http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 376.54
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-29-39
Ольга Анатольевна Важенина,
преподаватель,
Южно-Уральский государственный университет (454000, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина,76), e-mail: [email protected]
Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества
Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа процесса воспитания гуманистического отношения человека к личностям с особенностями развития с целью усиления процессов гуманизации современного общества посредством массмедиа. В работе поднимаются вопросы освещения социальной адаптации человека в современном медиа-пространстве, способствующие решению проблем гуманистического воспитания и образования в современном обществе. Статья обладает ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку объединяет исследования в педагогике, психологии, философии, филологии, журналистике и других научных областях и опирается на работы ведущих зарубежных и отечественных исследователей. Теоретико-практическая значимость и научная новизна работы состоит в том, что предпринята попытка исследовать деятельность современных массмедиа, направленную на воспитание гуманистического отношения общества к людям с особенностями развития. Автор рассматривает особенности освещения проблем аутизма и людей с расстройствами аутистического спектра в интернет-СМИ и приходит к выводу о том, что интернет-локусы современного информационного пространства, в которых реализуются воспитательная и культурно-просветительская функции массмедиа, обладают высоким педагогическим потенциалом. В то же время они выполняют важную миссию по воспитанию в обществе гуманистического отношения к личностям с особенностями развития и по его гуманизации в целом.
Ключевые слова: гуманистическое воспитание, гуманизация, педагогика, общество, интернет-СМИ, аутизм
Введение. Современный мир постепенно движется в сторону гуманизации отношения к категориям лиц, которые ранее подвергались социальному остракизму и иным формам дискриминационных практик. Человечество старается решать этнические, религиозные, гендерные, профессиональные и иные социальные проблемы, стремится к мирному разрешению конфликтов и построению глобальной социальной, воспитательной и политической архитектуры гуманистического решения проблемных вопросов развития.
Следует отметить, что большую роль в этих процессах играют медиа, которые реализуют информационную, культурно-просветительскую, воспитательную функции и выполняют миссию трансляции гуманистических ценностей, то есть воспитывают в обществе гуманистическое отношение к процессам, происходящим в современном мире.
При этом гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие
личности и предполагает гуманный характер отношений между обществом и средствами массовой информации, реализующими воспитательную функцию общества по отношению к личностям с особенностями развития.
Одним из признаков воспитания гуманистического отношения общества к личностям с особенностями развития является освещение благотворных для человека качеств, свойств, возможностей использовать гуманистические ценности во благо человека. При этом гуманистические ценности остаются едиными для всех сфер общественной жизни. В этом случае особое значение приобретает медийная демонстрация этого единства. Описывая темы, раскрывающие проблематику общественных явлений, описывая, какие качества являются человечными и позитивными в самом человеке и что признаётся ценным в виде комбинации наших нейтральных и позитивных качеств, современные интернет-СМИ на практике реализуют
© Важенина О. А., 2018
29
воспитательную функцию и участвуют в процессе гуманистического воспитания.
Гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни, что и является целью воспитания гуманистического отношения общества к личностям с особенностями развития [7].
Благодаря трансляции современными массмедиа именно такой формулировки цели воспитания, у общества появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, своё право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на неё общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры, которые способствуют повышению уровня гуманистического воспитания общества, в том числе и в отношении личностей с особенностями развития.
Несмотря на определённые успехи в повышении уровня гуманистического воспитания общества на современном этапе, необходимо отметить, что многие проблемы гуманизации общества продолжают оставаться нерешёнными. Одним из таких проблемных вопросов является отношение общественности к людям с особенностями развития и ограниченными возможностями.
Деятельность средств массовой информации по освещению данной проблематики сегодня не подразумевает социально маркируемого сострадания, проявляемого в подаче милостыни или иных формах помощи. На современном этапе развития общественных отношений одной из задач СМИ как социального института является оказание помощи другим социальным институтам в воспитании гуманистического отношения общества к людям с особенностями развития. Данная задача заключается в воспитании в обществе признания общечеловеческого статуса за людьми с ограниченными возможностями и с особенностями развития. В процессе воспи-
тания средствами массовой информации гуманистического отношения общества к тем или иным проблемам отдельно стоит выделить категории душевнобольных людей и людей с особенностями психического развития.
В данном контексте стоит отметить, что общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остаётся идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал даёт статичную характеристику личности. Динамическая же её характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Именно реализации этих процессов способствуют современные средства массовой информации, выступающие инструментами воспитания гуманистического отношения к проблемам личностей с особенностями развития [20].
