Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 51-59. УДК 338
МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ОСНОВА РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
MACHINERY AS THE BASIS OF RUSSIAN ECONOMY REINDUSTRIALIZATION
Е.А. Колесник E.A. Kolesnik
Омский государственный университет путей сообщения Omsk State Transport University
Дата поступления статьи в редакцию 2 июня 2015 г.
Рассматривается роль машиностроения в процессе реиндустриализации российской экономики. Выявлена роль данной отрасли для экономической безопасности страны. Приведены статистические данные о доли машиностроения в структуре промышленного производства в развитых странах и России. Проведено сопоставление статистических данных и сделаны выводы о необходимом развитии машиностроения России. Определено место данной отрасли в процессе реиндустриализации национальной экономической системы. Также автором сформулировано определение понятия «реиндустриализация», приведены примеры проведения реиндустриализации экономики стран мира. В работе выявлены причины, запустившие процесс реиндустриализации в мире в целом и в России в частности. В работе с помощью статистических данных обоснована необходимость проведения реиндустриализации в России и, как следствие, дана характеристика текущего состояния российской экономики. Приведена динамика основных экономических показателей. Указаны возможные направления реиндустриализации в России.
Автор останавливается на одном направлении - отрасли машиностроения. В статье охарактеризованы отраслевые тенденции развития машиностроительного комплекса России на современном этапе и рассмотрена динамика его развития с 2012 по 2014 г. Проанализированы основные тенденции развития машиностроения и их причины. Автором выделены и рассмотрены одни из важнейших подотраслей машиностроительного комплекса, такие как авиастроение, станкостроение, тяжелое машиностроение и др. Указаны основные меры государственной поддержки как подотраслей, так и всей отрасли в целом. На основе проведенного исследования автором выявлены определенные пути и методы осуществления процесса реиндустриализации в направлении развития машиностроительного комплекса России.
The article discusses the role of engineering in the process of reindustrialization of the Russian economy. There is defined the role of engineering to the economic security of countries. The author presents statistics on the share of machinery in the structure of industrial production in the developed countries and Russia. There are made the comparison of statistical data and conclusions about the development of engineering in Russia. There is defined a place of the industry in the process of reindustrialization of the national economic system. Also, the author formulates the definition of the term "reindustrialization" and gives the examples of carrying out the reindustrialization of the world economies. The paper identified the reasons that started the process of reindustrialization in the world in general and Russia in particular. In the work, using statistical data, the necessity of carrying out of reindustrialization in Russia is explained. In consequence, there is given the characteristic of the current state of the Russian economy. There are presented the dynamics of the main economic indicators and the possible directions of re-industrialization in Russia.
In this article, the author focuses on one direction - the engineering industry. The article describes industry trends in the development of machine-building complex of Russia at the present stage. The dynamics of development of mechanical engineering from 2012 to 2014 is presented. The article analyzes the main trends in the development of machinery and their causes. The author identifies and examines some of the most important sub-sectors of machine-building complex, such as aircraft manufacturing, machine tools, heavy machinery, etc. are the main measures of state support as sub-sectors and the whole industry in general. Based on the conducted research, the author reveals the specific ways and methods of carrying out the process of reindustrialization in the direction of the development of machine-building complex of Russia.
Ключевые слова: реиндустриализация, машиностроение, промышленная интервенция, меры государственной поддержки.
Key words: reindustrialization, engineering, industrial intervention, measures of state support.
Введение
Кризис 2008-2009 гг. и последовавший за ним валютно-финансовый кризис 2014 г., а также санкции со стороны западных стран вызвали в России (как и во всем мире) рост интереса к промышленной политике и развитию базовых отраслей экономики (машиностроение). Иными словами, в России запустился процесс реиндустриализации экономической системы, в котором машиностроению, на наш взгляд, должна принадлежать ключевая роль.
