РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^ издательство
Креативная экономика
масштабы теневой экономики и определение размеров теневой занятости населения в кыргызской Республике
Савин В.Е.1, Гапурбаева Ш.Р. 1
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье рассматривается сущность, функции и место теневой экономики и теневой занятости в социально-экономической системе страны, вскрываются причины, условия и масштабы развития этих процессов в обществе, а также предлагается комплекс мер по совершенствованию их учета и сокращению объемов развития теневых отношений в экономике Кыргызстана.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневые отношения, теневая экономика, теневая занятость, формальный сектор, неформальный сектор, безработица.
scale of shadow economy and determination of the level of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic
Savin V.E.1, Gapurbaeva Sh.R.1
1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan
введение
В современном мире особое место занимает проблема теневой экономики, которая своими нитями опутала все социально-экономические процессы в обществе. Ее влияние так велико, что составляет реальную угрозу экономической безопасности и развитию страны в целом, что может привести к развитию протестных выступлений в стране, и поэтому возникает объективная необходимость анализа этих явлений и принятия эффективных мер по сокращению теневого сектора экономики. В современном мире теневая экономика по разным оценкам производит как минимум 35 трлн долларов добавленной стоимости в год и составляет около 30 % мирового ВВП1, и сведения об этом не отражаются ни в бухгалтерских отчетах предприятий, ни в официальной статистике государства и мира в целом. В постсоциалистических странах в
1 Рекомендация МОТ № 204 о переходе от неформальной к формальной экономике, 2015 г.
период формирования рыночной экономики стала бурно развиваться теневая экономика, которая имела место и в советский период, поэтому истоки теневой экономики идут из советского прошлого, как справедливо об этом пишет С.Ю Барсукова [1, с. 76] (Barsukova, 2004). Истории развития теневой экономики и ее глубокое исследование как явления начались во второй половине ХХ века западными учеными, что представлено в ретроспективном анализе в статьях Ю.В. Бурова [2] (Burov, 2017). Ученый доказывает, что и в плановой экономике советского периода существовала и довольно активно развивалась теневая экономика. Эти же доводы имеются и в трудах других российских ученых, которые внесли большой вклад в исследование проблем теневой экономики, ее масштабах и причинах.
Но в период трансформации экономической системы в экономике сложились еще более благоприятные условия для ее развития, и, что особо опасно, теневая экономика стала весьма успешно развиваться и в легальном секторе, используя его ресурсы, опутывая своими нитями все сферы общественной и социально-экономической жизни. Это означает, что сложность перехода к рыночным отношениям предоставила широкий простор для развития теневых отношений, произошел быстрый рост ее масштабов, и она стала выступать антиподом официальной экономики в стране, превратившись, по сути, во вторую экономику. Поэтому сложилась объективная необходимость сокращения теневого сектора в экономике, поскольку ее действия не только негативно влияют на экономическое развитие страны, но и «разъедают» нравственные устои в обществе, формируется мнение, что добиться поставленных целей возможно только участвуя в теневых отношениях.
В этих условиях остро стоит проблема разработки методов определения масштабов теневой экономики, что в достаточной мере освещено в работах В.В. Попова [5] (Popov,
ABSTRACT:_
The article considers the essence, function and the place of the shadow economy and informal employment in socio-economic system of the country. We reveal the causes, conditions and scale of development of these processes in society and suggest measures to improve their accounting and reduce the development of shadow relations in the economy of Kyrgyzstan.
KEYWORDS: shadow relations, shadow economy informal employment, formal sector, informal sector, unemployment
JEL Classification: J46, J64, 017 Received: 07.11.2017 / Published: 28.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Savin V.E. (Shahnoza.gapurbaeva0mail.ru)
CITATION:_
Savin V.E., Gapurbaeva Sh.R. (2017) Masshtaby tenevoy ekonomiki i opredelenie razmerov tenevoy zanyatosti naseleniya v Kyrgyzskoy Respublike [Scale of shadow economy and determination of the level of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4351-4366. doi: 10.18334/rp.18.24.38623
2002), А. Пономаренко [4] (Ропотагепко, 1997). Как отмечают ученые И.И. Елисеева и Н.В. Бурова [6] (Eliseeva, Burova, 2001), эта научная тематика исследована не в полной мере с точки зрения информационного и методологического обеспечения, в то же время острота проблемы в современном мире требует углубленного внимания и разработки. Поэтому в этих условиях формирование социально-экономической политики, имеющей основным направлением своих реформ формирование такой экономики, основу которой составляет «свобода производства и предпринимательства» при соблюдении законов и порядка, ведет к сокращению уровня бедности населения до минимальных пороговых значений и повышению уровня жизни всего населения страны.
Теневая экономика - это особая специфическая система, которая включает большое количество разнообразных связей, неконтролируемых и нерегулируемых правительством, не исполняет нормативно-правовые документы, действующие в стране, действует по своим законам и нормам, действуют без участия государства, т.е. нелегально, что создает альтернативный механизм управления экономикой.
