Научная статья на тему 'Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии)'

Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
465
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / Интернет-дискурс / жанр интервью / политическое интервью / маскулинность / коммуникативные стратегии и тактики / конфронтация / конфронтационная коммуникация / стратегия противопоставления / стратегия утверждения. / political discourse / Internet discourse / genre of interview / political interview / masculinity / communicative strategies and tactics / confrontation / confrontational communication / opposition strategy / approval strategy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Синеокая Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются особенности женского политического дискурса на материале интервью женщин-политиков Германии, играющих ключевые роли в политике современной Германии. Политическая арена требует от женщин-политиков мужского стиля поведения, что проявляется в использовании маскулинных комуникативных стратегий и тактик. В статье рассматривается маскулинность в политическом дискурсе. Определяется понятие маскулинности. Анализируются тексты интервью с целью установления коммуникативных стратегий и тактик маскулинности. Для анализа берутся тексты семи известных женщин-политиков Германии, информацию о которых можно найти в открытом доступе в сети интернет, на официальных страницах и в социальных сетях. Тексты интервью особенно интересны для анализа, так как в них наиболее ярко проявляется личность интервьюируемого, его политические взгляды и позиция. В ходе исследования применяются метод контекстологического анализа и семантико-стилистического анализа, сочетание которых позволяет выявить актуальный смысл высказывания и установить их различные стилистические функции в политическом дискурсе. Для подтверждения достоверности полученных результатов применялся также метод количественного подсчета. Закрытость сферы политики для женщин вплоть до успехов феминистского движения в XX в. делает актуальным рассмотрение характерных черт дискурса женщин-политиков. Раньше такие политические лидеры тяготели к мужскому стандарту поведения. На основе анализа литературы по теме маскулинных коммуникативных стратегий и тактик, в статье представлена их классификация. Проведенный анализ текстов показал, что женщинами-политиками используется чаще стратегия противопоставления, а также тактики поляризации, критики оппонента, отрицания, побуждения, что указывает на желание женщин-политиков удерживать свои лидерские позиции, отстаивать свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Masculine Communication Strategies and Tactics in the Female Political Discourse (on the example of Women Politicians’ Interviews in Germany)

The features of women's political discourse are studied on the basis of the interviews with women politicians of Germany. The political arena makes female politicians adopt a male style of behavior, which is manifested in the use of masculine communication strategies and tactics. The article deals with masculinity in political discourse. The concept of masculinity is defined. The interview texts are analyzed with the aim of establishing communicative strategies and tactics of masculinity. The analysis is based on the texts of seven well-known women politicians in Germany, information about them can be found in the public domain on the Internet, on the official pages and on social networks. The interview texts are particularly interesting for the analysis, as they most clearly show the personality of the interviewee, his political views and position. The research employs the method of the contextual analysis and semantic-stylistic analysis, the combination of which allows us to identify the real meaning of the statement and to establish their various stylistic functions in the political discourse. The quantitative calculation method was used as well as to confirm the validity of the results. The closeness of the politics sphere for women up to the success of the feminist movement in the XX century makes it up-to-datw to consider the characteristic features of the discourse of women politicians. Previously, such political leaders have been gravitating to the male standard of conduct, since the political sphere requires masculine behavior from women. Based on the analysis of literature on the topic of masculine communication strategies and tactics, the article presents their classification. The analysis of the texts demonstrate that women politicians often use the strategy of opposition, as well as the tactics of polarization, criticism of the opponent, denial, motivation, which displays the desire of women politicians to maintain their leadership positions and to defend their point of view.

Текст научной работы на тему «Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии)»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10321 УДК 811.11-112

Н. А. Синеокая https://orcid.org/0000-0002-6286-1952

Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии)

Статья публикуется при поддержке Гранта РГНФ 16-34-00014а1 «Коммуникативное взаимодействие в современном медийном пространстве как способ конструирования имиджа»

В статье рассматриваются особенности женского политического дискурса на материале интервью женщин-политиков Германии, играющих ключевые роли в политике современной Германии. Политическая арена требует от женщин-политиков мужского стиля поведения, что проявляется в использовании маскулинных комуникативных стратегий и тактик. В статье рассматривается маскулинность в политическом дискурсе. Определяется понятие маскулинности. Анализируются тексты интервью с целью установления коммуникативных стратегий и тактик маскулинности. Для анализа берутся тексты семи известных женщин-политиков Германии, информацию о которых можно найти в открытом доступе в сети интернет, на официальных страницах и в социальных сетях. Тексты интервью особенно интересны для анализа, так как в них наиболее ярко проявляется личность интервьюируемого, его политические взгляды и позиция. В ходе исследования применяются метод контекстологического анализа и семантико-стилистического анализа, сочетание которых позволяет выявить актуальный смысл высказывания и установить их различные стилистические функции в политическом дискурсе. Для подтверждения достоверности полученных результатов применялся также метод количественного подсчета. Закрытость сферы политики для женщин вплоть до успехов феминистского движения в XX в. делает актуальным рассмотрение характерных черт дискурса женщин-политиков. Раньше такие политические лидеры тяготели к мужскому стандарту поведения. На основе анализа литературы по теме маскулинных коммуникативных стратегий и тактик, в статье представлена их классификация. Проведенный анализ текстов показал, что женщинами-политиками используется чаще стратегия противопоставления, а также тактики поляризации, критики оппонента, отрицания, побуждения, что указывает на желание женщин-политиков удерживать свои лидерские позиции, отстаивать свою точку зрения.