Так, благодаря общественным трансформациям, произошедшим в конце XIX -начале XX века, тренд негативного восприятия психически отклоняющихся людей постепенно меняется на идею создания особой среды вспомоществования, а затем и просто инклюзивной среды равных возможностей. И этому в немалой степени способствовало формирование нового информационного медиапространства. Одна из наиболее актуальных проблем, поднимаемых в современном медиапространстве, связана с социализацией людей с расстройствами аутистического спектра, поскольку решение задач восприятия обществом таких людей часто упирается в неготовность самого общества к их принятию. Чрезвычайно важно понимать, как деятельность средств массовой информации может содействовать процессу гуманистического воспитания общества в вопросах восприятия лиц с расстройствами аутистического спектра или аутистическими чертами личности.
Современным трендом медиапрост-ранства является постепенное изменение освещения статуса людей с аутистическими чертами личности. Когда эта проблема впервые была актуализирована средствами массовой информации, аутистические проявления носили статус болезни. После
этого произошла трансформация этого понятия, и в медиапространстве был сформирован другой статус - отклонение, затем -расстройство. Наконец, в начале XXI века в средствах массовой информации стали говорить об аутистических особенностях и на рубеже первого и второго десятилетий XXI столетия - об аутистических чертах личности.
Таким образом, специфика освещения комплекса аутистических синдромов в ме-дипространстве прошла путь от понимания этого комплекса как болезни и отклонения к признанию в качестве варианта нормы. Однако до общего решения проблем многих категорий «отклоняющихся людей» остаётся по-прежнему далеко, так как деятельность медиа по воспитанию гуманистического отношения общества к людям с особенностями психологического развития встречает некоторые препятствия. Данные препятствия связаны со сложностью освещения специфики социального аутизма, несмотря на то, что в процессе гуманистического воспитания медиа транслируют общие гуманистические ценности, такие как свобода, самоопределение, любовь, семья. В связи с этим исследование процессов реализации медиа информационной, культурно-просветительской, воспитательной функций в процессе гуманистического воспитания общества в отношении людей с особенностями развития обладает заметной актуальностью.
Методология и методы исследования. В основу исследования положена гипотеза о том, что в вопросах гуманистического воспитания общества, которое предполагает гуманный характер отношений между обществом и людьми с расстройствами аутистического спектра, то есть «нейро-типиками» с нейроатипичными людьми, особую роль играют интернет-СМИ, выступающие инструментом воспитания гуманистического отношения общества к людям с особенностями развития. К «нейротипи-кам» принято относить людей, относительно соответствующих статистической психической норме.
Для проверки этой гипотезы был проведён анализ новостных сообщений наиболее посещаемых и цитируемых новостных сайтов.
Согласно данным Brand Analitics, в середине 2017 года наиболее цитируемыми
новостными ресурсами Рунета стали: «РИА Новости», «ТАСС», Russia Today (на русском), Life, «РосБизнесКонсалтинг», Lenta. ru, «Интерфакс», «Газетами», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ».
Схожим образом выглядит ТОП новостных ресурсов по посещаемости по статистике Рамблер ТОП-100/Новости и СМИ: «РИА Новости», Lenta.ru, «Московский комсомолец», «Газетами», «Комсомольская правда», Russia Today (на русском), «РосБизнесКонсалтинг», «Вести.ру», StarHit.ru, «Федеральное агентство новостей».
Таким образом, наиболее посещаемыми и цитируемыми ресурсами одновременно являются «РИА Новости», Lenta.ru, «Газетам», Russia Today (на русском), «РосБизнесКонсалтинг». Соответственно, данные информационные сайты имеют, во-первых, большую степень влияния на интернет-сегмент медиапространства; во-вторых, в новостных сообщениях этих сайтов тематика освещения проблем людей с аутистическими расстройствами представлена наиболее комплексно.
В ходе работы были использованы теоретические методы исследования (анализ и синтез), для упорядочивания исследуемых материалов были применены такие общенаучные методы, как обобщение и формализация [24]. Также использовались такие специализированные методы исследования, как контент-анализ и анализ статистики.
Метод контент-анализа применялся при анализе медиасообщений об аутизме. В качестве единицы выборочной совокупности было выбрано новостное сообщение на наиболее посещаемых и цитируемых новостных порталах российского сегмента интернета, которое имеет относительно стабильный объём - от 2000 до 12 000 знаков («шортрид»/краткое новостное сообщение).
Наибольшую стабильность по объёму, характеру, способу трансляции, тематическому отношению показали новостные сообщения портала Lenta.ru. Именно они составили совокупную анализируемую выборку.
Основной единицей анализа выступала тематическая категория новостного сообщения, дополнительными единицами являлись эмоциональный контекст упоминания проблемы аутизма и аутистических расстройств в личности. Кроме этого, оце-
нивалась степень посвящения статьи именно по проблематике аутизма, а не включённость в более общий контекст.
В основу статьи положены ведущие общенаучные принципы и принципы педагогического исследования - рациональность, объективность, эмпиризм, контекстуаль-ность и системность.
