российское предпринимательство
Том 18 • Номер 22 • ноябрь 2017 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
масштабирование успешных практик деятельности региональных управленческих команд в муниципальных образованиях России
Никитин А.С. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва,
В статье: обоснована актуальность применения «полевых» методов управления территорией в рамках концепции экономики знаний; проведен анализ методологических и методических основ масштабирования успешных практик; исследован опыт выявления, формализации и тиражирования успешных практик муниципального управления в области улучшения инвестиционного и предпринимательского климата за период 2013-2016 гг., на основе чего определены перспективы и риски, связанные с применением данного метода. Кроме того, обоснована необходимость разработки комплекса базовых и дополнительных рекомендаций по масштабированию успешных практик муниципального управления развитием инвестиционного и предпринимательского климата в зависимости от различных типов муниципальных образований (моногорода, административные центры регионов, городские округа, региональные промышленные центры; иные муниципальные образования); разработаны рекомендации по ключевым показателям эффективности для каждой из успешных практик; представлены предложения по повышению эффективности для глав администраций (сити-менеджеров).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональные управленческие команды, привлечение инвестиций, предпринимательский климат, успешные практики управления, региональное управление.
scaling up good practices of regional management teams in Russian municipalities
Nikitin A.S. 1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia
введение
Потребность управленческих команд в вопросах формирования базы знаний успешных практик управления регионом существовала в России всегда, и потому попытки удовлетворить эту потребность в отечественной истории управления не новы.
Элементы методики масштабирования успешных практик управления регионами России использовались, например, в рамках «Великих реформ» последней трети XIX в. при работе губернских и уездных земских собраний и управ. В советский период развития нашей государ-
Россия
АННОТАЦИЯ:
ственности выявление успешных практик было важным подготовительным этапом реформы территориального управления.
2010-е гг. ознаменовались для России турбулентностью в экономической, политической и социальной сферах. Концепция регионального управления устойчивым экономическим ростом, работавшая еще в 2000-х, утратила свою результативность. В то же время, в условиях «новой нормальности» 2010-х появились эффективные управленческие «находки» в сфере частного предпринимательства и государственного администрирования. Однако эти успешные практики были «секретом успеха» как отдельных субъектов российского предпринимательства, так и ряда регионов РФ. Мониторинг, проводимый Минрегионом в 2009-2011гг. по 300 показателям социально-экономического развития субъектов РФ, так же как и результаты субрегионального рейтинга «Doing Business-2012», выявили факт наличия успешных практик регионального управления, с одной стороны, и проблему отсутствия адекватного механизма их выявления и идентификации, с другой. В этих условиях «заказ» на формирование базы знаний успешных практик управления развитием территории был сформирован как со стороны власти, так и со стороны предпринимательского сообщества.
С 2011 г. Правительство РФ инициировало процесс стандартизации деятельности региональных органов исполнительной власти в сфере улучшения делового и инве-
ABSTRACT:_
The article proves relevance of applying "field" methods of managing the territory within the concept of the knowledge economy. We analyze methodological foundations of scaling up successful practices. We study the experience of identifying, formalizing and replicating successful practices of municipal management in improving investment and business climate for the period 2013-2016. On its basis we identify prospects and risks associated with the application of this method. In addition, the article proves the need to develop a set of basic and additional recommendations for scaling up successful practices of municipal management in the development of investment and business climate depending on different types of municipalities (monotowns, regional administrative centers, city districts, regional industrial centers, other municipal entities). We've developed recommendations on key performance indicators for each of the successful practices and put forward proposals for improving the efficiency of heads of administrations (city managers).
KEYWORDS: regional management teams, investment attraction, business climate, successful management practices, regional management.
