Научная статья на тему 'Машиностроительный комплекс. Основные части машин на занятиях по технологическим дисциплинам'

Машиностроительный комплекс. Основные части машин на занятиях по технологическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
896
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / МЕХАНИКА / ДЕТАЛИ МАШИН / УСТРОЙСТВО МАШИН / ЧАСТИ МАШИН / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Варнавских Б. А.

В статье рассматриваются особенности машиностроения, как важнейшей отрасли промышленности. Машиностроение основа современной техники. В машиностроении идет бурный процесс научно-технической революции. Автор детально рассматривает устройство машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Машиностроительный комплекс. Основные части машин на занятиях по технологическим дисциплинам»

Таблица 4.

Результаты измерения коэффициента сформированности умений составлять алгоритмы и решать задачи в контрольных и экспериментальных группах

Контрольная Экспериментальная

Число обучаемых, баллы которых больше 0,313 А 10 В 36 А+В=46

Число обучаемых, баллы которых меньше 0,313 С 11 Д 8 С+Д=19

А+С=21 В+Д=44 65

Используя формулу (2), получим Тнабл = 6,469. Значение Тнабл оказалось выше Ткрит, равного 3,841, и это позволяет утверждать, что применение алгоритмических методов обучения положительно сказывается на формировании у обучаемых умений решать физические задачи.

Не приводя расчетов в данной статье, отметим, что результаты третьего "среза", сделанного по теме "Электромагнетизм", также подтверждают сделанные ранее выводы. Значение статистики критерия Тнабл равно 7,145, что также превышает Ткрит = 3,841.

Подводя итог, можно сделать вывод, что обучение алгоритмическому методу решения задач положительно сказывается на познавательной активности обучаемых.

Б.А. Варнавских

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МАШИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Говоря о машине, имеют в виду искусственное устройство, созданное человеком для замены его производственной функции. Это устройство должно повысить производительность труда и облегчить труд человека. В настоящее время машины заменяют не только производственные функции человека, но и интеллектуальные, а в некоторых случаях и физиологические функции человека. Машина перестала быть устройством, лишь потребляющим энергию и выпускающим продукцию. Она обрабатывает необходимую для производственного процесса информацию. Раньше эту функцию мог выполнять только человек. Осуществлен переход от отдельной машины к автоматической системе машин. Это совокупность энергетических, транспортных, технологических, контрольно-управляющих машин. Прогресс в машиностроении связан не только с техническими, науками. Огромную роль здесь играют математика, физика, химия. Применение новых материалов приводит к прогрессивной технологии изготовления изделий. Создаются автоматы, имеющие новые особенности. Внедрение химических методов в обработку материалов позволяет исключить промежуточные операции, механическую обработку. На машиностроение оказало влияние использование таких достижений физики, как мощные генераторы света для обработки материалов, эффект взрыва - для получения заданной формы и т.д. В машиностроении идет бурный процесс научно-технической революции. Этот процесс нужно планировать, регулировать. Что же принесет дальнейшее развитие технической революции людям Земли? Не всегда в наши дни машина приносит радость человеку. По мере автоматизации производства умножаются армии безработных. Машины делают смертоносное оружие. Но сама машина здесь ни причем. Важно в чьих руках она находится. Так что же мы назовем машиной? Мы живем в мире разных машин. На земле и под землей, в космосе и под водой везде работают машины. Машиностроение - основа современной техники. Машиностроение - одна из самых важных отраслей промышленности. Машина -так называют множество устройств, различных по назначению, конструкции, размерам. Но эти устройства объединяет общее свойство: все они выполняют какую-либо полезную работу. Это основной признак машины. Но этого признака мало. Существуют устройства, которые выполняют полезную работу, но машинами не являются. Например - лопата. Лопата - это инструмент. А вот