Состояние машиностроительной отрасли определяет, в первую очередь, технологический уровень развития экономики. Прибыль от данной отрасли, получаемая каждые 8-10 лет, способствует техническому перевооружению всей промышленности развитых стран мира. Доля машиностроительной продукции в ВВП России в период с 1998 по 2012 г. составляла 613 %, что значительно меньше уровня развитых стран. Так, в ВВП ЕС доля машиностроения составляет 36-45 %, в США - 10 % [1].
© Е.А. Колесник, 2015
Продукция отрасли благодаря высокому качеству и конкурентоспособности обладает большим удельным весом в общем объёме экспорта страны и высокой рыночной привлекательностью. Однако в России на долю продукции машиностроительного комплекса приходится лишь 10-20 % общего объема экспорта страны, в то время как в Японии она составляет 64 %, в США и Германии - 48 %, в Канаде - 42 %, в Швеции - 44 % [2]. Следует также понимать, что вся инновационная продукция производится с помощью машин и оборудования, поставляемого машиностроением, машиностроительному сектору принадлежит ключевая роль в распространении передовых машин и технологий в другие отрасли экономики, так как машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (авиастроение, станкостроение, производство подъемно-транспортного оборудования и др.). Таким образом, от уровня развития данной отрасли зависят материалоёмкость, энергоёмкость ВВП, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства. Так, с точки зрения экономической безопасности уровень машиностроения в ВВП страны должен составлять как минимум 30 %. В структуре промышленного производства России удельный вес машиностроения составляет менее 15-20 %, тогда как в экономически развитых странах эта доля достигает 35-50 % [2]. Это подрывает устойчивость российской экономики к кризисным явлениям и увеличивает ее зависимость от западных производителей.
Таким образом, основополагающая роль российского машиностроения и его состояние предопределяет место отрасли в современном
Одни авторы разрабатывают модель неоиндустриализации, включающую в себя проведение индустриализации и вертикальной интеграции, другие останавливаются на изучении отдельных вопросов (роль промышленного развития в развитии экономики, разработка ряда стратегических документов и концепций
процессе реиндустриализации национальной экономической системы.
Целью нашей работы является определение роли машиностроения в процессе реинду-стриализации экономики России.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
• дать определение понятию «реиндустриа-лизация» и выявить его основные причины;
• охарактеризовать отраслевые тенденции машиностроения (и некоторых его подотраслей);
• определить пути и методы осуществления процесса реиндустриализации в направлении развития машиностроительного комплекса России.
Понятие «реиндустриализация», процесс реиндустриализации в мире и его причины
Понятие «реиндустриализация» в западной литературе впервые начали использовать в 1986 г., наряду с понятием «деиндустриализация» [3]. Согласно О.С. Сухареву, реиндустриа-лизация - это экономическая политика, представляющая набор мероприятий, более широкий, чем стандартные варианты промышленной политики [4]. На наш взгляд, реиндустриа-лизация - это не только экономическая политика, это процесс социальных, экономических и политических изменений, направленных на возобновление активной экономической деятельности в промышленности и создание ее конкурентоспособной продукции. Существует достаточно большое количество исследований, посвященных современной проблеме реинду-стриализации (табл. 1).
в области новой реиндустриализации и др.). В целом исследования проблемы реиндустриа-лизации разнообразны и многосторонни, как и сама проблема.