Ключевые слова: политический дискурс, Интернет-дискурс, жанр интервью, политическое интервью, маскулинность, коммуникативные стратегии и тактики, конфронтация, конфронтационная коммуникация, стратегия противопоставления, стратегия утверждения.

N. A. Sineokaya

Masculine Communication Strategies and Tactics in the Female Political Discourse (on the example of Women Politicians' Interviews in Germany)

The features of women's political discourse are studied on the basis of the interviews with women politicians of Germany. The political arena makes female politicians adopt a male style of behavior, which is manifested in the use of masculine communication strategies and tactics. The article deals with masculinity in political discourse. The concept of masculinity is defined. The interview texts are analyzed with the aim of establishing communicative strategies and tactics of masculinity. The analysis is based on the texts of seven well-known women politicians in Germany, information about them can be found in the public domain on the Internet, on the official pages and on social networks. The interview texts are particularly interesting for the analysis, as they most clearly show the personality of the interviewee, his political views and position. The research employs the method of the contextual analysis and semantic-stylistic analysis, the combination of which allows us to identify the real meaning of the statement and to establish their various stylistic functions in the political discourse. The quantitative calculation method was used as well as to confirm the validity of the results. The closeness of the politics sphere for women up to the success of the feminist movement in the XX century makes it up-to-datw to consider the characteristic features of the discourse of women politicians. Previously, such political leaders have been gravitating to the male standard of conduct, since the political sphere requires masculine behavior from women. Based on the analysis of literature on the topic of masculine communication strategies and tactics, the article presents their classification. The analysis of the texts demonstrate that women politicians often use the strategy of opposition, as well as the tactics of polarization, criticism of the opponent, denial, motivation, which displays the desire of women politicians to maintain their leadership positions and to defend their point of view.

Keywords: political discourse, Internet discourse, genre of interview, political interview, masculinity, communicative strategies and tactics, confrontation, confrontational communication, opposition strategy, approval strategy.

© Синеокая Н. А., 2019

Постановка проблемы

Сфера политики является пространством, в котором реализуются социальные стандарты маскулинности. Они являются механизмом воздействия на политическое поведение избирателей. Равноправными участниками политического дискурса являются как мужчины, так и женщины. Сфера большой политики требует от женщин-политиков мужского стиля поведения, что проявляется, в первую очередь, в использовании коммуникативных стратегий и тактик.

Маскулинные коммуникативные стратегии иначе называются нами «конфронтационные». Прежде чем описать маскулинные, или конфронтационные, стратегии, стоит дать определение понятию «конфронтация».

Конфронтация - (от франц. сonfrontation) противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов). Синонимами термина «конфронтация» являются «противоборство», «противопоставление», «противостояние», «столкновение» [14].

Целью данной статьи является выявление и описание маскулинных коммуникативных стратегий и тактик.

Материалы и методы исследования

Материалом послужили тексты интервью женщин-политиков Германии (Merkel, A. (CDU), von der Leyen, U. (CDU), Kipping, K. (die Linke), Wagenknecht, S. (die Linke), Nales, A. (SPD), Storch, B. (AfD), Petry, F. (AfD)), которые находятся в открытом Интернет-пространстве. Методом сплошной выборки было отобрано всего 387 примеров, которые иллюстрируют значимые с точки зрения демонстрации маскулинности коммуникативные стратегии и тактики.

Выбранные нами женщины-политики являются лидерами современных политических партий Германии. Каждая политическая партия имеет свой сайт (https://www.cdu.de, www.alternativefuer.de, www.die-linke.de,www.spd.de), на котором в свободном доступе находятся политические выступления и интервью всех политиков. Каждая женщина-политик имеет также официальную личную страницу, на которой представлены тексты ее политических выступлений и интервью. Тексты семи интервью, которые были взяты для анализа, охватывают временной период с 2017 по 2018 гг. За единицу исследования принималось одно высказывание.

В ходе исследования применяются методы контекстологического и семантического анализа, сочетание которых позволяет выявить актуальный смысл высказывания в политическом дискурсе. Для

ТГб

достоверности полученных результатов применялся также метод количественного подсчета.