JEL Classification: R10, R196 H54, H77 Received: 02.11.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nikitin A.S. (andrejnikitin2370gmail.com)
CITATION:_
Nikitin A.S. (2017) Masshtabirovanie uspeshnyh praktik deyatelnosti regionalnyh upravlencheskikh komand v munitsipalnyh obrazovaniyakh Rossii [Scaling up good practices of regional management teams in Russian municipalities]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (22). - 3539-3554. doi: 10.18334/rp.18.22.38487
стиционного климата (при этом инвестиционный стандарт был составлен на базе изучения лучших региональных управленческих практик). В то же время, ассоциации малого и среднего предпринимательства стали проводить общенациональные профильные конкурсы среди региональных управленческих групп1. В дальнейшем банки данных об успешных практиках управления территориальным развитием активно формировались как государственными органами2, так и общественностью3. Однако данный процесс реализовывался государством и общественностью автономно и фрагментарно.
В целях систематизации и координации усилий центральной власти и предпринимательского сообщества, в общероссийском масштабе стали реализовываться следующие проекты: с 2013 г. - Атлас успешных практик муниципального управления, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства (далее - Атлас муниципальных практик); с 2014 г. - Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - сборник лучших региональных практик).
Сборники представляют собой систематизированное знание об успешных практиках регионального и муниципального управления в сфере повышения эффективности управления привлечением инвестиций и улучшением предпринимательского климата, снижения избыточных административных барьеров, выстраивания межведомственного взаимодействия.
Информация, представленная в сборниках, позволила использовать их как практическое пособие для региональных управленческих команд в целях повышения эффек-
1 Конкурс муниципальных практик «Бизнес-Успех», который реализуется с 2011 г. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
2 Банк данных в сферах муниципального управления по вопросам формирования единых правил застройки, градостроительного планирования и перспективного развития территорий, формируемый Комитетом СФ ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с 2011 г.
3 База данных успешных практик муниципального управления в сфере развития инвестиционного климата, формируемая Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» в 2014 г. в рамках проекта «Инвестиционный муниципалитет».
ОБ АВТОРЕ:_
Никитин Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории и систем отраслевого управления Института отраслевого менеджмента РАНХиГС (andrejnikitin2370gmai[.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Никитин А.С. Масштабирование успешных практик деятельности региональных управленческих команд в муниципальных образованиях России // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 22. -С. 3539-3554. doi: 10.18334/rp.18.22.38487
тивности их деятельности с учетом специфики и потенциала регионов Российской Федерации.
В данной статье проанализирован опыт реализации указанных проектов за период с 2013 по 2016 гг., сформулированы перспективы и риски дальнейшего развития методики и технологий масштабирования успешных практик деятельности региональных управленческих команд в сфере улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.
Выявление, анализ и масштабирование лучших экономико-управленческих практик позиционируется как зарубежными [5, с. 9-38] (Bogan C.E., English M.J., 1994), так и отечественными исследователями [2, с. 23-29; 4, с. 23-36] (Belov A.V., 2006; Shokin V.O., 2016) в качестве эффективного комплексного метода оптимизации управления экономическими системами вне тесной зависимости от их масштаба и сферы.
Успешная («лучшая», «умная») практика - это комплексная технология либо метод, который неоднократно доказал свою высокую эффективность на практике по сравнению с альтернативными методами или технологиями.
Заимствование успешных практик (технологий) использовалось еще со времен Средневековья (секреты цехового производства). Однако, становление методики выявления и масштабирования успешных практик произошло в экономической науке относительно недавно, в конце 1990-х - начале 2000-х гг.
Вместе с тем, вопрос о месте методики масштабирования «успешных практик» в иерархии методов управления пока является дискуссионным в теории менеджмента.
По мнению одних ученых, масштабирование успешных практик служит эффективной альтернативой методике стандартизации производственных систем [6, с. 309] (Bretschneider S., Marc-Aurele F.J., Jr., Wu J., 2005). Другие исследователи полагают, что развитие методики масштабирования лучших практик является качественно новым этапом эволюции систем стандартизации управленческих процессов семейства ISO 14 000 [7, с. 490] (Nash J., Ehrenfeld J., 1997).