В последние годы наблюдается немало примеров проведения реиндустриализации экономики как развитых, так и развивающихся
Таблица 1
Исследования проблемы реиндустриализации экономики [3]
Авторы Суть исследования
С.С. Губанов, М. Мусин, С. Любимцева, В. Наймушин, Ю. Чуприк, А. Амосов, В. Дасковский, В. Киселев, В. Логачев, Д. Кочергин, О. Рогова, В. Рязанов и др. Предложена модель новой индустриализации, заключающаяся в проведении индустриализации экономики и вертикальной интеграции
С. Авдашева, Е. Балацкий, В. Безруков, Ж.П. Бландиньер, Ф. Глисин, В. Карачаровский, В. Лапин, В. Миронов, А. Обухович, А. Шаститко Рассмотрена роль промышленного развития в развитии экономики
С.Ю. Глазьев, М.А. Бендиков, А.Е. Варшавский, М.Д. Дворцин, Е.Б. Ленчук, Н.И. Комков, И.Э. Фролов Экономико-технологические и организационные аспекты преобразований в промышленности
стран, которая предусматривает возобновление тренда промышленной интервенции государства (табл. 2). Например, Южная Корея разработала отраслевые стратегии для секторов, которые считает флагманами индустрии: авто-
Министерство промышленной политики Индии опубликовало в ноябре 2011 г. Политику развития национальной обрабатывающей промышленности, которая предусматривает увеличение доли последней в ВНП страны с 16 до 25 % к 2022 г. Главной задачей данной политики является создание национальных зон обрабатывающей промышленности и инвестиций, которые будут освобождены от налогов, получат финансовые льготы и станут развиваться как автономные самоуправляемые области в партнерстве с частным сектором. Индия также ставит цель в течение десяти лет увеличить свою долю в глобальных прямых иностранных инвестициях с 1,3 до 5 % [6].
В Нидерландах разработали новую предпринимательскую и инновационную политику, основанную на отраслевом подходе, для стимулирования развития девяти ведущих секторов. К ним отнесли водоснабжение, пищевую промышленность, садоводство, высокие технологии, биологические науки, химию, энергетику, логистику и «креативные» отрасли. В этих секторах Нидерланды имеют конкурентные преимущества, и государство рассматривает их в качестве приоритетных [6].
В России принят Федеральный закон «О промышленной политике в РФ», также в разработке находится новая редакция государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - госпрограмма). Данная госпрограмма будет направлена на создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию
мобильной промышленности, судостроения, полупроводниковой промышленности, металлургии, общего машиностроения, текстильной промышленности и производства строительных материалов [6].
на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, - индустрии, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны [7]. Реализация госпрограммы предусматривает выделение более 1 трлн руб. бюджетных средств и будет проходить в два этапа:
• 1-й этап - 2012-2015 гг.;
• 2-й этап - 2016-2020 гг.
В госпрограмму входят следующие подпрограммы, направленные на развитие приоритетных подотраслей машиностроения:
• автомобильная промышленность;
• тяжелое машиностроение;
• транспортное машиностроение;
• станкоинструментальная промышленность;
• лесопромышленный комплекс;
• сельскохозяйственное машиностроение и др. [7].
Сам по себе процесс реиндустриализации многогранен и всесторонен и не ограничивается мерами промышленной политики. В зависимости от приоритетов развития, реиндустриа-лизация экономики может быть направлена как на развитие высокотехнологичных отраслей (робототехника и др.), так и на восстановление и развитие традиционных отраслей промышленности (судостроение, станкостроение и др.).
Основные причины, запустившие процесс реиндустриализации в мире:
• поиск путей выхода из экономического кризиса 2008-2009 гг.;
Таблица 2
Примеры промышленной интервенции государства [5]
Страна Пример промышленной интервенции
Бразилия Большой бразильский план
Нидерланды Политика по развитию важнейших отраслей промышленности
Россия ФЗ «О промышленной политике в РФ», государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»
США Акт о восстановлении экономики и привлечении в нее инвестиций, Стратегия инновационного развития промышленности и экономики
Китай Государственный план развития стратегически важных отраслей промышленности
Индия Национальная промышленная политика
Япония Видение промышленной структуры
Великобритания Стратегия роста и развития промышленности
• наличие структурных дисбалансов в экономике, которые необходимо ликвидировать (гипертрофированное развитие финансового сектора);
• вызов со стороны развивающихся стран (бурный рост экономики Китая, ее конкурентоспособности, а также агрессивная промышленная стратегия Поднебесной).