Анализ процесса гуманистического воспитания общества базировался на работах учёных-педагогов, таких как Е. А. Авдеева [1], Е. А. Гринева, Л. Давлетшина [12], С. В. Фролова, С. В. Пепеляева, О. В. Прав-дина [21]. Современные учёные интерпретируют гуманизм как этическую жизненную позицию, основанную на идеях человечного отношения к окружающим, свободы самоопределения личности (в том числе и в выборе смысложизненных ориентаций). В процессе гуманистического воспитания общества актуализируются такие ключевые гуманистические ценности, как любовь, семья, участие в социальной жизни и социальное сотрудничество, творчество, свобода и самоопределение, толерантность и доброжелательность по отношению к другим людям.
Задача СМИ в процессе гуманистического воспитания общества заключается в организации просвещения общества относительно того, что общие ключевые гуманистические ценности доступны людям, отличающимся особенностями психической организации и моделями поведения. В исследовании информационной, воспитательной и культурно-просветительской функций современных интернет-СМИ, являющихся инструментом гуманистического воспитания общества в отношении людей с особенностями развития, мы опирались на теоретические положения таких исследователей, как Е. Л. Вартанова [7; 8; 9; 10], И. М. Дзялошинский [13-15], С. Л. Уразова [20; 21], Н. С. Гегелова [11], Л. П. Шестер-кина [23], Л. К. Лободенко [15]. Отдельно следует отметить диссертационную работу О. В. Белицкой [2], которая посвящена практикам конструирования педагогически ориентированного медиапространства и социализации личности посредством включения её в медиапространство образовательной организации. Диссертация Н. А. Нехаевой раскрывает роль медиасферы в трансформации массового сознания [16].
Специально посвящённые этому спектру вопросов исследования М. А. Бережной позволили оценить специфику освещения социальных проблем в медиасфере [3; 4; 6].
Социальная журналистика
как инструмент гуманистического воспитания общества
Как отмечает М. А. Бережная, функциональная специфика тематик, связанных с социальными проблемами, предполагает их включение в широкий контекст и, в первую очередь, в контекст конкретного социального бытования людей, в их деятельность, которая осуществляется параллельно данному информационному потоку и не без его влияния [3, с. 167]. Освещение проблем, имеющих высокую социальную значимость и остроту, не должно проводиться в контекстуальном вакууме абстрагировано от частных ситуаций и случаев. Тогда в медиапространстве формируется единый информационный фон, который показывает, как социальная проблема привлекает внимание не только обывателей, медиа и чиновников, но и научное и экспертное сообщество, специалистов из различных сфер, чья помощь могла бы способствовать решению этой проблемы.
Важно при этом, чтобы публикации, ориентированные на воспитание общества и формирование определённого общественного мнения о проблеме, носили ярко выраженный гуманистический характер, а не способствовали возникновению или эскалации конфликта. Как пишет М. А. Бережная, «особенность социальной проблематики в том, что она близка каждому человеку, и общие проблемы должны не разделять людей, как это принято думать, а объединять их» [6, с. 318].
С другой стороны, длительное освещение медиа социальной проблемы «приводит к привыканию общества к существованию того или иного явления» [3, с. 171], что может привести как к положительным следствиям (например, к смягчению отношения к социальным группам, которые ранее воспринимались как угроза), так и к негативным, когда люди перестают задумываться о том, что проблема нуждается в решении. Так, М. А. Бережная отмечает, что «все публикации, посвящённые проблематике социальной сферы, создают определённый
информационный фон, способствующий улучшению социальной ситуации или усугубляющий её» [6, с. 314].
Человек органично включён в свою жизненную среду, под которой исследователями понимается «совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми происходит развитие организма и психики индивида» [18, с. 170], и не может рассматриваться вне её контекста. В современных условиях медиа-пространство является одним из ключевых факторов формирования жизненной среды человека и гуманистического воспитания общества.
Н. М. Сараева на основании проведённого исследования также утверждает, что успешность психологической адаптации человека зависит от интенсивности его взаимодействия с жизненной средой и преобразовательной деятельности [18, с. 172]. Следует отметить, что для людей с расстройствами аутистического спектра, испытывающих дефицит социальных связей и взаимодействий, сложности эмоционального понимания и контакта с окружающими, современное медиапространство с его возможностями кастомизации (индивидуальной настройки) и интерактивности может служить дополняющей альтернативой сложно выстраиваемым социальным связям в «физическом пространстве» социальности. Даже невербальные аутисты зачастую способны полноценно воспринимать медиатекст и самостоятельно создавать тексты. Этот опыт получил широкое освещение и глубокий эмоциональный отклик в 2012 году в документальном кинофильме российских режиссёров О. Арлаускас и Н. Тихонова-Рау «В ауте» о невербальной девочке-аутистке Соне Шаталовой, который был основан на её дневниках.
Итак, с одной стороны, медиа, освещающие проблемы лиц с расстройствами аутистического спектра или аутистически-ми чертами личности, реализуют культурно-просветительскую и воспитательную функции и выполняют гуманистическую миссию, с другой стороны - формируют ме-диапространство, которое является альтернативным каналом социализации и формирования продуктивной и полноценной жизненной среды людей с расстройствами аутистического спектра.