В рамках экономики дерегулирования, индукционный метод масштабирования успешных практик становится все более конкурентным по отношению к т.н. дедук-ционным инструментам управления региональным развитием. Создание базы знаний успешных практик управления развитием территории, во-первых, существенно обогащает теорию и методологию экономики эмпирическими «находками»; во-вторых, позволяет выявить и обосновать инновационные инструменты менеджмента в условиях динамичности, многообразия и масштабности социально-экономических трансформаций; в-третьих, способствует использованию опыта решения возникающих проблем, положительно зарекомендовавшего себя в других регионах; в-четвертых, сокращает риск механического копирования технологий и инструментария, который не соответствует специфике объекта управления [4, с. 32] (Shokin V.O., 2016).
Отмечая универсальную природу методики выявления и тиражирования лучших экономико-управленческих практик, ряд исследователей пытаются разработать уни-
версальный алгоритм ее реализации [6, с. 321] (Bretschneider S., Marc-Aurele F.J., Jr., Wu J., 2005). Предлагаемые алгоритмы обычно включают ряд последовательных действий, таких как: постановка цели исследования; выявление системы ограничений, препятствующих применению данного опыта; выявление ресурсов и возможностей их использования при внедрении практики; формулировка альтернатив достижения целей; определение критериев лучших практик и их целевых значений; сбор информации о лучших практиках достижения поставленных целей; оценка практики (возможно попарная) в соответствии с поставленными критериями и их целевыми значениями; ранжирование практик в соответствии со сформулированной системой критериев и их значений; перепроверка полученных лучших практик на их соответствие целям исследования; корректировка методов и инструментария оценки лучших практик; разработка комплекса рекомендаций по тиражированию лучших практик; пополнение базы данных (базы знаний) лучшей практикой [3, с. 11-12] (Morgunova N.V., Filimonova N.M., 2013).
Данный алгоритм может рассматриваться в качестве обобщенной модели формирования и непрерывной актуализации базы знаний по оценке применимости лучших практик управления развитием территории. Однако, индуктивная природа масштабирования успешных практик предопределяет необходимость гибкого, креативного подхода к использованию алгоритмизации данного процесса в зависимости от диапазона и сферы управления.
Для подготовки Атласов успешных практик регионального и муниципального управления развитием территории была разработана специальная методика. В соответствии с ней, успешной практикой регионального управления развитием территории является самый эффективный инструмент улучшения делового и предпринимательского климата, устранения административных барьеров, который используется (осуществляется) региональной управленческой командой в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации.
В основе выявления и масштабирования успешных муниципальных практик лежат следующие принципы:
1. Доказанная ранее эффективность осуществления практики.
2. Возможность распространения практики на иные регионы / муниципальные образования.
3. Универсальность практики (т.е. стабильный потенциал ее эффективности вне тесной зависимости от уникальных характеристик территории).
4. Устойчивая эффективность практики в течение не менее чем трехлетнего периода.
Процесс выявления лучших практик управления региональной экономикой осуществляется в 4 этапа: подготовка; диагностика; анализ; разработка рекомендаций по распространению лучших практик (рис. 1).
ШОпрвдепанне регионов — носителей jt^-illihk практик пю кавдниу - оказател е -\v- егг::
инвестиционного и предприми.™тел ясного -j- и v.ani
2 .Раз-работ-: а .методи sm проведения исследования и
анализа причин
возникновения jT|^-ilukk практик s конкретны* регионах
3Диагностика причин ре г ню мал эного лидерства пю
пандану показателю
4. Опросы и интер выо для выявления
сжомиок действий / .мероприятий ШШаКМЩМС 1-а
улучшение показателей
5.Проверка правильности и
приорнтнзация инициатив
■Б. Определение степени
ПрИМСНИМОС TW
инициатив внутри и вне образованный кластеров регионов пю показателям 7. Составление отчета пю выбранным
лучший практикам и гл аса кэс
.мае штаб и ро ва н ия
3. Составление списка
приоритеп-1 ьк
практи к.