По нашему мнению, теневая экономика представляет собой неконтролируемый и неучтенный государством процесс воспроизводства на всех его стадиях, не проходящий по материалам государственной статистики, субъекты которого используют объекты государственной, негосударственной и криминальной собственности в целях получения высоких прибылей для собственного обогащения.
Данный феномен, теневая экономика, как явление возник очень давно и активно развивается. При этом следует подчеркнуть, что до сих пор не сформулировано единое научное определение этого процесса, еще до конца не выяснен его механизм, и, как отмечает Буров Ю.В. [2] (Burov, 2017), зачастую неэффективными становятся те меры, которые предпринимаются в целях ее сокращения и искоренения.
Для обозначения этого феномена применяются различные определения: «теневая экономика», «неформальная экономика», «нелегальный сектор экономики», «ненаблюдаемая экономика», которые в определенном смысле выступают синонимами, и иногда имеют различия в трактовке.
Общепринято определять теневую экономику как незаконную предпринимательскую деятельность, не облагаемую налогами и использующую нелегально рабочую
ОБ АВТОРАХ:_
Савин Виктор Евгеньевич, декан факультета экономики и финансов БГУ им. К. Карасаева, доктор экономических наук, профессор (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
Гапурбаева Шахнос Розижановна, кандидат экономических наук, и.о. доцента (Shahnoza.gapurbaeva@ mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Савин В.Е., Гапурбаева Ш.Р. Масштабы теневой экономики и определение размеров теневой занятости населения в Кыргызской Республике // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. -С. 4351-4366. Сог 10.18334/гр.18.24.38623
силу. При этом субъекты теневой деятельности нарушают законы и имеют «покровителей» во властных структурах. Теневая экономика является деятельностью, которая противоречит действующему в стране законодательству, действует нелегально и подпитывает уголовные преступления в стране. Приведенные определения являются верными, каждое из которых характеризует ту или иную сторону теневой экономики, но все они подчеркивают, что теневая деятельность осуществляется незаконно.
Причины теневой экономики. Существует ряд причин, которые составляют питательную среду для формирования и развития теневой экономики. Обстоятельно обобщены различные подходы к выявлению причин существования и развитию теневой экономики В.Ю. Буровым в монографии «Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования» [7, с. 28-35] (Burov, 2014). Некоторые исследователи [8, с. 145] (Savina, 2015) выделяют следующие факторы обуславливающие увеличение масштабов теневой экономики: высокие налоги и ставки социальных отчислений, что формирует достаточно высокую стоимость подчинения закону и существующей власти.
Анализ развития причин и условий развития теневой экономики позволил выявить следующее. Ошибочные, а порой преступные действия при проведении социально-экономических преобразований при переходе к рынку на практике привели к подмене рыночного механизма хозяйствования. Думалось, что преобразование отношений собственности создаст эффективный механизм по управлению экономикой, но этого не произошло из-за того, что чиновничий аппарат и руководители предприятий практически за бесценок с нарушением нормативно-правовых документов приобрели объекты собственности, но не смогли обеспечить эффект приватизированных предприятий.
Существовало мнение, что рынок сам восстановит равновесие в экономике. Однако трансформационный кризис, разрыв устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями, сокращение производства, дефицит оборотных средств, высокие ставки по кредитам, кризис банковской системы, банкротство многих крупных предприятий, высокая инфляция и многое другое дестабилизировали экономическое развитие в стране, привели к росту безработицы и сокращению доходов у населения. Эти и другие ошибочные действия способствовали созданию коррупционного механизма экономической деятельности хозяйствующих субъектов, приведшего к обогащению определенной группы людей и обнищанию основной массы народа.
Таким образом, можно сказать, что расширение масштабов теневой экономики, превращения ее во вторую экономику страны есть результат действия противоречий, накопившихся за годы осуществления перехода на рыночные методы хозяйствования.
Неформальная трудовая деятельность. Следует отметить, что теневая экономика не затрачивает средств на подготовку кадров, а использует кадры, их квалификацию, созданную в легальной экономике страны, т.е. паразитирует на легальном секторе, извлекая огромные прибыли.
Теневая деятельность осуществляется и в разрешенных сферах функционирования предприятия, но направленных на укрывательство определенной части произведенной продукции, с целью ухода от налогов и получения больших доходов или присвоения материальных благ. В современных условиях в странах с трансформационной экономикой получила широкое распространение деятельность по производству товаров, приносящих вред здоровью человека, но пользующихся спросом в обществе, например, изготовление и продажа наркотиков, торговля людьми, нелегальная деятельность по пересадке органов, воровство, заказные убийства и другое, которое присутствует и в Кыргызской Республике в том числе.