экскаватор - это машина. Главное отличие машин от других устройств, выполняющих полезную работу заключается в том, что машина сама совершает основные рабочие операции в отличие от орудий, с помощью которых работу совершает человек. При этом машины могут быть самыми разными - в зависимости от того, какую работу они выполняют: транспортными (самолет, теплоход, электровоз, автомобиль, велосипед), энергетическими (турбина, двигатель внутреннего сгорания, элекромотор, электрогенератор), технологическими (подъемный кран, сеялка, металлообрабатывающий станок), электронно -вычислительные машины. Но как бы они ни отличались друг от друга, можно найти в них общие черты. У каждой машины есть рабочий орган, при помощи которого она выполняет полезную работу. У вентилятора рабочий орган - это пропеллер, у экскаватора - ковш, у автомобиля - колеса. Рабочие органы нужно приводить в движение. Каждая машина имеет двигатель. У вентилятора есть электрический моторчик, колеса автомобиля вращает двигатель внутреннего сгорания, а у шагающего экскаватора - более срока двигателей. Движение от двигателя надо передать рабочим органам машины. Для этого должны быть передаточные устройства (передаточные механизмы). Это может быть канатно-рычажный механизм, как у экскаватора, или сложные коробки перемены передач, как у автомобиля. Машина состоит из трех основных частей: рабочего органа, двигателя и передаточного механизма.

Устройство рабочих органов определяется назначением машины и характером ее работы. Все остальные части - двигатели, передаточные механизмы, устройства управления - предназначаются для того, чтобы рабочий орган мог выполнять те движения и передавать те усилия, которые необходимы по роду возложенной на машину работы. Рассмотрим металлорежущие станки. Рабочие органы токарного станка - шпиндель, на котором установлен патрон для крепления детали, и суппорт, перемещающий резцы во время работы. Шпиндель с фрезой и подвижный стол для крепления и подачи детали- рабочие органы фрезерного станка. Рабочие органы землеройных машин - это ковш и ножи, при помощи которых они роют и перемещают землю. У ткацкого станка -челнок и ремизки, перемещающие нити основы. Рабочими органами различных турбин: гидравлических, паровых, газовых - служат их рабочие колеса. У электрических машин - ротор и статор с обмотками. Именно в них происходит преобразование энергии движения в электрический ток (генераторы) или, наоборот, электрической энергии в движение (двигатели). Лемех плуга является рабочим органом этой сельскохозяйственной машины.

Транспортные машины. Их назначение - двигаться, перевозить грузы и пассажиров. Их рабочим органом является движитель, заставляющий машину двигаться. У колесных машин движителем служат колеса, но не все, а только те, которые соединены с двигателем и передают движение от двигателя всей машине. Движитель судов - гребной винт, а самолетов - воздушный винт. У реактивных самолетов движитель - это сопло двигателя. Совершенствование машин в значительной степени связано с улучшением рабочих органов. Промышленность требует создания все более сложных и совершенных станков и машин. Уже не устраивают станки, которые могут выполнять какую-нибудь одну работу. Создаются станки со сменными рабочими органами-агрегатами.

Рабочие органы машин.

У электробритвы - ножи, у токарного станка - шпиндель и суппорт; у винтомоторных самолетов - винты пропеллера, у бульдозера - нож; у распиловочного станка - дисковая пила, у швейной машины - игла и челнок.

Рабочие органы машины

Двигатель является важной частью машины. Бывают машины и без двигателей (велосипед). Применение двигателей в машинах облегчает труд человека. Делает его более производительным. В технологических машинах главенствующее положение завоевали электрические двигатели. Они значительно проще, надежнее других двигателей и имеют более высокий к. п. д. Имея водонепроницаемый, взрывобезопасный корпус электрический двигатель сможет работать в любом цехе, в шахте, в пыли, и под дождем, и даже под водой. Электрические двигатели всегда готовы к работе, ими легко управлять на расстоянии. Двигатели постоянного тока позволяют плавно регулировать скорость их вращения. Электрические двигатели позволяют значительно упростить механизмы машин и улучшить их конструкцию. Каждый станок имеет свой двигатель и даже несколько двигателей. Прокатный стан, например, имеет более тысячи электрических двигателей. Электрические двигатели позволили создать автоматические станочные линии и заводы - автоматы. Благодаря им появился удобный электрифицированный инструмент. Вдали от источников электрического тока, применяются двигатели внутреннего сгорания. На транспорте применяются и двигатели внутреннего сгорания, и электрические двигатели. При этом двигатели конкурируют, доказывая свои преимущества в борьбе за скорость, силу, экономичность. На тяжелых грузовых автомобилях вместо бензиновых двигателей появились мощные дизельные. Они работают на тракторах, судах, автомобилях. В космосе - ракетные двигатели.