рекомендуешь ж для
масштабирования
9. Описание камдой
успешной практики
10. Описание необходимы >: действий для реализации практики
11. Описание перечня действий.. которьвк следит избегать в случае внедрения канщой успешной практики
Перечень регионов — носителей потенциальна лучших практик
П р е д б а р ите л ьн ы й п ереч е н ь луч илих муниципальных практик
Уточненный перечень лучших муниципальных практик
Список успешных мутципьльнык прастик, рекомендуемые к внедрите.: Ог-ит о лу-шмк мутципальпык практикам
Рисунок 1. Алгоритм выявления и масштабирования успешных практик муниципального управления в области улучшения предпринимательского и инвестиционного климата
Источник: [1, с. 16].
1.Подготовка к выявлению успешных практик
Итоги Национального инвестиционного рейтинга служат исходными данными для отбора «умных» практик. Основной критерий эффективной практики управления развитием территории является деятельность региональных управленческих команд по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в муниципальном образовании. Результаты этой деятельности должны быть выражены количественно.
Первичной единицей исследования в рамках предлагаемой методики является регион либо муниципальное образование, в котором действуют региональные управленческие команды в области улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.
Критерии успешности практики выявляются на основе комбинированного количественно-качественного подхода.
Количественный критерий отбора показателей - относительное среднеквадратичное отклонение по каждому из 47 показателей Рейтинга. Чем выше отклонение, тем выше разброс по показателю в результатах регионов.
Вместе с тем при отборе показателей для поиска лучших практик учитывается ряд качественных критериев:
• Возможность региональных управленческих команд существенно повлиять на значение показателя в ближайшей перспективе. В соответствии с данным критерием, из рассмотрения исключаются т.н. объективные показатели, на которые региональная управленческая команда не может повлиять в течение 1-2 лет.
• Степень усилий региональных управленческих команд для улучшения показателя. Так, критерий «Информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства» нецелесообразно включать в перечень показателей для поиска лучших практик, поскольку это не требует существенных усилий со стороны органов региональной власти;
• Стабильность показателя. Данный критерий означает, что в течение 1-2 лет, которые следуют за текущим периодом, показатель не будет пересмотрен.
• Учет целей государственной политики в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата. Так, на этапе пилотной апробации в качестве «успешных» критериев учитывались показатели, успешности проектов региональных управленческих команд в области исполнения Стандарта1 и дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы2.
После отбора критериев для поиска «умных» практик выявляются регионы-лидеры, а также территории, достигшие серьезных успехов по улучшению определенного показателя Рейтинга по сравнению с результатами за предыдущий год.
Далее успешные практики управления развитием территории были классифицированы в следующем порядке:
1. Нормативное обеспечение в сфере развития инвестиций и предпринимательства, включая:
• разработку стратегии инвестиционного развития;
• создание инвестиционного паспорта территории и размещение его в открытом доступе;
• принятие «пакета» нормативно-правовых документов по созданию мер улучшения предпринимательского и инвестиционного климата на территории;
• организация сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна»;
• утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг;
• внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов муниципаль-
1 Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
2 Национальная предпринимательская инициатива - это совместный общероссийский проект власти, предпринимательского и экспертного сообщества, целью которого является улучшение условия ведения бизнеса в Российской Федерации; заключается в создании «дорожных карт» по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата на всероссийском уровне.
ных норм, а также экспертизы действующих актов муниципального уровня, по вопросам, связанным с реализацией предпринимательской деятельности;
• учреждение процедуральных форм муниципально-частного партнерства;
• наличие ежегодного инвестиционного послания главы территории, а также инвестиционной декларации.
2. Информационное обеспечение, в том числе:
• принятие, официальное опубликование и ежегодное обновление плана развития инвестиционной инфраструктуры муниципального образования с целью его размещения на инвестиционной карте региона России;
• учреждение интернет-ресурса на муниципальном уровне об инвестиционной деятельности, обеспечивающем взаимодействие муниципальных органов с гражданами;
• обеспечение консультативной и информационной поддержки бизнеса, в том числе на базе МФЦ.