Основные причины, запустившие процесс реиндустриализации в России:
• ценовая конъюнктура на мировом рынке нефтепродуктов;
• поиск новых источников бюджетных поступлений;
• введение санкций со стороны западных стран;
• необходимость уменьшения зависимости стратегически важных отраслей экономики от западных производителей;
• осложнение геополитической ситуации;
• поиск новых точек роста экономической системы.
Безусловно, процесс реиндустриализации в каждой стране предусматривает различные инструменты промышленной политики и различные приоритетные отрасли. Так, реиндуст-риализация в России будет отличаться от ре-индустриализации, например, в США или Евросоюзе, для которых характерно развитие таких отраслей, как робототехника, цифровые и аддитивные технологии, которые проникают в традиционные отрасли и радикально меняют их. Для России процесс реиндустриализации в первую очередь характеризуется развитием реального сектора экономики и проведением активной промышленной политики, направ-
ленной на системное восстановление технологической основы национальной экономической системы за счет мер макроэкономического, институционального, правового, инвестиционного характера, касающихся не только промышленных организаций, но и вспомогательной инфраструктуры, финансовой и банковской системы, социальных секторов хозяйства, науки и образования, а также правовой сферы [6].
Необходимость проведения реиндустриализации экономики России и место машиностроения в данном процессе
Для определения необходимости реинду-стриализации в России следует охарактеризовать конъюнктуру российской экономики. В 2014 г. российская экономика столкнулась с серьезным валютно-финансовым кризисом, способным перерасти в глубокий экономический кризис. На протяжении всего года происходило снижение темпов роста ВВП, а к его концу этот показатель, впервые с 2009 г., перешел в область отрицательных значений (-0,2 %). Рубль потерял 70 % своей стоимости [8]. Также произошло снижение темпов роста основных экономических показателей. Из табл. 3 видно, что темпы роста ВВП сократились, инвестиции в основной капитал перешли в отрицательную зону, а доля капиталовложений в экономику сократилась с 22,6 % в 2013 г. до 16,7 %. Тем не менее в отраслевой структуре капиталовложений доля добывающих отраслей возросла с 18,9 до 22,2 %, в то время как капиталовложения на производство машин и оборудования сократились на 0,1 % [8].
Таблица 3
Динамика важнейших экономических показателей (по данным Росстата), %
Показатель 2013 г. 2014 г.
Темпы прироста ВВП 1,3 0,5
Доля накопления в ВВП 22,6 16,7
Прирост инвестиций в основной капитал 0,8 -2,5
Доля в капиталовложения ведущих секторов хозяйства, в том числе: - добывающая промышленность 18,9 22,2
- производство кокса и нефтепродуктов 4,4 5,3
- производство машин и оборудования 0,7 0,6
- операции с недвижимостью 9,6 10,8
- транспорт 20 17
В 2014 г. также произошло ослабление рубля, рост инфляции, которая составила 10 % (для продуктов питания данный показатель существенно выше), и удорожание внешнего долга. Так, суверенный долг России составляет 57 млрд дол., что считается незначительным в масштабах страны [8]. Но необходимо учиты-
вать и долг корпоративного сектора, который в десять раз больше суверенного долга России, и его основная часть приходится на государственные корпорации и национальные энергетические компании, что придает ему квазигосударственный статус. В итоге к концу 2015 г. российские корпорации должны будут выпла-
тить 130 млрд дол. своего зарубежного долга, что окажет дополнительную нагрузку на экономику России [8].
Развитие экономики России на протяжении многих лет основывалось на добыче природных энергоресурсов и благоприятной экономической конъюнктуре для их экспорта. Однако такая модель стала неэффективной в силу дисбаланса структуры российской экономики, который препятствует развитию промышленности, технологий и внутреннего рынка. Это способствовало замедлению темпов роста экономической системы России задолго до осложнения геополитической ситуации и введения западных санкций. Основной точкой экономического роста является реальный сектор экономики, и необходимость проведения реиндуст-риализации обусловлена технологическим отставанием экономики России, многолетним игнорированием промышленности, введением санкций и их последствиями, ростом барьеров для трансферта технологий и необходимостью роста независимости от внешних источников военного производства.