Другая важная часть машины - передаточный механизм. Все двигатели создают вращательное движение, а рабочие органы машин совершают движение по самым разнообразным траекториям с различными скоростями. Передаточные механизмы должны не только передавать движение и усилие от вала двигателя исполнительным и вспомогательным органам машины, но и преобразовывать движение из одного вида в другой, изменять его скорость и направление. Если рабочее колесо насоса должно вращаться с той же скоростью и в том же направлении, что и вал двигателя, то достаточно соединить их валы между собой. Это делается при помощи простых муфт. Если в процессе работы необходимо разъединять машины на ходу, применяются более сложные, фрикционные или электромагнитные муфты. Во фрикционных муфтах передача вращения происходит за счет силы трения. В электромагнитных муфтах передача происходит за счет силы магнитного притяжения, возникающего при протекании тока по обмоткам муфты. Бывает так, что соединяемые части машин находятся на некотором расстоянии друг от друга и оси валов не совпадают. В этом случае используют вал с карданными шарнирами или гибкий вал (трос). Следующая группа устройств для передачи вращательного движения - это ременные и цепные передачи

Три основные части машины: а - двигатель; б - рабочий орган;

Они позволяют получать различные скорости вращения. Скорости ведущего и ведомого валов связаны зависимостью:

Скорость вращения ведомого вала =

Скорость вращения ведущего вала * диаметр ведущего шкива

диаметр шкива Виды передач в машинах

ременная

текстропная

цепная

ПР<?М93 УБИЛ*

чминдричгек/чч пере мча прямозубнаякосозубная цилиндрическая передача

шевронная цилиндрическая

мальтийский крест

внутреннее коническое зацеп ление

с неполным числом зубьев

Муфты для передачи вращения: а - жесткая муфта; б - электромагнитная муфта.

Чтобы ведомый вал вращался быстрее ведущего, нужно поставить на нем шкив меньшего диаметра, на ведущем. Отношение диаметра ведущего шкива к диаметру ведомого называется передаточным числом. Для цепной передачи диаметры шкивов в формуле надо заменить числом зубцов ведущей и ведомой звездочек. В некоторых машинах цепные передачи служат еще и частью рабочего органа. Например, ковши землеройной и зубья врубовой машин крепятся непосредственно на цепи и перемещаются вместе с нею. В машиностроении более широко распространены зубчатые передачи. Зубчатые колесики отсчитывают время в маленьких наручных часах, гигантские колеса диаметром в несколько метров помогают поднимать огромные щиты в шлюзах, поворачивать стрелы экскаваторов и подъемных кранов. Но для всех таких передач действительна одна и та же формула передачи скоростей. Она сходна с формулой ременных передач:

Скорость вращения ведомого колеса =

Скорость вращения ведущего колеса * число зубцов ведущего колеса

число зубцов ведомого колеса

Зубчатые передачи допускают различное расположение валов, различные скорости и направления. Когда для изменения скорости вращения оказывается недостаточным передаточное число одной пары колес применяют, несколько пар зубчатых колес. Такой механизм, заключенный в отдельный корпус, называется редуктором. Для машин нужны передачи, позволяющие изменять скорость ведомого вала. Для этого в редукторе устанавливают несколько параллельно расположенных валов, на которых находятся зубчатые колеса с различным количеством зубцов. При помощи специальных устройств в зацепление вводят те или иные пары колес. Такие редукторы и изменяемым передаточным числом называются коробками скоростей или коробками передач.

Как бы хорошо ни были изготовлены зубья цилиндрических зубчатых колес, при их зацеплении неизбежно происходят удары, отчего они обычно быстро изнашиваются. Поэтому в передачах, испытывающих большие нагрузки, применяют простые косозубые и шевронные зубчатые колеса. Сцепление зубцов у таких колес происходит плавно, без ударов.

Следующий вид передач вращательного движения - червячная пара. Червячные редукторы могут иметь весьма большие передаточные числа. В большинстве таких передач червяк является ведущим, а зубчатое колесо - ведомым.

Но передачей и изменением скоростей вращательного движения не исчерпываются задачи передаточных механизмов. Рабочие органы и вспомогательные устройства многих машин совершают возвратно-поступательное движение, а вал двигателя - вращательное. Поэтому существуют передачи, преобразующие вращательное движение в возвратно-поступательное, и наоборот.

Вот, пожалуй, и все основные виды механических передач движения, применяемые в современных машинах. Из их сочетаний в конечном счете состоит любой самый сложный передаточный механизм.

