПИЕНТОВ
Влияние современной массовой культуры на массовое сознание является одним из важных вопросов философского и культурологического дискурса. Как известно, содержание массовой культуры неоднородно. Она делится на китч-, мидл- и арт-уровни, поэтому однозначный ответ на вопрос о влиянии масскульта на мировоззренческие установки реципиентов дать достаточно сложно.
Приближенным к элитарным произведениям культуры является арт-уровень. Кроме того, в эту категорию могут входить непосредственно элитарные по содержательному смыслу продукты культуры, распространяющиеся большими тиражами или транслирующиеся посредством СМИ (например, фильмы А. Тарковского).
Китч - самый упрощенный вариант массовой культуры (к примеру, развлекательное шоу «Дом 2» или сериалы низкого содержательного и художественного уровня), не несущий важных содержательных смыслов и направленный на аудиторию, стремящуюся к развлечению без стремления переживать психологическое и интеллектуальное напряжение.
Как правило, исследователи, анализирующие масскульт, указывают на его негативное влияние на массовую аудиторию, но при этом не уточняется, какой уровень массовой культуры они подвергают анализу. Действительно, склонность индивидов к чтению или просмотру китча приводит к пассивному восприятию окружающей действительности, вызывает привычку к развлечениям и их поиску практически во всех сферах общественной жизни, что влечет за собой понижение уровня личностной ответственности, а также формирует клиповое мышление, снижающее способность к анализу и синтезу.
Личность с клиповым мышлением, как правило, психологически неустойчива, так как в ней преобладает эмоциональный аспект без уравновешивающего разумного и волевого начала. Она не способна видеть целостную картину происходящих событий и, соответственно, опирается на рассудочные предубеждения своего эгоистического представления о себе и окружающей действительности.
Таким образом, индивидов, сознание которых формировалось в большей степени под влиянием китча, можно причислить к «пуэрилистическим» типам личностей, под которыми Хейзинга понимал «полуграмотные массы с ослабленными моральными стандартами...» [7, с. 195].
Мидл-уровень на сегодняшний день является самым распространенным типом массовой культуры, транслируемым российскими СМИ. Мидл-культура является достаточно неоднородной, и говорить о ней однозначно сложно. Но объединяющим признаком произведений этого типа является наличие определенного содержательно-смыслового аспекта, дающего возможность реципиенту задуматься над увиденным, услышанным или прочитанным.
Безусловно, большая часть массовой культуры рассчитана на обширную аудиторию, поэтому сознательно или вынужденно подстраивается под предпочтения большинства, так как коммерческая сторона в условиях рынка не может быть игнорирована. Поэтому некоторым создателям масскульта зачастую невыгодно создавать интеллектуально и психологически сложное произведение. Уровень мидл-культуры определяется доступной для массовой аудитории информацией, содержащей определенный смысловой аспект, который может быть воспринят или проигнорирован зрителями или читателями.
Таким образом, массовая культура в мидл- и арт-уровнях способна донести до реципиентов определенную смысловую нагрузку. Но главным здесь будет являться непосредственно сам реципиент, который увидит в продуктах этих уровней только развлекательный сюжет или попробует проникнуть глубже в их сю-жетно-смысловое содержание.
Говорить о смене стиля масскульта, доводя его до более высокого уровня, в современных условиях не имеет смысла. Наиболее продуктивным вариантом в данном случае будет являться воспитание реципиента, способного разбираться в хаосе разнообразной информации.
Привычка и способность вдумываться, анализировать и осмыслять происходящее должна планомерно культивироваться посредством формирования критического мышления студентов средних и высших учебных заведений.
В результате такого воспитания мыслительной деятельности реципиент будет способен не к простому бездумному восприятию продуктов массовой культуры, а в сознательно и самостоятельно выбранном произведении,
172
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
фильме, передаче т.п. сможет уловить интересную идею, заставляющую задуматься и увидеть для себя новый аспект действительности.
Например, содержание российского фильма «Реальная сказка» (снят по сценарию А. Мармонтова и С. Безрукова, 2011 г.) позволяет интерпретировать сюжет как от повседневного, обыденного восприятия мира, так до философского экзистенциального понимания бытия человека. Сюжет «Реальной сказки» в имплицитной и эксплицитной форме отражает разнообразные политические и социальные аспекты российской действительности, а также затрагивает педагогические проблемы современности.