Роль интернет-СМИ в воспитании гуманистического отношения общества к проблематике социального аутизма
В процессе медийного освещения проблематики аутизма в рамках гуманистического воспитания общества интернет-СМИ активно задействуют ряд гуманистических категорий, которые мы упоминали ранее.
В процессе анализа наиболее посещаемых и цитируемых новостных сайтов, таких как «РИА Новости»/«Россия сегодня», «Газетами», Lenta.ru, «РосБизнесКонсалтинг», Russia Today (русскоязычная версия), были проанализированы 1579 новостных сообщений за период с 1999 по 2017 год. Данный анализ показал динамику роста интереса к освещению средствами массовой информации проблематики аутизма, а также позволил выделить те гуманистические позиции, которые транслируются СМИ в процессе гуманистического воспитания общества в отношении людей с особенностями развития.
«РИА Новости» опубликовало 1023 новостных сообщения, «Газетами» - 250, Lenta.ru - 158, «РосБизнесКонсалтинг» -76, Russia Today (на русском) - 72 сообщения по тематике, связанной с освещением проблематики спектра аутистических расстройств.
На рубеже 1990-2000-х годов эта тема привлекала к себе внимание прессы лишь эпизодически. Начиная с середины 2000-х годов интерес к проблематике аутизма стабильно растёт, что отражается и на росте количества публикаций по данной тематике, соответственно, и на уровне вовлечённости пользовательской аудитории в процесс гуманистического воспитания.
Большое число новостных сообщений, связанных с проблематикой аутизма, в 2012-2013 годах объяснимо событиями, произошедшими в США, и массовым расстрелом в Сэнди Хук, последовавшим расследованием и судебным процессом над Адамом Питером Лэнза, который, согласно некоторым свидетельствам, имел синдром из спектра аутистических расстройств. Начиная с этого периода можно проследить рост интереса средств массовой информации к преступлениям, которые совершают люди с расстройствами аутистического спектра: террористические атаки, массовые
убийства, хакинг, кибершантаж. СМИ особенно привлёк вопрос о том, насколько распространён этот феномен в среде хакеров, поэтому этой проблеме посвящено достаточно большое число публикаций. Значительный рост числа материалов подобной тематики в 2015-2016 годах объясняется уже внутрироссийскими событиями - прежде всего, скандалом вокруг сестры-аути-ста модели Н. Водяновой, которую выгнали сотрудники кафе, и последовавшей за этим общественной реакцией, судебным процессом и примирением сторон.
Полярность рассмотренного отношения к людям с аутистическими расстройствами актуализировала вопросы воспитания средствами массовой информации гуманистического отношения общества к ним, которое будет затруднено без объяснения специфики данных расстройств, а также без трансляции гуманистических ценностей.
Так, в 2016-2017 годах наблюдается не только рост общего уровня числа публикаций о проблемах людей с аутизмом, но меняется и характер публикаций: наблюдается тенденция гуманизации в отношении людей с расстройствами аутистического спектра. Данная тенденция может быть интерпретирована как результат деятельности массмедиа по гуманистическому воспитанию общества в отношении людей с аутистическими расстройствами.
Проведённый контент-анализ интернет-сайтов позволил выяснить частотность специального понимания аутизма, то есть выделить те новостные сообщения, которые содержат информацию именно по проблематике аутизма (а не используют этот термин, например, в переносном значении или в качестве упоминания в более общем контексте проблематики психических заболеваний и особенностей поведения), а также определить эмоциональный контекст упоминаний по проблематике аутизма. Показательным в этом отношении является контент сайта Lentа.ru, во внутренней структуре которого выделены следующие ведущие тематические рубрики: «Россия», «Мир», «Бывший СССР», «Экономика», «Общественные ценности», «Интернет и СМИ» и другие темы.
Наибольшее число сообщений было размещено в тематической рубрике «Общество», к которой были отнесены 75 публи-
каций, - это 47,5 % от общего числа сообщений. При этом в этой же рубрике и самый высокий процент сообщений, имеющих негативный эмоциональный контекст (70,7 %), и наибольшее число статей, специально посвящённых проблемам аутизма и людям с расстройствами аутистического спектра (34,7 %); кроме того, эта рубрика играет ведущую роль в реализации воспитательной функции СМИ.
Далее с точки зрения соотношения информации, связанной с аутизмом, к общему числу сообщений идут научно-познавательные публикации, а также информационные сообщения о крупных всероссийских и международных конференциях по проблемам аутизма. Общее число сообщений равно 36 (22,8 %). Здесь отмечается высокий уровень сообщений с нейтральным эмоциональным контекстом (66,7 %), при этом процент статей, специально посвящённых проблемам аутизма, а не просто упоминающих аутизм в контексте более общей темы сообщения (например, сообщения об обнаружении цепочек генов, ответственных за развитие отдельных категорий психических заболеваний или возникновения особенностей развития), ниже (13,9 %).