Повторимся, что реиндустриализация является многогранным процессом, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества. Осуществлять реиндустриализацию экономики можно при помощи различных инструментов и направлений. Например, О.С. Сухарев выделяет следующие направления реиндустриа-лизации экономики России:
• повышение эффективности добывающих и энергосырьевых секторов, увеличение степени переработки сырья (лесопромышленный комплекс, нефтехимия);
• инфраструктурные проекты (ж.-д. магистрали, газо- и нефтепроводы, дороги);
• стимулирование развития экспортных и внутренних производств - продуктовых серий (внутренняя и международная конкурентоспособность);
• базовое машиностроение и специальное машиностроение (спецтехнология);
• использование патентной базы России и выход на мировой рынок, а также развёртывание «защищённых производств» и использование технологических заделов [4].
Нами упор сделан на одном из вышеперечисленных направлений - отрасли машиностроения.
Современные тенденции развития машиностроительного комплекса
Падение производства в российском машиностроении началось со второй половины 2012 г., до этого спад производства машиностроительного комплекса наблюдался в кризисный 2009 г. В 2013 г. падение производства продолжилось и по итогам года составило 3 %, однако в IV квартале 2013 г. наблюдался некоторый рост, который обеспечили подотрасли автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения. Рост автомобилестроения был вызван проявлением положительного эффекта от повышения уровня локализации сборочных автомобилестроительных заводов (табл. 4), а рост селскохозяйственного машиностроения был спровоцирован государственным субсидированием производителей [10].
Отрасль Показатели
Обрабатывающие производства 101,1
Производство машин и оборудования 92,4
Производство механического оборудования 94,4
Производство прочего оборудования общего назначения 92,9
Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 70,2
Производство станков 83,6
Производство прочих машин и оборудования специального назначения 96,4
Производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки 100,8
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 97,2
Производство офисного оборудования и вычислительной техники 86,5
Производство электрических машин и электрооборудования 89,2
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 98,2
Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов 112,5
Производство транспортных средств и оборудования 100,9
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 105,8
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 93,7
Таблица 4
Динамика производства в машиностроительных отраслях и подотраслях в 2012-2013 гг., % [9]
Из данных табл. 4 видно, что по отношению к 2012 г. в 2013 г. в наибольшей степени замедление производства произошло в станкостроении и производстве машин и оборудования для сельского хозяйства (несмотря на
К основным факторам, оказавшим негативное влияние на отрасль машиностроения в 2013 г., можно отнести снижение инвестиций в основной капитал, которое составило 0,3 %, и вступление России во Всемирную торговую организацию (особенно сильно пострадали производители сельскохозяйственной техники).
В 2014 г. динамика машиностроительного комплекса несколько изменилась. Так, производство машиностроительной продукции возросло по всем видам обрабатывающих производств, кроме текстильного и швейного (97,5 %); производства кожи, изделий из кожи и производства обуви (97,2 %); обработки древесины и производства изделий из дерева (94,7 %); производства машин и оборудования (92,2 %); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (99,5 %) [11]. Однако, объемы производства в декабре 2014 г. снизились по сравнению с декабрем 2013 г. по всем видам деятельности обрабатывающих производств за исключением производства кокса, нефтепродуктов (103,6 %); химического производства (100,1 %); производства резиновых и пластмассовых изделий (116,4 %); производства прочих неметаллических минеральных продуктов (109 %); металлургического производства и производства готовых металлических изделий (104,4 %); производства машин и оборудования (101,2 %); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (106 %) [11].