3. Организационное обеспечение, включая:
• учреждение консультативного совещательного органа при главе муниципального образования по развитию инвестиционного и предпринимательского климата;
• работа специальных организаций по поддержке инвестиционной и предпринимательской активности;
• учреждение государственного / муниципального органа по вопросам развития инвестиций и бизнеса;
• развитие механизма управления земельно-имущественным комплексом, в соответствии с предпринимательскими и инвестиционными приоритетами местного самоуправления.
4. Практическое сопровождение, а именно:
• развитие объектов инвестиционной и предпринимательской инфраструктуры;
• обеспечение присутствия институтов развития на территории муниципального образования;
• содействие снижению сроков и финансовых издержек на прохождение разрешительных процедур по вопросам земельных отношений и строительства;
• включение в перечень МФЦ услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской и инвестиционной деятельности;
• осуществление управленческой деятельности по сокращению сроков выдачи разрешений на строительство, реконструкцию линейных сооружений «последней мили» для подключения объектов капстроительства к объектам инженерной инфраструктуры;
• обеспечение земель, для предоставления предпринимателям и инвесторам за счет невостребованных долей;
• установление обоснованных эффективных ставок налога на землю и аренды за участки для приоритетных категорий плательщиков.
5. Кадровое обеспечение, состоящее в организации переподготовки и повышения квалификации чиновников, ответственных за улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
В процессе отбора муниципальных образований, для пилотной апробации методики, Агентство руководствовалось следующими принципами:
• рост численности малых и средних предприятий, оборота бизнес-сектора, а также среднемесячной зарплаты за последние 3 года;
• существование программ поддержки малого и среднего бизнеса;
• наличие практик развития малого бизнеса, доказавших результативность;
• заинтересованность глав субъектов РФ и глав муниципальных образований соответствующих регионов.
Выявление регионов-носителей потенциально лучших практик по развитию инвестиционного и предпринимательского климата осуществлялось путем их попарного сравнения по 47 показателям Инвестиционного рейтинга. Затем регионы ранжировались.
Таким образом, в результате реализации первого этапа методики масштабирования формируется перечень регионов - потенциальных носителей успешных инвестиционных и предпринимательских практик.
2. диагностика лучших практик
В ходе данного этапа формируется предварительная база успешных практик управления развитием территории по каждому из целевых показателей.
По каждому критерию Рейтинга в выявленных ранее субъектах РФ осуществляется диагностика причин устойчивой эффективности региональной управленческой команды.
При этом использовались процедуры диагностики «умной» практики, такие как: количественные и качественные опросы экспертов, предпринимателей, федеральных и региональных чиновников; анализ дополнительной информации (статистики, документов, описания регламентов) по результатам запроса исследователей.
Использовались и дополнительные исследования, такие как:
• исследование особенностей и динамики изменения регионального законодательства и регламентов;
• исследование мер, направленных на улучшение определенных показателей;
• изучение взаимодействия государственного и частного сектора по направлениям, обозначенным в Рейтинге.
Следующим шагом является выявление схожих действий и характеристик региональных управленческих команд, которые обеспечивают лидерство для отобранных муниципальных образований по каждому показателю. Эти действия и характеристики обозначаются как наиболее эффективные управленческие инициативы для регионального развития.
В итоге реализации данного этапа методики формируется база данных успешных практик по каждому показателю развития предпринимательского и инвестиционного климата муниципального образования, а именно: кластеры успешных практик с описанием стартовой ситуации, ключевых проблем, основных действий региональной управленческой команды и их результатов, выражающихся в росте инвестиционных и предпринимательских показателей в регионах-лидерах.
3. Анализ успешных практик
На данном этапе успешные практики уточняются (конкретизируются).
По мнению исследователей, уточнение лучших практик составляет содержание наиболее ответственного и сложного этапа методики масштабирования успешного опыта управления развитием территории.
Аналитический этап методики проводят участники проекта с привлечением экспертных групп. Среди них: профильные специалисты управления инвестиционным и предпринимательским климатом, в т.ч. члены региональных управленческих команд.
Эксперты участвуют в проверке и утверждении подходов, которые позволяют регионам-лидерам добиться эффективности по целевым показателям Рейтинга. Эксперты также участвуют в ранжировании успешных региональных практик.