Далее идут материалы по исследуемой тематике из области культуры и искусства - статьи, связанные с художественной теле- и видеопродукцией, документальными фильмами, предназначенными для телетрансляции и выигравшими какую-либо премию в области искусства. К этой тематической категории относится 14 сообщений (8,9 %).
К остальным категориям относится в общей сложности 33 сообщения (20,8 %).
Анализ содержания новостных сообщений позволил выявить используемые в СМИ характеристики людей с расстройствами аутистического спектра, указываемые особенности их поведенческих моделей, диагностические критерии различных расстройств и гуманистические ценности, которые транслируют интернет-СМИ в процессе гуманистического воспитания общества.
Несмотря на некоторую некорректность освещения характера аутистических расстройств (в сравнении с научными публикациями по медицине), интернет-СМИ, тем не менее, активно пропагандируют идею о человечности (пусть и инаковости) людей
с расстройствами аутистического спектра, важности для них таких гуманистических ценностей, как семья, любовь, самоопределение и свобода, что является неотъемлемой частью гуманистического воспитания.
К примеру, в статье «Кто они, дети дождя?» (Татьяна Приходько, 04.09.2008 г.) автор не только описывает сложности коммуникации с аутистами, такие как трудность в установлении зрительного контакта, которого избегают люди с РАС (расстройствами аутистического спектра), повторяющиеся стереотипические действия и т. д., но и предлагает читателю попробовать представить себя на месте человека с РАС, что является одним из методов педагогического воспитания. Для человека с РАС внешняя сенсорная информация не складывается в общую картину, столь легко обрабатываемую и, что важно, большей частью игнорируемую мозгом нейротипиков. Автор обращает внимание на то, насколько важно для аутистов, особенно юных, устанавливать контакт с нейротипичными людьми. Таким образом, в процессе гуманистического воспитания общества автор транслирует такие гуманистические позиции, как ценность социального сотрудничества в обоюдно комфортных условиях, а также показывает, какой ценный опыт приобретают дети, получившие опыт общения с аутистами. Автор статьи указывает также на то, насколько положительно это влияет на попытки построить систему инклюзивного образования, способствующую пропаганде таких гуманистических ценностей, как терпимость и толерантное отношение к инаковости других людей, что представляет собой основу гуманистического воспитания.
В статье «Думай о хорошем» (Светлана Поворазнюк, 06.02.2018 г.), тема аутизма освещается под неожиданным углом. Интернет-магазин «Наивно? Очень», выпускающий одежду и предметы для дома, использует работы художников с расстройствами аутистического спектра. По мнению создателя проекта, для его участников важно, чтобы социальная составляющая была не главенствующей, а сопутствующей покупке (первоначально клиенты ясно давали понять, что покупают, только чтобы поддержать людей с аутизмом). Автор сообщает, что и для неё, и для художников важно, чтобы вещи выбирали без привязки к «осо-бости» авторов: таким образом, покупате-
ли действительно признают талант особых художников, уважают их труд. В свою очередь, средства массовой информации таким образом воспитывают в обществе умение воспринимать людей с особенностями развития как полноценных членов общества, что влияет на гармонизацию отношений между данными категориями общества и является целью гуманистического воспитания. В дополнении к этому, данная статья указывает на важность социального признания, социального сотрудничества и творчества, являющихся основополагающими гуманистическими ценностями гуманистического воспитания.
Гуманистическое воспитание осуществляется также в процессе актуализации в массмедиа таких гуманистических ценностей, как любовь и семья. Именно они представлены в статье «Почему вы привели такого ненормального мальчика? (Почему формальная забота об инвалидах мешает здоровым и больным)», где рассказывается об опыте родителей, имеющих детей с особенностями развития, в частности, с аутизмом. Автор раскрывает проблемы и чувства именно родителей, которые стремятся обеспечить своему ребёнку полноценную жизнь, становясь при этом порой «жертвами перегибов инклюзивного образования» (Наталья Гранина, 21.05.2017 г.). Аналогичное звучание имеет проблематика статьи «Горы покоряются всем» (Алсу Гузаирова, 25.12.2016 г.).
В то же время отмечается и наличие статей, которые не способствуют восприятию обществом гуманистических позиций в отношении людей с особенностями развития, а следовательно, в определённой степени усложняют процесс гуманистического воспитания. В статье «Раскрыта неожиданная польза мультивитаминов» (2017 г.) сообщается, что приём мультиви-таминных комплексов в период беременности позволяет женщинам снизить вероятность рождения ребёнка с аутизмом и сопутствующей умственной недееспособностью. Этот пример приведён в качестве некорректной интерпретации диагностических критериев и психических и поведенческих особенностей расстройств аутистического спектра, поскольку с точки зрения современной медицины можно говорить лишь об определённом ограничении когнитивных способностей и лишь в случае не-
которых вариантов расстройств аутистического спектра. Даже ранний детский аутизм отнюдь не обязательно означает умственную недееспособность, а синдром Асперге-ра, например, часто вообще не затрагивает когнитивные способности человека и его умственную дееспособность.