Характеристика теневой экономики в стране. В Кыргызстане, начиная с начала XXI века, большое развитие получила теневая экономика, которая в настоящее время пронизывает все сферы жизни и затрагивает буквально каждого гражданина. По данным Нацстаткомитета Кыргызской Республики, теневая экономика в производстве составляла в 2000 г. 8,5 млрд сомов и в 2014 г. увеличилась до 61,7 млрд сомов, а удельный вес теневой экономики в составе валового внутреннего продукта - соответственно с 13,1 % до 19,9 %. При этом такая ситуация сохраняется и в настоящее время, как указано в таблице 1, темпы роста теневой экономики выше темпов роста ВВП. Так, например, в 2014 г. темп роста ВВП снизился, а теневая экономика выросла и составила 101,6 процентов к 2011 г. Удельный вес ненаблюдаемой экономики Кыргызской Республики в ВВП за 2000-2014 гг. варьировался в пределах 1-2 %. В данном временном промежутке проявляется устойчивая тенденция опережения темпов роста ненаблюдаемой экономики над темпами роста ВВП. Причем некоторые показатели темпов роста ВВП за 2000, 2007, 2010 и 2013 гг. не укладываются в общую тенденцию развития динамики ненаблюдаемой экономики [9].
По мнению экспертов, приведенные данные являются заниженными. Например, в опубликованном исследовании общественного объединения «Инвестиционный
Таблица 1
динамика изменения объемов скрытой и ненаблюдаемой экономики (в сопоставимых ценах, в процентах)
2000 2005 2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014
в % к предыдущему году
ВВП 105,4 99,8 103,1 102,9 99,5 106,0 99,9 110,9 104,0
ННЭ* 104,0 114,5 111,8 108,4 95,8 108,6 101,6 110,8 121,5
2000 = 100
ВВП 100,0 120,4 124,1 150,1 149,3 158,3 158,1 175,3 182,3
ННЭ 100,0 165,4 184,8 228,0 218,4 237,2 241,0 267,2 324,6
* - ненаблюдаемая экономика
Источник: [9].
круглый стол», проведенном по заказу Министерства экономики, говорится, что уровень теневой экономики равняется 39 % ВВП страны. При этом наибольший уровень сокрытия доходов зафиксирован в торговле - 18,3 %, обрабатывающей промышленности - 8,4 %, транспорте - 3,4 %, в строительстве и операциях с недвижимым имуществом - 2,1 %, в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг -1,4 % [10]. Следует согласиться с профессором Савиной С.Е. [11, с. 38] (Savina, 2014), которая отмечает, что теневая экономика в Кыргызской Республике превышает 60 %, но официально теневая экономика находится на уровне 40 %.
В условиях формирования рыночных отношений занятость в теневой экономике выполняет определенные функции. Теневая занятость, являясь частью системы отношений занятости, выполняет ее общие функции, а будучи элементом этой системы, обладает также и своими специфическими. Можно обозначить следующие функции занятости в теневой экономике:
сглаживает диспропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением в условиях деформированного рынка труда;
в условиях переходной экономики и отстранения государства от регулирования отношений занятости выполняет функцию воспроизводства рабочей силы; осуществляет распределение и перераспределение ВНД;
формирует новые качеств рабочей силы и более эффективно использует трудовой потенциал;
способствует сокращению бедности населения;
способствует более рациональному использованию экономически активного населения;
повышает возможности человека адаптироваться к новым сложным условиям переходного периода;
способствует устранению провалов рынка и государства. Теневая занятость населения активно применяется не только в теневой экономике, и легальной. Можно отметить ряд известных методов, таких как:
реальное трудоустройство по приказу работника, при этом причитающуюся заработную плату получает другой человек, не обязательно выполняющий его функциональные обязанности (так называемые «мертвые души»); законные выплаты и бонусы за определенные виды работ;
деятельность работника на официальном рабочем месте с использованием оборудования и материалов предприятия;
осуществление таких видов деятельности, которые не входят в должностные обязанности работника, либо бесплатно, либо по заниженной ставке; задержки зарплаты, отпускных и компенсационных выплат; прием на работу без оформления трудового договора, т.е. нелегально, и другое.
Теневая занятость характеризуется следующими показателями: доля нелегального сектора в валовом внутреннем продукте, доля нелегально занятых, величина издержек
и доходов. Теневой сектор производства для снижения издержек использует в большом количестве дешевую рабочую силу, предпочитая ручной труд вместо вложений в основной капитал, это означает, что человеческий капитал в неформальном секторе более важен, чем капитал физический.
Теневая занятость является превращенной формой, восполняющей «провалы» государства в рыночной системе, и в этом смысле систему связей и отношений занятости, можно сказать, предоставляет возможность трудоустройства экономически активным гражданам, выступает альтернативой официальному рынку труда и выполняет его функции. Для теневой занятости характерны некоторые особенности. Одна из них показывает, что зачастую происходит совмещение занятости в «формальном» и «неформальном» секторах экономики посредством нелегальной вторичной занятости. Скрытая занятость получила наибольшее распространение в сфере малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства, поскольку многие предприниматели не регистрируются в государственных органах с целью избежать уплаты всех видов налогов (в том числе социального и подоходного).