Для этого проводятся семинары с привлечением отраслевых и региональных экспертов. В ходе семинара может быть оценена возможность масштабирования практики в других регионах, разработаны рекомендации по необходимым мерам адаптации инициатив в соответствии со спецификой муниципальных образований, где инициатива может использоваться.
В итоге успешные практики конкретизируются (уточнятся) по каждому целевому показателю.
4. Разработка рекомендаций по распространению лучших практик
На данном этапе производится разработка рекомендаций по тиражированию успешных практик на иных территориях. Составляется перечень инициатив региональных управленческих команд, которые рекомендуется для распространения в первоочередном порядке. Каждая инициатива подробно описывается, включая шаги по ее внедрению. Также конкретизируются действия, которых лучше избегать при внедрении практики, поскольку они способны негативно отразиться на результатах.
В итоге применения изложенного алгоритма были составлены первые редакции Атласа успешных муниципальных практик, а также Сборника региональных успешных практик.
Для дальнейшего тиражирования практик в других регионах РФ, в I квартале 2015 года началась пилотная апробация внедрения практик, включенных в Атлас муниципальных практик.
Руководство региона, заинтересованное в росте эффективности работы по развитию инвестиционного и предпринимательского климата, заключало соглашение о сотрудничестве с оператором проекта - АСИ.
Рисунок 2. Модель пилотной апробации практик, вошедших в Атлас муниципальных практик
Источник: [1, с. 45].
Пилотные территории должны были выбрать не меньше 10 успешных практик из базы данных. Общая модель пилотной апробации успешных муниципальных практик представлена на рисунке 2.
Перечень 24 пилотных муниципальных образований был утвержден профильным приказом Оператора масштабирования успешных муниципальных практик, которым выступило АСИ.
Для внедрения на своей территории пилотные муниципалитеты выбрали практики, направленные на снижение сроков регистрации бизнесом имущественных и земельных отношений.
На стадии пилотной апробации взаимодействие осуществлялось в рамках трехсторонних соглашений между АСИ, муниципалитетами и органами управления регионов, к которым эти образования принадлежат.
Успешные практики внедрялись на основе Плана мероприятий, который разрабатывался органами местного самоуправления и предусматривал информацию о сроках внедрения каждой практики, ФИО и контактные данные ответственного за внедрение.
Заключение
В итоге пилотной апробации, разработанная методика масштабирования успешных муниципальных практик доказала свою эффективность.
В целом было выявлено, формализовано и подготовлено к масштабированию 30 лучших муниципальных практик, в сфере привлечения инвестиций, развития территорий и поддержки СМП (рис. 3).
Методика масштабирования успешных практик управления инвестиционным и предпринимательским климатом, признана представителями государственной власти, ведущими российскими экспертами и главами управления регионом эффективным инструментом стимулирования эффективности региональных управленческих команд на первичном, муниципальном уровне.
Общественное признание получили управленческие команды Щебекинского района Белгородской области, г. Челябинска и Уфимского района Республики Башкортостан, которые стали финалистами премии в номинации «Лучшая муниципальная практика» в рамках Национальной премии «Бизнес-Успех» в 2015 г.
Кейсами 12 регионов пополнился 2 том Атласа, в котором представлены примеры успешной реализации практик Атласа (Республика Алтай, Краснодарский край,
СТРУКТУРА АТЛАСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕЧСИЖ
ВО лучших мутм^н п {Л гинк п раигпниу б сфере привлечем« югаестпицмй,, резшппнй геррыто-рмм и подвдтшн среднего н малого п редп |>н тмвтел итк
Институциональная среда
Си стема взаи модем ствия с институтами раз-вития
Опти мизация адми н и стр ати вн ых процедур
17 практ ик
описывающих- принципы, подходы и инанрученм±ы, необходимые для
фориироеан ия ёлазопрпятной предпр ин ишнют ь ско й феды и привлечения инвесмшиий
Э практик
аНШЪЫЕЮ'ЩШС НДШЮПее
эффективные с по соды
сомрудн кчвстеа .мун ы доильных образований, с институтами развития и финансовыми институтами (федералъ нычы ы
региональными) в сфера оказания форм поддержки субъектов
пре&ярып имлтвльсюой. деяте.л ъ ноети
8 практик
описывающих способы и .нешшшш усмран&ния б муниципальных образованиях излишних
адмим испоротияных ёарьфов в оатаани ведения предпринимательской и инвеяпииионной деятел ъ ноенш
Опыт мт,ш1дш1.альЕьк оаразпЕакш. щндггаЕллкицп 35 суоъеьтоБ Роосжн'гкпн: Фелтрапхн
Рисунок 3. Содержание успешных муниципальных практик, включенных в Атлас Источник: Доклад к Государственному Совету Российской Федерации «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации» от 15 ноября 2017 г. - С. 239.