Результаты исследования

Жанр интервью приобретает все большую популярность в современном политическом дискурсе. Именно в интервью проявляется процесс межличностного общения. Коммуникация происходит между журналистом, интервьюируемым и аудиторией. Жанр интервью предполагает беседу в вопросно-ответной форме, которая дает возможность достаточно детально проследить выбор соответствующих стратегий и тактик. Интервью характеризуется ориентацией на собеседника и установкой на позитивную самопрезентацию [7, с. 53]. В процессе коммуникации проявляются личностные характеристики участников разговора, их внутренний мир, жизненная позиция, моральные установки. Важным является и гендерная принадлежность интервьюируемого [10]. Имеются свои особенности в политическом интервью женщин-политиков и мужчин-политиков. Чтобы не уступать в своей политической деятельности мужчинам-политикам, женщина-политик вынуждена вести себя более жестко на политической арене.

В настоящее время все больше внимания ученые уделяют изучению коммуникации в ситуации конфликта, или конфронтации [3; 4; 9; 15; 16; 17].

Конфронтация включает в себя выяснение сложных отношений между коммуникантами с целью захвата ведущих позиций, навязывание своих взглядов, вербальную агрессию, подавление личности языкового партнера, отказ от коммуникации, дискредитацию, подчинение, разоблачение, претензию, угрозу, захват инициативы, подавление авторитета противника, контроль над ситуацией, принуждение, прерывание, соперничество, конфликт [18, с. 404].

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на возрастающий интерес исследователей к вопросу конфликтных ситуаций общения и конфронтационных стратегий и тактик, единой классификации упомянутых стратегий не существует.

К особенностям конфронтационной коммуникации относятся: стремление к речевой доминантности, эмоциональность общения, повышенная оце-ночность, любовь к спорным обсуждениям (склонность к конфронтационным стратегиям в целом) [13, с. 30].

Проанализировав литературу по вопросу коммуникативных стратегий и тактик в ситуации конфронтации, к маскулинным коммуникативным стратегиям, на наш взгляд, относятся: стратегия противопоставления и стратегия убеждения.

Стратегию противопоставления мы видем в более общем плане в стратегиях соперничества, кон-

Н. А. Синеокая

фликта, дискредитации, речевой агрессии. Все перечисленные коммуникативные стратегии представляют собой определенное противопоставление говорящим оппоненту своих идей, взглядов, мнений, принципов, фактов. Противопоставление выражается в критике собеседника, опровержении его высказываний с целью дискредитации, оскорбления, унижения, упрека, обвинения, насмешки, конфронтации, а в итоге - создания конфликта.

Стратегия противопоставления реализуется тактиками:

— Поляризация или, проще говоря, критика оппонента. В политической коммуникации положительная самопрезентация тесно связана с критикой оппонента, которая выражается в повышенной оценочности [13, с. 30]. Улучшение собственного имиджа и ухудшение имиджа противника реализуются в рамках данной тактики. Критика оппонента актуализируется через лексические единицы с отрицательной оценочной характеристикой [9, с. 149]. Основными маркерами этой тактики являются антитеза и сравнение. Данная тактика помогает автору выражать свою точку зрения, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно выражается союзами als, wie, genau wie, als ob, противительными союзами, употреблением антонимов, антитезы, прилагательными в сравнительной форме, в употреблении риторических вопросов и т. д. Тактика поляризации предполагает подчеркивание положительных и отрицательных оценок, действий, свойств путем противопоставления wir / ich и Sie / ihr / du. Политик таким образом противопоставляет свое мнение мнению оппонента, сравнивает их. Цель - доказать свою правоту, показать лучшее владение информацией в отличие от собеседника.

Так, Б. Шторх противопоставляет себя и свою партию представителям движения байкота в парламенте, используя при этом тактику поляризации:

(1) Storch: Zum Teil sind das dieselben Abgeordneten, die den politischen Islam hofieren und den Beitritt von Erdogans Türkei forciert haben, die Israel politisch ausgrenzen wollen. Konservative, nationalliberale und euroskeptische Politiker tragen diese verlogene Political Correctness nicht mit. Wir wollten demonstrieren, dass , diese nicht für «Europa» sprechen [23].

Контраст. Для большего эффекта противопоставления часто используется контраст. Тактика контраста реализуется в использовании противительных союзов aber, und, отрицательного слова nicht, риторических вопросов. Политик с помощью контраста противопоставляет две различающиеся оценки, два или более мнения, суждения, направляя истину в свою сторону. Контраст является эффек-Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии)

тивным инструментом формирования желаемого имиджа, а так же манипулятивной тактикой навязывания собеседнику желаемого образа [2, с. 125]. Данная тактика связана с выражением позиции несогласия / неодобрения действия оппонента.

А. Меркель в своем высказывании противопоставляет профессию канцлера другим профессиям с помощью контраста, выражая мнение, что будь то канцлер, журналист или священник, человек любой профессии имеет возможность знакомиться и общаться с большим количеством людей:

(2) Merkel: Es gibt ja auch andere Berufe, Journalist und Pfarrer zum Beispiel, in denen man sehr viele Menschen kennenlernen kann. Ich bin in einem Pfarrhaushalt aufgewachsen. Meine Eltern hatten dort immer viele Menschen zu Gast [21] .