Чем больше совершенствуются машины, тем больше требований предъявляется к их механизмам. И не всегда механические передачи позволяют выполнить эти требования.

Коробка скоростей, состоящая из зубчатых передач, позволяет изменять скорость только ступенями, зависящими от передаточных чисел зубчатых колес, находящихся в зацеплении. А вот гидравлическая коробка скоростей обеспечивает плавное изменение скорости в широких пределах. Она состоит из масляного насоса и масляной турбины. Насос находится на ведущем валу, турбина на ведомом. При работе насос подает масло на лопатки турбины и заставляет ее вращаться. Если все масло из насоса идет на турбину, она вращается с максимальной скоростью. Когда откроем кран - масло пойдет в обход турбины и она будет вращаться медленнее. Если все масло пустить мимо турбины - она остановится. Регулируя подачу масла можно регулировать скорость вращения турбины. Такие коробки передач применяются на металлорежущих станках, в автомобилях и магистральных тепловозах. У экскаваторов нет сложных механических передач от двигателя к ковшу. Двигатель приводит в движение только масляный насос, а масло, поступая под давлением в гидравлические цилиндры, заставляет рычаги экскаватора совершать работу. На тепловозах применяется электрическая передача. Рядом с дизелем установлен электрический генератор, а около колес установлены электрические двигатели. Дизель вращает якорь генератора, генератор

вырабатывает электрический ток, который приводит в движение двигатели вместе с колесами. Такую же электрическую передачу можно встретить на крупных кораблях, авианосцах.

Подшипники качения: а - шариковый; б - шариковый спорный; в - роликовый; г - кониче-

Важная часть машины - опоры, обеспечивающие работу вращающихся частей и деталей машины. Между поверхностями вала и отверстий, в которых он вращается, возникает трение. Оно препятствует вращению, нагревает металл и может привести поломке. Уменьшить трение можно, заменив сухое трение трением скольжения или трением качения. Опорные участки вала называют шипами или шейками. Их протачивают, шлифуют и помещают в специальные опоры - подшипники. Подшипники разделяют на две группы: подшипники скольжения и подшипники качения. Подшипники скольжения состоят из разъемного корпуса и вкладышей. Вкладыши делаются из бронзы или специального сплава. Благодаря такому сочетанию трущихся материалов трение значительно снижается. Но этого мало. На внутренней поверхности вкладышей делают бороздки, по которым растекается смазка. Как только вал начинает вращаться, он затягивает под шейки частицы масла. Постепенно между валом и вкладышами образуется масляная пленка, которая приподнимает вал, и он вращается, уже не касаясь поверхности вкладышей. Так сухое трение заменяется жидкостным. Но трение не исчезает совсем. При больших скоростях даже трение жидкостного скольжения вызывает сильный нагрев подшипника. Охладить его может тоже масло. В одних подшипниках устраивают масляную ванну, а на вал надевают кольца, которые, вращаясь, подают свежее масло из ванны на шейку вала. Другим подшипникам подают масло при помощи специальных насосов. Масло одновременно и смазывает трущиеся поверхности, и охлаждает их. Подшипники скольжения требуют постоянного ухода. Надежнее и удобнее в эксплуатации подшипники качения. На преодоление трения в шариковом подшипнике тратится всего несколько тысячных долей общей нагрузки на вал. Поэтому смазка только снижает трение шариков друг о друга или о сепаратор (металлическое кольцо с гнездами, разделяющими шарики между собой на равные расстояния). Достаточно однажды смазать такой подшипник и он долго будет работать. Подшипники скольжения плохо работают при трогании с места, а подшипники качения хорошо работают при трогании с места. Но у них есть недостаток: они плохо переносят очень большие нагрузки. Для очень больших нагрузок применяют специальные игольчатые подшипники, в которых между кольцами находятся смазанные тонкие стальные иглы. Сначала такой подшипник работает как роликовый - иглы катятся по поверхности колец. При увеличении скорости вала иглы пере-

ский; д - игольчатый подшипник.

