насчитывающих более 16 этажей в нарушение СНиП 2.08.02-89 не учитываются параметры того, что имеющаяся на вооружении техника это коленчатые подъемники, автолестницы, не обеспечивают доступа пожарных на верхние этажи зданий и не могут дать гарантию эвакуации граждан в случае пожара. Планировочные заключения по эвакуации людей при пожаре даются такие же, как и для 10-12-этажных домов. Во многих ситуациях не учитывают требования СНиП к жилым зданиям, касающиеся размещения нежилых комнат на первом или цокольном этаже [3].
Поэтому в настоящее время нужно повысить качество контроля пожарного надзора при строительстве домов. Госстройнадзору надлежит выдавать разрешения на продление и проведение первостепенных строительных работ только после выполнения всего спектра противопожарных шагов, заложенных в нормах пожарной безопасности: а именно функционального обеспечения противопожарных дымоходов, наличия основных средств пожаротушения.
Список использованной литературы
1. Мосалков И.Л. Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре [Текст]: Учеб. / И.Л. Мосалков. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. - 65 с.
2. Ройтман В.М. Инженерные решения по оценке огнестойкости проектируемых и реконструируемых зданий [Текст] / В.М. Ройтман. - М.: Ассоциация «Пожарная безопасность и наука», 2006. - 382 с.
3. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 2008. - 120 с.
МАСШТАБНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ ЛИКВИДАЦИИ
Д.И. Сапелкин, курсант, В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе -создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время. В нашей стране система безопасности населения создавалась по двум направлениям:
1) от опасностей в производственной сфере и при стихийных бедствиях;
2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны.
Оба направления предусматривали спектр потенциальных опасностей, в соответствии с которым моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности.
Однако научно-технический прогресс изменил характер опасностей как мирного, так и военного времени.
Анализ аварий и катастроф за последние несколько лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф. Их число постоянно растет [2].
Лето 2010 года в России выдалось рекордно жарким. Следствием этого стали лесные и торфяные пожары в средней полосе страны, в Поволжье, на Дальнем Востоке и в других регионах. Среди наиболее пострадавших регионов -Нижегородская, Московская, Рязанская и Воронежская области; огонь подступил к пригородам многих крупных российских городов. Погибли более 50 человек, огонь уничтожил более 2500 домов. Площадь пожаров превысила 800 тысяч гектаров [1].
Россия понесла ощутимый ущерб от сильнейших природных пожаров, полыхавших в европейской части страны с июля. Всего стихия бушевала в 22 регионах страны. Из-за пожаров погибли 60 человек, сгорели около 2,5 тыс. домов [1].
На территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных -153, муниципальных - 118, межмуниципальных - 10, региональных - 10, межрегиональных - 6. В результате ЧС погиб 791 чел., пострадало 23 716 человек. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (54), Сибирском (52) и Южном (46) федеральных округах. В 2011 году произошло 185 ЧС техногенного характера, в результате которых погиб 751 чел., пострадало 1 134 чел.; 65 ЧС природного характера -погибло 2 чел., пострадало 22 419 чел.; 42 биолого-социальных ЧС [1].
В 5 террористических актах погибло 38 человек, и пострадал - 161.
Наиболее запомнившимися ЧС в 2012 году стали наводнения в Краснодарском крае.
Сильнейшие дожди и ливни продолжались в течение ночи с 6 на 7 июля. 7 июля к 10 часам на метеостанциях было зафиксировано (дополнительно к осадкам предыдущего периода): в Геленджике - 51 мм, в Новороссийске - 187 мм, в Крымске - 156 мм. Менее чем за двое суток количество осадков превысило месячную норму в 3-5 раз [1].
Осадки привели к подъему уровня воды в реках Адерба, Баканка, Адагум до опасных отметок, произошло подтопление реками и склоновыми стоками населенных пунктов.
Сильнее всего пострадал Крымский район и город Крымск, где уровень воды достигал по отдельным свидетельствам 4 или даже 7 метров, что позволило сравнить внезапное наводнение с цунами. МЧС признало, что по Крымску прошла семиметровая волна и затопило половину города. От наводнения в Крымском районе пострадали более 24 тысяч человек, более 4 тысяч домов, 12 социальных объектов - школы, детские сады, два медицинских склада [1].