Рассматривая проблему теневой занятости, следует подчеркнуть, что в период перехода к рынку происходит модификация теневой занятости, появляются новые формы, возрождается система эксплуатации, бесправия, вплоть до работорговли и принуждения к занятиям криминального характера. Происходит «встраивание» теневых процессов в социально-экономическую жизнь страны, и в обществе складывается мнение, что это вполне приемлемо и иначе просто нельзя. Такие процессы возможны еще и потому, что новые институты еще не окрепли, не сформировались, многие имеют черты рынка и прежней структуры, и, что характерно, эти две системы довольно мирно уживаются, причем теневые процессы, как ржавчина, разъедают легальные структуры, порождая рост коррупции, преступности и незаконности. Растет криминальный мир, процветает наркоторговля, секс-бизнес, торговля оружием, заказные убийства, рэкет, втягиваются в этот процесс и государственные структуры, представители которых сами участвуют в разработке законов и других нормативно-правовых документов и либо сами обходят принятые законы, либо «крышуют» небескорыстно теневиков. Это имело место и в условиях социализма, но наибольший расцвет они получили в трансформационный период и процветают и в условиях уже сложившейся рыночной экономики Кыргызстана. Но при этом следует подчеркнуть, что дальнейший рост теневых процессов в социально-экономической жизни грозит экономической безопасности в стране.
Для работы в передовых отраслях необходимо иметь высокий профессионализм, опыт, квалификацию. Происходит перелив более квалифицированной рабочей силы в теневой сектор. Это объективный процесс, и чтобы переломить ситуацию, необходимо, с одной стороны, в официальной экономике активнее наращивать технический и технологический потенциал, а с другой, обеспечивать работникам материальные и моральные стимулы работать в легальной экономике.
Поэтому можно сказать, что и теневая занятость официально должна находиться в пределах 40 %, а «конвертная» зарплата составляет в стране 52 %.
В любом случае, несмотря на конкретные цифры уровня теневой экономики, можно признать, что теневые отношения не могли обойти стороной занятость населения. Масштабы теневой занятости должны быть, как минимум, соразмерными масштабам теневой экономики, а в действительности - на порядок выше, т.к. неформальная занятость встречается не только в теневой экономике, но и в легальном секторе. Так, например, «конвертная» заработная плата является разновидностью теневых отношений в сфере занятости. В нашей стране, согласно проведенным исследованиям [12], более 50 % заработной платы выдается в «конвертах» и, естественно, с нее не уплачивается никаких налогов.
Теневая занятость имеет место во всех странах. Так, например, по подсчетам экспертов общества «Инициатива социальной рыночной экономики» и Института немецкой экономики, в 2011 г. каждый третий гражданин этой страны работал нелегально на условиях почасовой оплаты, при этом безработные, пенсионеры и мигранты составляли только 33 % от всей численности нелегально работающих, а остальные совмещали легальную и нелегальную трудовую деятельность [13]. В численном выражении количество отработанных нелегально часов, подсчитанных в ходе социологических опросов, соответствует почти 3 млн рабочих мест, из которых, по мнению экспертов, одну треть можно легализовать. В 2011 г. объемы незаконной трудовой деятельности увеличились на 5-7 млрд евро по сравнению с 2010 г., что объясняется рецессией, в условиях которой сокращение доходов многие немцы стараются компенсировать, работая на дополнительных работах, преимущественно в сфере услуг.
Определить размеры теневой занятости довольно трудно, поскольку формальный и неформальные сектора тесно связаны между собой, нет четких границ между ними, а также отсутствуют статистические данные о теневой занятости. Кроме того, и в самом формальном секторе имеются работники, которые имеют и теневую занятость. Также трудно среди работников формального сектора выявлять лиц, желающих получить также и неформальную занятость.
Однако, несмотря на сложность определения масштабов неформальной занятости, в статистике накоплен довольно большой опыт по ее учету, с использованием разных методов выявления и обработки теневой занятости, которые зачастую приводят к различным результатам. Поэтому, чтобы получить наиболее достоверные данные, работники статистических органов используют комплексный подход, одновременно комбинируя разные методы, учитывая при этом оценки экспертов. В этой работе применяют сплошные или выборочные обследования, социологические опросы, а также метод макроэкономических расчетов. Среди всей совокупности методов ведущее место занимает балансовый метод, который основывается на использовании метода сравнения взаимосвязанных показателей, характеризующих исследуемые процессы с разных сторон [14] (Orekhovskiy, 1996). Например, доходы и расходы разных групп населения, ресурсы и их использование.