стают катится и вместе с маслом образуют внутреннее кольцо, которое скользит между стальными кольцами подшипника. Такие подшипники применяют в авиационных двигателях, на прокатных

Каждая механическая машина имеет тормоза. В тормозах трение становится помощником. Оно помогает замедлять скорость машины, удерживает ее от самопроизвольного движения. Наибольшее распространение получили тормоза колодочного типа. Устроены они следующим образом. На валу машины находится стальной барабан. К нему при торможении снаружи или изнутри прижимаются колодки. Они сделаны из чугуна или другого материала, который в паре со сталью барабана имеет высокий коэффициент трения. Колодки прижимаются к барабану с помощью рычагов усилием человека, электромагнитным устройством или сжатым воздухом. В некоторых машинах тормозные колодки постоянно прижаты к барабану весом груза, подвешенного на рычаге, и отжимаются при помощи электромагнита только на время работы механизма. Такие тормоза называют грузовыми. Они применяются в механизмах подъемных кранов для предотвращения самопроизвольного опускания подвешенного груза. В других машинах встречаются ленточные тормоза. У них вместо колодок к барабану прижимается охватывающая его лента, покрытая специальным усиливающим трение материалом. В некоторых механизмах для предотвращения самопроизвольного вращения ведомого вала применяют самотормозящую червячную передачу. Она отличается от обычных червячных передач меньшим углом наклона винтовой линии червяка. Трение, возникающее между зубцами колеса и червяком при передаче движения от колеса к червяку, превышает крутящее усилие и надежно препятствует вращению механизма. А вращение от червяка к колесу передается свободно.

В ручной лебедке применяется храповое устройство. Оно состоит из храпового (зубчатого) колеса и стопорящего приспособления (собачки). СОБАЧКА допускает беспрепятственное вращение храпового колеса в одну сторону и надежно стопорит его при попытке повернуть в обратную сторону.

На электрифицированном транспорте применяют электрическое торможение, помимо механического торможения. Когда машинисту необходимо замедлить движение состава, он переводит двигатели в генераторный режим. Движущийся по инерции состав приводит в движение ставшие генераторами двигатели и вырабатывает электрический ток. На это затрачивается энергия движения, и состав замедляет ход.

6

Тормозные устройства: а - ленточные; б - колодочные; в - храповые.

Детали, из которых состоят машины, соединены между собой различными способами. Одни детали соединяют насовсем, другие так, чтобы их можно было разобрать и собрать вновь, и третьи так, чтобы они могли двигаться относительно друг друга.

Неразборные соединения выполняют пайкой, запрессовкой одной детали в другую, с помощью заклепок, газовой и электросваркой.

Разборные соединения выполняют при помощи болтов с гайками или винтов. Другой тип разборных соединений - шлицевое соединение. Шкивы, зубчатые колеса и другие вращающиеся детали соединяют с валом при помощи выступов, равномерно расположенных на одной из деталей, которые входят в пазы другой детали. Эти детали крепят с помощью шпонки, входящей одновременно в вал машины и в соединяемую с ним деталь (шпоночное соединение). Есть соединения, когда нужно перемещать вращающиеся детали вдоль оси вала. Они относятся к подвижным соединениям.

Основные рабочие операции машина выполняет сама, а человеку остается управлять ею. Каждая машина имеет различные рукоятки, штурвалы, рычаги, педали, кнопки, при помощи которых человек включает двигатель, направляет режущий инструмент. Увеличение габаритов и мощности машин, повышение скорости их движения и работы привели к тому, что физических возможностей человека стало недостаточно, чтобы управлять машинами. На помощь человеку пришли системы управления: гидравлические, пневматические, электрические. Такие системы называют сервоприводами. Лопатки направляющего аппарата турбин ГЭС имеют высоту более трех метров, весят несколько тонн и прижимаются друг к другу гигантским давлением воды. Но машинисту помогает масляная система регулирования турбины. Эти системы управления не только умножили силы человека, но сделали его способным управлять сразу несколькими машинами. При помощи сжатого воздуха машинист открывает и закрывает все двери вагонов. Осуществить такое управление при помощи простых рычагов и троса было бы невозможно. Машины становятся все более производительными, скорость их работы увеличивается, человек уже не успевает следить за ними и управлять их работой. Появились устройства, которые управляют машинами без участия человека. Автоматика - будущее машиностроения.

Машины бывают разные. Одни все время стоят в цехе завода, другие кочуют с места на место, а третьи всегда в пути. К первым относятся все станки. Они имеют массивную станину, которая устанавливается на фундаменте. Это делает машину устойчивой, невосприимчивой к тряске и вибрации. Поэтому на таких машинах можно изготавливать точные изделия. К кочующим машинам можно отнести подъемно-транспортные, землеройные, горные, сельскохозяйственные и другие, которые имеют ходовое оборудование. Оно предназначено для передвижения машины в процессе работы. Такие машины, например, экскаваторы перевозят с одной стройки на другую на специальных прицепах. Другие машины перевозят на место работы в разобранном виде. Есть краны и экскаваторы, установленные на ходовом оборудовании. Эти машины могут передвигаться своим ходом на большие расстояния.