К примерам некорректного освещения проблемы социального аутизма можно отнести статью «Ум за разум» (07.02.2018 г.), в которой автор определяет аутизм как психическое заболевание, при котором люди не могут сочувствовать другим. На практике медицинские исследования указывают лишь на сложность в эмпатии, т.е. в первую очередь процессов распознавания и понимания чужих эмоций. Сочувствие и сопереживание являются производными когнитивного базиса эмпатии (эмоционального интеллекта), и хотя люди с одним из синдромов спектра аутистических расстройств действительно испытывают сложности в этой сфере, это не означает, что сочувствие им недоступно.
Сочувствие для людей с РАС затруднено именно в силу сложности понимания эмоций, но столь же важно для них, причём не только в форме рецепции чужого участия, но в форме выражения и трансляции своего сопереживания.
Причинами замедления процесса гуманистического воспитания общества в отношении людей с особенностями развития является ещё и то, что зачастую авторы статей употребляют вместо принятого научного оборота, например, «расстройства аутистического спектра», некорректный термин «аутист».
Помимо этого, как показал анализ интернет-порталов, внимание интернет-СМИ, как правило, приковано к негативным ситуациям, конфликтам, а также преступлениям, совершаемым людьми с расстройствами аутистического спектра (в то время как статистически их количество незаметно среди преступлений, совершаемых «нейро-типиками»).
Зачастую это статьи, посвящённые массовым убийствам в американских школах, а также статистически значимое число статей, связанных с проникновением в Белый дом США мужчины-аутиста (что само по себе не является преступлением, но интерпретировалось как угроза национальной безопасности и, соответственно, престу-
пление), статьи о попытке массового убийства, совершённой в Калифорнии сыном голливудского режиссёра Питера Рождерса Элиотом.
Подобная концентрация и акцентирование нейтрофизиологических особенностей преступников приводит к формированию искажённых представлений о том, что все люди с РАС потенциально опасны, а следовательно, препятствует процессу гуманистического воспитания общества в отношении людей с РАС.
Небрежное отношение к освещению проблематики аутизма создаёт барьеры на пути правильного понимания вопросов аутизма читателями, что существенно повлияет на характер социального отношения к людям с РАС и процессы гуманизации общества в их отношении. Отметим, что с начала 2000-х годов наблюдается постепенный прогресс в развёрнутости освещения феномена аутизма и с начала 2010-х годов - повышение уровня научной корректности в информационном освещении интернет-СМИ этой проблематики. Анализ публикаций интернет-СМИ также выявил, что в процессе гуманистического воспитания общества в отношении людей с РАС средства массовой информации используют практически все педагогические методы воспитания: просвещение, убеждение и формирование сознания; методы стимулирования общения, организации жизнедеятельности и общения. Ведущую роль в процессе гуманистического воспитания общества в отношении людей с РАС играют также и такие методы гуманистической педагогики, как личный пример, поощрение, разъяснение, воспитывающая ситуация, сотрудничество. Все эти педагогические методы воспитания активно применяются в информационных сообщениях, ставших базой контент-анализа в данной статье.
Выводы. Современные интернет-СМИ как инструмент гуманистического воспитания общества, формирующие доброжелательное и гуманистическое восприятие людей с особенностями развития, являются мощным средством педагогического воздействия на людей и фактором потенциальной альтернативной социализации людей с расстройствами аутистического спектра. Если в 1980-1990-х годах телевидение нередко называли «третьим родителем», то в 2010-х годах по аналогии можно
говорить уже об интернете как о «родителе четвёртом». Экспертные сообщества по различным проблемам, деятели культуры и искусства, сами пользователи и потребители медиаконтента способствуют реализации информационной, культурно-просветительской и воспитательной функций интернет-СМИ. В процессе гуманистического воспитания СМИ пропагандируют гуманистические ценности, такие как любовь, семья, участие в социальной жизни и социальное сотрудничество, творчество, свобода и самоопределение, толерантность и доброжелательность по отношению к другим людям, используя при этом методы гуманистической педагогики.