В то же время наличие философских и культурологических знаний, а также способность критически мыслить позволит увидеть в «Реальной сказке» проблемы внутриличностного бытия человека. Для ясного понимания сказанного дадим краткий экзистенциальный анализ этого кинофильма.
Героями фильма являются как обычные люди, так и сказочные персонажи, проживающие в нашей современной действительности. Но многие благородные персонажи сказок становятся похожими на обычных людей, подверженных разного рода аффектам.
Кроме того, эти же герои сказок параллельно пребывают в сказочном пространстве, которое можно интерпретировать в качестве внутриличностного бытия человека, где правит Кощей, или, другими словами, эгоизм. Под властью Кощея многие сказочные герои теряют свои положительные характеристики: три богатыря служат не народу, а Олигарху, Иван становится глупцом, а Василиса Премудрая озабочена только своим семейным счастьем.
Таким образом, искаженные под властью эгоизма лучшие человеческие качества не позволяют ощущать чувство эвдемонии, что хорошо показано через пространство сказочного мира, в котором стоит мрак и слякоть и не переставая льет дождь.
И только жертва собственного эгоизма ради любви способствует обретению света и радости во внутри-личностном бытие человека. Этот факт хорошо продемонстрирован действием, совершенным одним из главных персонажей современной реальности - Сашей, который согласился пожертвовать жизнью ради спасения не только своей младшей сестры, но всех детей, оказавшихся в плену у Кощея (Олигарха). Знаменательно, что этот акт происходит в сказочном пространстве, т.е. жертва была принята осознанно и экзистенциально пережита главным героем фильма.
Здесь, как кажется, уместно процитировать В. Соловьева, который был уверен, что, «жертвуя эгоизмом, отдаваясь сам любви, человек находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его» [6, с. 138].
Таким образом, мы в качестве примера собственной интерпретации фильма «Реальная сказка» продемонстрировали сюжетно-содержательный потенциал мидл-уровня массовой культуры, который может быть обнаружен самим реципиентом, исходя из его знаний, желаний и способностей глубже проникать в содержание увиденного, прочитанного или услышанного.
Другим, на наш взгляд, показательным примером мидл-уровня массовой культуры служит передача в сети Интернет «BadComedian», созданная российским видеоблогером Е. В. Баженовым. Суть передачи состоит в критическом анализе российских и зарубежных фильмов, в основном комедийных. Блогер указывает не только на алогичность сюжета некоторых кинолент, но зачастую и на аморальность героев этих фильмов, поведение которых позиционируется их создателями как абсолютно «нормальное» и приемлемое в современном социуме. При этом сюжет программы, основанный на развлекательном принципе, несет достаточно конструктивный анализ современной массовой кинопродукции.
Зачастую развлекательный аспект часто основывается на грубоватой форме излагаемой Баженовым идеи, сопровождаемой нецензурными выражениями. Возможно, эта особенность и привлекает большую часть аудитории, подписавшуюся на «BadComedian». Но самое главное, подписчики при просмотре этой программы все же получают полезную информацию о сюжетах кинофильмов плохого качества, что заставляет задумываться над содержанием продуктов современной киноиндустрии.
Таким образом, важно научить студента уловить смысловой аспект увиденного или услышанного, который зачастую скрывается за упрощенной подачей важной или глубокой идеи. Студент должен понять, что от его способности проникать вглубь вещей зависит возможность черпать новый и интересный материал в книгах, фильмах, передачах, в которых в скрытой, явной или даже неосознанной автором продукции форме заложен смысловой аспект.
На наш взгляд, студента необходимо ознакомить с теоретическими основами критического мышления и объяснить важность его культивирования в современном мире, заполоненном потоками разноплановой информации. Поэтому надо указать на воспитание способности мыслить таким образом, чтобы не потеряться и не заблудиться в хаотичном информационном пространстве.
Критическое мышление, прежде всего, базируется на достаточно большой интеллектуальной платформе, «выражающейся в широте взглядов... открытой к познанию позиции...» [3, с. 17]. Критическое мышление «не черта характера и не врожденная особенность; это определенная методология, которая помогает особым образом объяснить события» [4, с. 18].
Учебные заведения среднего и высшего звена позволяют выработать такие аспекты мышления студентов, как гибкость, способность к анализу и синтезу, развиваемые в процессе проведения на уроках ролевых игр, дебатов или дискуссий.