В ночь на 7 июля в Геленджике более 7 тыс. человек оказались в зоне подтопления. В Новороссийске наблюдался 6-балльный шторм, из-за которого была прекращена работа порта, также пострадали село Адербиевка, Дивноморское (около 3 тыс. человек в зоне подтопления), Кабардинка и другие.
На 2013 год МЧС России прогнозировало увеличение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущими годами. Наибольшее
количество таких ситуаций, по оценкам экспертов, обусловлено дальнейшим распространением африканской чумы свиней. По данным пострадать могут такие федеральные округа, как Центральный, Юный, Северо-Западный. Данная инфекция не предоставляет никакой опасности для человека, но для животноводства она чрезвычайно опасна, так как не поддается лечению.
В августе был введен режим ЧС в Хабаровске, из-за повышения уровня Амура до критических значений. Также в Якутии, Амурской области, Приморском крае, Европейской автономной области. Наиболее сложная ситуация складывалась на Большом Уссурийском острове, где долгое время продолжалась эвакуация населения и сосредотачивались значительные силы МЧС.
Особенно сложная обстановка в Комсомольске-на-Амуре, где уровень воды превысил девять метров. А в городе проживают 250 тысяч человек.
От паводка пострадали более 135 тыс. человек, 14 тысяч домов, 1,6 тысячи километров дорог, 174 моста и 825 социальных объектов.
С подтопленных территорий эвакуировано 32 тысяч человек [1].
По анализу масштабных чрезвычайных ситуаций, которые происходили за последние десять лет на территории Российской Федерации, очевидно, что их количество неумолимо растет.
С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений, сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды [3].
Для того, что бы свести к минимуму масштабные чрезвычайные ситуации необходимо принимать соответствующие меры:
- внести изменения или дополнить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;
- внести изменения в нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение в соответствии с пунктом «б» статьи 3 Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении»;
- применить принципы организации управления экономическим обеспечением: централизованного руководства, комплексности, плановости и контроля, взаимосогласованности и заблаговременности;
- проанализировать правовое регулирование и организацию управления на основе создания отраслевых моделей экономического обеспечения масштабных ЧС определенного вида и единого перечня средств ликвидации ЧС;
- обеспечить развитие в экономическом обеспечении правовых основ для ликвидации масштабных ЧС и др.
Построение этапов формирования правовых и организационных основ для ликвидации масштабных ЧС:
1-го - до создания органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;
2-го - после создания этих органов;
3-го - при плановом проведении работ;
4-го - при переходе к отмене мер и временных ограничений.
В результате реализованного комплекса мер количество масштабных чрезвычайных ситуаций в прошлом году сократилось на 13 %, а гибель людей уменьшилась на 14 % [1].
Список использованной литературы
1. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения 20 марта 2015г.).
2. Краткие справочные данные о ЧС техногенного, антропогенного и природного происхождения. - М.: Штаб ГО РФ, 2012.
3. «Российская газета» - Федеральный выпуск №5939 (266) за 19.11.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2012/11/19.html (дата обращения 20 марта 2015г.).
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ
С.В. Слауцкий, курсант, Н.П. Заряева, старший преподаватель, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г Воронеж
Служебная и боевая работа личного состава пожарных частей проявляется в чрезвычайных ситуациях и является одной из специфических форм человеческой деятельности. Чрезвычайные ситуации - это ситуации, которые ставят перед человеком предельные трудности и требуют от него полного проявления всех сил и возможностей.
Опыт боевого применения частей и подразделений ГПС МЧС России свидетельствует, что выполнение задач по ликвидации пожара в значительной степени определяется работой пожарных расчётов и во многом зависит от личностных качеств, профессиональной и психологической подготовленности, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, слаженности и сплочённости сотрудников ГПС МЧС России [1].
Установлено, что недостаточная профессиональная готовность сотрудников ГПС МЧС России приводит к срыву выполнения ими служебной задачи, сводит на нет их профессиональные знания, умения и навыки. Успех деятельности сотрудников ГПС МЧС России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении служебных задач во многом зависит от их готовности к такой деятельности [2].
Анализ практики работы сотрудников ГПС МЧС по ликвидации пожаров свидетельствует, что согласованность усилий, хорошее взаимодействие номеров пожарного расчёта во многом определяют эффективность профессиональной