Вместе с тем исследование показало, что интернет-СМИ не в полной мере реализуют свою культурно-просветительскую и воспитательную функции, поскольку не всегда корректно и порой односторонне описывают черты и особенности людей с расстройствами аутистического спектра, что, в свою очередь, затрудняет процесс гуманистического воспитания общества. Анализ показал, что зачастую основное внимание интернет-СМИ приковано к негативным ситуациям, конфликтам, а также престу-
плениям, совершаемым людьми с расстройствами аутистического спектра. На современном этапе принятия обществом данной проблематики такой подход средств массовой информации не способствует полноценной реализации гуманистической миссии медиа. Вместе с тем проведённое исследование позволяет также сформулировать определённые рекомендации по повышению профессионального уровня интернет-СМИ и в целом современного ме-диапространства, освещающего проблемы людей с ограниченными возможностями. К ним можно отнести разработку психологического и социально-педагогического словаря для специалистов медиасферы, который позволил бы повысить их образовательный уровень и усилить научную составляющую информационных сообщений о социальных проблемах, связанных с аутизмом. Во-вторых, целесообразно включить в образовательную программу подготовки медиа-специалистов элективные курсы, связанные с пониманием современного гуманизма в принципе, проблем гуманистического воспитания и образования, взаимоотношений общества с индивидами, обладающими личностными особенностями.
Список литературы
1. Авдеева Е. А. Медиавоспитание Как Ответ На Вызовы Нашего Времени // Философия образования. 2015. № 2. С. 85-92.
2. Белицкая О. В. Развитие педагогически ориентированного медиапространства профессиональной образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2015. 24 с.
3. Бережная М. А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 1/2. С. 167-172.
4. Бережная М. А. Объектный и предметный принципы освещения социальной проблематики на телеэкране // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Вып. 3, ч. 2. С. 314-319.
5. Бережная М. А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2009. 396 с.
6. Гозман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. М.: Прогресс, 2004. 237 с.
7. Вартанова Е. Л. К вопросу о функциях журналистики // МедиаАльманах. 2016. № 3. С. 8-10.
8. Вартанова Е. Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // Медиа-Альманах. 2015. № 4. С. 8-10.
9. Вартанова Е. Л. Современные медиа как «расширения» общества // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 8-10.
10. Вартанова Е. Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. № 1. С. 6-15.
11. Гегелова Н. С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2012. 378 с.
12. Гринёва Е. А., Давлетшина Л. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.
13. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям? М.: Престиж, 2006. 102 с.
14. Дзялошинский И. М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия // Медиа-скоп. 2008. № 2. С. 19.
15. Дзялошинский И. М. Толерантность и мультикультурализм - ценностные ориентиры СМИ // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 122-125.
16. Лободенко Л. К. Новые медиа: сущностные признаки, основные подходы к типологии // Интегрированные коммуникации в новых медиа / под ред. Л. П. Шестеркиной. Челябинск: ЮУрГУ, 2016. С. 24-35.
17. Нехаева Н. А. Социально-философский аспект исследования роли медиасферы в трансформации массового сознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Новосибирск, 2009. 24 с.
18. Сараева Н. М. Естественное и социальное в психологической адаптации // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2014. № 5. С. 171-178.
19. Сараева Н. М. Проблема системообразующего фактора системы «человек - жизненная среда» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 2. С. 169-174.
20. Таланова Т. В. Гуманистические доминанты в воспитании детей с девиантным поведением в США: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2013. 168 с.
21. Уразова С. Л. О гуманитарных практиках современных экранных технологий // Вестник ВГИК. 2011. № 8. С. 74-83.
22. Уразова С. Л. Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2012. 452 с.
23. Фролова С. В., Пепеляева С. В., Правдина О. В. Духовно-нравственное воспитание в современной России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. С. 275-277.
24. Шестёркина, Л. П., Сабитова А. Р. Современные тенденции развития социальной журналистики на российском телевидении // Гуманитарный вектор. Сер. Филологические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 83-88.
25. Яркова Е. Н. Методология гуманитарных исследований: опыт эпистемологической систематизации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 2. С. 3-10.
Статья поступила в редакцию 05.03.2018; принята к публикации 30.03.2018
Библиографическое описание статьи
Важенина О. А. Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 29-39. DOI: 10.21209/2542-0089-201813-2-29-39.
Olga A. Vazhenina,
Lecturer,
South Ural State University (76 Lenina av., Chelyabinsk, 454000, Russia), e-mail: [email protected]
Mass Media as a Tool of Humanistic Education in Society
The relevance of the article is due to the need to analyze the upbringing process of humanistic attitude to individuals with special needs, in order to strengthen the processes of humanization of modern society through the Internet media. The issues of coverage of social adaptation in contemporary media space have a pronounced interdisciplinary character since they combine research in pedagogy, psychology, philosophy, philology, journalism and other scientific fields. The article is based on the work of leading foreign and domestic researchers. The theoretical and practical significance and scientific novelty of the work consists in the fact that an attempt is made to investigate the activities of modern media aimed at raising the humanistic attitude of society to people with disabilities. The author examines the peculiarities of coverage of autism problems and people with autism spectrum disorders in the Internet media and concludes that the Internet loci of the modern information space in which information, cultural and educational functions of mass media are realized have a high pedagogical potential. At the same time, they carry out an important mission to educate society on humanistic attitude to individuals with special needs and its humanization in general.