В декабре 2014 г. цены производителей промышленных товаров в обрабатывающих производствах возросли на 8,5 % к декабрю 2013 г., что связано с общеэкономической ситуацией в стране.
Далее остановимся на состоянии некоторых подотраслей машиностроительного комплекса.
субсидирование и рост подотрасли в IV квартале) [9].
В итоге совокупный индекс производства в 2013 г. в трех машиностроительных отраслях по отношению к 2012 г. составил 97 % (табл. 5).
Машиностроительное производство
В 2014 г. было произведено 6,7 тыс. шт. (87,7 % к 2013 г.) тракторов для сельского и лесного хозяйства, гусеничных тракторов -493 шт. (44,9 %). ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», ООО «ТД "ХТЗ"», ООО «Джон Дир Русь», ООО «Клаас» снизили объёмы производства к 2013 г. Вместе с тем увеличили выпуск тракторов ОАО «Петербургский тракторный завод», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод "Россельмаш"», ОАО «ПО "Елабужский автомобильный завод"», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» [11]. Производство легковых автомобилей в 2014 г. составило 1 739,6 тыс. шт., что на 9,7 % ниже, чем в 2013 г. Выпуск автомобилей иностранных брендов предприятиями, работающими в режиме промышленной сборки, составил 1 048,3 тыс. шт. (-2,9 %). В 2014 г. производство железнодорожного подвижного состава характеризовалось следующими показателями: произведено 346 магистральных электровозов, что составляет 94,8 % к 2013 г., 72 секции магистральных тепловозов (109,1 %), 54,5 тыс. грузовых магистральных вагонов (90,7 %), 853 вагона пассажирских магистральных (107,7 %) [11].
Энергетическое машиностроение
Совокупный объём производства основного энергетического оборудования в 2014 г. составил 123 млрд руб., что составляет 98 % от уровня 2013 г. В натуральных показателях по основным видам продукции энергетического машиностроения в 2014 г. выпущено: газовых турбин - 1 273 МВт (110,8 % по отношению к 2013 г.); гидравлических турбин - 2 167 МВт (156 % по отношению к 2013 г.); паровых котлов - 2 397 т пар/ч (94 % по отношению к
Таблица 5
Показатели производства машиностроения в 2012-2013 гг., % [11]
Отрасль Показатели
Производство машин и оборудования 92,4
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 97,2
Производство транспортных средств и оборудования 100,9
Всего машиностроительный комплекс 97,0
2013 г.); генераторов переменного тока -5 708,6 МВт (72 % по отношению к 2013 г.) [11].
Меры государственной поддержки промышленных предприятий энергетического машиностроения:
• субсидирование затрат на НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312);
• субсидирование процентов по инвестиционным кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов (Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3);
• формирование Фонда развития промышленности, предусматривающего использование механизма возвратного финансирования по льготным ставкам при реализации инвестиционных проектов.
Тяжёлое машиностроение
По итогам 2014 г. объём производства по предприятиям тяжёлого машиностроения составил 199,8 млрд руб., или 101,3 % к 2013 г. В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 г. составил: сталеплавильное оборудование и литейные машины -16,6 тыс. т (77,7 % к 2013 г.); прокатное оборудование - 496 т (28,5 % к 2013 г.); проходческие комбайны - 28 шт. (93,3 % к 2013 г.); мостовые электрические краны - 2 401 шт. (95,1 % к 2013 г.); козловые и полукозловые электрические краны -133 шт. (95,7 % к 2013 г.) [11].
Меры государственной поддержки:
• утверждение «Стратегии развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года», которая ориентирована на решение системных проблем отрасли тяжёлого машиностроения;
• разработка подпрограммы «Тяжёлое машиностроение», которая вошла в состав государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»; подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития тяжёлого машиностроения;
• меры государственной поддержки в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР.