— Отрицание. Данная тактика дает возможность оратору, используя отрицание, противопоставить свое мнение мнению соперника, с помощью отрицания сделать акцент на том, что является важным для оратора. Цель - осуждение, упрек, критика действий оппонента. Тактика отрицания характеризуется использованием отрицательных местоимений kein, отрицаний nein, nicht nur, kaum, auf keinen Fall, nie, отрицательных союзов nicht nur...sondern auch, weder...noch и других. Отрицая мнение оппонента, политик показывает ситуацию в выгодном для себя свете, противопоставляет ситуации.

K. Киппинг часто в беседе с журналистом отрицает вопрос оппонента, не соглашается с его мнением, суждением, что указывает на стремление женщины-политика опровергнуть высказывание оппонента с целью упрека, улучшения своего имиджа, представления себя в качестве политика, который имеет свою личную, четкую позицию по каждому вопросу:

(3) Magazine: ... also keine Gemeinsamkeiten?

Kipping: Nein, in inhaltlicher Hinsicht auf keinen

Fall.(...)

Magazine: Sie gelten neben Sahra Wagenknecht als zentrale Figur in der Auseinandersetzung um Macht und Deutungshoheiten in der Linkspartei. Im Leitantrag ist die Forderung «offene Grenzen für alle» auf « offene Grenzen» geschrumpft. Ein Klauselkompro-miss, in dem sich jeder wieder finden kann?

Kipping: Nein. Das ist der Versuch, die klare Aussage des Leitantrages umzuinterpretieren [20].

Что касается другой маскулинной коммуникативной стратегии - стратегии убеждения, то, прежде чем описать данную стратегию, стоит дать определение понятию «убеждение».

Убедить - значит заставить поверить чему-нибудь, склонить к какому-либо поступку [12, с. 820].

Убеждение - интеллектуальное воздействие, имеющее целью с помощью логического обоснова-

Л7

ния добиться принятия личностью самостоятельного решения на основе полученной информации [14]. В ходе процесса убеждения часто используются формы доказательства в рамках аргументации. В таком случае убеждение представляется как способ вербального воздействия, которое включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обьясняющих выдвигаемое про-понентом утверждение. Результат убеждения может быть представлен как осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям.

В лингвистических работах на тему стратегии убеждения нам встречаются и другие определения этого понятия.

Убеждать - значит побуждать, изменять решение, мнение других. В связи с этим, убеждение можно трактовать как инструмент власти, инструмент управления. Управлять сознанием других в собственных интересах, изменять позицию других для достижения своих целей и задач - вот что подразумевает убеждение в политической коммуникации [6, с. 42].

Стратегия убеждения, на наш взгляд, обьединяет в себе стратегии аргументирования, подчинения, захвата инициативы, контроля над ситуацией, потому что целью стратегии убеждения является критика собеседника, отказ понимать какую-либо позицию, несогласие с мнением оппонента, аргументированное обоснование несостоятельности его доводов в пользу высказываемого убеждения. Подобное речевое поведение в условиях политической коммуникации направлено на привлечение внимания слушателя и создание возможности манипулировать им, осуществляя воздействие в скрытой форме [8, с. 24].

При убеждении воздействие направлено на изменение отношения реципиента к окружающей действительности. Реципиенту не сообщается ничего нового, а та информация, которой он уже обладает, представляется в ином свете [5, с. 155].

Анализ лингвистической литературы по данному вопросу демонстрирует, что единой классификации стратегий и тактик убеждения не существует. К тактикам убеждения, по мнению разных ученых, относятся: тактика контроля над сменой тем, тактика контроля над инициативой, тактика драматизации, актуализации проблемы, тактика дискредитации, подчинения, запугивания, объяснения, обоснования, интерпретации, поддержки созданного в начале дискуссии имиджа [8, с. 25], тактика презентации, призыва, самопрезентации, дискредитации оппонента, создания положительной оценки, создания отрицательной оценки [5, с. 156], тактика создания прочной основы (база фактов, примеров), тактика аргументации, тактика апеллирования к

ТГ8

общечеловеческим ценностям [6, с. 43], тактика фактической аргументации, тактика логической аргументации, тактика ссылки на авторитет, тактика обоснованных оценок, контрастивного анализа, иллюстрирования, обещания, призыва [11; 19] и многие другие.

Опираясь на определение термина «убеждение» и на выделенные разными лингвистами тактики стратегии убеждения, на наш взгляд, данная стратегия реализуется следующими тактиками:

— Аргументация. Убеждение трудно себе представить без аргументации. В процессе аргументации адресант преследует такие цели как изменение убеждений адресата, убеждение его в достоверности каких-то положений, контроль за сознанием адресата с целью внесения возможных изменений в его взгляды. Все перечисленные цели соответствуют главной задаче тактики аргументации - осуществлению убеждающего воздействия. Умение объяснить, найти доводы, представить факты, весомые доказательства, аргументировать свое мнение обеспечивает успешность убеждения. Воздействие таких аргументов и фактов часто подкрепляется апелляцией к эмоциональной сфере адресата. Тактика аргументации реализуется в использовании ссылок на авторитет, лексические единицы с положительной семантикой и/или высокой стилистической окраской, обращении к примерам, цифрам, статистике, фактам, что делает аргументацию более убедительной. Использование цитат также усиливает аргументацию.