Полученные данные имеют большую достоверность в том случае, если при проведении этой работы задействовано большое количество взаимосвязанных показателей и их сопоставление показывает более реальную картину. Балансовый метод дает хорошие результаты при проведении макроэкономических расчетов, при составлении национальных счетов, расчете межотраслевого баланса, баланса денежных доходов и расходов занятого населения и т.п. Этот метод применяется при расчете показателя скрытой заработной платы, определяется стоимость услуг посредников, при выявлении приписок или, наоборот, выявления теневых цехов по производству продукции Неформальная занятость имеет место среди всех категорий трудоспособных граждан страны, и определить ее можно с помощью проведения статистической службой выборочного обследования, а также путем социологических опросов. Эти способы позволяют определить количество участников, которые вовлечены в теневые трудовые отношения и не трудятся на предприятиях формального сектора экономики.
Помимо расчетных данных рост неформального сектора подтверждается также данными о создании рабочих мест в республике. Например, в 2016 г. было создано 111,0 тыс. рабочих мест, из них в неформальном секторе - 105,1 тыс. мест, или 94,7 % против 63,3 % в 2010 г. Основная часть рабочих мест, созданных в неформальном секторе, приходится на Чуйскую (27,7 тыс. ед.), Джалал-Абадскую (24,0 тыс. ед.) и Ошскую (10,2 тыс. ед.) области, г. Бишкек (22,4 тыс. ед.) [15]. Это свидетельствует о том, что определенная часть населения переходит в неформальный сектор. Для оценки численности граждан, перешедших в неформальный сектор экономики, используется метод определения потерь экономически активного населения в базовом периоде.
Для определения масштабов вовлечения в теневые отношения занятости в численность неформально занятых включаются лица, работающие в формальном секторе экономики и регулярно имеющие дополнительную неформальную занятость. Для определения численности лиц, имеющих неформальную занятость, в составе занятых в экономике необходимо учитывать лиц, имеющих дополнительную занятость; ищущих дополнительную занятость; работников, занятых неполное рабочее время по решению администрации; лиц, зарплата которых ниже прожиточного минимума; лиц, занятых производством в домашнем хозяйстве товаров и услуг. Численность лиц, которые имеют зарплату ниже прожиточного минимума, определяется исходя из уровня средней зарплаты, сложившейся в отрасли, и численности занятых в отрасли.
Масштабы теневой занятости работников в отдельной отрасли обычно оценивают с помощью понятия неэффективного рабочего места, которое не обеспечивает работнику регулярного заработка при низкой заработной плате, платы, что вынуждает его к поискам дополнительных источников дохода.
В Кыргызстане имеет место большая межотраслевая дифференциация зарплаты. К высокооплачиваемым отраслям в республике, так же как и в других странах СНГ, относятся производство электроэнергии, финансовые институты, сфера страхования, цветная металлургия, транспорт и связь. В то же время, если проанализировать имею-
щиеся данные с точки зрения начисленной заработной платы на предприятиях, работники системы образования, здравоохранения, предприятий, оказывающих услуги, а также труженики сельского хозяйства получают доходы от трудовой деятельности немногим выше прожиточного минимума. Все это предполагает с их стороны поиск дополнительной оплачиваемой работы, уход в теневую занятость, а также развитие коррупции.
Свой вклад в неформальную занятость вносит также распространение вторичной занятости, которая преимущественно концентрируется в теневой экономике. Вторичная занятость в условиях переходной экономики оказывает существенное влияние на величину фактических затрат труда в официальном секторе экономики и тем самым является существенным фактором экономического роста. В целом следует отметить, что определить реальные масштабы вторичной занятости практически невозможно, и с большей степенью достоверности можно говорить только о численности совместителей в официальном секторе экономики (в первую очередь, преподавателей и медицинских работников). Однако можно выявить тенденции поведения экономических агентов по распределению занятости между первой и второй работами на основе регулярно проводимых социологических опросов и обследований.
О масштабах теневой занятости среди безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости, можно судить по численности безработных, которые ищут себе работу более шести месяцев [16, с. 63] (Savina, 2008). Также в общем числе безработных можно вычленить долю неформально занятых, которые скрывают это и получают пособие по безработице. В Кыргызстане же к неформально занятым можно отнести всех официально зарегистрированных безработных, ищущих работу более одного месяца, т.к. пособие по безработице не превышает 625 сом, при этом его получает не более 5 % безработных.
К численности неформально занятых граждан следует прибавить часть экономически неактивного населения. Как правило, около 30-40 % экономически неактивных граждан (по данным социологических опросов) выражают желание найти работу и ищут ее, но не могут начать работать; это означает, что данная категория граждан испытывает недостаток в источнике дохода, или же он находится в теневом секторе. В экономически неактивную часть населения входят люди, которые ведут домашнее хозяйство, в основном к этой категории относятся женщины, которых вытеснили с рынка труда. В результате чего эти граждане нашли себе работу в теневом секторе экономики и оказывают бытовые услуги населению. Сюда относится репетиторство, няни, домработницы и др. Настораживает и тот факт, что, по данным выборочных обследований, происходит рост численности граждан, ведущих домашнее хозяйство и не желающих работать при отсутствии официальных источников дохода. Все это наводит на мысль, что значительная часть из них трудится в неофициальной экономике.