Дебаты и дискуссии должны научить студента не отвергать мнение оппонента, а внимательно и вдумчиво проанализировать его доводы, выявив в них сильные и слабые стороны, а также постараться извлечь из них
важные и полезные факты. При этом формируется умение внимательно выслушивать собеседника и, отказываясь от личных предубеждений, осуществлять синтез на основе всех услышанных идей, доводов и фактов.
Особо хочется выделить такой сложный навык, требующий приложения от индивида немалых внутренних усилий, как отказ от личных пристрастий и склонностей при получении знаний, противоречащих привычным убеждениям.
Этот аспект критического мышления вырабатывает важные качества индивида, заключающиеся в готовности делать нужные выводы из ошибочных решений по какому-либо вопросу.
Ролевые игры также способствуют обретению гибкости восприятия разных социальных и культурных явлений, так как, вживаясь в несвойственную индивиду социальную роль, он вынужден признавать наличие иных точек зрения на ту или иную проблемную ситуацию.
В свою очередь, гибкость восприятия разнородной информации помогает овладеть «разноплановыми стратегиями интерпретации текста, принятием факта принципиальной уязвимости любой теории, факта многополярности мира» [1, с. 34].
Кроме того, при осуществлении анализа полученной информации студент вынужден ознакомиться с необходимым учебным материалом по поставленной преподавателем проблеме, что, в свою очередь, повышает познавательную мотивацию, играющую важнейшую роль в формировании критического мышления.
Сложность достижения этого типа мышления заключается в необходимости мыслить самостоятельно, находя новые способы разрешения определенной проблемной ситуации, которая может возникнуть во всех сферах человеческой жизнедеятельности: от бытовой до научно-исследовательской.
Важным аспектом критического мышления является умение наблюдать за процессом своей мыслительной деятельности, а также оценивать его, стремясь осознанно упорядочить хаос своих мыслей и чувств.
Это позволяет развивать и совершенствовать навыки, способствующие обретению ясного и точного мышления, учась мыслить не только о смысле услышанного, увиденного или прочитанного, но и о самом мышлении.
Соответственно, формирование критического мышления способствует обретению конструктивного типа мышления, помогающего обрести адекватную оценку не только окружающей действительности, но и самого себя, повысив «эмоциональный интеллект (в основе которой лежит понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими)» [5, с. 87].
В результате формирования критического мышления складывается «внутренняя стойкость, сопряженная с мировоззренческой целостностью» [2, с. 35], что позволяет ориентироваться в хаотичном наборе информации современной массовой культуры.
Таким образом, критика упрощенной подачи содержания продуктов массовой культуры, не способствующей повышению интеллектуального и эмоционального потенциала реципиентов, не является продуктивным решением данной проблемы, так как в современных условиях довести уровень масскульта до более высокой планки не представляется возможным. Зато наиболее конструктивным является привитие реципиентам навыков критического мышления, позволяющего осознанно выбрать нужную информацию, осмысливать, анализировать ее и осуществлять синтез, который будет являться индивидуальной творческой интерпретацией полученной информации.
Список источников
1. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В., Сошинов А. Г. Некоторые аспекты педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 10. № 6. С. 33-35.
2. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... д. филос. н. URL: http://www.dissercat.com/content/tolerantnost-kak-problema-filosofskoi-antropologii (дата обращения: 21.04.2017).
3. Кашапов М. М. Конфликтная компетентность как основа толерантного восприятия оппонента // Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под науч. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 15-18.
4. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга. М.: ЭКСМО, 2016. 288 с.
5. Рыжов Д. М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 87-89.
6. Соловьев В. С. Смысл любви // Соловьев В. С. Смысл любви: избранные произведения. М.: Современник, 1991. С. 125-182.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
MASS CULTURE AND THE PROBLEM OF ITS INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS OF RECIPIENTS
Tikhonova Valentina L'vovna, Ph. D. in Philosophy Astrakhan State University opera-15@mail. ru
The article deals with the problem of the influence of kitsch, middle and art levels of mass culture on the consciousness of its recipients. As a rule, mass culture is criticized for its low-level and adaptive (to mass consciousness) content. The author comes to the conclusion that imparting skills of critical thinking to recipients will allow them to penetrate deeper into the subject-meaningful content of middle and art levels of mass culture and see the meaning, reflecting a certain aspect of reality, beyond the simplicity of the narrative.
Key words and phrases: mass culture; critical thinking; mass consciousness; recipient; content-meaningful aspect; levels of mass culture.