Также продолжается реализация крупных инвестиционных проектов. Например, ОАО «Копейский машиностроительный завод» реализует инвестиционные проекты по комплексному техническому перевооружению производственного комплекса завода (I и II очереди), созданию нового литейного производственно-
го комплекса с освоением новейших технологий получения литых заготовок. ОАО «Машиностроительный концерн "ОРМЕТО-ЮУМЗ"» осуществляет модернизацию металлургического, литейного, механообрабатывающего и сварочного производства [11].
Авиастроение
За 2014 г. произведено: 31 ближнемагист-ральный пассажирский самолёт Sukhoi Super-Jet-100, из них 11 - на экспорт; пять ближнема-гистральных пассажирских самолётов Ан-148; три среднемагистральных пассажирских самолёта Ту-214, а также выпущено 37 вертолётов, из них 20 - на экспорт [11].
Меры государственной поддержки: подписание Федерального закона «О национальном исследовательском центре "Институт им. Н.Е. Жуковского"» - создание центра обеспечит объединение научно-исследовательского потенциала организаций государственного сектора авиационной науки и повышение его конкурентоспособности.
Станкоинструментальная промышленность
В 2014 г. объём производства станкоин-струментальной продукции (механообрабаты-вающего, литейного, кузнечно-прессового, сварочного, термического, гальванического, деревообрабатывающего и прочего оборудования, а также инструмента) составил 33,64 млрд руб. Объём производства металлообрабатывающего оборудования составил 6,61 млрд руб., или 112 % к уровню 2013 г. В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 г. составил: металлообрабатывающее оборудование - 4 088 шт., металлорежущие станки - 2 739 шт., кузнечно-прессо-вое оборудование - 1 349 шт., деревообрабатывающие станки - 4 869 шт. В том числе освоен выпуск 16 новых моделей станков, преимущественно с прецизионными параметрами обработки поверхностей, в том числе пяти осевых обрабатывающих центров. Предприятиями отрасли освоен выпуск новых образцов цельного твёрдосплавного режущего инструмента, концевых фрез с нанесением нанопокрытий, фрез со сменными режущими пластинами для обработки высокопрочных титановых и жаропрочных никелевых сплавов [11].
Меры государственной поддержки:
• утверждение новой редакции подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленно-
сти и повышение её конкурентоспособности» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328);
• утверждение Правил предоставления субсидий на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструменталь-ной продукции (Постановление Правительства РФ от 27 октября 2014 г. № 1128);
• утверждение Правил предоставления субсидии в виде имущественного взноса в ГК «Рос-тех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструменталь-ной продукции (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. № 1257);
• вступление в силу (с 1 января 2014 г.) Постановления Правительства РФ № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
В целом итоги работы машиностроения России в 2014 г. характеризуются продолжением снижения объёма производства по ряду подотраслей, что обусловлено замедлением роста национальной экономики, а также общемировыми тенденциями снижения промышленного производства.
Пути осуществления процесса реинду-стриализации в направлении развития машиностроительного комплекса России
Проведение реиндустриализации российской экономики ни в коем случае не ограничивается развитием лишь машиностроительного комплекса, но является ее первым шагом и одним из основных направлений. Для развития машиностроения необходимо выполнить следующие мероприятия:
• создание централизованного института, специализирующегося на развитии и стимулировании машиностроительного комплекса;
• усовершенствование законодательной базы в области промышленности и промышленной полититики - так, в Федеральном законе «О промышленной политике в РФ» говорится о промышленности в целом, но о машиностроении как основной отрасли, способной стать движущей силой процесса реиндустриа-лизации всей российской экономики, отдельно не упоминается [12];
• пересмотр финансирования подотраслей машиностроения в рамках госпрограммы «Раз-
витие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: в госпрограмме на финансирование автомобилестроения предусмотрено больше средств, чем на финансирование станкостроения - с чем это связано, не совсем понятно, ведь станкостроение является одной из важнейших подотраслей, в случае ее утери будет невозможно построить ни автомобили, ни какие-либо другие инструменты, машины, двигатели и др.;
• создание законодательно закрепленных требований по локализации производства во всех подотраслях машиностроения;
• введение государственного субсидирования затрат на НИОКР не в рамках каких-либо госпрограмм развития, а на долгосрочный период - это позволит предприятиям машиностроения увеличить свою инновационную активность и повысит уровень взаимодействия промышленности и науки.