Следует также принимать во внимание небольшие размеры пенсии, получаемые пенсионерами по возрасту, которая в 2012 г. составила 4274,1 сомов с учетом ком-
пенсационных выплат, а в 2015 г. - 4637,2 сомов. Соответственно, на наш взгляд, не менее 60 % пенсионеров в возрасте до 70-75 лет вынуждены заниматься подработкой в теневом секторе экономики.
В теневой занятости участвуют пенсионеры, которые имеют низкую пенсию. В Кыргызстане самый низкий размер пенсий среди стран СНГ (за исключением Таджикистана), что свидетельствует об очень низком уровне жизни пенсионеров (табл. 2). Поэтому основная часть пенсионеров в возрасте от 60 лет до 70 лет занимаются теневой занятостью: сторожи, няни, швейцары, уборщицы, дворники и др.
Кроме того, «быстрая деиндустриализация» экономики привела к тому, что в Кыргызстане, как и в ряде стран СНГ, сельское хозяйство превратилось в структурообразующую отрасль при формировании ВВП. При этом. с одной стороны, сельскохозяйственная деятельность является основным занятием, а с другой - выступает классическим примером вторичной занятости (в личном и подсобном хозяйстве, на дачных участках). В аграрном секторе произошли дробление хозяйств и фермериза-ция на основе семейных (родовых) связей, трудовые отношения в этой сфере в целом приобрели характер неформальной занятости.
Таким образом, с учетом потенциальных источников расчетный показатель неформальной занятости в составе экономически неактивного населения можно принять на уровне 60-70 % от совокупной численности экономически неактивного населения Кыргызской Республики.
Большой интерес представляет методика подсчета физического объема оказанных услуг населению с учетом дооценки теневой и неформальной деятельности [18]. Неформальными производителями платных услуг являются, согласно данной методике, некорпорированные организации и граждане, которые занимаются предпринимательством, ныне не образуют юридического лица и функционируют как физические лица, которые оказывают платные услуги населению. Эта методика разделяет
Таблица 2
Основные показатели пенсионного обеспечения в Кыргызстане
2005 2009 2010 2012 2013 2014 2015
Численность получателей пенсий - всего, тыс. чел. 536 5 575 613 625 634 647
Средний размер назначенной пенсии, сом 775,0 1460 2886 4274 4507,6 4710,4 4895,8
Прожиточный минимум пенсионера, сом 1492,4 2926,8 3146,9 3858 4096,9 4434,4 4637,2
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему году 103,5 147,8 111,4 103,7 101,6 93,1 100,8
Источник: [17].
неформальную деятельность на скрытую и собственно неформальную. Указанный вид деятельность, а также теневая деятельность в формальном секторе экономики страны, не может быть учтена официальной статистикой наработанными методами, поэтому здесь применяются особые методы учета.
К платным услугам, предоставляемым населению неофициально индивидуальными предпринимателями и некорпорированными организациями, относятся:
• платные услуги, оказанные населению юридическими лицами, но которые не представили отчеты о своей деятельности в государственные органы статистики;
• заниженные показатели о предоставленных населению платных услуг для учета органами государственной статистики;
• сведения о платных услугах, предоставленных населению лицами, которые занимаются предпринимательством, не зарегистрированными в установленном порядке.
Первые две категории относятся к скрытой деятельности (кафе, автостоянки, СТО, АЗС, магазины и др.), а третья относится к неформальной деятельности (таксисты, репетиторы, услуги здравоохранения, няни, ремонт и др.).
Точно определить уровень предоставленных услуг не представляется возможным, поскольку данный вид деятельности не поддается учету. Поэтому эти виды деятельности определяются экспертным путем на основе косвенных данных, например, изучение рекламных объявлений, где указываются виды услуг, предоставляемых населению, и чем больше видов услуг указано в объявлении, тем вероятнее, что на рынке действует некорпорированная организация.
Физический объем рыночных услуг, оказанных населению индивидуальными предпринимателями, является суммой валового дохода, который получают предприниматели от произведенных услуг. Полученный доход предприниматель должен указать в налоговой декларации и представить в налоговую инспекцию для учета. Но представленный в декларации доход, как правило, не отражает реальную картину, т.к. зачастую индивидуальные предприниматели по различным причинам либо не представляют, либо указывают заниженные данные по доходам. Поэтому будет более правильно полученные данные о доходах, представленные индивидуальными предпринимателями, принимать как нижнюю границу при расчете стоимости оказанных населению платных услуг этой категорией предпринимателей.