На свете существуют тысячи машин. Каждая состоит из десятков и сотен не похожих друг на друга деталей. Как же разобраться в таком многообразии. Если разобрать на части механизм велосипеда, башенного крана, автомобиля, токарного станка, зерноуборочного комбайна и разложить эти части по полочкам так, чтобы на каждой оказались детали одного назначения. Наверное, понадобится не одна сотня полок. Но полок потребуется гораздо меньше. Мы будем сортировать

а - сварка; б - клейка;

в - винтовое соединение; г - с помощью болтов; д - соединение шурупами;

ж - шипочное соединение.

детали не по их виду и размерам, а по назначению, по той роли, которую они исполняют в машине. Такую сортировку называют классификацией. Простой пример классификации.

Детали для соединения частей машины Соединения неразъемные: заклепочные, сварные, прессовые Соединения разъемные: резьбовые, шпоночные, шлицевые

Валы, их опоры и соединения Детали передач вращательного движения Валы, оси, подшипники, муфты Передачи: зубчатая, червячная, ременная, фрикционная, цепная, карданная

Детали передач, преобразующих вращательное движение в поступательное Передачи: канатно-блочная, винтовая, реечная, шатун-но-кривошипная, кулачковая

Ходовое оборудование Колесное, гусеничное, шагающее

Тормоза Колодочные, ленточные, дисковые

Стандартизация и нормализация деталей машин просто необходимы. Что произойдет, если каждый конструктор и каждый завод начнет придумывать новые размеры резьб, профилей проката, шарикоподшипников, муфт, цепей или новую систему оформления чертежей и условных обозначений ? В таких чертежах не сумеют разобраться работники других предприятий, и завод не сможет получить всех необходимых ему материалов и готовых изделий, не сможет осуществить производственное сотрудничество с другими предприятиями. Чтобы этого не случилось в нашей стране введена система государственных стандартов, которые ни одно предприятие не вправе нарушать. Стандартизированы все важнейшие конструктивные элементы деталей машин, профили проката (балки, уголки, швеллеры, трубы), размеры шарикоподшипников, стальные канаты, также чертежная система, условные обозначения. По машиностроению и другим видам продукции самых разнообразных отраслей производства стандартами установлены технические условия на изготовление и прием этой продукции. Стандарты все время пополняются и обновляются в соответствии с непрерывным ростом и развитием промышленного производства. В дополнение стандартизации, проводимой в общегосударственном масштабе, отдельные отрасли производства и заводы могут проводить работы по нормализации деталей машин, технологической оснастке режущего, измерительного инструмента. Нормализацией могут быть охвачены элементы, не предусмотренные государственными стандартами. Государственными стандартами предусмотрены тысячи размеров крепежных деталей и сотни профилей стального проката и труб для всех отраслей народного хозяйства. Но для нужд какого-нибудь завода достаточно иметь 200 типоразмеров крепежных деталей и 30 разных профилей стального проката и труб. Завод выпускает нормаль (таблицу), ограничивающую работников в выборе крепежных деталей или профилей проката. Такая нормаль противоречит ГОСТу, но очень облегчает работу по снабжению, увеличивает повторяемость деталей в производстве и тем самым значительно удешевляет стоимость машин.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов Ю.А., Андреев В.Н., Справочник технолога-машиностроителя. М.: Машиностроение, 1985. 655 с.

2. Афонькин М.Г. Производство заготовок в машиностроении. Л.: Машиностроение, 1987. 255 с.

3. Вербицкая А.Г. Определение механических свойств материалов. М.: Изд-во стандартов, 1984. 191 с.

4. Гумилевский Л. Тепловозы. М.: Молодая гвардия, 1957. 80 с.

5. Долматовский Ю. Повесть об автомобиле. М.: Молодая гвардия, 1958. 264 с.

6. Казанцев А. Богатыри полей. М.: Молодая гвардия, 1955. 222 с.

7. Моралевич Ю. Транспорт будущего. М.: Профиздат, 1956. 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.