В целом меры поддержки машиностроения заключаюся в создании четких, понятных и законодательно закрепленных условий функционирования и взаимодействия предприятий, органов власти и банков, направленных на стимулирование развития отрасли и реиндустриа-лизации.
Заключение
Проблема реиндустриализации российской экономики, основанной на развитии машиностроительного комплекса, является перспективным вопросом и основным трендом развития отечественной экономической системы. На основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что необходимость проведения реин-дустриализации российской экономики обусловлена, во-первых, многолетним игнорированием промышленности, которое привело к глубоким структурным дисбалансам экономической системы; во-вторых, ростом зависимости отечественной экономики (стратегически важных отраслей) от западных производителей, что делают экономику России уязвимой к кризисным явлениям и геополитическим изменениям; в-третьих, современным состоянием национальной экономики и ее технологическим отставанием; в-четвертых, ростом барьера для трансферта технологий, в результате чего Россия не может полномасштабно развиваться и идти к построению инновационной экономики.
К обстоятельствам, определяющим главенствующую роль машиностроения в реиндуст-риализации российской экономики, относятся:
• современное состояние отрасли машиностроения;
• наличие структурного дисбаланса экономики, который необходимо ликвидировать;
• изменения конъюнктуры рынка нефти;
• введение санкций;
• рост зависимости базовых отраслей экономики от западных производителей и технологий.
Процесс реиндустриализации и развитие машиностроения способны преодолеть структурные дисбалансы национальной экономки, уменьшить зависимость от иностранных поставщиков и тем самым увеличить экономическую безопасность страны. Однако, все это займет ни один десяток лет. Необходимо осознавать и то, что процесс реиндустриализации следует беспрестанно регулировать и корректировать в соответствии с меняющейся экономической конъюнктурой и потребностями развития российской экономики.
1. Буравой И. М. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2013 г. // Экономист. - 2012. - № 1. - С. 32-40.
2. Хорошилов Г. А. Инновационная деятельность в машиностроении // Экономист. -2012. - № 7. - С. 32-40.
3. Коровин Г. Б. Теоретические аспекты новой индустриализации России // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 6 (38). - URL : http://www.sisp.nkras.ru.
4. Сухарев О. С. Реиндустриализация экономики России и технологическое развитие. -URL : http://www.inecon.org.
5. Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. - URL : http://
www.fiw. ac.at/fileadmin/Documents/Veranstaltu
ngen/16._Workshop/session-iii-beyond-indust-
rial-policy-emerging-issues-and-new-trends.pdf.
6. Кондратьев В. Б. Свежее дыхание промышленной политики. - URL : http://www. perspektivy.info/rus/ekob/svezheje_dyhanije_pro-myshlennoj_politiki_2014-05-22.htm.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328. - URL : http:// www.government.ru/docs/11912/.
8. Кондратьев В. Б. Кризис 2014 г. в России как итог пороков экономической политики. - URL : http://www.perspektivy.info/rus/ ekob/krizis_2014_goda_v_rossii_kak_itog_poro-kov_ekonomicheskoj_politiki_2015-02-04.htm.
9. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. - URL : http://www. gks.ru.
10. Машиностроение: тенденции и прогнозы : аналит. бюл. - URL : http://www.ria-rating.ru.
11. Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за 2014 г. / Минпромторг. - URL : http://www.government.ru/dep_news/17 702/.
12. О промышленной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. - URL : http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70733138/#ixzz 3bQcoaeVm.