Свердловская, Кемеровская область Оренбургская Курская Калужская и Пензенская области, Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ область).
Тиражирование успешных практик включено в Комплексный план нефинансовых мер поддержки моногородов.
Деятельность по масштабированию успешных практик развития предпринимательского и инвестиционного климата получила поддержку федерального центра. По итогам заседания Государственного совета при Президенте РФ от 5 июня 2015 г. был разработан Порядок мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях.
Данный документ закрепляет алгоритм сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам снижения административных барьеров и обеспечения поддержки инвесторов и предпринимателей, в том числе в аспекте масштабирования успешных практик.
О том, что методика масштабирования успешных практик востребована регионами, свидетельствует тот факт, что в 2015 г. предложения по доработке и корректировке Порядка мер поступили от 27 субъектов Российской Федерации.
Основная часть замечаний касалась редакционных правок.
Таким образом, к началу 2017 г. к внедрению успешных практик направленных на внедрение изменений, в том числе практик включенных в Атлас, в соответствии с разработанным Агентством Порядком мер присоединилось более 5000 муниципальных образований из 40 субъектов Российской Федерации [1, с. 158].
Представляется, что внедрение методики выявления лучших практик управления инвестиционным и предпринимательским развитием территории положительно отразится на целевых индикаторах реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской на период до 2030 г.
В то же время, были выявлены некоторые недостатки действующей методики, а именно:
1) дублирование ряда успешных практик в базе данных проекта;
2) отсутствие конкретизации рекомендаций по внедрению успешных практик для различных типов муниципальных образований.
Эти недостатки вызывали риск снижения валидности методики масштабирования успешных практик.
Для устранения первого недостатка было проведено укрупнение и (или) исключение ряда практик из базы знаний.
Для устранения второго недостатка комплексы базовых и дополнительных рекомендаций внедрения успешных практик были сформированы с дифференциацией по типам муниципальных образований. В аспекте целевых ориентиров излагаемой методики разработана классификация муниципальных образований в зависимости от приоритетных факторов, влияющих на привлечение инвестиций и создание благоприятного делового климата на территории. Такими факторами, по нашему мне-
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ УСПЕШНЫХ ПРАКТИК. ВОШЕДШИХ В АТЛАС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
1. Проаеденяе тиютоои алроОацм те*
практик , которые акяю мены в Атлас
2 Подготовка новой редакции Атлаа муниципальных практик, по итогам гмвотнои апрэ&а Ц«М
3. Внесение изменении я Посгаиовлеэ«*е Правительства РФ М 1317 от 17.12-2012 года гО мерах по реализация* Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. Ш 607 *00 оценке эффективности деятельности органон местного самоулраале«яяя городских округов я муниципальной районов^
Рисунок 4. Цикл масштабирования успешных муниципальных практик Российской Федерации в
области улучшения предпринимательского и инвестиционного климата Источник: Доклад к Государственному Совету Российской Федерации «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации» от 15 ноября 2017 г. - С. 251.
нию, являются: географическое положение муниципального образования; уровень развития промышленности; концентрация органов управления развитием территорий; наличие полномочий у главы муниципального образования в области улучшения инвестиционного и предпринимательского климата.