Так, Б. Шторх в своем интервью использует конкретные цифры и факты c целью представления убедительной аргументации, опирающейся на известные данные:

(4) Storch: Schauen wir uns einfach die Lage bei unseren westlichen Nachbarn an. Seit 2006 haben 40.000 Juden Frankreich verlassen. Eines der Hauptmotive ist die Angst vor Muslimen und islamischem Terror. Ich will nicht, dass wir in Deutschland auch dahin kommen [22].

— Обещание. Политик обязуется осуществить что-либо. Отмечается, что идеальным способом для реализации данной тактики является использование формы будущего времени глагола совершенного вида. Само значение, заложенное в видовой характеристике глагола, выражает уверенность в осуществлении обещанного. Говорящий использует глаголы совершенного вида, чтобы подчеркнуть свою уверенность в успехе его партии, убедить тем самым слушателя в реализации обещанного [1, с. 408].

— Побуждение. Говорящий стремится побудить аудиторию к совершению того или иного действия, стараясь убедить в правильности своей точки

Н. А. Синеокая

зрения. Данная тактика может сочетаться с тактикой самопрезентации. Для побуждения кого-либо к действию политику необходимо представить себя в максимально выгодном свете, внушить доверие аудитории, чтобы ее представители проголосовали за него (реализуется с помощью побудительных предложений с глаголом в императиве, модальных глаголов müssen и sollen, прилагательных с модальным значением (erforderlich, notwendig и т. д.). Местоимение «wir» выполняет важную функцию: политик обращается к народу, говорит о себе как о человеке из этого народа, а значит, побуждает к единению, к действию, к поддержке [11, с. 322].

Так, С. Вагенкнехьт в интервью с t-online.de побуждает к действию путем использования глагола müssen, что указывает на желание политика дать совет, помочь:

(5) Wagenknecht: Wenn jemandem in der Türkei unter Erdogan zehn Jahre oder mehr Gefängnis drohen, weil er seine politische Meinung gesagt hat, dann müssen solche Menschen Anspruch auf Asyl haben. Das gilt auch für andere Länder: Menschen, die vor Folter oder vor Verfolgung fliehen, müssen Anspruch auf Asyl haben [23].

Стоит отметить, что тактика трансформации ситуации (акцент на эмотивной составляющей при игнорировании фактов, ложные аналогии, попытка выдать единичное за типичное и частное за общее и т. д.) свойственна также стратегии манипуляции. Тактика побуждения относится к манипулятивным тактикам, так как говорящий акцентирует внимание на противнике и его ошибках, отождествляя себя с аудиторией, а не выделяясь из нее.

Рассмотрим результаты проведенного нами анализа текстов интервью женщин-политиков Германии (Таблица 1).

Таблица № 1

Использование лексических маркеров маскулинности в политическом интервью женщин-политиков Германии (%)_______

Merkel A. Wagenknecht S. Nahles A. Kipping K. Petry F. Storch B. Von d. Leyen U.

1. стратегия противопоставления 71 74.4 59 74 75 59 79

1.1. тактика поляризации, критики оппонента 1.4 18 14 13 12.5 32 29

1.2. тактика контраста 8 4.5 9 2.2 3.1 4.5 -

1.3. тактика отрицания 61 52 36 59 59 22.7 50

2. стратегия утверждения 29 25.5 41.4 26 25 41 21

2.1. тактика аргументации 4.2 10 15.5 13 9.4 27 12.5

2.2. тактика обещания - - - - - - -

2.3. тактика побуждения 25 16 24 13 15.6 13.6 8.3

Проведенный нами анализ текстов интервью показал, что женщинами-политиками используется чаще всего стратегия противопоставления. Среди выделенных нами тактик женщины-политики чаще прибегают к использованию тактики отрицания, побуждения, тактики поляризации и критики оппонента.

Помимо наиболее часто используемой тактики отрицания А. Меркель чаще остальных прибегает к тактике побуждения, что говорит о ее стремлении не просто высказать свое мнение, а побудить слушающий и читающий электорат к действию. Б. Шторх и У. фон дер Ляйен используют наиболее часто тактику поляризации и критики оппонента, А. Налес тактику контраста, аргументации и побуждения, С. Вагенкнехьт, К. Киппинг, Ф. Петри предпочитают тактики поляризации и критики оп-понета, побуждения.

Выводы

Женский политический дискурс имеет специфические особенности. Анализ политического интервью женщин-политиков позволяет нам выделить маскулинные (конфронтационные) коммуникативные стратегии, к которым женщины-политики прибегают ввиду своего политическогог статуса. Проведенный нами анализ текстов политических интервью женщин-политиков подтвердил тот факт, что женщинам-политикам действительно свойственно употребление выделенных маскулинных коммуникативных стратегий и тактик, так как сфера политики требует от женщин маскулинного поведения.