Еще одним методом оценки теневой занятости является уровень бедности населения. В зависимости от методики подсчета состояния бедности населения на протяжении всей истории независимого Кыргызстана ее масштабы оцениваются от 75 до 35 % населения.
В целом можно отметить, что трансформационной экономике вообще свойственна высокая степень текучести рабочей силы между формальным и неформальным секторами. Можно сказать, что работники постоянно ищет пути увеличения дохода, пере-
распределяя свои возможности, и точкой равновесия между формальным и неформальным секторами будет кривая безразличия, где предельная полезность от участия в этих секторах будет совпадать. Таким образом, можно констатировать, что теневой сектор на рынке труда сформировался вследствие уменьшения платежеспособного спроса на использование единиц труда в легальном секторе экономики и сам стал формировать свой спрос на рабочую силу.
Можно сказать, что теневая занятость и теневая экономика являются убежищем таких субъектов хозяйственной деятельности, для которых издержки соблюдения действующих в стране нормативно-правовых норм и правил оказываются выше, чем доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Экономический субъект действует как в теневой, так и в формальной экономике. В результате значительным последствием «фрагментации» институциональной системы переходного общества является рост психологического дискомфорта людей, которым приходится действовать в различных «мирах», никак не связанных между собой, в силу отсутствия компромисса. Теневое использование населения во всех сферах экономики порождает «цепочку» теневых отношений, в которую массово вовлекаются представители всех слоев населения. Сложившаяся ситуация в республике в целом вызывает острую необходимость переломить существующие тенденции.
заключение
На основании вышеизложенного можно сказать, что теневые процессы пронизывают всю экономику страны, активно развиваясь во всех ее сферах, и могут успешно развиваться как в легальной, так и в нелегальной экономике. Это связано с высокой доходностью и упрощенной формой достижения поставленной цели, дефицитом рабочих мест в официальной экономике. Анализ функционирования теневой экономики и теневой занятости показывает, что основными видами деятельности являются торговля, общепит, сфера услуг, строительство, частный извоз, ремонт квартир, строительство дач, репетиторство, няни, домработницы, работа в наркобизнесе, торговле оружием, игорный бизнес, секс-услуги, торговля людьми, контрабанда, рэкет и др.
Сокращение теневого сектора и его легализация становятся возможными только при условии выгодности подчинения закону, поэтому требуется совершенствование экономического механизма в легализации этого сектора, а также одновременно обеспечение экономического роста в реальной экономике, повышение уровня жизни работников реального сектора в экономике, изменение условий воспроизводства населения и осуществление перехода от политики выживания к политике достойного труда. И здесь активная роль принадлежит государству.
Трансформационные процессы вызвали сокращение спроса на рабочую силу, а сложившаяся структура хозяйствующих субъектов не в состоянии обеспечить занятость населения. В поисках работы и источника доходов люди стали занимать свободные рабочие места в теневой экономике, В результате чего в стране стала фор-
мироваться параллельная экономика, рост которой носит угрозу экономической безопасности. Кризисная ситуация в системе занятости обусловила необходимость поиска мер для создания оптимальной эффективной структуры форм хозяйствования с учетом рыночных требований. Требуется активизация осуществления форм и методов государственного воздействия по легализации теневой занятости и обеспечения сбалансированности, чтобы число имеющихся рабочих мест совпадало с количеством экономически активного населения с учетом профессионального состава и квалификационного уровня рабочей силы.
В ходе исследования выяснено, что в развитии рынка труда и во всей сфере социально-трудовых отношений имеется большое количество проблем, которые все вместе можно назвать дефицитом достойного труда. В связи с этим в работе предложена схема последовательного преодоления дефицита достойного труда, внедрение которой, на наш взгляд, даст положительные результаты по сравнению с действующей системой решения проблемы занятости вообще и легализации ее теневой составляющей. Для решения назревших проблем необходимо отойти от действующих подходов введения новых рабочих мест, которые, по своей сути, заранее проецируют отсталость, низкую рентабельность и формирование новых работающих бедняков. Главным, на наш взгляд, в решении этой проблемы является достижение такой системы занятости, где каждый участник труда сможет проявить свои способности, квалификацию, получить достойную заработную плату и повысить свой уровень жизни, что положительно скажется на общих результатах развития общества и уровне жизни населения и вызовет легализацию теневой занятости.
ИСТОЧНИКИ:
1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. -
М.: Изд. дом ГВШЭ, 2004. - 448 с.
2. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспектив-
ный анализ// Теневая экономика. - 2017. - № 2. - 10.18334Лек.1.2.37712.
3. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности //
Вопросы экономики. - 1995. - № 1. - с. 135-142.
4. Пономаренко А. Неучтенные доходы и структура ВВП // Вопр. статистики. - 1997.
- № 4. - с. 18-19.
5. Попов В.В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсовет-
ской России // Экономическая теория преступлений и наказаний. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. - 2002.
6. Елисеева И.И., Бурова Н.В. Подход к измерению теневой экономики в регионах. /
науч. тр. - М.: Российско-Европейский центр экономической политики, 2001.
7. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и ме-
тодологические основы исследования. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2014. - 204 с.
8. Савина С.Е. Эффективный рынок труда как элемент экономической безопасности //
Вестник Кыргызско-Российского Славянского ун-та. - Бишкек: КРСУ. - 2015. - № 8. - с. 145-148.
9. Национальные счета Кыргызской Республики 2010-2014. - Б.: Нацстатком Кырг.
Респ., 2015. - 18 с.
10. Уровень теневой экономики составляет 39 %. Knews. [Электронный ресурс]. URL: http://www.knews.kg/econom/25847/.
11. Савина с.Е. Сравнительный анализ ситуации на рынках труда Кыргызстана и Казахстана // Экономика. - 2014. - № 3(21). - с. 35-41.
12. Материалы обсуждения круглого стола на тему «Роль неформальной занятости в экономике Кыргызстана». For. [Электронный ресурс]. URL: http://www.for.kg/news-245519-ru.html.
13. Еженедельник «Deutsche Welle». [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.-world. de/.
14. Ореховский П.А. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономический журнал. - 1996. - № 4. - с. 77-81.
15. Статистический ежегодник КР. - Б.: НСК, 2016. - 59 с.
16. Савина С.Е Проблема сбалансирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Кыргызстан // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 2. - с. 62-68.
17. Кыргызстан в цифрах. - Б.: Нацстаткомитет, 2016. - 262 с.
18. Методологическое положение по оценке объемов ненаблюдаемой экономики // Постановление коллегии Нацстаткомитета Кыргызской Республики от 25 мая 2009 г. № 30. Бишкек. 2009.
REFERENCES:
Natsionalnye scheta Kyrgyzskoy Respubliki 2010-2014 [National accounts of the Kyrgyz Republic 2010-2014](2015). B.: Natsstatkom Kyrg. Resp. (in Russian).
Statisticheskiy ezhegodnik KR [Statistical yearbook of the Kyrgyz Republic] (2016). B.: NSK. (in Russian).
Barsukova S.Yu. (2004). Neformalnaya ekonomika: ekonomiko-sotsiologicheskiy analiz [Informal economy: economic and sociological analysis] M.: Izd. dom GVShE. (in Russian).
Burov V.Yu. (2014). Tenevaya ekonomika i maloe predprinimatelstvo: teoreticheskie i metodologicheskie osnovy issledovaniya [Shadow economy and small business: theoretical and methodological framework for research] Chita: ZabGU. (in Russian).
Burov V.Yu. (2017). Teoreticheskie osnovy issledovaniya tenevoy ekonomiki: retrospektivnyy analiz [Theoretical background for research of shadow economy: the retrospective analysis]. Shadow Economy. 1 (2). (in Russian). doi: 10.18334/ tek.1.2.37712.
Eliseeva I.I., Burova N.V. (2001). Podkhod k izmereniyu tenevoy ekonomiki v regionakh [The approach to measuring the shadow economy in the regions] M.: Rossiysko-Evropeyskiy tsentr ekonomicheskoy politiki. (in Russian).
Nesterov A., Vakurin A. (1995). Kriminalizatsiya ekonomiki i problemy bezopasnosti [Criminalization of the economy and security issues]. Voprosy Ekonomiki. (1). 135142. (in Russian).
Orekhovskiy P.A. (1996). Statisticheskie pokazateli i tenevaya ekonomika [Statistical indicators and the shadow economy]. Russian Economic Journal. (4). 77-81. (in Russian).
Ponomarenko A. (1997). Neuchtennye dokhody i struktura VVP [Unaccounted income and GDP structure].Vopr. statistiki. (4). 18-19. (in Russian).
Popov V.V. (2002). Metody izmereniya tenevoy ekonomiki i ikh ispolzovanie v postsovetskoy Rossii [Methods for measuring the shadow economy and their application in post-Soviet Russia]. Ekonomicheskaya teoriya prestupleniy i nakazaniy. Tenevaya ekonomika v sovetskom i postsovetskom obschestvakh. (in Russian).
Savina S.E (2008). Problema sbalansirovaniya sprosa i predlozheniya rabochey sily na rynke truda Respubliki Kyrgyzstan [The problem of balance between labour force demand and supply in the labor market of the Republic of Kyrgyzstan]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. (2). 62-68. (in Russian).
Savina S.E. (2015). Effektivnyy rynok truda kak element ekonomicheskoy bezopasnosti [Efficient labor market as an element of economic security]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo un-ta. - Bishkek: KRSU. 15 (8). 145-148. (in Russian).
Savina s.E. (2014). Sravnitelnyy analiz situatsii na rynkakh truda Kyrgyzstana i Kazakhstana [Comparative analysis of the situation in the labor markets of Kyrgyzstan and Kazakhstan]. Economics. (3(21)). 35-41. (in Russian).