Принятие во внимание совокупности указанных факторов позволило классифицировать муниципальные образования следующим образом: административные центры субъектов Российской Федерации; моногорода; городские округа - промышленные центры субъектов РФ (кроме административных центров); иные муниципальные образования (кроме внутригородских районов и территорий городов федерального значения).
Для каждой группы муниципальных образований были разработаны базовые и дополнительные рекомендации по реализации успешных практик управления развитием инвестиционного и предпринимательского климата; разработаны рекомендации по ключевым показателям эффективности для каждой из успешных практик; представлены предложения по повышению эффективности для глав администраций (сити-менеджеров).
Методика выявления успешных практик носит циклический характер (рис. 4), т.е. за этапом оценки результатов ее апробации следует корректирующий этап, содержанием которого является пересмотр набора рекомендуемых к внедрению успешных
практик, а также детализация рекомендаций в отношении полномасштабного внедрения успешных практик.
В целом, изложенная методика представляется валидной в аспекте развития методологии и практики государственного управления в условиях «новой нормальности» XXI в.
С одной стороны, она соответствует методологии масштабирования успешных управленческих практик. С другой стороны, ее применение в дальнейшем будет способствовать повышению уровня срабатываемости управленческих команд субъектов РФ (прежде всего их регионального и муниципального звена), росту эффективности их деятельности, вне зависимости от сферы управления развитием территории.
ИСТОЧНИКИ:
1. Атлас муниципальных практик. / Сборник успешных практик, направленных на
развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. - М.: АСИ, 2015. - 102 с.
2. Белов А.В. Как перенять передовой опыт других компаний // Генеральный Директор.
- 2006. - № 7. - с. 23-29.
3. Моргунова Н.В., Филимонова Н.М. // Российское предпринимательство. - 2013. - №
23(245). - с. 10-19. - url: http://bgscience.ru/lib/8337/.
4. Шокин В.О. Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в РФ
лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - № 4. - с. 23-36.
5. Bogan C.E., English M.J. Bench marking for Best Practices: Winning Through Innovative
Adaptation. - New York: McGraw-Hill, 1994. - 9-38 p.
6. Bretschneider S., Marc-Aurele F.J., Jr., Wu J. "Best Practices" Research: A methodological
guide for the perplexed // Journal of Public Administration Research and Theory. - 2005.
- № 15. - p. 307-323.
7. Nash J., Ehrenfeld J. Codes of environmental management practice: assessing their
potential as a tool for change // Annual Review of Energy and the Environment. - 1997.
- № 22. - p. 487-535.
REFERENCES:
Atlas munitsipalnyh praktik [Atlas of municipal practices] (2015). M.: ASI. (in Russian).
Belov A.V. (2006). Kak perenyat peredovoy opyt drugikh kompaniy [How to learn from other companies' best practices]. Generalnyy Direktor. (7). 23-29. (in Russian).
Bogan C.E., English M.J. (1994). Bench marking for Best Practices: Winning Through Innovative AdaptationNew York: McGraw-Hill.
Bretschneider S., Marc-Aurele F.J., Jr., Wu J. (2005). "Best Practices" Research: A methodological guide for the perplexed Journal of Public Administration Research and Theory. (15). 307-323.
Morgunova N.V., Filimonova N.M. (2013). Metodicheskie podkhody k otsenke luchshikh praktik primeneniya metodov proektnogo upravleniya organami gosudarstvennoy vlasti [Methodical approaches to the assessment of best practices in the application of project management methods of public authorities].Russian Entrepreneurship. (23(245)). 10-19. (in Russian).
Nash J., Ehrenfeld J. (1997). Codes of environmental management practice: assessing their potential as a tool for change Annual Review of Energy and the Environment. (22). 487-535.
Shokin V.O. (2016). Globalnaya ekonomika i podkhody k planomernomu vnedreniyu v RF luchshikh mirovyh praktik gosudarstvennogo regulirovaniya strakhovogo rynka [Global economy and approaches to systematic implementation of the world's best practices of state regulation of the insurance market in Russia]. Economics, entrepreneurship and law. 6 (4). 23-36. (in Russian).