Анализ маскулинных коммуникативных стратегий и тактик на примере текстов политического интервью женщин-политиков показал, что исследуемые стратегии маскулинности женщины-политики

Германии реализуют через следующие тактики:

Стратегия противопоставления реализуется тактиками:

— Поляризация или, критика оппонента.

— Контраст.

— Отрицание.

Стратегия убеждения реализуется тактиками:

— Аргументация.

— Обещание.

— Побуждение.

Наиболее используемой женщинами-политиками маскулинной стратегией является стратегия противопоставления, в частности женщины-политики охотно прибегают к критике оппонента и противопоставлению журналисту себя и своей позиции посредством отрицания. Данный факт говорит о стремлении женщин-политиков к соперничеству в коммуникации. Стратегия утверждения представлена в текстах интервью женщин-политиков частым использованием тактики аргументации посредством ссылок на авторитет, обращений к примерам, цифрам, фактам, использованию цитат, а также охотно женщины-политики побуждают оппонета и электорат к действию (тактика побуждения).

Библиографический список

1. Акопова, Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса [Текст] / Д. Р. Акопова // Филология. Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2013. - № 6 (1). - С. 403-409.

2. Ашурбекова, Т. И. Виды и функции контраста в институциональной (имиджевой) рекламе [Текст] / Т. И. Ашурбекова, Т. И. Рагимханова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. Издательство: Дагестанский гос.ун-т (Махачкала), 2009. - № 3. - С. 113-119.

3. Букин, А. С. Проблема некооперативного диалога [Текст] / А. С. Букин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2014. - Т. 1. № 2. - С. 226-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гаталова, М. А. Специфика невежливого невербального поведения американского делового мужчины [Текст] / М. А. Гаталова, Ф. И. Карташкова // Вестник Костромского государственного университета, 2018. -Т. 24. № 2. - С. 225-230.

5. Дмитриева, М. И. Коммуникативные стратегии убеждения на материале англоязычной прессы [Текст] / М. И. Дмитриева, В. А. Калмыков // Современный учёный, 2017. - С. 155-159.

6. Ехлакова, Н. Ф. Убедить «своих» и запутать «чужих»: стратегия убеждения в американском политическом дискурсе [Текст] / Н. Ф. Ехлакова // Речевое воздействие в политическом дискурсе: материалы Международной научной конференции (Екатеринбург, 1-3 дек.2016 г.). - Екатеринбург, 2016. - С. 42-44.

7. Каракулова, С. Ш. Реализация митигативной стратегии смягчения оценки в интервью с немецкими политиками [Текст] / С. Ш. Каракулова // Научный диалог, 2016. - № 2 (50). - С. 52-62.

8. Климинская, С. Л. Лингвостилистические особенности стратегий и тактик убеждения в аргумента-тивном дискурсе (на примере англоязычных телевизионных дискуссий) [Текст] / С. Л. Климинская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Издательство: Московский государственный лингвистический университет. - М., 2011. - № 614. -С. 24-42.

9. Кошкарова, Н. Н. Политическое интервью межкультурного уровня: реализация конфронтационной и кооперативной стратегий [Текст] / Н. Н. Кошкаровв // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. Издательство: Томский государственный педагогический университет (Томск), 2015. - № 4 (157). - С. 148-152.

10. Лукина, М. М. Технология интервью [Текст] / М. М. Лукина. Учебное пособие для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 191 с.

11. Милованова, М. В. Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа коллективного прошлого в современных российских СМИ [Текст] / М. В. Милованова, Е. В. Терентьева // Экология языка и коммуникативная практика, 2017. -№ 3. - С. 106-113.

12. Новикова, А. М. Коммуникативные стратегии убеждения в американском политическом интервью: слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах [Текст] / А. М. Новикова // Материалы VIII Международной научной конференции, 2016. - С. 320-322.

13. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.

14. Певнева, И. В. Особенности реализации коммуникативных стратегий в конфронтационных ситуациях общения [Текст] / И. В. Певнева // Вестник Томского государственного университета, 2008. - С. 30-31.

15. Санжаревский, И. И. Политическая наука: Сло-варь-справочник.сост. проф. пол. наук [Электронный ресурс]. - М. : Политология, РГУ, 2010. - 745 с. - Режим доступа: Шр:/^^^птк.ш/ю

16. Стахнова, О. В. Об оценке средств вежливости в испанском языке [Текст] / О. В. Стахнова // Древняя и Новая Романия. Издательство: Санкт-Петербургский государственый университет, 2015. - Т. 15. - № 1. -С. 308-315.

17. Хазиева, Р. Р. Дискурсивные стратегии и тактики, реализующие интенцию речевой агрессии в политическом дискурсе СМИ [Текст] / Р. Р. Хазиева // Вестник ВЭГУ 2014. - № 2 (70). - С. 192-199.