Keywords: humanistic education, humanization, pedagogy, society, Internet media, autism
References
1. Avdeeva E. A. Mediavospitanie Kak Otvet Na Vyzovy Nashego Vremeni // Filosofiya obrazovaniya. 2015. № 2. S. 85-92.
2. Belickaya O. V. Razvitie pedagogicheski orientirovannogo mediaprostranstva professional'noj obrazovatel'noj organizacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Saratov, 2015. 24 s.
3. Berezhnaya M. A. Algoritmy osveshcheniya social'nyh problem na teleehkrane // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2009. № 1/2. S. 167-172.
4. Berezhnaya M. A. Ob»ektnyj i predmetnyj principy osveshcheniya social'noj problematiki na teleehkrane // Vestnik SPbGU. Ser. 9. Vyp. 3, ch. 2. S. 314-319.
5. Berezhnaya M. A. Problematika social'noj sfery v televizionnoj zhurnalistike: aktualizaciya pozitivnogo diskursa: dis. ... d-ra filol. nauk: 10.01.10. M., 2009. 396 s.
6. Gozman O. S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI veka. M.: Progress, 2004. 237 s.
7. Vartanova E. L. K voprosu o funkciyah zhurnalistiki // MediaAl'manah. 2016. № 3. S. 8-10.
8. Vartanova E. L. Novye media kak kul'turnoe prostranstvo sovremennogo obshchestva // MediaAl'manah. 2015. № 4. S. 8-10.
9. Vartanova E. L. Sovremennye media kak «rasshireniya» obshchestva // MediaAl'manah. 2016. № 1. S. 8-10.
10. Vartanova E. L. Faktory modernizacii rossijskih SMI i problema social'noj otvetstvennosti // Mediaskop. 2009. № 1. S. 6-15.
11. Gegelova N. S. Kul'turno-prosvetitel'skaya missiya televideniya: dis. ... d-ra filol. nauk: 10.01.10. M., 2012. 378 s.
12. Grinyova E. A., Davletshina L. K voprosu o sushchnosti ponyatij «duhovnost'», «nravstvennost'», «duhovno-nravstvennyj potencial» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. S. 249.
13. Dzyaloshinskij I. M. ZHurnalistika souchastiya. Kak sdelat' SMI poleznymi lyudyam? M.: Prestizh, 2006. 102 s.
14. Dzyaloshinskij I. M. SMI i obshchestvennye instituty: perspektivy vzaimodejstviya // Mediaskop. 2008. № 2. S. 19.
15. Dzyaloshinskij I. M. Tolerantnost' i mul'tikul'turalizm - cennostnye orientiry SMI // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2011. № 2. S. 122-125.
16. Lobodenko L. K. Novye media: sushchnostnye priznaki, osnovnye podhody k tipologii // Integrirovannye kommunikacii v novyh media / pod red. L. P. SHesterkinoj. CHelyabinsk: YUUrGU, 2016. S. 24-35.
17. Nekhaeva N. A. Social'no-filosofskij aspekt issledovaniya roli mediasfery v transformacii massovogo soznaniya: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Novosibirsk, 2009. 24 s.
18. Saraeva N. M. Estestvennoe i social'noe v psihologicheskoj adaptacii // Problema sootnosheniya estestvennogo i social'nogo v obshchestve i cheloveke. 2014. № 5. S. 171-178.
19. Saraeva N. M. Problema sistemoobrazuyushchego faktora sistemy «chelovek - zhiznennaya sreda» // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 4, ch. 2. S. 169-174.
20. Talanova T. V. Gumanisticheskie dominanty v vospitanii detej s deviantnym povedeniem v SSHA: dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.01. CHeboksary, 2013. 168 s.
21. Urazova S. L. O gumanitarnyh praktikah sovremennyh ehkrannyh tekhnologij // Vestnik VGIK. 2011. № 8. S. 74-83.
22. Urazova S. L. Televidenie kak institucional'naya sistema otrazheniya sociokul'turnyh potrebnostej: dis. ... d-ra filol. nauk: 10.01.10. M., 2012. 452 s.
23. Frolova S. V., Pepelyaeva S. V., Pravdina O. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sovremennoj Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 1-2. S. 275-277.
24. SHestyorkina, L. P., Sabitova A. R. Sovremennye tendencii razvitiya social'noj zhurnalistiki na rossijskom televidenii // Gumanitarnyj vektor. Ser. Filologicheskie nauki. 2017. T. 12, № 5. S. 83-88.
25. YArkova E. N. Metodologiya gumanitarnyh issledovanij: opyt ehpistemologicheskoj sistematizacii // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ehkonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2006. № 2. S. 3-10.
Received: March 05, 2018; accepted for publication March 30, 2018
Reference to the article
Vazhenina O. A. Mass Media as a Tool of Humanistic Education in Society // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 2. PP. 29-39. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-29-39.