18. Якубова, Н. М. Тактика экспликации сомнения в кооперативных и некооперативных речевых стратегиях (на материале английского языка) [Текст] /

Н. М. Якубова // Вестник ТГПУ 2014. - № 10 (151). -С. 39-45.

19. Ячкова, О. В. Языковые средства, реализующие кооперативную стратегию в реалити-шоу (на материале русского языка) [Текст] / О. В. Ячкова // Вестник Вятского государственного университета. Издательство: Вятский государственный университет (Киров), 2008. - Т. 2. - № 3. - С. 32-38.

20. Katja Kipping: Die Linken-Chefin im ExklusivInterview [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.de/magazine/politik/fuechtlingskrise-in-europa/katja-kipping-interview-linken-chefin-33021234

21. Angela Merkel im Interview: Wir brauchen Mut -FAZ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/politik/bundestagswahl/angela-merkel-im-interview-wir-brauchen-mut-

15191126. html?printPagedArticle=true#pageIndex_0

22. Exklusiv-Interview mit Beatrix von Storch: «Antisemitismus hat in der AfD keinen Platz!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.journalistenwatch.com/2017/10/11/exklusiv-interview-mit-beatrix-von-storch-ist-die-afd-antisemitisch/

23. Sahra Wagenknecht verteidigt im Interview Kritik an Asylpolitik - T-Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t-online.de/nachrichten/deutschland/bundestagswahl/id_81 516044/sahra-wagenknecht-verteidigt-im-interview-kritik-an-asylpolitik-.html

Reference List

1. Akopova, D. R. Strategii i taktiki politicheskogo diskursa = Strategy and tactics of political discourse [Tekst] / D. R. Akopova // Filologija. Vestnik Nizhego-rodskogo un-ta im. N. I. Lobachevskogo = Philology. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky,2013. - № 6 (1). - S. 403-409.

2. Ashurbekova, T. I. Vidy i funkcii kontrasta v in-stitucional'noj (imidzhevoj) reklame = Types and functions of contrast in institutional (image) advertizing [Tekst] / T. I. Ashurbekova, T. I. Ragimhanova // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2: Gumanitarnye nauki. Izdatel'stvo: Dagestanskij gos.un-t (Mahachkala) = Bulletin of Dagestan state university. Series 2: Humanities. Publishing house: Dagestan state University (Makhachkala), 2009. - № 3. - S. 113-119.

3. Bukin, A. S. Problema nekooperativnogo dialoga = Problem of noncooperative dialogue [Tekst] / A. S. Bukin // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Bulletin of Leningrad state university named after A. S. Pushkin, 2014. - T. 1. № 2. - S. 226-232.

4. Gatalova, M. A. Specifika nevezhlivogo neverb-al'nogo povedenija amerikanskogo delovogo muzhchiny = Specifics of impolite nonverbal behavior of the American business man [Tekst] / M. A. Gatalova, F. I. Kartashkova // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta = Bulletin of Kostroma state university, 2018. - T. 24. № 2. - S. 225-230.

5. Dmitrieva, M. I. Kommunikativnye strategii ub-ezhdenija na materiale anglojazychnoj pressy = The communicative strategy of belief on the material of the English-language press [Tekst] / M. I. Dmitrieva, V. A. Kalmykov // Sovremennyj uchjonyj = Modern scientist, 2017. - S. 155-159.

6. Ehlakova, N. F. Ubedit' «svoih» i zaputat' «chu-zhih»: strategija ubezhdenija v amerikanskom politich-eskom diskurse = To convince «own» and to confuse «strangers»: the strategy of belief in the American political discourse [Tekst] / N. F. Ehlakova // Rechevoe vozdejstvie v politicheskom diskurse: materialy Mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii (Ekaterinburg, 1-3 dek.2016 g.) = Speech influence in political discourse: materials of the International scientific conference (Ekaterinburg, December 1-3, 2016). - Ekaterinburg, 2016. -S. 42-44.

7. Karakulova, S. Sh. Realizacija mitigativnoj strategii smjagchenija ocenki v interv'ju s nemeckimi politikami = Realization of mitigative strategy of assessment mitigation in the interview with German politicians [Tekst] / S. Sh. Karakulova // Nauchnyj dialog = Nauchnyi dialog, 2016. - № 2 (50). - S. 52-62.

8. Kliminskaja, S. L. Lingvostilisticheskie osobennosti strategij i taktik ubezhdenija v argumentativnom diskurse (na primere anglojazychnyh televizionnyh diskussij) = Linguostylistic features of strategy and tactics of belief in argumentative discourse (on the example of English-speaking television discussions) [Tekst] / S. L. Kliminskaja // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i peda-gogicheskie nauki. Izdatel'stvo: Moskovskij gosudar-stvennyj lingvisticheskij universitet = Bulletin of Moscow state linguistic university. Education and pedagogical sciences. Publishing house: Moscow state linguistic university - M., 2011. - № 614. - S. 24-42.

9. Koshkarova, N. N. Politicheskoe interv'ju mezhkul'turnogo urovnja: realizacija konfrontacionnoj i kooperativnoj strategij = Political interview of a cross-cultural level: realization of confrontational and cooperative strategy [Tekst] / N. N. Koshkarovv // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. Izdatel'stvo: Tomskij gosudarstvennyj pedagog-icheskij universitet (Tomsk) = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. Publishing house: Tomsk state pedagogical university (Tomsk) 2015. - № 4 (157). -S. 148-152.

10. Lukina, M. M. Tehnologija interv'ju = Technology of interview [Tekst] / M. M. Lukina. Uchebnoe posobie dlja vuzov. - M. : Aspekt Press, 2003. - 191 s.

11. Milovanova, M. V. Realizacija strategii ub-ezhdenija pri formirovanii polozhitel'nogo obraza kollek-tivnogo proshlogo v sovremennyh rossijskih SMI = Realization of strategy of belief when forming a positive image of the collective past in modern Russian media [Tekst] / M. V Milovanova, E. V Terent'eva // Jekologija jazyka i kommunikativnaja praktika = Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika, 2017. - № 3. - S. 106-113.

12. Novikova, A. M. Kommunikativnye strategii ub-ezhdenija v amerikanskom politicheskom interv'ju: slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul'turologicheskom aspektah = The communicative strategy of belief in the American political interview: a word, a statement, a text in cognitive, pragmatical and cul-turological aspects [Tekst] / A. M. Novikova // Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii = Materials of the VIII International scientific conference,2016. -S. 320-322.

13. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka = Explanatory dictionary of Russian [Tekst] / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova. - M. : ITI Tehnologii, 2006. - 944 s.

14. Pevneva, I. V Osobennosti realizacii kommu-nikativnyh strategij v konfrontacionnyh situacijah ob-shhenija = Features of communicative strategy realization in confrontational situations of communication [Tekst] / I. V. Pevneva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta = Bulletin of Tomsk state university, 2008. -S. 30-31.

15. Sanzharevskij, I. I. Politicheskaja nauka: Slovar'-spravochnik = Political science: Dictionary reference [Jelektronnyj resurs]. - M. : Politologija, RGU, 2010. -745 s. - Rezhim dostupa: http://glos.virmk.ru/ju

16. Stahnova, O. V. Ob ocenke sredstv vezhlivosti v ispanskom jazyke = About assessment of politeness means in Spanish [Tekst] / O. V. Stahnova // Drevnjaja i Novaja Romanija = Ancient and New Romani-ya.Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskij gosudarstvenyj uni-versitet, 2015. - T. 15. - № 1. - S. 308-315.

17. Hazieva, R. R. Diskursivnye strategii i taktiki, re-alizujushhie intenciju rechevoj agressii v politicheskom diskurse SMI = Discoursive strategies and tactics realizing intension of speech aggression in political discourse of media [Tekst] / R. R. Hazieva // Vestnik VJeGU, 2014. - № 2 (70). - S. 192-199.

18. Jakubova, N. M. Taktika jeksplikacii somnenija v kooperativnyh i nekooperativnyh rechevyh strategijah (na

materiale anglijskogo jazyka) = Tactics of doubt explication in cooperative and noncooperative speech strategy (on the material of English) [Tekst] / N. M. Jakubova // Vestnik TGPU = Bulletin of TSTU, 2014. - № 10 (151). -S. 39-45.

19. Jachkova, O. V. Jazykovye sredstva, realizujushhie kooperativnuju strategiju v realiti-shou (na materiale russkogo jazyka) = The language means realizing cooperative strategy in a reality show (on the material of Russian) [Tekst] / O. V. Jachkova // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Izdatel'stvo: Vjatskij gosudar-stvennyj universitet (Kirov) = Bulletin of Vyatka state university. Publishing house: Vyatka state university (Ki-rov),2008. - T. 2. - № 3. - S. 32-38.

20. Katja Kipping: Die Linken-Chefin im ExklusivInterview [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://web. de/magazine/politik/fluechtlingskrise -in-europa/katj a-kipping-interview-linken-chefin-3 3021234

21. Angela Merkel im Interview: Wir brauchen Mut -FAZ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/politik/bundestagswahl/angela-merkel-im-interview-wir-brauchen-mut-

15191126.html?printPagedArticle=true#pageIndex_0

22. Exklusiv-Interview mit Beatrix von Storch: «Antisemitismus hat in der AfD keinen Platz!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.journalistenwatch.com/2017/10/11/exklusiv-interview-mit-beatrix-von-storch-ist-die-afd-antisemitisch/

23. Sahra Wagenknecht verteidigt im Interview Kritik an Asylpolitik - T-Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t-online.de/nachrichten/deutschland/bundestagswahl/id_81 516044/sahra-wagenknecht-verteidigt-im-interview-kritik-an-asylpolitik-.html

Дата поступления статьи в редакцию: 17.01.2019 Дата принятия статьи к печати: 24.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.